29.06.2019 – В будущем требования к капиталу украинских банков существенно возрастут. Сразу начнет действовать буфер консервации капитала, впоследствии – другие буферы. Изменится структура регулятивного капитала. Расширится перечень рисков, которые следует обезопасить капиталом. Чтобы не иметь трудностей с соблюдением новых требований в дальнейшем, банкам целесообразно наращивать капитал уже сейчас. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины о финансовой стабильности.
Поскольку второй год подряд банковский сектор получает рекордные прибыли, этот и последующие несколько лет – удобный период для повышения требований к капиталу. Банки смогут беспрепятственно аккумулировать капитал за счет текущих прибылей.
Достаточный уровень капитала в банке – основное доказательство его платежеспособности. Роль капитала для банка существенно весомее, чем для нефинансовых компаний. Ведь банки хранят денежные средства населения и бизнеса, которые обычно не являются профессиональными инвесторами, поэтому не всегда способны должным образом оценить риски вложений. Поэтому, чтобы сохранить средства вкладчиков, регулятор устанавливает минимальные требования к капиталу банков.
Согласно действующим требованиям банки должны соблюдать норматив достаточности основного капитала в размере 7% активов, взвешенных на риск, и норматив достаточности регулятивного капитала в размере 10%. На сегодня эти требования выполняются с запасом. В конце апреля средняя достаточность основного капитала в секторе составляла 13%, а регулятивного – 18%. Более половины банков последний превышал 20%.
Однако высокие показатели достаточности не означают, что банки имеют избыток капитала. В будущем требования будут существенно повышены. Например, в дополнение к минимальным требованиям к достаточности капитала будет установлен ряд буферов, которые должны быть сформированы из элементов основного капитала (а после изменения структуры – из капитала 1-го уровня).
Первым буфером до введения станет буфер консервации капитала в размере 0.625%. Он заработает с начала 2020 года и будет обязательным для всех банков. Его размер постепенно будет увеличиваться до 2.5% к началу 2023 года.
Впоследствии будет активирован буфер системной важности. Перечень системно важных банков расширится в этом году. Для них будет установлен буфер размером до 2% в зависимости от степени их системной значимости.
При необходимости НБУ может ввести контрциклический буфер капитала. Его размер будет варьироваться в зависимости от стадии финансового цикла: расти в периоды интенсивного кредитования и накопления долгов и уменьшаться во время рецессий. Таким образом, банки будут использовать накопленный ранее капитал для поглощения убытков без нарушения нормативов.
НБУ не планирует активировать этот буфер в ближайшие годы, потому что долговая нагрузка на экономику Украины низкая и темпы восстановления кредитования пока умеренные. Однако в перспективе он может достигать до 2.5%.
В регулировании деятельности банков появится еще одна важная новация – расширение перечня рисков, которые следует покрывать капиталом. Согласно действующим требованиям банки держат капитал на покрытие внезапных убытков от кредитного риска и возможных убытков от открытой валютной позиции. Однако эти требования будут меняться. Сразу при расчете потребности в капитале нужно будет учитывать необходимость покрытия операционного риска.
Впоследствии НБУ начнет требовать, чтобы банки покрывали капиталом и рыночные риски в соответствии с рекомендациями Базеля. Взвешенные на операционный риск активы могут составлять до 20% от общих взвешенных на риск активов. Поэтому для отдельных банков адекватность основного капитала может существенно снизиться из-за включения этого риска в расчет.
Структура регулятивного капитала также будет приведена к международным требованиям. В зависимости от качества капитал будет состоять из основного и дополнительного капитала 1-го уровня и капитала 2-го уровня. Во время перехода к новой структуре капитала будут введены дополнительные пруденциальные фильтры: капитал будет корректироваться на составляющие, которые, по сути, не могут поглощать убытки и не делают банк финансово устойчивым. Новые “пруденциальные фильтры” могут существенно влиять на достаточность капитала отдельных банков.
Все перечисленные изменения означают, что банки должны будут держать все больше капитала при прочих равных условиях (при неизменных активах). Это нужно, чтобы обеспечить их высокую устойчивость к кризисам и способность поглощать значительные убытки. НБУ поощряет банки использовать высокие текущие прибыли для накопления капитала. В частности менеджменту и акционерам нужно тщательно анализировать целесообразность распределения заработанных средств через выплату дивидендов.
Взвешенная дивидендная политика и долгосрочное планирование капитала (capital planning) помогут большинству банков без проблем выполнить новые требования.
Вставка 5. Дивидендная политика госбанков требует пересмотра
НБУ планирует постепенно повышать требования к капиталу. Государственным банкам будет сложно их выполнить, ведь у них на сегодня достаточность капитала близка к минимально необходимым уровням. Следовательно, в них будет возникать потребность нарастить капитал. Но банки не могут это сделать за счет прибыли, поскольку в соответствии с законодательством госбанки обязаны распределить его в пользу бюджета. К тому же, два из них имеют низкую доходность. Поэтому подход к распределению дивидендов госбанками следует пересмотреть.
В последние годы государственные банки нуждались в значительных вливаниях капитала от государства. В 2014 – 2017 годах расходы правительства на их поддержку составили 8.7% ВВП, из которых две трети выделено во время национализации «Приватбанка». Остальные направлены преимущественно на докапитализацию «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». По результатам стресс-тестирования 2018 года у этих двух банков была выявлена потребность в капитале по неблагоприятному сценарию. Это подтверждает, что им необходимо сформировать дополнительный запас капитала.
Сейчас три крупнейших государственных банка имеют показатели достаточности основного капитала в пределах 8-10%. Этого хватает для соблюдения текущего норматива 7%. Но в следующие несколько лет требования к капиталу банков существенно изменятся. См. Вставку 5. Банки должны направить высокие прибыли на увеличение капитала.
В частности, через четыре года госбанки должны будут придерживаться уровня достаточности основного капитала не менее чем 11.5% через внедрение буферов. Изменение структуры регулятивного капитала и расширение перечня рисков, которые покрываются капиталом, также обусловят определенную потребность в его увеличении.
Поэтому государственные финучреждения должны нарастить запас капитала. Проще всего это сделать из прибыли. В прошлом году госбанки заработали 14.6 млрд. грн., из которых почти 90% приходится на «Приватбанк». Однако Кабинет Министров принял решение, согласно которому почти вся прошлогодняя прибыль перечисляется в бюджет в форме дивидендов. В результате государственные банки не смогут нарастить собственный капитал из заработанных средств.
Закон Украины “Об управлении объектами государственной собственности” определяет, что они обязаны направлять на выплату дивидендов минимум 30% от прибыли. Во все предыдущие годы государственные банки исправно перечисляли дивиденды в бюджет, когда получали прибыли. К 2016 году дивиденды составляли около 30% прибыли. Однако по итогам 2017 года эта доля выросла вдвое, а из прошлогодней прибыли госбанки должны распределить 90% на выплату дивидендов.
Даже в годы вынужденной докапитализации государственные банки продолжали перечислять дивиденды в бюджет. Средства формально перераспределялись между банками и бюджетом: первые получали капитал в форме ОВГЗ, одновременно выплачивали дивиденды в казну наличными.
Закон Украины “О банках и банковской деятельности” предусматривает, что выплата банками дивидендов может быть ограничена, если она угрожает финансовой устойчивости банков. Однако дивидендную политику государственных предприятий также определяет закон. Поэтому логика распределения прибыли государственных банков является другой.
Извлечение прибыли из финучреждения в форме дивидендов не только негативно влияет на ее финансовую устойчивость, но и ограничивает возможности для роста. Расширение бизнеса и инвестирование в новые проекты требуют достаточного запаса капитала. Поэтому работа на грани минимальных требований к капиталу существенно сокращает потенциал развития банков.
Как и владелец любого банка, государство заинтересовано в прибыльности своих финучреждений и получении доходов от владения ими. Но не менее важно поддерживать их платежеспособность, чтобы избежать дополнительных расходов на их поддержку в будущем. Для этого нужно наращивать капитал государственных банков.
Это крайне важно ввиду того, что они входят в пятерку крупнейших, а три из них сейчас системно важные. Их достаточная капитализация – непременная предпосылка сохранения финансовой стабильности. Именно поэтому нужно перейти к практике распределения прибыли госбанков только в случае, если они будут иметь избыточный капитал.
Изменения регуляторной среды
В первом полугодии 2019 года заработала принципиально новая система валютного регулирования, цель которой – постепенная либерализация валютного рынка. Введен риск-ориентированный подход в валютном надзоре. Вступил в силу Кодекс Украины из процедур банкротства, который создает законодательную основу для решения накопившихся проблем неплатежеспособности юридических и физических лиц.
Коренным образом изменена система валютного регулирования
7 февраля начал действовать закон Украины » О валюте и валютных операциях”. Им введена принципиально новая либеральная система валютного регулирования. Ее формируют 8 основных постановлений НБУ, что заменили предыдущие 56 нормативно-правовых актов в этой сфере. Система регулирует инвестиции, упрощает трансграничные операции с валютными ценностями и расширяет перечень возможных валютных операций.
На валютном рынке появился ряд послаблений. Однако НБУ сохранил право прибегать к защитным мерам, если будут возникать угрозы для стабильности финансовой системы. От начала этого года введено около 30 валютных послаблений, в частности такие:
вдвое увеличен предельный срок расчетов по экспортно-импортным контрактам (до 365 дней) и отменены санкции за нарушение этого срока в форме прекращения внешнеэкономической деятельности;
отменено требование к бизнесу заблаговременно резервировать гривну для покупки валюты;
повышен лимит на репатриацию дивидендов с 7 млн. долл. до 12 млн. евро;
снижен норматив обязательной продажи валютной выручки с 50% до 30%;
разрешено свободно использовать счета юридических лиц-резидентов за рубежом;
разрешено физическим лицам покупать иностранную валюту он-лайн в пределах лимита покупки наличной валюты в 150 тыс. грн. в день в эквиваленте;
увеличен лимит на переводы иностранной валюты за границу без открытия счета для физических лиц с 15 до 150 тыс. грн. в день;
отменена регистрация внешних заимствований;
заменены индивидуальные валютные лицензии на удобную систему е-лимитов, не требующих разрешений от НБУ;
отменены валютные лицензии для участников фондового рынка, смягчены требования к их получению для компаний, которые занимаются страхованием жизни.
НБУ перешел от тотального валютного контроля над каждой операцией к валютному надзору, построенному по принципу «больше рисков — больше внимания, меньше рисков — меньше внимания». Это предполагает более гибкую и более прозрачную процедуру определения мер воздействия за нарушения, выявленные Национальным банком во время проверок.
Валютная либерализация будет продолжаться, постепенно все валютные ограничения будут сняты в зависимости от темпов улучшения макроэкономических условий в Украине, принятия законов о “сплит” и о противодействии BEPS.
Введены новые механизмы работы с неплатежеспособными заемщиками
21 апреля вступил в силу Кодекс Украины из процедур банкротства, который начнет действовать с 21 октября. Им введена процедура восстановления платежеспособности физического лица. Отныне заемщик, попавший в тяжелое материальное положение, может инициировать свое банкротство. В таком случае запускается процедура восстановления платежеспособности должника – физического лица, в процессе которой арбитражный управляющий будет помогать должнику решить его финансовые проблемы. Важно, что инициатором подобного иска может стать только сам заемщик, а не кредитор.
Также урегулирована реструктуризация задолженности по валютным кредитам в банках. С декабря 2014 года действует мораторий на взыскание недвижимости с заемщиков, не выполнивших обязательства по ипотечным кредитам в валюте. Он будет отменен через год после начала действия Кодекса.
Процедура банкротства юридических лиц станет более эффективной и прозрачной: ее продолжительность уменьшится, имущество предприятий-банкротов будут продавать исключительно через электронные аукционы. Введенные кодексом механизмы позволят снизить издержки кредиторов на возврат долгов. Это будет стимулировать развитие банковского кредитования.
Усовершенствованы процедуры регистрации и лицензирования банков
В декабре 2018 года НБУ завершил комплексный пересмотр процессов лицензирования и принял новое Положение о лицензировании банков (№ 149). Оно расширяет возможности применения профессионального суждения НБУ в процессе лицензирования банков. Ключевые нововведения таковы: определены детальные критерии оценки финансового состояния юридических лиц и имущественного состояния физических лиц;
НБУ имеет право принимать решение о небезукоризненности деловой репутации лица, если нет признаков, прямо определенных Положением № 149, но имеются другие факторы, свидетельствующие о небезукоризненности деловой репутации этого лица;
определены особенности согласования увеличения или приобретения существенного участия в банке для различных его видов;
банкам запрещено управлять собственными акциями и акциями/долями участия юридических лиц в своей цепи владения (такое управление следует прекратить в течение одного года);
установлены дополнительные требования к профессиональной пригодности руководителей банков, а также дополнительные критерии независимости для независимых членов их наблюдательных советов.
Усовершенствованы подходы к оценке структур собственности банков
В апреле НБУ утвердил изменения в Положение о порядке представления сведений о структуре собственности банка. Ими расширен перечень случаев, в которых структура собственности банка может быть признана непрозрачной. В частности к ним относится ситуация, в которой в структуре собственности банка являются лица, которые признаны НБУ владельцами существенного участия, но не согласовали его приобретения с Национальным банком в определенном порядке.
Также в Положение внесены критерии оценки финансового/имущественного состояния лица, что входит в состав десяти крупнейших окончательных ключевых участников в структуре собственности банка.
Расширен перечень информации, обязательной для обнародования банками
С начала 2019 года банки публикуют на собственных веб-сайтах значение норматива LCR, распределение размера кредитного риска по классам должников, распределение корпоративных кредитов, в том числе неработающих, по видам экономической деятельности, распределение вкладов физических лиц по размеру и сумме возможного возмещения из Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Также в конце прошлого года на страницах своего официального Интернет-представительства НБУ впервые обнародовал информацию о результатах ежегодной оценки устойчивости для каждого банка.
Введен порядок учета банками информации из Кредитного реестра НБУ
При расчете размера кредитного риска банк должен будет классифицировать по худшим классам должника – физическое лицо, которое согласно информации из Кредитного реестра допустило дефолт в других банках. Также банк должен понижать класс должника — юридического лица вплоть до самого худшего, если в Кредитном реестре есть информация о его дефолте в других банках или высокая вероятность такого дефолта.
Таким образом, новые требования повысят качество оценки банками кредитного риска. С 1 июля банки будут использовать их в тестовом режиме, а с 1 декабря начнут выполнять их в обязательном порядке.
Облегчен доступ иностранных инвесторов к гривневым государственным ценным бумагам
В марте Clearstream и НБУ подписали соглашение об открытии счета международного депозитария в депозитарии НБУ. Следовательно, с 27 мая украинский рынок ценных бумаг присоединился к международному. Упрощение доступа иностранных инвесторов к государственным ценным бумагам Украины будет способствовать росту долгосрочных инвестиций в рублевые инструменты, повышению поступлений иностранной валюты в страну и снижению ее рисков.
Проведение расчетов через систему Clearstream будет гарантировать их соответствие международным стандартам и уменьшит операционные издержки инвесторов.
Рекомендации
Чтобы обеспечить финансовую стабильность, нужна слаженная работа всех участников финансового рынка: НБУ, банков, небанковских финансовых учреждений и регуляторов рынка, а также действенная поддержка органов государственной власти. Национальный банк предоставляет государственным органам и банкам свои рекомендации и обнародует собственные планы и намерения до конца 2019 года. Большинство рекомендаций из предыдущих выпусков Отчета не потеряло актуальности.
Рекомендации органам государственной власти
Ускорить принятие законов, приоритетных для финансового сектора
В первом полугодии парламент не принял ни одного такого закона. На рассмотрении ВРУ остаются законопроекты, упомянутые в предыдущем выпуске Отчета: “О консолидации регулирования рынка финансовых услуг” (№ 2413а), который повысит качество регулирования финансового рынка в целом, и “О защите прав потребителей финансовых услуг” (№ 2456-д), направленный на усиление доверия потребителей финансовых услуг к банковской системе.
НБУ также выступает за совершенствование нормативной базы о противодействии легализации средств, полученных преступным путем, проведение расчетов и перечисление средств, а также за постоянное улучшение законодательства о банках и банковской деятельности. Национальный банк готов сотрудничать с парламентом для принятия необходимых законопроектов.
Обеспечить полноценное возобновление сотрудничества с МВФ
Мониторинговая миссия МВФ, которая находилась в Украине в мае, положительно оценила монетарную и фискальную политику, и подтвердила настрой на продолжение сотрудничества с Украиной после парламентских выборов и назначения нового правительства. Учитывая большой перечень реформ, который Украине необходимо провести, и до сих пор высокую уязвимость экономики к внешним рискам, НБУ считает целесообразным начать новую долговременную программу сотрудничества с МВФ, вероятно, еще до завершения текущей программы “Стенд-бай”.
Законодательно урегулировать вопрос распределения прибыли государственных банков
В этом году госбанки перечислят в государственный бюджет почти 90% прошлогодней прибыли, несмотря на то, что показатели достаточности капитала в отдельных из них близки к минимально допустимым значениям. В 2020-2021 годах эти банки будут обязаны сформировать буфер запаса (консервации) капитала и системной важности. Выплатив дивиденды, госбанки не смогут сформировать эти буферы, что грозит невыполнением требований к достаточности капитала в будущем.
Правительства обязано принять постановление о работе госбанков с неработающими кредитами
В декабре 2018 года Совет по финансовой стабильности утвердил рекомендации (принципы) для работы банков государственного сектора с неработающими кредитами. В начале января они были обнародованы на интернет-страницах Национального банка и Министерства финансов.
Ожидается, что НБУ примет необходимый нормативно-правовой акт об организации управления проблемными активами, после чего Кабинет Министров должен дополнительно принять решение, что упорядочит процесс урегулирования проблемных активов в государственных банках и запустит механизм расчистки их балансов от неработающих кредитов.
Снижать долю иностранной валюты в государственном долге
Валютная составляющая государственного долга все еще значительна – более 68%, хотя несколько снизилась с начала года. По критериям МВФ такой уровень является высокорисковым. В условиях девальвации растет стоимость обслуживания долга в гривневом эквиваленте, что требует поиска дополнительных финансовых ресурсов. Итак, долларизация государственного долга – это существенный риск и для государственных финансов, и для финансовой стабильности в целом.
Правительству следует устанавливать целевые уровни заимствований в иностранной валюте, постепенно уменьшая их до уровней стран Центральной и Восточной Европы; развивать вторичный рынок гривневых долговых инструментов.
Рекомендации банкам
Важнейшие рекомендации банкам, предоставленные в предыдущих выпусках Отчета, не потеряли актуальности. Итак, банкам необходимо:
Активизировать работу с неработающими кредитами (NPL).
Адекватно оценивать кредитные риски заемщиков, использовать возможности Кредитного реестра НБУ.
Уменьшать уровень долларизации кредитных портфелей.
Активно привлекать и удерживать более устойчивое и долгосрочное фондирование.
Ввести систему управления рисками согласно графику в постановлении № 64.
В прошлом году постановлением № 64 НБУ утвердил Положение об организации системы управления рисками в банках Украины и банковских группах. Оно устанавливает обязательные минимальные требования к организации комплексной, адекватной и эффективной системы управления рисками в соответствии с принципами Базельского комитета по банковскому надзору и лучшими международными практиками.
В I квартале банки согласовали организационную структуру системы управления рисками с требованиями постановления № 64. Они ввели ряд внутрибанковских актов, укрепляют культуру управления рисками. Это касается вопросов поведения (этики), предотвращения конфликтов интересов, операций со связанными лицами, конфиденциального сообщения о неприемлемом поведении, обучения персонала и повышения его квалификации в риск-менеджменте.
НБУ ожидает, что к концу 2019 года банки внедрят стратегию управления рисками, политику, методики и процессы управления в разрезе каждого существенного вида рисков банковской деятельности, а также завершат подготовку информационных систем к внедрению новой системы управления рисками.
Направлять текущие высокие прибыли на увеличение капитала
Требования к капиталу банков постепенно будут расти. С начала 2020 года начнет действовать буфер консервации капитала в размере 0.625%. Он будет обязательным для всех финучреждений, и к 2023 году постепенно будет повышаться до 2.5%. Впоследствии будут задействованы и другие буферы капитала.
Кроме этого, согласно CRD IV изменится структура капитала и расширится перечень рисков, что банкам следует покрывать капиталом. В него войдет операционный риск, а впоследствии и рыночный. Требования держать все больше капитала обеспечат банкам более высокую устойчивость к кризисам и способность поглощать значительные убытки.
Адекватнее оценивать кредитный риск по потребительским кредитам
Анализ тенденций потребительского кредитования доказал, что банки оценивают потенциальные потери по таким кредитам недостаточно консервативно. Финучреждения должны повысить чувствительность моделей оценки резервов по МСФО 9 к изменению макроэкономических параметров. Также они должны регулярно актуализировать скоринговые модели и подходы к оценке кредитных рисков. Для этого банкам следует накапливать детальную статистику качества кредитного портфеля.
Вместе с тем, оценивая кредитные риски, банки должны учитывать платежеспособность должников и их долговую нагрузку, которая уже является существенной для заемщиков с низкими доходами.
Планы и намерения Национального банка
Нормировать процесс урегулирования NPL
В ближайшее время НБУ утвердит Положение об организации процесса управления проблемными активами в банках Украины. Его нормы соответствуют лучшим европейским практикам и основываются на руководящих принципах для банков в отношении неработающих кредитов ЕЦБ (Guidance to banks on non-performing loans, March 2017), установках Европейского банковского органа по управлению неработающими и реструктурированными экспозициями (EBA/GL/2018/06).
Введение предусмотренных Положением требований необходимо для построения эффективной системы управления проблемными активами. Банки должны будут разработать и внедрить стратегию и оперативный план управления неработающими активами. Их выполнение позволит сократить долю и объем проблемных кредитов.
Завершить разработку требований к внедрению новой структуры капитала
Завершается подготовка нормативно-правового акта о новой структуре капитала в соответствии с нормами CRR/CRD IV, основанного на рекомендациях Базеля III. НБУ планирует утвердить документ до конца 2019 года. А пока рабочая группа НБУ и банковского сообщества работает над разработкой методологии расчета регулятивного капитала и проведением экспериментальных расчетов в соответствии с новыми требованиями.
Однако чтобы указанный акт заработал полностью, необходимо внести изменения в закон Украины “О банках и банковской деятельности”.
Завершить разработку требований к введению нового норматива ликвидности NSFR
Другая рабочая группа НБУ и банковского сообщества работает над методикой расчета нового норматива ликвидности – коэффициента чистого стабильного финансирования (net stable funding ratio, NSFR). Эта работа – продолжение начатого ранее проекта внедрения показателей ликвидности в соответствии с Базель III.
НБУ планирует утвердить методику расчета NSFR в конце 2019 года и ввести новые требования в 2020 году, приняв во внимание результаты количественного анализа влияния (quantative impact study). Начальное значение норматива NSFR и переходный срок для его введения будет определен по результатам тестовых расчетов.
Урегулировать расчет потребности в капитале на покрытие операционного риска
Согласно Базелю III капитал банка формируется для покрытия не только кредитного, но и операционного и рыночного рисков. Чтобы учесть все эти типы риска при расчете нормативов достаточности капитала, в этом году НБУ начал разрабатывать изменения в его методики. До конца года банки получат требования к расчету потребности в капитале на покрытие операционного риска. Они будут основываться на стандартизированном подходе, принятом Базельским комитетом в декабре 2017 года.
От начала 2022 года этот подход будет внедрен на международном уровне – тогда он заменит все другие, которые существуют ныне. В Украине расчет норматива капитала с учетом операционного риска начнется в тестовом режиме в начале 2020 года. Требования покрывать операционный риск капиталом полноценно заработают с 2021 года.
НБУ планирует установить длительный переходный период, чтобы банки имели достаточно времени для обеспечения необходимого уровня капитала без нарушения регуляторных требований.
Провести второе ежегодное оценивание устойчивости банков и ввести его на постоянной основе
В 2019 году НБУ проводит стресс-тестирование 29 банков, на которые приходится более 93% активов банковской системы. Стресс-тест сфокусирован на анализе портфеля потребительских кредитов, стремительно растет в течение последних двух лет. На сегодня риски потребительского кредитования незначительны, однако их недооценка и снижение стандартов кредитования могут иметь существенные негативные последствия.
По результатам стресс-тестирования для банков будут определены необходимые уровни норматива достаточности (адекватности) регулятивного капитала (Н2) и норматива достаточности основного капитала (Н3).
Обновить методологию определения системно важных банков
В ближайшее время НБУ обнародует новые подходы и критерии, по которым ежегодно будет определять системно важные банки. Изменения учтут международную практику определения системной важности. Согласно обновленным критериям будет расширен перечень системно важных банков. Также будет отложено введение для них буфера системной важности до 01.01.2021.
Дополнительные тематические материалы
Дедолларизация – предпосылка снижения системных рисков
Экономические кризисы прошлого, которые сопровождались девальвацией гривны, делали иностранную валюту более привлекательной для населения и бизнеса, чем обусловили высокий уровень долларизации украинской экономики. Долларизация создает ряд рисков, прежде всего, снижает эффективность монетарной политики.
По оценкам НБУ, подобные украинской экономики имеют естественный уровень долларизации около 20%. Украина будет развиваться до этого уровня, если сохранится финансовая стабильность, и будут снижаться инфляция и процентные ставки. Чтобы не допустить накопления системных рисков, связанных с высокой долларизацией, НБУ может использовать макропруденционные инструменты.
Большая доля государственного долга в иностранной валюте – существенный риск для государственных финансов. В последние месяцы растут объемы продаж гривневых ОВГЗ нерезидентам. Это позволит улучшить валютную структуру государственного долга.
Высокая долларизация – значительный системный риск
Экономике Украины присущ высокий уровень долларизации. Значительная доля инвалюты в балансах банков, долгах государства и бизнеса, наличных сбережениях населения, расчетах на рынке недвижимости и тому подобное. Распространена и косвенная долларизация, в частности немало компаний измеряет зарплаты в инвалюте, хотя и выплачивают в гривне.
Значительная долларизация была обусловлена частыми периодами макроэкономической нестабильности, волатильной инфляцией и скачками обменного курса. Поэтому возложение на более стабильные валюты – естественная реакция населения и бизнеса на кризисные явления.
Высокая долларизация обладает рядом негативных последствий:
ослабевает трансмиссионный механизм монетарной политики, потому что учетная ставка прямо и быстро влияет лишь на гривневый сегмент финансового рынка. Поэтому снижается эффективность влияния центробанка на экономику, в частности инфляционного таргетирования;
усиливается влияние девальвации на инфляцию. Если цены и заработные платы устанавливаются с привязкой к обменному курсу, то девальвация усиливает эффект спирали “зарплаты – цены”, который сложно остановить;
возрастает уязвимость должников и кредиторов к изменению обменного курса. После девальвации у заемщиков может резко возрасти долговая нагрузка: у банков, которые кредитуют в инвалюте, реализуется кредитный риск, а у правительства увеличивается риск суверенного дефолта;
повышается рыночный риск от открытой валютной позиции. Банки и компании с существенными диспропорциями в валютных составляющих активов и пассивов несут убытки при резких колебаниях обменного курса;
растет уязвимость банков к риску ликвидности. Как свидетельствует история, во время кризиса валютные средства стремительно уходят из системы: в 2014-2015 годах около половины валютных депозитов населения было снято со счетов.
Поэтому если уровень долларизации чрезмерный – центробанки и правительства стремятся снизить его. Впрочем, активы в иностранной валюте используются для внешнеэкономической деятельности, хеджирования рисков, диверсификации сбережений. Поэтому речь идет о снижении долларизации к определенному естественному долгосрочному уровню. По оценкам НБУ, для украинской экономики и финансового сектора он близок к 20%. См. Вставку 6. Оценка естественного уровня финансовой долларизации.
После кризиса уровень долларизации банковского сектора уменьшился, однако до сих пор далек от оптимального.
Во время последней волны девальвации уровень долларизации кредитов и депозитов достиг пиковых 60%. После этого он снизился и уже более года держится в диапазоне 41-45%. Клиенты хранят деньги в инвалюте, чтобы избежать потерь от девальвации. Валютные кредиты они берут, поскольку ставки по ним значительно ниже, чем по гривневым.
Каждый раз после валютных кризисов уровень долларизации резко возрастал, а в периоды макроэкономической стабильности – постепенно снижался. На сегодня в большинстве банков доля валютных кредитов и депозитов составляет 30-40% от общего объема портфеля. Мелкие финучреждения почти не имеют валютных вкладов населения и бизнеса. Более 30 банков практически не выдают кредитов в иностранных валютах.
У разных банков уровень долларизации существенно различается. Самая высокая долларизация в банках с российским государственным капиталом, присутствие которых на рынке постепенно сокращается. Очень высока доля валютных кредитов у госбанков. Самая низкая — у банков иностранных банковских групп: после сокращения на 15-20 п. п. с 2014 года она близка к 30%.
Постепенно ниже 40% опускается доля валютных кредитов у частных банков с украинским капиталом. Однако среди клиентов банков до сих пор немало компаний с кредитами в иностранной валюте, но доходами почти исключительно в гривне.
Сейчас уровень долларизации обязательств банков снижается. Этому способствует рекордно высокий дифференциал между депозитными ставками в гривне и инвалюте. Из-за запрета валютного кредитования физических лиц и оживления спроса на потребительские кредиты банки больше заинтересованы в гривневых средствах. Поэтому ставки по ним высокие. Депозиты в гривне и в дальнейшем будут оставаться привлекательными, ведь сейчас разница ставок компенсирует риск умеренного обесценения гривны. Впрочем, со временем дифференциал будет снижаться.
При условии сохранения макроэкономической стабильности и замедления инфляции продлится естественная дедолларизация кредитов. Низкая и стабильная инфляция значительно удешевит гривневые займы, их привлекательность для заемщиков возрастет. А вот существенного снижения ставок по валютным кредитам для бизнеса ожидать не стоит, ибо они и так на историческом минимуме.
Долларизация государственного долга – значительный риск для государственных финансов
На конец апреля 68.2% государственного и гарантированного государством долга было номинировано в инвалюте. В конце прошлого года его валютная составляющая составила 43.2% ВВП. Это значительный риск для государственных финансов, ибо в случае девальвации резко возрастают отношение долга к ВВП и стоимость обслуживания долгов в гривневом измерении.
Вследствие этого сокращаются объемы государственных инвестиций, снижается суверенный рейтинг, а образовавшиеся дисбалансы нужно устранять путем фискальной консолидации.
Часто страны имеют целевые ориентиры доли госдолга в инвалюте, например, 15-25% – в Венгрии, не более 15% – в Чехии, не более 30% – в Польше, а в Румынии, которая планирует присоединиться к еврозоне, – 40-55%. МВФ использует собственный подход, которым определил для развивающихся стран такие ориентиры для доли госдолга в иностранной валюте: низкий риск – менее 20% ВВП, средний – 20-60%, высокий – более 60%.
В прошлом правительство было вынуждено полагаться на внешние валютные заимствования. На внутреннем рынке нельзя было привлечь достаточно средств, а доступ иностранцев к нему осложняло валютное регулирование.
Валютные долги считались более выгодной альтернативой из-за номинально более низкой ставки, чем по гривневым. Но в результате реализации валютного риска настоящая их стоимость может значительно превышать ставку по гривневому долгу. Это наблюдалось во время всех предыдущих кризисов (1998-1999, 2008-2009 и 2014-2015 годов), когда доля валютного долга к ВВП резко возрастала.
За январь-апрель доля валютного долга снизилась на 2.7 п. п., в частности из-за участия нерезидентов, приобретающих гривневые ОВГЗ. Присоединение Украины к Clearstream еще больше упрощает доступ иностранных инвесторов к рынку номинированных в гривне бумаг. На 13 июня их портфель вырос до 48 млрд. грн. – самого высокого показателя в истории. На аукционе двумя днями ранее правительству удалось разместить шестилетние ОВГЗ в гривне на сумму 3.3 млрд. грн. под 15.84%. Больше половины выпуска выкупили нерезиденты.
Приход нерезидентов на внутренний рынок гривневого долга способствует уменьшению его стоимости, активизирует вторичный рынок государственных облигаций, приводит к росту объемов торгов на валютном рынке. Ключевой риск – возможен массовый выход нерезидентов из ценных бумаг в случае ухудшения ожиданий или возникновения турбулентности на мировых рынках капитала. Последствия – появление дополнительного давления на валютный рынок и рост доходности ОВГЗ.
Крайне важно использовать высокий спрос на гривневые государственные обязательства для замещения валютного долга, сохраняя умеренный дефицит бюджета. Правительству не следует использовать высокий интерес нерезидентов к внутреннему госдолгу для увеличения расходов.
Доля нерезидентов во внутренних рынках госдолга стран ЦВЕ разная: в Румынии она составляет 19% (в 2018 году), Венгрии – 19% (2019), Польше – 29% (2018). Доля нерезидентов в объеме рыночных ОВДП19 Украины сейчас близка к 22% (6.3% от всех ОВГЗ в обращении).
Валовый внешний долг частного сектора снизился
В течение последних лет валовый внешний долг Украины, в отличие от государственного, сократился как в абсолютных цифрах, так и относительно ВВП. Тенденция началась после 2013 года, ее сформировало уменьшение задолженности корпоративного сектора и банков. Если в будущем стоимость внешних заимствований снизится, внешний долг корпоративного сектора может возобновить рост. Поэтому важно создавать инструменты хеджирования валютных рисков.
НБУ ожидает, что дедолларизация будет продолжаться, но сможет стимулировать ее макропруденциальными инструментами
Сохранение макроэкономической и финансовой стабильности в основном устранит первопричины долларизации. Снижение этого показателя до естественного уровня 20% потребует времени, а также успешной реализации инфляционного таргетирования, взвешенной макропруденционной политики и развития финансового рынка, в частности введение на рынке капитала новых инструментов в национальной валюте.
Чтобы избежать накопления системных рисков, вызванных долларизацией, в будущем НБУ может применить макропруденционные инструменты. К возможным мерам относятся:
повышение веса риска по активам в инвалюте;
ужесточение требований к оценке кредитного риска по активам в иностранной валюте;
проведение регулярного стресс-тестирования банков с предположением существенной девальвации гривны;
повышение нормативов обязательного резервирования для депозитов в иностранной валюте;
увеличение норматива LCR в инвалюте.
НБУ считает, что запрет на кредитование физических лиц в иностранной валюте, введенный законом в 2009 году, следует сохранить.
Чтобы снизить риски в секторе государственных финансов, правительство должно и в дальнейшем уменьшать долю государственного долга в инвалюте (прежде всего из-за продолжения сдержанной фискальной политики и развития рынка гривневых долговых инструментов). Упрощение доступа нерезидентов на рынок гривневых ОВГЗ способствует достижению этой цели. Важно формировать график размещения таким образом, чтобы избежать концентрированных во времени погашений, которые могут создавать риски для валютного рынка при неблагоприятном развитии событий.
Вставка 6. Оценка естественного уровня финансовой долларизации
Для открытой экономики естественно иметь определенный уровень долларизации. Он обеспечивает внешнеэкономическую деятельность и помогает снизить валютные риски. Естественный уровень финансовой долларизации – удельный вес валютных финансовых активов и обязательств, что соответствует структуре экономики в условиях макроэкономической стабильности. По оценкам НБУ на сегодня естественный уровень долларизации для Украины составляет около 20%.
Сегодня фактический уровень долларизации в Украине превышает 40%. Это результат действия ряда факторов в прошлом – низкого качества управления и недоверия населения к государственной политике, длительных периодов де-факто фиксированного обменного курса, геополитической напряженности и макрофинансовой нестабильности.
Если эти факторы устранить, то долларизацию будут определять в основном макроэкономические факторы – инфляция и обменный курс. Их влияние оценивает модель портфеля с наименьшей вариацией/риском (minimum variance portfolio, MVP). Модель предполагает наличие непокрытого паритета процентных ставок, при котором разница между доходностью гривневых и валютных финансовых инструментов соответствует девальвационным ожиданиям. Поэтому ожидаемая доходность гривневых и валютных инструментов одинакова.
Согласно модели MVP с уменьшением волатильности инфляции относительно волатильности реального обменного курса долларизация портфеля падает и наоборот.
Факторы долларизации MVP – ожидания волатильности реального обменного курса и инфляции, а также корреляции между ними. У каждого экономического агента эти ожидания другие, но исторические данные дают хорошие ориентиры реализации рисков инфляции и обменного курса в будущем. Чтобы рассчитать уровень долларизации MVP для Украины, были использованы пяти — и десятилетние промежутки данных за исключением трех кризисных периодов. По результатам расчетов, текущий естественный уровень долларизации для депозитов и кредитов составляет 18-22%.
Лишь в 2006-2008 годах фактический уровень долларизации приближался к расчетному показателю MVP. Однако в 2009 году фактический уровень вырос вследствие курсовой переоценки валютных депозитов и кредитов. В дальнейшем снижение долларизации кредитов сдерживалось значительным объемом неработающих активов в иностранной валюте. До 2015 года был еще один фактор отклонения фактического показателя от расчетного: режим фиксированного обменного курса, что обуславливал девальвационные курсовые ожидания.
Последние исследования оценивают естественный уровень долларизации в Украине в пределах 10-20%. Даже если будут проведены необходимые экономические реформы и сохранится макроэкономическая стабильность, высокие геополитические риски, открытость экономики и другие факторы будут повышать оценку естественного уровня до верхней границы – 20%.
Обзор стран с инфляционным таргетированием, выбранных для сопоставления, указывает на достижимость уровня долларизации – 10– 20% (Польша, Чехия, Венгрия).
Оптимальный уровень долларизации депозитов в Украине составляет 15%. Отражает гипотетическую долларизацию при благоприятных макроэкономических условиях, однако неизменных структурных факторах.
Автономная евроизация депозитов в группе стран Европы и Центральной Азии (вместе с Украиной) составляет 15-20%. Отражает факторы, не связанные с MVP, высокой инфляцией в прошлом и качеством институтов.
Удельный вес валютных депозитов и кредитов – 18-22%.
Украина может достичь такого фактического уровня, если сохранится макроэкономическая и финансовая стабильность в стране, будет развиваться финансовый рынок, в том числе инструменты хеджирования и фондовый рынок, а качество управления будет расти, благодаря прогрессу в экономических реформах.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.