Управление инновационной деятельностью: формирование альтернативных источников развития предприятий

DNS хостинг, DNS сервер, DNS, облачный хостинг, виртуальный сервер, VPS, SSL сертификат, хостинг, облачный провайдер, Беларусь, Serverspace.by

Предметом исследования являются механизмы обеспечения инновационной активности предприятий, ее активизации и повышения эффективности. Рассмотрены источники финансового обеспечения инновационной деятельности субъектов хозяйствования.

Проанализированы объемы и динамика структуры финансирования инновационной деятельности в Украине. Освещены возможности расширения собственных финансовых ресурсов предприятий и возможность внедрения и использования нетрадиционных источников финансовой поддержки инновационной деятельности – лизингового финансирования.

Цель и задачи исследования заключается в систематизации внутренних альтернативных источников финансирования обеспечивающих инновационное развитие предприятий и в формировании предложений по совершенствованию практики их использования.

Метод (методология). Применен системный подход, методы анализа и синтеза; в качестве информационной основы использована нормативно-правовая база и отчетные данные Государственной службы статистики Украины.

Результаты. Разработаны рекомендации для совершенствования нормативно-правового управления инновационной деятельности бизнеса на этапе реализации лизинговых отношений и меры их поддержки.

Выводы. В многообразии аспектов изучения проблемы инновационного процесса основное внимание обращается на объектно-субъектную структуру инновационного предпринимательства. Что же касается самих механизмов обеспечения инновационной деятельности, ее активизации и повышения эффективности, то эти вопросы недостаточно разработаны.

В условиях ограниченности бюджетных средств, собственных источников для осуществления инновационной деятельности, высоких процентных ставок за кредиты, инфляционных тенденций, проблема поиска источников финансирования приобрела сегодня особую остроту и требует осуществления комплексных исследований в этом направлении.

Особое значение приобретает изучение вопроса применения внутренних альтернативных источников обеспечения инновационных процессов, одним из которых является финансовый лизинг.

Экономическая важность финансового лизинга заключается в том, что он обеспечивает капитал для инвестиционных целей и позволяет оперативно решать проблемы долгосрочного инвестирования инноваций. Однако сегодня рынок лизинга в стране нуждается в реформировании и совершенствовании, в частности через обновление модели его регулирования.

Предоставленные в статье рекомендации способствуют усовершенствованию нормативно-правового управления инновационной деятельности предприятий Украины на этапе реализации лизинговых отношений.

В условиях процессов глобализации особое значение приобретают факторы повышения конкурентоспособности стран на мировом рынке. Главным из них является инновационная активность предприятий, которая характеризуется масштабами научных исследований и разработок, скоростью и эффективностью внедрения новых видов продукции и технологий.

Важную роль в процессе обеспечения развития инновационной деятельности играют финансовые ресурсы. Несмотря на это развитые страны создают льготные условия для поощрения предприятий инновационной деятельностью.

Согласно данным, представленным Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности, в 2020 году самой инновационной страной уже седьмой раз признана Швейцария. В пятерку лидеров также вошли Швеция, США, Великобритания и Нидерланды.

Украина заняла 45 позицию в рейтинге “Глобальный инновационный индекс 2020” и набрала 37,4 баллов из 100, поднявшись на две строчки рейтинга по сравнению с 2019 годом, но так и не достигла результатов 2018 года, когда находилась на 43 месте.

Учитывая это, система управления инновационной деятельностью в Украине требует коренного изменения ситуации. Для совершенствования стимулирования инновационной деятельности в Украине приоритетной сейчас является задача определения возможностей более полного и эффективного использования всех возможных, в том числе и нетрадиционных (альтернативных), источников финансирования инноваций.

Экономические исследования из управления обеспечения инновационных процессов на предприятии поднимались в работах известных зарубежных и отечественных ученых, таких как Макаренко С. М., Петренко Л. А., Сердюковой О. Э., Федоренко В. Г., Юринец С. В. и др. Их научные разработки направлены на поиск методики и организации финансового обеспечения инновационной политики.

Однако в многообразии аспектов изучения проблемы в обеспечении инновационной деятельности основное внимание уделяется самой объектно-субъектной структуре инновационного предприятия, что же касается самих механизмов обеспечения инновационной деятельности, механизмов повышения в ее активизации и эффективности, то эти вопросы недостаточно разработаны.

В условиях ограниченности бюджетных средств, недостатка собственных источников для осуществления инновационной деятельности, высоких процентных ставок за кредиты, инфляционных тенденций, особое значение приобретает применение нетрадиционных источников обеспечения инновационного развития предприятий, таких как лизинг, венчурное финансирование, факторинг, выпуск специализированных ценных бумаг, прямые иностранные инвестиции, бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы, краудфандинг и так далее.

Цель статьи

Цель данной статьи заключается в исследовании и систематизировании источников обеспечивающих инновационное развитие субъектов хозяйствования и в формировании предложений по совершенствованию практики их использования.

Изложение основного материала исследования

В механизме обеспечения инновационной деятельностью важное место занимает экономическая политика предприятия по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые предприятие может выделить для реализации инновационных программ.

Важное влияние на уровень обеспечения инновационной деятельности предприятия осуществляет инвестиционная политика, проводимая в стране. Здесь инновационный климат тесно коррелирует с тенденциями в инвестиционной сфере в отечественной экономике.

За последние годы финансовая и инвестиционная ситуация в Украине усложняется, происходит потеря ряда источников финансирования инновационных инвестиций, темпы обесценивания инвестиционных средств значительно превышают темпы инфляции денег на потребительском рынке.

Инвестиционный спрос также сокращается за счет высоких налогов тех высоких кредитных ставок, что негативно отражается на инновационной сфере.

Учитывая это, особое значение приобретает вопрос применения нетрадиционных (альтернативных) внутренних источников обеспечения инновационных процессов на предприятиях, одним из которых является финансовый лизинг.

До нетрадиционных механизмов финансово-кредитного обеспечения для отечественной экономики можно отнести лизинг, венчурное финансирование, факторинг, выпуск специализированных ценных бумаг, бизнес-инкубаторы, бизнес-ангелы, краудфандинг и так далее.

При этом мы понимаем, если источники финансирования – как традиционные финансово-кредитные отношения, так и нетрадиционный (альтернативные) – обеспечивают инновационную деятельность, то они содержат в себе элемент инновации. Поэтому все перечисленные выше нетрадиционные источники обеспечения инновационной деятельности можно классифицировать как инновационные: инновационный лизинг, инновационное венчурное финансирование, инновационный факторинг, инновационный бизнес-инкубатор и так далее.

Основной принцип деятельности венчурного капитала – финансирование относительно небольших, не связанных между собой (рассредоточение риска) проектов в расчете на быструю окупаемость инвестиций без каких-либо гарантий или обеспечения.

В структуре инвесторов венчурных фондов в Украине преобладают юридические лица – резиденты. Существенным недостатком украинского законодательства в этой сфере является невозможность страховых компаний, банков, пенсионных фондов быть инвесторами, что значительным образом сужает возможности развития венчурного бизнеса в Украине.

Этот недостаток обусловлен следующим рядом факторов:

– неготовностью украинских банков предлагать долгосрочные инвестиции, по причине инфляционных процессов, нестабильности национальной валюты и политической ситуации;

– узким спектром финансовых инструментов, в которые могут инвестировать средства пенсионные фонды;

– ограниченным капиталом, который аккумулируется недостаточно развитым страховым рынком.

Для активизации привлечения венчурных инвестиций в инновационные компании, расположенные в регионах, и обеспечения для них равных условий доступа к источникам венчурного капитала необходима соответствующая инфраструктура поддержки. Венчурная индустрия имеет все основания и перспективы стать эффективной национальной системой венчурного инвестирования и действенным механизмом обеспечения инновационного типа развития отечественной экономической системы. Каждый из альтернативных источников имеет свои отличия.

Отдельно следует рассмотреть такой специфический способ финансовой поддержки инновационного бизнеса – лизинговое финансирование, возможности его использования и внедрения. Категория «инновационный лизинг» отражает определенный, специфический вид экономических отношений между лизингополучателем и продавцом лизингового имущества в процессе инновационной экономической деятельности.

На сегодня лизинговая индустрия является самым распространенным методом финансирования технического переоснащения предприятий, роста их конкурентоспособности, улучшения качества их услуг, повышения эффективности производства, как следствие – укрепления позиций на отечественном рынке и повышения шансов для выхода на международный.

Экономическая весомость финансового лизинга заключается в том, что он обеспечивает капитал для инвестиционных целей. Значение финансового лизинга для экономики в том, что в первую очередь это альтернатива кредиту для предприятий, а также возможность максимально быстрого получения в пользование основных средств, необходимых для деятельности.

А в условиях инфляции, когда происходит обесценивание предоставляемых кредитных ресурсов вместе с процентными ставками, которые в дальнейшем возмещаются, финансовый лизинг является наиболее действенным механизмом, который способствует здоровой экономике, трудоустройству и инновациям на предприятии.

Это связано также с тем, что в отличие от обесценивающихся денег — оборудование, предоставляемое в аренду, при прочих равных условиях сохраняет свою стоимость за вычетом износа. Лизинговые сделки, что складывается на протяжении всего периода, позволяют сохранять реальную стоимость активов банка независимо от уровня инфляции.

В отличие от традиционных банковских кредитов лизинг дает возможность полного финансирования всех расходов по инновационным проектам. На сегодня это один из самых распространенных методов финансирования технического переоснащения предприятий.

В развитых странах лизинговые отношения получили наиболее широкое распространение на начало 1980-х годов прошлого века. Они определились, особенно в поддержке и развитии малого и среднего бизнеса как новая, специфическая, дополнительная система перспективного финансирования, в которой задействованы арендные отношения, отношения кредитного финансирования под залог и отношения по долговым обязательствам.

Согласно исследованиям, в развитых странах лизинг стал основным источником финансирования для более 47% предприятий малого и среднего бизнеса. Лидерами рынка финансового лизинга в мире являются Великобритания, Китай, Япония, Германия и Франция. В этих странах почти треть инвестиций в основные средства осуществляется через лизинг, тогда как в Украине этот показатель в последние годы колеблется в пределах 3-4%, а в 2015 году он упал значительно ниже 3%.

Активное развитие рынка финансового лизинга в Украине началось фактически после принятия в 2004 году в новой редакции закона Украины «О финансовом лизинге».

Услуги финансового лизинга в Украине предоставляются банками, юридическими лицами-лизингодателями, которые не являются финансовыми учреждениями и могут предоставлять только одну финансовую услугу – финансовый лизинг или оперативный лизинг; небанковскими финансовыми учреждениями, которые являются финансовыми компаниями.

Финансовый кризис 2008-2009 годов вызвал серьезные проблемы для рынка финансового лизинга, как и для остального финансового сектора. Несмотря на определенное восстановление экономики, события в Украине 2013-2014 годов и девальвация гривны также имели негативное влияние – часть лизингодателей покинули рынок.

После 2015 года, с постепенным восстановлением экономической активности в стране произошло и оживление на рынке финансового лизинга. Только с 2017-2019 гг. количество финансовых компаний, которые имеют лицензию на услуги финансового лизинга, выросло почти на 43 процента, с 280 до 439 компаний.

Фактические операции по предоставлению финансового лизинга очень малы, поскольку лицензию на лизинговые услуги финансовые компании за угощение, получают одним пакетом с другими услугами «на всякий случай».

Что касается юридических лиц-лизингодателей то их количество, начиная с 2016 года, сократилось, с 268 до 113 компаний. В то же время они не желают менять свой статус юридического лица – лизингодателя на финансовое учреждение из-за требования к «исключительному» виду деятельности по предоставлению финансовых услуг, поскольку им нужна возможность предоставлять услуги оперативного лизинга.

Однако нужно отметить, что недостатки национального финансового лизинга – ограниченность права распоряжения полученным имуществом, обязательства долговременной аренды – полностью компенсируются экономией средств, стабильностью условий, гибкой возможностью реализовывать значительные инвестиционные проекты.

В условиях традиционного банковского кредитования серьезные трудности возникают с несвоевременным погашением заемщиками полученных ими займов. Это обусловлено, с одной стороны, неразвитостью залогового законодательства, а с другой – объективными причинами, когда у многих вновь созданных структур, как и в тех, что уже действуют, наблюдается недостаток собственных средств, чтобы осуществить крупные инновационные проекты или обеспечивать, полную материальную гарантию по кредитам.

В случае использования лизинга, наоборот, сам объект лизинга служит гарантией от инвестиционных рисков. Это существенно уменьшает возможные убытки банковской системы и в то же время позволяет оперативно решать проблемы долгосрочного инвестирования инноваций.

Следует заметить, что приобретение имущества для дальнейшей передачи его в лизинг изначально предполагает концентрацию значительной суммы средств лизингодателя. Лишь после выполнения этого условия возможна закупка оборудования по заключаемому лизинговому контракту и представление его лизингополучателю. Чтобы обеспечить его дальнейшее развитие, рынок лизинга нуждается в реформировании и совершенствовании, в частности через обновление модели регулирования.

Верховная рада 4 февраля 2021 г. приняла закон «О финансовом лизинге». Согласно документу, государственное регулирование и надзор на рынке финансового лизинга осуществляет Национальный банк Украины.

Закон также определяет признаки финансового лизинга и его объекты, совершенствует инструмент финансового лизинга, расширяет возможности предприятий для обновления производственных мощностей, приобретения транспорта, оборудования, техники, недвижимости.

Предлагается:

– установить единый порядок регулирования отношений, связанных с финансовым лизингом, и отдельных его видов и форм;

– определить четкие требования к форме договора по финансовому лизингу и существенным условиям договора финансового лизинга;

– расширить понятие «лизингодатель» и установить, что право предоставлять услуги финансового лизинга имеют только специальные субъекты;

– предусмотреть четкое разграничение между договорами купли-продажи и финансовым лизингом;

— ставить существенные условия, связанные с сублизингом, направленные на защиту прав лизингодателей;

– более четко урегулировать отношения финансового лизинга с физическими лицами для избегания злоупотреблений;

– уточнить условия перехода предмета лизинга в собственность лизингополучателя;

– ввести механизм возврата предмета лизинга в бесспорном порядке;

– предусмотреть право физического лица отказаться от договора финансового лизинга и условия возврата лизингополучателем всех платежей;

– учесть нормы законодательства, регулирующие отношения финансового лизинга в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения;

– внедрить механизмы защиты интересов лизингодателя в случае, если задолженность лизингополучателя является значительной.

Нельзя не отметить важность и качество норм нового закона, однако эффективность его реализации зависит от фактического выполнения норм и наличия эффективных способов защиты для профессиональных участников рынка, граждан и бизнеса.

Но, несмотря на новации регулирования рынка финансового лизинга состав субъектов отечественных лизинговых отношений, в которые вступают существующие лизинговые компании, остаются очень специфическими.

В мировой практике лизинговый механизм используется для расширения возможностей по кредитованию малого бизнеса. В том числе инновационного бизнеса, где гарантией возврата вложенных средств служит само оборудование, предоставляемое в лизинг.

В наших условиях получить оборудование по лизингу (без правительственной поддержки) может только солидная, такая, что имеет многолетний опыт работы, финансово устойчивая фирма. Это объясняется тем, что под конкретный лизинговый контракт закупается оборудование, как правило, за рубежом, а для покупки используется банковский кредит.

Еще одним ограничением является тот факт, что оборудование может быть передано лизингополучателю только при наличии банковской гарантии погашения его обязательств перед лизингодателем в случае, если проект окажется убыточным. В то же время, имущество, которое на самом деле передается по контракту, не может выступать обеспечением обязательств.

Закупленное под конкретный проект, не имеющий аналогов, оно не может быть передано в лизинг какой-либо другой фирме в условиях неразвитости информационной сферы и низкой инвестиционной активности предприятий. При наличии такого количества ограничений инновационным предприятиям этот вариант финансирования просто недостижим.

Актуальной задачей в организации и финансировании лизингового бизнеса является привлечение негосударственных средств. Сейчас лизинговые компании ограничены в возможности привлекать средства. Состав и соотношение источников финансирования для финансовых компаний и юридических организаций лизингодателей существенно отличаются.

Основными источниками финансирования лизинговых компаний согласно обнародованной информации Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг по состоянию на 31.12.2019 г. были авансовые платежи (30%), кредиты банков (28%) и собственный капитал (27%). Стоимость привлечения капитала достаточно высока, а объемы ограничены.

Общий объем финансирования финансовых компаний хоть и является низким (на конец 2019 года – 1,5 млрд. грн), однако основной источник его происхождения Национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, не детализируется (88% финансирования – другие источники).

С 1 июля 2020 года Национальный банк принял на себя функции регулятора рынка небанковских финансовых услуг: страховых, лизинговых, факторинговых компаний, кредитных союзов, ломбардов и других финансовых компаний.

Для создания благоприятных условий для развития лизинга Национальный банк планирует урегулировать и расширить источники финансирования лизинговых компаний, дополнительно позволив привлекать средства в аффилированных лиц и средства на условиях субординированного долга, в том числе от физических и юридических лиц, являющихся квалифицированными инвесторами, и путем эмиссии долговых ценных бумаг.

Из проведенного НБУ обзора рынка финансового лизинга и анализа его сегментации:

– в общей стоимости заключенных договоров выросла до 6,1% доля финансовых компаний-лизингодателей, к 2017 году почти 100% общей стоимости договоров финансового лизинга концентрировали юридические лица – лизингодатели;

 — большинство зарегистрированных компаний с лицензией на предоставление услуг финансового лизинга не осуществляют деятельность в этой сфере. 93,4% услуг финансового лизинга предоставлено двадцатью крупнейшими юридическими лицами-лизингодателями;

– преимущественными предметами лизинга является транспорт – 23% (в 2018 г. – 27%);

— сельскохозяйственное и промышленное оборудование – 20% (в 2018 г. – 21%);

– большинство договоров финансового лизинга заключаются на срок от 2 до 5 лет.

В течение последних нескольких лет активность компаний, которые предоставляют услуги финансового лизинга в Украине, медленно растет. Так за период с 2018г. по 2020 г. финансовые компании увеличили финансирование с 1 млрд. грн до 2 млрд. грн в 2020 г., юридические лица-лизингодатели с 22 млрд. грн до 25 млрд. грн.

Меры, принимаемые государством для обновления инновационного климата в стране, направлены, к сожалению, не столько на перспективную поддержку промышленности, сколько на «пожарное» реагирование.

Активизация рынка финансового лизинга в Украине возможна благодаря восстановлению экономической активности, отложенному спросу и популяризации преимуществ этой формы финансирования капитальных инвестиций на рынке финансовых услуг.

Для этого на этапе становления лизинговых отношений необходимо, на наш взгляд, разработать методы их поддержки, дополнив действующие экономико-правовые условия реализации лизинговых отношений следующими мерами:

– освобождением хозяйствующих субъектов – лизингодателей от уплаты части налога на прибыль, получаемую ими от реализации договоров инновационного лизинга;

— льготированием прибыли банков и других кредитных учреждений, получаемой от предоставления кредитов для реализации операций инновационного лизинга;

— освобождением хозяйствующих субъектов — лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом инновационного лизинга;

– созданием возможностей использования лизингового имущества в качестве объектов залога, развитием рынка ценных бумаг;

– привлечением средств, выпускаемых с целью инвестирования в объекты инновационного лизинга.

Эти условия обеспечат равноправное, сбалансированное сосуществование таких источников финансовой инновационной деятельности, как кредит, лизинг, собственные средства предприятия.

На практике выбор будет зависеть от конкретной экономической ситуации, рассчитанной с учетом сравнительной эффективности вариантов инновационного финансирования. При этом в расчетах должны учитываться налоговые льготы, амортизационные начисления и другие особенности.

Выводы и перспективы дальнейших исследований

Полученные результаты проведенных исследований позволяют утверждать что ситуация в отечественной экономике сегодня такова что:

– инновационная деятельность характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска;

— основным источником финансирования инновационной деятельности отечественных предприятий выступают преимущественно собственные финансовые источники;

– необходимо использовать различные источники финансирования для достижения их гибкости и адаптивности к требованиям рынка;

– активизируется процесс поиска и апробации нетрадиционных (альтернативных) источников финансового обеспечения инновационной деятельности, каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, поэтому принятие решений по их выбору должно тщательно обосновываться.

Причем поиск и реализация альтернатив финансового обеспечения инновационной деятельности, которые формируют систему механизмов ее активации в экономической системе, должен учитывать степень неопределенности и рисков, которые содержатся в самой инновационной деятельности и в механизмах ее обеспечения.

Дальнейшее исследование механизмов финансового обеспечения инновационных отношений должно быть органично связано с разработкой теоретико-методологических основ совершенствования системы ресурсного обеспечения инноваций.

Авторы: Инна Кузнецова, доктор экономических наук, профессор, кафедра менеджмента организаций, Одесский национальный экономический университет

Татьяна Кубликова, кандидат экономических наук, профессор, кафедра менеджмента организаций, Одесский национальный экономический университет

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 31, №4 (2021) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий