Актуализация исследований трансформационных сдвигов в социально-экономическом развитии сельских поселений в Украине обусловлена необходимостью обеспечения их комплексного, полифункционального развития в сложных условиях общественно-политической нестабильности, обострения социальных проблем и усиления экономических ограничений по их успешному решению.
Сельские территории страны, их поселения находятся под влиянием сложных и противоречивых процессов реформирования экономической основы их развития, что усиливает неопределенность и социальные риски для сельского населения в части организации хозяйственной деятельности, ее доходности и получения населением необходимого уровня трудового дохода, а затем уровня и качества жизни.
В связи с этим в статье рассмотрены основные трансформационные изменения в сельской поселенческой сети, социально-экономической основе ее функционирования и развития с точки зрения интересов населения, его возможностей реализовать свой трудовой потенциал по месту жительства.
Обосновано, что современные трансформационные изменения в сельских поселениях не соответствуют европейской практике активизации поселенческого потенциала, при этом большинство ограничений имеет системный характер. Это предполагает формирование концептуально новой государственной региональной политики, ориентированной на комплексное развитие сельских поселений, уменьшение их различий в направлениях и формах социально-экономического развития от городских поселений.
Доказано, что имплементация опыта европейских стран, прежде всего восточноевропейских, позволит достичь значительных успехов на пути создания условий для проживания и ведения бизнеса в сельских поселениях.
Ключевые слова: трансформация, сельские поселения, экономическая основа, ограничения, трудовой потенциал.
Постановка проблемы. Исследование научных вопросов и решение задач, связанных с активной трансформацией и прогрессивным развитием систем расселения, должны разворачиваться в контексте задач формирования новой, концептуально целостной парадигмы пространственной организации жизнедеятельности населения. Она бы учитывала сложные общественно-политические реалии единого глобального пространства.
В частности усиление взаимовлияния экономик стран разного уровня развития, обострение конкуренции на мировом товарном рынке и рынке труда – с одной стороны, и интенсивный рост новых нерегулируемых миграционных потоков под влиянием военных конфликтов и усиление миграционных настроений населения развивающихся стран – с другой.
Быстрая изменчивость внешней среды затрудняет проработку концептуальных подходов, чрезвычайно важных во время осложнения общественно-политической ситуации в стране, обострения кризисных явлений в экономике, ее рецессии, а также значительного снижения жизненного уровня населения и усиления бюджетных ограничений по его надежной социальной защите.
Государственное содействие и реализация успешных трансформационных сдвигов, ориентированных на создание условий для гармоничного социально-экономического развития городских и сельских поселенческих структур любой страны, где были бы созданы надлежащие условия для безопасного проживания, занятости, профессионального роста и духовного развития, предполагает формирование эффективной системы общественных отношений. Они основанные на системном сочетании интересов человека, отдельных социальных групп и государства.
Важным в этом контексте является определение природы как эволюционных, так и целенаправленно осуществляемых под влиянием государственной региональной политики трансформационных изменений в сельском расселении в соответствии с потребностями всех субъектов территориального развития, заинтересованных в укреплении экономической основы поселений, сохранении их численности и наращивании потенциала дальнейшего развития.
Сейчас необходимость ускорения успешных евроинтеграционных процессов и достижение траектории устойчивого человеческого развития значительно актуализирует задачу формирования единой концепции расселения с учетом новых рисков и угроз в этой сфере.
С принятием проекта Единой комплексной стратегии и Плана действий в развитии сельского хозяйства и сельских территорий в Украине на 2015-2020 гг. от 26 октября 2015 г. сделаны определенные шаги в направлении решения проблем украинского села. Однако сугубо поселенческие проблемы, к сожалению, не нашли необходимого отражения, не намечены возможные пути их решения.
В частности, среди определенных десяти стратегических приоритетов только седьмой непосредственно касается сельского развития и формирования сельских территориальных общин.
Отсутствие сугубо поселенческого разреза свидетельствует о недостаточном внимании со стороны центральных органов управления к проблеме нивелирования значительных различий между городами и селами в условиях проживания, с учетом влияния глобального пространства с активными урбанистическими тенденциями, усилением процессов концентрации населения на ограниченной территории с лучшими условиями проживания. А, следовательно, необходимости противодействия распространению нежелательных форм урбанизации, прежде всего мега полисной.
Степень исследования проблемы. Экономической наукой и социальной географией определены методологически различные направления исследования сложившихся систем расселения, доминируют среди них те, что рассматривают их как конечный результат процесса распределения и перераспределения населения по территории страны в рамках определенной сети поселений.
Фундаментальным исследованиям структурных преобразований, адаптации систем расселения всех иерархических уровней к новым условиям на основе кардинальных структурно-функциональных сдвигов в развитии производительных сил посвящены научные труды известных ученых регионалов.
Многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых доказана зависимость поселенческого потенциала как способности к воспроизводству населения, развития местной экономики и сохранения природной среды от стратегических направлений развития региона, темпов модернизации экономической системы и реализации возможностей как можно более полной интеграции в мирохозяйственных структурах.
Важные аспекты развития систем расселения различного иерархического уровня рассмотрены в научных трудах, посвященных проблемам устойчивого развития сельских территорий. В частности в монографических исследованиях В. В. Борщевского (V. V. Borshchevskyi), А. Г. Булавка (O.G. Bulavko), Н. М. Деевой (N.M. Deeva), В. С. Диесперова (V. S. Diiesperov), В. Д. Железка (V. D. Zalizko), М. Ф. Крапивка (M.F. Kropyvko), М. И. Малика (M.Y. Malik), М. К. Орлатого (M.K. Orlatyi), М. И. Стегнея (M.I. Stegnei) и других ученых.
Социально-демографический аспект этой проблематики освещают труды С. И. Бандура (S.I. Bandur), И. Ф. Гнибиденко (I. F. Hnybidenko), А. М. Колотая (A.M. Kolot), Е. М. Либановой (E.M. Libanova), В. М. Новикова (V. M. Novikov), О. В. Ольшанской (O.V. Olshanska), У. Я. Садовой (U.Y. Sadova) и других. Весомый вклад в изучение специфики пространственных аспектов сельского расселения сделан Г. М. Рогожиным (G.M. Rogozhyn) и О. Г. Рогожиным (O.G. Rogozhyn).
Однако в научных публикациях не рассмотрена специфика современных трансформационных изменений в развитии сельских поселений, их противоречивый характер и зависимость от влияния различных по своей природе детерминант.
В связи с этим актуализируются исследования, посвященные оценке и предвидению возможных социальных потерь вследствие трансформации систем расселения. С учетом различного уровня конкурентоспособности поселенческих структур через значительные различия в накопленном производственном, научно-технологическом и социально-культурном потенциалах, в возможностях диверсификации и модернизации их хозяйственной системы.
Целью статьи является определение природы и характера современных трансформационных процессов в сельских поселенческих структурах, их поселенческих формирований и поселенческих обслуживающих сферах с учетом общественных интересов и европейского опыта организации жизнедеятельности населения сельских территорий и минимизации системных ограничений, препятствующих положительным изменениям.
Изложение основного материала. Современные системы расселения – это сложный феномен общественного бытия, поскольку исторически формируются и развиваются под влиянием тесного взаимодействия экономических, геополитических, градостроительных, производственных, инфраструктурных, социальных и экологических детерминант, создавая пространство, более или менее благоприятное для организации жизнедеятельности его обитателей, удовлетворения их социальных потребностей.
По удачному определению В. И. Вернадского системы расселения – это своеобразная костная ткань регионального пространства, ее опорная система, материальный фундамент обеспечения жизнедеятельности населения.
Как важный геостратегический ресурс, опирающийся на доступные для присвоения активы (природные ресурсы, человеческий и физический капитал), прогрессивное развитие систем расселения способствует укреплению государственности, обеспечивает хозяйственное освоение территории и приумножение ее культурного наследия.
Исходя из этого, можно констатировать, что сельские расселения целесообразно рассматривать как сложную, многофункциональную и территориально социально детерминированную систему организации жизнедеятельности сельского населения, обусловленную его распределением по разным типам поселений, спецификой развития сельских поселенческих структур и характером их взаимодействия между собой и городскими поселениями.
Трансформациями можно считать лишь существенные, масштабные и социально значимые сдвиги в структуре распределения населения между поселениями в количественных и качественных параметрах их социального, экономического и градостроительного развития, а также в характере поселенческих взаимосвязей и взаимозависимостей.
Опорный каркас процессов трансформации сельского расселения методологически можно представить как образованный системным взаимодействием поселенческих формирований (природно-ресурсная, экономическая, демопроизводственная, административно-территориальная) и поселенческих обслуживающих подсистем (социально-гуманитарная, жилищно-бытовая, благоустройство), что может генерировать новые импульсы и по оптимизации параметров расселения, и по постепенной деградации.
Это открытая трансформационная система, которая выполняет важные хозяйственные, социальные и управленческие функции. Даже в условиях потери в отдаленных сельских населенных пунктах и усиления концентрационных тенденций в экономических центрах и прилегающих к ним территориях с достаточно высокой деловой активностью.
В указанной трансформационной системе именно территориальная локализация структурных и функциональных сдвигов определяет приоритеты управленческих решений о необходимости административно-территориальных изменений, стимулирования процессов формирования новой бизнес-среды, а в итоге – перспектив развития сельских территорий, где в Украине живет более трети населения.
В оценке современных трансформационных изменений поселенческой сети нужно учитывать, что территория Украины заселена довольно неравномерно, плотность населения меняется в значительном диапазоне на фоне депопуляционных тенденций и процессов старения населения. Исключением из этой тенденции являются пять областей (Закарпатская, Ивано-Франковска, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая), в которых численно преобладает сельское население и соответствующие формы организации их жизнедеятельности.
В Украине в течение 1990-2014 гг. сельское население уменьшилось на 2 млн. 879 тыс. (17%). За этот период в Черниговской области такое сокращение превысило 40%, в Сумской области – 32%. В западных областях страны оно было в пределах 3,9-12,3%.
Геополитические изменения в мире, в частности образование новых независимых государств, стремительный рост территориальных, экономических и социальных противоречий, которые нередко приводят к длительным вооруженным конфликтам, не могут не отразиться на поселенческих процессах.
Европейский миграционный кризис 2015 г. очертил круг новых проблем, в том числе сугубо поселенческих. Противоречия между странами ЕС относительно возможных путей решения проблемы расселения мигрантов и отсутствие солидарности в этом вопросе ухудшили отношения между странами-соседями.
Украина постепенно интегрируется в глобальное пространство, следовательно, все больше ощущает внешнее политическое и экономическое влияние со стороны других государств. Формирование новых волн миграции и переселения, появление внезапной бедности, вызванных военными действиями на Донбассе, обусловили существенные и в основном негативные изменения в основных поселенческих характеристиках областей страны.
Вследствие разрушения поселенческой сети части территории Донецкой и Луганской областей возникли потоки временно перемещенных лиц, как в пределах пострадавших регионов, так и в другие регионы страны – большинство из них сосредоточено в Донецкой, Луганской, Харьковской, Киевской, Запорожской и Днепропетровской областях (84% их общей численности).
В 2015 г. под влиянием такого переселения плотность населения Харьковской области выросла на 6,8%, Киевской – на 6,1% и Запорожской – на 5,6%, что сопровождалось повышением нагрузки на социальную инфраструктуру поселений, местный рынок труда и рынок жилья регионов вселения. Это мощный вызов для государства.
Основным направлением трансформационных сдвигов в сельской поселенческой сети Украины является ее сокращение и измельчение – в течение 1990-2014 гг. она сократилась на 431 поселения или 1,5%, что в среднем за этот период составило 17 сельских населенных пунктов в год. Однако фактические потери поселенческой сети были значительно более высокими — по состоянию на 1 января 2014 г. в Украине юридически существовало 369 обезлюдевших сел, не снятых с учета (в 2010 г. их насчитывалось 227 поселений).
Наибольшему сокращению поселенческой сети в течение указанного периода подверглись Киевская, Полтавская, Харьковская, Черниговская и Сумская, наименьшему – Закарпатская, Ивано-Франковска и Черновицкая области.
Территориальная локализация сельской поселенческой сети Украины характеризуется высокой плотностью в Львовской, Тернопольской и Хмельницкой областях – это 7-8 поселений на 100 км2 и самой низкой – в Херсонской, Луганской и Запорожской (только 2-3 поселение на аналогичную площадь), что на фоне средне-украинских значений (5 поселений на 100 км2) свидетельствует о ее значительной дифференциации по средней численности украинских сельских поселений на уровне 486 человек.
Опасным для сохранения поселенческой сети является рост доли малолюдных сел — если в 1996 г. количество сел с численностью до 50 человек составляло 2856 ед. (10,0% от всех сельских населенных пунктов), то в 2014 г. – соответственно 4684 ед. и 17,3%.
Следовательно, выросла доля поселений с истощенным социально-демографическим потенциалом и ограниченными возможностями ведения продуктивной экономической деятельности из-за отсутствия необходимых инфраструктурных объектов, прежде всего тех, где обеспечивают, сбыт сельскохозяйственной продукции и способствуют развитию кооперативного движения как эффективного средства сочетания усилий сельских жителей и увеличения количества рабочих мест в сельской местности.
При неблагоприятных условиях в отдаленных от центров, периферийных территориях эта тенденция может вызвать возникновение новых формально освоенных, но фактически обезлюдевших территорий. При общественно-политической нестабильности это может обусловить появление новых рисков и угроз национальной безопасности из-за критического снижения социально-экономического потенциала значительных территорий.
Опасность усиления такого трансформационного тренда первостепенна в тех областях страны, где доля поселений с населением до 50 человек почти вдвое выше, чем средне-украинская – прежде всего, это Сумская (38,5%), Черниговская (32,5%) и Харьковская (30,5%) области. В целом в большинстве областей Украины наблюдается расширение ареала малой населенности.
В то же время происходит процесс разукрупнения крупных и средних сел, которые постепенно переходят в низшую категорию населения. Если в 1990 г. количество сельских поселений с численностью жителей более 500 человек составило 39,5%, то в 2014 г. – 32,2%.
И хотя общее уменьшение численности сельских поселений является закономерным результатом депопуляции и активного миграционного оттока молодежи, все же активная государственная поддержка села может в некоторой степени замедлить процесс разрушения поселенческой сети. И увеличить возможности для экономического и социального развития сельских территорий. Прежде всего, в аспекте решения актуальных проблем жизнеобеспечения сельского населения.
В настоящее время более 26% сельских поселений лишены остановок общественного транспорта и дорог с твердым покрытием, 62,4% – отделений связи, 27,0% – лечебных заведений.
Учитывая сложившуюся динамику социально-демографического развития, значительное осложнение инвестиционных условий, необходимых для воссоздания экономического потенциала сельских поселений, констатируем, что подавляющее большинство из них находится на грани деградации. Можно ожидать, что процесс интенсивного измельчения сельских поселений будет продолжаться и в дальнейшем в связи с ограниченностью средств, необходимых для стимулирования их социально-экономического развития и с вероятным ухудшением возрастных характеристик сельского населения.
По результатам обследований социально-экономического положения сельских поселений Украины, в селах населением до 50 человек доля лиц старше трудоспособного возраста почти в два раза выше. А доля детей в три раза ниже средне-украинских показателей; только в сельских поселениях с населением 500 человек и более возрастная структура населения соответствует средним значениям по сельской местности в целом.
Первопричиной этих трансформационных изменений являются существенные сдвиги в экономической основе развития сельских поселений, обусловленные различными факторами – изменениями в формах хозяйствования, их эффективности, в пропорциях распределения занятого населения по видам экономической деятельности, формах его занятости, а также сдвигами в формировании новых миграционных потоков сельской молодежи.
Сокращение сферы несельскохозяйственных видов деятельности в подавляющем большинстве сел, свертывание отдельных видов сельскохозяйственной деятельности из-за отсутствия рынков сбыта продукции или снижения ее рентабельности, и одновременно активное влияние процессов аграрных холдингов на тенденции занятости только ухудшают социально-экономическое положение сельских поселений.
Сейчас траектория развития большинства украинских сельских поселений страны представляет собой своеобразную территориально-производственную проекцию сельского хозяйства. К сожалению, в основном это моно профильные, узкоспециализированные населенные пункты.
Во всех без исключения областях Украины соотношение между сельскохозяйственными и несельскохозяйственными предприятиями меняется в пользу первых, что ослабляет базовые экономические и социальные функции сельских поселений, снижает их способность обеспечить экономическое и социальное развитие, а главное – обеспечить продуктивную занятость сельского населения по месту жительства.
Достаточно отметить, что в течение 2001-2014 гг. удвоилась доля сельских жителей, работающих за пределами своих поселений (55%) и значительно выросла занятость в мелкотоварных и низко продуктивных личных крестьянских хозяйствах.
Они производят едва ли не половину сельскохозяйственной продукции (около 42% продукции растениеводства и 56,5% продукции животноводства). Однако не способны обеспечить конкурентоспособность отечественного сельскохозяйственного производства из-за низкой технической оснащенности, технологической отсталости, высокой зависимости от колебаний конъюнктуры аграрного рынка и ценовых диспаритетов.
В результате активного реформирования аграрного сектора отечественной экономики и связанных с ним сфер деятельности сейчас происходят существенные изменения в соотношении форм собственности в селе. Сформированная в предыдущие годы экономическая основа сельских поселений Украины постепенно сужается из-за институциональных ограничений на пути развития предпринимательства.
К сожалению, количество сел, в которых субъекты предпринимательства сворачивают экономическую деятельность, лишая поселенческое пространство не только производственных, но и необходимых объектов социальной инфраструктуры, ежегодно растет. По результатам последнего обследования социально-экономического положения сельских населенных пунктов, количество таких поселений растет: в 2014 г. уже в 9232 селах (34,2% от общего количества) не было ни одного субъекта хозяйственной деятельности.
Худшим в аспекте сохранения поселенческого потенциала сел является то, что сворачивается несельскохозяйственная деятельность, усиливается моно функциональность их развития. В сельской местности в среднем по стране на одно несельскохозяйственное предприятие приходится три сельскохозяйственных. В Донецкой и Николаевской областях этот показатель в 2014 г. составлял 14, в Запорожской – 16, в Херсонской – 26.
На уровне сельских поселений Украины сформированы значительные институциональные, инвестиционные, организационно-экономические, экологические и социальные ограничения, что слишком сужают возможности для реализации прогрессивных трансформаций. Наиболее существенными среди них считаем следующие показатели:
— отсутствие системного подхода к проектно-пространственному управлению социально-экономическим развитием сельских поселений и менеджмента антикризисного управления на локальном уровне;
— ограниченность экономических инструментов эффективного и социально приемлемого использования основных ресурсов сельских территорий (природных, человеческих, финансовых, материальных, экологических, культурных), отсутствие политики, упреждение возможных негативных социальных последствий;
— недостаточная концентрация физического и финансового капитала, низкая доступность кредитных ресурсов для успешного ведения хозяйственной деятельности экономически активным населением и субъектами предпринимательства;
— отсутствие перспектив развития личных крестьянских хозяйств как мелкотоварных и низких продуктивных структур, неопределенность направлений их трансформации в экономически и социально продуктивные формы организации сельского производства;
— низкий уровень самоорганизации и самоуправления сельских территориальных общин из-за потери качества человеческого капитала, их социальная изоляция и неэффективность функционирования.
При условии финансово-кредитной поддержки сельских территорий, создание бизнес-среды, упрощение процедуры предоставления административных услуг и развертывания консультирования открывается перспектива для увеличения много функциональности развития сельских поселений. Достижение много функциональности делает возможным решение социальных задач в части выравнивания условий жизнедеятельности в городских и сельских поселениях.
Именно на это направлена проводимая странами Евросоюза так называемая Общая политика развития сельских территорий Европы (САП), основные цели, направления и организационно-экономические мероприятия которой были определены после проведения Лиссабонского саммита в 2005 году. Эта политика длительное время дорабатывалась, пока окончательно не утвердились принципы, открывшие новые возможности для развития сел и сельских территорий в странах ЕС.
Если на первом этапе формирования и реализации САП (1962-1973 гг.) ее цели и задачи были ориентированы на удовлетворение потребностей населения в продовольственных товарах и поддержку сельских товаропроизводителей, то на втором этапе (1978-1992) пришлось принять жесткие меры, чтобы минимизировать негативные последствия аграрного перепроизводства. Третий этап (1992-2000 гг.) сказался ослаблением государственного регулирования аграрной сферы и стимулированием рационального использования природных ресурсов.
Лишь на четвертом этапе реализации этой политики (2000-2007 гг.) значительное внимание было уделено финансированию социально-экономического развития сельских территорий как основы их комплексного развития. На пятом этапе (2007-2013) приоритетными задачами определены улучшение качества жизни в сельской местности и активное стимулирование несельскохозяйственной занятости.
На смену традиционным представлениям о том, что устойчивое развитие сельских поселений может обеспечить только эффективная аграрная политика путем организации многофункционального сельского хозяйства и создания ферм семейного типа, пришло понимание того, что активному процессу развития сельских поселений должны способствовать социальная интеграция и сокращение бедности. А главное – распространение на сельскую местность стандартов и норм жизни городского населения.
В этом контексте необходимо отметить, что каждый из этапов – это длительный период реформирования сельской экономики, модернизации социальной сферы, выработка соответствующих управленческих решений. Перед Украиной встает чрезвычайно сложная в практической плоскости задача – определить на государственном и муниципальном уровне концептуальную основу, алгоритм действий и инструменты влияния на сельское развитие.
Они дали бы возможность путем повышения производительности и эффективности аграрного производства обеспечить решение социальных проблем демографически истощенного украинского села. В кризисных условиях хозяйствования и существенного сокращения бюджетных расходов одним из таких инструментов могла бы быть практика частного публичного партнерства.
В настоящее время в странах-членах ЕС сельские поселения развиваются в основном как полифункциональные центры, которые успешно сочетают хозяйственные и социальные функции, прежде всего, благодаря разветвленному и качественному дорожно-транспортному сообщению, инженерной инфраструктуре, информационным технологиям.
Констатируя отличие базовых принципов и закономерностей в развитии европейских поселений в сравнении с украинскими, надо указать, что для стран Европы приоритетное значение приобретают экологические и эстетические основы в их развитии. На основе четкого соблюдения норм организации и планирования территорий по основным функциональным зонам.
В этой связи важно, что в Украине общий уровень распашки территории является аномально высоким и составляет 54% при рекомендуемом уровне 30% (для сравнения: во Франции этот показатель составляет 33%, Германии – 34%, Польше – 36%).
Причем, кроме разработки и соблюдения норм землепользования и планирования территорий, во многих странах действуют четкие местные правила застройки, разрабатываемые для каждого населенного пункта, где они являются обязательными для выполнения.
В европейских странах продолжается, а в Украине начинается процесс формирования и развития, так называемых реурбанизированных ареалов, представленных в основном коттеджными городками, экопоселениями на территории крупных пригородных сел, в пределах которых нивелируются ранее сформированные традиционные различия между городскими и сельскими поселениями, между городским и сельским образом жизни.
Хотя по административно-территориальному делению они относятся к сельским административным районам, однако по трудовым и социально-культурным связям (место работы, образовательные, медицинские и духовно-культурные услуги) больше тяготеют к городским поселениям.
Общепризнано, что реурбанизация как длительный процесс, противоположный урбанизации, способствует распространению городских форм организации жизнедеятельности на сельскую местность. Это происходит из-за значительного ухудшения экологических условий проживания в городах, чрезмерного роста нагрузки на инфраструктурные объекты и роста цен на недвижимое имущество.
В перспективе можно ожидать, что увеличение численности желающих проживать за пределами городов в случае создания условий для ускоренного развития среднего класса усилит общую тенденцию к росту именно таких реурбанизированных территорий и поселений в Украине.
Выводы. Результаты исследования дают основания для выводов, что структурные и функциональные трансформации сельского расселения Украины по природе, характеру течения и специфике неоднородны, противоречивы и в значительной степени не отвечают интересам и потребностям сельского населения.
Выявленные трансформационные сдвиги в поселенческих формированиях и поселенческих обслуживающих подсистемах сельского расселения не согласованы и не сбалансированы между собой. Они приводят к появлению существенных негативных социальных экстерналий для сельского населения (снижение репродуктивной устойчивости поселений, разрушение сельских социальных структур, территориальная удаленность от хозяйственных объектов и социальной инфраструктуры, бедность сельского населения).
Разработка мер противодействия и предубеждения таких явлений должна осуществляться в контексте задач современной политики антикризисного регулирования. Опасным является то, что базовые экономические трансформации в этой сфере, к сожалению, не обеспечивают формирования поселенческой среды, благоприятной для жизнедеятельности людей, сужают хозяйственную функцию сельских поселений, ограничивая емкость сельского рынка труда, возможности трудоустройства по месту проживания и получения дохода.
Приходится признать, что эндогенный потенциал развития сельских поселений пока не используется в основном из-за незавершенности экономических и социальных реформ, отсутствия законодательно закрепленного концептуального и стратегического видения перспектив развития сети сел и систем сельского расселения.
Современные трансформационные изменения в сельской местности не соответствуют европейской практике активизации поселенческого потенциала как важной составляющей социально-экономического потенциала государства и его регионов. Причем большая часть объективных ограничений, препятствующих прогрессивной трансформации сельских населенных пунктов и всей поселенческой сети, имеет системный характер.
Минимизация или даже преодоление этих ограничений предусматривает формирование и реализацию концептуально новой государственной региональной политики, ориентированной на комплексное полифункциональное развитие сельских поселений, уменьшение их различий в направлениях и формах социально-экономического развития от городских поселений.
Чрезвычайно полезным в этом контексте является опыт европейских стран (особенно восточноевропейских), которые через модернизацию региональной политики, проработку перспективных направлений аграрной политики, применение успешных социальных практик на локальном уровне достигли значительных успехов на пути выравнивания условий проживания в городах и селах, создав тем самым условия для комплексного развития систем расселения.
Автор: Т. А. Заяц, доктор экономических наук, профессор, зав. отделом, Институт демографии и социальных исследований имени М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: scap@online. ua
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.