В Украине фискальная политика стимулирует совокупный спрос

инвестирование в Беларуси, инвестиционная привлекательность, СЭЗ «Гомель-Ратон», инвестиции, ПИИ, бизнес, СЭЗ, свободные экономические зоны, Doing Business, Беларусь, иностранный капитал

06.05.2020 – В Украине в начале 2020 года фискальная политика оставалась мягкой – имела стимулирующее влияние на совокупный спрос. Об этом говорится в инфляционном отчете Национального банка Украины.

Объем доходов, сгенерированных экономикой, был меньшим по сравнению с объемом расходов из-за падения импорта, низких цен на отдельные импортируемые товары, а в конце месяца – из-за влияния карантинных ограничений.

Расширение дефицита практически не повлияло на динамику государственного долга, а основной фактор роста последнего – курсовая переоценка из-за временного девальвационного всплеска.

Фискальная политика в начале года оставалась мягкой и имела стимулирующее влияние на совокупный спрос 

В I квартале сформировался значительный дефицит сводного бюджета (17.3 млрд. грн.), который превысил показатели прошлых лет в этот период, как в абсолютных показателях, так и относительно ВВП.

Фискальная политика, по оценке НБУ, в начале года оставалась мягкой, о чем свидетельствовало расширение отрицательного циклически скорректированного первичного сальдо, из-за практически неизменного объема расходов на обслуживание долга по сравнению с соответствующим периодом год назад.

Доходы росли вяло (на 2.1% г/г) из-за замедления экономического роста, падения цен на энергоресурсы, как на внешнем, так и на внутреннем рынке и отдельных решений по управлению доходами. В частности восполнение в начале года объемов возмещения НДС за предыдущие периоды.

В конце квартала сказались и карантинные ограничения, в том числе по собственным доходам бюджетных учреждений и отдельным налоговым поступлениям местных бюджетов.

Однако, несмотря на ограниченность бюджетных ресурсов, рост расходов (на 5.1% г/г) опережал темпы увеличения доходов, хотя и отставал от плана. Значительными темпами росли затраты на оплату труда, что поддерживало частное потребление, и финансирование государственной инвестиционной деятельности.

Среди приоритетных направлений в начале года были и коллективные услуги, в частности на оборону и безопасность, а в конце квартала – здравоохранение.

Медленный рост доходов – следствие значительной ориентации на налоги с импорта и использования природных ресурсов 

Налоги с ввозимых товаров в общем объеме налоговых поступлений в сводный бюджет составляют более 35% (в 2019 году). Соответственно снижение физических объемов импорта, усилено падением мировых цен на энергоносители и все еще более крепкому курсу гривны в начале года, как в годовом измерении, так и по сравнению с заложенным в бюджет, что обусловили падение поступлений из ввезенных товаров (на 14% г/г). Это же стало ключевым фактором значительного недовыполнения плана поступлений в I квартале 2020 года.

Более того, падение мировых цен на энергоресурсы, природный газ и нефть на фоне сокращения внутренней добычи и снижения спроса на энергоресурсы из-за теплых погодных условий привели к существенному уменьшению поступлений от рентных платежей и сказались на внутренних акцизах. В частности, почти вдвое сократились поступления от акцизного налога на электрическую энергию из-за существенного снижения ее стоимости на внутреннем рынке.

Однако значительные темпы роста частного потребления и доходов населения поддержали рост налоговых поступлений. Кроме того, по сравнению с прошлым годом в I квартале высокими темпами росло производство табачных изделий (на 10.6% г/г), что привело к увеличению поступлений от акцизного налога с этих товаров.

Однако их совокупное воздействие оказалось недостаточным, чтобы компенсировать слабый импульс от деятельности, связанной с импортными операциями и использованием природных ресурсов.

Другой весомый фактор, который в течение последних двух лет имел существенное влияние на бюджетную политику, это несоответствие фактически полученных доходов по сравнению с ожидаемыми цифрами, из-за не осуществления макроэкономических предположений, на которых основан бюджет. Из-за последнего фактора в I квартале налоговые поступления общего фонда государственного бюджета недовыполнены на 13%.

Такая ситуация заставляет полагаться на временные доходы, которые не могут быть источником системных расходов, или избирательно подходить к проведению расходов, что уменьшает их эффективность, особенно в случае недофинансирования расходов развития или программ, направленных на реформирование общественно важных сфер.

Расходы замедлили рост, однако оставались значительными по сравнению со сгенерированными доходами 

Традиционно ключевым расходным направлением оставались социально-направленные программы, что поддерживали частное потребление. В начале года сохранились высокие темпы роста расходов на оплату труда, в том числе денежное обеспечение военнослужащих.

В то же время из-за высокой базы сравнения, в том числе выплаты части единовременной доплаты к пенсии в марте 2019 года, и теплой погоды на фоне снижения тарифов на ЖКУ, сократились расходы на социальное обеспечение.

Высокими темпами росли капитальные расходы, в частности на финансирование дорожного хозяйства. О росте государственных инвестиций свидетельствовали и значительно увеличенные расходы в сфере транспорта, в частности железнодорожного.

Сравнительно высокими темпами росли и расходы по таким общим социальным направлениям как оборона и общественный порядок, в том числе без учета расходов на денежное обеспечение военнослужащих, а также здравоохранение. Последнее могло быть связано как с подготовкой к введению второго этапа медицинской реформы, так и с борьбой с распространением COVID-19.

В то же время финансирование отдельных других видов деятельности несколько ослабилось из-за рационализации государственных программ поддержки, в частности сельского хозяйства.

Однако были и объективные факторы замедления роста затрат, в частности такие как уменьшенная стоимость коммунальных услуг, низкая инфляция, а в начале года – более высокий курс гривны по сравнению с предыдущим годом. Последние два фактора проявились в практически неизменном объеме расходов на обслуживание долга по сравнению с прошлым годом, а экономия на обслуживании долга составила более 4 млрд. грн.

Увеличение государственного и гарантированного государством долга на конец I квартала – практически полностью является следствием временного девальвационного всплеска давления в марте 

Расширение дефицита профинансировано за счет долговых источников, преимущественно номинированных в иностранной валюте. Последние практически в равных частях были привлечены на внешнем и внутреннем рынках. Объем заимствований в национальной валюте был сравнительно незначительным из-за ослабления интереса внешних инвесторов, со второй половины февраля – из-за турбулентности на мировых финансовых рынках и усиления неприятия рисков.

Правительство имеющиеся ресурсы, кроме финансирования дефицита, направляло на выплаты по текущим долговым обязательствам, а также аккумулировало валютные ресурсы для будущих выплат. С учетом выплат по гарантированным долгам прирост государственного и гарантированного государством долга за счет этих операций был незначительным.

В то же время по состоянию на конец I квартала объем государственного и гарантированного долга ощутимо вырос – в отношении к ВВП на 6 п. п. – до более 56%. Ключевым фактором такого увеличения стала курсовая переоценка из-за временного девальвационного всплеска в марте.

Чувствительность государственного и гарантированного государством долга до валютных колебаний обусловлена все еще значительной долей долга, номинированного в иностранной валюте (по состоянию на конец 2019 года – 63.4%), несмотря на ее снижение в прошлом году благодаря стратегии на дедолларизацию и укрепление курса гривны.

Вставка 4. Пересмотр государственного бюджета Украины в 2020 году 

В начале апреля приняты изменения в закон «О государственном бюджете на 2020 год», предусматривающие существенное расширение дефицита — 7.5% с 2.1% ВВП. Необходимость внесения изменений и расширения дефицита вызвана изменением макроэкономических реалий.

Доходы уменьшены на 11% по сравнению с предыдущим законом, расходы – увеличены на 7%, в том числе из-за необходимости принятия мер для противодействия распространения COVID-19, поддержки предпринимательства и уязвимых слоев населения.

Существенное увеличение дефицита в текущих условиях, по оценкам НБУ, не создаст угроз для макрофинансовой стабильности, а наоборот будет способствовать поддержке экономики при условии возвращения к взвешенной фискальной политике в последующие годы.

Вместе с тем сохраняется ряд рисков для исполнения бюджета, прежде всего связанных с возможным отклонением отдельных макропоказателей от прогнозируемых. В том числе потребительской инфляции, и в части финансирования дефицита бюджета в случае отсрочки сотрудничества с МВФ.

Параметры бюджета на 2020 год приведены в соответствие с новыми макроэкономическими условиями. Доходы предсказуемо уменьшены за счет налоговых поступлений на 145 млрд. грн., или на 15.7% по сравнению с предыдущим законом. Это сделано из-за снижения номинального ВВП, объемов импорта товаров, пересмотра в сторону снижения предположений относительно цены природного газа, как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке, что влияет на формирование планов из поступлений рентной платы.

В то же время, по оценке НБУ, потери доходов могут оказаться несколько более высокими, в частности учитывая более низкие прогнозы НБУ по инфляции и объемам импорта товаров.

Компенсатором значительных налоговых потерь стали большие перечисления части чистой прибыли и дивидендов государственными предприятиями (поступления увеличены на 26.7 млрд. грн.), а также НБУ (на 2 млрд. грн.).

Расходы увеличены на 82.4 млрд. грн. прежде всего из-за создания Фонда борьбы с распространением COVID-19 (на общую сумму 64.7 млрд. грн.) и расширения программ социальной помощи для смягчения влияния кризисных явлений для уязвимых слоев населения и поддержки предпринимательства. В частности предусмотрены доплаты к заработной плате медработникам, оказание денежной поддержки лицам пожилого возраста, компенсации по частичной безработице.

В то же время по сравнению с предыдущим законом по значительной части других направлений расходы сокращены. В частности, учитывая снижение стоимости природного газа и связанных с ним тарифов на отопление и горячую воду, уменьшены расходы на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ. Также уменьшены расходы на образование, культуру, ряд региональных программ.

В результате указанных изменений дефицит бюджета увеличен до 298.4 млрд. грн. (или 7.5% ВВП). По оценке НБУ, резкое увеличение дефицита в текущих условиях, позволит поддержать экономику, не создавая угроз для макрофинансовой стабильности. Так в предыдущие кризисные периоды пространство для поддержки экономики фискальными мерами было ограниченным из-за необходимости докапитализации НАК «Нафтогаз» и банковской системы.

Приведение тарифов на услуги ЖКХ в соответствие к рыночным, реформирование корпоративного управления НАК «Нафтогаз» и очистка банковской системы позволили ликвидировать значительные квазифискальные дефициты предыдущих лет. Как следствие, в 2020 году широкий дефицит сектора общегосударственного управления в отношении ВВП будет оставаться существенно более низким, чем в предыдущие кризисные периоды.

Дефицит и выплаты по долговым обязательствам практически полностью финансируются за счет долговых источников, что приведет, по оценкам НБУ, к увеличению доли государственного и гарантированного государством долга к ВВП и несколько превысит 60%. Такой уровень оценивается как приемлемый при условии возврата к взвешенной фискальной политике в последующие периоды.

В то же время сохраняются риски исполнения бюджета и в части финансирования. Определяющим источником финансирования являются средства от официальных партнеров (МВФ, Всемирного банка, Еврокомиссии). Помимо значительного объема финансовой поддержки, стоимость ее привлечения существенно ниже по сравнению с рыночными инструментами, особенно в период сжатия мировых и внутренних финансовых рынков.

Учитывая, что финансирование по программам Всемирного банка и Еврокомиссии тесно связаны с реализацией программы МВФ, отсрочка сотрудничества с последним усилит фискальные риски, в частности, поставит под угрозу финансирование бюджетных программ.

Кроме того, ухудшатся инфляционные и курсовые ожидания, а доступ к внешним рынкам капитала останется ограниченным даже после стабилизации ситуации на них.

Платежный баланс

В I квартале 2020 года текущий счет сведен с профицитом по сравнению с дефицитом в соответствующем периоде прошлого года – сужение дефицита торговли товарами и услугами нивелировало увеличение выплат дивидендов.

Отрицательное сальдо торговли товарами уменьшилось в значительной мере из-за меньших стоимостных объемов энергетического импорта на фоне снижения мировых цен и ослабления спроса на машиностроительную продукцию. Распространение COVID-19 имело нейтральное влияние на экспорт товаров, однако привело к снижению импорта товаров и услуг.

В марте наблюдался отток капитала из Украины, который в основном сформирован всплеском внутреннего спроса на иностранную валюту, тогда как отток нерезидентов с рынка ОВГЗ был незначительным. Украина входит в текущий кризис со сравнительно более высоким запасом прочности, чем раньше, но для минимизации потерь и рисков необходимо сотрудничество с МВФ.

Текущий счет сведен с профицитом, прежде всего благодаря снижению цен на энергоносители. Распространение COVID-19 имело ограниченное влияние на экспорт товаров, но снизило импорт товаров и услуг 

В І квартале экспорт товаров был на уровне предыдущего года. Его объемы и в дальнейшем поддерживали значительные урожаи зерновых и масличных. Так в I квартале (преимущественно в первые два месяца года) зафиксированы наибольшие для этого периода поставки кукурузы, ячменя и подсолнечного масла.

Кроме того, с начала года возобновился рост экспорта железных руд, в частности в Китай, вследствие сокращения поставок из Аргентины и Бразилии. Восстановление отдельными заводами производства удобрений в течение прошлого года способствовало увеличению экспорта продукции химической промышленности.

Однако их влияние нивелировано дальнейшим ухудшением мировой ценовой конъюнктуры и неравномерными поставками машиностроительной продукции. Из-за снижения цен и ослабления мирового спроса в дальнейшем снижались объемы экспорта металлургической продукции.

Определенный вклад имело сокращение спроса на трубную продукцию в результате ослабления буровой активности на фоне существенного падения цен на нефть. Из-за нерегулярных заказов экспорт машиностроительной продукции в марте был на 12% ниже, чем год назад, когда была поставлена значительная партия двигателей и грузовых вагонов.

Распространение COVID-19 сказалось на динамике экспорта в марте, но в целом имело нейтральное влияние на его объемы. Ажиотажный спрос отдельных стран обусловил существенное увеличение экспорта пшеницы. Ослабление спроса на фоне введения карантинных ограничений и низких цен на нефть, что негативно сказалось на объемах производства биоэтанола, обусловило уменьшение поставок подсолнечного масла и семян масличных.

Импорт товаров в I квартале снизился впервые с 2016 года (на 3.9% г/г) на фоне высокой базы сравнения, сформированной льготным растамаживанием автомобилей с иностранной регистрацией в начале прошлого года. Однако и за вычетом этого эффекта рост импорта товаров приостановился – он остался почти на уровне прошлого года (-0.2% г/г) ввиду снижения спроса на продукцию машиностроения и низкие цены на энергоносители.

В частности, уменьшились закупки комплектующих для альтернативной энергетики из-за неопределенности относительно изменений в соответствующем законодательстве. Также отсутствовали закупки ядерного топлива и газодобывающего оборудования.

Кроме того, распространение COVID-19 в Китае и определенное сужение внутреннего спроса на товары не первой необходимости могло быть причиной замедления роста импорта мобильных телефонов и компьютеров в феврале-марте.

Введение карантинных мероприятий в связи с распространением COVID-19 стимулировало закупки продовольственных и фармацевтических продуктов, но сдерживало рост импорта отдельных промышленных товаров в марте.

Кроме того, закрытие границ в конце марта привело к некоторому снижению объемов неформального импорта. В целом распространение COVID-19 имело отрицательный вклад в импорт товаров.

Дальнейшее падение мировых цен на природный газ нивелировало наращивание закупок природного газа (за I квартал объем закачки увеличился в 1.8 раза г/г) – стоимостные объемы его импорта лишь незначительно превысили прошлогодний уровень. Импорт других энергоносителей снижался, падение мировых цен на нефть обусловило снижение объемов импорта нефтепродуктов.

Дополнительным фактором стал дефицит сырья на белорусских НПЗ. Теплая погода и высокие запасы способствовали уменьшению импорта угля, а снижение спроса со стороны металлургической промышленности – импорта кокса.

Дальнейшее наращивание экспорта IТ-услуг и уменьшение объемов импорта по статье «поездки» на фоне распространения COVID-19 перевесили ожидаемое уменьшение объемов поступлений от транзита газа. Как результат, профицит торговли услугами в I квартале расширился по сравнению с прошлым годом.

После притока капитала в начале года в марте произошел отток, сформированный преимущественно внутренним спросом на иностранную валюту 

В январе-феврале продолжался приток капитала по финансовому счету. Он был обеспечен в основном государственным сектором, в частности размещением суверенных еврооблигаций и спросом нерезидентов на гривневые ОВГЗ (0.4 млрд. долл. за январь-февраль).

Резкий отток капитала в марте с рынков стран ЕМ, имел незначительное влияние на украинский рынок – объем ОВГЗ в собственности нерезидентов снизился лишь на 0.3 млрд. долл. Поэтому по итогам квартала государственный сектор остался чистым заемщиком.

В то же время в частном секторе сформировался значительный отток капитала, несмотря на размещение еврооблигаций компанией Vodafone и рост поступлений ПИИ. Последние превысили прошлогодние показатели на 22.3% и были направлены преимущественно в акционерный капитал. Основными получателями иностранных инвестиций были отрасли финансовой и страховой деятельности, а также оптовая и розничная торговля.

Кроме того, продолжила расти задолженность по торговым кредитам, однако она лишь незначительно превышала показатели прошлого года и оставалась на приемлемом уровне. В то же время отток капитала был сгенерирован, прежде всего, увеличением наличности вне банков на фоне повышенного спроса на валюту в марте, для стабилизации которого в марте НБУ обеспечил поступление наличной валюты в страну.

Кроме того, в течение января-февраля банковский сектор наращивал внешние активы за счет поступлений НАК “Нафтогаз” по оплате гарантированных минимальных мощностей за транзит газа и погашения правительством валютных ОВГЗ.

В результате по финансовому счету в I квартале сформировался отток капитала, создаваемый частным сектором, что превысило профицит текущего счета, а платежный баланс сведен с незначительным дефицитом.

Как следствие, после стремительного роста в январе-феврале международные резервы в марте снизились и вернулись на уровень конца 2019 года – 24.9 млрд. долл. или 4.5 месяца будущего импорта.

Украина входит в текущий кризис с несколько более крепким запасом внешней устойчивости, чем в предыдущий кризис, но без сотрудничества с МВФ остается уязвимой 

Сохранение высокого уровня международных резервов обеспечивает высокий запас прочности Украины накануне ожидаемых кризисных явлений. Так экономический рост предыдущих лет способствовал снижению относительных показателей внешнего и краткосрочного долга, а рост производительности экономики – сужению дефицита текущего счета.

В свою очередь макроэкономическая стабилизация привела к улучшению восприятия международными инвесторами, в части снижения премии за риск и повышения рейтингов. Это обусловило наращивание инвестиционного и долгового капитала и улучшение адекватности резервов. В то же время одним из самых весомых факторов, что положительно отличает Украину от предыдущих периодов, является переход к политике плавающего обменного курса с введением режима инфляционного таргетирования.

При таком режиме резервы используются для сглаживания чрезмерных колебаний на валютном рынке во время поиска нового равновесного уровня, а не с целью искусственного удержания стабильного курса.

В то же время существенное сужение доступа к международным финансовым рынкам на фоне масштабных кризисных явлений в мировой экономике и падения экономической активности в Украине несут в себе значительные вызовы для украинской экономики.

Особое значение это приобретает на фоне предстоящих пиковых выплат по внешним обязательствам и существенного увеличения бюджетного дефицита. Поэтому, как и раньше, для минимизации рисков и потерь необходимо дальнейшее сотрудничество с международными финансовыми организациями.

Монетарные условия и финансовые рынки

Паника на мировых рынках, из-за стремительного распространения пандемии коронавируса в марте, спровоцировала увеличение турбулентности на финансовом рынке Украины, в том числе в валютном сегменте.

Повышенный спрос на иностранную валюту был сгенерирован преимущественно отечественными клиентами банков и населением, и прежде всего, имел психологическую природу, тогда как спрос со стороны нерезидентов был сравнительно сдержанным.

С целью стабилизации денежно-кредитного рынка, НБУ принял меры, направленные на расширение возможностей банков в управлении собственной ликвидностью и предотвращение распространения паники на валютном рынке, избегая применения каких-либо ограничений. Благодаря этому ажиотажный спрос на иностранную валюту ослаб уже в конце марта.

Рост турбулентности на валютном рынке Украины – следствие ухудшения настроений в ответ на неопределенность с распространением вируса и панику на мировых рынках 

Быстрое распространение пандемии коронавируса в марте вызвало панику на мировых товарных и финансовых рынках. Это, вместе с усилением неопределенности на внутреннем рынке, привело к росту турбулентности на валютном рынке Украины и девальвационному давлению на гривну.

Главным фактором усиления девальвационного давления на гривну был повышенный спрос на иностранную валюту со стороны отечественного бизнеса и населения, а влияние операций нерезидентов с гривневым ОВГЗ не было определяющим. Их доля в общем объеме чистой покупки безналичной валюты клиентами банков в марте составила 20%. Предложение иностранной валюты также сохранялась на высоком уровне, превышая соответствующие показатели прошлого года.

Опасаясь негативного влияния карантинных ограничений и возможного введения ограничительных мер, в том числе и на покупку иностранной валюты, население и бизнес скупали иностранную валюту “впрок”. Об этом также свидетельствовал существенный рост объемов покупки иностранной валюты на условиях “форвард”. В дальнейшем, часть этих соглашений была отменена, отражая тем самым, что формирование повышенного спроса на иностранную валюту происходило под влиянием психологических, а не фундаментальных факторов.

В ответ на стресс на валютном рынке, НБУ увеличил свое присутствие, сглаживая чрезмерные курсовые колебания, но не изменяя рыночные тенденции. Чистая продажа НБУ иностранной валюты в марте составила 2.2 млрд. долл.

Одновременно, с целью устранения трудностей по удовлетворению потребностей населения в наличной иностранной валюте, что наблюдались в кассах банков из-за перебоев с авиасообщением, НБУ в марте-апреле осуществлял операции с подкреплением банков наличными долларами и евро. Общий объем таких операций составил 41 млн. евро и 550 млн. долл.

Наряду с этим у населения сохранялась возможность покупать иностранную валюту онлайн.

Оперативное принятие НБУ превентивных мер способствовало существенному снижению ажиотажного спроса на иностранную валюту. Как следствие, уже к концу марта ситуация на валютном рынке нормализовалась.

Обменный курс гривны начал укрепляться, а на рынке начало формироваться избыточное предложение иностранной валюты. Это позволило НБУ в конце марта возобновить операции по покупке иностранной валюты, а их положительное сальдо в апреле составило 0.7 млрд. долл. (с начала года операций НБУ по продаже иностранной валюты было больше, чем ее покупка на 0.7 млрд. долл.).

Также исчезла необходимость в подкреплении рынка наличной иностранной валютой, поскольку во время последней такой операции 40 млн. долл. остались не выкупленными.

Ослабление официального обменного курса гривны к доллару в I квартале 2020 года привело и к девальвации НЭОК гривны. Однако, учитывая, что девальвировали в этот период и большинство валют стран – ОТП Украины, ослабление НЭОК гривны было более умеренным, чем ее ослабление к доллару.

Укрепление же гривны в течение апреля притормозило этот процесс. Как следствие, НЭОК гривны в апреле (в среднем за месяц) оставалось более крепким, чем год назад. РЭОК гривны также укрепился, что было следствием ревальвации гривны в течение прошлого года.

Увеличение доходности гривневых ОВГЗ и снижение спроса на них – реакция рынка на неопределенность из-за распространения коронавируса 

Панические настроения, охватившие мировые финансовые рынки и привели, к масштабному оттоку капитала из стран ЕМ, отразились и на функционировании отечественного финансового рынка. Дополнительно эти тенденции были усилены внутренней неопределенностью из-за перестановки в правительстве.

По результатам марта-апреля (по состоянию на 30 апреля) остатки гривневых ОВГЗ в портфеле нерезидентов снизились на 0.6 млрд. долл. (с начала года на 0.2 млрд. долл.). Наряду с этим росла и стоимость заимствований, и доходность государственных ценных бумаг на вторичном рынке.

Одновременное увеличение средневзвешенных ставок как по гривневым, так и по валютным ОВГЗ отражало более высокое беспокойство инвесторов кредитными рисками, чем валютными. А более стремительный рост гривневых ставок отражался низкой ликвидностью вторичного рынка.

При таких условиях МФУ в марте преимущественно размещало валютные ОВГЗ, а в апреле приостановило проведение аукционов до стабилизации ситуации на рынке. С целью компенсации негативных последствий, связанных с трудностями привлечения ресурсов на мировых рынках капитала, НБУ отсрочил введение торгов риска по государственным ценным бумагам в иностранной валюте.

UIIR – временный рост из-за дефицита ликвидности у отдельных банков

Из-за значительных объемов интервенций НБУ по продаже иностранной валюты на межбанковском рынке и роста объемов наличных денег, что является типичной реакцией населения на негативные экономические или политические шоки, в марте ликвидность банковской системы снизилась.

Снижение ликвидности обусловили возникновение временных разрывов ликвидности у отдельных банков. Это отразилось на росте спроса на межбанковские кредитные ресурсы и кредиты рефинансирования. Как следствие UIIR вырос, выйдя во второй декаде марта за пределы коридора ставок НБУ по инструментам постоянного доступа.

В марте выросли и большинство гривневых ставок для клиентов банков, реагируя на подорожание межбанковского кредитования, хотя средневзвешенные ставки по депозитам ДХ, которым присуща большая инерционность, продолжали снижаться.

Для смягчения финансовых условий НБУ предпринял ряд мер, направленных на предоставление банкам большей гибкости в управлении собственной ликвидностью:

адаптировал операционный дизайн монетарной политики;

отсрочил требование соблюдения банками буферов запаса капитала и системной важности;

оптимизировал расчет обязательных резервов.

Кроме того, в течение текущего года для поддержания ликвидности банковской системы и стимулирования банковского кредитования НБУ принял решение:

проводить тендеры по долгосрочному рефинансированию до 5 лет (начиная с мая);

увеличить до 90 дней (по 30 дней) срок предоставления кредитов рефинансирования на еженедельных тендерах;

расширить перечень приемлемого залога муниципальными облигациями и облигациями, выпущенными под государственные гарантии;

ввести своп операции с МФО, где НБУ будет выступать гарантом предоставления ликвидности по этим инструментам. Операции предусматривают покупку валюты в МФО на условиях своп для краткосрочного кредитования бизнеса и муниципалитетов;

ввести процентный своп.

Активные действия НБУ по смягчению последствий паники и адаптация банков к работе в условиях введенных карантинных мероприятий, способствовали стабилизации ситуации на межбанковском рынке. Как результат в апреле UIIR колебался около нижней границы в коридоре ставок НБУ.

Сохранялись высокие годовые темпы прироста депозитов и потребительских кредитов

В I квартале 2020 года сохранился годовой прирост гривневых и валютных депозитов в банковской системе. В то же время их рост замедлился в значительной степени из-за значительных налоговых платежей в марте, что привело к снижению остатков гривневых средств на депозитах НФК по сравнению с предыдущими месяцами.

Также замедлился рост валютных депозитов НФК из-за покупки валютных ОВГЗ. Снизились и темпы роста остатков гривневых депозитов ДХ из-за постепенного уменьшения их доходности и ажиотажного спроса на отдельные товары на фоне распространения панических настроений в марте.

Высокими темпами и в дальнейшем росли гривневые кредиты ДХ, прежде всего на приобретение транспортных средств и другие потребительские нужды. Однако кредитование НФК оставалось вялым. Активизацию банковского кредитования сдерживали ряд структурных ограничений, в частности, высокая доля неработающих кредитов, которые, однако, практически полностью зарезервированы.

С целью налаживания работы банков по управлению проблемными активами, НБУ определил критерии списания обесцененных активов банков за счет сформированных резервов. Это позволит банкам избавиться от части неработающих кредитов.

Также на динамике объемов кредитов и в дальнейшем отображались эффекты от исключения из отчетности информации банков, в отношении которых началась процедура ликвидации, и от погашения и списания банками ранее зарезервированных активов.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий