«Уставшие» мосты: почему власть не спасает их системно?

Уведомление о начале строительства, заключение экспертизы, проект, строительство, купить спецобувь

Устаревшие и разрушенные мосты – это не только непосредственная угроза жизни граждан, но и колоссальные экономические убытки для бизнеса и государства. К сожалению, украинская власть не подходит к проблеме комплексно, игнорируя международный опыт, особенно в контексте современной системы мониторинга состояния этих критически важных сооружений.

Статус кво разрушения

В начале мая 2021 года обвалился мост на автомобильной дороге H17 «Львов-Луцк» — в районе села Гаек Львовской области. К счастью, никто при этом не пострадал. А если бы в момент обвала проезжали машины? Следовательно, в этой ситуации следует благодарить лишь случай.

Как отметил тогда политический эксперт Юрий Романенко, капитальный ремонт этой трассы был осуществлен в 2015-2016 гг., еще при президенте Петре Порошенко! Впрочем, как позже уточнили в «Укравтодоре», в то время на трассе выполнили лишь средний ремонт покрытия, то есть банально заменили верхний слой асфальта.

Мост, который построили в 1960 году, никто и не собирался реконструировать, хотя он уже давно находился в аварийном состоянии. Что примечательно, по свидетельству Службы автомобильных дорог, на искусственном сооружении действовало ограничение на движение крупногабаритного транспорта, хотя много тоннажные грузовики постоянно ездили через мост!

Власть — что местная, что центральная в лице «Укртрансбезопасности» — системно закрывала на это глаза! Да и чего греха таить, что если у нас и ремонтируют дороги, то «уставшие» мосты нередко почему-то остаются без внимания исполнителей. Тем не менее, именно эти искусственные сооружения представляют повышенную опасность для жизни граждан.

В «Укравтодоре» уверяли, что мол, мост на Львовщине еще раньше был запланирован к реконструкции. Сообщается о том, что тендер на изготовление проекта реконструкции был проведен еще в 2020 г. (общая стоимость – 74 млн. грн.). А ведь фактически действующая власть опоздала с началом работ — реконструкция аварийного моста должна стартовать, по крайней мере, год назад!

Да и в целом, профильные госорганы уже давно должны были бы осуществить исследование мостового хозяйства в стране, сфокусироваться на перечне безнадежно аварийных мостов и начать их реконструкцию! Ведь каждый день промедления здесь, не дай Бог, может обернуться трагедией! Кстати, это не единственная похожая «троща», вспомним хотя бы обрушение части конструкций моста на Окружной дороге Харькова, которое произошло в августе 2019 года!

Состояние мостовых сооружений в Украине — на грани безнадежного. При этом официальные и экспертные цифры существенно различаются. Тем не менее, никто не может оспорить тот факт, что «львиная» доля искусственных сооружений в нашей стране была построена еще в 1940-1960 гг. прошлого века.

Более 80% отечественных мостов построено до 1980 г. Большинство из них не ремонтировали капитально десятилетиями! Так, по данным аналитического портала «Слово и дело», с 1980 по 1989 года ремонт проводился на 1 950 мостах, с 1990 по 1999 — на 619. А с 2000 по 2009 годы – ремонт проводился всего на 337 мостах. С 2010 по 2019 годы было сделано еще меньше — отремонтировали лишь 314 моста.

В то же время, по информации Министерства инфраструктуры, в Украине в целом несколько больше 16 тысяч мостов (поэтому, «ремонтные» цифры – просто-таки мизерные). Примечательно, что Минрегион подает другую статистику, что в Украине якобы эксплуатируется 12 064 мостов и путепроводов, из них – 8 886 автомобильных мостов, 2 395 пешеходных мостов и 783 путепроводов. Общая же их протяженность составляет 759,43 км.

При этом, по данным «Укравтодора», лишь около 7,5 тысячи из них (то есть, почти 50%) соответствуют действующим нормам и стандартам, тогда как остальная часть объектов подлежит реконструкции.

Согласно обследованию мостового хозяйства государственным агентством, осуществленного в 2019 г., срочного ремонта требует 895 мостов, из них 169 находятся в предаварийном состоянии.

Впрочем, как констатирует владелец ООО «Мостостроительное предприятие «Мостострой» Михаил Беккер, 85-90% мостов в Украине — в неудовлетворительном состоянии, а 60% — в аварийном. В то же время, по данным эксперта по градостроительству Виктора Глебы, около 50% мостов в Украине – аварийные. И это — вовсе не 895 мостов, как считают в «Укравтодоре»!

О чем свидетельствуют эти расхождения в статистике? Лишь — о том, что в Украине до сих пор не осуществлена комплексная «диагностика» мостового хозяйства, а о системном и постоянном мониторинге состояния искусственных сооружений и вообще нечего говорить!

В то же время, недавно власть разработала национальную программу восстановления мостов, однако, как ее можно было адекватно «сверстать» без точных и комплексных данных?!

К такому выводу побуждает и информация от «Укравтодора» годичной давности: мол, за последние годы было обследовано 70% мостов на дорогах государственного значения и 15% сооружений местного значения.

Тогдашний глава государственной корпорации и нынешний министр инфраструктуры Александр Кубраков констатировал, что всего было обследовано 35% из 16 200 мостов. И признался, что мол, «Укравтодор» даже не владеет информацией о состоянии большинства из искусственных сооружений. При этом Кубраков констатировал, что лишь 2% мостов — в исправном состоянии. А в аварийном состоянии – якобы каждый пятый мост!

К сожалению, имеем традиционную ситуацию для нашей власти, что госпрограммы пишутся без тщательных, детальных расчетов и цифр, без комплексного аудита и паспортизации объектов. А дороги «капитально» ремонтируются без реконструкции «попадающихся» на пути мостовых переходов.

Кстати, о беспомощности профильных госорганов, которые совсем не владеют исчерпывающей информацией о состоянии каждого моста в Украине, недавно отметил политический эксперт Сергей Быков. Он справедливо утверждает, что властям неизвестно, в каком состоянии находится большинство украинских мостов. Мол, из 16 346 мостовых сооружений было проверено только 895!

К тому же, имеем полную неопределенность и хаос в общих сметах. Так, согласно Национальной программе восстановления мостов, на обновление почти 1400 искусственных сооружений к 2025 году нужно 28,7 млрд. грн (более 1 миллиарда долларов). Очевидно, эта цифра коррелируется с данными портала «Слово и дело», который оценивает полную стоимость работ по ремонту, реконструкции и строительству дорог и мостов национального значения – в 94 млрд. грн.

В то же время, лишь проект сооружения моста через Южный Буг, что разгрузил бы Николаев от засилья фур, «Укравтодор» оценил в рекордные 20,3 млрд. грн. Кстати, этот мост должен был бы строиться на кредит Японского агентства международного сотрудничества, которое готово выделить средства, однако общее согласование проекта по непонятным причинам затягивается именно украинской стороной.

При этом профильные госорганы в основном не учитывают в формировании общих государственных средств те мостовые сооружения, которые находятся на балансе органов местной власти. А таких — более 10 тысяч, то есть почти две трети от общего количества. К тому же, более ста автодорожных путепроводов сегодня в собственности «Украинской железной дороги», в том числе и многострадальный Дарницкий мост.

И существуют большие сомнения в том, что муниципалитеты и ОТГ в условиях децентрализации имеют в достаточном количестве финансовых ресурсов, чтобы провести реконструкцию «собственных» устаревших мостов без поддержки из государственного бюджета. Взять хотя бы сравнительно богатый Киев, где четыре основные мосты буквально «на ладан дышат», а столичные власти никак не найдут средства и не начнут реконструкцию.

Что же касается «Укржелдора», что находится на грани банкротства, то ей явно не до капитальных ремонтов «балансовых» путепроводов, главное – удержаться на плаву!

Что же имеем в «сухом остатке»? Во-первых, отсутствие точных «больших данных» относительно реального состояния мостов порождает ошибочные подходы государственных менеджеров в финансовом планировании. К сожалению, в стране отсутствует система инспектирования и мониторинга мостов в формате 24/7, отсюда – базовые «системные» провалы власти и невозможность адекватно сверстать госпрограмму по восстановлению и строительству мостов.

Во-вторых, в силу коррупционных факторов, у нас практически отсутствует тщательный контроль веса фур со стороны «Укртрансбезопасности». Через украинские мосты постоянно ездят грузовики весом более 100 тонн (хотя разрешено не более 40 т), что углубляет разрушение и аварийность мостов. А это уже прямая опасность для жизни и здоровья граждан.

В-третьих, традиционно распространенные коррупционные откаты при строительстве дорог, да и всех других объектов, «размывают» финансовую базу. Как на государственном, так и на местном уровне. Следовательно, если дороги еще кое-как ремонтируют, то на строительство мостов банально не хватает денег.

И, в-четвертых, аварийное состояние существующих мостов, и недостаток альтернативных транспортных переправ через реки, приводит к огромным дисбалансам в транспортной логистике, в крайне нерациональной «маршрутизации» грузовых перевозок. Все это порождает миллиардные экономические потери для бизнеса и госбюджета. Вполне очевидно, что без качественной мостовой инфраструктуры экономика страны просто-таки задыхается!

Без системы мониторинга аварийные мосты «замораживаются»

Наиболее развитые страны мира, в частности члены ЕС, еще несколько десятилетий назад начали свои реформы мостового хозяйства – причем, именно с внедрения системы комплексного, многоуровневого мониторинга мостовых сооружений в режиме «реального времени», чего в Украине до сих пор нет.

Речь идет о высокотехнологичном мониторинге прочности и состояния базовых конструкций на основе технологий искусственного интеллекта, больших данных, дополненной реальности, спутникового наблюдения и др.

Это позволяет разрабатывать прогнозные модели долговечности мостов с учетом всех факторов внешнего воздействия на мостовые конструкции, а особенно альтернативные стратегии по приведению здания в надлежащее качественное состояние (ремонт, укрепление, реконструкция, полная замена и др.). В таких странах, как США, Великобритания, Германия и других работы по управлению состоянием мостовых сооружений полностью автоматизированы. Лишь несколько показательных кейсов.

Великобритания. Еще в 1970-х годах правительство страны начало программу по идентификации грузоподъемности более 200 тысяч мостов (!) в связи с резкой интенсификацией транспортного трафика и увеличением массы автомобилей.

Чтобы установить очередность проведения мостовых работ, был использован метод, основанный на оценке по 26 баллам состояния отдельных элементов и конструкций (опор, опорных частей, пролетных сооружений, гидроизоляции, деформационных швов и т. д.). Таким образом, каждый мост получал собственный «паспорт» и был внесен в общегосударственный «лист очередности» по ремонту.

Сегодня в Великобритании работает система непрерывного мониторинга состояния искусственных сооружений — специальные датчики и маркеры сигнализируют профильные государственные агентства в режиме реального времени о малейших отклонениях и деформации мостовых конструкций.

С помощью искусственного интеллекта принимаются решения о формате ремонтных работ, которые выполняются безотлагательно. Благодаря этим алгоритмам, количество аварийных мостов в Великобритании сегодня сведено к минимуму.

Германия. В этой стране на сегодня создана система постоянного контроля над стабильностью мостовых конструкций. Мониторинг осуществляется с помощью системы сверхчувствительных датчиков, установленных на несущие стальные конструкции, или арматуру железобетонных элементов. Приборы точно фиксируют изменение магнитного поля этих элементов, а, следовательно – малейшие изменения в состоянии конструкций.

Кроме этого, на немецких мостах повсеместно используются специальные смотровые установки, в частности, итальянской фирмы «Barin», или немецкий «Moog MBI 80» для безопасного контроля состояния пролетных строений и опор мостов.

Установки имеют высокую маневренность, занимают лишь одну полосу движения, с их помощью, возможно, осуществить осмотр подмостового пространства (8 метров по горизонтали и 7 м по вертикали). Кстати та же фирма «Moog» производит обзорные установки для железнодорожных мостов — оборудование «работает» с консолей пролетных сооружений, или с путей.

США. Система мониторинга состояния мостов в этой стране полностью децентрализована. Несмотря на это, для всех штатов действует национальный стандарт инспекции мостов (NBIS).

Все данные о каждом мостовом сооружении, включая спутниковые, поступают в Департамент информации штата и заносятся в банк данных Системы управления мостами (BMS). Эта система, которая работает на основе искусственного интеллекта, является источником информации для строительных организаций, которые получают данные об объемах как текущих, так и перспективных работ по ремонту, реконструкции и содержанию искусственных сооружений.

Важная «деталь»: при изучении данных о состоянии мостов, американские профильные агентства пришли к выводу, что экономически более выгодно направлять средства на мониторинг и техническое обслуживание мостов, если сравнивать с затратами на ремонтные работы из-за нехватки надлежащих мер по эксплуатации мостовых сооружений.

Начиная с 2017 года, в США работает смарт-система мониторинга состояния мостов, которая интегрирована в практически все инженерные и архитектурные сооружения в стране. Пилотный проект был апробирован компанией «Figg Engineering Group» (разработчиком уникальной сенсорной системы) совместно с Министерством транспорта штата Миннесота.

Сегодня каждый мост США превращен в объект с интеллектуальной системой мониторинга, которая с помощью сенсоров отслеживает эксплуатационные нагрузки на конструкции, движение и температуру всех элементов, а особенно – степень отклонения показателей от заданных параметров. Все данные передаются онлайн в мониторинговые центры системы управления мостами, специалисты которой оперативно принимают решение о начале ремонта, или реконструкции мостов и тому подобное.

Что нужно, чтобы реанимировать украинские мосты? 

Прежде всего, власть должна создать многоуровневую систему управления мостовым хозяйством страны. Для этого, как минимум, необходимо:

— правительству и парламенту — создать Агентство по управлению искусственными сооружениями, или отдельный Департамент в структуре «Укравтодора» как государственного оператора содержания мостового хозяйства страны;

— правительству — разработать национальный стандарт и систему комплексного мониторинга состояния искусственных сооружений в Украине с использованием новейших цифровых технологий, позаимствовав базовые элементы американской модели. Не лишено смысла и заявление экс-министра инфраструктуры Владислава Криклия о необходимости привлечения современных спутниковых сервисов для мониторинга мостовой и другой инфраструктуры;

— «Укравтодору» — провести комплексное исследование и мониторинг состояния всех мостов Украины (как государственного, так и местного значения), создав актуальные «паспорта» для каждого сооружения и ранжировавши их в «письме очередности» в контексте капремонта или реконструкции. И уже на основе этого мониторинга следует кардинально скорректировать национальную программу восстановления мостов!

В то же время, нужно, не мешкая, начать реконструкцию или замену всех аварийных мостов, окончательно отказавшись от провального финансового менеджмента. В целом, недопустима ситуация, при которой, например, тратится 400 млн. грн. на туристический «мост» — забаву в столице, тогда как мост Патона, или Метро обваливаются частями, работая на уже давно исчерпанном ресурсе прочности;

— правительству — создать в Дорожном фонде отдельную статью расходов на обновление мостов, которая будет состоять преимущественно из средств государственного бюджета, частично – из местных финансов, а также – из целевых грантов международных финансовых организаций и правительств. Очевидно, правительству совместно с Национальным банком Украины следует разработать программу льготных кредитов с государственными гарантиями для нужд реконструкции мостового хозяйства страны.

Автор: Олег Титамир

Источник: БизнесЦензор

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий