Вступление. Наибольшие потери населения в мирное время приходятся в Украине на период между Первой и Второй мировыми войнами.
Вызваны они были не природными факторами, а стали следствием осуществления руководством СССР политики против своего народа, особенно – против украинцев. Это проведение раскулачивания (1928-1931 гг.) и насильственной коллективизации (1929-1932 годы), организация Голодомора практически на всей территории Украины в тогдашних ее границах (1932-1933 гг.), репрессии (1937-1939 гг.).
Длительное время на эти темы было наложено табу, открыто они начали обсуждаться только в конце девяностых годов прошлого века. Выяснение причин и последствий тех страшных событий потребует исследования общественно-политической ситуации, которая была в те годы, соответствующих документов и статистической информации по экономичным и демографическим процессам.
Одним из важнейших направлений исследований является определение демографических потерь населения Украины в межвоенный период, особенно вследствие Голодомора. Оценки потерь населения Украины вследствие Голодомора и других процессов разнятся между собой.
Необходимым условием корректного оценивания масштабов и последствий демографической катастрофы 1932-1933 годов в Украине является формирование надежного информационно-методического обеспечения научных разработок в виде базы данных о состоянии и движении населения Украины в межвоенный, а особенно межпереписный период с 1926 по 1939 годы. Реализация этой идеи целиком зависит от имеющегося демостатистического наследия.
Постановка задачи. Основными компонентами системы информации о населении являются переписи населения и текущая демографическая статистика. Она делится на статистику естественного движения населения, статистику миграции, текущие вычисления численности и половозрастного состава населения в период между переписями населения.
А также на результаты их актуализации от базы последнего по времени проведения переписи, текущие расчеты численности и половозрастного состава между переписями населения, демографические прогнозы.
Особенности организации статистики населения в Украине в 1920-1930 годах и качество демографической информации и по сей день остаются малоисследованными. Поэтому целью этой статьи является исследование состояния статистики населения в межвоенный период и общая оценка полноты и качества имеющихся демографических данных.
Результаты исследования. Состояние статистики населения в Украине тесно связано с ее состоянием сначала в Российской империи, а затем и в СССР.
Практически сразу после революции – 18 декабря 1917 года – был издан декрет Совета Народных комиссаров (СНК) о гражданском браке, детях и введении книг для записей актов гражданского состояния. 23 января 1918 года был издан указ СНК «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». А в октябре 1918 года – Кодекс законов «Об актах гражданского состояния, брачном, семейном и попечительском праве».
После этого Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) РСФСР издал циркуляр о включении в актовые записи статистических карточек, которые заполняли одновременно с актом и направляли в губернские статистические бюро.
Хотя формально Украина вошла в состав СССР только в 1922 году, события в Российской Федерации влияли и на Украину. Так, декретом СНК УССР от 17 февраля 1919 года «Об организации отделов записи актов гражданского состояния» предусматривалась передача функций регистрации демографических событий от церкви гражданским властям.
До сентября 1921 года отделы записи актов гражданского состояния (ЗАГС) подчинялись органам юстиции и местным судам.
С сентября 1921 года управление отделами ЗАГС было возложено на местные советы, причем регистрирующей единицей самого низкого уровня стала волость. Это создало неудобства для населения из-за необходимости преодолевать значительное расстояние от места жительства до областного центра и, соответственно, сказалось на качестве регистрации. В то же время в НКВД был образован Центральный отдел ЗАГС.
Потребовалось три года, чтобы изменить ситуацию к лучшему, в конце 1924 года было принято решение, согласно которому регистрация актов гражданского состояния возлагалась на сельские советы, что повысило качество учета.
В период 1919-1929 годов в Украине для учета естественного движения населения действовала статистическая карточка. В нее одновременно с записями актов гражданского состояния заносили еще и другие необходимые сведения, которые разрабатывались затем в губернских (до 1925 года), а позже в окружных (с 1925 до 1929 года) статистических бюро.
В этот же период происходит создание и институциональное становление демографической статистики в Украине. Постановлением СНК УССР от 12 марта 1919 года было утверждено Положение «О местных статистических учреждениях Украины» – создавались губернские статистические бюро.
Однако не были четко определены их структура, численность, система координации и управления. Отдельные вопросы регламентировались «Положением о государственной статистике», которое было утверждено СНК УССР 1 июня 1919 года. Постановлением СНК Украины от 1 октября 1921 года было организовано ЦСУ УССР.
Вхождение Украинской республики в состав СССР вызвало необходимость подчинения украинской статистической службы ЦСУ СССР, что было отражено в Положении «О государственной статистике УССР», которое было утверждено Всеукраинским центральным исполнительным комитетом и СНК УССР.
В 1921-1922 годах как структурное подразделение ЦСУ Украины был создан отдел демографии. За короткое время (1923-1927 гг.) в Украине была создана современная, европейского уровня статистика естественного движения населения и осуществлена отличная подготовка и проведение переписей населения и разработка их итогов.
Национальная демографическая служба формировалась образованными, наделенными чувством высокого гражданского долга людьми, среди которых А. Авдиенко, С. Аглаимов, И. Вейцблит, И. Вологодцев, А. Гиршфельд, И. Коваленко, А. Кокорев, Ю. Корчак-Чепурковский, Е. Кустолян, М. Ходос, А. Хоменко, И. Яровой и другие.
Благодаря этим специалистам Украина в течение 1920-1930 годов занимала ведущие позиции в СССР по делу постановки статистики естественного движения населения. Этому способствовало более раннее, чем в других республиках, налаживание регистрационной сети в сельской местности, сохранение до 1929 года статистической карточки и более широкая и четко сформулированная программа регистрации актов гражданского состояния.
Программа годовой разработки данных о естественном движении населения в Украине была значительно шире, чем общесоюзная.
Особенности украинских годовых отчетов о естественном движении населения были таковы. В Украине раньше, чем в других республиках, начали разрабатывать данные по признаку социального положения, причем с большей детализацией, чем это было принято позже для общесоюзной программы. Информация о рожденных детях, кроме возраста матери, разрабатывалась и по возрасту отца.
В 1927-1931 годах данные были разработаны по очередности рождения у матерей в комбинации с возрастом, а за 1931 год эта разработка была проведена и для основных социальных групп. За 1927 и 1928 гг. были сформированы таблицы живорожденных детей по продолжительности брака и очередности рождения ребенка у матери в данном браке.
Подробно разрабатывались и данные об умерших детях на первом году жизни как по возрасту (дни и месяцы жизни), так и по календарным месяцам смерти. Данные об умерших с 1926 года разрабатывали не только по социальным группам и возрасту, но и по отдельным видам занятий.
Весьма оригинальной была разработка по бракам и разводам. Для отдельных социальных групп проводилась комбинация возраста и добрачного состояния. Нашел также отражение вопрос о продолжительности брака, количестве и дальнейшей судьбе детей, повторности разводов, как в социальном, так и в национальном разрезе.
В годовых отчетах содержалось достаточно информации о естественном движении населения и относительно основных этнических сообществ Украины (украинцы, русские, евреи, поляки и др.). Итак, этнический аспект демографических потерь численности Украины в 1932-1933 гг. также имеет надежную информационную основу.
С 1930 года в республике вводится новый порядок использования записей актов гражданского состояния для нужд статистики: эти записи стали составлять в двух экземплярах, один из которых хранился в местных органах ЗАГС, а второй предоставлялся во временное пользование окружным и областным органам государственной статистики и после завершения разработки возвращался органам ЗАГС.
Во второй половине 1920-х годов в республике была налажена систематическая публикация годовых отчетов о естественном движении населения. К 1932 году было выпущено семь годовых отчетов за 1923-1929 годы. Несколько позже был издан краткий статистический сборник с данными о естественном движении населения за 1924-1931 годы.
К сожалению, не все из разработанного, даже за 1923-1931 годы, было опубликовано, а за оставшиеся годы (1930-1940 гг.) значительная часть материалов хранится в архивных фондах Киева, Харькова и Москвы.
5 февраля 1930 года институциональная самостоятельность статистики была ликвидирована: ЦСУ УССР как отдельное учреждение перестало существовать.
Задачи по обеспечению статистической информацией были возложены на Госплан УССР, в составе которого был создан экономико-статистический сектор. С 1932 года сектор был преобразован в Центральное управление народнохозяйственного учета (ЦУНГО УССР), через небольшой промежуток времени слово „центральное” в названии управления было снято. Такая система просуществовала до начала 1941 года.
В тридцатые годы продолжалось создание нормативно-правовой базы по естественному движению населения. Так, 27 декабря 1932 года вышло постановление Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР «Об установлении единой паспортной системы по Союзу ССР и обязательной регистрации паспортов».
21 сентября 1935 года принято Постановление СНК СССР «Об организации естественного движения населения» (введена выдача свидетельств о рождении на гербовой бумаге и перечень случаев их обязательного использования), а впоследствии и закон о порядке и сроках регистрации рождений и смертей.
Постановлением ЦИК и СНК СССР «О порядке и сроках регистрации рождений и смертей» от 26 июля 1936 года вводится штраф за уклонение от регистрации рождений и смертей и нарушение сроков их регистрации (месяц и три дня соответственно).
Должностные лица за промедление и представление неверных сведений могли привлекаться к уголовной ответственности. С 1934 года регистрация естественного движения была сконцентрирована в органах НКВД.
Комплексы источников по статистике естественного движения населения в процессе работы с ними требуют критического подхода. Претензии к ним двоякого характера: во-первых, на предмет полноты регистрации демографических событий, а во-вторых, к качеству собранного статистического материала.
Однако следует отметить, что согласованная работа всех звеньев государственной статистики в 1924-1929 годах и методическое „шефство” статистической службы над органами ЗАГС стали залогом достаточно высокого уровня достоверности статистических данных по естественному движению населения во второй половине 1920-х годов.
В этот период, как свидетельствуют исследования Ю. А. Корчака-Чепурковского, недоучет количества рождений составлял 2-3%, а умерших – 5-6%. Такой же уровень недоучета демографических событий, по нашему мнению, наблюдался и в 1935-1936 годах.
Систематические проверки полноты регистрации ЦСУ СССР начало проводить только с 1948 года. Правда, неоправданные реорганизации системы учета и статистики, которые имели место в 1930-1931 годы, и особенно Голодомор 1932-1933 гг., вызвали существенное ухудшение отчетно-статистической дисциплины и привели к существенному снижению уровня достоверности данных статистики естественного движения населения в Украине в 1931-1934 годах.
Значительный недоучет умерших лиц, как нам удалось выяснить, имел место в 1937-1938 годах. Так, почти 140 тыс. расстрелянных людей с августа 1937 года по апрель 1938 года не попали в регистрацию ЗАГС. Кстати, факт значительного недоучета, особенно его количественное измерение, не привлек внимание исследователей демографических последствий Голодомора.
Как показывает исторический обзор публикаций по этой теме, в оценках отечественных и зарубежных исследователей числа умерших за 1937 и 1938 годы используются без учета 140-тысячного контингента расстрелянных.
Особенно значительный уровень недоучета смертей наблюдался среди младенцев. Недоучет умерших младенцев в межпереписный период колебался в пределах 20-25%, а в 1933 году составлял более 60%.
Важной составляющей демографической статистики является учет миграционного движения населения. В первые годы советской власти учитывались только переселенцы. Становление этого направления произошло в тридцатые годы, что было обусловлено быстрым ростом численности городского населения.
Попытки ввести учет мигрантов осуществлялись в крупных городах в течение 1923-1927 годов. С 1929 года информационной базой по миграции населения служили данные адресных столов, а с 1933 года – данные паспортных столов, которые имели отрывные талоны с соответствующей информацией. Миграционный учет в 1930-е годы практически охватывал только городские поселения.
Данные о миграции населения в городских поселениях Украины в 1927-1938 годах разрабатывали ежемесячно по короткой программе и ежеквартально (ежегодно) – по расширенной программе, которая обеспечивала получение информации о направлениях миграционных потоков, о половозрастном и социальном составе мигрантов. Основные результаты разработки данных о миграции населения за эти годы хранятся в Российском государственном архиве экономики (РГАЕ).
При использовании материалов миграционной статистики следует помнить о недоучете, который имел место в процессе регистрации прибывших и выбывших. Путем сопоставления материалов переписи населения и городского учета 1931 года, с привлечением данных статистики естественного движения, а также административной статистики, мы пришли к выводу о наличии недоучета миграционного прироста городских поселений в межпереписный период в размере 20-30%.
Малоизученным пластом демостатистического наследия 1930-х годов является практика и результаты текущих расчетов органами статистики численности и состава населения. Для таких расчетов статистическая служба использовала итоги переписей и данные статистики естественного движения и миграции.
Сначала органы статистики определяли численность населения, используя различные методичные подходы, но с подчинением статистической службы плановым органам был установлен такой же порядок расчетов, что и для составления ежегодных контрольных цифр и планов. Предварительные оценки численности населения с мест направляли в соответствии с подчинением для согласования, коррекции и утверждения. Затем их возвращали на места как обязательные для использования властными структурами.
Следует отметить, что уровень достоверности расчетов в численности городского населения Украины в 1930-е годы зависел от точности и полноты, данных городского учета 1931 года и надежности данных о естественном движении и миграции населения. Анализ свидетельствует, что эти сведения еще не обеспечивали достаточной вероятности и во многих случаях нуждались в весьма существенных поправках, которые не всегда гарантировали адекватное отражение действительности.
Определенную специфику имел учет сельского населения. В начале тридцатых годов он проводился дважды: на начало года одновременно с учетом скота и на середину года одновременно с учетом объектов сельскохозяйственного налогообложения.
В 1935-1936 годах введены книги по хозяйственному учету, которые сохранились до нашего времени. Заметим также, что созданные системы регистрации естественного и миграционного движения населения с небольшими изменениями существуют и теперь.
Другим источником информации о населении, помимо данных текущей демографической статистики, являются переписи населения. В межвоенный период в Украине было проведено пять переписей — в 1920, 1923, 1926, 1937 и 1939 годах. Однако при проведении переписи населения в 1920 году не была охвачена часть губерний Украины, а в 1923 году проводилась перепись только городского населения (были охвачены населенные пункты с численностью не менее 500 человек).
Особенно важное значение для познания демографической истории Украины в годы коллективизации и Голодомора имеет перепись населения 1926 года, которая была тщательно подготовлена в методологическом и организационном отношениях. Эта перепись стала классической по уровню статистической культуры проведения и разработки материалов.
Организацией и проведением переписи в Украине занимались непосредственно А. Авдиенко, А. Гиршфельд, Ю. Корчак-Чепурковский, С. Мазлах, С. Минаев, А. Хоменко, И. Яровой и другие.
Общая продолжительность разработки результатов переписи составляла два года. Итоги переписи 1926 года по СССР в целом и по национальным республикам в частности были опубликованы в трех выпусках „предварительных итогов”, десяти выпусках „кратких сводок” и 56 томах с подробными данными.
Программа разработки результатов переписи населения 1926 года в Украине была несколько шире, чем общесоюзная, за счет обработки данных о национальном составе населения в сельских советах. В качестве дополнительных комбинаций признаков при разработке переписи 1926 года была проведена, например, комбинация данных о родном языке с данными о возрасте и национальности для украинцев и евреев.
Введение в 1929-1930 годах продовольственных карточек побудило руководство СССР принять решение о проведении очередной переписи населения, которой выпала трагическая судьба. 22 апреля 1932 года было принято постановление СНК СССР о проведении переписи населения и переписи жилых помещений в городах в декабре 1933 года. Уже в сентябре 1932 года была проведена пробная перепись населения.
После чего дата проведения неоднократно переносится. В марте 1933 года перепись планируется провести в 1934 году, постановлением СНК СССР от 15 апреля 1933 г. перепись переносится на начало 1935 года, а постановлением от 23 июня 1934 года – уже на начало 1936 года. Наконец постановлением СНК СССР от 28 апреля 1937 года перепись назначается на январь 1937 года.
Причинами этих переносов является попытка скрыть демографические последствия раскулачивания и последующей коллективизации, миграции крестьян в города и их принудительного возвращения, репрессий, Голодомора.
Программными и организационными аспектами проведения переписи занимался лично Сталин. Из программы, разработанной ЦУНГО, были сняты вопросы, позволяющие определить постоянное население, относительно места рождения и продолжительности проживания, источники средств существования, продолжительность в браке.
Кроме того, обход населения осуществлялся только один день; а критический момент был определен в ночь с 5 на 6 января, что приходилось на начало Рождества. В то же время, статистиками предлагалось проведение переписи в период минимальной миграционной активности населения: в ночь с 5 на 6 декабря 1936 года.
Организацию и проведение переписи населения 1937 года в Украине осуществляли И. Вейцблит, Е. Кустолян и другие.
Проведенная через три года после демографической катастрофы, вызванной коллективизацией и Голодомором 1932-1933 годов, перепись не могла не отражать последствия этого бедствия. Уже предварительные итоги обнажили глубину демографического регресса СССР и отдельных его регионов в тридцатые годы. Так, по официальным данным численность населения Украины в 1937 году оказалась на 630,6 тыс. человек меньше, чем в 1926.
Необходимо было опубликовать результаты переписи населения, но тогда их пришлось бы объяснять или признать неверными. Тогдашние руководители страны выбрали второй путь. Через восемь месяцев после проведения переписи – 26 сентября 1937 года – СНК СССР принимает постановление, которое результаты переписи признает дефектными, сама перепись — методологически неверной. Материалы разработки были засекречены, а организаторы переписи – репрессированы.
На долгие годы перепись 1937 года стала классическим примером „ошибочной переписи”. Только в конце 1980-х годов, когда исследователи обратились к изучению „белых пятен” демографической истории СССР, начались поиски материалов „репрессированной” переписи и ее реабилитация.
Подробно историю организации и проведения этой переписи на территории Украины описал украинский историк Г. Ефименко. Он же нашел в ЦГАГО Украины некоторые статистические материалы по переписи 1937 года.
Материалы переписи 1937 года, которые хранятся в РГАЭ в Москве, – не полные и не содержат данных о половозрастном составе населения Украины. В имеющихся переписных материалах население Украины распределено только по полу.
Правда, в опубликованном в 2007 году втором издании материалов переписи 1937 года содержатся таблицы, характеризующие половозрастной состав населения из переписных листков, которые обрабатывались Харьковской машинно-вычислительной станцией.
Однако совокупность населения, представленного в таблицах упомянутого сборника, охватывает кроме населения Украины еще более 15 млн. лиц с других территорий. Общие итоги этой переписи на основании архивных материалов, которые находятся в РГАЭ, впервые обнародованы в 1991 году, повторно – в 2007.
С появлением материалов переписи 1937 года и публикаций, которые правдиво освещали подготовку, организацию и проведение этой крупномасштабной статистической работы, стало ясно, что его методологические ошибки слишком преувеличены, а размер недоучета населения не так значителен, как предполагалось.
Постановление Совнаркома СССР от 26 сентября 1937 года, решившее судьбу переписи 1937 года, обязало органы ЦУНГО СССР провести новую перепись в январе 1939 года. Через два года после предыдущего она была проведена по состоянию на 17 января. При переписи учитывалось существующее население с пометкой о временном проживании, что позволило получить данные о численности постоянного населения.
Разработка материалов переписи 1939 года, как и переписи 1937 года, была осуществлена с существующим населением. Для постоянного населения разрабатывалась лишь характеристика семейного состава. Результаты этой переписи прорабатывали в течение двух лет – с апреля 1939 по апрель 1941 года.
В отличие от „крамольной” переписи 1937 года, результаты переписи 1939 года были признаны правительством. До войны в прессе публиковались только краткие итоги переписи; основные итоги вышли в свет только в 1992 году.
После переписи 1939 года была создана картотека районов и городских поселений, где отражались данные по административно-территориальным изменениям, которая ведется и теперь. Естественно, учитывая становление статистики населения в межвоенный период и политическую составляющую при проведении переписей, возникает вопрос о надежности данных.
Проведенная в Украине по общесоюзной программе перепись населения 1926 года, как уже отмечалось, была одной из лучших в истории переписного дела на ее территории. В то же время до наших дней нет общепризнанного критического анализа его результатов. Итогами этой переписи пользовались и пользуются преимущественно безо всяких поправок к его данным.
Данные переписей населения 1926 и 1937 годов имели недостатки, присущие большинству переписей разных стран, а именно: недоучет детей в возрасте 0-4 года (особенно в интервале 0-2 года), возрастная аккумуляция, наличие определенного количества лиц неизвестного возраста.
Первым, кто еще в 1929 году обратил внимание на возможный недоучет населения, в частности маленьких детей, во время переписи 1926 года в Украине, был Ю. А. Корчак-Чепурковский. Основным методическим приемом, который применил этот выдающийся ученый, анализируя качество переписных материалов в отношении детей в возрасте 0-2 года, является сравнение величины численности этого возрастного контингента по переписи с их расчетной численностью по данным текущей статистики.
Переписное количество детей в Украине в этом возрастном интервале оказалось меньше расчетного в общей сложности на 255 478 человек (32 823 – в городах, 222 729 – в селах). Эту оценку в своих расчетах использовали С. Максудов и Р. Конквест. Правда, последний воспользовался ею некорректно, и в его труде недоучет детей в Украине в 1926 году вырос до 800 тыс. человек, что втрое больше поправки, предложенной украинским демографом.
Перепись 1939 года с точки зрения исчисления населения проводилась весьма тщательно, и усилия организаторов переписи скорее могли привести к повторному учету, чем к недоучету населения. Его итоги неоднократно пересматривались, а в окончательном виде содержат необоснованные поправки.
К численности населения СССР, переписанного обычным порядком (167,3 млн. человек), ЦУНГО при Госплане СССР прибавилось 1142 тыс. человек (что составляло 0,68%) из контрольных бланков, а также внесли поправку на недоучет населения в 1% (1684 тыс. человек).
Следовательно, до 167,3 млн. переписанных было добавлено еще 2826 тыс. человек, что и дало в итоге число 170126 тыс. человек, результаты Сталин озвучил на партийном съезде 21 марта 1939 года.
Сопоставляя итоги переписей 1937 и 1939 годов с данными статистики естественного движения населения за эти годы с соответствующей коррекцией, можно принять результат как наиболее правдоподобную поправку на недоучет по Украине. Как и по СССР в целом в переписи на уровне 0,3%. А недоучет населения через механизм контрольных бланков в Украине – на уровне 0,38%.
На сегодня уже большинство исследователей переписи 1939 года пришли к выводу, что намеренная приписка к итогу этой переписи в целом по СССР составляет 2,9 млн. лиц.
Следует учитывать, что помимо необоснованных добавок к численности населения регионов в той же пропорции, что и к общей численности СССР в целом, присоединялась еще и часть специального контингента (заключенные и военнослужащие), переписанные в других районах, где их было очень много. Чтобы замаскировать места дислокации воинских частей и значительных скоплений заключенных, переписные листки направляли в разные регионы страны.
Среди военнослужащих перераспределению подлежала та часть переписных листков, которая превышала официально объявленную цифру численности Вооруженных сил – 1,3 млн. лиц. Если учитывать, что после всех уточнений окончательный итог переписи по численности Вооруженных сил составлял 2107,8 тыс. человек, то перераспределению подлежало 807,8 тыс. переписных листков на военнослужащих.
По результатам специальной переписи, проведенной НКВД, было перераспределено 759,6 тыс. заключенных.
Черновые материалы переписи 1939 года свидетельствуют о том, что по регионам СССР было перераспределено всего 4688,4 тыс. человек, в число которых вошел специальный контингент, подлежащий перераспределению по линии НКВД и НКО, а также необоснованные приписки, занесенные в контрольные бланки и процент на недоучет населения.
Безусловно, этот вал необоснованных приписок не обошел и Украину. Приписки по областям Украины состояли из трех слоев. Первый из них содержит собственные приписки к общему итогу по численности населения Украины, разверстанные по всем населенным пунктам. Такое развертывание проводилось неравномерно, и больший процент приходился на те районы, где ощутимее были человеческие потери от Голодомора.
Второй и третий слои приписки — это перераспределение заключенных и армии с целью скрыть численность этих категорий. В архивах переписи сохранились материалы, которые дают возможность весьма точно вычислить размеры таких „надбавок” к численности населения областей Украины, переписанного обычным порядком.
Выводы. В 20-30-е годы прошлого века в Украине были созданы организационные и методологические основы демографической статистики, на многие из которых опирается статистика и теперь. Это стало возможным благодаря самоотверженной работе многих статистиков того времени.
В межвоенный период Украина имела наиболее полные и разнообразные данные среди республик, входивших в то время в состав СССР. Данные текущей статистики и переписей населения 1926, 1937 и 1939 годов требуют определенных корректировок, с учетом которых могут быть использованы для проведения демографических разведок, в том числе при оценке потерь населения Украины во время Голодомора.
Наследие, оставленное статистиками межвоенного периода, еще не полностью изучено и требует дальнейших исследований.
Авторы: А.Н. Гладун, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований НАН Украины
А.П. Рудницкий, Институт демографии и социальных исследований НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.