Учитель года Василий Дьяков: Нынешнее поколение – визуалы. Читать и думать для них слишком сложно

Учитель истории Василий Дьяков из Залещиков Тернопольской области победил в ежегодной национальной премии Global Teacher Prize Ukraine. Педагог получил четверть миллиона гривен, поездку на крупнейшее образовательное событие Global Education and Skills Forum в Лондон и один год бесплатного обучения от организатора премии – «Осветории».

Господин Дьяков стал лучшим среди 3000 учителей, которые принимали участие в конкурсе. Говорит, что пока не решил, на что потратит «призовые».

В целом педагог воспитал 59 победителей конкурсов Малой академии наук. Он применяет методику преподавания, адаптированную к современной «диджитализированной» молодежи. В интервью «Главкому» Василий Дьяков рассказал про эту методику и объяснил, что тормозит реформирование образования, какой должна быть зарплата учителя, и как ему удается адаптироваться к дистанционному «коронавирусному» преподаванию.

Василий, «Главком» искренне поздравляет вас! За счет чего вам удалось победить? 

Я делаю то, на что имею призвание. Хочу видеть успешными детей, которые строят Украину. Это меня стимулирует. Мой принцип является одним из принципов новой украинской школы — «обучение в течение жизни». Это значит никогда не останавливаться. Потому что если ты остановишься, ты потеряешь пульс.

«Современное поколение – центениалы» 

В чем особенности вашей методики преподавания? 

Учительская профессия – это умение общаться с детьми на их языке и одновременно говорить о ценностях, которые важны для общества и для государства. Когда я начинал преподавать, это были дети 1978 года рождения. Когда я сейчас учу детей – это дети 2010 года рождения. Разница между поколениями — 32 года. Если говорить о поколении 1970-1980 годов, то они понимают важность общения со мной. Половина из тех, которые меня поздравили, – это выпускники предыдущих лет. Это приятно. В их глазах я являюсь человеком, который вызывает доверие, с которым очень многое было пройдено.

Современное поколение – это центениалы. Первая проблема, которая возникает в работе с ними, и которую я пытаюсь решить, – это вывести детей из пузырька иллюзий. Каждый человек живет в своих иллюзиях или зоне комфорта и не всегда хочет оттуда выходить. Центениалы – это дети-индивидуалисты. Это люди, необученные работать в команде, уступать определенные позиции, когда надо договариваться. Мол, мое, я – это самое важное. Все, что вокруг, должно подчиняться мне и моим интересам.

Вторая проблема из пузыря иллюзии или комфорта – уверенность в том, что жизнь – это просто, это хайп. Все, что можно достичь, можно достичь хайпом. Представить о том, что следует достигать всего трудом, нет.

И третья проблема – нетерпеливость, современные поколения хотят результат уже сегодня. С одной стороны – это минус. С другой – плюс. Но при условии, если человек, например, не увидел себя в какой-то профессии, потом ее оставляет и ищет себя в другой. Именно ищет, а не живет на папины и мамины деньги. Есть поколения 40-летних, которые живут за счет родителей. В Польше даже есть Ассоциации родителей, дети которых на них паразитируют.

Нынешнее поколение — визуалы. Читать и думать – это для них слишком сложно. 2018 год. Я читаю основы здоровья, разбирали наркоманию, ее причины, последствия. А дети и говорят, что давайте будем смотреть сериал «Школа»! Ну, давайте. Серия о наркотиках, как наркоторговец, пытается распространить наркотики в школе. Я включил, но на третьей минуте выключил. И говорю, давайте проговорим о том, что вы увидели. Дети не захотели… тогда я взял фильм, порезал на куски, между кусками вставил блоки вопросов к обсуждению.

В таком виде в следующий раз запустил фильм. После «пятиминутки» появлялись вопросы. Я рассказываю сейчас о детях 8 класса. Каковы причины наркомании? Где тут нарушение закона, потому что в сюжете фильма учительница прикрывает одного из учеников, который имеет дело с наркотиками? Дети поняли, что это классная вещь, так фильм смотреть интересно. Механизм ролика до пяти минут – очень действенный.

Еще имею идею записать 50-60 роликов, чтобы дети самостоятельно на этих видео показывали свое понимание безопасности жизни и среды…

Как долго вы работаете с учениками именно с такой методикой?

Года четыре-пять. В 2013-2014 годах еще было поколение, которое не было настолько погружено в диджитализацию. Мы сейчас имеем очень большой вызов, выбор, кого учить. «Я» – реальный или «я» – виртуальный. Ребенок, который погружен в виртуальный мир, по-другому воспринимает реальность. Это проблема для учителя… Когда ребенок уходит в виртуальный мир, он теряет ощущение безопасности в реальном мире.

Десятки ваших учеников становились победителями конкурсов Малой академии наук. Какие наиболее знаковые для вас победы, кого бы вы выделили?

Я веду такие направления как история, историческое краеведение, этнология, археология, история религии, основы здоровья, экология. Например, в прошлом году моя восьмиклассница завоевала второе место на областных соревнованиях по экологии. Здесь надо говорить скорее не о тематике, а о том, как дети дальше реализовываются в измерении взрослой жизни. Мне так интереснее.

Среди моих воспитанников – трое президентских стипендиатов. Ирина Матийчук – социолог, сейчас работает в частной социологической компании. Назар Шмиглик также стипендиат, работал на архитектурных памятниках, исследовал оборонительные сооружения Южного Подолья. Сейчас он является успешным архитектором в команде канадских архитекторов-градостроителей.

Тарас Прокоп также завоевал третье место по археологии на всеукраинском уровне. Сейчас он является кандидатом исторических наук, очень активным идеологом децентрализации в Черновицкой области, одним из лидеров областной организации «Опора».

Я всегда говорю, что успех детей – это не всегда успех в какой-то научной сфере. Например, одна из моих воспитанниц является домохозяйкой, которая приняла решение заниматься детьми. У нее четверо детей, она успешная мама. Воспитывает их на принципах, заложенных в гимназии.

Как вы относитесь к тому, что человек едет учиться за границу, остается в дальнейшем жить и работать там? Украина от этого теряет больше, чем получает? 

Для ребенка это плюс. Потому что он увидел такой способ самореализации и успеха. Туда выезжают мотивированные.

Сколько ваших учеников уехало и осталось заграницей?

Где-то 20-25. Как для нашего маленького городка – это очень много. Кто-то из них учится, кто-то уже завершил обучение. Один из первых наших выпускников Тарас Гагалюк 10 лет назад в Германии защитил диссертацию, является доктором философских наук. С другой стороны Украина как государство, теряет потенциал.

Что делает государство, чтобы не терять этот потенциал, как меняется ситуация из года в год? 

Здесь нам стоит говорить не только о государстве. Во-первых, высшие учебные заведения… Условно, сколько украинских вузов в мировых рейтингах попадают хотя бы в первую тысячу? Вопрос риторический. Во-вторых, почему, например, в Украинском католическом университете средний балл выпускников – 200 и обучение платное, но туда все равно идут? Также вопрос риторический.

Мы говорим о необходимости изменения в системе и подходах. Что будет иметь ценность для любого человека? То, что тяжело дается. Если оно тяжело дается, то это значит, что я имею ценность потому, что я приложил усилия.

У нас примерно 600 вузов, а во Франции учитывая количество населения, которое есть в той стране – 80-100. Возможно, ли в Украине получить качественное высшее образование? Нет, невозможно. Но документ о высшем образовании — да.

Государство из года в год декларирует планы реформирования отрасли образования. Вы эти реформы замечаете? Что именно меняется?

Министерство настойчиво идет к дебюрократизации, то есть происходит упрощение процесса, чтобы учитель мог выполнять свою задачу – учить детей. Это первое. Второе — я вижу, что программы «Новой украинской школы» в начальных классах пытаются быть компетентностными на практике, а не на словах

Как происходит дебюрократизация на примере вашей школы?

Если в 2013 и 2014 годах у нас должны были быть календарно-тематические планы в обязательном порядке напечатаны, даты написаны ручкой, то теперь в 2018, 2019, 2020 годах этого нет. Каждый учитель может сформировать любым способом себе план, который позволяет ему самому понимать, что и как он будет преподавать. Это первое. Во-вторых, есть разрыв центра с тем, что происходит на местах. Министерство декларирует и рекомендует, но их подразделения на местах либо не понимают, либо не замечают.

У нас был случай, когда один из наших руководителей в областном управлении образования прислал по Viber директору нашей гимназии такое: «Немедленно сдать показатели ВНО/ГИА, информацию по олимпиадам за пять лет, указать материально-техническую базу». Но это не письмо или другой документ. Это просто сообщение в Viber. С какой целью это было отправлено, да еще и в Viber? Это значит, что министерство декларирует одно, но региональное управление либо игнорирует, либо только делает вид, что выполняет работу.

Что вы на это ответили? 

Какой привет – такой и ответ. Мы написали, что за пять лет все ученики подтвердили оценивание ГИА, точка. Если нет параметров, если непонятна суть документа, непонятно зачем это присылать. Это было в этом году.

Ваша профессиональная мечта — реформирование системы образования так, чтобы каждый учитель был свободным. Но ведь вы уже сказали, что сейчас сам учитель формирует себе план работы. То какой свободы еще не хватает?

Много лет педагогическое сообщество упорно и упорно повторяет, что надо упростить учебные программы. А они все разрастаются и разрастаются. Кто создает учебные программы? Где-то там, наверху, не я. А кто должен сокращать эти учебные программы? Тот, кто там их сделал? А тот, наверху, видит ли того ребенка, который учится? Нет. Учитель здесь на месте видит того ребенка. Поэтому сокращать, упрощать программы должен учитель. Но я, же за это буду отвечать! А я ведь так не хочу отвечать. Вот такая логика.

Патернализм – это попытка перенести ответственность на кого-то с целью, чтобы потом критиковать. Базовый подход любого процесса – это предложение. Если я говорю, что это тяжеловато, то я предлагаю как облегчить. Но когда я предлагаю как легче, то буду брать за это ответственность. Свои предложения надо отстаивать, искать единомышленников. Поэтому проще все списать на то проклятое министерство, институт по модернизации содержания образования.

Во время награждения вас поздравил премьер-министр. Имели ли вы с ним разговор относительно проблем образования. Что он ответил?

У нас, учителей, которые принимали участие в конкурсе, была встреча с президентом, с депутатом Дмитрием Костюком, присутствовал также и. о. министра Сергей Шкарлет, была и предыдущая и. о. министра, ныне заместитель Сергея Шкарлета, Любомира Мандзий. Об этой проблеме мы им говорили.

Что и как вы предложили изменить?

Я вижу, что наша школьная программа сложная. Делаю либо сам, либо говорю другим, предлагая приобщиться к разработке новой. Значит, переделываю так, как считаю нужным, соблюдая требования Госстандарта, чтобы добиться результата, который ожидает государство.

Далее я, условно, через СМИ сообщаю о своих предложениях, присылаю в министерство свой вариант программы с просьбой рассмотреть. Но кроме меня есть и другие творческие коллективы, которые также пришлют свои варианты программ. Собирается целая кипа, от которой отмахнуться будет труднее. Присылаем такой вариант программы, пожалуйста, рассмотрите.

Ваши предложения услышали?

По крайней мере, их зафиксировали и нам, учителям, предложили в письменной форме их оформить и подать.

«Зарплата в $4 тыс. — это хайп» 

Но чтобы сам учитель приобщался к разработке программ, брал ответственность за это также нужно платить. Готово ли к этому государство? Какой должна быть зарплата школьного учителя?

Если бы отталкиваться грубо, субъективно, то средняя заработная плата по отрасли, например, 10-15 тыс. грн. Если имеется средняя зарплата по отрасли, то хотя бы дать начинающему среднюю зарплату по области… Не факт, что запланированное увеличение на 34 млрд. гривен расходов на образование на следующий год, не съест инфляция. Я, конечно, могу сказать, что требуется зарплата в $4 тыс., но это, же будет хайп.

Насколько изменилась нагрузка у учителей за время карантина? 

Загрузка сейчас 24/7, это действительно сложно. К любой системе надо готовиться, поэтому к тому, что в марте случилось (коронавирус эпидемия и карантин), не были готовы ни дети, ни мы. Мы и детей с марта до начала июня не видели. На интуитивном уровне сформировали систему дистанционного образования. Как ни странно, но к этому надо было готовиться заранее.

Да, как это было когда-то в советское время, принцип гражданской защиты. Есть дееспособная система, которую время от времени проверяют и по необходимости применяют. А у нас ни системы не было, ни, соответственно, проверок ее эффективности.

Каждое учреждение образования в соответствии со своей автономией может сейчас сказать, есть или нет у него сейчас эта система. У нас, в Залещицкой государственной гимназии она есть, с использованием Google Classroom, Skype и Zoom и тому подобное.

Были ли методические рекомендации от государства относительно того, как построить работу во время дистанционного обучения? Или это дело каждого отдельного учебного заведения? 

Предметные методички появились в мае на выходе из учебного года. А формальные были предоставлены в конце марта.

Что было у тех, которые вам «спустили» в марте? 

Мне сложно сейчас сказать. Мы уже пошли дальше в учебе, а они только появились, мы на них не очень ориентировались. Тем более, что это же было не приказом, а рекомендациями. Что там было? Таковы общие фразы: «используйте Zoom» … хорошо, но мы уже им пользовались к тому времени и без ваших рекомендаций.

Как увеличение нагрузки на учителей сказалось на зарплатах?

Никак. Что касается медиков, то есть надбавки у тех, кто причастен к лечению Covid-19, а у нас просто критериев нет для того, кому и насколько повысить. Всегда «люблю» министерство за популизм в некоторых позициях. Мол, говорят, что мы повысим или будем повышать … но увеличения финансирования от государства на время карантина мы не имели.

Вы спрашивали об этом и. о. министра образования, премьер-министра? Что они ответили?

Честно говорю, нет. Вопрос в том, как я уже сказал выше, что не разработаны механизмы. Мы, то говорим, что 24/7 работаем, но если каждый учитель физически сидит дома, то министерство спрашивает, что как вы будете учитывать рабочее время?

К этому надо привлекать юристов, специалистов. Если методика и программа – это наше, и мы можем это делать, то там (в разработке критериев) нас просто обвинят, условно в дилетантстве. У нас должна быть действенная профсоюзная организация. Мы же, кстати, платим взносы, соответственно, они могут нанять юриста, рассмотреть этот вопрос.

Перед первым сентября я написал два сообщения в Facebook, относящиеся к коронавирусу. Я как будто пытался призвать тот же профсоюз добиться страхования педагогических работников.

Добились от кого-то ответа на эти вопросы?

В комментариях все поддерживали, говорили, что я прав, все это очевидно. Но толку с этого?

Василий, по результатам последнего ВНО школьники хуже всех предметов сдали экзамен по истории. Более 13% из тех, кто сдавал тесты, их провалили. Вы, как учитель истории, можете это объяснить?

Давайте похвалим себя, что мы, Залищицкая государственная гимназия вошла в десятку лучших в ВНО по истории. По моему мнению, этот тест не был сложным. Вопрос в том, как вообще излагается история, как дети воспринимают историю. Я всегда стараюсь и стремлюсь, насколько это удается, детям объяснять, что история – это процесс, который имеет свою логику и свои закономерности. А у нас иногда часть детей пытается механически запомнить перечень фактов, событий, дат.

Собственно, механическая память никогда не отмечалась чем-то особенным, легко забываемым. Виктор Громовой из Кропивницкого (образовательный эксперт) говорил, что у нас сейчас есть такое понятие как соискатель образования. Ученик должен получать образование. А это значит, что он должен быть мотивирован, прилагать усилия, иметь образное мышление… Я очень люблю двухтомник «История Украины от деда Свирида». Там такие драйвовые фрагменты есть! Ведь, условно, князь Кий обращается сленгом 21 века.

Учитель года 2019 Наталья Кидалова в интервью «Главкому» рассказала, что большинство учителей испытывают недостаток уважения к себе со стороны общества. Как сегодня общество относится к учителям?

Сейчас госпожа Зоя Литвин (председатель общественного союза «Осветория») рассказала, что по последним опросам, 80-85% украинцев уважают педагогов, а 9% говорят, что согласились бы, чтобы их ребенок пошел работать учителем. Дистанционное обучение показало, что без учителей никуда. Вызов остался, ведь у нас нет конкурентной среды по подготовке специалистов в высшие учебные заведения, а это тоже проблема.

«Классно-урочная система в глубоком кризисе» 

Можно ли сказать, что карантин, вызванный эпидемией коронавируса, помог улучшить мнение об учителе?

Да, это одна из причин. Возможно, есть другие. Приведу один пример. Согласно опросу в США, во время карантина 40% родителей склоняются к мысли, чтобы детей перевести на домашнее обучение. Я не знаю, чем это закончилось, но, по крайней мере, есть желание видеть домашнее обучение как одну из форм получения образования в американских родителей. Для меня это как свидетельство того, что они ответственные, потому что домашнее образование базируется именно на их ответственности.

Я сторонник того, чтобы формы получения образования были разные, ведь классно-урочная система в глубоком кризисе. Не только мы об этом говорим, мировые тенденции таковы. У нас есть индивидуальное обучение, экстернатная, дистанционная форма. Кстати, у нас есть и домашнее обучение. И здесь как раз большое значение имеют СМИ. Потому что если о классно-урочной системе мы говорим очень пространно, то другие формы почти не затрагиваем. Поэтому родители и общество не знают, что это такое.

Но как, допустим, будет происходить индивидуальное обучение, если украинские учителя и без этого загружены работой? Государство готово платить учителю за индивидуальные занятия с учеником? Так же и в отношении домашнего обучения. Готовы ли к этому родители и дети в Украине?

Учитель, который преподает в классе, не пойдет дополнительно индивидуально работать… Мы говорим, что надо искать пути организации педагогов, которые на профессиональном уровне предоставляли бы эти услуги. Кто за услуги должен платить? Логичный вопрос. Государственное управление как раз и заключается в том, чтобы предоставлять обществу и родителям как можно более широкую информацию о том, каким образом осуществлять ту или иную форму организации обучения.

Мы понимаем, что за чертой бедности много людей. Но такое обучение родители финансируют. Мы не говорим сейчас в процентных отношениях долю этого финансирования.

Если у нас есть ОТГ или будут формироваться, то они имеют выходы на гранты, это является еще одним источником финансирования. А еще одно – это возможность непосредственно из бюджета ОТГ.

Четвертое — спонсорские, меценатские взносы. Но здесь вопрос не только где взять средства, но и чтобы все было законно. У нас же есть субвенции на конкретного ребенка. Если этот ребенок переходит на домашнее обучение то, например, государство должно на такого ребенка передать средства. Вот то, что мы называем «деньги ходят за педагогом».

Я в 2009 году был в Литве на стажировке. Нам показывали школу, которая финансировалась из трех-пяти корзин. Таким образом, директор, как менеджер видела, какая корзина иссякает, и искала выход, подавалась на гранты и тому подобное. Вопрос в том, насколько удастся организовать менеджерскую работу.

Автор: Михаил Глуховский

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий