Толерантность и ксенофобия в межэтнических взаимоотношениях киевских студентов

Эффективный фидбэк

Проанализированы данные нескольких социологических опросов украинских студентов в Киеве в 2005, 2009 и 2018 гг. (с главным акцентом на анализе данных последнего опроса), которые были выполнены сотрудниками сектора миграционных исследований Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины (Киев).

Ключевыми целями статьи являются:

1) выявление особенностей межэтнических взаимоотношений в киевских заведениях высшего образования;

2) определение отношения киевских студентов-украинцев к иностранцам;

3) оценка характера перемен в отношении киевских студентов-украинцев к иностранцам в течение последних десяти лет.

Новизна исследования: впервые рассчитан индекс (ин)толерантности по авторской методике и осуществлен сравнительный анализ результатов нескольких волн опросов киевских студентов. Сравнение результатов опроса 2018 года по предварительным опросам указало на улучшение в отношениях студентов учреждений высшего образования столицы к иностранцам: уменьшение конфликтности, повышение уровня и частоты коммуникации между иностранцами и студентами украинцами, рост дружественности в межэтнических взаимоотношениях.

После расчета индекса (ин)толерантности и ксенофобии выяснены основные факторы, влияющие на отношение украинских студентов к иностранцам: пол респондента, опыт и частота общения респондентов с иностранцами, место проживания респондента до поступления в учреждение высшего образования. В результате построения комплексного профиля отношений киевских студентов к иностранцам было идентифицировано пять кластеров по характеру восприятия различных этнических групп.

Установлено, что, несмотря на общее улучшение отношений киевских студентов-украинцев к иностранцам за последнее десятилетие в студенческой среде произошло формирование негативных ксеностереотипов, которые граничат с расизмом и религиозной нетерпимостью, что требует немедленного противодействия путем просветительской работы.

Выяснено, что на возможность интеграции иностранцев в украинское общество влияет социально-экономическая и геополитическая ситуация в Украине, иммиграционный кризис в Европе и отечественный и зарубежный медиа-контент.

Ключевые слова: киевские студенты, иностранцы, (ин)толерантность, шкала Богардуса, ксенофобия, межэтнические взаимоотношения.

Постановка проблемы и актуальность. В последние годы в Украине наблюдалось увеличение количества иностранных студентов, приехавших на обучение в отечественные учреждения высшего образования (УВО). Эта категория мигрантов составляет значительную часть иммиграционного потока Украины.

В то же время, наблюдаются случаи конфликтных ситуаций между украинскими гражданами (в частности студентами) и иностранными студентами, что указывает на существование проблемы интеграции иностранцев в украинское общество. Поэтому возникают такие актуальные исследовательские вопросы:

— каковы причины (ин)толерантного отношения и ксенофобии киевских студентов к иностранцам?

— какие этнические группы являются самыми невосприимчивыми для столичной молодежи?

— как с годами менялся характер межэтнических взаимоотношений в стенах киевских УВО?

Эта статья должна найти ответы на такие вопросы.

Анализ последних исследований и публикаций. Ученые уже давно исследуют социальную и национальную дистанцию, процессы развития ксенофобии и толерантности, как среди отдельных слоев населения, так и среди общества в целом.

Например, грузинская ученая Н. Джавахишвили (N. Dzhavahishvili) исследовала этнические религиозные стереотипы среди грузинских студентов, а российский исследователь В. Мукомел (V. Mukomel) на конкретных примерах иллюстрирует различные грани (ин)толерантности и фиксирует важную тенденцию быстрого роста вируса этнофобии среди жителей мегаполисов.

Среди украинских ученых важнейшие труды по этой проблематике принадлежат Н. Паниной (N. Panina), О. Блиновой (O. Blynova), И. Мотуновой (I. Motunova) и Д. Кобзину (D. Kobzin).

Также, стоит отметить работу Т. Погоды (Т. Pogoda), сотрудницы Института демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, в которой осуществлен анализ социологического опроса (2009) относительно состояния и динамики межэтнических отношений в украинском обществе и относительно отношения киевской молодежи к иностранным студентам и иностранным гражданам, проживающим в Киеве.

Новизна работы заключается в расчете индекса (ин)толерантности по авторской методике. Не менее важным аспектом новизны этой работы является и сравнительный анализ результатов нескольких волн опросов столичных студентов и выявление динамики социальной и национальной дистанции к иностранцам, ксенофобии и толерантности украинской молодежи, а также оценка изменчивости факторов, которые на них влияют.

Цель статьи. Главной целью исследования является:

1) выявление особенностей межнациональных и межэтнических взаимоотношений в столичных УВО;

2) определение отношения столичного студенчества к мигрантам из стран, которые проживают в Украине или являются потенциальными иммигрантами;

3) оценка изменений в отношении киевских студентов до иностранцев в течение последних десяти лет.

Методы исследования. Для получения данных и информации о толерантности и ксенофобии в студенческих межэтнических взаимоотношениях киевских УВО был проведен письменный социологический опрос. Анкетирование методом face-to-face в 2018 году имело аналогичный характер выборки, как и в 2005 и 2009 годах, что дало возможность сопоставления результатов.

Опрошены студенты киевских УВО, которые принимают на обучение иностранных студентов, а именно, Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетмана, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко и Национальный университет «Киево-Могилянская академия».

Всего было опрошено 241 респондента в возрасте от 16 до 28 лет, из которых мужчины составляли 31,1%, женщины – 68,9%. Более половины респондентов родом из Киева (36,5%) и Киевской области (22,4%), 85,8% респондентов до вступления в УВО проживали в городах, а остальные – в поселках городского типа и сельской местности.

Изложение основного материала. Сектором миграционных исследований Института демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины весной 2018 года осуществлен опрос столичной молодежи (студентов 1-6 курсов киевских УВО) относительно характера отношения к иностранцам.

Похожий опрос был организован в 2005 г. и 2009 г., кроме того, в 2011 г. аналогичный опрос состоялся в шести городах Украины. Благодаря этому существует возможность сравнения полученных результатов, что дает возможность, во-первых, изучить изменения отношения столичных студентов до иностранцев, оценив динамику явления, во-вторых, улучшить методику интерпретации полученных результатов, что станет основой для дальнейших исследований этой проблематики.

Коммуникация, межнациональные отношения и отношение к иностранцам. Анализируя частоту общения столичных студентов с иностранцами по данным 2018 г. мы обнаружили, что 21,7% респондентов никогда не общались с иностранцами, 46,7% – общались раз в месяц, 20% – раз в неделю, и только 11,6% студентов общались с иностранцами каждый день. В 2005 г. соответствующие показатели составили 37,4, 48,6, 7,5 и 6,2%, в 2009 г. – 52,6, 23,8, 12,4 и 11,2%.

Таким образом, с каждым опросом доля респондентов, которые общались с иностранцами ежедневно или раз в неделю постоянно росла. Это очень важно, поскольку фактор частоты общения, как будет подтверждено ниже, имеет огромное влияние на отношение студентов к иностранцам.

Межэтнические отношения в киевских УВО претерпели позитивные изменения. В 2018 г. доля студентов, которые считали межэтнические отношения в УВО дружескими, составила 36,5%, 40,7% респондентов считали их уравновешенными и лишь 2,9% опрошенных – напряженными. Тем не менее, почти каждый пятый респондент воздержался от ответа на этот вопрос.

Стоит подчеркнуть, что относительно предыдущих опросов в 2018 г. доля лиц, считавших, что в их УВО есть национальные группы, которые вызывают неприязнь и раздражение у студенчества, существенно уменьшилась.

Так, в 2018 году всего 10,4% опрошенных лиц придерживались такого мнения, что на 4,3 п.п. меньше, чем в 2009 г. и на 34,9 п.п. меньше, чем в 2005 году. В то же время процент респондентов, которые считали, что в их УВО нет национальных групп, которые вызывают враждебное и раздражающее отношение у большинства студентов, заметно возрос – с 44,1% в 2009 г. до 59,8% в 2018 г. (рост в 1,3 раза).

Иногда неприязненное и раздражительное отношение киевских студентов к определенным этническим группам вызывали конфликтные ситуации. Учитывая это, интересны ответы на вопрос: «Возникают ли конфликты на национальной почве в УВО, где Вы учитесь?».

В 2018 г. наблюдалось такое распределение ответов:

1) конфликты возникают часто – 1,2% опрошенных (в 2009 г. – 0,9%);

2) конфликты иногда происходят – 13,3% (в 2009 г. – 17,2%);

3) конфликтов никогда не бывает – 40,2% (в 2009 г. – 35,2%);

4) затрудняюсь ответить – 45,2% (в 2009 г. – 46,6%).

Неопределенность почти половины респондентов по данному вопросу объясняется, вероятно, плохой осведомленностью о случаях конфликтов, которые часто замалчивают. Однако зафиксированное опросом снижение уровня конфликтности на национальной почве является, безусловно, положительным моментом.

Более 2/3 киевских студентов положительно оценивают наличие иностранных студентов в украинских УВО: по мнению 57,7% респондентов, это повышает международный авторитет Украины; 10% – считают, что это способствует пополнению бюджета страны. Лишь 5,4% столичных студентов негативно относятся к наличию иностранных студентов в украинских УВО. Поскольку считают, что те занимают места, которые должны принадлежать украинцам. Более четверти опрошенных вообще равнодушно относятся к наличию иностранных студентов в украинских УВО.

Оценка толерантности. По данным 2018 г., 78,4% студенческой молодежи относятся к иностранцам, которые живут в Украине и не являются студентами, так же, как и к студентам-иностранцам (в 2009 г. – 74,4%), 18,7% опрошенных относятся к иностранцам, которые живут в Украине и не являются студентами, хуже, чем к студентам-иностранцам (в 2009 г. – 23,6%). И лишь 2,9% респондентов относятся к иностранцам, которые живут в Украине и не являются студентами, лучше, чем к студентам-иностранцам (в 2009 г. – 2%).

Итак, в УВО формируется толерантное отношение студенческой молодежи к представителям других национальностей, которое они впоследствии несут во взрослую жизнь.

Учитывая, что больше половины столичных студентов (59,8%) считают, что в их УВО не существует национальных групп, которые вызывают враждебное и раздражающее отношение к студенческой молодежи, то можно предположить, что отношение украинских студентов к иностранцам, которые проживают в Украине, является достаточно уравновешенным. И присутствие иммигрантов не вызывает у них четких негативных ощущений.

Интересным для исследования было сопоставление результатов опросов 2009 и 2018 годов. Отношение (симпатия или неприязнь) украинских студентов к определенным народам или этническим группам по десятибалльной шкале (1 балл – полное неприятие, 10 баллов – полная толерантность).

Было указано 11 народов и их групп:

1) индопакистанцы (представители народов Индии, Пакистана, Бангладеш, Шри-Ланки); 2) арабы (группа арабских народов);

3) персы и афганцы;

4) турки;

5) народы Латинской Америки;

6) народы так званной Черной Африки (часть Африки к югу от Сахары);

7) вьетнамцы;

8) китайцы;

9) корейцы;

10) народы Кавказа;

11) народы Центральной Азии.

Сравнительный анализ результатов двух опросов указал на такие изменения в отношении украинских студентов к иностранцам за период 2009-2018 годов:

1) отношение респондентов улучшилось (особенно к корейцам, китайцам, вьетнамцам) и стало более толерантным (до персов, афганцев, арабов, индопакистанцев);

2) гендерные различия в отношении к иностранцам уменьшились: в 2009 г. мужчины, в основном, относились к иностранцам гораздо хуже, чем женщины, в 2018 году — примерно одинаково;

3) больше всего расположенность студенток выросла до корейцев, китайцев и вьетнамцев (от 0,9 бальных пункта (б. п.)), аналогично студентов – от 1,6 б. п. Отношение к народам Латинской Америки по ответам женщин несколько ухудшилось;

4) общий средний балл для исследуемых народов вырос с 5,9 баллов в 2009 г. до 6,7 баллов в 2018 г. Среди женщин данный показатель вырос на 0,5 б. п., а среди мужчин – на 1,3 б. п.

Согласно результатам опроса 2018 г., киевские студенты имели наибольшие симпатии к народам Латинской Америки и корейцам – каждый по 7,5 баллов, а также китайцам – 7,3. В 2009 г. симпатии распределились таким образом: к народам Латинской Америки (7,4 балла), народам Центральной Азии (6,3) и народам Африки к югу от Сахары (6,2).

Для уточнения несколько упрощенной оценки (ин)толерантности киевских студентов по отношению к исследуемым народам с помощью среднего балла, автором предложен индекс (ин)толерантности, также базирующийся на оценках респондентов по десятибалльной шкале.

Для интерпретации полученных результатов после расчета индекса (ин)толерантности предлагаем такую шкалу степени (ин)толерантности по значению индекса (ин)толерантности:

1) низкая (ин)толерантность, I = (0; 0,33);

2) средняя (ин)толерантность, I = (0,33; 0,67);

3) высокая (ин)толерантность, I = (0,67; 1,00).

По результатам расчета индекса (ин)толерантности для разных народов была получена более полная картина относительно отношения (толерантное/(ин)толерантное) столичного студенчества к исследуемым народам, являющимся потенциальными иммигрантами в нашу страну.

Наивысшая степень (ин)толерантности среди опрошенных вызывают персы, афганцы и арабы, что очевидно связано с отличной от украинцев религиозной принадлежностью (преимущественно мусульманство) и навязанным СМИ клише «мусульманство – религия террористов».

Можно выделить три группы народов по индексу (ин)толерантности.

Средней (ин)толерантностью характеризуется отношение киевских студентов к персам, афганцам, арабам, индопакистанцам, туркам и народам Кавказа.

Буферной (размытой) (ин)толерантностью можно назвать отношение к народам Африки к югу от Сахары, вьетнамцам и народам Центральной Азии.

Низкой (ин)толерантностью определяется отношение со стороны столичных студентов к китайцам, корейцам и народам Латинской Америки.

Значение индекса (ин)толерантности в определенной степени зависит от пола респондента. Женщины более (ин)толерантны, чем мужчины. Однако мужчины имеют более высокий индекс (ин)толерантности по отношению к китайцам и корейцам, народам Кавказа и народам Центральной Азии.

Относительно различий по типу местности, из которой происходит респондент, то среди горожан фиксируются более высокие значения Индекса (ин)толерантности, чем у выходцев из поселков городского типа или сельской местности, вирус этнофобии более ощутим в мегаполисах, чем среди жителей других типов поселений.

Оценка ксенофобии. Для повышения уровня осведомленности об отношении киевского студенчества к иностранцам предложено оценить исследуемые народы по шкале Богардуса, которая применяется для определения социальной дистанции, на которую респондент готов допустить представителей определенных этнических групп.

В сочетании с индексом (ин)толерантности этот показатель предоставил возможность сформировать более комплексную оценку отношения киевских студентов к иностранцам. Шкала Богардуса в исследовании 2018 г. имела такой вид: согласны ли Вы (респондент) допустить представителей каждого из перечисленных народов как: членов Вашей семьи – 1 балл; близких друзей – 2; соседей – 3; коллег по работе – 4; жителей Украины – 5; посетителей Украины – 6; вообще не пускал бы в Украину – 7 баллов.

По полученным в ходе опроса данным был рассчитан индекс ксенофобии как средней социальной/национальной дистанции к представителям определенного народа по семибалльной шкале.

В соответствии с интерпретацией показателей шкалы Богардуса (модифицированной по Кобзину Д. А. (D.O. Kobzin) и др.):

— респонденты готовы вступать с представителями определенного народа/народов в родственные или близкие дружеские отношения (менее 2,5 баллов) — это свидетельствует об интернациональной идентичности;

— 2,5-4 балла означают определенную степень открытости к непосредственным контактам (семейным, дружеским, соседским, проиУВОдственным) с определенным народом/народами;

— о национальной обособленности можно говорить, если представители данного народа/народов воспринимаются как возможные жители Украины, но без близких контактов (4-5 баллов);

— о национальной изолированности — если респонденты согласны допустить представителей данного народа/народов лишь как возможных посетителей Украины;

— результат более 6 баллов, то есть нежелание вообще допускать в свою страну представителей любой национальности, является свидетельством открытой ксенофобии.

По результатам расчета индекса ксенофобии на основе данных опроса студентов в 2018 г. исследуемые народы можно объединить в три группы:

— группа народов с очень низкой национальной обособленностью, приближенной к «открытости» (народы Латинской Америки, китайцы и корейцы);

— группа народов со средне-выраженной национальной обособленностью (вьетнамцы, народы Центральной Азии, турки, народы Кавказа);

— группа народов с сильно выраженной национальной обособленностью (народы Африки к югу от Сахары, персы, афганцы, арабы и индопакистанцы).

Также стоит отметить, что интегральный индекс ксенофобии, то есть среднее значение индексов ксенофобии для 11 этнических групп, среди киевских студентов оказался на 0,27 б. п. выше (4,47 баллов), чем в целом в Украине (по результатам опроса Киевского международного института социологии (КМИС) для всего населения старше 18 лет в 2018 году).

Женщинам свойственна более высокая степень ксенофобии, чем мужчинам, однако по данным КМИС пол практически не влияет на уровень ксенофобии. Среди опрошенных лиц, которые происходят из городов, фиксируются более низкие значения индекса ксенофобии, чем у респондентов, которые ранее проживали в поселке городского типа или сельской местности, что совпадает с результатами КМИС.

Важным фактором влияния на уровень ксенофобии столичных студентов является частота общения с иностранцами. Так, респонденты, которые общаются с иностранцами ежедневно, демонстрировали определенную степень открытости к непосредственным семейным, дружеским, соседским, проиУВОдственным контактам с представителями других народов, что является «открытостью».

Респонденты, которые общаются с иностранцами раз в неделю или раз в месяц, воспринимают представителей других народов как потенциальных жителей Украины, но без близких контактов – это национальная обособленность. Респонденты, которые не общаются с иностранцами, склонны воспринимать представителей других народов лишь как возможных посетителей Украины — является национальной изолированностью.

Согласно данным мониторинга украинского общества относительно национальной дистанции, с возрастом растет уровень ксенофобии. Это доказывают и результаты опроса киевских студентов, в соответствии с которыми дистанция молодежи от китайцев, арабов и турок более чем на 0,75 б. п. ниже дистанции от этих народов среди взрослого населения Украины в целом (4,16 балла против 5,29; 4,78 – против 5,7; 4,37 – против 5,53 соответственно).

Отношение столичного студенчества к народам Кавказа (4,51) и народам Африки к югу от Сахары (4,68) значительно лучше, чем отношения взрослого населения страны к грузинам (4,6), чеченцам (6,2) и африканцам (5,44).

Таким образом, отношение к иммигрантам в Украине, от которого в большой степени зависит миграционная привлекательность страны, является достаточно пестрым и неоднозначным, зависит от возраста, пола и местности проживания (происхождения) граждан.

Чтобы получить комплексный профиль в отношении киевских студентов к потенциальным иммигрантам (выходцам из развивающихся стран) была сопоставлена группировка народов по индексу (ин)толерантности и группирование народов по индексу ксенофобии, что рассчитаны по данным опроса 2018 года, и идентифицировано пять кластеров народов по особенностям их восприятия студенческой молодежью.

Кластер 1 объединяет народы, к которым большинство опрошенных имеют толерантное отношение и расценивают их представителей как имеющих возможность стать членами семьи, близкими друзьями, соседями или коллегами (народы Латинской Америки, китайцы и корейцы).

Кластер 2 состоит из народов, к которым киевские студенты относятся достаточно толерантно и воспринимают их как потенциальных представителей жителей Украины (вьетнамцы и народы Центральной Азии).

Кластер 3 охватывает народы, в отношении которых, несмотря на преимущественно толерантное отношение, распространенной является национальная обособленность. Они воспринимаются лишь как возможные жители Украины, но без близких контактов (народы Африки к югу от Сахары).

К кластеру 4 относятся народы, в отношении которых среди опрошенных господствует средняя (ин)толерантность и средне-выраженная национальная обособленность – представителей этих народов воспринимают преимущественно как потенциальных жителей Украины (турки и народы Кавказа).

В кластере 5 – народы, которые имеют ярко выраженную национальную обособленность и посредственно толерантное отношение среди столичных студентов, они воспринимаются лишь как возможные жители Украины, но без близких контактов (персы, афганцы, арабы и индопакистанцы).

Среди основных причин неприязненного отношения киевских студентов к иностранцам самыми сильными являются следующие: неприятие на физическом уровне (не нравится внешность, манера общения и т. п.); несоблюдение устоявшихся в украинском обществе норм поведения; религиозный фактор. Самый слабый фактор, влияющий на неприязненное отношение к иностранцам – конкуренция на рынке труда.

Сравнивая вышеупомянутые факторы с факторами неприязни, киевские студенты указывали в 2009 г., и это можно заметить, что в группе сильнейших факторов 2009 г. зафиксировано два. Это несоблюдение устоявшихся в украинском обществе норм поведения (что остается сильным и поныне); страх терроризма – отголосок реакций на террористические акты 11 сентября 2001 года, на сегодняшний день несколько поутих.

А среди самых слабых в 2009 г. выделялись фактор неприятия на физическом уровне (внешние различия) и религиозный фактор, которые в 2018 г. стали одними из самых сильных.

Усиление неприятия антропологических черт и вероисповеданий иностранцев является, безусловно, тревожными знаками для киевского студенчества, поскольку это граничит с расизмом и религиозной нетерпимостью, что ранее не было характерным украинским студентам.

Таким образом, в период 2009-2018 гг. произошла частичная поляризационная реверсия (когда самые слабые в 2009 г. факторы стали одними из самых сильных в 2018 г.), что является следствием иммиграционного кризиса в Европе 2015-2016 годов и его освещением в СМИ, социально-экономического и военно-политического кризиса в Украине и ряда других факторов.

За исследуемый период произошло формирование негативных стереотипов среди столичного студенчества, что очень беспокоит, поскольку эти стереотипы распространены в образованной части нашего общества, и являются опасными, а потому нуждаются в противодействии путем просветительской работы.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Положение иммигрантов в украинском обществе зависит от отношения украинцев к иноземцам. Материалы исследований 2005, 2009 и 2018 гг. показали, что отношение киевского студенчества к иностранному населению с каждым годом становится все более толерантным. Хотя спектр измерения этой толерантности весьма широк и зависит от внешних различий иностранцев, их норм поведения, религиозной принадлежности, а также многих предубеждений и фейковых представлений о культуре и традициях народов из стран, что развиваются.

При сравнении данных трех опросов наблюдается уменьшение конфликтности, улучшение межэтнической коммуникации, рост дружественности в отношениях. Однако достаточно высокой является доля респондентов, которые в отношении к иностранцам не определились, то есть отношения столичного студенчества и иммигрантов находятся на стадии формирования.

Двигателем ухода от стереотипов является студенчество, которое чаще общается с иностранцами, поэтому относится к ним довольно толерантно и готово видеть их в украинских УВО. Улучшение отношений киевских студентов к иностранцам возможно за счет улучшения осведомленности студенчества относительно культуры, традиций, быта и истории других национальностей.

Для этого в столичных УВО необходимо организовывать различные культурные, в частности гастрономические мероприятия, образовательные курсы и прочее, где бы студенты знакомились с культурным наследием других народов и могли пообщаться. Ведь, как указывают приведенные результаты опроса 2018 г., фактор частоты общения с иностранцами является одним из сильнейших в формировании дружеских межэтнических отношений.

Автор: А.К. Гаврилюк, аспирант, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко, E-mail: oleksii.havryliuk.ukr@gmail.com, ORCID 0000-0002-7567-0282

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий