Украинско-польский миграционный коридор: особенности и значение

Рассмотрена динамика и характеристики украинско-польских миграций последних десятилетий. Показано, что интенсивность трансграничной мобильности на украинско-польской границе растет, прежде всего, за счет жителей приграничных территорий и благодаря благоприятному для поездок украинцев режиму, установленному польской стороной.

В основном украинцы совершают поездки в Польшу, руководствуясь экономическими причинами, с целью торговли или трудоустройства. Особенностью украинско-польских миграций является преимущественно временный, циркулярный их характер, что обеспечивается упрощенным порядком допуска временных работников из Украины на рынок труда Польши. Большинство украинских мигрантов занято в Польше неквалифицированным трудом в сельском хозяйстве, торговле, строительстве, в домохозяйствах местных жителей.

Вместе с тем, растет миграция в Польшу специалистов, а также выезд украинской молодежи на обучение. Учитывая напряженные отношения между Украиной и Россией, которая до недавнего времени была основным партнером Украины по обмену населением, польское направление миграции украинцев приобретает первостепенное значение.

Ключевые слова: миграция трудовая, миграция циркулярная, украинско-польские миграционные отношения.

Постановка проблемы. В поисках выхода из неблагоприятной социально-экономической ситуации многочисленные граждане Украины ищут лучше оплачиваемой работы за рубежом. По данным наиболее масштабных исследований трудовой миграции населения Украины, Польша, как страна назначения, занимает второе место после России, одновременно является основной страной назначения для жителей западных, приграничных регионов. Роль польско-украинского миграционного коридора растет на фоне последних событий в Украине.

Во-первых, война и экономический кризис привели и, очевидно, будут приводить и в дальнейшем, к интенсификации миграции. Во-вторых, под влиянием недружественных действий со стороны России переориентация трудовой миграции из Украины с восточного, российского, на западное, европейское направление, наблюдавшаяся и ранее, ускоряется.

Прежде всего, интенсифицируется миграция в Польшу, как к ближайшей соседке Украины. В случае предоставления гражданам Украины возможности посещать страны ЕС в безвизовом режиме, этот процесс будет развиваться еще быстрее.

Не последнюю роль в этом будут играть неблагоприятные тенденции демографического развития в Польше, численный отток молодежи, специалистов в страны Западной Европы, а, следовательно, потребность в привлечении дополнительной рабочей силы извне.

Анализ последних исследований и публикаций. Современные миграционные процессы между Украиной и Польшей, как весомая составляющая миграционной ситуации в обоих государствах, были предметом исследований многих  польских К. Гмай (K. Gmaj), К. Иглицка (K. Iglicka), П. Карчмарчик (P. Karczmarczyk), М. Киндлер (M. Kindler), М. Ярошевич (M. Jaroszewicz), и украинских авторов И. Марков (І. Markov), О. Позняк (O. Poznyak), О. Пятковская (O. Pyatkovska), У.Садова (U. Sadova) и других.

Вместе с тем, польские ученые изучали соответствующую проблематику гораздо более подробно, на основе многочисленных полевых исследований, тогда как украинские – в основном в контексте общего обзора миграционных процессов.

Цель этой статьи — в определенной степени нарушить эту асимметрию, подробнее проанализировать украинско-польские миграционные отношения на основе статистических и социологических данных, выяснить их особенности.

Изложение основного материала. Польша — ближайший сосед Украины, миграционные связи с которым всегда были активными. Вследствие ограничений свободы передвижения с тоталитарных времен перемещения населения между странами тормозились. Но, как только запреты были сняты, массовый характер приобрели разнообразные по цели и продолжительности поездки граждан Украины в Польшу.

Численность посещений соседней страны, несмотря на определенные колебания, стабильно росла и абсолютно и относительно: в 2013 г. на нее пришлось 7,018 млн. или 29,3% из почти 24 млн. всех зарубежных выездов украинцев. Попутно заметим, что количество посещений украинцами России, для выезда в которую визы не нужны, составило 6,222 млн.

Массовые перемещения населения между Польшей и Украиной обусловлены географической близостью, развитым транспортным сообщением, тесной исторической связанностью, наличием национальных меньшинств по обе стороны границы, культурным и языковым родством, родственными связями населения и тому подобное.

Немалое значение имеют добрососедские отношения двух государств, направленные не только на развитие двустороннего сотрудничества, но и на поддержку евроинтеграционных стремлений Украины.

Благодаря этому режим польско-украинской границы всегда был достаточно либеральным. В 1990-е гг. существовало фактически свободное движение через границу, а с введением Польшей виз на этапе ее вхождения в ЕС (2003 г.), поляки и в дальнейшем сохранили возможность безвизового въезда в Украину, тогда как украинцы получали бесплатные польские визы.

С присоединением Польши к Шенгенской зоне (2007 г.) визовые требования значительно ужесточились, однако Польша, которая открыла на территории Украины  консульства и визовые центры, расположенные в 14 украинских городах, оформляет наибольшее количество шенгенских виз для украинцев, значительную часть многократных и долгосрочных виз.

Так, в 2013 г. украинцам было выдано 720 тыс. виз (как шенгенских, так и национальных), или более трети всех выданных украинцам зарубежными государствами виз. Это было на 80 тыс. больше, чем в предыдущем году. В 2014 г. тенденция к увеличению количества оформленных польскими консульствами виз сохранилась. За первое полугодие выдано 119 тыс. национальных и 269 тыс. шенгенских виз.

Визовые привилегии имеют граждане Украины, этнически или культурно связанные с Польшей, которые в соответствии с польским законодательством получили так называемую «карту поляка». Этот документ, кроме того, дает возможность учиться, работать, заниматься предпринимательством в Польше.

В конце 2012 г. в Украине насчитывалось 46,1 тыс. его владельцев. В привилегированном положении относительно получения виз находятся также жители семи приграничных к Польше областей Украины, которые по упрощенной процедуре могут получить так называемые шопинг-визы. Их выдают для поездок с целью покупки товаров, но, в то же время, это полноценные шенгенские визы.

Кроме того, в соответствии с соглашением о так называемом «малом пограничном движении» жители полутора тысяч населенных пунктов, расположенных в 30-километровой пограничной полосе, могут въезжать в Польшу без виз, углубляясь на расстояние до 30 км. и находиться на территории Польши до 60 дней с момента пересечения границы (не более 90 дней в течение каждых шести месяцев).

Документ, дающий право на безвизовый въезд в Польшу в рамках малого пограничного движения, получили более 75 тыс. жителей Львовской, Волынской и Закарпатской областей. Если в 2009 г. численность пересечений польско-украинской границы в рамках малого пограничного движения едва превышала 5% всех пересечений, то в 2013 г. она выросла до 51,7%. В среднем за год на одного человека, проживающего в 30-километровой пограничной зоне, приходится почти 70 пересечений границы.

Украина и Польша продолжают диалог по визовым вопросам. Так, в мае 2014 г. достигнуты новые договоренности по упрощению процедур оформления виз для украинцев.  Граждане, которые уже имели краткосрочные визы с целью туризма, смогут получить годовую многократную визу, а граждане, которые обращаются за шенгенской визой впервые, получат полугодовую двукратную визу.

Максимально упрощены процедуры выдачи виз лицам, переселенным с территории Польши и их потомкам. Им будут выдаваться двухлетние визы (в случае отсутствия визовой истории) и пятилетние (в случае ее наличия). Кроме того, окончательно согласован текст проекта новых договоренностей о правилах местного пограничного движения.

Им предусмотрено установление 90-дневного срока пребывания в пределах пограничной зоны с момента каждого въезда; отмена платы за оформление разрешений на пересечение границы для граждан Украины во второй и последующие разы. А также изъятие из перечня требований при пересечении границы в рамках пограничного движения наличия страхового полиса; распространение права на режим поездок в рамках пограничного движения на жителей ряда дополнительных населенных пунктов.

Особенностью трансграничной мобильности украинцев в Польшу является ее региональное измерение. Наиболее активно в ней участвует население западных областей Украины, что связано с близостью к границе, языковой компетенцией, исторической памятью о пребывании в составе соседнего государства, осведомленностью с ситуацией на противоположной стороне границы и тому подобное.

Так, по данным опроса трансграничных пассажиров, что провели польские статистические службы, 64,3% украинцев, которые пересекали польскую границу, проживали в тридцатикилометровой приграничной полосе. На расстоянии 30– 50 км от границы жили 10,7% международных пассажиров, 50-100 км – 15,1%, и только 9,9% – на расстоянии более 100 км от границы.

Часть перемещений связана с личными связями населения по обе стороны границы, часть – осуществляется в рамках широких культурных, научных, спортивных и других обменов, развивающихся благодаря тесному сотрудничеству двух стран. Однако наиболее массовыми являются экономически обусловленные пересечения границы, связанные с диспропорцией уровней жизни в Польше и Украине и поэтому носят асимметричный характер.

Въезд украинцев в Польшу является значительно более многочисленным, чем поляков в Украину, например, в 2013 г., по данным украинских пограничников, украинцы осуществили в Польшу 7 млн. выездов, а поляки в Украину – 1,3 млн., то есть более чем в пять раз меньше.

Целью поездок украинцев в Польшу экономического направления является, как правило, или трудоустройство в соседнем государстве, или продажа/покупка товаров, то есть так называемая «челночная» торговля.

Торговые поездки особенно массовыми были в 1990-х гг. С выравниванием цен, подорожанием транспортных услуг, усилением таможенного контроля, развитием более цивилизованных форм международной торговли их количество уменьшилось.

Однако они остались выгодными для населения приграничной зоны, где другой работы не хватает, а ежедневные походы в соседнее государство с разрешенными таможенными правилами количеством сигарет или водки, закупка продуктов или других товаров на польской территории с последующей их перепродажей в Украине обеспечивают относительно неплохой доход.

По оценкам, в личную приграничную торговлю вовлечено от 100 до 200 тыс. жителей приграничных населенных пунктов, половина из которых – женщины.

«Челночная» торговля имеет большое социальное значение. Хотя уровень занятости населения в приграничных населенных пунктах крайне низкий, по мнению экспертов, благосостояние их жителей заметно выше, чем в целом в регионе, прежде всего благодаря границе. Вместе с тем, среди последствий частной приграничной торговли – демотивация производственного труда на родине. Зарабатывая 20-50 долларов США за одну ходку в Польшу, «челноки» не заинтересованы работать, получая украинскую зарплату.

Руководители предприятий в приграничье сетуют, что все сложнее привлекать необходимую для производства рабочую силу, особенно молодежь.

Приграничная частная торговля является важным фактором развития также и польского приграничья. По расчетам исследователей, частные закупки в пограничной зоне, с некоторыми колебаниями, ежегодно составляли 12-16% внешнего торгового оборота между Украиной и Польшей.

В 2013 г. украинцы потратили в Польше 4,4 млрд. злотых (польский экспорт в Украину составил 18 млрд. злотых). Для пограничного Люблинского воеводства объем закупок товаров украинцами был сопоставляем с 41,1% произведенного экспорта.

На сегодня, в связи с резким падением курса гривны, торговые поездки в Польшу теряют доходность, частная приграничная торговля приходит в упадок, что крайне болезненно для польского бизнеса на сопредельных с Украиной территориях. Тем не менее, интенсивность движения через границу остается высокой. Если объемы поездок на закупку уменьшаются, вероятно, предположить, что это связано с интенсификацией поисков работы на территории Польши.

Выезды украинцев с целью трудоустройства в соседнем государстве делятся на две неравные группы. Первая из них — это относительно малочисленное трудоустройство на более или менее длительное время, в основном специалистов, учителей, медиков, квалифицированных рабочих. Интерес Польши к квалифицированным мигрантам проявляется в упрощении порядка их трудоустройства.

Так, для преподавателей вузов, ученых, учителей иностранных языков не требуются оформления разрешения на трудоустройство. При нынешних обстоятельствах в Украине рост этого сегмента трудовой миграции вероятен и уже наблюдается.

Всего в Польше проживают 48 тыс. граждан Украины, что составляет 37% всех иностранцев. Среди них доля постоянных и временных жителей примерно одинакова. Почти 50% разрешений на временное пребывание выданы на основании трудоустройства, 18% – для обучения.

Студентов-украинцев также можно причислить к экономически обусловленной миграции специалистов, хотя и с определенным временным лагом. Ведь получение польского диплома открывает дорогу не только на польский рынок труда, но и на европейский.

Расширению учебной миграции украинцев в Польшу способствовали двусторонняя договоренность о признании документов о среднем образовании, введение Польшей «карты поляка», которая открывает доступ к образованию лицам с польскими корнями, политика польского правительства по поощрению прибытия студентов из-за рубежа.

На сегодня украинцы составляют самую большую группу иностранных студентов в Польше — 42% из 36 тыс. иностранцев, которые учились в Польше в 2013/2014 учебном году. Их количество по сравнению с 2005 г. выросло в пять раз, а по сравнению с 2001 – в восемь раз.

Второй и гораздо многочисленнее сегмент трудовой миграции состоит из украинских работников, которые трудоустраиваются на сезонные, временные работы, что происходит благодаря упрощенному допуску временных работников с Украины на польский рынок труда, а также неформальными путями.

По данным обследования населения по вопросам трудовой миграции, проведенного Государственной службой статистики Украины при поддержке МОТ в 2012 г., Польша заняла, как уже отмечалось, второе (после Российской Федерации) место в списке стран-реципиентов рабочей силы (в 2008 г. она была на третьем месте, после России и Италии). Согласно расчетам на основе этого обследования, выезжали на работу в Польшу 168,4 тыс. украинцев.

По польским официальным данным, в 2012 г. по разрешениям на шестимесячное сезонное трудоустройство в Польше находились 223 тыс. украинцев.  Вместе с тем, по некоторым оценкам, примерно такое же количество граждан Украины могли работать в Польше безо всяких разрешений.

В 2013 г. численность украинцев, что воспользовались упрощенным порядком временного трудоустройства, составила 134 тыс. Однако нынешний экономический кризис в Украине обусловил заметное увеличение трудовых поездок в Польшу – 359 тыс. в 2014 г.

Согласно данным обследований Госстата, основные сферы занятости украинцев в Польше – сельское хозяйство, строительство, сектор домашних хозяйств. В 2012 году по сравнению с докризисным 2008 годом распределение мигрантов по видам деятельности несколько изменилось.  Ведущей отраслью осталось сельское хозяйство, однако его доля сократилась – 35,1%. Однако значительно выросла занятость в торговле – 20,8%. Несколько увеличилась также и доля тех, кто работал в домохозяйствах – 17,3%.

Домохозяйства, сельское хозяйство – основные сферы применения труда женщин, которые составляют почти половину украинских работников-мигрантов в Польше (46,4%), строительство, промышленность – мужчин. Украинцы занимались преимущественно неквалифицированным трудом — 63,7%, несмотря на то, что высшее образование имели более 30% мигрантов.

В связи с определенными визовыми правилами, и трехмесячным в течение полугода разрешенным пребыванием на территории Польши, а также установленной польским законодательством возможностью сезонного трудоустройства (до шести месяцев в течение года) для украинско-польского миграционного коридора наиболее типичными являются циркулярные временные миграции.

Обследование 2008 г. показало, что более 80% мигрантов, которые выезжали на заработки в Польшу, находились там менее трех месяцев, то есть срок, допустимый по кратковременным визам.

Обследование 2012 г. подтвердило привлекательность циркулярной трудовой миграции в соседнюю страну: средняя продолжительность пребывания в Польше не превышала двух месяцев. Лишь 2,3% украинских мигрантов, работавших в Польше, находились там более 12 месяцев. Более сорока процентов мигрантов осуществляли по несколько трудовых поездок в Польшу в течение года, а каждый четвертый (24,7%) – выезжал ежемесячно или несколько раз в месяц (в целом по массиву 7,3%).

Для определенной группы граждан постоянные циркулярные поездки на заработки в Польшу превратились в основную форму трудовой деятельности лица и источник дохода. Дома такие лица обычно работу не ищут, стратегию своей трудовой деятельности связывают почти исключительно с работой за рубежом.

Заработки в Польше ниже, чем в других странах-реципиентах украинских мигрантов, и составили, по данным обследования 2012 г., в среднем 560 долларов США в месяц, однако существенно выше, чем в Украине. Вследствие господствующей модели миграции, большинство мигрантов тратили в стране пребывания минимальную часть заработка (до 10% заработанного тратили 43,6% респондентов, которые выезжали на работу в Польшу), большую часть средств привозили на родину.

Правовое положение украинских мигрантов благодаря законному допуску к временному трудоустройству на территории Польши значительно улучшилось. По данным обследования Госстата 2008 г., более половины работников-мигрантов из Украины, которые работали в Польше, не имели на это надлежащих разрешений.

В 2012 году доля мигрантов с неурегулированным статусом сократилась до 27%. По мнению экспертов, имея широкие возможности легальных поездок, украинцы сегодня не рискуют нарушать закон,  осознаем того, что это может помешать их дальнейшим зарубежным выездам.

Вместе с тем, определенная часть из них продолжает работать нелегально. Нарушения связаны чаще всего с превышением разрешенных сроков пребывания, въездом лиц, имеющих право на посещение 30-километровой зоны, вглубь страны, а также неоформленным официально трудоустройством, хотя пребывание на территории страны может быть формально легальным.

Так, по данным обследования Госстата 2012 г., только 11,7% мигрантов, которые работали в Польше, имели письменное соглашение с работодателем (в целом по массиву – 38%), остальные работали только на основе устной договоренности.

Неформальное трудоустройство имеет в следствие крайне низкий охват украинских мигрантов социальным страхованием. По данным исследования 2012 г., лишь 11,9% работников-мигрантов в Польше было охвачено социальным страхованием (в целом – 24,7%), 10,8% имели медицинскую страховку (в целом – 20,8%).

С 1 января 2014 г. вступило в силу соглашение между Украиной и Республикой Польша о социальном обеспечении. Оно базируется на пропорциональном принципе, по которому право на пенсию определяют исходя из суммарного стажа, приобретенного на территории обеих сторон, при этом каждая сторона обязуется назначать и выплачивать пенсию за стаж, приобретенный на ее территории.

Вместе с тем, значительный сегмент украинских мигрантов не сможет   воспользоваться этим вследствие неформальной занятости. А также непродолжительности периодов трудоустройства в Польше (за период работы в другом государстве до 12 месяцев соответствующая сторона пенсии не выплачивает, хотя стаж учитывается при начислении пенсии другой стороной).

Выводы. Таким образом, трансграничная мобильность в рамках украинско-польского миграционного коридора высокая. Ее интенсивность обеспечивается, прежде всего, украинцами, которые в основном руководствуются экономическими причинами, выезжая с Польши или с целью торговли или для трудоустройства.

Трудовые миграции имеют в основном временный, обратный, циркулярный характер, что выгодно как Польше, которая получает необходимую для ряда секторов экономики рабочую силу, так и Украине, поскольку такой тип перемещений позволяет многим семьям, прежде всего на западе страны, повысить свое благосостояние, однако защищает государство от необратимых потерь населения.

Вместе с тем проблемным вопросом украинско-польских миграций остается неформальное трудоустройство украинцев в Польше, низкий уровень охвата работников социальным страхованием.

Переселенческая миграция украинцев в Польшу пока малочисленна. Однако при нынешних кризисных условиях в Украине следует ожидать увеличения миграционного потока, усиления намерений украинцев оставаться на территории соседнего государства на более длительное время или навсегда.

По данным Министерства внутренних дел и администрации Польши, в 2014 г. количество выданных украинцам разрешений на постоянное проживание по сравнению с предыдущим годом выросло вдвое, на временное пребывание – в 1,5 раза.

Значительно увеличилась также численность попыток украинцев получить убежище на территории Польши. Так, если в 2013 г. было подано лишь 46 соответствующих ходатайств, то в 2014 г. – 2318. Однако ни по одному из этих обращений не принято положительного решения, поскольку они вызваны в основном желанием легализоваться на территории Польши.

Здесь усложнение внутренней украинской ситуации может привести не только к увеличению эмиграции, но и к распространению ее полулегальных или нелегальных форм.

Учитывая напряженные отношения между Украиной и Россией, которая до недавнего времени была основным партнером Украины по обмену населением, польское направление миграции украинцев приобретает первостепенное значение. Будет расти также его роль как пути перемещений дальше в Евросоюз. Поэтому урегулированию миграционных вопросов в польско-украинских отношениях должно уделяться должное внимание.

Прежде всего, на межгосударственном уровне необходимо поддержать взаимовыгодную форму циркулярных миграций, способствовать урегулированным перемещениям и официальному трудоустройству, развивать с этой целью трансграничное региональное сотрудничество.

Автор: О. А. Малиновская, доктор наук по государственному управлению, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник, Национальный институт стратегических исследований, E-mail: Malinovska@niss.gov.ua

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий