23 марта контейнеровоз Ever Given, следовавший из Китая в Роттердам, заблокировал Суэцкий канал. В течение шести дней проблему пытались решить разными способами, и только 29 марта транспортную артерию удалось освободить. В настоящее время суда могут проходить канал в обоих направлениях.
Сейчас возникает вопрос: кто, когда и сколько должен заплатить за миллиардные убытки, которые вызвал этот затор на кратчайшем морском пути между Европой и Азией.
Беспрецедентная остановка судов породила панику из-за длительной задержки грузов, вероятного дефицита товаров и роста расходов для потребителей. Эта история усилила напряжение в судоходной отрасли, которая и так находилась под давлением пандемии.
Как спасали «Вини — Пуха мировой торговли»
Операция по разблокированию Суэцкого канала длилась неполных шесть суток: с 23 по 29 марта. Для того чтобы сместить судно весом в 200 тыс. тонн, применили буксиры. Песок и грязь, которые оставлял в ходе спасательной операции корпус Ever Given, убирали с помощью дноуглубителей.
Освободить гиганта из плена получилось не сразу. 27 марта его удалось сдвинуть с места, а оттащить в Великое Горькое озеро – еще через двое суток. К счастью, экипаж контейнеровоза не пострадал. Аналогию с «Вини – Пухом» из известной детской сказки, который застрял на входе в кроличью нору, провел журналист российского подразделения немецкого издания Deutsche Welle.
Что пошло не так?
Эксперты ищут ответ на ключевой вопрос, который объяснит юридические последствия для участников этой морской драмы: что пошло не так?
Версия 1. Погодные условия
Сильные ветры, с которыми не смог справиться капитан судна, – это первая версия, которая звучала от экспертов, после того, как контейнеровоз сел на мель. В то же время глава Администрации Суэцкого канала Усама Рабийе убежден, что неблагоприятные погодные условия не были основной причиной ситуации. Это беспрецедентная ситуация, отметил он, раньше такого не случалось.
Версия 2. Технические сложности или человеческий фактор
«Основной причиной могут быть технические человеческие ошибки», – считает Рабийе.
В первых отчетах после посадки контейнеровоза на мель появлялась информация о том, что на судне на какое-то время исчезало электричество, однако технический руководитель Ever Given опроверг это. Между тем, по данным экспертов, в условиях исчезновения электричества подобные суда становятся полностью неуправляемыми, что, в свою очередь, все-таки могло сыграть роковую роль во время прохода по узкому каналу.
Версия 3. Намеренное вредительство
Глава Администрации Суэцкого канала не исключил версию о возможных умышленных действиях со стороны экипажа. Официальные источники ее не подтверждают, по крайней мере, пока. Однако СМИ подхватили ее.
В частности, «Новая газета» отмечает, что в пользу версии об искусственной природе инцидента с Ever Given свидетельствует откровенно фаллический характер символа, который «нарисовал» на схеме движения контейнеровоз, прежде чем войти в Суэцкий канал. «С другой стороны, суда традиционно совершают различные маневры на входе в канал. Но уж слишком это наглядно, получается», — пишет издание.
Авторы статьи считают, что закупорка «Суэца четко ложится в схему мартовских акций по рукотворному влиянию на рынок нефти». «Во-первых, не далее как 8 марта, когда нефть безуспешно пыталась пробить уровень в $70 за баррель, а это очень тяжелый для прохождения уровень, который нефтяные «медведи» защищают очень сильно. Стоит нефти его пройти, как она почти гарантированно попадает в $74 -75 за баррель, а там и до $ 80 недалеко».
Хусити (военизированная группировка шиитов-зейдитов, действующая на севере Йемена, составляя около трети населения страны) с помощью начиненного тротилом беспилотника атаковали одно из нефтехранилищ в Саудовском порту Рас-Танура, одном из крупнейших в мире портов по отгрузке нефти.
19 марта хусити осуществили воздушную атаку на нефтяной завод в Эр-Рияде – на следующий день после того, как нефть упала с $68 до $63, то есть на 8%. Как результат, 19 марта стоимость нефти прибавила целый доллар, пишет издание.
«Но к 23 марта цена нефти упала уже до $ 60. Вот здесь, снова на важном для рынка нефти уровне, Ever Given и перегораживает Суэцкий канал. Уже на следующий день, 24 марта, стоимость нефти прыгает до $64,40. Но уже 25 марта опускается снова до $62… Йеменские хуситы активно поддерживаются Ираном – основным региональным соперником Саудовской Аравии, который из-за наложенного США эмбарго очень сильно сократил экспорт нефти».
Египетские чиновники, международные страховщики, грузоотправители ждут деталей о том, что же на самом деле привело к блокированию канала Ever Given, судна размером с небоскреб, пишет Fox Business.
Когда виновник будет найден, начнутся многочисленные судебные споры, которые затянутся на годы. Фемида будет определять, кто должен компенсировать расходы на ремонт судна и возмещение расходов тем, кто пострадал из-за существенной задержки грузовых перевозок. Поскольку контейнеровоз является собственностью японской компании, управлял судном тайваньский грузоотправитель, контейнеровоз шел под флагом Панамы, а застрял в Египте, то судебные тяжбы быстро увязнут в международном болоте.
«Это судно является многонациональной конгломерацией», — отметил капитан Джон Конрад, основатель и генеральный директор веб-сайта по новостям судоходства.
Конрад также предупредил, что судно может иметь серьезные повреждения. Во время длительного стояния поперек канала середина корабля поднималась и падала вместе с приливом, качаясь вверх-вниз под огромным весом примерно 20 тыс. контейнеров расставленных вдоль 400 метров. «Структурная целостность — это проблема номер один. Судно страдало от высокой нагрузки. Первое, что должно быть сделано, это проверка на наличие трещин, особенно в носовой части, элементах конструкции руля и заднего винта».
Водолазы уже провели первый осмотр судна — по предварительным данным, существенных повреждений они не обнаружили.
Владелец судна, японская компания Shoei Kisen Kaisha Ltd., 30 марта заявила, что также примет участие в расследовании «вместе с другими сторонами». В компании отказались обсуждать возможные причины того, что судно село на мель. Мол, нельзя комментировать текущее расследование.
В Shoei Kisen Kaisha Ltd. добавили, что основные повреждения судна могут быть в киль (продольная конструктивная балка нижней части судна, что является его главным креплением, обеспечивает прочность и жесткость днища, и общую прочность корпуса судна). Пока не известно, будет ли судно отремонтировано в Египте, или еще где-нибудь, или, в конце концов, оно отправится к месту назначения в Роттердам. Это решение должен принять его оператор, а не судовладелец, заявила компания.
Убытки в морской торговле от блокирования Суэцкого канала исчисляются миллиардами долларов в день. Аналитики ожидают, что для устранения отставания может потребоваться не менее 10 дней. Потери грузоотправителей, а также любой физический вред самому судну, вероятно, повлекут судебные иски.
Компания Shoei Kisen Kaisha Ltd. застрахована на $3 млрд. в рамках Клуба взаимного страхования (Protection & Indemnity Clubs) – вместе с 13 клубами. Такие клубы являются некоммерческими взаимными страховщиками, которыми пользуется подавляющее большинство мировых морских фирм.
Клуб взаимного страхования – особая форма организации морского страхования на взаимной основе между судовладельцами. Финансовую основу клубов взаимного страхования составляют взносы членов-судовладельцев, из которых формируются денежные фонды, предназначенные для оплаты претензий, предъявляемых судовладельцам. Размер страхового взноса зависит от типа судна, его тоннажа, района плавания, объема страховой ответственности с учетом национального законодательства. Сейчас в мире существует около 70 клубов взаимного страхования.
Международная юридическая фирма Clyde and Co. заявила, что владелец Ever Given, вероятно, заплатит властям египетского канала за помощь, которая уже была оказана судам.
Президент Египта Абдель Фаттах эль-Сисси 30 марта побывал в прибрежном городе Измаила, чтобы похвалить всех, кто принимал участие в освобождении судна. Выступая перед небольшой группой репортеров на причале, эль-Сисси заявил, что Египет не будет вмешиваться в расследование – «им займутся специалисты».
«Мы хотим подтвердить всему миру, что все снова стало, как было», — добавил он, стоя перед табличкой, на которой было написано: «Добро пожаловать в Суэцкий канал: на землю спасения мира, процветания и развития».
Контейнеровоз отбуксирован в Великое Горькое озеро, через которое проходит канал, и что судно не сможет покинуть свое место пребывания до окончания расследования, пишет Reuters. «Судно там задержано. Расследование продлится точно не менее недели», — сказал глава администрации Суэцкого канала Усама Раби. «Идет подсчет суммы повреждений и потерь», – добавил Раби.
Известно, что следователи уже допросили экипаж.
Убытки в цифрах
В пробке в Суэцком канале на несколько дней застряли 369 судов. Часть судов задержится с перевозкой на 8-10 дней. Остальные приняли решение не ждать, а пойти другим маршрутом: обойти Африку. Этот маршрут не только длиннее, но и опасен: Гвинейский залив на западе Африки и восточное побережье Сомали печально известны своим пиратством.
В Суэцком канале «застряло» 680 тыс. тонн товаров украинского экспорта – среди прочего, компаний Nibulon, Metinvest, Cargill, ArcelorMittal.
Из-за истории с блокировкой Суэцкого канала нефть подорожала на 4%. Этим морским путем проходит около 10% мировой торговли нефти и 8% сжиженного природного газа. Уже 24 марта стоимость майского фьючерса на нефть Brent выросла почти на 6% и превысила отметку $64 за баррель. West Texas Intermediate (WTI) достигла уровня $61,18 за баррель, подорожав на $3,42, или на 5,9%. После новостей о попытках снять контейнеровоз с мели, нефть в среднем подешевела на 2%.
Контейнеры для перевозки водным путем подорожали вчетверо. По данным Bloomberg, резерв контейнеров в США снизился до шестилетнего минимума. В результате нарушения навигации цена доставки одного контейнера из Китая в Европу выросла в среднем в 3,5-4 раза, по сравнению с ценами прошлого года и сейчас составляет около $8 тыс.
Вчера же стало известно, что владелец судна Ever Given намерен не доводить дело до суда и выплатить компенсацию в рамках мирового соглашения. Об этом заявил советник президента Египта по развитию морских портов и Суэцкого канала адмирал Мохаб Мамишев. «К этапу суда ситуация не дойдет, владелец судна хочет выплатить компенсацию, достигнув мирного соглашения», – сказал он, добавив, что расследование инцидента завершится, скорее всего, через неделю.
По словам чиновника, намерение судовладельца добровольно выплатить компенсацию за блокирование Суэцкого канала исключает задержание капитана контейнеровоза, и применение к нему каких-либо юридических мер. Мамишев также отметил, что компенсации за простой владельцам судов, застрявших через Ever Given на входах в канал, выплатят их страховые компании.
Автор: Наталья Сокирчук
Источник: Главком
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.