Взять автомобиль на улице, как электросамокат, и поехать. Еще недавно это было чем-то из разряда фантастики. Как работает каршеринг в Украине, дешевле ли это, чем такси, и насколько выгодный такой бизнес.
Десять лет назад мало кто мог представить, что в Киеве можно будет просто посреди улицы взять автомобиль, электросамокат или велосипед, разблокировать их с помощью смартфона, воспользоваться ими и оставить там, где удобно. Сейчас все это уже работает во многих крупных городах Украины. Специалисты пророчат шеринговой экономике большое будущее.
Если рынок электросамокатов и велосипедов развивается стремительными темпами, не в последнюю очередь благодаря пандемии, то на рынке проката автомобилей пока что несколько заметных игроков, и воспользоваться каршерингом можно лишь в нескольких городах.
Каршеринг существенно отличается от традиционной аренды автомобилей, рынок которой в Украине значительно развитее. В сервисе аренды нужно сначала подписать договор, внести залог, а уже затем приехать в офис компании и взять автомобиль минимум на сутки.
В каршеринге автомобиль можно взять в любой точке города, доехать до места назначения и припарковать его там, заплатив только за время пользования и километраж. Как показывает практика, это может быть дешевле, чем поездка в такси. Чтобы взять авто, нужно загрузить приложение и выбрать ближайшую свободную машину.
В отличие от многих европейских стран и США, где каршеринг достаточно является развитым, в Украине воспользоваться этим сервисом можно лишь в крупнейших городах – Киеве, Одессе, Днепре и Харькове.
В основном у компаний нет конкурентов в своих городах. Например, Mobile Car работает только в Одессе, где использует исключительно электромобили. Аналогичные транспортные средства предлагает AutoEnterprise, но только в Харькове.
Крупнейшим игроком на рынке каршеринга в Украине является Getmancar, который в 2018 году основал Тарас Гетманский. Компания работает в Киеве и Днепре. ЭП узнала у основателя Getmancar, как устроен этот бизнес в Украине, почему непросто зарабатывать на электрокарах и как будут развиваться такие сервисы в Украине.
Сейчас у Getmancar около 500 автомобилей и около 160 тыс. зарегистрированных пользователей. Основатель сервиса отмечает, что этот рынок имеет большие перспективы роста. «В Киеве около 350 автомобилей. Для заполнения рынка требуется 3-3, 5 тысячи. Уже есть примеры в мире, где есть 5-7 тысяч автомобилей на такое количество населения, как в столице Украины», – говорит Гетманский.
Насколько каршеринг дешевле традиционного такси, почему сервисы используют электромобили, и в каких городах вскоре появится эта услуга?
Дороже собственного авто, но дешевле такси
Стоимость поездки в Getmancar зависит от выбранного тарифа (поминутного, почасового или посуточного) и запланированной дистанции передвижения. Один из самых дешевых вариантов — Skoda Fabia — будет стоить 1,2 грн за одну минуту, и 6 грн за один километр. Десятикилометровая поездка длительностью 20 мин будет стоить 84 грн. В эту сумму входят затраты на топливо и обслуживание.
Например, чтобы проехать на такси из центра Киева вечером 19 км, нужно заплатить около 340 грн. Каршеринг обойдется почти вдвое дешевле: 186 грн (114 грн за дистанцию и 72 грн за 60 мин эксплуатации).
Автомобили самого дорогого сегмента, например Volkswagen Tiguan, будут стоить 2,5 грн за минуту и 8 грн за один километр.
Поездка по почасовому тарифу обойдется от 90 грн в час и дает возможность ехать до 10 км без доплат за расстояние. Выбирая авто бюджетного сегмента, поездка продолжительностью до часа на расстояние до 10 км всегда будет стоить 90 грн. Оставить автомобиль можно в специальных зонах. Это значит, что сделать парковку можно даже у подъезда своего дома, ведь весь Киев, кроме промышленных зон, является сплошной зоной.
Если пользователь хочет завершить поездку за пределами определенной зоны, можно воспользоваться услугой «передача». В таком случае пока авто не забронирует другой клиент, с предыдущего будет взиматься плата 30 коп/мин (18 грн/час).
Если же авто захочет забрать тот же пользователь, то за период ожидания будет перечислено по 1 грн/мин. Ночью, с 23:00 до 6:59, ожидание бесплатное.
Во время пандемии коронавируса рынок каршеринга рос. Особенно в условиях ограничения работы общественного транспорта. Тарас Гетманский подчеркивает, что количество пользователей ежегодно удваивается.
Услугами сервиса в основном пользуются лица в возрасте до 35 лет. 87% аудитории – мужчины, доля женщин за последний год выросла на 10%.
«Как правило, это прогрессивная молодежь, люди, которые работают в IT или занимаются инновационным бизнесом, бизнесмены или менеджеры среднего или высшего звена», – говорит основатель Getmancar.
Принцип шеринговой экономики — использовать арендованный автомобиль как альтернативу собственному. Однако до этой концепции в Украине еще далеко, и доля таких людей незначительна.
«Есть те, кто считают, что пользоваться арендованной машиной – это круто. Есть те, кто используют авто временно, и будут покупать собственное. Есть те, кто имеют машину, но время от времени пользуются каршерингом, чтобы не покупать вторую. Эти паттерны меняются в зависимости от экономической ситуации и проникновения каршеринга», – объясняет Тарас Гетманский.
До 2020 года Getmancar развивалась в основном благодаря собственным инвестициям. В то время в компанию инвестировали около 4 млн. долл. Сейчас, по словам Тараса Гетманского, эта сумма превышает 5 млн. долл.
«В последний год мы активно работаем с частными инвестициями – людьми, которые хотят размещать у нас автомобили и на этом зарабатывать. За год частные инвесторы вложили в компанию около 1,5 млн. долл.», – подчеркивает он.
Электромобили в каршеринге
Сейчас уже никто не сомневается, что будущее – за электромобилями. Это красноречиво показывают автогиганты, большинство из которых уже назвали дату завершения выпуска традиционных авто.
BMW и Daimler даже объединились, чтобы развивать совместный сервис каршеринга. Ставку в новом для себя направлении они делают именно на электромобили, развивая соответствующую инфраструктуру.
В Украине использование электромобилей в каршеринге является локальной историей. Учредитель Getmancar считает, что это направление бизнеса может быть прибыльным только для тех, кто имеет собственные сети зарядных станций.
Собственно, и Одесский (Mobile Car) и Харьковский (AutoEnterprise) сервисы являются, прежде всего, операторами зарядных станций.
«У электромобилей много недостатков. Если говорить об экономической целесообразности, то в их использовании в каршеринге ее нет. Если об экологичности, то надо понимать, кто это готов профинансировать: потребитель, государство или бизнес. Какая-то часть потребителей, 5-10%, готова это покупать (переплачивать за экологическое использование), остальные будут покупать самое дешевое и удобное. Государство тоже не готово это финансировать. Оно даже не позволяет обеспечить быструю установку станций, подключение к электроэнергии», — объясняет Тарас Гетманский.
Каршеринг – это бизнес, встроенный в экономическую политику конкретного города. Он может развиваться только при соответствующих условиях, особенно когда речь идет об электромобилях.
«Первая причина — конструктивные функции и заряд батареи. Вторая — вопрос удобства для клиента, потому что появляется ряд дополнительных функций, например, поставить авто на зарядку. Если мы от этого освободим клиента, то добавляем в логистике, что кто-то должен ехать и заряжать электромобиль. Это дополнительные расходы. Поощрение не означает, что клиент это выполнит. Если у нас сейчас весь Киев является сплошной зоной, кроме каких-то промышленных зон, где можно завершить поездку, то электромобиль нужно оставить возле зарядной станции», – замечает основатель Getmancar.
С точки зрения бизнеса амортизация электромобиля выше, чем обычного авто. Батарея изнашивается значительно быстрее, чем другие узлы, а она является одной из ключевых в стоимости этого вида транспорта.
Страны Евросоюза поддерживают развитие электромобильного каршеринга и стимулируют такие компании строить зарядную инфраструктуру путем предоставления льгот.
«У них дорогая парковка – 20 евро в час. Для электромобилей каршеринга они предлагают бесплатную парковку, предоставляющих электричество, землю, частично освобождают от налогов, частично или полностью возмещают проценты по кредитам, у них очень большая программа. Зачем государство это делает? Ради экологии», — говорит Тарас Гетманский.
Украинский рынок без иностранных игроков
На украинском рынке пока нет крупных иностранных игроков. Даже, несмотря на его стремительное развитие.
«Компании из СНГ или азиатские компании могут быть ближе к нам. Если рассматривать Европу, то речь идет, прежде всего, о Восточной Европе: Польше, балтийских странах, но для этого должны быть соответствующие условия. Например, Bolt имеет планы выхода на украинский рынок, но она ждет соответствующую политику города.
Кто-то не заходит на наш рынок, потому что это не ЕС, а значит, нет общей кредитной политики. Другие крупные операторы, такие как совместный сервис каршеринга BMW и Mercedes, работающий под брендом Now, думаю, не рассматривает Украину для выхода на рынок», – считает Гетманский.
Некоторых инвесторов пугает неспособность правоохранительной системы защитить бизнес. Когда случаются угоны авто, то представителям компании приходится самостоятельно ехать к угонщикам и забирать машины.
Одна из таких историй случилась за неделю до встречи журналиста ЭП с владельцем Getmancar. Похищенный автомобиль компании нашли и забрали со двора в селе в Карпатах.
В полицию, конечно, сообщают о краже, но надеяться на помощь, говорит Тарас Гетманский, не приходится. Пока бюрократическая машина начнет работать, и дело передадут в другую область, машину разберут и продадут.
«Автомобили воруют скорее в формате классической аренды. Я работаю в этой сфере с 2006 года, и у нас было три-четыре угона автомобилей за месяц. Сейчас таких случаев значительно меньше», — говорит Тарас Гетманский.
Автомобиль каршеринга благодаря яркой маркировке и возможности удаленного доступа оператора угнать сложнее, поэтому такие случаи – редкость.
Развитие каршеринга
Основатель Getmancar планирует развивать сервис в других городах, но из-за дорогостоящего кредитования будет делать ставку на франшизу. «Нам интересно иметь хороших локальных инвестиционных партнеров. В ближайшей перспективе речь идет о Харькове, Одессе, Львове, Ивано-Франковске, Запорожье», – говорит Тарас Гетманский.
Стоимость франшизы в зависимости от города составит 2-10 тыс. долл. «С франшизой мы даем техническую поддержку, IT-продукт, страхование, юридические услуги. 90% профессий закрываем на уровне центрального офиса. До развития на уровне 400-500 авто компания будет получать 100% прибыли», – объясняет он.
Окупаемость в зависимости от модели — от восьми месяцев до четырех лет. Предприниматель говорит, что тщательно подбирает партнеров, чтобы они были заинтересованы в развитии этого бизнеса в регионе.
«У нас цель – идти по миру. Недавно я общался с инвесторами из Таиланда относительно франшизы. Все хорошо, средства у них есть, но они слабы в операционных процессах. Я понимаю, что это может быть бомба замедленного действия: мы выйдем на рынок, но модель не будет работать», – объясняет Гетманский.
Автор: Владимир Рыхлицкий
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.