Украинский зеленый курс: декарбонизация или смерть

Борьба с изменением климата на планете давно стала мейнстримом в большинстве развитых стран. Проблема глобального потепления, вызванного выбросами диоксида углерода (СО2), нашла свое отражение еще в 2015 году, когда 196 стран присоединились к консенсусному документу «Парижское соглашение», которое внедряет различные меры по уменьшению выбросов СО2 с 2020 года.

Украина вместе со всем цивилизованным миром взяла на себя обязательство к 2030 году сократить уровень выбросов парниковых газов на 40% по сравнению с 1990 годом. Однако большой путь декарбонизации страны только начинается. В 2020 году Киев должен был взять на себя следующие обязательства в рамках «Парижского соглашения» – «Национальный определенный взнос-2» (НВВ2). Это должно было произойти в ноябре 2020 года на 26-й Конференции ООН по изменению климата в Глазго.

Однако из-за пандемии коронавируса это мероприятие перенесли на 2021 год. Итак, Украина имеет время на подготовку и формулировку своего НВВ2, чтобы это не стало шоковой терапией для промышленности как основного генератора выбросов СО2.

Первые шаги сделаны. Президент Владимир Зеленский, приняв участие 12 декабря в Международном саммите климатических амбиций (Climate Ambition Summit), заявил, что долгосрочной целью страны является достижение углеродной нейтральности.

«Готовясь к конференции сторон «Парижского соглашения» в Глазго, мы прорабатываем второй национально определенный вклад. На этой основе мы рассматриваем цель по выбросам парниковых газов в 2030 году во всех секторах экономики Украины в диапазоне 36-42% по сравнению с 1990 годом, то есть сокращение на 58-64%», – сообщил он.

Что это будет означать для экономики, и есть ли в Украине промышленность, которая декарбонизировалась, выясняла «Экономическая правда».

Грязная промышленность 

Большинство крупных промышленных предприятий в Украине построены еще в советское время, когда вопросы экономии энергоресурсов, влияния на природу или эффективности производства отходили на второй план.

Длительное время невысокая стоимость ресурсов не стимулировала владельцев бизнеса инвестировать в энергоэффективность или экологическую модернизацию. Однако после внедрения рыночных цен на газ и электроэнергию эпоха дешевых энергоносителей закончилась, а значительная часть предприятий до сих пор потребляет такие же объемы энергии, как раньше.

Из-за этого тяжелая промышленность – крупные металлургические заводы и тепловые электростанции — среди лидеров по выбросам СО2. Из года в год окружающую среду в Украине активно загрязняют ММК им. Ильича, «Арселормиттал Кривой Рог», «Азовсталь» и многочисленные ТЭС ДТЭК – Бурштынская, Кураховская, Запорожская, Ладыжинская.

В последние десятилетия перед мировой экономикой встал мощный вызов — глобальное потепление. Главным драйвером в уменьшении влияния промышленности на природу стал Евросоюз. Он также стимулирует другие развитые страны внедрять инструменты, делающие промышленность более экологически чистой.

Некоторое время таким инструментом была «Парижская сделка», которая концентрировала внимание на уменьшении выбросов углерода в энергетике. Однако оказалось, что этого недостаточно.

Из-за этого в 2019 году в ЕС утвердили новую масштабную программу European Green Deal по трансформации экономики до 2050 года. Она предусматривает полный отказ от использования ископаемых видов топлива и вытеснение из экономики отраслей, что создают вредные выбросы.

Впоследствии к инициативе присоединился ряд других стран – Китай, Япония, Южная Корея, Южная Африка, Канада. Сформировался клуб из 127 государств с условным названием «Климатическая нейтральность», которые рассматривают введение или уже одобрили нулевые целевые показатели.

Почему это важно для Украины

Украина имеет тесное экономическое сотрудничество со странами ЕС во многих отраслях, поэтому активно поддерживает все экологические инициативы, в том числе European Green Deal. Более того, ЕС видит Украину как одного из стратегических партнеров в производстве водорода – экологически чистого энергоносителя, который может стать полноценной заменой природного газа.

В то же время украинская промышленность тратит значительно больше энергоресурсов для создания единицы товара, а, следовательно, создает больше выбросов углерода и вредных веществ и является менее конкурентоспособной на внешних рынках.

Между уровнем потребления энергии и объемами вредных выбросов есть прямая зависимость: чем больше энергии потребляется, тем больше вредных веществ попадает в окружающую среду.

Особенно – учитывая значительную долю угольной генерации в энергобалансе Украины (почти 40%). Внедрение энергоэффективных мероприятий – один из шагов, который сделает украинцев не только богаче, но и здоровее.

По данным ежегодного глобального исследования Energodata, уровень энергоемкости ВВП Украины превышает среднее значение стран мира вдвое. Например, уровень энергоемкости ВВП Польши в 2,5 раза ниже, чем в Украине, Германии – в 3,3 раза. Другими словами, для производства единицы товара на украинском предприятии нужно потратить в 2,5 раза больше энергии, чем в Польше.

По результатам исследования британского аналитического центра Carbon Tracker, проведенного в 2018 году, Украина возглавила список стран с наиболее неэффективной и дорогой тепловой генерацией электроэнергии в мире. Как отмечают в Минэкономики, в 2018 году потери энергии при низкой энергоэффективности предприятий стоили Украине около 1,5 млрд. долл., что приравнивается к траншу МВФ.

За последние пять лет совокупный уровень энергоемкости промышленности Украины сократился лишь на 4% при сокращении совокупной добавленной стоимости на 37% и сокращении объемов потребления энергии на 39%. Это свидетельствует о том, что  существует низкий уровень в энергетической  и экологической модернизации производства.

Проблемы только начинаются 

Чтобы стимулировать промышленность снижать вредные выбросы, в странах ЕС действуют высокие налоги на выбросы углерода. В среднем этот показатель составляет 30 евро за тонну. В отдельных странах ставка такого налога очень высока: в Швеции – 140 евро за тонну, в Швейцарии – 87 евро за тонну. Значительная часть стран ввела экологический налог еще 10-30 лет назад.

Тяжелая промышленность стоит перед жестким условием: платить высокие налоги за выбросы углерода или модернизировать производство. Страны ЕС это делают. Например, в одной из самых грязных отраслей – металлургии – выбросы CO2 составляют в среднем  1300 кг, на тонну стали. С 1960 года они сократились вдвое, а к 2050 году ЕС планирует снизить объем выбросов до 80-320 кг на тонну.

Всего в секторе планируют сократить уровень выбросов на 95% по сравнению с показателем 1990 года. Этот переход потребует значительных инвестиций: в ближайшие десять лет – почти 1 трлн. евро. Эти средства будут выделены европейским промышленникам через различные механизмы льготных кредитов, грантов и прямых субсидий.

Например, в 2021-2027 годах в рамках Green Deal будет выделено 100 млрд. евро для регионов, которые больше всего затронет декарбонизация. Польша гарантированно получит 2 млрд. евро из 7,5 млрд. евро в рамках одной из составляющих этой программы – Фонда справедливого перехода, который финансирует Еврокомиссия.

Германия также вводит отраслевые программы. Одна из них — производство «зеленой» стали. Поскольку на немецкую сталелитейную промышленность приходится около трети прямых промышленных выбросов, на ее «озеленение» в ближайшие годы планируется выделить около 2 млрд. евро через Фонд энергетики и климата.

Чтобы защитить эти инвестиции и стимулировать процесс декарбонизации в других странах, которые экспортируют товары в Евросоюз, в ЕС объявили о намерении ввести налог на импорт товаров с углеродным следом или «пограничные углеродные корректировки» (Carbon border adjustment mechanism). Еврокомиссия предлагает ввести CBAM не позднее 2023 года.

«Есть большой риск, что все «грязные» предприятия переедут из ЕС в Украину, Грузию или Албанию. Поэтому в ЕС уже сейчас рассматривают законопроект о применении налогов и других экономических барьеров для экспортеров, если они не будут отвечать критериям энергоэффективности и емкости углерода», – отмечает экс-заместитель министра энергетики и защиты окружающей среды Алексей Рябчин.

Ставка такого налога еще не определена, но рассматриваются два варианта: начисление налога на разницу от ставки в стране, из которой экспортируется товар, или фиксированная ставка за тонну выбросов. Это означает, что уже через несколько лет товары, изготовленные на украинских предприятиях с применением ископаемого топлива, во время экспорта в ЕС будут дополнительно облагаться и станут не такими конкурентными на рынке.

Это плохая новость для украинской экономики, потому что ЕС — основной торговый партнер Украины. За 2015-2019 годы доля ЕС в украинском экспорте выросла с 34,1% до 41,5% (20,8 млрд. долл.).

Больше всего могут пострадать металлургия: чугун, стальные полуфабрикаты, прокат, сварные трубы, метизы. И  химическая промышленность (удобрения, пластмассы, полимеры). Также Украина экспортирует в ЕС электроэнергию, значительная часть которой генерируется путем сожжения угля на Бурштынской ТЭС. Итак, украинские производители рискуют потерять доступ к рынку, где проживает около 400 млн. населения с высокой платежеспособностью.

В то время как высокие налоги на выбросы углерода в ЕС стимулировали промышленность вводить энергоэффективные меры и инвестировать в альтернативные источники энергии, в Украине были дешевые энергоресурсы и минимальный налог на выбросы. До 2019 года ставка налога за выбросы углерода составляла 0,41 грн. за тонну. С 1 января 2019 года ставка выросла в 24 раза до 10 грн. за тонну. Для Украины даже такая ставка является значительным прогрессом.

Налог уплачивают предприятия, выбрасывающие более 500 тыс. тонн СО2 ежегодно. За год поступления от экологического налога составили 0,9 млрд. грн.

Шаг к экологической  модернизации промышленности

Сейчас эти средства идут в общий фонд бюджета и не имеют целевого назначения. В Украине, которая объявила НВВ1 и намерена задекларировать НВВ2, отсутствуют финансовые стимулы, которые бы побуждали предприятия проводить экологическую модернизацию. Минэнерго во времена неоднозначного управления Ольгой Буславец инициировало введение Фонда декарбонизации.

Основная идея состоит в том, чтобы за средства от налога на выбросы СО2 вводить энергоэффективные мероприятия в различных сферах экономики, например, на установку более экологического оборудования. Также в Верховной раде год лежит законопроект, который предусматривает увеличение налога на выбросы СО2 в четыре раза.

Соглашается с необходимостью повышения экологического налога и эксперт Офиса эффективного регулирования BRDO Антон Зоркин. По его мнению, это должно происходить постепенно.

«Украинская экономика не выдержит одномоментного увеличения экологического налога. Необходимо постепенно увеличивать, но согласовать это с ЕС, чтобы они видели наши стремления. Думаю, тогда можно будет с ними договориться о менее жестких мерах для нашего импорта. Вероятно, мы сможем привлекать финансовые ресурсы ЕС в рамках различных программ», – подчеркивает Зоркин.

Как стимулировать промышленность

Государственную политику по повышению энергоэффективности на предприятиях можно условно разделить на метод кнута и пряника в разных формах. Работают оба метода. Страны ЕС идут по пути введения высоких налогов. В некоторых странах, например в Чехии, сочетают регулирование со стимулированием, освобождая от уплаты налога на выбросы предприятия, внедряются самые лучшие технологии.

В Канаде активно поддерживают промышленный сектор финансово. В стране есть Федеральная программа энергетических инноваций, Федеральный фонд низкоуглеродной экономики, Федеральный технический фонд устойчивого развития и другие источники прямого финансирования предприятий. Так, в 2019 году металлургическая компания Gerdau Ameristeel получила 20 млн. долл. на модернизацию линий по производству стали. Это четверть от общего объема финансирования проекта.

Такая же практика вводится в Германии: компания Salzgitter, второй производитель стали в стране, получила от федерального правительства грант на 5 млн. евро на переоборудование доменного цеха.

В Украине только разрабатывают механизм компенсации для предприятий, которые хотят проводить энергоэффективные мероприятия. Размеры компенсации будут устанавливаться в процентах к стоимости проектов в соответствии с размерами предприятий: для малых — 50%, средних – 40%, больших – 30%. Также будут установлены предельные суммы возмещения: для малых – 1 млн. грн., средних – 2,5 млн. грн., больших – 5 млн. грн.

Компенсацию сможет получить любое предприятие, которое является плательщиком налога на выбросы СО2 и проведет энергетический аудит, введет систему энергетического менеджмента. Также Верховная рада поддержала инициативу металлургов по стимулированию и модернизации производства и уменьшению выбросов углерода.

«Единственной законодательной нормой, которая бы отвечала целям европейского зеленого курса, является норма о «зеленой» металлургии, автором которой был я. Это экологическая норма, которая стимулирует металлургические предприятия снижать выбросы СО2. Она оперирует европейской целью по снижению выбросов — до 250 кг СО2 на тонну стали. Такого уровня выбросов должна достичь европейская металлургия к 2050 году», — рассказал заместитель председателя парламентского комитета по вопросам экономического развития Дмитрий Кисилевский.

По его словам, сейчас уровень выбросов у европейских металлургов – 1300 кг СО2 на тонну стали, в Украине – около 2000 кг. Норма о «зеленой» металлургии позволит украинским предприятиям, которые уменьшат выбросы углерода до 250 кг, на тонну стали, получить стимул от государства в размере 5-процентного снижения тарифа на электроэнергию.

В Украине на этот стимул могли бы претендовать пять металлургических заводов, выбросы которых уже близки к целевому уровню. Это «Электросталь» (Курахово), «Интерпайп сталь» (Днепр), «Днепроспецсталь» (Запорожье), «Энергомашспецсталь» (Краматорск) и «Азовэлектросталь» (Мариуполь).

Однако пока закон остается на бумаге. «Уже прошло почти полгода после принятия закона, а Кабмин до сих пор не разработал необходимые подзаконные акты», – говорит депутат.

Экологическая модернизация на украинских предприятиях

Пока власть раздумывает, как поставить на рельсы экологической модернизации энергетически затратную и грязную промышленность, в стране есть показательные примеры экологических инвестиций. «Интерпайп сталь» — единственный в Украине металлургический завод, построенный с нуля за годы независимости. В 2012 году здесь закрыли мартеновские цеха для выплавки металла и запустили процесс по выплавке стали с помощью электроэнергии.

Это позволило уменьшить потребление газа в восемь раз. Если мартеновский цех потреблял около 145 куб м газа для выплавки тонны стали, то после запуска нового завода этот показатель упал до 18 куб м. Закрытие грязного производства позволило уменьшить выброс СО2 в десять раз. Сейчас уровень выбросов для выплавки тонны стали составляет менее 250 кг.

«Уровень выбросов CO2 на новом электросталеплавильном комплексе «Интерпайп сталь» даже ниже нормы, которую ЕС планирует достичь к 2050 году. Мы закрыли экологически грязное мартеновское производство стали и вложили около 1 млрд. долл. в инновационные технологии, что позволило снизить выбросы CO2 в десять раз. Это одна из крупнейших экологических инвестиций Украины. Такие инвестиции имеют окупаемость 25-30 лет и рентабельность 10%», – отмечает финансовый директор компании «Интерпайп» Денис Морозов.

Электросталеплавильный комплекс производит максимальный объем продукции в часы, когда потребление электроэнергии в энергосистеме минимальное, то есть ночью. В масштабах страны это позволяет максимально эффективно потреблять электроэнергию с атомных электростанций в то время, когда она наименее востребована для бытовых и других потребителей.

Строительство «Интерпайп стали» профинансировало итальянское Экспортно-кредитное агентство Sace.

«В рамках сотрудничества с Sace нам приходилось регулярно подтверждать соответствие европейским экологическим требованиям. Показательно, что в туристическом центре Италии в городе Удине, что в 10 км от Венеции, расположен металлургический завод – абсолютный аналог «Интерпайп стали». Он не отпугивает туристов. Как и наш завод, он не влияет на окружающую среду», – говорит Морозов.

Хотя инвестированный 1 млрд. долл. окупится нескоро, но это вклад в будущее, ведь все эти меры позволили не только модернизировать производство до европейского уровня и повысить эффективность работы, но и значительно сократить воздействие на окружающую среду. В частности – уменьшить загрязнение воды и воздуха.

При поддержке компании «Интерпайп сталь»

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий