Экономический рост и экономическое развитие любого социально-экономического пространства является залогом достойного уровня жизни в государстве. Указанные категории нужно рассматривать как необратимые и направленно качественные изменения сложно организованной системы, которая сама развивается через призму формирования институциональных предпосылок и рисков.
Требуют научного внимания теоретические и методологические проблемы, касающиеся новой модели экономического роста и развития в Украине.
Цели. Определение тенденций и факторов нестабильного экономического роста и установление причинно-следственных связей удовлетворительного развития национальной экономики и определение теоретико-прикладных основ по изменению экономической модели и управление.
Метод. Применен теоретико-методологический инструментарий, который базируется на традиционном подходе и методах логического обобщения, анализа, сравнения и синтеза к оценке объемов, темпов и структуры экономического роста на основе ряда макроэкономических показателей.
Результаты. В статье исследована динамика национального экономического роста в Украине за период 2000-2019 гг. на основе эмпирических показателей.
Выделены и классифицированы ключевые факторы, которые вместе со структурным, демографическим, валютным, банковским кризисами и галопирующей инфляцией вызвали резкие экономические перепады в темпах экономического роста.
Рассмотрены тенденции производственной структуры валового внутреннего продукта (ВВП) Украины по основным видам экономической деятельности и ее влияние на экономический рост. Осуществлено сравнение ВВП на душу населения в Украине с другими странами Европы, и выявлены существенные различия по уровню этого показателя.
Проанализированы факторы инфляционных и девальвационных процессов, а также политика государственного долга на динамику экономического роста. Разработана классификация и выделены группы институциональных барьеров (концентрационно-собственнические, управленческо-институционально-лидерские, регрессивно-антиинновационные, военно-политические и внешнеэкономические), которые делают невозможным экономический рост в национальной экономике Украины.
Обозначены главные задачи, которые нужно параллельно решить в национальной экономике Украины в среднесрочной перспективе для обеспечения внутреннего роста и развития.
Вступление
Национальное экономическое развитие Украины за прошедшее двадцатилетие обусловливалось влиянием ряда целенаправленных, доминантных и взаимосвязанных процессов – концентрации капитала, монополизации рынков, деиндустриализации, агрессивной глобализации и хаотичной регионализации и демографического спада.
Поэтому актуальной является проблема выяснения причин цикличности стагнации в экономическом развитии Украины и определение общественно приемлемой модели экономического роста. Которая бы обеспечивала эффективность на макроэкономическом уровне, так и на уровне секторальном, территориальных общин, формирования экономических возможностей и справедливого распределения национальных ресурсов и добавленной стоимости среди субъектов хозяйствования, владельцев и наемных работников.
Достижению обозначенных целей по анализу указанных процессов будет способствовать применение теоретико-методологического инструментария, который базируется на традиционном подходе к оценке объемов, темпов и структуры экономического роста с помощью ряда макроэкономических показателей.
Теоретические и прикладные аспекты разведки относительно проблематики экономического роста и рыночных реформ в бывших коммунистических странах освещены в трудах А. Гаврилишина. Опыт трансформации экономических систем в Центрально-Восточной Европе и Украине, концептуальные основы модернизации национальной экономики на основе экономической безопасности раскрыты в монографии под редакцией А. Власюка и А. Мокия.
Исследования места Украины в мировых рейтингах по уровню ВВП, индекса благосостояния и индекса счастья рассмотрены авторами В. Фоминым, Н. Гоголевым, Ю. Лабузовым. Исследования детерминант экспортно ориентированного развития в условиях неопротекционизма XXI века и идентификации уровня экспортной ориентированности экономики Украины на основе комбинаторного подхода освещены в статье К. Пугачевской.
Трансформации экономического поведения социума в процессе социально-экономического развития посвящен труд Г. Шереметы и А. Романенко. Анализ принципов и важнейших факторов стабильного роста и влияния мирового экономического кризиса на рост, развитие различных стран исследованы в работе лауреата Нобелевской премии Н. Спэнса, а также соотношение экономического роста и благосостояния нации через призму безработицы и неравенства раскрыто в труде Г. Макстона и Й. Рандерса.
В контексте этого исследования часть задачи заключается в правильном определении проблемы.
В течение последних двадцати лет национальная экономика действовала в двусторонней гибридной системе с различными фактическими правилами и практиками для монопольных концентрированных капиталов секторов экономики и сектора малого и среднего предпринимательства.
Так, в украинской экономике, приоритеты и политику всеобъемлюще диктовали частные монополии через законодательно-институциональные и фискально-бюджетные механизмы, именно они контролировали структурные процессы и изменения в экономике и финансовой системе.
В то же время, незначительная прослойка среднего класса и предпринимательская инновационная среда, имели искусственно усложненный набор приоритетов и возможностей своего роста и развития и были полностью зависимы от монополистов.
Требуют научного внимания теоретические и методологические проблемы, касающиеся новой модели экономического роста и развития, обеспечения структурной гибкости, моделирования правильных координационных взаимодействий между государственным регулированием и рыночными механизмами для достижения эффективности.
Цель статьи
Целью исследования является определение факторов нестабильного экономического роста и установление причинно-следственных связей удовлетворительного развития национальной экономики и определение теоретико-прикладных основ по изменению экономической модели и управление ней.
Изложение основного материала
В теоретически-онтологическом аспекте содержание категорий «экономический рост» и «экономическое развитие» исследователи трактуют по-разному.
Одни считают эти экономические категории тождественными, а другие – разграничивая их, рассматривают через призму количественных и качественных изменений, или взаимосвязи причин – следствий, которые зависят, как от экономических, так и неэкономических факторов.
По мнению Г. Макстона и Й. Рандерса, экономический рост – это повышение общей производительности экономики за определенный промежуток времени, обычно измеряется в количестве процентов в год, а общая производительность является рыночной стоимостью всех товаров и услуг, произведенных в стране за определенный промежуток времени, с учетом стоимости вложений, с поправкой на торговлю.
Согласно трактовке НБУ, устойчивый экономический рост – положительные темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) и валового национального дохода (ВНД) на душу населения в течение длительного времени, которых можно достичь без накопления макроэкономических дисбалансов, например, высокой и меняющейся инфляции, значительного наращивания долга и тому подобное.
Поэтому краткосрочного экономического роста можно достичь, стимулируя совокупный спрос, но такое «подталкивание» имеет свою цену – искусственные «инъекции» для поддержания спроса приводят к раскручиванию инфляции с соответствующими дестабилизирующими последствиями для макроэкономического развития и благосостояния граждан.
Другим негативным следствием такой политики является потеря доверия к национальной валюте, как со стороны населения, так и бизнеса, а ее восстановление потребует принятия органами власти значительных целенаправленных усилий на протяжении длительного времени. Поэтому, основой длительного экономического роста является увеличение производительности факторов производства, то есть нахождение путей более эффективного использования имеющихся ресурсов.
Нобелевский лауреат и известный американский экономист украинского происхождения, специалист по вопросам национального дохода и теории экономического роста С. Кузнец (Коваль) выделил ряд критериев экономического роста, свойственных почти всем развитым странам:
– высокие темпы роста дохода на душу населения и количества населения;
— высокие темпы роста производительности факторов производства, особенно за счет технического прогресса;
— высокие темпы структурной трансформации экономики;
— высокие темпы социальной, политической и идеологической трансформации;
— международные масштабы экономического роста обусловлены способностью развитых стран в прошлом и сегодня, находить за рубежом рынки сбыта, источники сырья и дешевой рабочей силы, что приводит к политическому и экономическому порабощению бедных стран;
— ограничение распространения результатов экономического роста.
Экономический рост имеет собственную систему показателей, на основе которых характеризуется его количественное или качественное состояние. К ним относятся следующие показатели: годовые темпы роста ВВП (ВНП) или национального дохода в процентах; абсолютный прирост национального дохода или ВВП (ВНП) за год; прирост национального дохода на душу населения за соответствующий период.
Известны несколько моделей (видов) роста ВВП:
— рост, связанный с увеличением численности населения страны;
— рост, связанный с увеличением производства продукции, в силу повышения доли страны в международной торговле (модель роста А. Смита);
– рост, связанный с увеличением инвестиций и сбережений (модель роста Р. Солоу);
— рост, вызванный технологическим прогрессом страны (модель роста И. Шумпетера).
Хоть это и парадокс, но в течение последних 20 лет в украинских реалиях национальной экономики не реализована ни одна из моделей роста ВВП. В отличие от экономического роста, экономическое развитие любого социально-экономического пространства нужно рассматривать как необратимые и направленные качественные изменения сложноорганизованной саморазвивающейся системы.
В общем экономическое развитие считается противоречивым процессом, который не является лишь прямолинейным, а характеризуется неравномерностью, чередованием периодов роста и спада, количественными и качественными изменениями в экономике, переходом системы в новое или лучшее/худшее состояние.
Значит, экономическое развитие имеет место и тогда, когда роста не происходит, но заложены предпосылки для роста экономики в будущем. Экономическое развитие может выражаться в структурных преобразованиях, которые непосредственно не приводят к экономическому росту; экономическое развитие может происходить и по нисходящей линии, когда не только отсутствует количественный рост, но идет процесс снижения качества товаров и услуг.
Обобщая изложенное стоит отметить, что экономический рост — это лишь статистика документирования определенного аспекта изменений относительно динамического увеличения реального ВВП страны, что является органической составляющей экономического развития, его количественным проявлением, и которое охватывает значительно более узкий круг взаимосвязей, чем экономическое развитие.
В то же время экономическое развитие является качественно-структурным изменением всей экономической системы, предусматривает преимущественно восходящий и пространственный вертикально-горизонтальный переход от одного ее уровня взаимоотношений к другому и обеспечивает повышение благосостояния всех слоев населения.
В материальной сфере он характеризуется созданием возможностей для продуктивной и творческой работы, уменьшением неравенства в доходах, доступом к образованию и медицинскому обслуживанию, деконцентрацией национального капитала, дифференциацией и высокой технологичностью новых видов деятельности и увеличением доли самодостаточного среднего класса в обществе.
Экономический рост и развитие идут параллельно с развитием духовности (ценностей, религии, культуры), которые в целом создают свободу и возможности реализации потенциала наций.
Учитывая теоретическое основание указанной проблематики, проанализирую динамику национального экономического роста и экономического развития в Украине за период 2000-2019 гг. на основе эмпирических показателей, в частности: индекса физического объема ВВП; индекса промышленной продукции; производственной структуры ВВП; объема ВВП на душу населения; динамики реального ВВП и темпов прироста государственного долга и инфляции.
Украинская экономика на карте стран мира, сортированных по объему в структуре глобального ВВП, рассчитанного по рыночной стоимости всех товаров и услуг, произведенных в 2018 году, была расположена на 57 месте среди 190 стран участниц. И имела долю лишь 0,15%. В то же время доля десяти самых мощных экономик мира в этой структуре составляет более 65%, доля тройки лидеров США, Китая и Японии – 45,4%, доля стран ЕС – 21,8%, а отдельно США – 23,8%.
Учитывая численность населения Украины, площадь территории, богатство природных ресурсов, уровень интеллектуального и производственного потенциала, можно утверждать, что потенциал украинского ВВП как минимум в 5-7 раз больше. Такой вывод, в частности, подтверждают показатели сравнения Украины с рядом стран мира сопоставимых по численности населения в 2018 году.
Параметр объема номинального ВВП и ВВП на душу населения в 2018 г., свидетельствует, что: ВВП Канады в 13 раз больше ВВП Украины; ВВП Испании больше в 11 раз украинского; в Польше в 4,5 раз; Колумбии в 2,5 раза больше ВВП Украины.
Встают логические вопросы: почему? Каковы экономические причины такого состояния? Возможно причины не только экономические, а мировоззренческие и институционально-управленческие? Возможно действующая экономическая модель национального хозяйствования, стратегия и тактика трансформационных изменений в Украине в течение последних 10-15 лет противоречат национальным интересам украинцев? Ответы на эти и другие вопросы важны в контексте этого исследования.
Динамика номинального валового внутреннего продукта Украины за период 2000-2019 гг. свидетельствует, что его рост в гривневом эквиваленте фактических цен (год к предыдущему году) был постоянным. Объем ВВП в 2019 г. по сравнению с 2000 г. увеличился в 22,5 раза со 176,1 млрд. грн. до 3974,6 млрд. грн.
Однако, учитывая девальвацию национальной денежной единицы гривны за этот период в 625,7%, рассчитанный ВВП Украины в долларах США за эти годы, указывает на его циклическую динамику роста.
Объем ВВП в 2019 г. по сравнению с 2000 г. в долларовом эквиваленте увеличился лишь в 4,7 раза с 32,4 млрд. дол. до 153,8 млрд. дол. Наибольший рост объема ВВП Украины в долларовом эквиваленте был достигнут в 2008 г. — 188,4 в млрд. дол. однако после экономического кризиса 2008-2009 гг. ВВП в 2009 г. снизился до 121,6 млрд. дол.
Экономический рост и восстановление предварительно достигнутого уровня продолжались вплоть до 2013 г. – 183,4 млрд. дол. В 2014-2015 гг. наблюдался вновь резкий спад в два раза до уровня 91,1 млрд. дол.
В течение 2000-2010 гг. в Украине реальные темпы роста были выше в 2-3 раза (4,8% в среднем за период), чем в Японии – 1,4% и Германии – 2,2%.
Как отмечают исследователи, основной причиной экономического роста в этот период можно назвать увеличение загрузки имеющихся мощностей в экономике, создание благоприятных условий для стимулирования инвестиционной деятельности, внешнюю политику государства, которая способствовала реформированию экономики, а также повышение внутреннего спроса на товары и услуги за счет увеличения реальных доходов населения, расширения экспортных рынков.
Тем не менее, рост экономики в этот период, как отмечает автор, в значительной степени был компенсационным, воспроизводственным. В то же время за период 2000-2019 гг. в Украине средние реальные темпы роста составляли 2,65%, но в течение 2010-2019 гг. реальные темпы роста в среднем составили лишь 0,48%.
Такая негативная нисходящая динамика экономического роста вызвана не только объективными факторами экономического кризиса 2008-2009 гг., утратой Крыма и части Донбасса, но и рядом других системных, институциональных и монополистических причин.
Еще в 2008 году, украинский академик А. Чухно авторитетно предостерегал, что Украина строит экономическую политику исключительно на рыночной теории, и при этом совсем не учитывает объективный процесс становления нового технологического способа производства. Это привело к тому, что рыночные преобразования были ограничены реформированием производственных отношений (приватизацией, разгосударствлением), а научно-технологическое совершенствование производства, изменения структуры экономики остались в стороне, хотя без них невозможно успешное развитие страны.
Другими факторами, на наш взгляд, является насаждение агрессивно-либеральной экономической модели, формирование частных монополий, концентрация капитала, собственности и тому подобное.
Сравнительная динамика индексов физического объема ВВП и промышленной продукции за период 2000-2019 годов, свидетельствует о нестабильности развития украинской экономики, резких падениях обоих показателей в 2009 г. и 2014-2015 гг. и их плотной корреляционной связи, а также незначительных приростах, которые имеют кратковременные эффекты.
В то же время производственная структура ВВП Украины по основным видам экономической деятельности указывает на то, что основными источниками ее формирования являются оптовая и розничная торговля, налоги на продукты и перерабатывающая промышленность. Они имеют тенденцию к снижению своей доли с 17,4% до 10,8%. А также сельское хозяйство с тенденцией меняющейся цикличности.
Анализ структуры ВВП по видам экономической деятельности свидетельствует о сырьевой модели экономики, в частности значительной доли добывающей промышленности, которая в период резкого уменьшения на 1/3 доли перерабатывающей промышленности (2006-2011 гг.) с 18,7% до 11,9%, увеличила свой удельный вес почти в два раза с 3,8% до 6,5%.
Вместе с тем, несмотря на динамичный рост в течение прошедшего двадцатилетия в мировой экономике новых видов деятельности, основанных на информационно-коммуникационных технологиях, удельный вес сектора информации и телекоммуникации в национальной экономике Украины увеличился лишь на 1,7 п.п., с 2,8% в 2000 г. до 4,5% в 2019 г.
Это свидетельствует о том, что большинство субъектов этого вида деятельности функционируют на подрядных договорах исполнителей работ в международных структурах, а производство их завершающего продукта (программное обеспечение) и добавленная стоимость учитывается не в Украине, а за ее пределами.
Анализ отраслевой структуры экономики развитых регионов Украины свидетельствует о том, что ведущую роль в хозяйстве этих территорий занимают отрасли, связанные с добычей и обработкой полезных ископаемых. Территории, недостаточно богатые на такие ресурсы, значительно отстают в социально-экономическом развитии.
Причиной застоя такой структуры ВВП и сырьевой модели экономики является чрезмерная концентрация национального капитала различных отраслей экономики в руках 0,001% населения (олигархов), которые не заинтересованы инвестировать в инновации.
Исследования ученых показали, что чем ниже уровень экономического развития страны и несовершенна существующая в ней институциональная система, тем выше уровень концентрации акционерной собственности. В то же время концентрация капитала в Украине является наибольшей среди всех стран Центральной и Восточной Европы.
Обобщающим показателем, характеризующим уровень экономического роста общества, является ВВП на душу населения. Этот показатель в 2000-2008 гг. демонстрировал довольно устойчивую динамику среднего роста за период на уровне 22,7%. Темпы прироста в течение 2000-2010 гг. составляли в среднем 17%. за период 2000-2019 гг. – 11,2%, а в течение 2010-2019 гг. лишь 5,4%.
Наибольший рост показателя зафиксирован в 2007 и 2008 гг. более 33%, как в гривневом, так и в долларовом эквиваленте.
Наибольшее уменьшение номинального ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте произошло в 2009 г. на 34,6%, когда обострился финансово-экономический кризис, и в 2014-2015 гг. в среднем на 47,3%, когда одновременно уменьшился объем ВВП, и резко девальвировала национальная валюта.
Важно заметить, что рост ВВП на душу населения в течение 2000-2019 гг. был обеспечен не только благодаря увеличению самого ВВП, но и вследствие негативной динамики уменьшения численности населения Украины. В течение анализируемого периода количество уменьшилось на 7276,6 тыс. человек, или на 14,7%.
Сравнение ВВП на душу населения в Украине с другими странами Европы, демонстрирует существенные различия по уровню этого показателя. Если сопоставлять с Польшей, нашей соседкой, и Литвой, которая начинала рыночные реформы одновременно с Украиной, то во временном измерении по уровню ВВП на душу населения отставание составляет 18-20 лет.
В абсолютном измерении, если сравнить с 2008 г. и 2013 г. (самый большой ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте Украины), то в Польше он превышал украинский аналог в 3,4 раза, в Литве – 3,9 раза. В 2018 году такое соотношение аналогично уже составило в 4,9 и 6,2 раза.
В то же время в 1992 году Украина и Польша по уровню ВВП на душу населения стартовали фактически с разницы в 670 долл. (Украина – 1420, Польша – 2090), или 1,4 раза в пользу Польши.
Такие тенденции свидетельствуют о существенном разрыве по уровню жизни между странами и их гражданами, об их способности (неспособности) обеспечить надлежащий уровень образования, социальной адаптации, личностного и интеллектуального развития, конкурентоспособности на рынке труда, инвестиционных возможностей и, в конце концов, человеческого достоинства.
Важное влияние на уровень экономического роста и развития национальной экономики имеют факторы инфляционных и девальвационных процессов, а также политика государственного долга.
В течение 2000-2007 гг. девальвационная политика НБУ (гривны к доллару США) и долговая политика правительства фактически не имели негативного влияния на экономический рост. Однако имела положительное влияние на экономическое развитие (рост ВВП на душу населения, реальной заработной платы, рост численности субъектов МСП и др.).
В то же время уровень инфляции, который в 2001 г. резко уменьшился на 16 п.п. по сравнению с 2000 г., имел положительное влияние на воспроизводительный экономический рост в течение 2001-2007 гг. В этот период, за исключением после революционного 2005 г., темпы прироста реального ВВП были выше уровня инфляции.
Однако в 2008 году национальная экономика Украины попала в состояние инфляционного кризиса (зафиксировано годовое уменьшение прироста реального ВВП на 6 п. п. (до уровня 2007 г.) в сочетании с ростом годовой инфляции до 25,2%).
Вследствие высокого уровня монополизации экономики, вывода спекулятивного финансового капитала за пределы страны нерезидентами и резидентами, а также неадекватной финансово-экономической и монетарной политики властей в 2009 году кризис стагфляции приобрел остроту: ВВП уменьшился до 121,6 млрд. дол. (по сравнению с 188,4 млрд. дол. в 2008 г.), инфляция составила 15,9%, а национальная валюта девальвировала почти в 1,5 раза (на 147,9%).
В то же время самым весомым следствием финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., а, следовательно, одним из определяющих факторов экономического развития для следующего десятилетия (2010-2019 гг.), об этом уже свидетельствуют экономические реалии современности, был старт вхождения Украины в «удавку» государственных долговых обязательств, в частности внешних. Так, в 2008 г. темп прироста государственного долга составил 83,3% к уровню 2007 г., а в 2009 г. и 2010 г. еще дополнительно 73,6% и 43,1% к уровню предыдущих лет.
В целом за период 2008-2010 гг. государственный долг по сравнению с 2007 г. увеличился в 2,8 раза — с 14,4 млрд. дол. до 40,8 млрд. дол.
В течение 2010-2011 гг. экономика по стоимостным параметрам восстановилась почти до уровня 2008 г.
В течение 2012-2013 гг. изменения в национальной экономике приобрели признаки рецессии, когда при нулевой инфляции и девальвации уменьшился объем промышленного производства (на 0,5 и 4,3%), реальный ВВП на уровне 0,2%, но увеличился государственный долг до 60,1 млрд. долларов на конец 2013 г.
В 2014 году, вследствие объективно-субъективных причин, экономика вернулась в состояние стагфляционного кризиса образца 2008-2009 гг., но в значительно более разрушительных его масштабах. Состоялось годовое уменьшение реального ВВП на 6,6% в сочетании с девальвацией гривны на 148,7%, с ростом инфляции до 24,9% на конец года и приростом государственного долга на 97,2 %.
В результате олигархических спекулятивных действий в отношении вывода капитала в оффшорные юрисдикции и не возврата валютной выручки в Украину, потери контроля со стороны власти над финансово-экономической системой и монетарным регулированием (повышение ставок по ОВГЗ, бесконтрольное и выборочное рефинансирования частных банков), а также непрофессиональных и заведомо вредных действий правительства, что было зависимым от влияния «внешних консультантов», в 2015 году кризис стагфляции стал апогеем разрушения национальной экономики Украины в XXI веке.
В частности ВВП уменьшился до 91,1 млрд. дол. (по сравнению с 183,4 млрд. дол. в 2013 г.), годовая инфляция достигла 48,7% (в апреле 2015 г. уровень был галопирующим – 60,9%), национальная гривна девальвировалась в 1,83 раза по сравнению с 2014 г. и на 273,3% по сравнению с 2013 г., а прирост государственного долга составил 40,8%.
В среднесрочном периоде 2014 – 2018 гг. существенное влияние на снижение объемов производства и ВВП обусловили факторы: конечного потребительского спроса (объем конечных потребительских расходов домохозяйств уменьшился на 9,9%); уменьшение экспорта товаров и услуг на 25,3%, уменьшение численности населения – на 6,9% и доходов населения – на 38,4%.
После совокупного уменьшения национальной экономики Украины в 2014-2015 гг. на 16,4% и достижения самой низкой базы ВВП на уровне 91,1 млрд. долларов в течение последних 14 лет, темпы экономического роста, что восстановились до уровня 2,4-2,5% в 2016-2017 гг. и 3,4-3,2% в 2018-2019 гг., остаются слишком низкими.
Такая медленная динамика роста в основном поддерживается благодаря много миллиардному притоку денежных переводов украинских заробитчан и накоплению государственного долга, который одновременно углубляет кредитный кризис (банки через ОВГЗ финансируют правительство, а не реальный сектор экономики).
Следовательно, такая неправильная финансово-экономическая и монетарно-банковская политика не позволила национальной экономике в течение 2016-2019 гг. выйти из фазы рецессии (особенно в промышленности), сформировать количественно и качественно конкурентную среду на рынках, уменьшить уровень бедности, который остается выше докризисного уровня, и достичь хотя бы 1/2 уровня доходов ближайших восточноевропейских государств.
Анализ динамики вышеупомянутых показателей свидетельствует, что и стремительный, и медленный, и отрицательный рост нельзя объяснить чисто экономическими факторами. «Решающую роль в этой игре играют руководство, политика, правительственные структуры и эффективность власти». Собственно в условиях осуществляемой в течение прошлых двадцати лет экономической, финансовой, монетарной, валютной, банковско-кредитной и собственнической политики – стабильный экономический рост в Украине в течение длительного периода времени был, да и в будущем будет, невозможным.
Такие резкие экономические перепады в темпах экономического роста и падения вместе со структурным, демографическим, валютным, банковским кризисом и галопирующей инфляцией были вызваны рядом факторов, их можно классифицировать по таким группам.
- I. Концентрационно-собственнические (стратегически-блокировочные).
Экономический рост, а особенно посткризисный, в большинстве стран, как правило, происходил на качественно новой институциональной и производственно-технологической основе. Обеспечение эффективной структуры национальной экономики является признаком качества экономического роста, а его темпы напрямую зависят от совершенства и стабильности (гибкости) институциональной среды в государстве.
Однако одним из парадоксов Украины является то, что в до и после кризисных периодах в начале 2000-х годов, 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг., экономическое восстановление и рост продолжался на неизменных институциональных началах. На основе использования имеющихся производственных мощностей и дешевой рабочей силы, а также при скудных (или отсутствующих) объемах новых инвестиций со стороны собственников приватизированных предприятий.
Определяющей системной предпосылкой этой незыблемой тенденции структурной стагнации украинской экономики и ее хронической проблемой является концентрация экономической власти, собственности на капитал и средств производства в руках узкого круга физических лиц (олигархов) и аффилированных ими юридических лиц. А затем и политической власти и их монопольного влияния на институциональную и секторальную (отраслевую) среду.
Все другие системные вопросы, связанные с развитием национальной экономики Украины являются следствием ключевой проблемы.
- II. Управленческо-институционально-лидерские.
Управление является принципиально важным фактором. Самых лишь благоприятных экономических условий и составляющих для роста недостаточно, ибо они могут обеспечить только половину успеха.
Вторая половина экономичных процессов и их результатов в обществе напрямую связана с государственным управлением, лидерством, институтами и политикой, а также их взаимодействием. Ключевая задача национальных лидеров (президента, председателя правительства) создать в обществе консенсус благодаря далеко идущему видению развития нации, подкрепленному экономическим ростом и стратегией развития и трансформаций.
Общественный консенсус должен предусматривать добровольное приобщение к этому процессу различных слоев людей независимо от уровня распределения доходов, в частности, ученые, предприниматели, рабочие, домашние хозяйства, профсоюзы, предприятия и организации гражданского и местного самоуправления.
Однако сконцентрированная экономическая власть на протяжении лет формировала совершенно противоположные предпосылки для получения политической власти, которая позволила осуществлять содержательно-кадровый контроль над институтами, среди которых основными являются:
1) правовые институты (законодательной и судебной системы, защиты прав собственности);
2) институты государственного регулирования и управления (бюджетно-экономическая политика; налогово-таможенное администрирование; административные барьеры; экологическая, научная инновационная промышленная политика; региональная политика);
3) институты развития человеческого капитала (образование; здравоохранение; трудовые отношения; социальная защита);
4) институты координации и распределения рисков (финансово-банковская система; фондовый рынок; страховые компании).
Поскольку связь между экономическим ростом и качеством национальных институтов является двусторонней, большая их зависимость лоббирует узко корпоративные интересы и не способствует качественному росту, монополизированный и ограниченный для других рост пролонгирует соглашательскую сущность «карманных» институтов.
В экономической политике Украины сформирована операционная система, которая из единого олигархического центра принимает консенсусные решения относительно производства, структуры экспорта и импорта, финансирования и кредитования, развития и инноваций, распределения национального дохода, а также их законодательное регулирование.
Такое состояние сформировало в Украине институционально-олигархическую ловушку, когда назначенная собственниками-монополистами зависимая и коррумпированная бюрократия отстаивает интересы исключительно своих покровителей и не стремится совершать справедливые для общества институциональные и структурные реформы. А украиноцентричная и творческая часть общества, которая способна противостоять действующей системе и основать качественные институты и создать достойные условия для экономического роста, является заблокированной в политике.
III. Регрессивно-антиинновационные.
Из экономической теории известно, что рыночные стимулы только повышают эффективность и производительность, но не ведут к постоянным изменениям производительности и доходов.
Изменение совокупной факторной производительности в современной рыночной экономике – это в основном результат инноваций и технического прогресса или приобретения, передачи технологий и знаний развитых стран в новую среду.
Аналогичный вывод делает и Э. Райнерт, который отмечает, что: «Растущая отдача создает власть над рынком и богатство наций… Все богатые страны перешли от бедности к богатству путем использования закона растущей отдачи, они отказались от добычи сырья и всей деятельности с убывающей отдачей ради промышленности с высокой добавленной стоимостью и растущей отдачей. Если страна овладела ветром растущей отдачи, то ее экономика обречена на успех, а общество на увеличение богатства».
Технологии и знания, навыки и ноу-хау, внедряемые на принципах эндогенной теории роста и теории творческого разрушения – имеют одинаковое влияние на потенциальный объем производства и на производительность. Дополняют этот механизм экономического роста различные мотивационные экономические и неэкономические факторы (человеческая любознательность, стремление признания и уважения, желание служить нации), а также системы правительственного регулирования и финансирования научных исследований.
Однако в Украине разрушительная деиндустриализация, потеря почти четверти трудоспособного населения, ежегодное уменьшение общих расходов на научные исследования, разработки и превращение экономики в сырьевой придаток глобальных рынков, возникли не по причине системных стратегических просчетов правительственных команд. Они возникли как целенаправленно координированный консенсусный заговор кланово-олигархических групп и «лидеров» государства, которые через контролируемые ими условия формировали коалиционные правительства – монопольно-зависимую модель национальной экономики.
Модель экономики, в которой доминируют виды деятельности с убывающей отдачей, с дешевой рабочей силой, восприимчивой к малейшим кризисам и изменениям ценовой конъюнктуры выглядит так. Без конкуренции в базовых отраслях и среди крупных предприятий, где владельцы приватизированных предприятий заинтересованы в развитии инновационного технологического предпринимательства, а развитие малого и среднего бизнеса удерживается в жестких тисках контроля и финансового голода.
Следствием отсутствия адекватной государственной регуляторной и инновационной политики является:
сужение промышленного потенциала →
замедление объемов производства →
экспорт сырья и товаров с низкой добавленной стоимостью →
вывод капитала →
низкие заработные платы →
дефицит совокупного спроса →
низкий уровень сбережений →
низкий уровень внутренних инвестиций и зависимость от внешних →
дисбаланс инвестиционных процессов на региональном уровне →
неразвитость внутреннего рынка →
зависимость от импортных товаров конечного потребления →
значительный дефицит торгового баланса →
рост государственного долга →
перманентные валютные и банковские кризисы →
рост бюджетного дефицита →
диспропорции экономического и регионального развития →
преобладание экстенсивного развития и отсутствие структурных изменений →
торможение развития и эмиграция человеческого капитала →
продолжение стагнации и бедности.
- Военно-политические и внешнеэкономические.
Необходим другой внутренний, или внешний сдвиг в национальной экономике Украины, который изменит траектории и ожидания. Этот импульс может поступить от нового руководства государством, что будет избрано на основе сплоченности украинцев вокруг нового морального лидера, которая появится из-за пределов среды «олигархического консенсуса» и предложит украинской нации модель всеобъемлемости, доминирования общих интересов, социальной справедливости и ответственности, чувства сопричастности и уверенности, что выиграют все, а те, кого постигнет неудача, будут иметь защиту.
Основой этой модели должна быть тысячелетняя культурная и национальная идентичность украинцев, которая станет элементом гордости и ценностным вкладом в коллективный выбор и управление. На протяжении веков в этой модели мировоззренчески ничего не меняется, кроме влияния новых технологий. Этот долгий путь прошли старые развитые страны, им идет большинство стран, которые теперь интенсивно развиваются — это путь развития национализма, который способствует далеко идущему коллективному и личному выбору внутри страны.
Толчком и мотивационным механизмом модели устойчивого долговременного роста является соответствующая прагматичная и гибкая государственная политика, которая наступательно укрепляет эндогенные стимулы внутреннего роста, укрепляет и расширяет средний класс в обществе, уменьшает зависимость от спроса промышленно развитых стран и обеспечивает способность национальной экономики управлять собственным успехом.
Двигателем стабильно высоких темпов роста является поток знаний, технологий и финансовых ресурсов, которые тесно связаны с соблюдением национального баланса между урегулированными открытыми рынками глобальной экономики и оптимальной протекционистской стратегией.
Основными задачами, которые нужно параллельно решить в национальной экономике Украины в среднесрочной перспективе для обеспечения внутреннего роста и развития являются:
– стимулирование развития человеческих, капитальных и наукоемких секторов и высокотехнологичной промышленности, которые должны доминировать над сырьевыми и трудоемкими экспортными отраслями;
— необходимо осуществить переход к среднему уровню доходов, что повлечет существенную макроэкономическую реструктуризацию экономики и деконцентрацию национального капитала и собственности;
– рационализировать и сделать зависимой от реальной добавленной стоимости (научные, инновационные, творческие) модель роста неравенства в доходах;
– увеличить уровень личных доходов и сбережений и изменить структуру потребления в сторону инвестиционных товаров и услуг;
– повысить слишком низкий уровень внутренних производственных инвестиций и уменьшить зависимость от внешнего долга и некритического импорта, а, следовательно, уменьшить дефицит счета текущих операций;
— сориентировать инвестиции государственного сектора на образование, науку, инновационную деятельность, здравоохранение, оборону и инфраструктурные проекты, которые будут синергично разворачивать экономическую диверсификацию;
– развивать модель государственно-частного партнерства, в которой частный капитал, дополненный стимулами на уровне правительства и местного самоуправления, будет компенсацией дефицита государственного финансирования;
– стабилизировать валютный курс гривны с постепенной ее ревальвацией (ежегодно на 1-3%), что в комплексе с ростом доходов будет способствовать необходимым трансформациям;
– прагматично управлять потоками международного капитала (сохранять контроль над размером и составом входящих потоков капитала, особенно спекулятивного) для сохранения стабильности и согласование с общими целями и задачами национального роста.
Активатором стимуляции роста, экономического развития и влиятельной заинтересованной стороной в отношении структурной эволюции экономики все больше будет становиться многочисленный средний класс и внутренний рынок.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Национальная экономика Украины находится на переломном этапе развития. Из экономически-финансового кризиса 2014-2015 годов экономика вышла вдвое ослабленной, а в дальнейшем она находится в жестких тисках частных монополий, с высоким уровнем безработицы и государственного долга, уменьшается промышленное производство и численность населения.
Вследствие резкой девальвации гривны, уменьшения объема инвестиций и дефицита бюджетов всех уровней обостряется проблема привлечения финансовых ресурсов для развития предприятий, умеренные доходы населения направляются преимущественно на текущее потребление, которое сужается, а внутренний рынок непродовольственных товаров на 65-70% заполонила импортная продукция. Экономический рост при таких условиях маловероятен.
Экономическая система Украины нуждается в глубокой трансформации, чтобы способствовать стабильному росту, качественному и сбалансированному развитию и структурно-регулировочным целям в интересах всего общества.
В дальнейших исследованиях следует обосновать инструментарий национальной экономической политики, что будет стимулировать рост, связанный с увеличением населения, ростом инвестиций, сбережений и производства продукции, а также рост, вызванный научно-инновационным и технологическим прогрессом Украины.
Автор: Иосиф Ситник, доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента и администрирования, Национальный университет «Львовская политехника»
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №1 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.