01.07.2018 – В рамках совместного проекта Секретариата по поддержке экспорта украинской продовольственной и аграрной продукции, Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития «Улучшение доступа украинского агробизнеса к экспортным рынкам» было проведено основательное исследование экспортного потенциала плодоовощного сектора страны.
В последнее время украинские производители все больше внимания уделяют выращиванию нишевых культур. При этом, в данном случае речь идет как об овощах, так и о фруктах и ягодах. Такой тренд, по их словам, обусловлен сразу несколькими факторами.
Прежде всего, заинтересованность фермеров в производстве такой продукции продиктована ростом спроса на нее внутри страны, ведь большинство из этих овощей и фруктов попадают в раздел так называемых «здоровых продуктов», потребление которых активно пропагандируется активистами ЗОЖ.
Более того, тренд здорового образа жизни стремительно набирает обороты и в других странах, например, в ЕС, поэтому востребованность полезных овощей, фруктов и ягод, которые богаты витаминами, аминокислотами, микроэлементами, антиоксидантами, на рынках этих стран также пропорционально увеличивается.
Вместе с тем, климатические условия и географическое расположение Украины делает такую продукцию весьма перспективной для выращивания ее на экспорт.
Однако стоит заметить, что такие тенденции касаются не всех позиций, входящих в данный ТОП-10. Некоторые из них, например, груша или красная смородина, сейчас достаточно хорошо известны украинцам. Их выращивают в Украине уже в течение определенного времени, и в стране к этому времени сложилась определенная культура потребления.
Но, еще совсем недавно коммерческие хозяйства почти не интересовались их производством, основная часть урожая выращивалась населением или мелкими фермерами, а сами культуры на протяжении долгого периода так и оставались нишевым. И только в последние несколько лет они получили возможность раскрыть свой потенциал благодаря определенным трендам.
Далее рассмотрена каждая из этих культур отдельно.
Батат
Если еще несколько лет назад подавляющее количество украинцев считали батат какой-то диковинкой, которая была доступна только в качестве продукции премиум — сегмента, то уже сейчас эта культура довольно уверенно завоевывает украинский рынок. Это обусловлено сразу несколькими факторами. Прежде всего, популярность батата в Украине растет благодаря его полезным свойствам. Он содержит в себе большое количество витаминов и питательных веществ. При этом состав клубней может меняться в зависимости от сорта и условий выращивания.
Именно такие качества и делают батат все более популярным среди сторонников здорового питания, которые отдают предпочтение этой продукции в противовес обычной картошке.
Поэтому, как результат, рост, спроса на батат побуждает все больше фермеров попробовать себя в выращивании этой культуры.
Кроме того, по словам эксперта и производителя Вадима Дудки, для успешного производства такой продукции совсем не нужны большие площади. Более того, батат довольно хорошо подходит для выращивания почти во всех регионах Украины, однако в различных областях урожайность будет отличаться: от 100 т/га при выращивании в южном регионе, до 35 т/га, если плантации расположены на востоке.
Но для сравнения отметим, что в Бельгии в 2016 году урожайность батата фиксировалась на уровне 20-50 т/га в зависимости от сорта и условий выращивания.
По данным господина Дудки, уже в первый год выращивания рентабельность производства батата может составлять 180%. В то же время, розничные цены на батат на украинском рынке нередко достигают 160 грн./кг, причем, значительное количество предложения составляет импортная продукция, которая в потенциале может быть вытеснена бататом местного производства.
Кроме того, Украина имеет довольно неплохие перспективы заявить о себе на внешнем рынке батата, в частности на рынке ЕС. Согласно данным ITC, в настоящее время почти половина всего объема импорта батата в Евросоюз (в денежном выражении) приходится на США. Поэтому, теоретически, Украина в будущем может вытеснить часть американской продукции с европейского рынка за счет меньших затрат на логистику.
Спаржа
Климат Украины позволяет выращивать спаржу практически по всей территории страны. Так, по данным отраслевых экспертов, за последние 5 лет площади под спаржей в Украине увеличились примерно втрое. Более того, уже в 2016 году эта культура вошла в перечень тех, по которым фермеры должны предоставлять отчетность. Согласно данным Укрстата, в прошлом году под спаржей в Украине было занято 0,2 тыс. га, а урожай составил 1,09 тыс. тонн.
Поэтому, как видим, популярность спаржи среди украинских производителей растет достаточно быстро. Это обусловлено сразу несколькими факторами. Прежде всего, попробовать себя в выращивании спаржи фермеров Украины поощряет невысокая себестоимость этой продукции и достаточно высокие цены на спаржу в розничных сетях.
Кроме того, по мнению многих экспертов плодоовощного рынка Украины, пока спаржа имеет один из самых высоких экспортных потенциалов отрасли. Более того, страна имеет достаточно неплохие перспективы завоевать рынок ЕС. Этот регион уже много лет остается нетто-импортером спаржи: при стабильных темпах роста внутреннего производства, Евросоюз ежегодно закупает на внешнем рынке почти 100 тыс. тонн спаржи (по данным ITC).
Однако главное преимущество Украины в данном случае заключается в достаточно дешевой рабочей силе, ведь выращивание спаржи непосредственно связано с использованием ручного труда. Именно это делает выращивание этой культуры в украинских реалиях достаточно привлекательным. А саму продукцию весьма конкурентной на европейском рынке в ценовом плане.
Тыква
Конечно же, тыкву трудно назвать новинкой для рынка Украины, или же экзотикой для украинских потребителей. Наоборот, эта культура известна украинцам издавна.
Однако она так и остается нишевой, а объемы ее потребления внутри страны – достаточно небольшими. Но, некоторые отраслевые эксперты считают такую ситуацию несправедливой, ведь, по их мнению, тыква имеет очень высокий потенциал, прежде всего, благодаря полезным свойствам этой продукции. При этом, все больше коммерческих производителей начинают разделять эту мысль, считая тыкву довольно перспективной продукцией из обзора на экспорт.
Наиболее потенциальным экспортным рынком сбыта для украинской тыквы на сегодняшний день выступает Евросоюз. При этом стоит заметить, что на сегодняшний день Украина уже имеет опыт довольно успешного поставщика данной продукции на европейские рынки, в частности в Великобританию. Так, например, компания «Грин Тим» (Херсонская обл.) уже в течение трех лет экспортирует тыкву в этом направлении. Поэтому, в данном случае уже можно без преувеличения говорить о системном экспорте, а не о пробных поставках.
Но стоит отметить, что ради того, чтобы наладить сотрудничество с европейскими покупателями, украинским производителями следует, прежде всего, изменить сортовую структуру производства. Ведь наибольшим спросом на рынке ЕС на сегодняшний день пользуются тыквы премиум — сегмента так называемых «порционных» сортов, в которых вес плода не превышает 1 кг, как, например, сорт Butternut squash.
Смородина и черная смородина
Красную и черную смородину также можно отнести к тем культурам, которые хорошо известны украинским потребителям, однако все равно остаются нишевыми. Однако следует отметить, что в последнее время выращивание смородины в Украине набирает обороты, причем, эти два сегмента развиваются по довольно разным сценариям.
Если заинтересованность садоводов в выращивании черной смородины обусловлена, прежде всего, довольно высоким спросом со стороны перерабатывающих предприятий, то рост производства красной смородины провоцирует увеличение потребления на свежем рынке.
Кроме того, по мнению отраслевых экспертов, уже в ближайшем времени красная смородина сможет завоевать себе место в ТОП-5 основных ягодных культур, выращиваемых в Украине, вместе с земляникой садовой, малиной и голубикой. В то же время, черная смородина уже заняла место в пятерке лидеров по объемам валового сбора.
В ходе своего выступления на восьмой международной конференции «Ягоды Украины – 2017: заморозка и свежий рынок» заместитель директора по научной работе Института садоводства НААН Александр Ярещенко заверил, что сейчас выращивание смородины в Украине имеет ряд преимуществ.
Благодаря высокой урожайности и достаточно равномерному созреванию, собрать одновременно товарную партию продукции не трудно. Более того, при условии правильного подхода к послеуборочной доработке, срок хранения ягоды может достигать 6 месяцев.
Также следует отметить, увеличение спроса на украинскую смородину есть и на внешнем рынке. Так, в 2016 году первые партии этой ягоды были отгружены на рынок Польши через ОРСП Шувар, тогда как до этого данная продукция не экспортировалась в ЕС. Уже летом 2017 года, согласно официальным данным, Украина увеличила экспорт смородины в три раза в сравнении с прошлым годом, правда, главным покупателем так и осталась Беларусь. Здесь следует отметить, что на экспорт отгружалась только черная смородина.
Вишня
На сегодняшний день можно смело отнести вишню именно в нишевые культуры по ряду факторов. Во-первых, в последние несколько лет существенно уменьшилась доля профессиональных производителей, поскольку, как правило, коммерческие хозяйства, прежде всего, нацелены на сбыт урожая на свежем рынке, где спрос на вишню с каждым годом падает.
В то же время, эта продукция все больше востребована на рынке переработки, прежде всего со стороны предприятий, специализирующихся на «шоковой» заморозке.
При этом следует отметить, что из-за нехватки предложения сырья соответствующего качества, Украина вынуждена ежегодно импортировать меньше 2 тыс. тонн замороженной вишни. Недостаток сырья подтверждают и цены на вишню в сезон закупок, которые в последние годы уже почти сравнялись с ценами на свежем рынке.
Таким образом, наибольший потенциал для дальнейшего развития данного сегмента мы видим именно в производстве вишни в качестве сырья для дальнейшей переработки, спрос на которую в стране остается достаточно высоким в последние несколько лет.
Груши
Несмотря на то, что груши уже давно известны украинскому потребителю и выращиваются в ряде профессиональных хозяйств, к сожалению, они и до сих пор остается нишевой культурой.
Ежегодно валовой сбор груш в Украине составляет около 150-170 тыс. тонн. Причем на профессиональных производителей приходится лишь 4-5 тыс. тонн. Как следствие, уже во второй половине сезона нехватка предложения груш на рынке приводит не только к стремительному росту цен, но и до начала импорта указанной продукции. Для сравнения, уже зимой цены на груши минимум в два раза выше, чем на яблоки.
Сладкий перец
Сладкий перец мы отнесли к перспективным нишевым культурам в первую очередь из-за роста спроса на эту продукцию на внешнем рынке. Так, если еще в 2015 году экспорт сладкого перца составлял лишь 962 тонны, то уже в 2016 году этот показатель вырос почти до 2,5 тыс. тонн.
Кроме того, довольно высокая торговая активность наблюдается и на внутреннем рынке, ведь заинтересованность в приобретении сладкого перца выказывают как оптовые компании и розничные сети, так и переработчики. Причем наибольшим спросом пользуется перец кубических сортов.
Относительно производства, то следует заметить, что этот сегмент довольно динамично развивается именно в коммерческом секторе, ведь только за последний год валовой сбор сладкого перца в профессиональных хозяйствах возрос в 1,6 раза.
Пекинская капуста
С каждым годом популярность пекинской капусты среди аграриев Украины растет, что обусловлено стабильно высоким спросом на эту продукцию как на внутреннем рынке, так и со стороны экспортеров.
Согласно таможенной статистике, украинские производители увеличили объемы экспортных продаж более чем в 2 раза только за последние два сезона. Для сравнения, если в сезоне-2014/15 Украина отгрузила на внешний рынок около 0,7 тыс. тонн пекинской капусты, то уже в сезоне-2016/17 этот показатель вырос до 1,5 тыс. тонн.
При этом следует отметить, что в последние годы фермеры существенно изменили подход к выращиванию пекинской капусты, вкладывая большие инвестиции не только в производство, но и в доработку и хранение. Потому что именно умение правильно хранить эту продукцию является одним из важнейших моментов в производстве пекинской капусты, поскольку в отличие от обычной белокочанной капусты, «пекинку» нужно хранить в хранилищах с регулируемой газовой средой.
Цветная капуста и брокколи
Сегмент цветной капусты в Украине довольно динамично растет. Причем в основном такая продукция в профессиональных хозяйствах выращивается под заказ, как для переработчиков, так и для розничных сетей. То же самое касается и брокколи.
Данные официальной статистики отражают следующее. Валовой сбор цветной капусты и брокколи за 10 лет вырос в 1,7 раза. Причем только за прошедшие три года производство этих овощей увеличилось на 15%.
Следует отметить, что наиболее активно этот сегмент развивается именно в коммерческом секторе. Если 10 лет назад фермеры не очень проявляли заинтересованность в выращивании, как цветной капусты, так и брокколи, то уже в 2016 году производство этих овощей в профессиональных хозяйствах выросло более чем вдвое. Для сравнения, если в 2007 году валовой сбор этих видов капусты в коммерческом секторе составил около 0,9 тыс. тонн, то уже в прошлом году этот показатель вырос почти до 2,5 тыс. тонн.
По нашему мнению такие тенденции, в первую очередь, обусловлены ростом культуры потребления таких видов капусты у населения.
Таким образом, мы не исключаем дальнейшего роста потребления данной продукции, причем не, только в свежем виде, но и в замороженном. Это непременно будет провоцировать рост по спросу и на брокколи и на цветную капусту, как на свежем рынке, так и со стороны переработчиков.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.