06.10.2018 – Житомир – один из немногих городов, где местные власти пытаются быть в тренде современных технологий. Команда молодых людей, которые раньше были общественными активистами, пришла к власти и одним из главных направлений работы выбрала реформирование транспортной системы.
Читайте также: Современные проблемы и перспективы развития системы городского транспорта
Министр транспорта Владимир Омелян: Быть веселым блогером на содержании у кого-то я не хочу
Строительство дорог как национальный проект
Мини – солнечная электростанция в городе. Опыт первопроходцев
Ликвидировать гонки на маршрутках
Реформу транспортной системы Житомира начали с разработки стратегии, которая предусматривала уменьшение роли частных перевозчиков и их постепенную замену коммунальным транспортом.
За последние два года число маршруток сократилось с 230 до 160.
«Мы только в начале пути. Хотим, чтобы основные маршруты из микрорайонов обслуживались коммунальным транспортом. Тогда будем иметь гарантию, что услуга предоставляется качественно», – отмечает городской глава Житомира Сергей Сухомлин.
Второй шаг – изменение принципа оплаты работы перевозчиков. С начала 2018 года их нанимает город и оплачивает не количество перевезенных пассажиров, а километры пробега.
Сбором средств и отслеживанием маршрута занимается коммунальный мониторинговый центр.
«Вечером транспорт съезжает с маршрутов, не придерживается графика движения. Перевозчики воспринимают человека, как пять гривен. Мы хотим изменить этот принцип. Тогда исчезнут перегрузки, гонки между маршрутками.
Для перевозчиков не будет иметь значения – ехать по «золотым» маршрутам или нет, в пиковые часы или вечером.
Не важно, кто сидит в салоне – льготник или платежеспособный человек, ибо все оплачивают одинаково», – отмечает заместитель городской главы по вопросам деятельности исполнительных органов власти Дмитрий Ткачук.
Принцип оплаты работы перевозчиков за километраж, а не за количество пассажиров, позаимствовали в Европе, где он успешно работает в нескольких странах.
В Житомир приглашали делиться опытом реформирования транспортной системы экспертов из польского Люблина.
Каждые две недели перевозчики сдают отчет с подтверждением из GPS-трекера о том, сколько километров наездили.
Со временем в Житомире планируют перевести большинство пассажиров на безналичную оплату.
«Наличка имеет свойство «прилипать» к рукам. Сейчас имеем около 20% безналичных оплат. Это люди, которые рассчитываются банковской картой или электронным билетом», – говорит Ткачук.
По мнению Сухомлина, изменение принципа расчета с перевозчиками существенно не повлияет на расходы из городского бюджета.
«Для оплаты 35 млн. км годового пробега нам нужно около 500 млн. грн. Частные перевозчики собирают более 350 млн. грн. Весь коммунальный транспорт города за год – более 70 млн. грн.
Для поддержки работы коммунального предприятия в 2018 году потребуется еще около 85 млн. грн. Расчеты свидетельствуют, что город ничего не потеряет, а даже, возможно, сэкономит», – подчеркивает городской глава.
Третий шаг – оптимизация маршрутов. Все они пересекаются в центральной части города, и пассажиры имеют возможность пересесть на другой маршрут с тем самым билетом.
Электронный билет
Житомир – один из первых городов в Украине, где внедрили систему оплаты проезда с помощью электронного билета.
«Мы запускались еще тогда, когда не было закона об электронном билете. В начале 2017 года установили первое оборудование в транспорте», – отмечает директор коммунального предприятия «Житомир-транспорт» Иван Фурлет.
На внедрение системы электронного билета в бюджете предусмотрено около 25 млн. грн., из которых уже потратили 12 млн. грн. Первую партию мобильных терминалов, программное обеспечение и стационарные терминалы приобрели за 7,9 млн. грн.
По одному терминалу установили в каждом транспортном средстве. Частных перевозчиков также обязали установить мобильные терминалы. После установки второго терминала в трамваях и троллейбусах планируют отказаться от работы кондукторов.
По словам Ткачука, стоимость оплаты их труда при тарифе 3 грн. гораздо выше, чем цена терминалов. Особенно в троллейбусах, где 63% пассажиров – льготники.
«На инкассацию и оплату работы кондукторов уходит около 30% от общей прибыли. Это свидетельствует о том, что система неэффективна.
Наша цель – достичь 80% безналичных платежей. Тогда стоимость услуги по сбору денег будет стоить не больше 5%», – подчеркивает городской глава.
Пополнить электронный авиабилет на любую сумму можно через интернет и в терминалах самообслуживания, их в городе более 150. Это не только удобно, но и позволяет экономить время.
Рассчитаться в транспорте можно бесконтактной картой, электронным билетом, с помощью смартфона или любого другого устройства с технологией NFC. Всего около 20% пассажиров оплачивают проезд безналичным платежом.
Одним из партнеров во время внедрения электронного билета была компания Visa. Она частично профинансировала установку модулей, считывающих бесконтактные банковские карты. В изготовлении бесконтактных карт сотрудничали с банками.
По словам Ткачука, бесконтактные карты имели немного жителей, потому что их выдавали преимущественно премиум-клиентам.
Visa договорилась с «Приватбанком» о более массовом выпуске таких карточек и их бесплатной выдаче жильцам.
«Транспорт как массовый канал имеет огромный потенциал для общего развития бесконтактных платежей в стране и внедрения инновационных платежных решений.
Житомир стал первым городом в Украине, где мы оборудовали коммунальный наземный общественный транспорт валидаторами для бесконтактной оплаты проезда платежными картами.
Готовность местных властей к сотрудничеству для внедрения платежных инноваций сыграла решающую роль, поэтому проект был, впервые воплощен именно здесь.
Важно, что население открыто к платежным инновациям. С сентября 2017 года количество активных пользователей бесконтактной оплаты платежными картами в транспорте Житомира выросла в несколько раз», – рассказал глава представительства Visa в Украине Дмитрий Крепак.
В июле в Житомире запустили процесс оформления карточек житомирянина. Уже собрали более 28 тыс. заявлений и в конце октября начнут их выдавать.
Кроме ряда других преимуществ, картой житомирянина можно будет рассчитаться за проезд в транспорте.
«Карта житомирянина – это карточка с чипом, которая позволяет настраивать систему для наших нужд. Тогда можно будет вводить или тариф по зонам, чтобы не платить дважды при пересадке, либо почасовой тариф. Льготные пассажиры получат бесплатные поездки, но им нужно будет валидировать карточку. С точки зрения анализа это важная информация», – подчеркивает городской глава Житомира.
Тарифы, по зонам работающие в парижском метро, где с тем же билетом в течение 1,5 часа можно пересесть на автобус или трамвай.
Центр мониторинга
С 2016 года в городе начали изучать пассажиропоток на основе информации о безналичной оплате проезда.
Кроме того, весь транспорт оборудован GPS-трекерами, что дает возможность отслеживать график движения и соблюдение маршрута.
«Мы имеем данные из автоматизированной системы учета пассажиров буквально до минут. Динамику мониторили каждую неделю.
Наличие замера и принятие решений на основе данных – это очень важно. Подход по принципу «я сказал, стукнул по столу» здесь не работает», – говорит Ткачук.
На основе данных мониторинга в городе изменилась часть маршрутов. Летом 2017 года запустили пиковые маршруты. В утренние и вечерние часы, когда люди едут на работу и с работы, транспорт начал ездить чаще.
Таким образом, по словам заместителя городского главы, удалось сократить ежемесячные расходы на 600 тыс. грн.
«Без электронного билета мы не имели понятия, сколько людей ездит и когда. Сейчас мы имеем четкую статистику, графики, динамику в разрезе каждого маршрута», – отмечает директор коммунального предприятия «Житомир-транспорт».
В рамках эксперимента в троллейбусах планируют установить счетчики количества пассажиров. Идея заключается в том, чтобы сравнить эти данные с данными об оплате проезда и понять, куда направлять контролеров.
Еще в 2016 году в общественном транспорте Житомира поместили инструкции для смс-жалоб от пассажиров, а летом 2018 года запустили систему обратной связи через онлайн-сервис оценки качества обслуживания Revizion. Проверки перевозчиков организовывали на основе этих данных.
Жители жалуются преимущественно на переполненность маршруток, на то, что некоторые перевозчики нарушают график движения, съезжают с маршрута в «неприбыльные» часы, нарушают скорость и устраивают гонки.
Четкий график движения и «умные» остановки
На остановках общественного транспорта установили стенды с поминутным расписанием движения. Здесь указаны маршрут, в рабочие и выходные дни, точное время прибытия. Эту информацию можно посмотреть и в приложении для смартфона.
В 2018 году на 13 остановках установили электронные табло с графиком движения. Они оборудованы Wi-Fi-роутерами, USB-зарядками и камерой наблюдения, подключенной к городской системе безопасности. Их купили в рамках программы «Бюджет участия».
«Стало удобнее добираться на работу. Не нужно долго ждать троллейбус. На каждой остановке висит график движения, и я теперь точно знаю, когда выйти из дома. Троллейбус иногда опаздывает, но стало лучше, чем было», – говорит жительница Житомира Валентина.
Допустимое отклонение от графика – одна-две минуты, если нет форс-мажорных ситуаций. При опоздании более чем на пять минут, водителя могут лишить премии.
В городе есть контрольные точки, которые фиксируют время прибытия. Пробки – нетипичное явление для Житомира.
Во многом этому способствует структура города. Кроме того, на магистральных дорогах запретили парковать автомобили в крайней правой полосе и установили навигационные знаки мест парковки, что также разгрузило трафик.
«Мы хотим изменить мышление, чтобы люди, выходя остановку, не играли в лотерею – будет или не будет троллейбус, а смотрели на график и выходили тогда, когда нужно.
Система навигации создана для того, чтобы не ждать, а планировать поездку. Тогда можно сделать больший интервал движения. Троллейбус не должен ездить как такси», – считает заместитель городского главы.
В Житомире также установили более 50 современных остановок общественного транспорта. Почти половину из них закупил частный инвестор за собственные средства. Он заинтересован в рекламной площади.
Эти остановки оборудованы контейнерами для раздельного сбора мусора, бесплатным интернетом и электронным табло с графиком движения транспорта.
Однако инвестору выгодно устанавливать такие остановки только на центральных улицах, поэтому остальные приобрели за средства города.
Тарифная политика
Стоимость проезда в троллейбусах и трамваях Житомира – 3 грн., в автобусах и маршрутках – 5 грн. По словам заместителя городского главы, реальная стоимость проезда, чтобы иметь возможность обновлять машины, – 7-8 грн.
Сухомлин соглашается с тем, что тариф нужно повышать, ведь топливо и электроэнергия со времени последнего поднятия стоимости проезда подорожали в несколько раз.
«Я не привык играть в популизм, тариф будет подниматься. Будем делать это дифференцированно. Для владельцев проездных и карточек житомирянина тариф вырастет на незначительную сумму. Однако он возрастет примерно вдвое для разовых поездок, чтобы перевести как можно больше людей на безналичную оплату», – отмечает мэр.
В городском совете активно разъясняют жителям структуру тарифа. Кроме того, перед принятием решений проводят общественные слушания, публичные обсуждения.
«Быть максимально открытыми и честными – это лучший механизм донесения информации к людям. Например, мы купили автобусы, и каждый месяц отчитываемся, насколько рентабельной является их работа», – говорит заместитель городской главы.
Отремонтированные троллейбусы и новые автобусы
В апреле 2018 года для Житомира купили первые 17 автобусов «МАН». До конца 2018 года планируют приобрести еще 23. В целом городу нужно около 140 автобусов, чтобы обслуживать основные маршруты.
В автобусах есть кондиционер, электронное табло, навигация, возможность расчета с помощью электронного билета, камеры наблюдения.
«Нам нужно около 140 автобусов. Мы понимаем, что в ближайшее время точно не сможем себе этого позволить. Сейчас автобус стоит более 3 млн. грн. Сто автобусов – это весь бюджет развития Житомира на год», – резюмирует руководитель города.
Парк электротранспорта в Житомире, если сравнивать с другими городами с таким же количеством населения, один из крупнейших в Украине. Ежедневно на линию выходит около 100 единиц транспорта.
«Мы увеличили выпуск троллейбусов на маршруты в пиковые часы. Качество этих троллейбусов далекое от желаемого, но вскоре при поддержке Европейского банка реконструкции и развития планируем закупить около 50 новых троллейбусов», – подчеркивает городской глава.
Большинству троллейбусов в городе 20-30 лет. Старую технику ремонтируют собственными силами. Капитальный ремонт троллейбуса стоит около миллиона гривен. Купить новый – минимум 6 млн. грн.
«За последние два года мы капитально отремонтировали 20 троллейбусов. Троллейбус разбирается полностью, сваривается новый кузов.
На вид он остается старым, но может работать еще около десяти лет», – отмечает Ткачук.
Ночные маршруты
В 2018 году в Житомире ввели ночные маршруты. Они начинают курсировать с 21 часа и работают до часа ночи с получасовым интервалом движения.
«Даже 30-минутный интервал – это нормально при условии, что люди знают об этом. Мы сделали ночные маршруты короткими. Все они отправляются из центра города и едут в микрорайоны. Люди имеют возможность бесплатно пересесть на другой маршрут с тем самым билетом», – говорит заместитель городского главы.
Два года назад в Житомире обновили сервис GPS-мониторинга общественного транспорта, и он стал доступен для жителей.
Благодаря этому сервису можно в режиме реального времени отслеживать маршрут общественного транспорта и время прибытия на остановку с учетом скорости движения.
Кроме того, эти данные доступны в коммерческих приложениях вроде EasyWay.
Опыт Винницы
Планируя изменения в системе общественного транспорта, в Житомире ориентировались на опыт других стран и украинских городов. Одним из городов, где успешно провели транспортную реформу, является Винница.
Основным нововведением в Виннице стало сокращение количества маршруток и ставка на развитие городского электротранспорта. Маршрутки в Виннице только подвозят пассажиров к муниципальному транспорту, а не дублируют его. Кроме того, уплотнился график движения трамваев и троллейбусов.
В стратегии развития транспортной системы предусмотрена постепенная замена маршруток на средние и большие автобусы. Частных перевозчиков в городе выбирают по принципу экологичности и доступности для всех категорий пассажиров.
Винница сотрудничает со швейцарским Цюрихом, где покупает подержанные трамваи. В Украине им делают капитальный ремонт. Это получается значительно дешевле, чем покупать новые трамваи. В 2011 году Винница приобрела 116 трамваев и запас деталей на десять лет.
В 2014 году купили 40 новых троллейбусов и 30 автобусов «Богдан». Еще 112 троллейбусов капитально отремонтировали.
Одним из последних этапов транспортной реформы в Виннице стало внедрение электронного билета. Начали процесс лишь в 2018 году, однако получили значительно больший бюджет, чем в Житомире: 6,5 млн. евро. Тендер выиграла чешская фирма.
Завершить внедрение электронного билета планируют в середине 2019 года.
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.