16.08.2018 – О подготовке Верховной Рады Украины к новой сессии, ремонте купола и планах по установлению новой системы голосования в интервью LB.ua рассказал заместитель руководителя аппарата Верховной Рады Украины управляющий делами ВР Петр Боднар.
Читайте также: Вера Савченко: Ляшко открыто говорил «я сожгу эту трибуну», но его почему-то не закрывают, как Надю
Депутат Оксана Сыроед: Я не вижу другого варианта, кроме парламентской республики
Народные депутаты традиционно с конца июля до сентября не работают в пленарном режиме. Но аппарат Верховной Рады должен работать, независимо от летних каникул нардепов. Тем более что вы должны готовить парламент к новой сессии, которая начнется 4 сентября. Что именно происходит сейчас в Раде, как вы готовите парламент к работе осенью?
Как известно, календарь заседаний следующей сессии, осенней, составляется и утверждается депутатами еще на последних заседаниях предыдущей сессии. Подготовка к следующей сессии сейчас заключается в том, что наши технические службы проверяют, налаживают все. Где-то нужно подремонтировать, подрегулировать.
Когда говорим о системе голосований, то проверка и подготовка происходит, независимо от каникул депутатов. Эта работа проводится ежедневно, когда депутаты голосуют. То есть наши службы буквально каждый день перед заседаниями в 8 утра тестируют, как эта система работает. Проверяют, чтобы все было исправно. Физически обязательно перед пленарными заседаниями проверяется зал, кресла, ковры, свет. Как говорится, тоже в режиме он-лайн.
Значит, каких-то особых работ по подготовке не происходит?
Какие-то особые работы по подготовке мы не проводим.
А что тогда сейчас происходит с куполом Рады? Каждый, кто ежедневно идет мимо здания Рады, может видеть купол парламента, который завесили синим целлофановым «одеялом». Его ремонтируют?
По куполу. Я знаю, что журналистов очень сильно интересует этот вопрос (улыбается).
Особенно после заявлений Надежды Савченко, которая вроде бы обещала его взорвать.
Да, нас это интересует.
Те работы, которые сейчас выполняются, на самом деле с Надеждой Савченко никакой связи не имеют. Сам купол, это сложная инженерная конструкция. Кроме того, он стеклянный. И по строительным нормам, он нуждается раз в 25 лет в капремонте.
Какие именно работы там выполняют?
Сейчас там снимают то стекло, которое простояло уже 40 лет. Это даже не просто стекло, а пластины армированного стекла. Это стекло, внутри переплетено сеткой. То есть даже если бы в случае туда попадания града или камня, оно не посыплется.
Надо понимать, что сам купол – это металлический каркас, и он заложен, как мозаикой, этим стеклом. Это стекло лежит на металлических уголках. Это стекло сейчас снимают, уголки отчищают.
Как?
Болгаркой, строительными средствами по металлу, снимается все. Коррозия, предыдущая краска, герметики. После этого покрывают новой краской, которая должна выдержать следующих 20-25 лет. Наносят герметик, и кладут новое стекло.
Сколько средств на это предусмотрено в бюджете?
7 млн. грн.
Купол успеют отремонтировать к сентябрю, когда депутаты придут в зал на новую сессию?
Нет. Эти ремонтные работы продлятся где-то, если я не ошибаюсь, до октября или ноября.
Депутаты будут работать, голосовать, а над ними купол еще будут ремонтировать?
Да. Мы еще будем продолжать делать. Это на самом деле очень кропотливая работа. Я даже не знаю, с чем сравнить. Каждый уголок, каждую стяжку, каждую деталь нужно снять, отчистить. Это все делается фактически в альпинистских условиях. Возможно, вы видели, как альпинисты поднимаются на скалы? В подвешенном состоянии, на карабинах. И каждый уголок надо прочистить, снять, демонтировать. Там нельзя допустить, чтобы что-то упало.
Относительно люстры. Может ли упасть люстра весом более 3 тонны? Это также очень интересует не только депутатов, но и журналистов. Пресса неоднократно писала про эту люстру. Даже рисовали, как там эта люстра «накроет» зал, если упадет. И сами же депутаты очень часто шутят: «что сейчас с люстрой?» Будут ли ее опускать, как это предусмотрено в каждом году?
Да. Ее каждый год опускают вниз в сессионный зал. Она почти «лежит» на спинках кресел депутатов. Все это делают, чтобы наши работники могли подойти и каждое стеклышко протереть, помыть, лампочки заменить. Проверим все.
Когда это делают, как правило?
В августе.
Заместитель председателя регламентного комитета также говорил о том, что предусмотрены средства на ремонт люстры в этом году. Правда это, или нет? Будут ли ее ремонтировать? Будут ли проверять конструкции, на которых она закреплена?
Нет, отдельные средства из бюджета на люстру не предусмотрены. Но проверка конструкции, на которых она держится, также осуществляется постоянно в целях обеспечения безопасности депутатов. Постоянно. Поверьте, там нечему поломаться. Я видел этот трос, на котором висит эта люстра. Это металлические конструкции, которые, чтобы они сломались, я не знаю, что там надо сделать. Это надежные, очень надежные конструкции с тройной защитой. Трос, ну там где вот такой толщины (показывает больше 25 см в диаметре).
Депутаты наши могут спать спокойно?
Депутатам волноваться совершенно нет никаких оснований. Даже если бы предположить, я не знаю, стоит ли эти предположения все-таки озвучивать, что если бы были попадания ракет или бог знает чего в купол, я думаю, депутатам все равно ничего бы не грозило. Лучше таких фантазий даже не развивать. Главное – насколько надежны конструкции. Они очень надежные и волноваться нет абсолютно никаких причин.
Депутаты очень часто жалуются на то, что их рабочие места очень неудобные.
Этот сессионный зал делали не для 450, а для гораздо меньшего количества. Последний ремонт, замена стульев были в 2004 году. На самом деле еще тогда их сделали более удобными. Раньше, чтобы с середины кто-то из депутатов встал и вышел, это надо было, чтобы весь ряд поднимался, выходил. А сейчас сделали гораздо больше проходов. Чтобы максимум одного-двух человек поднять, чтобы кто-то вышел.
И именно благодаря тому, что сделали вот эти проходы, пришлось сделать меньшими кресла, которые не нравятся депутатам?
Депутаты вот так неудобно и сидят. На самом деле, почти под прямым углом. На твердых креслах. Эти кресла (показывает на стулья в кабинете), кажется, даже мягче, чем депутатские. И, конечно, что там, долго не высидишь. Ноги выпрямить некуда, ибо впереди еще один депутат, а в спинке еще и аппаратура для голосования. Именно поэтому депутаты то стоят, то ходят по сессионному залу. Или выходят, чтобы размять мышцы.
Вы не планируете как-то обновить кресла, что-то демонтировать, обустраивать новый зал?
Я вам расскажу историю, если вам интересно. Такая попытка была еще до меня. А в прошлом году у нас была подготовлена проектно-сметная документация на модернизацию сессионного зала. Сам этот проект оценивался в 7 млн. грн. И это только проект. Он предусматривал, в том числе и эргономичные кресла. Кресла принимают форму, удобную для тела. Это должны быть самые современные ортопедические разработки.
Но в прошлом году мы имели проблему с фирмой, которая взялась за выполнение этого проекта и фактически не выполнила его. Поэтому мы вынуждены были после третьего раза переноса даты, разорвать с ними соглашение. Но если бы мы пошли этим путем, то реконструкция зала обошлась бы государству более чем в 300 млн. грн. Это, на мой взгляд, мы не можем сегодня себе позволить, не можем выделить средства на реконструкцию зала для голосований.
Однако состояние сессионного зала на законодательные процессы особо не влияет.
Но точно влияет система голосования, которая не дает гарантий персонального голосования нардепов, которые продолжают «кнопкодавить». Что с этим планируете делать технически, чтобы предотвратить это?
Это другой вопрос. Сейчас у нас стоит система голосования «Рада-3». Ее мы будем обновлять.
Неужели осенью будете еще запускать систему «Рада-4» или что-то другое?
Месяц назад председатель парламента Андрей Парубий подписал ИТ — стратегию Верховной Рады, которая предусматривает в том числе и план цифровизации Рады. В ИТ -стратегию заложено и обновление системы голосования. Одна из составляющих обеспечения работы парламента – это обеспечение голосования, подсчета голосов и вопрос безопасности. Чтобы никто не мог вмешаться извне в эти компьютерные системы, которые обеспечивают подсчет голосов.
Да, на самом деле разработчик системы «Рада-3» снял с себя все обязательства еще 4-5 года назад. Сказал, что за эту систему, которая работает в зале, они не несут гарантий в той части, что она будет корректно работать.
Мы, со своей стороны делаем все, чтобы обеспечить ее работу. Я уже говорил, что каждое утро, перед началом голосования, наши службы тестируют выборочно эту систему, чтобы убедиться, что все работает надежно. Систематически происходит глубинный полный анализ работы.
Новая ИТ — стратегия предусматривает обновление системы голосования. Мы планируем обновить всю материальную часть – «железо», как говорят компьютерщики, и программное обеспечение. Сейчас на уровне экспертов продолжаются дискуссии, с каким разработчиком мы будем дальше работать. Или с этим институтом, который разрабатывал «Раду-3», или с другим.
Они уже разработали систему «Рада-4», которую установили в Киевском городском совете. Но мы не уверены, что это хороший выбор. Возможно, мы что-то будем разрабатывать свое, на базе того, что сейчас есть. А возможно, мы что-то другое введем.
У нас есть амбиция осенью 2019 года провести тестирование новой системы. Мы хотим успеть к этому времени.
Будет ли новая система иметь распознавание по отпечатку пальца, как это неоднократно говорил Андрей Парубий?
У вас устаревшая информация.
В перспективе не лишь отпечаток пальца будет обязательным?
Мы знаем о проблеме не персонального голосования. Это один из самых актуальных вопросов. Мы провели массу консультаций с различными экспертами. Изучили опыт различных парламентов. На сегодняшний день, так, чтобы всех историй не рассказывать, мы сориентированы на Европарламент. Там применяется ID-карточка депутата.
Где-то уже два года введена традиция, когда руководители или представители фракций выезжают за пределы Киева, или Украины и 2-3 дня обсуждают проблемы, которые имеются в парламенте. Без телефонов, без ТВ. То есть никто никого не отвлекает. А руководители фракций имеют возможность пообщаться и обсудить актуальные проблемы. Потому что здесь в Киеве они бы не смогли этого сделать.
И на одном из последних таких диалогов была поднята тема индивидуального голосования. Была предложена ID-карта, как в Европарламенте. Эта идея была всеми одобрительно воспринята, и в ИТ — стратегии мы на нее и ориентируемся. К сведению, идентификация с глазом, по моему мнению, вообще нигде в мире не применяется. А по отпечатке пальцев – только в Италии. Мы столкнулись с рядом нелестных отзывов относительно такого способа идентификации.
О ID — карточке. Эта карта будет и удостоверением депутата, по которому он сможет зайти в парламент. Этой же карточкой, в перспективе – голосовать. Такой проект требует много средств, поскольку предполагает установление особой пропускной системы на входах в парламент. Только с карточкой депутат сможет зайти в свой кабинет, запустить свой компьютер. В ней же будет прописана электронная подпись.
Вообще, ИТ — стратегия предусматривает переход на электронный документооборот – мы откажемся от предыдущих кип бумаги, которыми завалены столы. В этой ID-карточке депутата будет прошита его подпись. Он ей сможет отправлять и подписывать документы. Есть также предложение, чтобы на эту же карточку начислялась зарплата. Депутат так просто не сможет передать эту карточку любому. Потому что кто-то другой сможет зайти в парламент. Для нас самым убедительным аргументом является то, что такая система используется в Европарламенте.
Мы ориентируемся на Европу, на специалистов, которые ту систему разрабатывали, с ними уже были консультации. И эта система ID-карт должно гарантировать персональное голосование. Возможно, не на 100%, а на 98, но все же, не то, что сейчас.
Чтобы карточки не собирали отдельные депутаты во фракциях и не вставляли их перед голосованием каждый день.
Ну, это невозможно будет, потому что каждый будет ее иметь при себе. Это будет еще не паспорт, но уже приближенный к нему документ.
Ибо без карточки – нет денег, и не выпустят даже из Рады?
На самом деле, есть технические возможности и это совсем не фантастика. Скоро у каждого гражданина вместо паспорта будет ID-карта. Это будет и паспорт, и удостоверение, и ключ для голосования и электронная подпись. Просто, когда перестаешь быть депутатом, аннулируются определенные функции. ID-карточка остается просто паспортом. Есть и такие технические возможности. И вот эту глубину идентификации мы уже определим в процессе.
Будет ли реализована прекрасная идея Андрея Парубия, которую он озвучивает почти каждое заседание, по электронным замкам на двери в сессионный зал? С целью дисциплинировать нардепов, чтобы они выходили из зала только тогда, когда будет перерыв?
Нет, я не думаю, что мы сможем так жестко к депутатам относиться. Думаю, проблема больше с ответственностью каждого народного депутата.
Журналисты очень возмутились, когда услышали идею о создании отдельного пресс-центра на третьем этаже. Андрей Парубий однозначно пообещал, что этого не будет. Он говорил, что журналистов будут пускать в кулуары. Но все же, существует ли проблема создания нормального пресс-центра для журналистов.
Много информации есть преувеличенной. Замечу, что мы живем в период войны, в том числе информационной. В общество вбрасывается много фейковой информации. Ну, это не мне вам рассказывать. Вы в сфере журналистики прекрасно это сами знаете. И в нашем случае тоже мы тоже часто имеем дело с дезинформацией.
На сегодняшний день у нас аккредитовано в парламенте примерно 4,5 тыс. журналистов. Причем это иногда, совсем не журналисты, по сути. Очень часто это представители СМИ, которые никакого отношения к освещению деятельности парламента не имеют. Мы уже имели случаи, когда выясняли, что эти, якобы журналисты, на самом деле являются представителями там или ЛНВ, ДНР, или еще каких-то экстремистских организаций.
Вот где проблема. Еще одна проблема, связанная с культурой и этикой. Некоторые из таких представителей приходят полуголыми, или в шортах – одетыми не в соответствии с дресс-кодом высшего законодательного органа. Вы помните скандальные фотографии в Фейсбуке, где молодые женщины показывали неприличные жесты, сидячие на портале государственного флага?
Вот где проблема. И действия, которые мы сейчас принимаем, направленные на упорядочение работы СМИ. Защита настоящих журналистов и предоставление им возможности комфортно работать. А также защита депутатов от ненастоящих журналистов, или от их некорректного поведения. Там скажем, когда журналисты не дают проходить депутату, загораживают вход в зал. Особенно, когда идет голосование. Ну, это недопустимо. Мы хотим навести порядок, чтобы работа и общение было корректным.
Как?
Рабочий вариант мы сейчас отрабатываем совместно с комитетом по вопросам регламента и свободы слова. Мы хотим, чтобы был создан общественный совет журналистов, который бы регулировал процесс аккредитации, как это происходит во многих странах мира. Я сам не журналист, но с большим уважением отношусь к журналистской среде, и прекрасно понимаю ее вес последних 5-7 лет.
Общественный совет должен стать действенным институтом, в который бы вошли представители крупнейших СМИ в Украине. И уже этот совет должен определять: давать ли рекомендацию для аккредитации для того или иного средства массовой информации. В его положении нужно четко прописать требования к аккредитованному парламентскому корреспонденту. Если СМИ освещает работу парламента – пожалуйста, приходите. Придерживайтесь наших норм, наших правил поведения, этики — работайте.
Возможно, разово вам нужен пропуск для какого-то репортажа, или когда закон рассматривается из вашей сферы, тогда можно получить разовый пропуск. То есть этот общественный совет должен утвердить требования к журналисту, который работает здесь на постоянной основе и чтобы имел соответствующие полномочия. Такие нормы используются Конгрессом США, в ООН, в Германии и других ведущих странах мира. Мы предлагаем внести изменения в положение аккредитации с учетом выводов этого общественного совета.
До сентября будут ли подписаны спикером эти изменения в положение об аккредитации или нет?
Я не думаю, что мы так быстро сработаем. Мы хотим это сделать не для галочки, а так чтобы оно корректно работало. Прежде всего, чтобы журналисты не думали, что здесь их права кто-то ограничит.
Сегодня парламент имеет очень низкий рейтинг доверия. Один из очень важных факторов – неосведомленность общества о том, что происходит в парламенте. Сейчас есть ряд проектов, направленных на открытость и доступность парламента. На то, чтобы дать общественности более широкий доступ сюда. Чтобы люди зашли, посмотрели – ага, тут живые люди работают. Это не какой-то источник зла, как говорят кое-где.
Да, есть разные депутаты. Но среди них есть много депутатов, которые плодотворно и эффективно работают. Которые исповедуют правильные ценности и пытаются сделать нашу страну лучше. Однако это все живой процесс. И открытость – это один из ключевых факторов. Мы заинтересованы в том, чтобы журналисты комфортно работали и помогали доносить информацию обществу в правильном ключе: не искажали, не дезинформировали. Считаю, что мы с журналистами должны бок о, бок работать, выполнять свои задачи на благо Украины.
Относительно открытости парламента, мы знаем, что и спикер подписал в свое время коммуникационную стратегию, которая уже выполняется. Мы видим, что в этот созыв проходят постоянные экскурсии, которых не было раньше. Так, что и дети приходят в Раду. Есть ли в планах аппарата расширить эту деятельность? Например, создать тоже информационное бюро, куда каждый человек может прийти без предварительной записи.
Активно обсуждается создание образовательного центра на базе парламента. Мы этот опыт переняли из разных стран, в том числе и из Британии, Австралии, Шотландии. Насколько мне известно, даже обязательной является программа для детей из школы побывать в парламенте. Расписан алгоритм такого посещения.
В частности, они участвуют в воспроизведении процедуры голосования. Там есть такая модель верхней и нижней палаты. Детям раздают карточки с надписью функций, которые они выполняют. Кто-то клерк, кто спикер, кто там оппозиция, кто премьер-министр. И они играют в эту игру. Это заряжает людей на то, что парламент – это наше общее. Что они являются участниками этого процесса.
Это воспитывает сознательного избирателя, а не так, как у нас.
Политическую образованность это формирует. Люди понимают этот процесс. А не так, когда есть мы, и есть парламент. Сейчас у нас экскурсии приобретают обороты. Хотя с этим есть определенные трудности. Это и вопросы безопасности, и финансовые вопросы. Нам нужен персонал, который будет проводить эти экскурсии. У нас нет такого явления как сувенирная продукция в магазинах. Не хватает буклетов и другого раздаточного материала. Для детей важно что-то оставить дома на память о Верховной Раде. К сожалению, пока, что на это нет бюджетных средств.
Что касается образовательного центра, то сейчас мы готовим положение о его создании. В наших планах создать модель зала голосований с рабочим местом депутата. 3 кнопочками, с микрофоном, чтобы можно было что-то сказать там. Чтобы дети могли сфотографироваться. Чтобы люди эмоционально поняли, что это их парламент.
Мифы о том, что буфет Рады очень дешевый, что депутатов кормят дешевыми деликатесами, уже развенчан. Но журналисты и помощники депутатов, говорят, что поесть в парламенте дорого и не вкусно.
Мне, как управляющему делами, подчиняется предприятие «Столовая ВР». Это здесь, под куполом, есть также столовая Садовая 3, Садовая 3-а, Грушевского 18/2. То есть все наши точки, включая Банковую. Это отдельное предприятие, которое нам подчинено, и деятельность которого мы контролируем.
По моему поручению, полгода назад где-то прошлись по всем окрестным столовым, кафе, ресторанам. Брали все детали во внимание. Столовая в Кабмине, горсовете, ДУС, и какие там еще 2-3 ресторана. Отмечу, что цены у нас – самые низкие.
Это точно не так. Те, кто бывал в столовых Кабмина и КГГА, точно вам скажут, что там дешевле.
Разница заключается в величине порции. У нас борщ стоит 25 гривен, а в Кабмине стоит 21 гривна. Но в Кабмине он не 400 грамм, а 300.
Все помнят скандалы, когда простую малину закупали по 3 тыс. гривен за кг для депутатов.
На самом деле, мы имели несколько внутренних конфликтов. Я думаю, это внешне может, и незаметно было. За время моего руководства, это уже третий директор. И имею искреннюю надежду, что в течение лета, я буду иметь возможность подробнее разобраться в работе столовой, в частности, в ценообразовании. Если будет возможность снизить цены, мы обязательно их уменьшим. Есть трудности. Но не все так плохо.
Автор: Анна Стешенко
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.