Почему в мире упало производство машин, и подорожают ли подержанные авто.
В 2021 году мировая автомобильная промышленность не восстановится. В силу ряда экономических причин останавливаются заводы, и производство может быть ниже, чем в 2020 году.
Весной из-за недостатка компонентов о сокращении производства на шести предприятиях в Северной Америке объявил американский автогигант Ford, а японская Honda закрыла завод в Великобритании, который работал с 1985 года.
Из-за срыва поставки запчастей остановились три завода крупнейшей автомобильной компании мира – японской Toyota, а руководство крупнейшей американской автомобильной корпорации General Motors из-за недостатка микрочипов поставило на паузу пять крупных предприятий.
Этот список далеко не исчерпывающий. Следствие остановки заводов закономерно, производство авто сокращается во всем мире. В 2020 году мировое производство автомобилей упало на 16%, в 2021 году падение продолжается.
Во втором квартале 2021 года производство автомобилей в США по сравнению с первым кварталом упало на 22,5%. В Великобритании за полгода выпустили на 38,4% меньше авто, чем в среднем за последние пять лет, а в Китае в последние месяцы производят меньше автомобилей, чем в карантинном 2020 году.
Как это скажется на отрасли? По расчетам американской консалтинговой фирмы AlixPartners, автомобильная индустрия в 2021 году не получит 110 млрд. долл. Обычно сокращение производства бьет по карманам владельцев компаний, но не в этот раз. Падение предложения сопровождается ростом спроса.
По оценкам S&P Global, в 2021 году продажи автомобилей в мире увеличатся на 8-10% по сравнению с 2020 годом. При таких условиях единственный вариант развития событий — рост цен на авто. Это уже реальность.
По данным компании Kelley blue book, в 2021 году цены на новые авто в США выросли на 5,4% по сравнению с 2020 годом. В среднем легковое авто подорожало на 2 тыс. долл. Больше всего, на 12%, выросли цены на машины марки Mitsubishi.
Еще хуже ситуация на рынке подержанных транспортных средств. За 2020 год цены на автомобили с пробегом выросли на 11%. В США стоимость машин за последний год повысилась на 45%, в Австралии – на 34%. Что повлекло спад производства автомобилей в мире и подорожают ли подержанные авто в Украине?
Недостаток микрочипов
Дефицит микрочипов называют главной причиной остановки автомобильных предприятий в мире. Благодаря этим компонентам работает вся электронная техника, и их нехватка – настоящая катастрофа для производств, связанных с высокими технологиями.
Чипов не хватает из-за внезапного повышенного спроса на ноутбуки, серверы и другое оборудование. Свою роль сыграли и технологические санкции США против Китая, которые заставили компании этой страны запасаться микросхемами на многие месяцы вперед.
Для производителей авто дефицит микросхем особенно болезненный, ведь доля электроники в машинах с годами растет. По данным отчета Deloitte, доля электрических приборов в стоимости каждого автомобиля составляет около 40%. Для сравнения: в 2000 году этот показатель находился на уровне 18%.
Если для производства не будет хватать малейшего компонента, машина в салоне не появится. Чипы для авто делают на тех же предприятиях, которые работают для другой электроники, поэтому ажиотаж задел всех. На мощности одного завода претендуют и автомобильные фирмы, и производители бытовой техники.
После начала пандемии автомобильные производители считали, что спрос на машины будет низким. Из-за этого в 2020 году они уменьшили заказы микросхем. Когда же оказалось, что спрос на автомобили стремительно восстановился, и для производства надо больше чипов, было поздно: заводы уже обслуживали другие технологические компании.
Один из производителей микросхем сообщил Wall Street Journal, что представителям автомобильной индустрии приходится ждать свои заказы до 40 недель.
Еще одним ударом по индустрии стали катастрофы на производствах микрочипов.
19 марта на японском заводе Renesas вспыхнул крупный пожар. Эта компания, по разным оценкам, контролирует 20-30% рынка микроконтроллеров для автомобильного производства. Большинство поврежденного в результате пожара оборудования работало на нужды автомобильных корпораций.
По данным брокерской компании Nomura Securities Co, пожар на заводе Renesas привел к сокращению мирового автомобильного производства на 7% от трехмесячных плановых объемов. Речь идет о 1,6 млн. машин.
В феврале штат Техас накрыл морозный шторм, который привел к массовому отключению электроэнергии и остановке производств микрочипов. Тогда временно прекратили работу четыре завода, что сорвало поставки полупроводников.
Быстро увеличить производство микрочипов не получится. Это производство очень сложное и требует незаурядного опыта в области микроэлектроники. Оборудование для заводов по производству полупроводников стоит дорого и при этом быстро стареет, из-за чего инвестиции в такие проекты достигают миллиарды долларов.
Как долго продлится этот кризис, не знает никто. Судя по заявлениям производителей и аналитиков, острый дефицит чипов будет ощущаться к 2022 году.
Подорожание сырья
Стоимость автомобилей растет, и из-за дефицита стали, алюминия и пластика. Нехватка пластиковых смол постигла автомобильных производителей весной из-за заморозков в Техасе, которые привели к остановке местных заводов. Также не хватало контейнеров для транспортировки, увеличился общий спрос на товары из пластика.
Из-за этого сорвались цепи поставок для ряда автозаводов и выросли цены на это сырье. В США цена на пластик весной повысилась на 35%. Директор Немецкой ассоциации TecPart Марк Вальгейт говорит, что последствия «пластикового» кризиса производители будут испытывать, по меньшей мере, до конца августа 2021 года.
Подорожала и сталь – главный компонент для производства кузовов.
В 2020 году цены на сталь выросли на ошеломляющие 200%. Причина проста: сталелитейные заводы сократили объем производства во время пандемии и оказались не готовыми к быстрому восстановлению спроса. В США и ЕС пока не ждут возвращения старых цен на сталь, ведь мировая экономика становится на ноги.
Более того, когда кризис чипов закончится, автокомпании будут наращивать выпуск машин и заказывать еще больше сырья, что будет давить на цены.
Все большую роль в производстве автомобилей играет алюминий. Он легче стали, и в два раза эффективнее гасит удары, поэтому из него изготавливают бамперы. Из сплавов алюминия также делают защиту для батарейного отсека Tesla. Содержание алюминия в конструкции среднего авто к 2026 году вырастет на 12% до 233 кг.
За первое полугодие алюминий подорожал на 30% по сравнению с этим же периодом 2020 года. Цена на него самая высокая за последние десять лет: 2 600 долл. за тонну.
Что с подержанными автомобилями
«В США цены на новые авто выросли на 10%. Однако, это полбеды. Нельзя просто купить новый автомобиль в салоне. Можно только сделать заказ и забрать машину через три-шесть месяцев», – говорит Павел Щебетенко, директор по развитию компании 7Motors, которая помогает покупать подержанные американские авто.
По его словам, американцы не желают ждать, поэтому массово покупают подержанные автомобили. Из-за этого цены на них выросли и теперь некоторые модели на вторичном рынке стоят дороже, чем новые с «доставкой через полгода».
Большую роль в повышении спроса также сыграли денежные льготы для американцев и улучшение потребительского поведения.
Парадокс, но теперь авто с пробегом не дешевеют с каждым месяцем, а дорожают. Такую тенденцию можно наблюдать и в странах Европы.
Это коснется и украинцев, для которых покупка подержанных автомобилей за рубежом является привычным делом. Машины из Евросоюза в Украине ценят за их дешевизну и быструю доставку, из США – за прозрачность и хорошее соотношение цены и качества.
Купить подержанное авто из ЕС или из США всегда было выгоднее по сравнению с приобретением на внутреннем рынке. Однако теперь ситуация изменилась.
«Если раньше пригнать авто из США было выгоднее на 30-40%, чем покупать в Украине, то теперь выгода – 10-15%. Это касается авто в дешевом сегменте (до 10 тыс. долл.). Меньше всего рост цен сказался на дорогих авто, за которые конкуренция на аукционах будет меньше», – отметил Щебетенко.
На внутреннем рынке подержанных машин цены не вырастут. Это связано с тем, что украинцы часто покупают авто в Корее, ЕС и США, а не внутри страны. Как следствие, на внутреннем рынке спрос меньше и цены постепенно снижаются.
Более того, внутренний рынок насыщают авто, которые украинцы приобрели за рубежом и хотят продать, поэтому цены на популярные модели будут падать еще больше.
За рубежом к прогнозам относятся осторожно. Индекс Манхейма, измеряющий стоимость подержанных авто в США, в июле зафиксировал уменьшение цен на 1,7%.
Эксперты американского профильного издания Autoblog считают это краткосрочной коррекцией и не ждут радикального падения цен, ведь предложение еще нескоро догонит спрос. В Европе тем временем фиксируют уменьшение запасов подержанных авто, что стимулирует дальнейший рост цен.
Автор: Богдан Мирошниченко
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.