Поиск баланса между занятостью и семейной жизнью в наше время является значительным вызовом для семей с детьми, а затем и одним из главных вопросов семейной политики, чрезвычайно актуальным для больших городов.
Доступность качественного ухода за детьми, особенно для детей в возрасте до 3 лет, имеет решающее значение для участия родителей на рынке труда, уменьшает риски бедности для семей с детьми и оказывает положительное влияние на рождаемость.
Эта работа выполнена в русле изложенной в публикациях идеи, об исключительной важности сферы услуг по уходу за ребенком в условиях современных больших городов и в контексте сходства процессов рождаемости в крупных городах Украины и в больших городах других стран Европы.
Целью публикации является анализ сферы услуг по уходу за ребенком в развитых странах и в Украине, определение основных проблем развития и поиск путей совершенствования семейной политики Украины на уровне крупных городов через изучение развития сферы дошкольных учреждений в других странах и городах.
В статье использованы методы научного исследования: сравнения, анализа, обобщения и индукции, привлечены элементы графического анализа. Изучение семейной политики развитых стран, ее эффективности и возможности применения в Украине осуществлено с помощью исторической аналогии и системного подхода, для формулирования выводов применен абстрактно-логический метод.
Новизна заключается в изучении функционирования сферы услуг по уходу за ребенком в контексте демографического развития крупных городов, и в формулировке видения развития семейной политики Украины в этом контексте и на основе изучения опыта реализации семейной политики в странах Европы, в частности в крупных городах.
В крупных городах Украины, на фоне относительно низкого охвата услугами по уходу за ребенком, острой остается проблема перегрузки дошкольных учреждений. Охват детей дошкольными учреждениями в Украине заметно ниже, чем в большинстве стран Европы, особенно в отношении детей в возрасте до двух лет, где отсутствует заметная динамика к росту.
Актуальными проблемами в крупных городах являются низкий уровень качества услуг по уходу за ребенком, неудобство для родителей и низкий уровень оплаты персонала.
Среди полезного опыта развития семейной политики в крупных городах развитых стран следует выделить содействие увеличению числа доступных мест в дошкольных учреждениях, в частности, для детей в возрасте до трех лет. А также целевую финансовую поддержку или снижение налоговой нагрузки для семей, с детьми при использовании услуг по уходу за ребенком, более широкую поддержку уязвимых групп семей с детьми, развитие сферы индивидуального ухода за детьми.
Важным является комплексность семейной политики – сочетание развития сферы дошкольных учреждений с другими инструментами материальной поддержки и содействие занятости родителей, а также по продвижению практического гендерного равенства и преодоления «двойной нагрузки» для работающих матерей.
Ключевые слова: семейная политика, дошкольные учреждения, крупные города, рождаемость.
Постановка проблемы и актуальность. Современный большой город – это не только локация для проживания значительной части населения страны, но и место особого течения демографических процессов, где возникают и распространяются новые тенденции, появляется потребность искать ответы на новые вопросы и вызовы.
Исследование демографического развития крупных городов Украины позволило сформулировать особенности этого типа воспроизводства населения поселения в условиях второго демографического перехода, в частности более интенсивное постарение материнства, распространение внебрачной рождаемости, распространение уязвимости неполных и многодетных семей, что обусловливает обострение проблем сочетания рождения ребенка и занятости.
Важность вопроса поиска баланса между занятостью и семейной жизнью, рождением ребенка в наше время является одним из главных вопросов семейной политики, особенно актуальных для больших городов. Возможность содействовать работающим родителям, способствовать улучшению среды для рождения ребенка, иметь определенное влияние на принятие решения о рождении младенцев и делает сферу услуг по уходу за ребенком крайне важной составляющей современного развития семейной политики.
Длительное развитие семейной политики в странах Европы позволило сформировать инструментарий поддержки семей с детьми, как на национальном уровне, так и на уровне крупных городов, и получить опыт по реализации этих инструментов. А сходство демографического поведения населения больших городов Украины к горожанам развитых стран Европы позволяет видеть перспективу в поиске путей совершенствования семейной политики именно в зарубежных наработках, адаптированных под наши реалии.
Современная российско-украинская война, очевидно, окажет значительное негативное влияние на демографическое и на социально-экономическое развитие страны.
Демографические потери и инфраструктурные разрушения в определенный момент будут побуждать к интенсификации усилий по «смягчению» негативных последствий, и инструменты семейной политики могут сыграть свою роль в улучшении социально-экономической среды родителей с детьми и отразиться в уменьшении убыли населения. Неравномерность потерь по регионам расширяет необходимость более широкой региональной дифференциации семейной политики.
Анализ последних исследований и публикаций. Инструментарий семейной политики в целом и сферы услуг по уходу за ребенком в частности ученые разных стран исследуют уже достаточно длительное время. В работах Г. Неер (G. Neyer), Т. Sobotka, А. Тевенона (А. Thévenon) анализируется как семейная политика в комплексе, так и отдельные ее инструменты. Изучается пронаталистская эффективность их применения и утверждается, обобщая, что семейная политика может иметь незначительное положительное влияние на рождаемость.
Например, незначительное положительное влияние развития сферы раннего ухода за детьми на рождаемость фиксировалось Г. Неер для таких стран, как Германия и Норвегия еще в публикации от 2003 г.
Более современные исследования преимущественно подтверждают этот тезис. Т. Соботка говорит, что высококачественный и доступный государственный уход за детьми, особенно для детей в возрасте до 3 лет, имеет решающее значение с точки зрения сочетания занятости родителей с рождением детей, а также может иметь положительное влияние на принятие решения о рождении ребенка.
А. Тевенон утверждает, что полезными составляющими семейной политики относительно сочетания занятости и рождения ребенка является обеспечение времени, что родители будут тратить на уход и обучение своих детей, и доступность формального ухода за детьми и дошкольного образования.
Важно заметить, что система дошкольных учреждений воспринимается как инструмент предубеждения бедности, поскольку занятость обоих родителей уменьшает уровень бедности, что положительно влияет на благосостояние и развитие ребенка. Показатели охвата и продолжительности ухода за ребенком достаточно сильно отличаются в разных странах, однако существует согласие о значительной ценности дошкольных учреждений для семейной политики.
В современных исследованиях также есть подтверждение важности формы расселения при изучении влияния дошкольных учреждений на рождаемость и рынок труда. В частности, отмечена важность крупных городов.
Опубликованное в 2022 г. исследование влияния реформ сферы услуг по уходу за ребенком при участии женщин на рынке труда в Германии, проведенное Ф. Нейберг (F. Neuberger), Т. Rüttenauer и Г. Буярд (M. Bujard) на основе данных всех регионов Германии с 2007 по 2017 год, выявило положительное влияние.
Охват детей дошкольными учреждениями влияет на показатели участия женщин на рынке труда, имеет заметную зависимость от уровня урбанизации региона. Выявлено, что рост охвата детей в возрасте до двух лет жизни способствует росту участия женщин на рынке труда и имеет более сильное влияние, что наблюдается в Западной Германии и в городских поселениях страны.
Кроме того, охват детей в возрасте от 3 до 5 лет связан с более активным участием женщин на рынке труда в Западной Германии. А также в сельской местности и наиболее сильно, в крупных городах-метрополисах страны.
Более косвенно особую важность дошкольных учреждений в семейной политике крупных городов можно засвидетельствовать по разной реакции отдельных групп женщин на семейную политику в зависимости от их мировоззрения (в частности, потребности в активной занятости, совмещенной с материнством), что можно ассоциировать с мировоззрением, более распространенным в крупных городах.
В исследовании М. Дейтер (M. Deiters), Г. Неер (G. Neyer) и Г. Андерсона (G. Andersson), опубликованном в 2019 г., выявлено, что распространение возможностей для женской занятости в Германии (например, развитие дошкольных учреждений) связано с более высокой долей вероятности первых рождений для женщин. Они считают уход за ребенком необходимым условием рождения ребенка и хотят совмещать работу и семью, и не выступают против трудоустройства матери.
Напротив, для женщин, которые хотят сосредоточиться на семье, а также для тех, кто не уверен в желании трудоустройства матери, такой связи не найдено. Результаты подчеркивают важность учета отношения к инструментам политики в оценке влияния на детородное поведение.
Именно это указывает на важность мировоззренческих ориентаций в потенциальной эффективности семейной политики, которая будет выше тогда, когда ориентированность инструментов будет совпадать с взглядами и ожиданиями населения.
Связь охвата дошкольными учреждениями детей соответствующего возраста и уровня показателя суммарной рождаемости прослеживается и по данным Украины: коэффициент корреляции Пирсона составляет 0,722 за период 1990-2017 гг. (показатель рождаемости взят в следующий год от показателя охвата).
Косвенно оценить динамику актуальности дошкольных учреждений можно путем опроса студенческой молодежи Киева, проведенного сотрудниками Института им. М. В. Птухи НАН Украины, что зафиксировало рост необходимости именно в инструментах содействия занятости родителей.
Если в подобном опросе 2009 г. только 20% респондентов отметили важность создания условий для совмещения занятости и рождения ребенка для принятия решения о рождении ребенка, то в опросе 2019 г. таких было уже 45%.
Развитие сферы услуг по уходу за ребенком именно в контексте формирования семейной политики крупных городов не нашло широкого освещения в научной литературе, однако существует возможность анализа через изучение практики реализации семейной политики в отдельных городах или же обобщающее описание развития городов, которые могут включать дошкольные учреждения.
В частности, представляет интерес исследование на тему: «Еврогорода: инклюзивные города для всех» («Eurocities: Inclusive Cities for All») 2020 года. Оно посвящено борьбе с детской бедностью в крупных городах Европы. Исследование охватило 35 городов с суммарным населением более 30 миллионов человек в 18 странах Европы.
Цель работы – проанализировать особенности сферы услуг по уходу за ребенком, как компонента семейной политики в крупных городах, рассмотреть современные практики функционирования услуг по уходу за ребенком в развитых странах Европы и пути реформирования, сформулировать выводы по совершенствованию семейной политики Украины.
Новизна заключается в изучении функционирования сферы услуг по уходу за ребенком в контексте демографического развития крупных городов и формулировки видения развития семейной политики Украины в этом контексте и на основе изучения опыта реализации семейной политики в странах Европы.
Методы исследования. В статье использованы методы научного исследования: сравнения, анализа, обобщения и индукции, привлечены элементы графического анализа. Изучение семейной политики развитых стран, ее эффективности и возможности применения в Украине осуществлено с помощью исторической аналогии и системного подхода, для формулирования выводов привлечен абстрактно-логический метод.
Изложение основного материала исследования. Современное видение семейной политики на уровне государств характеризуется комплексностью и существованием различных инструментов одновременно. Повышенные риски бедности семей с детьми обусловливают необходимость инструментов материальной поддержки.
Необходимость продуктивной занятости родителей определяет важность услуг по уходу за ребенком и других инструментов содействия занятости – гибкой системы отпусков, возможностей неполной и гибкой занятости.
Необходимость преодоления неравенства в сферах семейной жизни и занятости предполагает распространение гендерного равенства. Важными также являются предоставление информационно-консультационной поддержки родителям, создание удобной жилой инфраструктуры, оборудование городских пространств, общественного транспорта и тому подобное.
Комплексное видение национальных систем семейной политики отражается в концепциях развития отдельных городов. На национальном и местном уровне важная роль в семейной политике принадлежит развитию услуг по уходу за ребенком. Важность ее подчеркивается затратами сферы, страны ОЭСР тратят в среднем чуть более 0,7% ВВП на дошкольное образование и уход за детьми, с большими различиями между странами. Более 1% ВВП тратят Франция и все страны Северной Европы.
Одной из важнейших характеристик сферы услуг по уходу за ребенком является охват детей услугами. Как следствие развития этой сферы, заметно вырос уровень охвата такими услугами детей в возрасте от 0 до 2 лет во многих странах Европы. Несмотря на определенную конвергентность, этот показатель все еще сильно отличается между развитыми странами.
Рост охвата дошкольными учреждениями состоялся для детей всех возрастных групп дошкольного возраста, но если высокий уровень охвата детей в возрасте от 3 до 5 лет имел место во многих странах уже несколько десятилетий назад, то рост охвата в самых молодых возрастных группах является чертой именно современного развития семейной политики.
По данным ОЭСР, в целом для стран организации 36% детей в возрасте от 0 до 2 лет привлечено в систему дошкольных учреждений, но уровень тоже значительно отличается между странами: если в Чехии это менее чем 10%, то во Франции – более 60%.
Высокие показатели охвата традиционно имеют место в странах Северной и Западной Европы (Дании, Норвегии, Бельгии, Нидерландах и других), заметно ниже в странах Восточной Европы. В ряде стран Европы заметный значительный прирост охвата детей в возрасте от 0 до 2 лет за последние десятилетия: в Германии, Испании, Литве, Польше, где уровень охвата вырос более чем вдвое.
Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 3 до 5 лет среди всех стран ОЭСР составляет 87%, а в некоторых странах (Франция, Норвегия) приближается к 100%. В Украине этот показатель составляет 77% в целом для страны и 89% в городских поселениях. Это можно считать достаточно высоким значением, в частности, на фоне низкого уровня охвата младших детей.
Украина, согласно данным Государственной службы статистики, имеет охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 0 до 2 лет на уровне около 20%, что значительно меньше, чем в большинстве стран Европы, однако, сопоставимо с соседними странами (например, Польша или Чехия).
Принципиальным отличием является отсутствие роста этого показателя в Украине. В отличие от большинства упомянутых в тексте стран, охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от 0 до 2 лет в 2020 г. в Украине был на таком же уровне, как в 2010 г.
Если взглянуть на региональный уровень, то при высшей актуальности сферы услуг с раннего ухода за детьми для городских жителей, уровень охвата такими услугами детей в городских поселениях нельзя назвать достаточным, как и увидеть положительную динамику по регионам.
Заметный прирост показателя охвата имел место в нескольких регионах, однако выглядит это скорее как исключение. В то же время столица и город-метрополия Киев имеет один из самых низких в стране уровней охвата дошкольными учреждениями детей в возрасте от 0 до 2 лет и характеризуется отрицательной динамикой этого показателя.
Актуальность развития сферы дошкольных учреждений для городских поселений Украины можно проследить по динамике «нагрузки» мест в дошкольных учреждениях. В городских поселениях Украины перегрузка дошкольных учреждений наблюдается на протяжении длительного времени и сохраняется до сих пор.
Заметна тенденция к некоторой разгрузке учреждений дошкольного образования, кроме этого, сократилась очередь на них (на 72,1% в 2019 г. против 2014 г.).
Несмотря на определенную разгрузку детских садов и рост охвата, дошкольных учреждений в городах Украины все еще значительно меньше от потребности в них, что негативно отражается на экономических перспективах семей с детьми.
Согласно результатам опроса, проведенного Центром экономической стратегии в 2019 г., 53% безработных женщин-респондентов выбрали уход за детьми и недоступность альтернативных вариантов ухода (детский сад, няня, родственники) среди причин своей незанятости, а 29% указали этот фактор как основную причину того, почему они не могут работать.
Среди проблем сферы дошкольных учреждений, характерных для многих развитых стран мира, можно выделить высокую стоимость, что ограничивает доступность и недостаточно высокое качество услуг. В Украине также имеет место проблема низкого уровня оплаты труда работников дошкольных учреждений, что имеет несомненное негативное влияние на качество оказания услуг по уходу за ребенком.
Согласно данным Госстата, при средней заработной плате в 10 497 грн в 2019 г., работницы сферы образования в Украине получали всего 8135 грн (77% от официального среднего уровня заработной платы). При этом минимальные доходы работниц сферы образования были в Черниговской области – 5981 грн. (57% от официального среднего уровня).
Исследования условий труда работниц и работников детских дошкольных учреждений, проведенные Центром социальных и трудовых исследований, подтверждают низкий доход в отрасли, к чему добавляется высокий стресс персонала. Во время исследования было опрошено 5009 работниц и 23 работников, преимущественно в городах (86% опрошенных проживает в городских поселениях). Половина опрошенных лиц получает менее 5000 грн. в месяц.
При таких низких зарплатах значительная доля опрошенных сообщила, что для их рабочего места характерны: ненормированная работа (27%), непредсказуемость рабочего времени (31%), работа в выходные (20%). Персонал детсадов имеет чрезвычайно высокий уровень стресса на работе.
Еще одной из проблем сферы дошкольных учреждений в крупных городах Украины является недостаточное удобство относительно потребностей семей с детьми. Изучение удобства требует отдельных исследований, однако некоторую информацию можно получить из «косвенных» данных социологических исследований. Так, опрос группы «Рейтинг» дает возможность сравнить удовлетворение населения уровнем предоставления услуг по уходу за ребенком по отдельным городам.
По уровню оценки качества услуг в детских садах крупные города не выделяются высокими значениями, А кое-где откровенно уступают другим городам. Так, в Днепре только 1% респондентов оценили на «отлично» (5 по 5-балльной системе) качество услуг в детских садах города и это является худшим уровнем среди всех исследованных городов. В Одессе и Львове такую оценку дали 3% респондентов, в Киеве – 4, в Харькове – 6%. Лидером же является Винница с 11% оценок на «отлично».
Подобная «картина открывается при рассмотрении суммарного результата ответов «отлично» и «хорошо»: 26% в Одессе, 27 в Днепре, 32 в Киеве, 37 в Львове и 41% в Харькове – положительную оценку во всех городах-метрополиях поставили меньше половины опрашиваемых, в трех из них – меньше трети. Лидерами же являются такие города, как Луцк (54% положительных оценок) и Винница (49%).
Однако из девяти городов, где сумма оценок «плохо» и «ужасно» превысила 10%, четыре – это именно города-метрополии, а два из них (Одесса -17% и Львов -14%), возглавляют этот «антирейтинг». Едва ли не все приведенные аспекты положения жителей в городах имеют влияние на ощущение комфорта, счастья и вероятность реализовать собственные детородные намерения.
Исследование на тему «Как улучшение доступа к детским садам поможет матерям на рынке труда» выделяет следующие основные проблемы относительно удобства дошкольных учреждений для родителей и других сторон процесса в Украине. Это очередь в садик; размер групп; качество воспитания; высокая стоимость частных садиков; низкая заработная плата воспитателей; большая нагрузка на воспитателей; низкое качество питания, ремонта; не урегулирован процесс открытия детского сада.
Услуги по уходу за ребенком, как составляющая семейной политики, безусловно, являются более широким явлением, чем система дошкольных учреждений.
Альтернативной дошкольным учреждениям формой услуг по уходу за ребенком является использование индивидуального ухода. Распространенным в развитых странах также является неформальный уход (который обычно осуществляют родственники и близкие). Как и по многим другим тематическим показателям, привлечение такого ухода является крайне отличительным между странами.
Среди детей в возрасте от 0 до 2 лет в развитых странах уровень неформального ухода варьируется от 43% в Венгрии до 1% в странах Северной Европы – Дании, Финляндии и Швеции. Для детей в возрасте от 3 до 5 лет показатели колеблются от 49% в Словении до 0,2% в Дании и Швеции, а для детей в возрасте от 6 до 12 лет – от 39% в Словении до 0,2% в Финляндии.
Это отражает, в частности, последствия «гарантий» северных стран по уходу за детьми, которые предоставляют всем детям законное право на место в формальном уходе за ребенком с самого раннего возраста, если их родители пожелают.
Распространение неформального ухода может служить основанием для внедрения инициатив, которые будут иметь целью, как-то легализовать этот труд, придать ему оплачиваемый характер. Украинская программа «Муниципальная няня» тоже может служить вариантом привлечения к официальному рынку труда и оплачиваемой деятельности, которую выполняют бабушки и другие родственники по уходу за ребенком.
Внедрение программы предоставления денежной компенсации в случае наем няни «Муниципальная няня» можно считать прогрессивной формой поддержки сферы ухода за детьми, которая создает дополнительные возможности для работающих родителей, детенизации занятости и развития частных учреждений. О необходимости программы говорит тот факт, что осенью 2020 г., через полтора года после ее введения, компенсацию по программе получали 34,6 тысячи человек.
Практика по компенсации родителям части средств, потраченных на услуги по уходу за ребенком, имела место в других странах, в частности, во Франции, где также существует сертификация поставщиков услуг няни.
Помимо положительного влияния на рынок труда и на социально-экономическое положение родителей, было обнаружено, что значительная доля нянь на самом деле не имеет должной подготовки. В случае расширения программы «Муниципальная няня» в Украине также можно предположить наличие риска относительно качества услуг по уходу за ребенком.
Инструмент компенсации услуг няни для родителей более уместно использовать в сочетании с другими инструментами семейной политики, поскольку спектр желаемых вариантов сочетания отцовства и занятости является достаточно широким.
Важно инвестировать в более широкий комплекс мероприятий по совмещению воспитания детей и занятости – расширение сети дошкольных учреждений, открытие ясельных групп для детей до 3 лет и др., организацию детских комнат, повышение уровня навыков персонала и тому подобное. Есть смысл позволить распространить программу (кроме ухода) и на развитие ребенка – оплату спортивных и творческих занятий, мероприятий по раннему развитию и тому подобное.
Современная фаза российско-украинской войны формирует дифференцированные по регионам вызовы, что создает смысл в расширении дифференциации других инструментов семейной политики. Развитие программы «Муниципальная няня» может иметь особую актуальность в регионах, где заметная часть дошкольных учреждений разрушена в результате военных действий, поскольку позволит более оперативно обеспечить уход за детьми до восстановления инфраструктуры.
Особый интерес для поиска совершенствования семейной политики Украины представляет изучение путей реформирования семейной политики стран Европы, которые происходили в последние десятилетия. В частности, реформа сферы услуг по уходу за ребенком проводилась в Германии с 2005 г. и в ее основе было стремление предоставить обоим родителям возможности работать в равной степени.
Произошло увеличение государственного финансирования дошкольных учреждений, расширение доступности учреждений по раннему уходу за детьми, что выразилось в росте охвата детей в возрасте до двух лет с 16,8% в 2005 г. до 38% в 2019 г.
Параллельно введены налоговые скидки для родителей, которые используют услуги по уходу за ребенком (при условии, когда работает хотя бы один из родителей), сокращен отпуск по уходу за ребенком и добавлен «бонус для отца», предприняты шаги по увеличению качества услуг по уходу за ребенком. Вместе с охватом заметно вырос уровень занятости матерей (71% в 2018 г.).
В соседней Польше развитие сферы услуг по уходу за ребенком также является составной частью общей реформы семейной политики, вследствие чего возрос охват дошкольными учреждениями с 60% в 2010 г. до 80% в 2016 году. С сентября 2016 г. органы местного самоуправления обязаны обеспечить место в дошкольном учреждении для каждого ребенка в возрасте 3-4 года.
Близость проблем развития сферы услуг в разных странах и отдельных городах создает предпосылки для использования имеющихся наработок реализации семейной политики на муниципальном уровне. В частности, во многих городах Европы инвестиции в услуги по уходу за детьми и их образованием являются основой муниципальных политик по борьбе с детской бедностью и содействия благосостояния детей.
Если в таких странах, как Швеция и Финляндия доступ к дошкольным учреждениям гарантирован для всех детей на уровне государства, то в ряде стран законодательство этого не гарантирует, однако доступность ухода за детьми может обеспечиваться на уровне отдельных городов.
Распространенным инструментом поддержки доступности дошкольных учреждений является прямая финансовая поддержка или снижение налоговой нагрузки для малообеспеченных семей в отдельных городах.
Например, в Вене внедрена система «неуплаты взносов», как следствие места в детском саду бесплатны для всех детей в возрасте до 5 лет, с гибким графиком работы в соответствии с графиком работы родителей. Любляна субсидирует плату за детские сады в соответствии с доходами семьи, чтобы все дети имели возможность посещать дошкольные учреждения, таким образом, достигнув 95,5% уровня участия в 2019 г.
Многие из исследуемых городов Европы сосредотачиваются на обеспечении доступа к уходу за детьми и дошкольного образования путем увеличения количества мест в государственных детских садах, школах и дошкольных учреждениях.
В частности, Варшава развила свою систему ухода за детьми в 2019– 2020 годах: всего за два года город удвоил количество мест, построив новые государственные ясли и приобретя много мест в частных яслях. В Мадриде также создается сеть муниципальных яслей, более доступных по цене, финансируемых из городского бюджета.
С 2017 по 2020 годы в городе было создано 70 муниципальных детских садов, которые добавили 8000 новых мест для ухода за детьми (10% роста количества мест), которые полностью финансируются из муниципального бюджета. Посещение бесплатно или с большой скидкой (50% или 100%) для детей из малообеспеченных семей.
Важно осознание различной уязвимости отдельных категорий семей с детьми и, как следствие, целенаправленная помощь более уязвимым семьям. Это может иметь форму довольно широкого круга льгот, например, бесплатных обедов в школах и дошкольных учреждениях, как в Дюссельдорфе.
Другие города, например Брага, поддерживают доступ к образованию, покрывая транспортные расходы для детей. Темпере оплачивает и организует внешкольный досуг, включая летние каникулы. Амстердам и Роттердам предоставляют бесплатные планшеты или ноутбуки детям, нуждающимся в «преодолении цифрового разрыва».
Милан направляет целевые услуги и финансирует учреждения по уходу за детьми и школы в районах, население которых считается более уязвимым, с целью предотвращения раннего «выбытия» из школы и улучшения качества обучения.
Барселона предпринимает многочисленные меры для обеспечения доступа к образованию для всех детей, включая уменьшение платы за ясли в соответствии с доходами семьи, субсидии на оплату школьной столовой и бесплатный доступ к летним мероприятиям для малообеспеченных семей.
Комплексный подход к развитию сферы услуг по уходу за ребенком имеет место в уже упомянутой выше Любляне. Здесь вследствие значительного увеличения мест в государственных детских садах удалось достичь 95,5% уровня охвата детей дошкольного возраста в 2019 г.
Любляна выделяет треть своего городского бюджета на дошкольное образование и уход за детьми дошкольного возраста. Город субсидирует уход за детьми и дошкольные учреждения. Для семей с наименьшими доходами доступ в дошкольные учреждения бесплатный.
Дополнительная субсидия предлагается родителям за кредит на жилье. Город также обеспечивает субсидированный или бесплатный присмотр за детьми во время отпуска, бесплатные мероприятия после уроков и бесплатные школьные обеды для детей, которые в этом нуждаются.
В Любляне создан образовательный центр для поддержки обучения детей с особыми потребностями, который включает обучение и повышение квалификации воспитателей в детских садах, образовательные программы для семей и телефонную и электронную консультацию, как для персонала, так и для родителей. Город также усилил программы инклюзии и индивидуальную поддержку детей с особыми потребностями, в частности, с аутизмом.
Важной составляющей нехватки дошкольных учреждений в крупных городах является значительная «двойная нагрузка» на матерей, которые вынуждены совмещать продуктивную занятость и воспитание ребенка. Гендерные стереотипы украинского общества обуславливают «перегрузку» именно матери, о чем свидетельствуют многочисленные социологические исследования.
Опрос, проведенный группой «Рейтинг» в 2021 году, показал, что «женскими» обязанностями респонденты считали именно домашние хлопоты. Это приготовление пищи (64% респондентов) и домашние дела (56% респондентов). Еще 30-40% отметили, что эту работу выполняют как мужчины, так и женщины. Лишь 3% респондентов сказали, что эти обязанности чаще лежат на мужчинах. Говоря о воспитании детей, половина опрошенных отметили, что этим занимаются оба.
В то же время 41% респондентов утверждали, что это чаще делает женщина. В сфере занятости сохраняется традиционное распределение ролей, и она претерпевает меньше изменений по сравнению с профессиональными. Эпидемия COVID-19 также существенно повлияла на увеличение времени, которое тратят семьи с детьми, особенно часто это отмечали именно женщины (42%). Дети чаще дома, часто учатся онлайн, так, бытовые дела требуют больше времени – а это «женская работа».
Рекомендации по улучшению доступности и удобства сферы детских садов формулировались в современных исследованиях и в Украине.
В частности, упомянутое исследование «Как улучшение доступа к детским садам поможет матерям на рынке труда» от Центра экономической стратегии предлагает ряд инициатив по содействию и увеличению количества дошкольных учреждений в стране и росту охвата:
ввести механизм «деньги ходят за ребенком» во всех регионах Украины, чем будет обеспечен более равномерный охват детей учреждениями различной формы собственности, ведь по этому механизму может предоставляться финансирование бюджетными средствами и частным детским садам;
облегчить процесс открытия частного детского сада, упростив слишком жесткие нормы по питанию и к помещениям;
разработать механизм зачисления детей сверх количества имеющихся мест, поскольку существенная часть детей не посещает садики с достаточной регулярностью;
внедрить электронную очередь записи в сад во всех регионах;
отвязать оплату труда от тарифной сетки, что даст возможность сделать оплату труда воспитателей более конкурентоспособной и увеличит доверие родителей к работе детсадов;
определить одной из целей дошкольного образования «уход за ребенком, чтобы предоставить родителям возможность работать»;
предоставить будущим воспитателям возможность получить краткосрочное педагогическое образование, что уменьшило бы затраты времени на получение высшего образования;
отменить жесткие нормативы относительно дневной нормы продуктов, что позволит сделать питание более качественным и инклюзивным;
узаконить внесение родителями небольшой дополнительной платы за обучение в коммунальных детских садах, чтобы сделать сады привлекательными именно для тех, кто их на самом деле потребует. Важно, чтобы такая плата не была обременительной для семейного бюджета, чтобы не оказать негативного влияния на занятость.
В планах развития сферы услуг по уходу за ребенком, которые озвучиваются правительством Украины, также постоянно фигурирует увеличение числа дошкольных учреждений негосударственной формы собственности. Одним из шагов по обеспечению доступности дошкольного образования видится развитие частного сектора.
Политика по развитию сферы услуг по уходу за ребенком потребует дополнительных государственных расходов, но будет способствовать уменьшению детской бедности и увеличению предложения рабочей силы среди женщин. Долгосрочное влияние на «жизненную траекторию» детей, в частности их рисков бедности в будущем, в определенной степени зависят и от качества обучения и ухода в раннем детстве, и поэтому важно инвестировать в качество услуг и обучение персонала.
Современная семейная политика тесно связана с наличием равных прав и возможностей, в частности распространения практического гендерного равенства. Неравенство отражается в повышенных рисках бедности женщин, в более сложных перспективах по занятости и более предвзятом отношении работодателей, в неравномерном распределении семейных обязанностей. Неравенство ухудшает социально-экономическую среду для рождения ребенка, что имеет следствием менее полную реализацию детородных намерений.
Выводы. Сфера услуг по уходу за ребенком оказывает влияние на чрезвычайно важный в условиях современного города баланс занятости и семейного бюджета, а также и на состояние родителей, развитие детей, преодоление социально-экономического неравенства, развитие рынка труда.
Долгосрочное влияние на «жизненную траекторию» детей, в частности их рисков бедности в будущем, зависят и от качества обучения и ухода в раннем детстве, что обусловливает важность не только доступности дошкольных учреждений, но и компетентности персонала.
В крупных городах Украины, на фоне относительно низкого охвата услугами по уходу за ребенком, острой остается проблема перегрузки дошкольных учреждений. Актуальными проблемами крупных городов являются недостаточный уровень качества услуг по уходу за ребенком, неудобство для родителей и низкий уровень оплаты персонала. По уровню оценки качества услуг в детских садах крупные города не выделяются высокими значениями, А кое-где откровенно уступают другим городам.
Насущными задачами, соответственно, является повышение качества работы учреждений, согласование режимов работы дошкольных учреждений с потребностями родителей, обеспечение достаточного уровня подготовки персонала дошкольных учреждений и надлежащей оплаты их деятельности.
Для развития сферы содействия по уходу за ребенком в крупных городах следует обеспечить функционирование надлежащего количества заведений и мест в них, в частности, в отношении детей в возрасте до 3 лет. Разрушение инфраструктуры в результате российско-украинской войны обостряет проблему нехватки дошкольных учреждений в отдельных городах и регионах, а также перегрузки их в местах значительного притока населения.
Изучение развития семейной политики крупных городов Европы демонстрирует, что государственная поддержка увеличения количества мест в дошкольных учреждениях является достаточно распространенной, как и практики, что можно назвать полезными, прямая финансовая поддержка и снижение налогового бремени для малообеспеченных семей в случае оплаты услуг дошкольных учреждений.
Важной альтернативной дошкольным учреждениям формой услуг по уходу за ребенком является использование индивидуального ухода. Развитие программы «Муниципальная няня» может иметь особую актуальность для увеличения охвата детей дошкольного возраста услугами по уходу в крупных городах, в частности в условиях разрушенной инфраструктуры или же ее перегрузки.
Стоит развивать эту программу относительно уровня выплачиваемых средств и использования не только на уход, но и на развитие ребенка, что позволит применять ее более широко. Имеет смысл региональная дифференциация программы, или же внедрение подобных инструментов на уровне отдельных крупных городов, как это практикуется в Европе.
Необходимым является содействие развитию частных дошкольных учреждений, участие неправительственных организаций в создании дошкольных учреждений, развитие семейных детских садов, более широкое привлечение местных общин к выявлению потребностей семей с детьми относительно качества и доступности услуг по уходу за ребенком, обмен полезными практиками.
Важна комплексность в построении семейной политики и в достижении практического гендерного равенства, что будет включать, в частности, преодоление «двойной нагрузки» для работающих матерей.
Автор: Б.О. Кример, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: b.krimer.demostudy@gmail.com, ORCID: 0000-0002-2103-6622, Scopus ID: 57190216225
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.