Стратегия АСЕАН на мировом энергетическом рынке в условиях его трансформации

Предметом исследования выступает стратегия региональной интеграционной группировки АСЕАН на мировом энергетическом рынке в условиях его трансформации.

Цели. Целью статьи является исследование стратегии региональной интеграционной группировки АСЕАН на мировом энергетическом рынке в условиях его трансформации и идентификация его особенностей.

Методология (метод). Исследование основано на теориях международной торговли и международной экономической интеграции. Основными методами служили индукции и дедукции, обобщения, статистический, компаративный и системно-структурный анализ, группировка.

Результаты. Исследование энергетических профилей стран АСЕАН относительно их вовлеченности в мировой энергетический рынок в условиях его трансформации на современном этапе развития глобализации.

Обнаружен рост интеграции в мировой энергетический рынок вследствие роста спроса на энергоресурсы со стороны национальных экономик. Снижение экспорта определенных видов топливных ресурсов, рост импорта других, привлечение иностранных инвестиций в развитие ВИЭ; рост удельного веса ВИЭ в энергобалансах стран; изменения структуры энергобалансов вследствие требований устойчивого развития, в том числе в экологических и социальных направлениях (доступ к энергоресурсам).

Выводы.

Существенная дифференциация стран-членов АСЕАН по уровню экономического развития, формирования рыночных институтов, обеспеченности энергетическими ресурсами и потребностями в них, обусловливает различную степень их интеграции в мировой энергетический рынок и различие в целях национальных энергетических стратегий.

Анализ энергетических профилей стран-членов АСЕАН и их вовлеченность в процессы на мировом энергетическом рынке дал возможность выявить зависимость внешней торговли ископаемыми энергоресурсами; сильную внутреннюю региональную направленность внешней торговли топливно-энергетическими ресурсами; недостаточность инвестиций для внедрения современных технологий; не соответствие структуры энергобалансов большинства стран АСЕАН структурным сдвигам на мировом энергетическом рынке.

Сотрудничество с энергетическими ТНК способствует получению новых технологий георазведки, добычи и переработки ископаемых энергетических ресурсов, а также развитию ВИЭ и модернизации энергосистем.

Имплементация Плана действий АСЕАН по энергетическому сотрудничеству (APAEC) усматривается механизмом согласования энергетического профиля АСЕАН с направлениями трансформации мирового энергетического рынка. Усиление наднациональной координации и сотрудничества в энергетической сфере создают предпосылки для достижения странами национальных интересов, энергетической безопасности и устойчивого развития.

Вступление

Развитие интеграционной группировки Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН) имеет специфику, обусловленную существенным различием в уровне экономического развития, в масштабах экономик, обеспеченности природными ресурсами, вовлеченности в мировое хозяйство и определенной конкуренции стран-членов на региональном уровне.

Поэтому некоторое время экономические решения и стратегии АСЕАН были направлены на решение внутренних региональных задач. Сейчас наднациональная экономическая политика приобретает вес и создает более благоприятные предпосылки для реализации национальных целей на мировых рынках и повышает конкурентоспособность каждой страны.

Особое значение приобретает стратегия АСЕАН на мировом энергетическом рынке, который на современном этапе характеризуется трансформационными процессами. Поэтому тема представляется актуальной и важной для получения новых научно-практических результатов.

Исследование международных (в том числе отраслевых) стратегий интеграционных группировок широко освещено в научных трудах. В частности, отметим труды таких ученых как Л. Антонюк, С. Бас и Б. Далал-Клейтон, К. Каймашникова, Д. Лукьяненко, И. Приходько, Л. Ринейская, А. Филиппенко и др.

Рост геополитического и геоэкономического значения интеграционного объединения АСЕАН обусловил интерес научного сообщества к международной и глобальной стратегии этой группировки, который отражен в трудах В. Андерсона, К. Кобаяши и др., Д. Г. Вэй-Йен, С. Б. Даса, И. Менона, Р. C. Северино, О. Л. Шреста, Д. Ю. Марущака, С. Чиа и др.

Направления трансформации мирового энергетического рынка рассмотрены во многих трудах, отметим, в частности, в трудах В. Бурлаки, Л. Гальпериной, А. Макарова, А. Поручника, А. Шапрана и др.

Меньшее внимание получило исследование совместной энергетической стратегии АСЕАН и энергетической политики с точки зрения энергетической безопасности и структурных сдвигов под влиянием изменений климата, совместной энергетической политики и др. Вместе с тем, исследования по внедрению стратегии по интеграции АСЕАН в мировой энергетический рынок в условиях его трансформации не получили рассмотрения.

Цель статьи

Целью статьи является исследование стратегии АСЕАН на мировом энергетическом рынке в условиях его трансформации на современном этапе.

Изложение основного материала исследования

Трансформация мирового энергетического рынка на современном этапе развития глобализации происходит под следующим влиянием.

Во-первых, растущего спроса на энергоресурсы со стороны экономики; во-вторых, роста предложения видов доступных энергоресурсов вследствие появления новых, усовершенствования и удешевления существующих технологий использования возобновляемых энергоресурсов (ВИЭ); в-третьих, вследствие информатизации, межвизации; в-четвертых, вследствие требований устойчивого развития, в том числе экологических и социальных направлений (доступа к энергоресурсам).

Это определяет направления трансформационных процессов, основные из них усматривают: увеличение удельного веса ВИЭ; либерализацию (уменьшение монополизма) энергетических рынков; повышение технологических и организационных основ энергетической безопасности; модернизацию энергосистем. Отметим, что все очерченные выше направления взаимосвязаны между собой.

Интеграция АСЕАН в мировой энергетический рынок некоторое время происходила на уровне двусторонних соглашений, что было обусловлено значительными разногласиями в уровне развития и состоянии энергосистем стран-членов.

Географическая структура экспорта ископаемого топлива и электроэнергии АСЕАН в 2010-2019 годах позволяет определить, что основными экспортерами в течение всего десятилетия были Сингапур, Малайзия и Индонезия. Многократно меньший удельный вес Таиланда, Брунея, Мьянмы и Вьетнама. Не существенные (менее 1%) значения экспорта Лаоса, Филиппин и отсутствуют в Камбодже.

Географическая структура импорта ископаемого топлива и электроэнергии АСЕАН в 2010-2019 годах отличается от структуры экспорта большим отклонением веса и наличием в перечне основных импортеров Таиланда, который занимает 2 место по доле в АСЕАН.

За исследуемый период сократился удельный вес импорта ископаемого топлива и электроэнергии Сингапура и Индонезии, тогда как все остальные страны группировки увеличили свой удельный вес по этому показателю в АСЕАН.

Среди десяти стран-членов АСЕАН можно выделить единую развитую страну этой группировки, которая в корне отличается от других стран АСЕАН постиндустриальной структурой экономики – инновационного лидера мира Сингапура.

Эта страна имеет очень высокий уровень развития доходов, малую территорию, высокую частоту населения, но она не обеспечена природными ресурсами. Структура первичного энергопотребления Сингапура на 87% состоит из импортной сырой нефти и нефтепродуктов, 13% природного газа и менее 1% других энергических ресурсов. При этом электрическая генерация для нужд национальной экономики на 95% обеспечивается импортным газом, хотя ранее электростанции работали на нефтепродуктах.

Изменение первичного энергоресурса произошло в результате целенаправленных мероприятий правительства. С целью энергетической безопасности поставки природного газа диверсифицируются, ранее он импортировался газопроводами из Малайзии и Индонезии, в настоящее время построен мощный LNG-терминал.

Благодаря государственной политике Сингапур стал третьей страной мира по уровню нефтепереработки и экспорту нефтепродуктов, нефтяная отрасль создает около 5% ВВП, а крупнейший в мире грузовой порт удовлетворяет потребность региона в современной инфраструктуре внешней торговли энергоресурсами и высококачественную бункеровку судов.

Нефтепродукты сингапурского производства поставляются во многие страны мира, но основными импортными рынками (суммарно около 50%) является Китай и две страны-партнера по АСЕАН: Индонезия и Малайзия. Среди ВИЭ Сингапур имеет потенциал только солнечной энергетики, что отражено в правительственных планах и стратегиях.

Также страна является мощным игроком поставки на мировой рынок нефтяного, газодобывающего и нефтеперерабатывающего оборудования.

Другая небольшая по размеру страна — член АСЕАН — Бруней, которая входит в топ-10 стран мира в рейтингах МВФ и Всемирного банка по доходу на душу населения по паритету покупательной способности в течение последних 20-ти лет. Но экономика страны имеет монопрофильный характер и базируется на добыче залежей нефти и газа.

Экономика Брунея интегрирована в мировую и азиатскую энергетику благодаря экспорту углеводородов, что после падения цен на мировом нефтяном рынке в 2014 году снизило доходы бюджета и наглядную руководству страны уязвимость от мировых нефтяных цен. В 2017 году продажи сырой нефти составляли 90% товарного экспорта, что обеспечивало 60% бюджета. Основными импортными рынками нефти Брунея традиционно являются США и азиатские страны (Япония, Южная Корея, страны АСЕАН).

Единственный нефтеперерабатывающий завод Брунея экспортирует также сжиженный газ крупнейшего в мире завода Lumut LNG, но экспорт газа сокращается по двум причинам: снижения спроса со стороны основных импортеров (Японии и Китая) и роста внутреннего потребления.

По объемам экспорта природного газа Бруней уступает другим странам АСЕАН (Малайзии и Индонезии). На энергетическом рынке монопольное положение имеет Brunei Shell Petroleum (Брунейская нефтяная компания «Shell»), однако Бруней сотрудничает и с другими нефтегазовыми ТНК и ННК.

Так, вместе с малазийской Petronas и французской Total Бруней исследует и разрабатывает залежи углеводородов на глубоководном шельфе, а также совместно вместе с малазийской Petronas реализует сжиженный газ с завода LNG. Вместе с тем, планы правительства предусматривают привлечение иностранных инвестиций для дальнейших поисков полезных ископаемых и строительства нефтеперерабатывающих заводов с целью переориентации экспорта на продажу продукции с большей добавленной стоимостью.

Национальный энергобаланс почти полностью обеспечивает природный газ, но в планах правительства достичь 10% электрической генерации с ВИЭ к 2035 году.

Также правительство планирует привлечь японские компании для строительства производственных мощностей для сжиженного водорода.

Индонезия и Малайзия, характеризуются как страны, что демонстрировали до пандемии Covid-19 сравнительно высокие темпы роста, имеют большой масштаб внутреннего рынка, обеспечены ископаемыми энергетическими ресурсами, осуществляют политику демонополизации национальных энергетических рынков.

Индонезия в результате исчерпания разведанных месторождений, старения инфраструктуры и роста потребностей собственной экономики изменила профиль с нетто-экспортера на импортера нефти, в частности, страна была членом ОПЕК с 1962 до 2009 годов и в 2016 году, но вышла из-за изменения внешнеторгового статуса. Страна экспортирует более дорогую легкую и импортирует более дешевую кислую нефть.

Основными странами-импортерами индонезийской нефти являются азиатские страны. На АСЕАН приходится 29% нефти. На Японию 26%, на Австралию 13%, на Южную Корею 8%, на США 6% нефти. На нефтяном рынке Индонезии представлены такие энергетические компании, как национальная компания ВИНК PT Pertamina (30%), такие ТНК как Chevron (40%) и Total, ConocoPhillips, ExxonMobil, BP.

Монополистом национального рынка нефтепереработки является Pertamina. Мощности восьми заводов нефтепереработки не удовлетворяют даже национального спроса. Поэтому правительство в основе сотрудничает с Saudi Aramco, Cilacap, Balongan, Sinopec, JX Nippon Oil для обеспечения внутренних потребностей и коммерческой собственной переработки легкой нефти.

Индонезия по объему экспорта угля занимает третье место в мире, среди импортеров угля 11% приходится на страны АСЕАН, 2% — на европейские страны, 85% на другие азиатские страны и 2% — на другие страны мира. Индонезия представлена и на мировом рынке сжиженного газа, где основными экспортерами являются азиатские страны, в том числе АСЕАН 14% и Мексика 2%.

ВИЭ Индонезии представлены гидроэнергетикой и геотермальной энергетикой, которые совокупно обеспечивают 19% электроснабжения.

Индонезия занимает третье место в мире по уровню использования геотермальных источников ВИЭ (5% внутреннего энергопотребления) и планирует производить сжиженный водород.

Малайзия уступает Индонезии по объемам произведенной нефти, но при значительных объемах внутреннего потребления остается в статусе нетто-экспортера нефти. Основные импортные рынки для малайской нефти составляет азиатский регион, в том числе страны-члены АСЕАН (Индонезия, Сингапур и Таиланд).

На мировом рынке сжиженного газа Малайзия занимает третье место с долей 10%, основные импортеры расположены в Азии, но вне АСЕАН. Чистый экспорт энергоресурсов обеспечивает Малайзии около 20% ВВП (в период низких мировых цен). Отметим, что Малайзия имеет территориальные споры за территории богатые залежами углеводородов с Китаем и с партнерами по АСЕАН – Брунеем и Вьетнамом.

В структуре первичного энергопотребления этой страны преобладает ископаемое углеродное топливо, на которое приходится около 97% и 3% на ВИЭ (2% биомасса, твердые отходы и солнечная энергетика, 1% – гидроэнергетика).

Таиланд представлен как производитель, и как потребитель ископаемых углеводородов, но потребление выше, чем производство, поэтому эта страна представлена среди основных импортеров топливных ресурсов АСЕАН. Нефтеперерабатывающие мощности Таиланда среди стран АСЕАН уступают лишь Сингапуру. Национальный энергобаланс этой страны состоит на 40% из нефти, на втором месте природный газ (28%), на третьем – ВИЭ (биомасса и твердые бытовые отходы 19%, а остальные, включая гидроэнергию 1%), на четвертом уголь (12%).

Таиланд среди стран АСЕАН по объемам биоэнергетики уступает лишь Индонезии. Энергосистема Таиланда интегрирована в мировой и региональный энергетический рынок. Так, часть природного газа импортируется из Катара, электроэнергии — из Лаоса.

Энергетическая система Вьетнама характеризуется значительным не использованным потенциалом. Это касается нефти и солнечной энергетики, для развития которых не хватает инвестиций. Так, уже сейчас страна является чистым экспортером нефти, но по предварительным оценкам владеет огромными объемами залежей нефти, опережая другие страны АСЕАН и уступая в Азии лишь Индии и Китаю. Но вследствие недостаточных геологоразведочных работ и ограничений иностранных инвесторов эти залежи не разрабатываются.

Вместе с тем, страна импортирует нефтепродукты. Поскольку собственные мощности не покрывают потребности экономики. На рынке монопольное положение имеют национальные энергетические компании. Это угольная компания Vinacomin и нефтегазовая PetroVietnam, которая сотрудничает с ExxonMobil, Chevron, BP и российской компанией «Зарубежнефть».

Энергобаланс страны характеризуется высоким удельным весом гидроэнергетики (44%), на втором месте – природный газ, на третьем – уголь. Правительство Вьетнама планирует увеличить объемы потребления ископаемых источников, но уменьшить их удельный вес, благодаря развитию ветровой и солнечной энергетики.

Такое решение обусловлено потребностью в иностранных инвестициях, улучшением имиджа страны, проблемами в экономике вследствие изменений климата, необходимостью обеспечить население горных и труднодоступных районов доступной энергией.

Отдельной задачей для страны становится модернизация электросетей, которые не отвечают потребностям экономики.

Группа стран КЛМ (Камбоджа, Лаос, Мьянма) характеризуется более низким уровнем развития рыночных институтов, относительно меньшими доходами и низким уровнем обеспечения ископаемыми видами топлива. Вместе с тем, строительство предприятия по добыче угля в Лаосе вывело эту страну в региональные экспортеры.

Начиная с 1980 года, страны-члены АСЕАН сотрудничают в рамках группировки с целью усиления энергетической безопасности и снижения зависимости от внешних поставщиков нефти.

Впоследствии это сотрудничество усилилось в рамках, начатых в 1999 году планов действий АСЕАН по энергетическому сотрудничеству (APAEC). Текущий план охватывает 2016-2025 годы и реализацию целей по энергетической безопасности и устойчивому развитию в АСЕАН путем имплементации семи энергетических стратегий.

В частности, шестая стратегия непосредственно направлена на достижение соответствия профилей энергетики АСЕАН и Международного энергетического рынка. Первая, вторая, третья и седьмая стратегии направлены на усиление сотрудничества стран АСЕАН по диверсификации потребления и использования видов энергии, модернизации энергосистем.

Седьмая стратегия по гражданской ядерной энергетике интеграционной группировки, которая имеет безъядерный статус, и предполагает тесное сотрудничество с международными профильными организациями, в том числе с МАГАТЭ.

Вместе с тем, третья стратегия (по продвижению технологий чистого угля) в меньшей степени согласована с мировыми трендами.

Выводы 

Существенная дифференциация стран-членов АСЕАН по уровню экономического развития, формирования рыночных институтов, обеспеченности энергетическими ресурсами и потребностями в них, что обусловливает различную степень их интеграции в мировой энергетический рынок и различия в целях национальных энергетических стратегий.

Анализ энергетических профилей стран-членов АСЕАН и их вовлеченность в процессы на мировом энергетическом рынке дал возможность выявить зависимость внешней торговли ископаемыми энергоресурсами; сильную внутреннюю региональную направленность внешней торговли топливно-энергетическими ресурсами; недостаточность инвестиций для внедрения современных технологий; не соответствие структуры энергобалансов большинства стран АСЕАН структурным сдвигам на мировом энергетическом рынке.

Сотрудничество с энергетическими ТНК способствует получению новых технологий георазведки, добычи и переработки ископаемых энергетических ресурсов, а также развитию ВИЭ и модернизации энергосистем.

Имплементация Плана действий АСЕАН по энергетическому сотрудничеству (APAEC) усматривается механизмом согласования энергетического профиля АСЕАН с направлениями трансформации мирового энергетического рынка. Усиление наднациональной координации и сотрудничества в энергетической сфере создают предпосылки для достижения странами национальных интересов, энергетической безопасности и устойчивого развития.

Авторы: Валентина Мазуренко, кандидат экономических наук, профессор, кафедра международного бизнеса, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, ORCID ID: 0000-0002-4377-0246.

Евгений Панченко, доктор экономических наук, профессор, кафедра международного менеджмента, ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетмана», Scopus Author ID: 56531622100, Web of Science ResearcherID G-2279-2017.

Ольга Яценко, доктор экономических наук, профессор, кафедра международной торговли и маркетинга, ГВУЗ «Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетмана».

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 30, №3 (2020) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий