В 2021 году банки получили толчок для развития после основного удара коронакризиса и активно искали новые возможности для привлечения клиентов. Результатом стала рекордная для банковской системы прибыль. УНИАН узнавал, какие основные банковские тенденции сложились в уходящем году и чего ожидать в 2022 году.
Уходящий год стал периодом постепенного восстановления после сокрушительного удара, нанесенного пандемией в 2020 году. Многие сферы экономики получили потери и в этом году оправлялись после коронакризиса, приспосабливаясь к менее строгим ограничениям.
Для банковской системы этот год стал очень успешным. Рекордная прибыль, рост кредитования, новые клиенты и услуги – так можно описать уходящий год для украинских банков.
О рекордной прибыли украинских банков в последнее время говорили многие: за 11 месяцев этого года она составила 65,7 млрд. грн, что в полтора раза превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Как отметили в Нацбанке, такой прибыли национальная банковская система еще никогда не получала.
Украинские банки стали выдавать больше кредитов. По данным НБУ, корпоративный кредитный портфель банков в гривне растет более чем на 40 процентов в годовом измерении, самый быстрый — в сегменте кредитования микро -, малого и среднего бизнеса. Значительный спрос бизнеса на кредиты обусловлен ростом объемов производства, общим снижением процентных ставок, частично – государственными программами поддержки, как «Программа 5-7-9». По состоянию на конец декабря банки выдали по этой программе кредитов почти на 80 млрд. грн.
Украинцы также стали брать больше кредитных средств. Потребительские кредиты восстановили докризисные темпы роста — более 30 процентов в годовом измерении — благодаря спросу со стороны населения и привлекательности сегмента для банков из-за высокой доходности.
Депозиты и ипотека
Что касается депозитов, то их объем увеличился за год лишь на 6 процентов, при этом депозиты в гривне показали рост в 11 процентов, а вот валютные депозиты из-за мизерных ставок сократились на 3 процента.
Также в этом году Национальный банк на волне роста инфляции начал повышать учетную ставку, которая выросла в течение года с 6 до 9 процентов, и в ответ банки постепенно прекратили снижать ставки по депозитам в гривне для физических лиц. При этом по данным НБУ, лишь треть банков из крупнейших двадцати по активам повысила ставки вслед за учетной.
По словам первого заместителя председателя Нацбанка Екатерины Рожковой, конкуренция между банками за срочные вклады усиливается, а потому будут расти ставки по более длинным депозитам.
«Все большие вызовы будут стоять перед банками, которые хотят наращивать портфели ипотеки, автомобильных кредитов и инвестиционных проектов бизнеса. Им нужно привлекать более длинные средства от граждан. Для этого нужно повышать депозитные ставки. Собственно, они уже начали расти. И банки готовы это делать в дальнейшем», — отметила она.
Нельзя обойти вниманием вопрос ипотечного кредитования, который достаточно бурно развивался в этом году. Немалую роль здесь сыграла программа «Доступная ипотека под 7 процентов», которая была введена весной этого года.
По состоянию на декабрь банки выдали более 1200 ипотечных кредитов на сумму более 1,1 млрд. грн по данной программе. И при этом, объемы кредитов по ней значительно меньшие, по сравнению с обычными программами банков. В течение 9 месяцев 2021 года было использовано лишь 20 процентов годового бюджета программы.
Коронакризис как стимул
Как рассказала УНИАН председатель совета Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ) Елена Коробкова, основной удар коронакризиса не только не навредил банковской системе, но и в определенной степени стал стимулом для ее развития.
«Банки поняли, что надо становиться еще более технологичными, еще более мобильными и удобными. Банковской системе удалось быстро адаптироваться, изменить подходы к обслуживанию клиентов, а также расширить ассортимент услуг, которые банки предоставляют в онлайн-режиме. К примеру, ряд банков даже объявил о намерениях запуска торговли ценными бумагами для широкого круга клиентов через мобильный банкинг», — сказала она.
Коробкова подчеркнула, что финансовый сектор на протяжении всего года оставался устойчивым и непоколебимым, и отметила рост прибыли банков в полтора раза. Это означает, что на фоне нескольких коронакризисных волн банковской отрасли не только удалось остаться прибыльной, но и вырасти.
«Еще одна хорошая новость – проблемные кредиты демонстрируют четкий тренд на сокращение. В частности, за 10 месяцев проблемные кредиты сокращены на 58 млрд. грн, а доля проблемных кредитов в кредитном портфеле банков сократилась с 41 до менее чем 33 процентов. Благодаря интенсивному ускорению кредитования начал расти валовой кредитный портфель. По состоянию на сегодня чистый кредитный портфель в национальной валюте растет темпами примерно 40 процентов в годовом измерении», — рассказала председатель совета НАБУ.
Ярким событием для банков в 2021 году она назвала принятие парламентом закона «О платежных услугах», результаты которого можно будет оценить в течение ближайших лет. К примеру, с 2025 года в Украине заработает Open Banking, что будет стимулировать формирование конкурентной среды и приведет к увеличению количества услуг, предоставляемых банками, и к появлению новых преимуществ для клиентов финансовых учреждений.
«Представьте, клиент имеет одну карту и с ее помощью легко пользуется услугами разных банков и финансовых компаний. Удобно, экономия времени, а с учетом специальных предложений, которые, я уверена, появятся еще и возможна экономия денег», — подчеркнула Коробкова.
По ее словам, важным позитивным сигналом для рынка стало возобновление программы МВФ, ведь этот шаг способствует сохранению финансовой стабильности и является стимулом для продолжения структурных реформ.
Ожидания от 2022 года
Что касается ожиданий от следующего года, то Елена Коробкова отмечает, что по банковскому консенсус-прогнозу в 2022 году рост национальной экономики будет продолжаться.
Так, реальный ВВП Украины увеличится на 3,8 процента в 2022 году. В то же время инфляция будет оставаться достаточно высокой, что будет означать повышенные ставки по банковским операциям. Согласно банковскому прогнозу, средний уровень инфляции по году составит 7,6 процента.
«В 2022 году перед банковской системой стоит мощный вызов – внедрение новых требований по капиталу в формате учета операционного и рыночного риска при расчете адекватности капитала. Также с 1 января повышается до 150 процентов коэффициент учета риска по потребительским кредитам.
Последняя серия стресс-тестов показала высокий запас прочности банковской системы, что позволит выполнять усиленные показатели адекватности капитала, следовательно, обеспечить все более высокую прочность банковской системы. Также банки готовятся к внедрению новой структуры капитала, что еще больше усилит прочность банковской системы и приблизит Украину к передовым мировым практикам», — рассказала председатель Совета НАБУ.
Кроме этого, по ее словам, ожидается развитие банкинга в направлении дальнейшей диджитализации. К примеру, сегодня банки активно занимаются стартапами, отслеживают и решают, во что им инвестировать, а впоследствии делают эти стартапы отдельными проектами и продуктами на балансах банков.
«Среди вызовов есть еще один, я уже назвала бы его почти «классическим» вызовом – это защита прав кредиторов. Наше государство иногда ведет себя так, будто не понимает, что незащищенные кредиторы – это отсутствие ресурсов для покупок, строительства, бизнеса и экономики. Будем в дальнейшем доносить этот месседж», — подчеркнула Коробкова.
УНИАН также пообщался с представителями украинских банков и узнал, как прошел для них уходящий год и чего они ожидают в будущем.
Член правления Банка «Пивденный», директор департамента корпоративного бизнеса Александр Матюшенко
Результаты банка в целом оказались лучше, чем ожидалось. Мы видим рост по спросу на целый ряд банковских услуг: кредитование, документарные операции, продолжается приток депозитов. Значительный спрос бизнеса на кредиты способствовал существенному наращиванию нашего портфеля.
Несмотря на ужесточение монетарной политики Национальным банком Украины, финансовые условия остаются благоприятными для бизнеса. Хотя ставки и начали расти, но от рекордно низких для Украины уровней. Если же оценивать реальную ставку для бизнеса (за исключением ожидаемой инфляции), то стоимость кредитов до сих пор выглядит очень привлекательной.
Коронакризис даже ускорил некоторые положительные тенденции: снижение стоимости ресурсов, цифровизацию, развитие логистики, медицины и в целом развитие онлайн-каналов для бизнеса в продажах и сопровождении клиентов. НБУ решительнее снижал ставку, где вместе с благоприятными условиями ликвидности обеспечил исторически самый низкий уровень стоимости ресурсов в экономике.
Также изменились финансовые привычки населения, а фирмы ввели новые бизнес-модели. Домохозяйства все чаще осуществляют безналичные расчеты, а государственные программы усилили спрос на ипотечные кредиты.
В основном следующий год будет годом балансировки между сдерживанием инфляции и поддержкой экономического роста – как в мире, так и в Украине. Финансовые условия на внешних рынках ухудшатся, а НБУ еще, вероятно, будет повышать ключевую ставку в первом квартале 2022 года. Остаются существенными риски новых мутаций коронавируса, но большинство стран уже стали на путь роста.
В целом мы положительно оцениваем перспективы банковского сектора. Восстановление экономики будет поддерживать кредитный спрос, в частности на инвестиционные цели бизнеса и ипотечные кредиты для населения. Ожидаем умеренный рост стоимости ресурсов при определенном смягчении стандартов кредитования. Развитие безналичных платежей будет поддерживать услуги банков по эквайрингу.
Председатель правления ОТП Банка Владимир Мудрый
2021 год для ОТП Банка был очень удачным: наш кредитный портфель корпоративным клиентам увеличился почти на 40 процентов, существенно вырос портфель кэш-кредитов, было реализовано много интересных проектов.
Поэтому основными трендами на рынке в прошлом году было заметное оживление кредитования, особенно малого и среднего бизнеса, и беспрецедентное сотрудничество государства и банковского сектора, в том числе по программе по стимулированию кредитования предприятий и физических лиц – «5-7-9» и «Доступная ипотека под 7 процентов».
Основные изменения, с моей точки зрения, заключаются в том, что банки стали более подготовленными к потенциальным карантинным ограничениям и локдаунам, научились работать в соответствующих условиях. Наладили режимы дистанционной работы, ввели большое количество онлайн сервисов, которые ранее были недоступны, но сегодня являются абсолютно необходимыми и очень востребованными, особенно в случае падения клиентских потоков в отделениях.
Существенным фактором, влияющим на развитие экономики в следующем году, будет глобальная инфляция. Все уже понимают, что она носит долгосрочный характер, что будет влиять на уровень процентных ставок по кредитным ресурсам.
Другой чертой 2022 года будет, очевидно, ускорение диджитализации банковского сектора. С одной стороны, можно ожидать увеличения количества необанков, которые в краткосрочной перспективе могут усилить конкуренцию в определенных розничных сегментах.
С другой, банки будут пытаться наращивать клиентскую базу и одновременно удерживать расходы на это на принятом уровне. Но и то, и другое возможно сегодня лишь при условии инвестиций в IT – клиенты нуждаются в мгновенном доступе к основным банковским продуктам и услугам и ожидают этого при выборе банка, а банк оптимизирует расходы, необходимые для расширения сети продаж.
CEO «Альфа-Банк Украина» Рафал Ющак
Год 2020 был непонятным, никто не мог ничего спрогнозировать. Этот – стал годом быстрой реакции на прошлый. Поэтому для нас было важным сохранить позиции банка и не останавливать важные для нас проекты. Поэтому та стратегия, которую мы приняли в начале года, фундаментально не изменилась.
Несмотря на то, что кризисная ситуация очень лимитировала объем бизнеса, мы эффективно внедряли стратегические проекты и быстро реагировали на изменения сферы, которая переживала восстановление экономики и быстрые темпы роста. В этом году мы усиленно развивали мобильные технологии. Так, цифровой банк Sense SuperApp менее чем за год набрал первый миллион пользователей и продолжает расти в количестве клиентов и новых продуктов внутри приложения.
Наша стратегия – это развитие универсального банка с лучшими мобильными услугами. Команда продолжит фокусироваться на создании совершенно новых для рынка предложений и развитии экосистемы вокруг Sense. Вместе мы создаем новый клиентский опыт, который нравится нам самим, и мы не видим горизонта на своем пути.
Председатель правления «Ощадбанка» Сергей Наумов
2021 год во многом определил направление реформ «Ощадбанка» на будущее. Кабинет министров принял стратегию развития «Ощадбанка» на 2021-2024 годы, устанавливающую конкретные показатели эффективности, которых нужно достичь. Главная из этих целей — мажоритарная или частичная приватизация, которая должна состояться до конца 2025 года. Мы подписали мандатное письмо с потенциальным акционером «Ощадбанка» — Европейским банком реконструкции и развития. Это является фактическим стартом приватизационного процесса.
Прежде всего, над чем мы работаем – коммерциализация и повышение эффективности банка. Под первым термином мы понимаем нацеленность на оказание услуг, прежде всего коммерческим учреждениям. Для достижения нужной эффективности мы анализируем нашу структуру и процессы, чтобы избавиться от лишних затрат и избежать дублирования функций. В обоих этих направлениях «Ощадбанк» в 2021 году достиг хороших результатов, о чем свидетельствует объем операционной прибыли – за 11 месяцев года он составляет 5,6 млрд. грн.
Положительные результаты повлекли, в том числе изменения в «Ощадбанке» в связи с вызовами коронакризиса. Мы вовремя приняли противоэпидемические меры для клиентов и персонала, а также провели реструктуризацию кредитов тем, кто в этом больше всего нуждался.
Следующий год должен быть годом активного внедрения стратегии. Мы продолжим работу над улучшением операционных результатов. Поможет в этом диджитализация услуг. И, конечно, будем продолжать работать над повышением качества услуг – только так мы сохраним лояльность семи миллионов клиентов.
Таким образом, украинские банки действительно использовали коронакризисный опыт в свою пользу и начали активно работать в направлении совершенствования своих услуг в условиях новой реальности.
Коронакризис показал, что нужно максимально развивать направления онлайн в оказании услуг, и банки взяли правильный курс, переводя большинство своих продуктов в мобильный банкинг. Результаты этой работы более чем обнадеживающие, и следующий год обещает быть не хуже. А клиенты банков, вероятно, смогут получить новые услуги, которые сделают нашу жизнь еще удобнее.
Автор: Екатерина Жирий
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.