Технология экономического прорыва: конкурентоспособность страны и определение стратегических ориентиров

Постановка проблемы. Конкурентоспособность страны как главная стратегическая цель. Очерчивая актуальность данного исследования, следует, прежде всего, выяснить, почему именно конкурентоспособность страны необходимо рассматривать как главную цель при формировании стратегии развития страны.

Вопрос о том, что определяет богатство (успех) наций, всегда был в центре экономической науки и как таковой оказывал большое влияние на экономическую политику на протяжении времен. В 20 веке неоклассики акцентировали внимание на инвестициях в производственный капитал и инфраструктуру как на основных факторах экономического роста.

Но такого рода инвестиции, особенно в развивающихся странах, оказали ограниченное влияние на состояние богатства этих стран. Тогда, помимо инвестиций в производственный капитал, упор был сделан на системе образования и подготовки кадров.

В конце прошлого века к факторам, способствующим богатству наций, были добавлены такие, как технологический прогресс, макроэкономическая стабильность, качественное управление, прозрачные и эффективные институты и тому подобное. Влияние каждого из этих факторов на производительность труда (ПП) имеет под собой весомые теоретические основы и эмпирические доказательства. Большинство из этих факторов должны «заработать» синхронно, чтобы обеспечить ускоренный экономический рост.

Анализ предыдущих исследований. Такая эволюция теории экономического роста нашла, в частности, свое продолжение в работах профессора Портера о конкурентных преимуществах наций и разработке индекса для оценки конкурентоспособности стран.

С появлением в 1979 году первого рейтинга (Competitiveness Scorecard) концепция конкурентоспособности (как бизнеса, так и страны) и методология  анализа постоянно совершенствовалась, превратившись в течение последних двадцати лет в наиболее современный тренд мировой экономической науки и политической практики.

В Украине актуальными остаются вопросы, связанные с формулировкой национальной стратегии развития, которая базировалась бы на повышении не только и не столько ресурсно-факторной конкурентоспособности, но и обеспечила развитие в стране новых секторов и технологических укладов, формирующих экономику знаний и обеспечивающих постоянство экономического роста.

Именно поэтому автор ставит целью обосновать собственный подход к методологии определения стратегических приоритетов развития, которые основывались бы на международных системах рейтинга конкурентоспособности стран, что называется «технология экономического прорыва».

Изложение основного материала. Необходимо четко различать конкурентоспособность компании, отрасли и страны.

Одним из важных критериев конкурентоспособности компании (фирмы) является рост в долгосрочной перспективе объема продаж, доли рынка и прибыли. Признаком конкурентоспособной отрасли является захват значительной и растущей доли мирового рынка путем экспорта высококачественных товаров и услуг.

Концепция конкурентоспособности страны имеет свою специфику, поскольку страны не могут исчезнуть под влиянием международной конкуренции так, как исчезает неконкурентоспособность компании.

В узком смысле (стоимостные показатели внешней экономической деятельности) страны действительно конкурируют на международных рынках. Здесь принимаются во внимание такие показатели, как удельные издержки производства в обрабатывающей промышленности, цены, реальный обменный курс – то есть все то, что формирует ценовые конкурентные позиции отечественных отраслей в глобальной экономике.

В этом смысле конкурентоспособность той или иной страны в глобальном контексте, возможно, рассматривать как «сумму» международной конкурентоспособности национальных экспортеров.

В широком смысле категорию «конкурентоспособность страны» раскрывают критерии и показатели, характеризующие устойчивое улучшение стандартов жизни населения. Конкурентоспособность страны (УК) заключается в ее способности создать внутренние и внешние условия, которые дают возможности ее предприятиям производить товары и услуги, выдерживающие постоянное испытание международных рынков, а населению –  повышать доходы и качество жизни.

Повышение конкурентоспособности страны в целом – будь то постепенное или планируемое правящей политической элитой как «игра» на опережение, должно рассматриваться, прежде всего, как своего рода инвестиционный проект, где результат достигается путем целенаправленных, последовательных в течение достаточно длительного времени и тщательно смоделированных инвестиций в основные факторы устойчивого экономического роста.

Результатом является динамичный рост производительности труда, инноваций и экологичности производственных (бизнес) процессов, рост прибавочной стоимости в научно — и «познание емких» секторах экономики. Все более эффективное использование экономикой страны имеющихся (и – в возрастающей степени – все более дефицитных) факторов производства – природных и человеческих ресурсов, капитала и технологий для производства качественных товаров и услуг.

Устойчивый рост ЧП создает условия для повышения зарплат и других доходов населения не инфляционным образом, что дает главный результат проекта «конкурентоспособная страна» – устойчивый рост реальных доходов и качества жизни населения.

Уровень ПП также определяет средний уровень доходности инвестиций в стране. Поскольку последний является одним из фундаментальных факторов, влияющих на темпы экономического роста, более конкурентоспособная экономика, вероятно, будет расти более быстрыми темпами в среднесрочной и долгосрочной перспективе и будет более привлекательной для прямых иностранных инвестиций.

Инвестиции в рамках национального проекта по повышению конкурентоспособности поступают из двух главных источников – государственного бюджета страны и прибылей корпоративного сектора. Инвестиции со стороны публичного сектора обычно направляются в такие сектора, как образование, переподготовка кадров, фундаментальная наука и НИОКР, а также инфраструктура.

Частные инвестиции, финансируемые за счет доходов предприятий и сбережений домохозяйств, направляются на модернизацию производственных активов, переподготовку менеджеров и персонала, НИОКР и инновационную деятельность и т. д.

Поэтому наиболее авторитетная в мире американская школа конкурентоспособности, которая фактически проводит знак тождества между государственной экономической политикой и политикой по повышению конкурентоспособности страны, главные приоритеты последней усматривает:

— в создании и поддержании в долгосрочной перспективе стабильной макроэкономической среды;

— в устранении препятствий и упрощении регуляторного правового поля для деятельности частного сектора;

— в устранении препятствий относительно свободы международной торговли и движения капиталов;

— в создании фискальных и экономических стимулов по направлению инвестиций частного сектора в главные структурные и инфраструктурные направления, усиливающие «естественные» конкурентные преимущества предприятий и отраслей экономики.

Необходимость для Украины выбора парадигмы конкурентоспособности страны как главного ориентира долгосрочной стратегии вполне подтверждается философией и направленностью лиссабонской стратегии ЕС, будущее членство в которой является сегодня почти общепризнанным приоритетом.

Лиссабонская повестка дня  –  «шаблон» для украинской стратегии

Принятая в 2000-м и обновленная в 2005 году лиссабонская стратегия (ЛС) определила стратегическую цель превращения к 2010 году экономики ЕС в одну из самых конкурентоспособных в мире. ЛС базируется на трех столпах экономических реформ – экономическом, социальном и экологическом.

Основными приоритетами ЛС были определены:

1) Повышение конкурентоспособности экономики через развитие инноваций (наука, образование, предпринимательство);

2) Создание полноценного единого рынка через углубленные структурные реформы (финансовый сектор, либерализация естественных монополий, создание эффективной системы социальной защиты и панъевропейского рынка труда);

3) Создание новых рабочих мест и более крепкой социальной сплоченности общества (борьба с бедностью и социальным исключением);

4) Обеспечение экологически устойчивого роста (энергоэффективность, возобновляемые источники энергии, экотехнологии, реализация условий Киотского протокола).

И хотя в уточненной ЛС, принятой Еврокомиссией в марте 2005 года после «Доклада Уим Кока» относительно прогресса в выполнении странами-членами ЕС данной стратегии, акцент был смещен в сторону стимулирования экономического роста. А также занятости и социальной сплоченности, конкурентоспособность остается, по сути, главным приоритетом стратегии Евросоюза.

Для реализации ЛС-2005 был принят План действий на уровне ЕС и так называемый открытый метод координации (ВМК). Его суть заключается в создании общей платформы для координации (общие «бенчмарки», индикаторы, рекомендации по политическим мерам) при полной “собственности” стран-членов относительно реформ, их темпов и глубины.

Кроме этого, каждая страна-член готовит и предоставляет индивидуальный план действий в рамках ЛС и назначает “министра” по ЛС, который координирует реализацию этого плана. В рамках скорректированной ЛС-2005 Евросоюз планирует до 2010 года достичь реальных темпов роста на уровне 3%, инвестировать в науку и инновации не менее 3% ВВП, создать к 2010 году 6 млн. рабочих мест и довести показатель общей занятости до 70%.

 Для мониторинга реализации ЛС Еврокомиссия разработала систему из более 100 различных показателей, большинство которых входит в систему показателей, по которым вычисляются международные рейтинги конкурентоспособность стран.

Из числа этих показателей был определен ограниченный круг ключевых “структурных” показателей, изменения которых должны демонстрировать наличие реального прогресса в реализации ЛС.

Уроки первых пяти лет выполнения ЛС были сформулированы так: хотя оригинальные стратегические ориентиры стратегии остаются верными, общее отставание Евросоюза в отношении ЛС вызвано “перегруженностью целями, плохой координацией и конфликтующими приоритетами”.

Эти выводы чрезвычайно актуальны и для украинских реалий, поскольку все программы социально-экономического развития страны, в том числе последняя, разработанная Министерством экономики на 2009 год, имеют подобные симптомы.

В условиях, когда политическая элита и электорат Украины являются разделенными относительно направлений и приоритетов развития страны, разработка долгосрочной стратегии, в основу которой должна быть положена центральная цель – повышение конкурентоспособности страны, достижение общественного консенсуса относительно основных стратегических ориентиров этой политически нейтральной цели. И принятие плана действий по выполнению «украинской версии» лиссабонской стратегии может быть, по сути, единственным путем. Он даст возможность принять согласованную со всем обществом стратегию развития и обеспечить ее выполнение в течение длительного времени.

Такая стратегия должна быть стратегией опережающего роста и преодоления многих критических отставаний.

Необходимость «экономического прорыва»: международные сравнения

Результаты развития Украины, несмотря на достаточно высокие темпы роста, которые были достигнуты в течение 2000-2007 годов, не могут быть признаны удовлетворительными. Учитывая международные научные сравнения, свидетельствующие о том, что эти темпы роста не являются устойчивыми.

Данные сравнения дают возможность оценить не только макроэкономическую динамику страны в целом, но и результативность структурных и институциональных реформ, которые в наибольшей степени влияют на производительность труда, динамику и постоянство экономического роста.

В мировой экономической науке и практике есть несколько методологий и систем сравнительного анализа развития стран. Однако наиболее приемлемыми для целей данного исследования автор считает два самых авторитетных рейтинга конкурентоспособности стран и регионов.

В частности, это – World Competitiveness Report с его Global Competitiveness Index (GCI), который готовится Всемирным экономическим форумом в Давосе (Швейцария), и World Competitiveness Yearbook (WCY), который ежегодно публикуется Институтом развития менеджмента (IMD-Lausanne, Швейцария).

Обе методологии довольно похожи в подходах. Разница между ними объясняет, почему массив исследований в WCR намного больше (135 стран), чем в Лозаннском WCY (55 стран). Это заключается в соотношении статистических и оценочных данных. Они используются для определения показателей.

По последнему рейтингу, который осуществил Всемирный экономический форум, Украина, занимая 73 место среди 131-й страны, значительно отстает по многим показателям от 12 новых членов ЕС (кроме Болгарии и Румынии), а также от некоторых стран СНГ (России, Казахстана, Узбекистана).

Как отмечает этот отчет, беспокоит то, что ”Украина не смогла существенно улучшить рейтинг конкурентоспособности», начиная с того года (1997), когда он был впервые подготовлен для нашей страны.

Факторы, негативно влияющие на общий результат, связаны с неэффективностью и непрозрачностью власти, государственных и частных институтов (зависимостью судебной власти от политики, коррупцией и чрезмерной бюрократией, слабой защитой прав собственности, включая интеллектуальную), низким уровнем конкуренции.

А также чрезвычайно слабым антимонопольным регулированием, не реформированной налоговой системой, низкой способностью предприятий абсорбировать современные технологии, неразвитостью финансовых рынков (в частности фондового рынка) и их неэффективным регулированием, незащищенностью инвесторов.

В том числе миноритарных, высокой инфляцией, неразвитостью корпоративного сектора (отсутствие сетей поставщиков, региональных кластеров и низкое качество корпоративного управления и бизнес-процессов), недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры (кроме железнодорожного транспорта), наличием серьезных структурных проблем в системе здравоохранения и начальном образовании.

К факторам, положительно влияющим на рейтинг Украины, можно отнести следующие показатели. Это большой размер внутреннего рынка и открытость экономики, достаточно развитую систему высшего образования и подготовки кадров, не регулированный рынок труда (гибкость определения зарплаты, процедур найма и увольнения и т.д.), способность населения к инновациям (в частности, высокий уровень патентной деятельности) и развитость научно-исследовательской инфраструктуры.

«Лозанская» методология рейтинга конкурентоспособности World Competitiveness Yearbook использует более 300 показателей и оценок, из которых практически две трети являются статистическими параметрами. Поэтому для целей технологии экономического прорыва автором взята за основу именно эта методологическая база.  По расчетам WCY-2008 (55 стран), общий рейтинг Украины ухудшился, снизившись с 46 места (WCY-2007) до 54.

Результаты сравнений Украины с группой стран-ориентиров, которые осуществил Совет конкурентоспособности Украины в рамках проекта, мониторинг конкурентоспособности свидетельствуют, в частности, о наличии аналогичных к  ряду критических отставаний по различным факторам, влияющим на конкурентоспособность страны.

Наличие серьезного отставания Украины относительно международной конкурентоспособности не может не наводить на мысль о критической необходимости консолидировать общество вокруг цели, как можно скорее преодолевать эти отставания для вхождения в течение обозримой исторической перспективы в круг развитых стран.

Сегодня, в условиях стремительных и шоковых глобальных вызовов, в научных и экспертных кругах страны, а также и среди демократически настроенного политикума практически не вызывает сомнения тезис о необходимости ускоренного развития страны («украинского прорыва», скачка или «украинского экономического чуда»).

Это должно было бы основываться на современных экономических концепциях, четкой долгосрочной стратегии, европейском опыте, разработанной методологии, конкретных ориентирах, внешних «бенчмарках» и показателях, измеряющих результаты реализации стратегии.

Как определяется в исследовании украинских ученых, для улучшения конкурентоспособности экономики страны могут применяться два типа государственной экономической политики. Во-первых, это базовая экономическая политика, касающаяся привлечения инвестиций, стратегии развития отраслей промышленности и торговли. Если применение базовых экономических инструментов является эффективным, их необходимо поддерживать мерами второго уровня.

Во-вторых, страна должна проводить вспомогательную политику, включающую макроэкономическую политику, развитие национальной инфраструктуры и институциональной системы.

Очевидно, что речь идет именно о необходимости, помимо четкой стратегии развития, иметь также специальную экономическую политику, направленную на преодоление в исторически короткие сроки критических для страны отставаний, усиление конкурентных преимуществ и более активную мобилизацию новых факторов экономического роста.

Иными словами, модернизированная экономическая политика Украины должна быть агрессивно-опережающей в отношении целей по повышению конкурентоспособности страны, экономической политикой прорыва.

Без прорыва органический рост только законсервирует статус Украины как третьеразрядной страны и ее отставание по большинству показателей конкурентоспособности – теперь уже не только от развитых стран, но и от ближайших стран-соседей.

 Хотя основу конкурентоспособности страны составляют конкурентоспособные в международном контексте национальные предприятия, определяющее влияние на способность национального бизнеса конкурировать и оказываться в действующих в стране институционально-регуляторных рамках  по государственным инвестициям в различные бюджетные программы.

Все это является результатом логических и последовательных решений государственной власти. Поэтому основной движущей силой в осуществлении прорыва является государственная власть и ее способность сформулировать реалистичную стратегию, наладить эффективную координацию всех игроков, организовать общественный диалог и мобилизовать общество по  имплементации.

Целью «украинского» стратегического прорыва должен стать, по нашему мнению, переход в исторически короткий срок со стадии факторной ресурсной в стадию инновационной конкурентоспособности. И вхождение Украины в следующие 15-20 лет в круг тридцати наиболее конкурентоспособных стран по версии WCY, или в первые пятьдесят стран – по версии Давосского WCR.

Осуществление такого прорыва сделает экономику Украины по уровню жизни, экономической динамике и структуре, основными социальными чертами сходными в течении с новыми странами-членами Евросоюза.

Технология экономического прорыва

Технология экономического прорыва (ТЭП) – это разработанная автором методология по трансформированию детального анализа международных рейтингов конкурентоспособности (в данном случае рейтинга WCY) в целостный подход по формулированию приоритетов долгосрочной стратегии развития страны.

Преимуществом ТЭП является то, что под основные направления и меры экономической и социальной политики страны подводятся, с одной стороны, международно-измеряемые статистические показатели и экспертные оценки, а с другой – система сравнений по важнейшим показателям с группой определенных стран и определения на их основе стратегических ориентиров.

Впервые элементы такого соревновательного сравнительного подхода реализовал Совет конкурентоспособности Украины в периодическом издании «Монитор конкурентоспособности».

Экономический прорыв должен базироваться на последовательной ликвидации критических для страны отставаний в институционально-регуляторной среде и в развитии основных факторных рынков (капитала, рабочей силы, земли и т.п.). На интенсивном создании основ экономики знаний, обеспечении условий устойчивого развития (т. е. формировании ответственной конкурентоспособности) и укреплении социальной сплоченности населения путем накопления социального капитала.

В ТЭП на основе методологии WCY, а также с использованием показателей, применяемых такими международными организациями и агентствами, как Всемирный банк, ЕЭК ООН, ЮНИДО, ОЭСР, Dow Jones, AccountAbility и другие, впервые сформирована четырех матричная система влияния государственной политики. Через “показатели прямого действия” (ППД) и “показатели кумулятивного действия” (ПКД) – на конкурентоспособность страны в средне — и долгосрочной перспективе.

К ППД можно отнести показатели, имеющие статистический и оценочный уровень и могут напрямую изменяться под влиянием решений государственной власти. Это законодательные и регуляторные акты, бюджетные ассигнования, государственные инвестиционные программы и интервенции, другие решения и меры и т.д.

К ПКД относят такие показатели и экспертные оценки, которые являются суммарным результатом действия, как ППД, так и других факторов, и которые, как правило, характеризуют макроэкономические тенденции и структурные сдвиги.

Первая матрица — ликвидация критических отставаний (Critical Gap Fix). Это — комплекс решений и мер, которые влияют на макроэкономическую стабильность, качество институтов власти, эффективность государственного регулирования основных рынков (капитала, труда, земли, интеллекта), а также на степень открытости экономики и на эффективность конкуренции. К этой же группе относятся показатели развития базовой инфраструктуры.

Вторая матрица — экономика знаний (Knowledge-Based Economy). Это направление должно стать главным приоритетом в инвестиционной политике, распределении государственных ресурсов, стимулировании частных инвестиций. Оно охватывает такие важные области, как развитие образования, науки и инноваций (НИОКР), развитие технологической и информационной инфраструктуры.

Третья матрица — устойчивое развитие и ответственная конкурентоспособность (Sustainable Development and Responsible Competitiveness). Это — комплекс мер и системных решений, усиливающих факторы стабильного развития общества (такие, как энергетическая безопасность, энергосбережение, экология, эффективность системы здравоохранения, качество товаров и услуг, качество жизни). А также стимулирующие факторы «социально ответственную конкурентоспособность» национального бизнеса.

Четвертая матрица —  социальная сплоченность (Social Cohesion). Этот блок, которого практически не было ни в одной экономической стратегии не только Украины, но и других постсоветских стран.

Он затрагивает такие важнейшие вопросы, как формулирование и продвижение современной и прагматической национальной идеи; формирование системы установок и общественных ценностей, которые утверждают философию общественного, коллективного и личного успеха, здорового образа жизни и тому подобное.

Кроме этого, технология экономического прорыва как методологический подход к формулированию приоритетов национальной стратегии развития включает четыре взаимосвязанных процесса, участие в которых на разных этапах должны принимать не только правительственные агентства и соответствующие институты власти, но и экспертная среда, представители научно-образовательной сферы, бизнеса и гражданского общества.

Процесс первый — квантификация: детальный профессиональный анализ рейтинга конкурентоспособности страны, организация публичных обсуждений и дискуссий рейтинга, определение в контексте четырех матриц ТЭП текущих значений и исторической динамики основных показателей прямого и кумулятивного действия.

Процесс второй — ориентация: определение круга стран-ориентиров и международных “бенчмарков” (например, система структурных участников ЕС), осуществление сравнения ППД и ПКД Украины с соответствующими показателями стран-ориентиров для идентификации критических отставаний.

Возможная выборка таких стран предложена в периодическом издании РКУ «Монитор конкурентоспособности».

Процесс третий – навигация. Экспертное изучение лучшего международного опыта по преодолению аналогичных отставаний и проведению соответствующих структурных реформ (как по содержанию, так и во временной перспективе). Разработка на этой основе и с учетом “украинской специфики” системы критически важных целевых ориентиров (стратегических “бенчмарков”) и оптимальных траекторий движения (ОТР) для ликвидации отставаний и достижения определенных уровней показателей.

Этот процесс должен сопровождаться разработкой экспертами как траекторий движения страны по показателям, так и альтернатив по конкретным комбинациям мер государственной политики (policy mix), которые должны обеспечить, при условии последовательности власти и “наследственности” целевые ориентиры от правительства к правительству, их достижения в определенное время.

Процесс четвертый – консенсус: общественное согласование оптимальных траекторий движения.

Выводы. Всем сегодня понятно, что осуществление Украиной качественного прорыва по конкурентоспособности зависит не только и не столько от правильности подготовленной любым правительством стратегии развития, или от технологии ее подготовки, сколько от укрепления социального капитала и социальной сплоченности общества.

Это зависит, в том числе от утверждения в стране действительно объединяющей и прагматичной национальной идеи, от конструктивного взаимодействия всех сторон, заинтересованных в долгосрочном инвестиционном проекте “Конкурентоспособная страна”.

Такими сторонами являются и власть, и работодатели (бизнес), и наемные работники, и наука с образованием, и гражданское общество в целом. Поэтому важными инструментами достижения консенсуса относительно целевых ориентиров развития должно стать создание в стране аполитичной по сути платформы для постоянных стратегических консультаций и достижения консенсуса относительно ориентиров и оптимальных траекторий развития.

Автор: Ю.В. Полунеев, народный депутат Украины, председатель совета конкурентоспособности Украины, кандидат экономических наук

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий