Актуальность темы. В современных условиях воспроизводства населения сложным и важным фактором развития демографических процессов является общее повышение образовательного уровня населения, особенно образовательного уровня женщин.
Здесь образованность выступает не только детерминантом социальных и экономических изменений, она также способна влиять на основные демографические процессы.
Повышение образованности, обусловленное требованиями постиндустриального общества, а также существенные институциональные изменения в системе образования определяющим образом сказались на многих аспектах социально-экономического развития, привели к изменениям в общественном сознании, следствием чего стала, в частности, трансформация репродуктивного поведения населения.
Цель статьи заключается в выявлении и исследовании новейших тенденций в области рождаемости, которые активизировались под влиянием образовательных факторов, в частности институциональной перестройки системы образования.
Анализ последних публикаций. Среди ученых нет единства в вопросе, каким образом влияет образованность граждан на процессы рождаемости. Существуют утверждения, что такое влияние может быть положительным (образованность способствует активизации рождаемости), отрицательным, а также нейтральным.
Украинские реалии свидетельствуют, что образованность, все-таки, негативно коррелирует с показателями рождаемости. Этой проблеме посвящены труды, И. Курило, Е. Либановой, В. Стешенко, Н. Жилки, О. Макаровой.
В работах отечественных ученых достаточно глубоко исследованы вопросы взаимозависимости образовательного уровня женщин и их репродуктивного поведения, однако недостаточно изученными являются предпосылки снижения показателей рождаемости под влиянием изменений, происходящих в системе образования.
Изложение основного материала. Институт образования является одним из важнейших социальных институтов, в рамках которого происходит взаимодействие представителей всех социальных слоев и групп населения, отличных по социальному опыту, знаниям и навыкам, с целью обеспечения их самореализации и развития.
Организационно-структурная целостность института образования достигается за счет единства двух компонентов – системы образования и процесса образования. Нормативно определено, что система образования включает дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование. А также высшее образование, последипломное образование, аспирантуру, докторантуру, самообразование.
Основная цель образовательного процесса заключается в обеспечении развития и саморазвития человека как личности во время его обучения и воспитания. В отличие от системы образования, имеющей определенную определенность, образование как процесс не прекращается до конца сознательной жизни человека, оно является непрерывным, однако претерпевает постоянные изменения по целям, содержанию, формам и методам.
Образование — один из самых динамичных процессов, ведь его развитие является определяющей предпосылкой развития общества.
Долгое время отечественная система образования полностью подчинялась советским правилам и функционировала согласно принципам коллективизма, идеологического тоталитаризма, но в то же время обеспечивала академичность и универсальность знаний.
Становление современной системы образования началось с обретением Украиной независимости, однако и по сей день, продолжаются ее модернизация и реформирование. Сегодня в учебном процессе доминируют свобода и открытость, ориентация на личностное развитие и демократические ценности.
Переход к Болонскому процессу, хотя и происходит неоднозначно, все же приближает украинскую систему образования к европейским стандартам, способствует (при других одинаковых условиях) повышению качества знаний и уровня профессиональной подготовки.
Принимая во внимание изменения, происходящие в последнее время в системе образования и профессиональной подготовки в Украине, нами выделены следующие основные их характеристики, влияющие на репродуктивное поведение населения:
— утверждение новой системы жизненных ценностей;
— увеличение продолжительности обучения;
— снижение гендерной сегрегации;
— изменение соотношения между затратами на получение образования и преимуществами от его получения;
— невысокий уровень гибкости системы образования.
Утверждение новой системы жизненных ценностей. Образование ученые давно отнесли к факторам, которые через идеологический механизм могут приводить к снижению показателей рождаемости. Систему образования сегодня можно считать законодателем новых норм и ценностей, их общественным ретранслятором.
Переход к определенным ценностям часто связывают со вторым демографическим переходом. Это такие ценности, как автономия личности, независимость, автономия, культ индивидуальности и т. д.
Как отмечалось выше, в результате трансформации образовательная система Украины приобрела рыночную ориентацию, стала более прозрачной и открытой подобно западному образованию. Отечественные студенты постепенно начали подражать поведению западных коллег, руководствуясь рациональными соображениями, откладывают рождение детей и вступление в брак до наступления профессиональной реализации и карьерных достижений.
После распада СССР и падения так называемого «железного занавеса» ученики и студенты почувствовали больше свободы, они получили возможность реализовать свой потенциал в любой стране, а это также негативно сказалось на их репродуктивных намерениях.
Именно в высшей школе прививаются те ценности, которые способны определяющим образом менять общественные убеждения и идеалы. Люди с высшим образованием являются своеобразными «пионерами» в демографическом поведении, чаще всего именно они выступают законодателями новых правил и традиций. Таким образом, ориентация на малодетную, а то и бездетную семью распространяется на все общество.
Изменение соотношения между затратами на получение образования и преимуществами от его получения. В современном высокоразвитом обществе активизируется роль инновационных составляющих экономического развития, особое место среди которых занимает формирование и надлежащая реализация человеческого капитала.
Высокообразованные люди значительно больше инвестируют в свое образование и профессиональную подготовку, поэтому они ожидают получить большую отдачу от этих вложений.
В рыночной экономике проявление влияния образовательных инвестиций родителей на решение родить ребенка проявляется в следующих трех формах:
1) Рост альтернативных издержек: дополнительные возможности занятости, появляющиеся на рынке труда при повышении уровня образования, приводят к росту альтернативных издержек, связанных с рождением и воспитанием детей;
2) Повышение стоимости образовательных услуг и уменьшение возможности получить высшее образование безвозмездно стимулируют у молодых пар стремление получить хорошую и хорошо оплачиваемую работу до рождения ребенка. Значение этих факторов актуализируется на фоне роста стоимости содержания ребенка и снижения общественных преимуществ от отцовства и материнства;
3) Повышение стоимости обучения детей также заставляет пары контролировать свое репродуктивное поведение.
Больше всего образованность влияет на снижение рождаемости из-за изменения паритета между затратами и преимуществами от рождения ребенка и его воспитания. Западные демографы подчеркивают, что женщины при наличии перспективы карьерного роста или же повышения социального статуса предпочитают именно последнее, а не деторождение, то есть рост альтернативных издержек однозначно способствует снижению рождаемости.
В условиях нынешней экономики высокообразованные женщины осознают, что экономически выгоднее начать трудовую деятельность сразу после окончания учебного заведения, пока не устарели приобретенные знания.
Известно, что во времена Советского Союза женщинам гарантировалась занятость после отпуска по уходу за ребенком, а теперь женщины не откладывают включение в процесс трудовой деятельности, поскольку длительное пребывание в отпуске может негативно сказаться на будущих возможностях карьерного роста.
Ухудшение экономических условий также повлияло на объем альтернативных издержек путем ограничения государственного субсидирования и поддержки материнства. В прошлом государство гарантировало поддержку для молодых семей с детьми, сегодня же забота о воспитании ребенка целиком возложена на родителей или же родственников.
Женщинам до сих пор гарантируется право на отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, однако не всегда обеспечивается реализация этого права, в частности, частные компании редко его соблюдают.
Так, ранее пары пытались родить детей сразу после окончания учебы, сегодня они откладывают, пока не достигнут хотя бы относительной финансовой стабильности, чтобы обеспечить воспитание детей собственными силами, потому что надеяться на существенную помощь государства они не могут.
Повышение стоимости образовательных услуг также является важным фактором изменения репродуктивного поведения. Отметим, что в советском прошлом студентам гарантировалось бесплатное образование, а также стипендия.
Тогда, как и всегда, студенческим семьям с детьми жить приходилось не просто, но была существенная моральная и определенная материальная поддержка, а потребности молодежи в то время были значительно скромнее, и в системе жизненных ценностей дети и семья занимали действующее место.
В современных условиях большинство учебных заведений являются платными, с довольно высокой стоимостью обучения, тогда как стипендия предоставляется не всем и является скудной по сравнению с высокими материальными потребностями среднестатистического студента. Даже тем студентам, которые совмещают учебу с неполной занятостью, трудно прожить без помощи родителей.
Такое изменение принципов финансирования системы образования привело к осознанию студентами того, кто реально финансирует их обучение и какие это значительные по объему затраты. Поэтому в будущем студенты стремятся получить максимальную отдачу от своего образования.
Повышение стоимости обучения будущих детей тоже существенно влияет на их численность в семье. Семейные пары в разных странах сейчас склонны ограничивать количество детей для обеспечения их максимального качества. Стремление вырастить образованных детей и обеспечить им максимальные возможности для полноценного развития демографы рассматривают как весомый фактор перехода от высоких показателей рождаемости к низким.
Снижение уровня гендерной сегрегации. Несмотря на усилия властей, образовательные системы большинства стран отличаются высоким уровнем гендерной сегрегации, то есть существуют традиционно «женские» и традиционно «мужские» специальности. Так, женщины в основном учатся в педагогических, медицинских и гуманитарных вузах, учебных заведениях сферы услуг, тогда как среди мужчин пользуются популярностью технические, естественные специальности, а также финансовое образование и бизнес.
О гендерном паритете в образовательной сфере сегодня говорить рано, однако из года в год растет количество тех, кто получает специальность, которую традиционно ассоциируют с противоположным полом.
В украинских учебных заведениях среди женщин каждый раз большим спросом пользуются информационно-технические, юридические специальности, администрирование и другие, что также приводит к снижению рождаемости. Женщины, получившие такие специальности, имеют больше возможностей для карьерного роста, хотя они должны и больше работать, чтобы доказать свою профессиональную компетентность в «мужских сферах».
С другой стороны, женщины, обучающиеся по «женским» специальностям, несколько по-другому проходят социализацию, среди них доминируют другие социальные ценности, на первом месте среди которых семья и материнство. Здесь после окончания учебы их работа отмечается более благоприятными условиями для рождения и воспитания детей.
Таким образом, для более глубокого анализа влияния образованности женщин на рождаемость, кроме использования общего показателя уровня образования, стоит учитывать и специальность женщины, что также обуславливает определенные особенности ее репродуктивного поведения.
Демографы доказали, что среди женщин с высшим образованием рождаемость будет выше среди тех, которые получили специальность в «женской» сфере, чем среди тех, которые получили традиционную «мужскую» специальность.
Увеличение продолжительности обучения. Еще одним фактором, активирующим отложение вступления в брак и рождения детей среди высокообразованных женщин, является продолжительность обучения. Переход школьной системы образования к 12-летнему обучению, а также увеличение продолжительности магистерских программ приведет к «смещению» во времени таких важных событий минимум на два года.
Значит, если традиционно женщины вступали в брак и начинали детородную активность после получения определенного образовательного уровня, то теперь эти события наступают позже, по крайней мере, на два года. Это, в свою очередь, приводит к сокращению общего периода детородной активности, а также к рождению меньшего количества детей в семье.
Продолжение обучения (получение второго высшего образования, обучение в аспирантуре и другие) может привести к отложению рождения детей вплоть до периода завершения естественной рождаемости.
Невысокий уровень гибкости системы образования. Не только уровень образования женщины влияет на ее репродуктивное поведение, но и институциональная структура системы образования может благоприятно или же неблагоприятно влиять на рождаемость. В целом все системы образования можно разделить на гибкие (практически все европейские страны и США), а также негибкие, консервативные (например, постсоветские страны).
Гибкость системы образования проявляется в возможности в любой момент прервать обучение, сменить специальность в соответствии с потребностями и интересами студентов, уменьшить учебную нагрузку, подобрать индивидуальный график занятий и тому подобное.
Тогда институциональная структура образования (особенно высшего) не является преградой для рождения детей. Родив ребенка, студентка в любое время может приостановить учебу и вернуться к получению образования впоследствии, она также может сменить специальность, чтобы претендовать на новую работу, которая позволит ей совмещать материнство с трудовой деятельностью.
Украинская система образования только начинает приобретать определенную гибкость. Введение Болонской системы обеспечивает больше академической свободы для молодежи, однако еще далеко не все вузы практически готовы к расширению возможностей студентов выбирать удобные для них формы и графики обучения, да и не все студенты осознают преимущества образовательных трансформаций и знают, как с максимальной выгодой для себя, их использовать.
Негативные демографические последствия реформирования образовательной системы проявляются в следующем:
1) Отложение вступления в брак и рождения первого ребенка;
2) Частый отказ от рождения второго ребенка;
3) Рост частоты бездетности.
Рассмотрим их поподробнее.
- Отложение вступления в брак и рождения первого ребенка. Во времена пребывания Украины в составе Советского Союза большинство женщин предпочитали рождение детей в молодом возрасте, причем склонность к раннему деторождению была присуща женщинам с различными образовательными уровнями. Такое явление обусловлено рядом причин.
С одной стороны, женщины пытались родить первенца в так называемом «идеальном» возрасте (около 20 лет). Именно этот возраст считался оптимальным для деторождения с биологической точки зрения, общество и исторические традиции также способствовали утверждению такого подхода.
Женщины, которые откладывали рождение ребенка из-за учебы в профессионально-технических и высших учебных заведениях, старались немедленно родить после получения образования. С другой стороны, активная пронаталистская политика государства конца 1980-х годов также способствовала деторождению в более молодом возрасте, ведь не было веских причин для его отложения.
Сегодня молодые люди в основном стремятся вступать в брак и становиться родителями при наличии хотя бы минимального уровня финансовой стабильности и независимости. В брачных процессах в Украине все чаще наблюдаются новые тенденции — количество незарегистрированных семей ежегодно растет, также увеличивается доля детей, рожденных вне брака. Эта тенденция не свидетельствует о снижении уровня нравственности, она лишь подтверждает постепенный переход к новым семейным устоям.
Результаты Медико-демографического обследования, проведенного в 2007 году, убедительно подтверждают наличие выявленных негативных демографических тенденций, которые активизировались под влиянием реформирования системы образования. В работе представлены сведения относительно медианного возраста женщин при вступлении в брак и при рождении первого ребенка.
По данным обследования, средний возраст на момент первого брака для женщин с высоким уровнем образования составлял 21,1 года, тогда как для тех, кто получил только среднее образование, он не превышал 19,9 года. Тенденция откладывания вступления в брак наиболее заметна для возрастной группы 25-29 лет.
Отсрочка вступления в брак является предпосылкой отсрочки рождения первого ребенка. Отметим, что высокообразованные женщины в возрасте от 25 до 35 лет первенца родили примерно на 2 года позже, чем их ровесницы со средним уровнем образования или ниже.
- Частый отказ от рождения второго ребенка. Демографы установили, что критическое снижение показателей рождаемости в Украине обусловлено не столько отложением рождения первого малыша, сколько отказом от второго ребенка. Рождение первого ребенка, как правило, удовлетворяет платежеспособную потребность семей в детях.
Хотя и психологическое удовлетворение потребности в детях в таком случае не всегда достигается, то есть первого ребенка можно считать своеобразным компромиссом между психологическими стремлениями и финансово-материальными возможностями семей.
Переход к однодетной модели семьи однозначно повлечет углубление демографического кризиса. Согласно классификации иностранных демографов, Украина наряду с другими странами Центральной и Восточной Европы относится к группе стран со сверхнизкими показателями рождаемости (lowest-low fertility).
В эту группу попали те страны, в которых суммарный коэффициент рождаемости не превышал 1,3. По данным Госкомстата в Украине суммарный коэффициент рождаемости снизился с 1,8 в 1991 до 1,1 в 2000-2002 годах и несколько повысился до 1,3 в 2006-2007 годах. Так, если раньше семьи обеспечивали хотя бы простое демографическое воспроизводство, то сейчас речь идет о тотальном снижении численности населения.
- Рост частоты бездетности. Сегодня на фоне общей коммерциализации и экономии всех сфер общественной жизни на передний план, к сожалению, выходят материальные ценности и стремление к обогащению. В учебных заведениях учат достигать максимума эффективности, производительности и прибыльности, практически не уделяя внимания развитию духовности и воспитанию нравственности.
При таких условиях потребность в материнстве и семейной поддержке теряет свою первоочередность. Стремление к профессиональной реализации и карьерному росту часто становятся суррогатным заменителем стремления к семейному счастью.
Отметим, что часть высокообразованных украинцев сознательно отказываются от рождения детей, ведь для них альтернативные издержки, связанные с рождением малыша, являются очень высокими. Также высока стоимость воспитания и содержания детей в их социальной среде. Наряду с этим они психологически не готовы изменить свой привычный образ жизни, чего требует появление ребенка.
Сегодня также растет доля так называемой «бессознательной» бездетности, когда отложение создания семьи и рождения детей незаметно происходит вплоть до окончания периода естественной плодовитости.
Образованные люди более серьезно подходят к деторождению — они стараются обеспечить необходимые социальные и материальные предпосылки: хорошо оплачиваемая работа, наличие жилья и достаточного материального обеспечения и тому подобное. Однако создание такой надежной «подоплеки» требует значительных затрат времени.
Напряженный характер труда, частые стрессы и переутомления, а также неудовлетворительная экологическая среда негативно влияют на репродуктивное здоровье, повышая риск возникновения бесплодия, а также уменьшают продолжительность физиологической плодовитости.
Высокий уровень образования снижает экономическую зависимость женщины от мужчины, вследствие чего каждый раз, большая часть женщин, обретя экономическую самостоятельность, отказывается от вступления в брак.
В определенной степени это обусловлено и высокими требованиями таких женщин к самостоятельности и успешности мужчин, которым нередко мужчины (воспитанные преимущественно как единственный ребенок в семье) далеко не отвечают. Это еще одна причина более высокого уровня бездетности среди образованных женщин.
Выводы. В условиях постиндустриального общества образование является не только предпосылкой экономического роста и основным направлением человеческого развития, но и весомым фактором демографических изменений. Повышение образовательного уровня населения в течение последних двух десятилетий повлияло практически на все демографические процессы, однако определяющим образом оно сказалось на снижении показателей рождаемости.
В целом влияние институциональной трансформации системы образования на показатели рождаемости проявляется в двух аспектах: изменении ценностных ориентаций и моральных установок молодого поколения, а также отложении таких важных событий, как женитьба и рождение детей.
Расширение возможностей личного и профессионального развития привело к утверждению у современной молодежи стремления профессиональной реализации, карьерного роста, материального обогащения, тогда как ценности материнства, отцовства, семейной любви постепенно отходят на задний план.
Отложение вступления в брак, отсрочка рождения детей, а также сознательное избрание бездетного образа жизни приводит к таким негативным демографическим последствиям, как повышение возраста при рождении детей, сокращение периода детородной активности, уменьшение численности детей в семьях, что, в свою очередь, критически снижает показатели рождаемости в Украине.
Несмотря на то, что образованность в целом способствует снижению рождаемости, эффективная образовательная политика может стать действенным инструментом смягчения демографических проблем.
Демографически ориентированная образовательная политика должна обеспечить в первую очередь утверждение в обществе семейных ценностей и их доминирование над материально-речевыми направлениями. Однако кроме этико-психологического направления, развитие системы образования должно предусматривать создание необходимых предпосылок для рождения и воспитания детей.
Реформирование системы образования должно происходить в направлениях повышения ее гибкости, оптимизации продолжительности обучения, обеспечения доступности образования независимо от материального состояния семьи и гендерного паритета, как в обучении, так и на рынке труда.
Авторы: О.А. Гришнова, доктор экономических наук, профессор, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
В.П. Думанская, Киевский национальный экономический университет им. В. Гетмана
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.