На желании утолить жажду во фреш-барах бизнесмены могут получать до 10 000 грн. прибыли ежедневно, однако стоит учитывать ряд факторов – локацию точки, ассортимент и качество фруктов и овощей. Как началась фреш-культура в Украине, почему стоит ожидать бума потребления соков, рассказывает предприниматель Владимир Сергиенко.
Если раньше свежевыжатый сок был чем-то экзотическим, и это чаще всего ассоциировалось с кадрами из фильмов, то сейчас он все больше входит в повседневный рацион украинцев – они не только делают фреш дома, но и активно покупают его в магазинах и кафе.
Читайте также: Рацион молодости. Какой должна быть еда в течение жизни, чтобы на старости путешествовать
5 книг, которые помогут сохранить здоровье
Бизнесмен Владимир Сергиенко долгое время занимался импортом продуктов питания в Украину, их возили из Нидерландов, Бельгии и других стран. Индустрия очень нравилась, а еще больше он любил путешествовать по Европе и пробовать их вкусную и натуральную еду. Уже в то время в ЕС повсеместно зарождался тренд к здоровому питанию.
В 2003 году в Германии в одном из супермаркетов, он увидел небольшие торговые «островки», на которых с помощью профессионального оборудования давили и продавали свежие соки. Позже увидел нечто подобное и посреди крупных торговых центров в Москве, и там просто стояли очереди из желающих приобрести соки.
«В моей голове пронеслось, что это хорошая ниша, ведь в Украине на то время соками фреш вообще не торговали нигде, даже не было такого понятия. Я начал изучать оборудование и постепенно эта сфера захватила меня», – вспоминает Сергиенко.
В интернете наткнулся на испанское профессиональное оборудование Zumex, рискнул и заключил с компанией контракт на первую поставку оборудования в Украину, вложив около $20 тыс. из своих сбережений.
«Это был просто космос, а не техника. Правда, несмотря на большое количество знакомых в разных сферах, купить «давилку» по цене свыше $3000 желающих было не много», – вспоминает он. Поэтому, чтобы наглядно продемонстрировать возможности оборудования и одновременно начать отбивать инвестиции, он за $750 в месяц арендовал 6 кв. м в овощном отделе супермаркета «МегаМаркет» в Киеве.
«На оборудование фрешбара, барную стойку, другие материалы и оплату работников я потратил около $10 тыс., и отбил их всего за четыре месяца работы точки. Так нам удалось создать моду на соки, и люди специально приезжали вечером, чтобы выпить несколько стаканчиков сока стоимостью от 7 грн. Уже через месяц после начала работы мы начали разливать наши фреши в литровые и пол-литровые бутылочки, чтобы люди могли взять их с собой домой, на работу или на тренировки», – делится опытом Владимир.
Понятно, что эта идея не могла не остаться без внимания другие бизнесмены начали интересоваться бизнесом на фрешах, и пробовали делать нечто подобное. Развивая сеть своих фрешбаров по всему городу, Сергиенко решил не делать франшизу, а просто наращивал продажи оборудования Zumex, как в Киеве, так и в регионах. Аналогичные соковые бары открылись в Одессе, Львове и Днепропетровске, а впоследствии была основана известная сеть FreshFactory.
«С одной стороны, это были конкуренты, а с другой – чем больше людей вкушало соки, тем больше желающих купить профессиональное оборудование, и для меня это работало «в плюс» – уже много лет моя компания является единственными официальным дистрибьютором Zumex в Украине. Работаем с сетевыми супермаркетами, ресторанами, кафе, отелями. Это оборудование установлено на АЗС «Sokar» и некоторых OKKO и WOG. В год продаем от 100 до 200 единиц оборудования, в базовой комплектации стоит от $ 3000 и выше», — говорит он.
Спрос только растет, за последний год в некоторых крупных сетевых супермаркетах вроде «Billa», «Сильпо» или «Ашан» даже появилось оборудование Zumex. Просто в торговых залах посетители могут самостоятельно выжать себе сок, и оплатить его на кассах супермаркетов.
Правильный выбор
Сергиенко уверен, что подходить к бизнесу на фрешах нужно взвешенно — здесь нет, не важных деталей. Нельзя сказать, что идея с соками всегда работает безотказно – некоторые его точки прогорали, а некоторые, наоборот, были успешными – продавали по несколько сотен стаканчиков напитка в день.
В среднем, «островок» размером от 3 до 6 м2 в торговом центре, который работает в ежедневном режиме, учитывая все расходы на технику и обслуживающий персонал, обойдется от 7 до 10 тыс. долларов стартовых инвестиций. Эту сумму реально вернуть за 4-6 месяцев работы точки. При правильно выбранных поставщиках фруктов, овощей и ягод, прибыль с каждого стаканчика фреша и смузи может достигать 250-300%.
«Впрочем, конкуренция растет. Да и стоимость аренды существенно увеличилась. Но даже, несмотря на это я не рекомендую брать «дешевые» не проходные места в супермаркетах. Лучше заплатить дороже, но быть на виду, там, где есть «поток» потенциальных клиентов», – советует бизнесмен.
Какие же соки любят украинские потребители? По наблюдениям Сергиенко, клиенты чаще всего заказывают апельсиновый, морковный и морковно-яблочный соки. «Интересно, что, несмотря на относительно высокую цену, популярной позицией является гранатовый сок – его охотно берут для больных в больнице, и для женщин», – говорит он.
Интересно, что в основном для фрешей принимают не украинские, а иностранные фрукты и овощи. И если с апельсинами или грейпфрутами, которые у нас не выращивают, это оправданный шаг, то относительно других продуктов такая позиция выглядит несколько странно.
Но дело в том, что наши овощи и фрукты пока не настолько лежкие, имеют высокую сахаристость, им не хватает качества, поэтому они быстро теряют товарный вид и сочность. Это означает прямые убытки для бара, ведь клиент выбирает глазами и хочет положительных эмоций, а не сока из гнилого яблока.
«К примеру, мы делали соки из польской моркови, там лучшие сорта и она не имеет специфического запаха, который не все клиенты любят», – объясняет владелец фрешевого бизнеса. Следуя европейской моде, украинцы стали больше потреблять смузи, поэтому почти в каждом фрешбаре можно найти мощные блендеры Blendtec (США).
По словам эксперта, вероятнее всего, этот тренд будет продолжаться и в дальнейшем, поэтому предприниматели будут искать хорошего качества зелень (для зеленых смузи) и ягоды (клубника, смородина, голубика, черника, малина), и поставщиками вполне могут стать как средние, так и мелкие фермеры.
«Проблема в том, что те, кому нужна продукция, не могут найти фермеров, а они, в свою очередь, не слишком ищут сбыт и банкротятся. В прошлом году мы все наблюдали профицит яблок и других фруктов, хозяева массово бросали урожай в садах. А приобретя хотя бы одну такую давилку для сока и продавая фреши где-то в небольшом павильончике недалеко от трассы, или в местном магазине – это можно было бы сделать хорошим стартапом. Просто, почему-то фермеры не думают в этом направлении, как диверсифицировать, и, в конце концов, зарабатывать больше на одном и том же продукте», – комментирует предприниматель.
Сейчас аграрная тема его настолько увлекла, что он даже приобщился к этому делу. «В 2014 году я продал свой фрешевый бизнес, и полностью сосредоточился на торговле оборудованием для этой индустрии. Хотя пробовал продавать оборудование и других компаний, Zumex и Blendtec остаются фаворитами из-за надежности, долговечности и выносливости. Это приносит мне гораздо больше удовольствия, чем работа с большим коллективом и управлением точками», – комментирует он.
Кроме того, сейчас он тестирует, импортирует и продает польские добавки для кормов птиц и занимается экспортом в Польшу пшена и гречки, где его перерабатывает одно из крупнейших в Европе предприятий. Также из той же Польши Владимир начал импортировать в Украину каши, суперфуды, хлебцы и другую здоровую пищу, изготовленную по новым технологиям на современном производстве MELVIT.
«Сегодня я делаю то, что мне нравится, погружаюсь в детали нового бизнеса и не останавливаюсь на достигнутом. Впрочем, натуральные соки и смузи навсегда останутся одной из моих самых больших страстей. Потому что фреш – это глоток здоровья в нашем мире стрессов», – несколько поэтически заключает предприниматель.
Автор: Ирина Глотова
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.