Постановка проблемы. В условиях глобализации мирового экономического пространства развитие образования становится одним из самых весомых факторов повышения конкурентоспособности национальных экономик.
Формирование инновационного общества требует улучшения качества человеческого потенциала, что предполагает, в первую очередь, повышение образовательного уровня населения, усиление его восприимчивости к новациям и распространение технических новшеств.
Однако сохранение диспропорций структуры подготовки кадров в Украине, сформированных в течение последнего десятилетия, консервация устаревшей структуры занятости не только тормозят адаптацию рынка труда к инновационным изменениям, но и значительно усложняют его функционирование.
Нарастание кризисных явлений в экономике в конце 2008 года повлекло стремительное сокращение объемов производства, обострение структурных диспропорций на рынке труда, обусловленное сужением спроса, и осложнения трудоустройства социально уязвимых слоев населения (прежде всего, молодежи).
Повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда возможно только при условии обеспечения соответствия качества образования требованиям работодателей, что подтверждает актуальность исследования проблем занятости молодежи на рынке труда Украины в условиях усиления кризисных явлений.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию специфики молодежной занятости в условиях рыночно ориентированных изменений в экономике страны уделялось достаточно внимания в отечественной экономической науке. Наиболее весомыми являются достижения в результате научных исследований отечественных ученых-экономистов Колешни Л. М., Кравченко И. С., Либановой Е. М., Петровой И. Л., Савельева Е. В., Савченко В. А., Семикиной М. В.
В ходе исследования этих проблем ученые подчеркивали необходимость обеспечения в процессе подготовки высококвалифицированной рабочей силы в соответствии основных параметров качества подготовки и профессионально-квалификационного уровня кадров требованиям современного этапа развития экономики.
Повышение эффективности подготовки высококвалифицированных специалистов возможно только при условии согласования полученных теоретических знаний с практическими навыками работы на рабочих местах, которые соответствуют профессионально-квалификационным характеристикам рабочей силы, требованиям работодателей и уровню развития современных технологий.
Именно поэтому целью данной статьи является анализ проблем трудоустройства молодежи на рынке труда и определение направлений повышения ее конкурентоспособности в условиях усиления кризисных явлений в экономике.
Изложение основного материала исследования. Формирование постиндустриального общества обусловливает необходимость пересмотра не только технологий обучения, но и непосредственно его содержания. Предыдущая система образования обеспечивала получение знаний высокого качества, которые отвечали потребностям развитого индустриального общества.
Однако по мере ускорения изменений технологий наименее мобильная часть содержания образования быстро устаревает, что, соответственно, обуславливает необходимость систематического обновления знаний работников, обеспечения их адаптации к изменениям экономической конъюнктуры.
Даже учитывая влияние экономического кризиса, рыночный спрос на высококвалифицированных работников широкого профиля, опытных менеджеров и представителей среднего управленческого звена, для которых характерна высокая степень профессиональной мобильности, в перспективе будет оставаться достаточно стабильным.
Вместе с тем получение высшего образования не гарантирует высокой конкурентоспособности выпускников учебных заведений на рынке труда, поскольку при выборе претендентов на замещение вакантных должностей руководители предприятий отдают предпочтение специалистам с достаточным профессиональным опытом.
Особенно обостряется проблема трудоустройства молодежи в связи с нарастанием кризисных явлений в украинской экономике, что привело к сокращению объемов общей потребности в рабочей силе, заявленной предприятиями.
В частности, в августе 2009 года, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, наблюдалось сокращение количества вакансий рабочих почти на 71%, служащих − на 48,9%. И лиц, не имеющих профессий, − на 60,8 процента. Это ухудшает шансы молодежи на успешное трудоустройство вследствие более низкой конкурентоспособности при конкурсе на замещение вакантных рабочих мест с надлежащими условиями оплаты труда и найма.
Среди основных причин осложнения трудоустройства выпускников учебных заведений следует выделить, прежде всего:
— имеющиеся диспропорции структуры спроса на рынке труда, которые углубляются вследствие слабости координационных связей между рынком труда и рынком образовательных услуг; несоответствия полученной специальности потребностям рынка труда; отсутствие долгосрочных экономических прогнозов изменений профессионально-квалификационной структуры рабочей силы;
— усиление конкуренции на рынке труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка в учебных заведениях;
— преимущественно неосознанный подход к выбору будущей профессии как результат несовершенства существующей системы профориентации молодежи, направленности на получение престижной (на данный момент) профессии, которая может быть не востребована на рынке труда в перспективе;
— недостаточность практического опыта или стажа работы по специальности;
— разрыв между содержанием образования и требованиями со стороны работодателей;
— психологическая неготовность молодежи к принятию самостоятельных решений.
Недостаточная эффективность управления процессом выбора профессии обусловлена, прежде всего, использованием традиционной системы образования, не адаптированной к изменениям требований молодежи и потребностей рынка труда, неразвитостью системы поэтапной профессиональной подготовки и непрерывного образования.
Реформирование системы образования в направлении повышения конкурентоспособности выпускников будет способствовать повышению адаптационного потенциала молодежи, приведению социально-психологических характеристик выпускников в соответствие с потребностями рынка труда, формированию социально активного стиля поведения, то есть профессиональной социализации.
Необходимо отметить, что процесс адаптации выпускников к условиям конкретного производства является достаточно длительным. В условиях неразвитости системы непрерывного образования теоретические знания, полученные в учебных заведениях, нуждаются в постоянном обновлении, и, соответственно, должны сопровождаться усовершенствованием практических навыков работы на производстве.
Согласно данным выборочного обследования относительно социально-экономической защищенности населения Украины, среди занятых лиц в отраслях экономики каждый седьмой работник (14,3%) почти не использует приобретенные профессиональные знания в своей нынешней работе. Это подтверждает необходимость адаптации выпускников к условиям занятости на рабочих местах, которые не соответствуют их подготовке.
При рыночно ориентированном развитии экономики необходимо обеспечение баланса между подготовкой специалистов с высшим образованием и потребностью в них экономики. Следует учитывать, что в условиях экономического спада и роста безработицы расширение сферы образования выступает механизмом смягчения напряжения в молодежном секторе рынка труда.
Однако эффективность применения соответствующего механизма в долгосрочной перспективе уменьшается, поскольку обостряются проблемы финансирования образования, нарушается связь с реальными потребностями экономики.
Начало рыночных реформ в образовательной системе, связанное с внедрением внешнего независимого оценивания (ВНО), не ознаменовалось одновременным улучшением ситуации на рынке образовательных услуг.
До сих пор значительным остается дисбаланс приема и выпуска вузов по отраслям знаний, что, соответственно, затрудняет трудоустройство выпускников. Высокий уровень заработной платы, получение которой гарантировала занятость в высокодоходной банковско-финансовой сфере в докризисный период, был наиболее действенным аргументом в пользу выбора выпускниками этих специальностей.
В свою очередь, увеличение ажиотажного спроса на получение данных специальностей вызвало соответствующий рост объемов предложения (со стороны учебных заведений), которые предлагают свои услуги по подготовке специалистов, что, соответственно, усилило уровень конкуренции между ними.
Увеличение объемов выпуска специалистов по отраслям знаний может быть охарактеризовано на основе вышеприведенных данных.
Так, доля специалистов, подготовленных в области знаний “экономика, коммерция и предпринимательство”, в общей численности выпускников высших учебных заведений увеличилась с 28,4% в 2001/2002 учебном году до 33,9% в 2008/2009 учебном году. Аналогичные тенденции отмечались также в подготовке специалистов в сфере права, удельный вес которых в общей численности выпускников высших учебных заведений вырос за тот же период времени с 6,9% до 8,1%.
Рост объемов выпуска специалистов по этим отраслям знаний обусловлен, прежде всего, повышением престижности приобретения этих специальностей, гарантирующих (на текущий момент времени) получение достаточно высоких и стабильных доходов. При этом рынок образовательных услуг реагировал на повышение спроса, на получение этих специальностей соответствующим ростом объемов предложения услуг учебных заведений по подготовке специалистов данного профиля.
Однако, за последние годы уменьшилась доля специалистов, подготовленных по инженерным специальностям, в общей численности выпускников высших учебных заведений — с 29,3% в 2001/2002 учебном году до 23,2% в 2008/2009 учебном году.
Вместе с тем решение задачи в повышении уровня конкурентоспособности страны обуславливает необходимость усовершенствования системы подготовки инженерно-технических специалистов с учетом потребностей современных информационных технологий.
Образовательные услуги должны способствовать усвоению выпускниками совокупности знаний, умений и навыков по определенной специальности; обеспечивать приобретение нового социального статуса в обществе, развитие способности к технологической и психологической самоорганизации.
Это возможно только за счет повышения качества и конкурентоспособности услуг вузов, достижения образовательным учреждением конкурентного преимущества перед другими вузами, предлагающими услуги, аналогичные по содержанию, объему и назначению, в определенном сегменте рынка труда.
Следует также отметить, что увеличение количества абитуриентов, выбирающих престижные специальности, происходит за счет расширения диапазона учебных заведений как государственной, так и негосударственной форм собственности.
Так, количество высших учебных заведений государственной и коммунальной собственности, осуществляющих подготовку по данным специальностям, уменьшилось в 2008/2009 годах (по сравнению с 2000/2001 гг.) на 16,1%, тогда как количество негосударственных учебных заведений выросло за этот же период времени на 20,3%.
Негосударственные учебные заведения, пытавшиеся получить лицензии на право обучения и выдачи сертификатов об образовании, специализируются, в основном, и обучают студентов по специальностям, пользующимся спросом в сфере бизнеса (менеджмент, маркетинг, банковское дело, экономика, юриспруденция).
Несмотря на осуществление мониторинга, контроля над качеством образования государством путем использования системы аккредитации, выдачи лицензии на право образовательной деятельности, учебные заведения в подавляющем большинстве пытались и стараются получать эти лицензии, не учитывая долгосрочных тенденций изменений спроса и предложения на рынке труда.
Однако объективный ход экономичных процессов со временем стабилизирует число вакансий на замещение свободных рабочих мест по престижным специальностям, поскольку масштабы развития банковско-финансовой сферы ограничены возможностями экономики.
В частности, в первом полугодии 2009 года (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года), ввиду уменьшения количества предприятий, подавших Государственному центру занятости данные о потребности в работниках для замещения свободных рабочих мест (на 26,7%), количество вакантных должностей в сфере финансовой деятельности сократилось на 34,1%.
Не менее важным сдерживающим фактором выступает увеличение объемов предложения рабочей силы определенного профиля, обусловленное существенным ростом количества учебных заведений, специализирующихся на подготовке специалистов по престижным специальностям (экономика, правоведение, менеджмент).
Объемы спроса на эти профессии удовлетворяются с насыщением национального рынка труда специалистами данного профиля. Превышение этого уровня может, соответственно, привести к усилению конкуренции между ними за получение надлежащего рабочего места, и еще больше усилить напряженность на рынке труда.
Так, согласно данным Государственного центра занятости Украины, численность незанятых выпускников высших учебных заведений, которые состояли на учете службы занятости в течение первого полугодия 2009 года, увеличилась (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года) на 32,3%.
Причем самый высокий процент зарегистрированных в Государственном центре занятости (в качестве безработных) выпускников вузов составляют именно специалисты в области экономики, финансов и права.
В то же время за аналогичный период времени численность трудоустроенных при содействии службы занятости выпускников вузов уменьшилась на 27,9%, тогда как количество снятых с учета выпускников (в связи с отказом от услуг службы занятости по личным причинам, самостоятельным трудоустройством, окончанием сроков пребывания на учете) увеличилось на 67,1%.
Это свидетельствует не только об ограниченности количества вакансий с адекватными условиями найма и оплаты труда, но и о слабом доверии соискателей работы к результативности трудоустройства при содействии ГЦЗ.
Не менее серьезной проблемой является отсутствие мониторинга сроков в пребывании незанятых выпускников высших учебных заведений на рабочих местах, отобранных с помощью имеющегося банка вакансий Государственного центра занятости Украины, что не позволяет оценить эффективность этого трудоустройства.
Уменьшение количества обращений незанятых выпускников высших учебных заведений в Государственный центр занятости за содействием в трудоустройстве связано, прежде всего, с ограниченностью числа вакансий по полученным специальностям.
В существующем банке вакансий, прежде всего, представлены заявки от предприятий на заполнение свободных рабочих мест по рабочим профессиям и инженерно-техническим специальностям, тогда как информация от предприятий об имеющихся дефицитных вакансиях практически отсутствует.
В условиях усиления кризисных явлений в национальной экономике, приведших к стремительному сокращению объемов вакансий, заявленных предприятиями, возможности трудоустройства выпускников вузов значительно ограничиваются, поскольку предприятия не имеют возможности нанимать даже работников с опытом работы по специальности.
Ограниченные возможности финансирования дотаций работодателями в связи с трудоустройством выпускников привели к приостановке действия закона Украины «Об обеспечении молодежи, получившей высшее или профессионально-техническое образование, первым рабочим местом с предоставлением дотаций работодателями».
Рост масштабов неполной занятости на отечественных предприятиях вследствие ухудшения их финансового положения объективно продлевает приостановку действия этого закона.
В то же время, наряду с действием объективных факторов, дестимулирующим образом на процесс трудоустройства выпускников влияет недостаточная эффективность системы образования, несоответствие специальностей, которые получают молодые специалисты, кадровым потребностям работодателей. В эту же сторону действуют слабые профессиональные мотивации, которые в будущем становятся причинами незанятости дипломированных специалистов.
Медленные темпы реформирования системы высшего образования, отсутствие экономической заинтересованности вузов в подготовке конкурентоспособных работников, их трудоустройстве и дальнейшем закреплении на рабочих местах выступают проявлениями существующего противоречия между социальными и профессиональными ориентациями выпускников и кадровыми потребностями организаций, фирм и коммерческих структур.
Нынешняя структура выпуска специалистов не соответствует структуре спроса на них, поскольку невозможность трудоустройства по полученной профессии, в конечном счете, приводит к дестабилизации социальной ситуации в регионе со значительной концентрацией незанятой молодежи.
Учебные заведения продолжают применять «практику планирования приема, отталкиваясь от достигнутого объема подготовки, основываясь на инерции представлений родителей о престижности профессий, интересах привлечения средств (на контрактные формы обучения)”.
В частности, удельный вес студентов высших учебных заведений, которые учились за счет государственного бюджета, в 2008/2009 гг. составлял 35,3 процента. А за счет физических лиц − 60,8 процента. Стремительный рост объемов подготовки вузов (за счет бюджетных и контрактных средств) без учета конъюнктуры спроса и предложения усиливает напряжение на региональных рынках труда, обусловленное неравномерностью концентрации молодежной безработицы.
Определение степени в соответствии качества подготовки специалистов учебными заведениями возможно путем систематического контроля над состоянием трудоустройства и последующим продлением срока трудовой деятельности трудоустроенных выпускников по полученной специальности.
Необходимо разработать механизм оценки в соответствии профессиональной квалификации выпускников учебных заведений потребностям рынка труда через мониторинг профессиональной карьеры выпускников после окончания вуза.
В рамках мониторинга трудоустройства выпускников необходимо осуществлять оценку их конкурентоспособности, и, соответственно, оценивать эффективность деятельности высшего учебного заведения.
Для этого целесообразно учитывать степень соответствия теоретико-методической подготовки и практических навыков, полученных выпускниками данного учебного заведения, потребностям экономики (доля выпускников, не нашедших работу после окончания вуза; доля выпускников, не трудоустроившихся по специальности).
Необходимым является осуществление объективной оценки результативности подготовки выпускников. Это соответствие подготовки требованиям производства (продолжительность занятости выпускников на полученном рабочем месте; реализация возможностей успешной служебной карьеры). В то же время важен учет субъективной оценки выпускниками возможностей трудоустройства, трудового потенциала, уровня знаний и возможностей их применения.
В условиях разбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг необходима переориентация системы высшей школы на многоуровневую систему подготовки кадров.
Современная система образования в Украине до сих пор не обеспечивает опережающего развития образования, предусматривающего подготовку специалистов с ориентацией на технологический прогресс и работников широкого профиля, способных быстро менять профессию.
Необходимость такого развития обусловлена не только потребностью адекватно реагировать на ускорение темпов развития технической базы производства, частые технологические изменения, но и на изменения конъюнктуры на рынке труда.
Также важной задачей является разработка механизма мониторинга трудоустройства выпускников, составляющей которого должно выступать обеспечение координации действий учебных заведений и работодателей по достижению сбалансированности интересов в результативном трудоустройстве выпускников, налаживание более тесных связей между ними, что даст возможность существенно повысить качество подготовки специалистов и практического обучения.
Мониторинг трудоустройства выпускников вузов позволяет регулировать и сближать позиции работодателей и учебных заведений в подготовке кадров нужного профиля, и, соответственно, сокращать количество незанятых выпускников. Уровень трудоустройства выпускников еще не стал критерием оценки качества работы высших учебных заведений.
Ситуация может измениться лишь в случае, когда работодатели, непосредственно заинтересованные в подготовке специалистов соответствующего уровня квалификации, с навыками практической деятельности, смогут определенным образом контролировать процесс подготовки этих специалистов. Вместе с тем государственные и местные органы управления должны обеспечивать формирование государственного заказа с учетом прогноза ситуации на рынке труда.
В Украине до сих пор нет единого действенного механизма регулирования процесса подготовки и трудоустройства молодых специалистов. Отсутствие эффективной системы мониторинга развития системы образования, в частности, не позволяет утверждать, что официальные статические данные по трудоустройству выпускников высших учебных заведений, которые учились за счет средств государственного заказа, отражают фактическое положение дел.
Уменьшению социальной напряженности, связанной с трудоустройством молодежи, будет способствовать дальнейшая диверсификация структуры и объемов подготовки специалистов, изучение и применение опыта развитых стран по переходу к системе непрерывного образования. Применение такого подхода будет способствовать сокращению срока адаптации выпускника в условиях самостоятельной профессиональной деятельности, поиску и получению первого рабочего места.
Именно поэтому необходимо уделять внимание активизации процесса адаптации знаний и навыков, полученных выпускниками учебных заведений, к потребностям работодателей.
С этой целью следует разрабатывать эффективные меры государственного поощрения работодателей – предприятий государственной и негосударственной форм собственности – к созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению возможности организации производственной практики для студентов с целью ознакомления с производственным процессом и последующим их трудоустройством на этих предприятиях.
Одним из направлений координации действий этих субъектов выступает введение производственной практики студентов вузов на профильных предприятиях, что будет стимулировать их руководство к более ответственному отношению к организации практики.
Прежде всего, налаживание прямых связей учебных заведений с предприятиями будет обеспечивать реализацию возможностей создания развитой учебно-материальной базы, организации стажировки преподавателей на этих предприятиях, будет способствовать постепенной интеграции науки и производства за счет привлечения ученых – работников вузов к решению производственных задач.
Также установление прямых связей с предприятиями даст возможность вносить необходимые коррективы в программы подготовки специалистов в соответствии с конкретными потребностями предприятий.
В настоящее время используются разнообразные формы содействия занятости выпускников: подписание контрактов (договоров) с работодателями, распределение по заявкам организаций (при этом достаточно часто применяются гарантированные собеседования с работодателями), поиск места трудоустройства по личным контактам, трудоустройство с помощью государственной службы занятости, службы занятости вузов, кадровых агентств.
Не менее важным следствием усиления координации действий учебных заведений и работодателей по достижению сбалансированности интересов в результативном трудоустройстве выпускников может быть существенное сокращение сроков адаптации молодых специалистов к производственным потребностям, что будет способствовать закреплению их на производстве, сокращению текучести кадров.
Распространение практики работы выпускников не по специальности, использование квалифицированных кадров не в тех сферах, для которых они были подготовлены, означает неэффективное использование государственных финансов.
С одной стороны, эти средства тратятся на подготовку избыточной численности работников по специальностям, не пользующимся спросом на рынке труда, а во-вторых, на подготовку работников, которые не планируют работать по полученной специальности.
В целом в современных условиях в Украине система подготовки и распределения специалистов слабо коррелируется со структурно-технологическими сдвигами, которые происходят в экономике, что усиливает напряжение на рынке труда, обуславливает обострение профессионально-квалификационных диспропорций в структуре рабочей силы, приводит к увеличению дополнительных расходов на переподготовку и повышение квалификации неконкурентоспособной молодежи.
Развитие рыночных отношений в сфере труда предполагает ускорение перестройки отраслевой структуры занятости, повышение общей ценности образовательной подготовки работника. Увеличение продолжительности срока образования молодежи и более позднее вступление в активную трудовую деятельность приводит к изменениям требований нанимателей к рабочей силе.
Происходит постепенный переход от тактики краткосрочных выгод к стратегии получения стабильных доходов в условиях конкуренции, что неизбежно приводит к появлению в перспективе потребности в расширении найма молодой, профессионально мобильной и высокообразованной рабочей силы.
Фактор роста цены рабочей силы, особенно профессионально подготовленной, будет действовать в противоположном направлении. Именно поэтому уровень занятости молодежи будет складываться в результате действия этих двух тенденций и зависеть напрямую от ситуации на рынке труда.
С целью достижения соответствия между предложением и спросом в молодежном сегменте рынка труда необходимо обеспечить усовершенствование системы управления подготовкой квалифицированной рабочей силы, приведение этой системы в соответствие с общенациональными и региональными потребностями в специалистах определенных специальностей, внедрение маркетинга специальностей.
Для повышения эффективности системы подготовки специалистов по видам экономической деятельности следует налаживать более тесные координационные связи между учебными заведениями и непосредственными заказчиками. Этому наиболее будет способствовать внедрение целевого обучения, предусматривающего подготовку перспективных будущих специалистов на базе имеющихся производственных мощностей, их стажировку без отрыва от места жительства.
Для обеспечения оптимизации параметров системы подготовки кадров, их приближения к реальным потребностям экономики целесообразно реформировать систему образования с учетом рыночных преобразований в экономике и социальной сфере.
Необходима организация мониторинга процесса формирования спроса и предложения рабочей силы для определения перспективной потребности в кадрах в территориально-отраслевом и профессионально-квалификационном аспекте.
Важным также является содействие трудоустройству и адаптации к потребностям рынка труда выпускников учебных заведений путем расширения практики контрактной системы подготовки кадров с участием работодателей. Это предполагает усовершенствование существующих учебных программ с целью усиления адаптации выпускников к потребностям рынка труда, повышение их мобильности на рынке труда за счет применения прогрессивных технологий поиска работы.
Выводы. Несовершенство действующей системы подготовки специалистов с высшим образованием, не учет системой потребностей экономики и спроса на рынке труда, динамики спроса и предложения на рынке образовательных услуг приводит к усложнению трудоустройства выпускников учебных заведений, требует комплексного, последовательного государственного подхода к решению этой проблемы.
Реформирование системы высшего образования в соответствии с рыночными условиями предусматривает необходимость текущего мониторинга состояния рынка образовательных услуг; прогнозирование объемов подготовки специалистов по направлениям и специальностям в соответствии с потребностями экономики и развития рынка труда.
А также разработки механизма поощрения и стимулирования работодателей к трудоустройству выпускников путем проведения гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики; обеспечения сбалансированности между необходимостью повышения образовательного потенциала, конкурентными потребностями экономики в специалистах с высшим образованием и бюджетными возможностями государства; содействия повышению качества подготовки специалистов до мирового уровня.
Вхождение национальной системы образования в Болонский процесс усилит конкуренцию между образовательными учебными заведениями, что обуславливает необходимость повышения уровня конкуренции образовательных услуг, обновления содержания образования, внедрения образовательных инноваций и информационных технологий.
Повышение уровня конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений предусматривает разработку комплексных мероприятий по обеспечению универсализации их подготовки на основе применения гибких моделей обучения, приобретение дополнительной специальности, стимулирование работодателей к заключению контрактов и договоров на подготовку специалистов.
И в условиях усиления кризисных явлений в экономике необходимо усовершенствование существующей системы трудоустройства молодежи в направлении улучшения нормативно-правовых основ функционирования институтов обеспечения занятости профессионально подготовленной молодежи, стимулирование работодателей к предоставлению вакантных рабочих мест выпускникам путем применения налоговых льгот.
Автор: Л.С. Лисогор, доктор экономических наук, заведующий отделом Института демографии и социальных исследований НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.