Теория и практика недобросовестной конкуренции в Украине

Деньги в долг в Беларуси, покупка рассрочек, займы

В статье рассматривается понятие добросовестной и недобросовестной конкуренции с точки зрения различных ученых. Раскрываются концепции и типы действий, противоречащие торговой и другой добросовестной деловой практике, а именно:

незаконное использование деловой репутации субъекта хозяйствования, создание ему препятствий в конкурентном процессе и достижение незаконного конкурентного преимущества, сбор, раскрытие и использование коммерческой тайны, а также приведены характеристики этих направлений.

Проанализирована сущность влияния различных факторов на условия развития конкуренции в экономике Украины. Исследуются основные направления государственной политики по ограничению монополизма и развитию конкуренции как неотъемлемой части внутренней экономической и социальной политики государства.

Проведен анализ динамики основных предпосылок для создания конкурентной среды в экономике Украины. Объяснено количество и структура пресеченных нарушений относительно недобросовестной конкуренции.

Установлены основные цели и задачи Антимонопольного комитета Украины, направления государственной антимонопольной политики. Установлены направления совершенствования деятельности органов Антимонопольного комитета по регулированию последствий неценовой конкуренции в Украине.

Следует отметить, что одним из методов защиты от недобросовестной конкуренции является проведение антимонопольной деятельности, то есть контроля деятельности отдельных компаний, направленной на создание и поддержание конкурентной среды, особенности конкурентных отношений.

Изложены механизмы защиты от недобросовестной конкуренции, предусмотренные действующим законодательством Украины.

Определены факторы, влияющие на выбор методов защиты компании от недобросовестной конкуренции. Проанализированы основные проблемы внедрения законодательства о конкуренции ЕС в законодательство Украины. В частности отмечается, что для углубления отношений с ЕС регуляторные нормы должны быть усовершенствованы в соответствии с европейскими стандартами.

При анализе норм конкурентного законодательства выделяется их сложность и подчеркивается, что законодательство Украины в сфере конкуренции содержит нормы, категории и институты нескольких отраслей права, регулирующих отношения различного содержания с использованием норм материального и процессуального права.

Вступление

Глобализация позволяет украинским компаниям выйти на новые рынки, что не только открывает им новые возможности, но и заставляет адаптироваться к новым рыночным условиям в соответствии с международными стандартами.

Важной частью механизма рыночной экономики является конкуренция – экономичный процесс взаимодействия и борьбы производителей за наиболее благоприятные условия для изготовления и реализации товаров с целью получения наибольших прибылей.

Добросовестная конкуренция способствует развитию и успеху компании. Создание конкурентной среды, защита экономической конкуренции и регулирование рыночных отношений имеют прямое влияние на экономическое развитие государства. В результате неценовой конкуренции более успешные участники рынка становятся лидерами, что дает им возможность расширить конкурентные инструменты: улучшить качество продукции, расширить товарный ассортимент, увеличить затраты на рекламу.

Однако конкуренция между бизнесом за спрос потребителей на рынке может проводиться как добросовестно, так и путем конкурентной деятельности, которая вредит потребителям, конкурентам и обществу в целом. В этом случае мы имеем дело с недобросовестной конкуренцией – явлением, которое крайне нежелательно для украинского государства в период построения рыночных отношений, которые должны соответствовать международным стандартам.

Компании, которые используют методы неценовой конкуренции (честной и недобросовестной), могут злоупотреблять собственным рыночным положением, поглощать другие компании, способствовать концентрации производства и вызывать монополизацию экономики.

Теоретической и практической основой для изучения проблемы недобросовестной конкуренции являются работы таких ученых, как Г. Андрощука, А. Безух, А. Бойко, С. Борисенко, А. Варламовой, И. Дахно, Т. Демченко, А. Дерингер, А. Кислицына, И. Коваль, С. Кузьмина, Н. Круглова и других. Они работают над исследованием недобросовестной конкуренции и изучают методы борьбы с ней.

Смирнова К. В. анализирует регулирование конкуренции и изучает «правила конкуренции» в различных сделках ассоциации ЕС, Андрощук Г. А. – правовую защиту коммерческой тайны в ЕС, Бакалинская А. А. – проблемы и перспективы конкурентного законодательства Украины. Гороховская А. В., Семенюк И.С. – защиту коммерческой тайны в международном праве и в международном законодательстве, Горбаль Н. И., Романишин С. Б. и Когут В. И. – имплементацию антимонопольного законодательства ЕС в Украине. Мовчан А. В. – правовое регулирование для защиты экономической конкуренции в условиях европейской интеграции.

Цель статьи

Целью статьи является изучение понятий и видов недобросовестной конкуренции, а также практики антимонопольного регулирования в Украине относительно использования отечественными компаниями методов конкуренции, которые не связаны с регулированием цен, определение необходимости совершенствования государственного регулирования монополизации.

Изложение основного материала исследования

Бесспорно, эффективная и бескомпромиссная борьба с недобросовестной конкуренцией является одним из приоритетных направлений экономической политики страны. В стране, где чтят честь, достоинство и репутацию бизнеса, а в экономике царит дух здоровой конкуренции, монополии в экономике не существует, а наоборот, есть качественные предпосылки для эффективного функционирования экономики.

Признание принципов добросовестности в конкуренции невозможно без их надлежащего закрепления и внедрения в систему конкурентного законодательства. История становления и развития конкурентного законодательства в разных странах имеет существенные различия из-за необходимости учета национальных особенностей правовой защиты конкуренции, традиций и обычаев бизнеса, административной и судебной практики.

Концепция добросовестности имеет решающее значение не только для регулирования гражданско-правовых норм, но и для установления защиты от недобросовестной конкуренции. Следует отметить, что добросовестная конкуренция является необходимым условием для развития не только конкурентной среды, но и всего государства.

Учитывая это, признание в статье 13 Гражданского кодекса Украины недобросовестной конкуренции в форме злоупотребления правами дает основания для изучения данного понятия с точки зрения концепции злоупотребления правом. И определения концептуальных основ защиты добросовестной конкуренции в Украине.

Общее понятие недобросовестной конкуренции содержится в Парижской конвенции об охране промышленной собственности. Согласно статье 10bis Конвенции, «актом недобросовестной конкуренции считается акт конкуренции, противоречащий честной производственной и коммерческой практике». Примеры некоторых актов недобросовестной конкуренции содержатся в статье 10bis (3) Конвенции, и перечень не является исчерпывающим.

Недобросовестная конкуренция — это любая незаконная конкурентная деятельность компаний, которая нарушает общепризнанные правила, торговлю и другие добросовестные деловые практики. Иными словами, недобросовестная деятельность компаний, которые при конкуренции создают определенные препятствия, из-за которых они получают нечестное преимущество, и называется недобросовестной конкуренцией.

Благодаря быстрому развитию экономики на рынке становится все больше компаний, которые прибегают к нечестному способу получения конкурентного преимущества. Эти компании прибегают к недобросовестной конкуренции для продвижения своих товаров (услуг).

Недобросовестная конкуренция является, по сути, актом, нарушающим торговлю и другие добросовестные обычаи в хозяйственной деятельности. Согласно статье 1 закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции», статье 32 Хозяйственного кодекса Украины: «…недобросовестной конкуренцией являются любые действия в конкуренции, которые противоречат торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности».

Согласно закону, к таким актам относятся:

  1. Незаконное использование деловой репутации субъекта хозяйствования (неправомерное, то есть без получения соответствующего разрешения), использование чужих символов, рекламных материалов, упаковки;

незаконное использование товаров другого производителя;

копирование внешнего вида товара;

сравнительная реклама.

  1. Создание препятствий для компаний в процессе конкуренции и достижение незаконных конкурентных преимуществ (дискредитация компании – то есть распространение ложной, неполной или недостоверной информации, причиняющей вред репутации конкурента, бойкот компании);

склонение поставщиков к дискриминации покупателей (заказчиков); подкуп работников, должностных лиц поставщиков, покупателей; получение неправомерного конкурентного преимущества, то есть такого, которое стало возможным путем нарушения закона;

распространение ложной информации.

  1. Незаконное собирание, разглашение и использование коммерческой тайны.

Некоторыми из самых распространенных видов недобросовестной конкуренции являются:

– использование без разрешения имени, торгового наименования, торговой марки (торгового знака и знака обслуживания), рекламных материалов, упаковки товаров и рекламной информации, названий других компаний или подобных названий, что приводит или может привести к сочетанию личных данных нарушителя с информацией о деятельности другой компании;

— продажа товаров другого производителя под своим названием, обозначением;

— воспроизведение внешнего вида товаров другого хозяйственного подразделения и введение их в хозяйственный оборот без четкого указания производителя копии;

– распространение ложной информации. Например, распространение неполной, неточной или ложной информации о происхождении товара, производителя, продавца, способа изготовления, источников и способа приобретения. Объемы или место продажи, потребительские характеристики, качество, комплектность, пригодность к применению, характеристики стандартов, особенность продажи товаров, работ, услуг, цены и скидки на товар или услугу;

— другие действия, противоречащие торговле и другой честной деловой практике.

Любая выгода, которую получает конкурент из-за нарушения законов или иных нормативных актов, является незаконной, и их использование является проявлениями недобросовестной конкуренции.

Ни одна компания не застрахована от недобросовестного конкурента, поэтому должна тщательно изучить рынок, на котором она работает, и немедленно реагировать на недобросовестную деловую практику.

Последние несколько лет характеризуются влиянием различных факторов на условия развития конкурентной среды в экономике Украины. С одной стороны, политическая стабилизация демократических принципов и консолидация украинского общества на основе европейских интеграционных усилий, ход современной рыночной экономики, дерегуляция и деолигархизация экономической жизни способствовали созданию условий для конкурентных отношений на национальных рынках.

С другой стороны, одним из основных факторов, сдерживающих развитие экономичных процессов, является неравенство конкурентных условий, которые возникают вследствие активного использования неценовых методов добросовестной и недобросовестной конкуренции и регулируются системой государственных методов регулирования конкуренции.

Подавляющее большинство недобросовестных конкурентных средств связано с нарушением прав интеллектуальной собственности, таких как изобретения, полезные модели, торговые марки, промышленные образцы и многое другое.

Согласно отчету АМКУ за 2019 год, общее количество приостановленных нарушений в сфере недобросовестной конкуренции составило 650, что составляет около 12% от общего количества прекращенных нарушений, касающихся экономической конкуренции.

Самым распространенным было распространение информации, не соответствующей действительности (90%). Остальное – незаконное использование чужой символики, рекламных материалов и упаковки – 4%; получение незаконного конкурентного преимущества путем нарушения законодательства – 5%; введение в коммерческий оборот товаров другого производителя под собственным обозначением, сравнительная реклама, дискредитация других компаний, содействие к бойкотированию других компаний со стороны потребителей или партнеров -1%.

Ведущим рынком, где имели место выявленные и пресеченные проявления недобросовестной конкуренции за 2017-2019 годы, является агропромышленный комплекс (около 53% в 2019 году, 46% в 2018 году, 32% в 2017 году).

Следующим по величине количеством нарушений недобросовестной конкуренции со значительной разницей, но стабильным удельным весом, является рынок здравоохранения, фармацевтики и медицинских изделий (около 16% в 2019 году, 13% в 2018 году, 11% в 2017 году).

По оценкам АМКУ, объем рынков, на которых восстановились условия для добросовестной конкуренции благодаря мерам, осуществленным комитетом в 2019 году, превысил 1,3 млрд. грн. Интересно, что доля случаев недобросовестной конкуренции, была прекращена предоставлением рекомендаций, и от общего количества таких нарушений в 2019 году составила около 82%. В других случаях пресечение правонарушений происходило путем применения штрафных санкций.

В 2019 году за нарушения во всех сферах был наложен штраф свыше 4,1 млн. грн. за нарушение законодательных норм о защите от недобросовестной конкуренции. Наибольшее количество и сумма штрафных санкций были наложены за совершение неправомерного оформления товара, что может привести к путанице с деятельностью другой компании, а также за неправомерное использование обозначения при оформлении этикеток товаров.

Одним из методов защиты от недобросовестной конкуренции является осуществление компаниями антимонопольной деятельности, то есть деятельности отдельных компаний (юридических и физических лиц), направленной на создание и поддержание конкурентной среды, особенностей конкурентных отношений.

На выбор методов защиты компании от недобросовестной конкуренции влияют следующие факторы:

— качество законодательства по защите от недобросовестной конкуренции;

– наличие добросовестной конкуренции на рынке;

— повышение осведомленности бизнеса о собственных правах, касающихся защиты от недобросовестной конкуренции;

— стремление участников рынка получить избыточную прибыль;

– надежность защиты прав участников рынка;

– построение стабильных деловых отношений с партнерами;

– уровень формирования конкурентной среды;

— недостатки в системе управления;

— степень зависимости от поставщиков сырья из-за рубежа.

Характеристика факторов влияния на выбор методов защиты предприятия от недобросовестной конкуренции

Разработка законодательства по защите от недобросовестной конкуренции 

Законодательство по защите от недобросовестной конкуренции определяет основные методы защиты, которые может использовать в хозяйственной деятельности субъект хозяйствования, включает как нормативно-законодательные акты по определению сущности недобросовестной конкуренции, так и акты об охране прав на интеллектуальную собственность.

Наличие добросовестных конкурентных отношений на рынке 

Формирование добросовестных конкурентных отношений способствует созданию развитого, цивилизованного рынка, что включает сферу производства и товарообмена.

Конкурентные отношения – это отношения между субъектами хозяйствования с соблюдением конкурентного законодательства, в основу которых положены принципы конкурентной борьбы – борьбы за потребителя, где предприятия вынуждены снижать цены на свою продукцию, постоянно совершенствовать ее качество, а это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования производства, внедрения достижений научно-технического прогресса, улучшения организации производственных процессов.

При наличии добросовестных конкурентных отношений в конкурентной среде, субъекты хозяйствования не нуждаются в активной защите от недобросовестной конкуренции.

Информированность субъектов права о защите от проявлений недобросовестной конкуренции

Для выбора метода защиты от недобросовестной конкуренции, прежде всего субъекты хозяйствования должны обладать знаниями о правовом регулировании защиты от недобросовестной конкуренции, знать свои права относительно защиты своих прав и интересов в судебном порядке.

Стремление участников рынка к получению сверхприбылей

Желание получить сверхприбыль может побудить участников рынка к вытеснению конкурентов с рынка недобросовестными действиями, которые не будут отвечать требованиям действующего конкурентного законодательства.

Надежность защиты прав субъектов хозяйствования

Защита от проявлений недобросовестной конкуренции во взаимодействии с внешней средой может проявляться в получении государственной защиты путем предоставления свидетельств собственности, регистрации торговых марок, а также через обращения в органы Антимонопольного комитета и судебные органы за защитой своих нарушенных прав и интересов.

Форма обращения в суды представляется через подачу исковых заявлений; в Антимонопольный комитет Украины — заявлений и жалоб. Если обращения субъектов хозяйствования будут рассматриваться надлежащим образом и приниматься решения в обоснованный срок, то такие субъекты будут и в дальнейшем обращаться за защитой своих прав.

Налаживание стабильных деловых отношений с партнерами

Налаживание стабильных деловых отношений с партнерами является залогом избегания в будущем по отношению к субъекту хозяйствования таких действий, как подкуп работника, должностного лица покупателя (заказчика); подкуп работника, должностного лица поставщика; склонение поставщика к дискриминации покупателя (заказчика); склонение к бойкоту субъекта хозяйствования.

Степень формирования конкурентной среды

Формирование конкурентной среды на рынке свидетельствует о наличии большого круга конкурентов и жесткой конкурентной борьбе между ними. В случае не достижения поставленных целей конкурентными добросовестными способами некоторые субъекты хозяйствования прибегают к недобросовестной конкуренции и нечестной конкурентной борьбе, не соответствующей требованиям конкурентного законодательства.

Недостатки в управленческой системе 

Управленческая система, действующая на предприятии, может обеспечить внедрение соответствующих методов защиты от проявлений недобросовестной конкуренции.

Зависимость от поставщиков сырья из-за рубежа

Структура источников поставок на некоторых рынках требует соблюдения международных нормативных актов по регулированию защиты от недобросовестной конкуренции.

Прежде всего, недобросовестная конкуренция влечет за собой административную ответственность, которая реализуется путем наложения штрафа на нарушителей в таких размерах:

— до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан — если действия по недобросовестной конкуренции совершают юридические лица — не субъекты хозяйствования;

– до 3% дохода от продажи товаров, работ или услуг за отчетный год, предшествующий году, в котором налагается административный штраф. Если доходов в этот период не было, то штраф в размере пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан – для юридических лиц, являющихся субъектами хозяйствования.

Лица, по отношению к которым имела место недобросовестная конкуренция, могут рассчитывать на защиту своего законного права и интереса.

Действующее законодательство Украины предусматривает такие меры защиты от недобросовестной конкуренции:

— Административный способ. Он заключается в том, что в течение 6 месяцев с момента получения информации о нарушении его прав, субъект хозяйствования может подать заявление в Антимонопольный комитет о защите личных неимущественных прав. Если срок подачи заявления о защите от недобросовестной конкуренции истек, то это является причиной отказа в регистрации такого документа.

Однако если заявитель доказывает, что он пропустил срок подачи заявки по уважительным причинам, нарушенное право нуждается в защите. Конечный срок рассмотрения искового заявления составляет 30 календарных дней, но при необходимости может быть продлен до 60 календарных дней, о чем заявитель будет уведомлен в письменной форме.

– Судебный порядок. Дела, основанные на нарушении прав субъекта хозяйствования в связи с ограничением монополизма, подпадают под юрисдикцию хозяйственного суда. Кроме того, решения Антимонопольного комитета могут быть обжалованы (полностью или частично) в Хозяйственном суде.

– Обращение в ГФС. Этот вид защиты от недобросовестной конкуренции заключается во внесении в таможенный реестр товаров, являющихся объектами промышленной собственности.

Законодательство играет решающую роль в предотвращении и защите от недобросовестной конкуренции. В период независимой Украины с 1991 года по сегодняшний день – было принято много законов, но основным документом, определяющим правовую основу защиты потребителей и бизнеса от недобросовестной конкуренции, был и есть ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» от 07/06/1996.

Кроме того отношения, связанные с пресечением недобросовестной конкуренции, регулируются законом Украины «О защите экономической конкуренции», ЗУ «Об Антимонопольном комитете Украины», Хозяйственным кодексом Украины и другими нормативными актами.

К сожалению, несмотря на огромную законодательную базу, в современном мире есть много случаев нарушений законов, защищающих экономическую конкуренцию.

Анализируя имплементацию законодательства о конкуренции ЕС в законодательство Украины, следует отметить, что задолго до того, как Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС, было ясно, что регулятивные положения нужно усовершенствовать в соответствии с европейскими стандартами, чтобы углубить отношения с ЕС. Этим вопросом занимались на государственном уровне, в том числе в Антимонопольном комитете Украины.

Основными вопросами, которые нужно было решить как можно скорее, были: установление санкций и наказаний за нарушение законодательства о конкуренции, расследование картелей, регулирование процесса концентраций и слияния, а также предоставление АМКУ полномочий расследовать дела о несоблюдении экономической конкуренции.

Поскольку соглашение об ассоциации с ЕС давало лишь ограниченный промежуток времени для выполнения соответствующих требований, органы власти действовали относительно быстро. Например, пороговые значения стоимостных показателей, для которых требуется разрешение на концентрацию, были увеличены. Также была изменена система установления штрафа за нарушение конкурентного законодательства с привлечением квалифицированных специалистов.

Однако некоторые проблемы остаются нерешенными. Круг участников концентрации еще не определен, поэтому АМКУ должна делать субъективную оценку. Нужны существенные обновления в таких сферах, как государственные закупки. Согласно статье 150 Соглашения об ассоциации, для контроля над закупками должен быть создан независимый орган, который был бы государственным и был бы отделен от групп экономических интересов.

Поэтому эти обязанности были переданы АМКУ и закреплены в законе «О государственных закупках», который впоследствии был заменен законом «О публичных закупках». Согласно закону «О государственных закупках», введена электронная система Prozoro и изменена процедура обжалования дел в этой сфере.

Внедрение норм ЕС по вертикальным соглашениям также требует большого внимания. Вертикальные сделки считаются менее анти конкурентными, чем горизонтальные, поскольку они могут повысить эффективность производственно-сбытовой цепи и уменьшить эксплуатационные расходы. АМКУ может установить стандартные требования к согласованным действиям согласно закону «О защите экономической конкуренции», которые не требуют дополнительного утверждения.

В этом случае вы можете применить законодательную практику ЕС. Так, в ст. 101 Договора о функционировании ЕС отмечается, что запрет антиконкурентных мер не распространяется на субъекты хозяйствования и их объединения.

Это происходит в том случае если они «…способствуют улучшению производства или распределения продукции, техническому или экономическому прогрессу и предоставляют возможность потребителям получать выгоду без наложения ограничений на заинтересованные субъекты хозяйствования, которые не являются обязательными для достижения этой цели и которые не позволяют этим субъектам хозяйствования устранить конкуренцию относительно значительной части соответствующей продукции».

Регламент комиссии ЕС 330/2010 подробно описывает, какие вертикальные сделки разрешены, главным образом руководствуясь регулированием доли рынка. Итак, вертикальные соглашения разрешаются, если доли сторон на соответствующих рынках не превышают 30%, а также соблюдают определенные «суровые» ограничения, которые не принимают во внимание эту долю. Эти положения следует включить в законодательство Украины в соответствии с Соглашением об ассоциации, которое определяет правовую определенность компаний при реализации продукции.

В июне 2018 года произошли некоторые изменения в сфере регулирования сравнительной рекламы – в первом чтении был принят законопроект о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (гармонизация законодательства в сфере сравнительной рекламы с законодательством ЕС). Законопроект позволит использовать сравнительную рекламу и законно использовать изображения, торговые марки и фирменное наименование конкурентов.

Законом «О рекламе» предлагается дополнить конкретным перечнем показателей законности сравнительной рекламы, подобным тем, что установлены в Директиве № 2006/114/EC.

Принятие Гражданского и Хозяйственного кодекса Украины в 2003 г. оказало значительное влияние на развитие всей правовой системы Украины.

Большинство ученых, изучающих проблемы правового регулирования конкуренции, указывают на решающее значение Хозяйственного кодекса Украины для развития не только конкуренции, но и всей системы управления в Украине. Как справедливо отмечает Г. Л. Знаменский, в рыночных условиях экономическая деятельность превращается во многие элементы.

Такая деятельность становится свободной в широких пределах, установленных общими «рыночными правилами» и законами. Она базируется на экономической инициативе, предпринимательстве, коммерческом подходе и рисках. Специфическая функция экономического законодательства заключается в обеспечении заинтересованности субъектов хозяйствования в повышении эффективности производства, стимулировании предпринимательства и инициативы.

Индивидуальные нормы и их совокупность должны быть направлены на новую мотивацию экономических единиц к действию в горизонтальных и вертикальных взаимосвязях. Гражданскому праву следует предоставить «гуманитарную» направленность, защищая материальные и интеллектуальные интересы людей и граждан. Все это требовало параллельной, но отдельной кодификации гражданского и хозяйственного права.

Особенностью регулирования конкурентных отношений является то, что определенные правила обеспечения добросовестной конкуренции были закреплены в Гражданском кодексе, а другие – в Хозяйственном кодексе Украины. Хозяйственный кодекс Украины, таким образом, устанавливает политические, экономические, социальные и правовые основы для развития добросовестной конкуренции на рынке.

В то же время принятие Хозяйственного кодекса Украины привело к значительным коллизиям в применении права из-за существенных разногласий правового регулирования конкуренции в законах Украины «О защите экономической конкуренции» и «О защите от недобросовестной конкуренции» и Хозяйственном кодексе.

Проблема заключалась в том, что положение главы 3 и 28, а также ряд основных концепций действующего Гражданского кодекса Украины базируются на положении закона Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности». Он утратил силу в связи с принятием и вступлением в силу закона Украины «О защите экономической конкуренции».

Решение этой сложной и неоднозначной проблемы возможно путем теоретически обоснованной и методологически продуманной унификации норм Хозяйственного кодекса Украины. Поскольку положения Хозяйственного кодекса являются в основном общими, то положения законов Украины «О защите экономической конкуренции» и «О защите от недобросовестной конкуренции», Хозяйственный кодекс должны отражать лишь правила, устанавливающие общие основы конкуренции.

Процессы глобализации экономической и социальной жизни привели к тому, что проблемы создания эффективного механизма защиты конкуренции от любых ограничений на сегодня вышли на международный уровень. Вступление Украины в ВТО 16 мая 2008 г. повлекло необходимость учесть принципы добросовестной конкуренции в рамках ВТО.

Важно отметить, что на глобальном уровне различные аспекты конкурентной политики постепенно сводятся к институционализации. Соглашение ВТО о применении антидемпинговых процедур позволяет правительствам государств-членов ВТО принять соответствующие меры против товаров, ввозимых в страну по демпинговым ценам, если это наносит значительный ущерб местным производителям в этой стране.

Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейскими сообществами и их государствами-членами занимает особое место среди международных соглашений Украины. Согласно соглашению, Украина и ЕС гармонизируют национальное законодательство о конкуренции, не оказывают государственную помощь бизнесу, не способствуют созданию условий для производства товаров или предоставления услуг, угрожающих нарушением конкуренции.

Сложность конкурентного законодательства, баланс между саморегулированием и государственным регулированием, характеризующие конкурентное законодательство, может быть основой эффективной правовой системы регулирования в современной экономике. Создание внутренне единой скоординированной системы регулирования справедливых конкурентных отношений сейчас является необходимым условием эффективного функционирования и развития рыночной экономики в Украине.

Совершенствование правового регулирования конкурентных отношений направлено не на вытеснение существующих и действующих механизмов регулирования рынка, а на их поддержку, дополнение и усиление.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Следовательно, для совершенствования системы защиты интересов компаний от недобросовестной конкуренции в Украине необходимо:

  1. Усовершенствовать работу систем органов защиты в интересах субъектов хозяйствования, а именно: усовершенствовать материально-техническое обеспечение и персонал, искоренить коррупционные проявления, улучшить координацию между органами в борьбе с недобросовестной конкуренцией.
  1. Систематизировать правовые нормы путем создания единого законодательства в сфере регулирования конкуренции.
  1. Изменить нормы национального законодательства в направлении его приближения к нормам Европейского сообщества и ратификации международных соглашений, которые еще не ратифицированы.
  1. Провести информационно-разъяснительную работу с целью освещения преимуществ добросовестной конкуренции для предпринимателей и потребителей, а также процедуры их защиты от недобросовестной конкуренции.

В целом для эффективной защиты интересов субъекта необходимо не только бороться с недобросовестной конкуренцией, используя нормативные и административные методы, но и создавать такие условия, при которых было бы невыгодно нарушать правила добросовестной конкуренции.

Как показывает опыт применения действующего законодательства Украины «О конкуренции», процент абсолютно недобросовестных действий, непосредственно определенных законом, постепенно уменьшается и заменяется сложными недобросовестными действиями, которые иногда невозможно четко квалифицировать.

В этих условиях реализация презумпций добросовестности, адекватности и справедливости (статьи 3, 12 Гражданского кодекса Украины), дополненная понятием «злоупотребление правом» (статья 13 Гражданского кодекса Украины), должны обеспечить более надежную и эффективную защиту участников рынка от недобросовестной конкуренции.

Расширение сферы применения положений статьи 13 Гражданского кодекса Украины по квалификации определенных форм недобросовестной конкуренции, которые не определены в специальном законодательстве, окажет положительное влияние на развитие гражданского и конкурентного законодательства.

Подводя итог, оценивая уровень добросовестности деловой практики, следует иметь в виду, что с развитием экономической системы и ростом социальных стандартов должна реформироваться и концепция защиты от недобросовестной конкуренции, особенно путем распространения регулирующего воздействия на государство и потребителей, общественность в целом.

Реформа действующего законодательства Украины в сфере экономической конкуренции должна базироваться на законодательстве ЕС и опыте государств-членов.

Необходимо не только имплементировать соответствующие нормативные акты, но и создать условия для работы соответствующих органов без политического вмешательства групп интересов. В то же время, включая определенные стандарты ЕС, следует учитывать особенности отечественного рынка.

Следует отметить, что в теории современной украинской юриспруденции не существует единой позиции по определению содержания и структуры конкурентного законодательства. Изучая особенности развития правового регулирования экономической конкуренции в Украине, следует иметь в виду, что, с одной стороны, источниками конкурентного права являются нормативные акты, международные договоры, прецеденты или деловая практика, связанная с пресечением недобросовестной конкуренции, а с другой стороны – защита от проявлений монополистической деятельности.

Авторы: Наталья Павленко, кандидат экономических наук, доцент кафедры социальных и экономических дисциплин Харьковского национального университета внутренних дел, E-mail: panavi2015@gmail.com

Татьяна Челомбитько, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник кафедры социально-экономических дисциплин Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина, E-mail: tanjuhache@gmail.com

Елена Черняева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики предприятий и менеджмента Учебно-научного профессионально-педагогического института Украинской инженерно-педагогической академии.

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №1 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий