
Почему уже второе правительство «слуг» и дальше тиражирует планы на будущее вместо того, чтобы реально перезагружать экономическую политику.
Еще с конца прошлого года представители действующей власти начали хвастаться «преодолением экономического спада», а в начале 2021 года правительство взялось активно продвигать в информационном пространстве оптимистичные долгосрочные экономические стратегии на ближайшее десятилетие. Все это вроде бы должно убедить, что текущая экономическая политика власти эффективна, а прошлогодний спад был мимолетным и вызванным лишь пандемией COVID-19.
Однако опасность заключается в том, что такое самоуспокоение станет отвлечением внимания от настоящих проблем украинской экономики и консервированием негативных долгосрочных тенденций.
Мнимый рост
Уже в конце декабря премьер-министр Денис Шмыгаль подчеркнул, что по итогам ноября промышленное производство возобновилось до уровня прошлого года. А обнародованная статистика за декабрь 2020-го, казалось, продемонстрировала рост индустрии. Впрочем, на самом деле в обоих случаях речь шла лишь об эффекте низкой базы сравнения, о чем «Тиждень» уже писал ранее.
Скажем, в ноябре 2020-го спад лишь на 0,3% стал следствием того, что в прошлом году в ноябре, когда страной уже руководила нынешняя власть, производство стремительно сворачивалось. Поэтому если сравнить с 2018 годом, то окажется, что спад, лишь ускоряется: с 4% в сентябре до 6,2% в ноябре.
В декабре ситуация похожая. Рост промышленности на 4,8% по сравнению с аналогичным месяцем 2019-го, произошел на фоне спада на 6,7%, зафиксированного тогда. Более того, львиную долю декабрьского прироста промышленного производства в 2020 году обеспечила энергетика, которая прибавила 15,8% на фоне увеличения потребления электроэнергии и отопления в условиях значительно более холодной, чем в прошлом году, погоды.
Однако прирост в обрабатывающей промышленности составил лишь 0,9% на фоне спада в 5% в декабре 2019 года, а это значит, что ее показатели на 4% хуже, чем в том же месяце 2018 года. Конечно, вполне можно ожидать такого же «улучшения ситуации в экономике» и в январе, который так же будет холоднее, чем в прошлом году, и будет иметь низкую базу сравнения, однако это отнюдь не будет свидетельствовать об экономических достижениях нынешнего правительства.
Продолжается общая тенденция к превращению страны в своеобразный спальный район Европы, с минимизацией роли производственных секторов в экономике при одновременном росте розничной торговли и строительства. И правительство премьера Шмыгаля ее не только не изменило, а даже не притормозило.
На фоне спада по итогам всего 2020 года в обрабатывающей промышленности – на 6,9% и агросекторе – на 11,5%, прирост в розничной торговле, несмотря на длительные карантинные ограничения весной, по итогам года составил 8,4%, а в строительстве – 2,8%.
Когда же сравнить с 2014 годом, то производство в добывающей промышленности сократилось на 13,6%, в сельском хозяйстве – на 6,7%, обрабатывающей промышленности – на 3,9%. В то же время продажа товаров в розничной торговле, наоборот, была более высокой (в устойчивых ценах) почти на 12%, а объем строительства даже – на 80%.
Показательно, что сопоставимо с этими показателями выросли в долларовом эквиваленте государственные заимствования (на 20,7%) и объем ежегодных переводов заробитчан (на 87%). Именно эти средства в основном компенсировали разрыв между более низкими объемами производства товаров и услуг в украинской экономике при одновременном значительном росте их потребления. Даже в условиях пандемии COVID-19 и связанных с ней ограничений на движение через границы работников ситуация не изменилась.
В частности, как свидетельствуют данные НБУ, по итогам 11 месяцев 2020-го переводы от заробитчан были на 1,8% больше, чем за тот же период докарантинного 2019 года. И происходит это на фоне спада ВВП и значительного уменьшения производства отдельных видов товаров и услуг внутри страны.
Вместо реальных дел
В то же время, вместо того, чтобы отчитываться в результатах собственной почти годовой деятельности, правительство в последнее время резко увеличило презентации долгосрочных визионерских проектов, которые явно выходят за пределы полномочий не только этого состава Кабмина, но и нынешней власти в целом. А значит, не обязывают ни к какой ответственности за их реалистичность.
На фоне спада по итогам всего 2020 года в обрабатывающей промышленности – на 6,9% и агросекторе – на 11,5%, прирост в розничной торговле, несмотря на длительные карантинные ограничения весной, по итогам года составил 8,4%, а в строительстве – 2,8%.
В частности, 22 января под председательством премьер-министра состоялся круглый стол по обсуждению Национальной экономической стратегии-2030. Во время мероприятия чиновник рассказывал участникам, что впервые в истории государства готовят такой долгосрочный документ, который продемонстрирует обществу, куда Украина будет двигаться следующие 10 лет. «Мы увидели, что значит, когда страна не знает, куда двигаться, когда есть элементы непонимания стратегии. Это миллиарды долларов неэффективного использования экономических инструментов в нашем государстве».
Вроде и правильно, однако когда доходит до предложений, то среди названных приоритетов появляются старые добрые штампы об улучшении инвестиционной привлекательности «и движении в сторону» большой приватизации, которая, похоже, в этом году по роли, которую ей отводят во власти, должна заменить прошлогоднее «Большое строительство».
Насытить украинскую экономику долгосрочным финансовым и инвестиционным ресурсом правительство Шмыгаля предлагает через создание рынка капитала, развитие товарных бирж и запуск накопительного уровня пенсионной системы, а также развитие начатого в этом году государственно-частного партнерства. Даже не принимая во внимание того, что далеко не все эти шаги могут на самом деле быть полезными для экономики и точно не являются спасительным кругом, возникает вопрос: почему только сейчас?
Ведь это крайне запоздалые действия, несмотря на то, что правительство приближается к годовщине своего формирования, и крайне сомнительно, что сможет ее пережить. Поэтому похожие презентации кажутся больше пиаром, который никто не собирается выполнять, ведь не верит в длительное продление собственного пребывания у власти. Более того — прощальный аккорд от действующего правительства.
К тому же 15 июня это правительство уже публиковало собственную «Программу действий», которая декларировала внедрение Госпрограммы стимулирования экономики на 2020-2022 годы. Она также была ярким примером «за все хорошее, против всего плохого»: «стимулирование экономического развития государства», «установление единых правил игры для всех игроков», «улучшение инвестиционного климата», «развитие инноваций», «содействие активизации международной торговли».
Раздавали обещания, что «правительство обеспечит полноценное развитие всех секторов экономики Украины», а «каждый украинец получит полноценный доступ к качественному образованию, здравоохранению, культурным услугам и другим социальным сферам», «социальные стандарты жизни украинцев вырастут независимо от места проживания и социального статуса».
Но поскольку соответствующие декларации не были подкреплены действенными механизмами реализации, вполне естественно, что за более чем полгода, прошедших с тех пор, они так и не материализовались. «Неделя» еще тогда обращала внимание, что среди 16 пунктов краткосрочных приоритетов деятельности правительства абсолютное большинство предусматривало увеличение государственных расходов или только организационные мероприятия в противоэпидемической, экономической и социальной сфере.
И только одно положение программы могло бы служить намеком на возможные источники необходимых для этого средств – «поддержка отечественного товаропроизводителя, в частности путем применения механизма публичных закупок». Впрочем, за прошедшее время не был реализован даже скандальный законопроект о локализации, который Верховная рада одобрила в первом чтении в июле. Более того, недавно президент Владимир Зеленский обратился к председателю Верховной рады и премьер-министру с критикой этой инициативы.
Проявление карго-культа со стороны нынешнего правительства прослеживается в риторике премьер-министра относительно создания в Украине фондового рынка. «Это то, что есть у всех наших успешных соседей, да и в целом то, что отличает успешные страны от неуспешных. Поэтому создание фондового рынка – один из приоритетов правительства».
Конечно, фондовый рынок является важным институтом для любой экономики, однако его наличие никак нельзя считать тем, что делает определенную страну успешной. Однако такое смешивание причин и последствий со стороны высших чиновников действительно составляет проблему для перспектив развития Украины.
22 января одновременно с премьерским круглым столом в Минэкономики проходило межведомственное совещание по подготовке приоритетных для государства инвестиционных проектов развития до 2023 года. Об утверждении правительством их перечня министр экономики Игорь Петрашко заявлял еще в середине ноября, однако только в конце января его заместитель сообщил, что «уже начата работа над подготовкой около 20% проектов».
К тому же заключается она в том, что «подготовлено шесть концептуальных записок осуществления государственно-частного партнерства (ГЧП) по автомобильным дорогам, осуществляется работа по привлечению советников к подготовке проектов в портовой инфраструктуре и идет к финалу разработка концептуальной записки осуществления ГЧП по железнодорожным станциям». Иными словами, очередной «проект концепции проекта концепции…».
Если копнуть глубже, то оказывается, что и здесь вместо действительно прорывных проектов общенационального масштаба, как и с прошлогодним «Большим строительством», в правительстве решили создать очередную красивую обертку для нужных, но рядовых программ местного значения, которые должны были бы реализовываться без лишнего шума.
В перечень вошло около 100 разнонаправленных и распыленных в отдельных отраслях и местностях проектов в сферах здравоохранения, энергетики, транспорта, культурной, туристической, спортивной, научной и образовательной инфраструктуры, перерабатывающей промышленности, обращения с отходами, природоохранной сферы, предоставления услуг почтовой связи.
Да и сам министр экономики Игорь Петрашко, комментируя эту тему в прошлом году в ноябре, особо и не скрывал, что: «было получено около 600 предложений по включению в этот перечень от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также государственных предприятий. После проведения их скрининга с учетом масштабности, влияния на социально-экономическое развитие мультипликационного эффекта от реализации, степени разработки в перечень вошло около 100».
Брошенные на произвол судьбы
Не способны обеспечить положительного эффекта и хаотичные и фрагментарные правительственные меры по якобы поддержке экономики путем стимулирования спроса. Поскольку украинцы покупают все меньше отечественных товаров, то без изменения ситуации коэффициент полезного действия такого стимулирования для внутреннего производства будет ниже, чем для импорта.
Избирательность и отсутствие необходимых сопроводительных мер в других сферах приводит к тому, что вместо положительного эффекта для экономики такая политика лишь дискредитирует идею государственного стимулирования ее развития.
В то же время без ответа со стороны правительства остается ряд важных вопросов. Например, возможно ли успешное импортозамещение значительной части товаров, которые сейчас поставляют из других стран? И какие условия для этого нужны? Возможно ли на самом деле отделение бизнеса от государства или, может, вместо этого нужна нормальная модель их взаимодействия в общенациональных интересах, а не лоббирование правительством в пользу отдельных олигархов?
Ведь успешное развитие Украины и увеличение национального богатства требует тесного взаимодействия государства и национального бизнеса. Чтобы надеяться на устойчивый рост, а не полагаться на эффект низкой базы сравнения и частичного отскока от дна после очередного резкого падения, необходимо менять экономическую политику и способствовать росту производства. Активными действиями государство должно бороться за экономическую перспективу страны и благоприятное место в мировом разделении труда и цепочках стоимости.
Нужно создавать условия не просто для роста потребления товаров и услуг, а чтобы все большую часть товаров их потреблять в Украине, и чтобы производили товары внутри страны. Ведь когда внутренний рынок не защищен от наплыва импорта, бизнесу выгоднее вкладываться в торговлю иностранными товарами.
Недавно глава совета НБУ Богдан Данилишин привлек внимание к тому, что отток прямых иностранных инвестиций из Украины за 11 месяцев 2020 года составил $200 млн. Однако это лишь верхушка айсберга. Главная проблема заключается в отсутствии достаточных объемов внутренних инвестиций и условий для их осуществления отечественными инвесторами. И только созданием фондового рынка проблему не решить.
Государственная политика в кредитно-финансовой сфере требует коренных изменений. Потому что сейчас она работает наизнанку, вместо кредитования развития производства за счет депозитов граждан, происходит финансирование потребительских займов населению преимущественно на импортные товары через использование депозитов, которые формируют предприятия. Это делает невозможным динамичный рост и цементирует экономику потребления имеющегося потенциала.
Страны, инвестирующие менее 20% ВВП и показывающие снижение инвестиций, не могут добиться роста экономики. А тем государствам, которые демонстрировали экономические прорывы на протяжении ХХ века, вообще было присуще инвестирование 30-40% от объема ВВП. В Украине этот показатель не только значительно ниже, но и достаточно динамично снижается в последние годы.
Во время прошлогоднего форума малого и среднего бизнеса Денис Шмыгаль пообещал, что «цель – это кредитование в гривне в среднем под 7%… Убежден, что уже к концу года мы представим результат этой работы, и бизнес увидит реальные изменения в кредитных ставках и в доступности финансовых ресурсов в банковской системе Украины». Этого не произошло.
Более того стало понятно, что во власти не осознают, что важны именно объемы инвестирования, а стоимость денег для этого является лишь элементом, который влияет на желание бизнеса занимать, однако это не должно быть самоцелью. Малые объемы дешевых займов для избранных не могут стать путем решения экономических проблем. Судьба программы льготных кредитов для малого бизнеса «5-7-9» ярко показала эту проблему.
По последним данным, в ее рамках было выдано всего 8 тыс. кредитов на общую сумму 18,5 млрд. грн. И количество кредитов, и их общая сумма – крайне малая сумма даже для нынешнего размера украинской экономики с годовым ВВП в свыше 4 трлн. грн. и численности малого бизнеса в более 300 тыс. предприятий.
Однако проблема заключается еще и в том, что львиная доля выданных в рамках программы кредитов – 11,6 млрд. грн. – были рефинансированием ранее полученных займов, а еще 3,6 млрд. грн. – это антикризисные кредиты под 3%. Однако на капитальные инвестиции выделили едва 3 млрд. грн. Да и крупнейшие участники программы сейчас – это аграрные предприятия (54%) и торговля (18%), но на промышленную переработку приходится лишь 16% выданных в ее рамках средств.
Активное их использование на рефинансирование старых заимствований и явная недостаточность этих ресурсов для кредитования всей экономики сочетается с невыполнением начальной роли, которая была отведена этой программе, это поддержка стартапов среди малого бизнеса и создание новых рабочих мест.
Наконец, дешевые кредитные ресурсы для бизнеса являются важным, но не достаточным фактором стимулирования экономического роста. Пока ими пользуются, прежде всего, производители и экспортеры сырья или сектор торговли преимущественно импортными товарами.
Важно системно трансформировать всю кредитно-финансовую систему государства из инструмента стимулирования потребительского спроса через быстрые деньги под бешеные проценты в средство содействия появлению и росту национального производственного бизнеса и расширения им экспорта. Только при таких условиях можно надеяться на стремительный экономический прогресс страны.
Автор: Александр Крамар
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.