Самые распространенные мифы о специальном правовом и налоговом режиме для IT-отрасли – Дия City.
Изменения в законодательство – это всегда длительный процесс для демократических стран. Процесс сложный, глубокий. То, что мы видим в сообщениях СМИ о том или ином законопроекте, обычно является лишь верхушкой айсберга.
В публичном пространстве часто тиражируются наиболее обобщенные факты и выводы о тех или иных законодательных инициативах, а с упрощением их содержания для нужд широкой аудитории они нередко искажаются, обрастают мифами и домыслами.
Сейчас, кажется, что почти каждый украинец слышал о правительственной инициативе по созданию специального правового и налогового режима для IT-отрасли. Впрочем, среди многообразия информации о нем уже и не подберешь, что именно действительно касается спецрежима Дия City, а что не имеет к нему никакого отношения. Берусь разобраться.
Сейчас в Верховной раде есть два законопроекта о действии. Первый — проект закона Украины №4303 «О стимулировании развития цифровой экономики в Украине», который был поддержан 227 парламентариями в первом чтении 15 апреля 2021 года.
Второй — №5376 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно стимулирования развития цифровой экономики в Украине», зарегистрированный в Верховной раде 14 апреля этого года.
Оба проекта законов — основной и налоговый – результат долговременной работы команды специалистов из проектного офиса Дия City в тесном сотрудничестве с представителями IT-отрасли, экспертами и бизнес-ассоциациями. Диалог, что уже долгое время продолжается между законодателями и IT-сообществом, демонстрирует, что, несмотря на порой разные взгляды на условия для развития IT-отрасли, консенсус между ними является более чем возможным.
А вот то, что порой может препятствовать конструктивному обсуждению этого важного для Украины проекта, так это большое количество мифов вокруг него. А в поисках правды можно и заблудиться в чащобах дезинформации.
С позиции руководителя Офиса национального инвестиционного совета могу сказать, что Дия City несет в себе серьезный потенциал для привлечения иностранных инвестиций в Украину. Такой специальный правовой режим предоставит возможность привлекать венчурные фонды в разных раундах инвестирования в украинские стартапы. А также привлечь в Украину инвестиционные фонды так называемой первой лиги, которым нужна ясность и прозрачность в структуре собственности, налогообложении и занятости.
Компании-резиденты станут понятными для инвесторов с точки зрения перспектив выхода на ИРО, а это играет колоссально важную роль. Понимая практическую пользу от Дия City, потенциальное положительное влияние спецрежима на инвестиционный климат и имидж Украины на международной арене, считаю необходимым провести «курс мифологии» и развенчать мифы вокруг Дия City, которые, по моему мнению, разрушаются обычной информированностью.
Миф №1. Введение в Дия City будет принудительным
Никто не сможет заставить компанию работать в рамках спецрежима. Все его преимущества будут применяться лишь к тем, кто захочет добровольно присоединиться к Дия City и выбрать стабильные условия, которые вводятся на 15 лет и не могут быть изменены за это время.
Вступление в спецрежим имеет декларативный характер, все процедуры входа в действие и выхода из спецрежима, а также критерии к резидентам четко прописаны в законопроекте.
Миф №2. В Дия City запрещено работать с ФОП
Свобода деятельности — основной, основополагающий принцип действия, который четко закреплен в статье 2 законопроекта. В нем нет запрета на работу с ФЛП. Есть альтернативное предложение — гиг-контракты, — которое для кого-то может оказаться экономически выгоднее. Очень важно, чтобы положения законопроектов о Дия City правильно толковались: налоговым законопроектом №5376 компаниям гарантирована возможность выбора, какой корпоративный налог платить.
И если компания-резидент выбирает ПнВК, то все ее выплаты, осуществленные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у плательщика единого налога (в том числе ФЛП 3 группы, с которыми много компаний работает в качестве наемных работников), не должны быть больше 20%. Иначе надо будет платить 9% ПнВК. Вместе с тем, это положение об определенных ограничениях в работе с ФЛП в полной мере заработает лишь с 2025 года.
К тому времени будет действовать трехлетний переходный период, что позволит компаниям постепенно подстроиться под новые условия работы: до 2024 года — никаких условий по выплатам в пользу плательщиков единого налога, в 2024 году без налогообложения позволят выплаты, не превышающие 50% от суммы общих расходов (а не 20%).
Более того, законопроект №4303 (п. 5 Заключительных и переходных положений) содержит прямую норму, запрещающую принуждать компании изменять форму сотрудничества с IT-специалистами.
МИФ №3. Минцифры будет иметь неограниченные полномочия регулятора в Дия City
После длительных совещаний с представителями отрасли были учтены рекомендации индустрии в отношении сведения к минимуму полномочий министерства.
Да, министерство будет иметь полномочия вести реестр резидентов, но не будет решать, кого туда включать, а кого нет, ведь критерии резидента будут четко определены законом, и не будут допускать дискреции со стороны Минцифры. Изменить их можно будет только по решению парламента.
Миф №4. Дия City запрещает вести внешнеэкономическую деятельность, а предусмотренные специальным режимом договоры о непереманивании будут способствовать монополизации рынка крупными компаниями
Никаких запретов на внешнеэкономическую деятельность проект не предусматривал и не может предвидеть. За фрилансерами, что хотят работать в компании в рамках спецрежима, сохраняется возможность работать и на иностранные компании. Более того, Дия City предлагает новую модель взаимодействия между работодателем и работником, что сыграет на пользу обоим, — гиг-контракты.
Наряду с обязательствами работника, в гиг-контракте будет фиксироваться и гарантированная ему социальная защита. Количество гиг-контрактов, что может заключать IT-специалист, не ограничивается законодательством о Дия City. Как и то, с кем они могут быть заключены. Да и вне рамок гиг-контрактов нет никаких ограничений на сотрудничество с компаниями – отечественными или зарубежными.
В отношении договоров о непереманивании, то это достаточно распространенная практика во многих странах, которая позволяет защитить нематериальные активы компаний (знания, умения, информацию, клиентские заказы и тому подобное). Впрочем, норма относительно договоров о непереманивании будет изъята между первым и вторым чтениями из законопроекта №4303 в ответ на обращение IT-сообщества.
Миф №5. Организацию резидентов Дия City создадут для того, чтобы ввести скрытый налог
В принятой в первом чтении редакции законопроекта №4303 норма об обязательном объединении резидентов в организацию резидентов (так называемая СРО) отсутствует. Соответственно, никаких взносов или, тем более, скрытых налогов, связанных с участием в такой организации, не предвидится.
Миф №6. Резиденты Дия City будут платить большие налоги
Законопроект №5376 является налоговым сердечником Дия City, где четко прописаны все налоги, которые будут платить резиденты Дия City, и привлеченные ими специалисты (работники и гиг-специалисты). Так, в отношении выплат в пользу специалистов резидентов Дия City, предлагаются следующие налоги и сборы: НДФЛ – 5%; ЕСВ – 22% от минимальной зарплаты; военный сбор 1.5%.
Для компаний, которые сейчас привлекают IT-специалистов, работающих по упрощенной системе налогообложения, нагрузка увеличится только на размер военного сбора. Но во времена, когда в нашей стране идут боевые действия, такой сбор должен платиться с гордостью, ведь это содействие защите нашего государства и граждан.
Законопроектом №5376 также вводится возможность для компаний-резидентов Дия City самостоятельно выбирать, какой корпоративный налог платить – налог на прибыль (18%) или ПнВК (9%). Законопроект также предусматривает установление 0%-го налога на доход от реализации физическим лицом доли в компании — резиденте Дия City, при условии, если он владел ею более 1 года.
Аналогичный размер налога будет действовать на доход физических лиц в виде дивидендов, начисленных компанией — резидентом при условии их выплаты не чаще 1 раза в 2 года. Кроме этого, налоговый законопроект вводит налоговую скидку для физических лиц в случае приобретения доли в компании — стартапе, который является резидентом Дия City. Ее размер будет зависеть от суммы сделки.
Все эти механизмы будут стимулировать как внутренние, так и внешние инвестиции в украинские IT-компании. А также повысят интерес западных игроков к украинским активам.
Миф №7. Из-за налогового режима Дия City бюджет недополучит средств
Во-первых, не все субъекты в IT станут резидентами, потому что вступление в спецрежим – добровольное.
Во-вторых, не все резиденты откажутся уплачивать налог на прибыль (18%) в пользу налога на выведенный капитал (9%).
В-третьих, минимально допустимая средняя зарплата в Дия City (эквивалент 1200 евро, то есть на сегодня примерно 39,5 тыс. грн.) более чем в 2 раза больше зарплаты штатных работников IT-компаний сейчас (17 095 грн.). Соответственно, и база для НДФЛ увеличивается более чем дважды.
Более того, в замену стандартной практики привлечения ФЛП на работу в IT-компаниях предлагается альтернатива – гиг-контракты, что будет способствовать детенизации отрасли. Сниженные налоговые ставки в рамках Дия City не ведут к уменьшению налоговых поступлений в госбюджет. Наоборот, к постепенному увеличению.
Ибо детенизация целой отрасли будет означать, что занятые в IT специалисты будут прозрачно платить справедливые налоги, а компании целой отрасли не будут искать путей оптимизации налоговой нагрузки, и сложных способов ее администрирования.
Миф № 8. IT-сообщество не поддерживает Дия City
Этот миф часто тиражируется, чтобы вызвать так называемый эффект толпы: «если все не поддерживают, то и я не буду». Оба вышеупомянутые законопроекты о Дия City является результатом длительной работы и переговоров их авторов с IT-сообществом. В финальных версиях проектов законов их создатели существенно доработали свои первоначальные идеи, максимально учтя пожелания представителей отрасли.
Сегодня спецрежим заручился поддержкой компаний, уважающих привычные на международном рынке правила игры, где репутация — превыше всего. Среди тех, кто поддержал проект, есть такие громкие названия компаний как ЕРАМ, Ajax, Sigma Software, Reface, Genesis, LeverX.
Положительные выводы проект получил от Европейской бизнес ассоциации, Федерации работодателей Украины, Американской торговой палаты. Поэтому справедливо утверждать, что на самом деле Дия City получил серьезную поддержку со стороны IT-сообщества. А не наоборот.
Надеюсь, теперь понятнее, что Дия City имеет немало преимуществ, но пользоваться ли ими – добровольное дело. Вокруг проекта много мифов, впрочем, это значит, что он важен – им интересуются, его обсуждают.
Надеюсь, что этим текстом внесла свой вклад в то, чтобы дальнейшие обсуждения этого проекта проходили в более конструктивном русле.
Автор: Ольга Магалецкая, руководитель Офиса национального инвестиционного совета
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.