Стандартный рабочий день взрослого человека длится восемь часов. Как ни странно, детский график – не менее насыщенный. Усиленная учебная программа, секции, кружки и репетиторы создают не только дефицит детского времени, но и энергии.
Есть две популярные причины, почему родители стремятся отдать ребенка на большое количество кружков: конкуренция и желание заранее дать максимальное количество навыков. Обе – абсолютно провальные в плане коммуникации с ребенком.
О том как правильно мотивировать детей посещать кружки «Украинская правда. Жизнь» пообщалась с семейным психологом Екатериной Гольцберг, детским врачом Анастасией Быковой-Шелевицкой, профессиональной преподавательницей танца Кристиной Шишкаревой, мамой двух детей Ксенией Рожак-Литвиненко.
Как выбирать кружок
Прежде всего, во внимание нужно брать возраст и уровень развития ребенка, а также его желание посещать кружок без давления родительского авторитета. Ребенок не сможет сразу объективно выбрать направление самостоятельно. Лучший способ отбора кружка – много попыток и возможность экспериментировать.
Чем меньше возраст – тем важнее желание ребенка. «До 10 лет он только ищет себя и форму своего восхищения, – объясняет член Профессиональной ассоциации детских аналитических психологов Екатерина Гольцберг.
Ребенок должен понять, как это – заниматься тем или иным направлением, чтобы отдать предпочтение одному из них. С 12 лет уже можно включать внутреннюю мотивацию на то, чтобы ребенок занимался одним делом и пытался достичь успеха».
Иногда ребенка отталкивает не сама сфера, а форма выполнения заданий. Например, ему может нравиться музыка, но не игра на фортепиано. Если ребенок заинтересовался каким-то направлением, есть смысл посетить несколько пробных уроков с разными направлениями. Ребенок может вернуться к заброшенному кружку, заменив формат занятий.
«Лучше вести ребенка по разным направлениям, чтобы он сам решил, что ему нравится, — рекомендует художественный руководитель школы современного и классического танца Totem Кристина Шишкарева.
Также не помешает обратиться к специалисту, который сможет оценить умение ребенка, чтобы не было неоправданных ожиданий».
Учебные программы сегодня достаточно углублены, некоторые из них уже имеют включенные дополнительные факультативные занятия, выходящие за рамки стандартных предметов. Или же наоборот — дети, обучающиеся в дистанционных школах, имеют больше времени и потребность в коммуникации с ровесниками.
Мама двух дочерей Ксения подтверждает, что учебная программа стала более насыщенной и включает немало новых направлений. Изменения ощутимы даже в период дошкольного обучения. Так, ее девочки посещают дополнительные занятия по английскому языку и хореографии, которые выкладывают непосредственно в садике. В комбинации с насыщенным графиком – это создает дополнительное давление на ребенка.
«Я не являюсь фанаткой усиленного раннего развития и против перегрузки, – говорит мама двух дочерей Ксения. Если информации для детей много, они просто не могут ее осмыслить. Как результат – остывают к процессу».
Ксения говорит, что кроме желания малышей, также обращала внимание на практические стороны: «При выборе кружка, прежде всего, мне было важно заинтересовать детей. Они с детства проявляли интерес к танцам. Я тоже хотела, чтобы акцент был сделан на физическое развитие. Занятия хореографией длятся 1-1,5 часа и проходят три раза в неделю. Выбирая, искала разные возможности в пределах нашего района проживания, учитывая логистику».
Как распознать опасность при выборе кружка?
По словам Екатерины Гольцберг, в ее практике часто встречаются дети перегруженные кружками, от которых они не могут отказаться. В то же время родители даже не понимают, что такая проблема существует.
«Современное детство очень коммерциализированное. Родители стараются заранее, как на флешку, записать детям разнообразные опции, на случай, что эти навыки пригодятся им в жизни», – отмечает эксперт.
Нереализованные амбиции родителей – самая большая опасность этого процесса. Хитрость в том, что родители часто не замечают, как навязывают чадам свои несбывшиеся мечты или пути успеха. Ребенку может совершенно не импонировать такой выбор, но он продолжает посещать занятия, чтобы не обидеть маму или папу. При этом он подавляет в себе негативные эмоции.
«Такое состояние может перерасти в психосоматические расстройства, проявляются нервные тики, ребенок начинает чаще болеть», – отмечает Екатерина Гольцберг. Пользы такие занятия не принесут и даже могут стать причиной нарушений нервной системы.
Психолог объясняет, «если ребенку не нравится кружок, он начинает саботировать: делать вид, что забыл, перепутал дни, плохо себя чувствует и т.д. Тогда нужно понять, почему возникает подобная ситуация, возможно, ребенок перегорел к этим занятиям, или дело в формате или графике».
Одна, две или все сразу: как правильно распределить нагрузки?
«Подавляющее большинство детей считают кружки работой и дополнительной нагрузкой», – утверждает психолог. Екатерина Гольцберг акцентирует внимание на том, что неправильно заполнять время детей только полезными занятиями.
Ребенок должен иметь время на ничегонеделание. Это одна из основных интенций воспитания ребенка, которую должны запомнить родители.
«Это важный период, когда он осмысливает себя и то, что с ним происходит. Такое критическое мышление не менее важно для развития, чем кружки», – объясняет эксперт.
Детский врач Анастасия Быкова-Шелевицкая также акцентирует внимание на важности свободного времени для здорового самочувствия ребенка, которое должно занимать 2-2,5 часа в день.
«Обычно, кружки предусматривают умеренную физическую нагрузку, которая является необходимой для правильного развития ребенка школьного возраста. Ориентировочно, дети должны заниматься физической активностью 1,5-2 часа в день. Если большую часть дня ребенок проводит за интеллектуальной деятельностью, то лучше добавить в график кружок, связанный с физической активностью», – добавляет эксперт.
Наблюдая за собственными детьми, Ксения Рожак-Литвиненко, делает вывод, что они достаточно устают от своего графика.
По мнению мамы, сочетание дополнительных занятий в садике и одного кружка – оптимальная нагрузка. «Я считаю, что три-четыре кружка — это эмоционально трудно для ребенка. Сегодня у моих детей свободны два рабочих дня. Учебная программа в садике достаточно насыщенная, поэтому домой ребенок попадает где-то, в девять часов вечера. А им еще хочется поиграть, отдохнуть, пообщаться друг с другом – нормальные желания в детском возрасте», – добавляет Ксения.
Важно не создавать для ребенка дефицит времени и энергии. «Если ребенок начинает часто болеть или появляются признаки тревожности (обгрызание ногтей, моргание глазами и т. п.) – причина может быть в перегрузке. В таких случаях не помешает поход к психологу, который может оценить состояние ребенка», – рекомендует специалист по семейной психологии Екатерина Гольцберг.
Эксперт в сфере педиатрии Анастасия Быкова-Шелевицкая называет первые симптомы, которые должны известить родителей о перегрузке ребенка:
аномальная усталость (очень трудно стало просыпаться, не может выполнять простые задания);
частые головные боли, головокружение;
боли в животе;
проявления апатичности;
симптомы со стороны сердечно-сосудистой системы (тахикардия, боль за грудиной);
подавленное настроение;
повышенная возбудимость;
отсутствие желания общаться со сверстниками и родителями;
частые болезни;
проблемы со сном;
ухудшение памяти;
возможное снижение успеваемости в школе.
Врач замечает, что общих противопоказаний к умеренной физической активности вообще не существует.
«Если ребенок посещает профессиональные спортивные секции, стоит перед началом занятий проконсультироваться с врачом и проследить за тем, как он чувствует себя после занятий. В случае плохого самочувствия – еще раз обратиться за консультацией и возможно выбрать другой вид активности.
Что касается кружков типа занятий по рисованию, здесь важно следить за осанкой, а также обратить внимание на то, нет ли у ребенка проблем со зрением, которые могли бы обостриться во время занятий. Дети, имеющие какие-то хронические заболевания, также должны заниматься физической деятельностью. В таком случае лучше предварительно оговорить с врачом, какой именно формат активности будет безопасным для ребенка», – объясняет педиатр.
Каждый ребенок имеет уклон к конкретным способностям. Для одних – это физическое направление, для других – интеллектуальное. При этом стоит понимать, если какая-то из сфер кардинально проигрывать другой – ребенок будет чувствовать себя некомфортно. При выборе нескольких кружков нужно соблюдать баланс.
«Рекомендую остановиться на двух направлениях, когда одни занятия развивают физические возможности, а другие предусматривают интеллектуальную деятельность»,– такой формат распределения нагрузки предлагает Екатерина Гольцберг.
Стоит учитывать также темперамент ребенка, его умение приспосабливаться к определенным условиям.
«Я вижу это даже по своим двум детям. Меньшая дочь – более сосредоточена, умеет контролировать уровень своих эмоций и не распыляться. Думаю, она бы осилила еще один кружок. Тогда как старшая – очень эмоциональная, от этого сильнее устает», – замечает мама Ксения.
Нравится и получается – формула правильной мотивации
Для того чтобы ребенок с удовольствием посещал кружки у него должна быть правильная мотивация. «Главный принцип мотивации для ребенка – это комбинация «получается» и «нравится». Отсутствие одного из компонентов может в будущем привести к разочарованию в выбранном направлении», – говорит психолог.
Когда он занимается несколькими направлениями одновременно – трудно быть успешным во всем. Подавленное состояние у ребенка может быть вызвано отсутствием высоких результатов. Со временем, это может побудить ребенка отказаться от любых занятий.
«С правильно выбранным занятием ребенок сможет не просто получить какие-то навыки, но и почувствовать успех и удачу. Если этого момента нет, то он все время проигрывает от того, что не получает никакого результата», – добавляет эксперт.
Показательная ситуация произошла с художественным руководителем школы современного и классического танца Totem Кристиной Шишкаревой: «Я практикую уже почти 20 лет. За это время мне попадались случаи, когда родители настаивали на посещении занятий. Однажды к нам ходил очень способный ребенок, но вообще не хотел танцевать. При этом родители каждый день в течение года водили его на занятия. В результате я сама порекомендовала забрать ребенка, потому что хороших физических способностей – недостаточно. Ему должно нравиться то, чем он занимается. Сейчас ребенку восемь лет и он знает уже шесть языков».
Работает ли формула «получается» и «нравится» можно узнать лишь со временем. Первое занятие часто бывает обманчивым и проходит немножко по-другому, чем дети себе это представляют. «Сначала дочка была разочарована, что у нее получается все не так хорошо, как она бы того хотела, – вспоминает мама Ксения. Дома я объяснила ей, что со временем все будет получаться значительно лучше. Теперь ребенок приспособился и ходит на танцы с огромным удовольствием».
Автор: Дарья Поперечна
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.