В Украине кредитование реального сектора сдерживается недостаточной защитой прав кредиторов

18.12.2019 – В Украине кредитование реального сектора со стороны банков сдерживается недостаточной защитой прав кредиторов. Об этом говорится в проекте Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года.

  1. Текущее состояние финансового сектора Украины
  1. Украина столкнулась с «тройным» кризисом в 2014-2015 годах – кризисные явления в реальном секторе экономики усиливались банковским и валютным кризисами. Макроэкономические дисбалансы, накопленные в предыдущие годы, политический кризис начала 2014 года, потеря Крыма и отдельных районов Донецкой и Луганской областей спровоцировали глубокий кризис.

В то же время падение реального ВВП на 6,6% и 9,8% в 2014 и 2015 годах соответственно сопровождалось, и было усилено несколькими волнами значительной девальвации гривны и банковским кризисом, что имело следствием, в частности массовый отток депозитов из банковской системы и банкротство банков.

  1. Реформа финансового сектора Украины 2014-2019 годов способствовала макрофинансовой стабилизации и укреплению способности регуляторов и участников финансового рынка противостоять кризисным явлениям. Реформа, определенная в комплексной программе развития финансового сектора Украины до 2020 года, утвержденной регуляторами финансового сектора, была направлена на преодоление системных проблем в финансовом секторе и развитие полноценной рыночной конкурентоспособной среды согласно стандартам Европейского Союза (далее – ЕС).

Реформа проходила по направлениям обеспечения стабильности финансового сектора, развития институциональной способности регуляторов, защиты прав потребителей и инвесторов финансового сектора.

  1. Реформа монетарной политики Национального банка и укрепление его институциональной способности стали весомым фактором стабилизации банковской системы Украины.

Принятые в 2015 году изменения в закон Украины “О Национальном банке Украины”, направленные на введение в законодательство Украины признанного в мире принципа независимости центрального банка, существенно усилили институциональную, функциональную, финансовую и личную независимость Национального банка Украины (далее – Национальный банк). Это создало необходимые условия для качественного выполнения центральным банком своей основной функции – обеспечения стабильности национальной валюты.

Макроэкономической стабилизации способствовали переориентация монетарной политики в достижении инфляционных целей и переход к режиму плавающего обменного курса, а также взвешенная фискальная политика, которая заключалась в существенном снижении дефицита в государственном и квазигосударственном секторе, постепенном сокращении уровня государственного долга и внедрении принципов среднесрочного бюджетного планирования.

  1. Введено новое валютное регулирование, направленное на свободное проведение валютных операций их субъектами, однако ряд валютных ограничений все равно остается в силе. Новая система валютного регулирования направлена на дерегуляцию инвестиций, упрощение проведения трансграничных операций с валютными ценностями и расширение перечня доступных валютных операций.

Появились новые возможности, в частности: открытие счетов в украинских банках нерезидентами — юридическими лицами, инвестиционными фондами и компаниями по управлению активами, они действуют от имени таких инвестиционных фондов; произошло подключение международного депозитария ценных бумаг Clearstream в инфраструктуру украинского фондового рынка.

Достижение конечной цели Национального банка в сфере валютного регулирования это снятие всех существующих ограничений и переход к режиму свободного движения капитала. Оно станет возможным после наступления соответствующих макроэкономических условий в Украине, а также принятия законопроектов, направленных на противодействие размыванию налоговой базы, выводу прибыли за рубеж и присоединению к международной системе автоматического обмена информацией по финансовым счетам.

Повышение устойчивости финансового и корпоративного сегментов будет способствовать снижению доли заимствований в иностранной валюте и снижению долларизации кредитов и депозитов банковской системы.

  1. Банковский сектор очищен от токсических и неплатежеспособных банков благодаря комплексному реформированию банковского надзора и повышению институциональной способности ФГВФЛ. Введена новая система оценки банков согласно европейской методологии «Supervisory review and evaluation process» (SREP) и риск-ориентированного подхода к планированию и инспекционным проверкам банков.

Рейтинговые оценки CAMELS дополнены новым компонентом «Операционный риск» и актуализированным критерием оценок. Нормативно определены принципы, основные цели и требования к построению системы управления рисками, управления проблемными активами и системы внутреннего контроля в банках. Отчетность банков осуществляется по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО 9).

Введена единая операционно-информационная система неплатежеспособных банков, автоматизированная система выплат вкладчикам, система стресс-тестирования и раннего предупреждения, полноценная система расчета регулярных сборов в виде дифференцированных сборов на основании оценки рисков. Продажа активов неплатежеспособных банков осуществляется на прозрачных и конкурентных условиях через электронные торговые площадки.

  1. Проведенные реформы финансового сектора способствовали повышению финансовой устойчивости и прозрачности банков, усилению их ответственности за результаты деятельности. Снижению рисков для вкладчиков предшествовало повышение требований к минимальному размеру уставного капитала банка до 500 млн. грн. Усилена ответственность собственников банка и других финансовых учреждений, их руководства за действия или бездействие, повлекшие причинение ущерба банку.

Создана правовая основа для проведения упрощенной капитализации и реорганизации банков, в том числе прекращение деятельности банка без прекращения действия юридического лица. Введено системное макропруденциальное регулирование и обнародована Стратегия макропруденциальной политики Национального банка, налажена система регулярной оценки качества активов и стресс-тесты банков, внедрены новые подходы к оценке кредитных рисков банков и нормативов деятельности банков, соответствующих требованиям Базеля III.

С целью повышения надежности и стабильности банковской системы, защиты интересов кредиторов и вкладчиков банков создан кредитный реестр Национального банка, который обеспечивает сбор, хранение и использование информации о кредитных сделках юридических и физических лиц, заключенных с банком, и исполнение обязательств по ним. Банковская система является прибыльной второй год подряд, что способствует повышению ее капитализации и устойчивости к негативным шокам.

  1. Обеспечены меры по совершенствованию регулирования рынков небанковских финансовых услуг. Нацкомфинуслуг внедрены новые подходы к лицензированию, требования к раскрытию структуры собственности, усилена ответственность владельцев и руководителей небанковских финансовых учреждений за повышение требований к деловой репутации, повышены стандарты раскрытия информации и отчетности небанковских финансовых учреждений.

Осуществлен переход на МСФО 9 и усовершенствован порядок применения мер воздействия. Введены унифицированные формы актов проверок по вопросам соблюдения законодательства в сфере небанковских финансовых услуг, введен надзор на консолидированной основе над небанковскими финансовыми группами. Ужесточены требования, ограничивающие риски кредитных союзов при осуществлении ими операций с финансовыми активами, и введены требования по резервному капиталу кредитных союзов.

В результате повышения требований к платежеспособности, капитализации страховщиков и установления новых финансовых нормативов происходит увеличение объема долгосрочного инвестирования в экономику страны. Качественные и структурные изменения приемлемых активов и представление средств (покрытия) страховых резервов способствовали повышению ликвидности, диверсификации и доходности активов страховщиков.

Введен риск-ориентированный подход проведения проверок профессиональной деятельности на фондовом рынке, деятельности по страхованию, негосударственного пенсионного обеспечения, кредитования, финансового лизинга, осуществления операций с недвижимостью, услуг факторинга, обработки информации в бюро кредитных историй. Негосударственные пенсионные фонды внесены в реестр неприбыльных учреждений.

В то же время требует совершенствования законодательство в части внедрения эффективных инструментов вывода с рынка неплатежеспособных финансовых учреждений и повышения уровня стандартов управления платежеспособностью и ликвидностью, а также развитие государственного регулирования и надзора за финансовым сектором в направлении внедрения лучших мировых стандартов.

  1. Проведение реформы, направленной на совершенствование корпоративного управления и защиту прав инвесторов, способствовало улучшению показателей Украины в мировых рейтингах. Этому способствовало принятие ряда законодательных актов, направленных на повышение уровня корпоративного управления и совершенствование правового регулирования порядка эмиссии ценных бумаг и раскрытия информации в соответствии с международными стандартами и европейскими нормами.

В частности были введены в отечественное законодательство эффективные инструменты защиты участниками обществ своих прав – “производный иск” и институт независимых директоров, процедура squeeze-out и sell-out, а также внедрен механизм открытия и использования клиентами банка счетов условного хранения (эскроу), которые широко используются в международной практике.

Введено понятие и механизм использования корпоративных договоров в деятельности хозяйственных обществ, а также обеспечено приведение деятельности независимых членов и комитетов наблюдательных советов акционерных обществ в соответствие с требованиями актов ЕС. Законодательно введен способ раскрытия информации на фондовом рынке при помощи услуг авторизованных лиц, которые проводят деятельность по предоставлению информационных услуг на фондовом рынке, и отменена обязательность публикаций в печатных изданиях.

Результатом введения указанных изменений, в частности, стало сокращение расходов, связанных с выполнением требований в отношении публичных акционерных обществ, уменьшение объема отчетности, предоставляемой регулятору, получение больших возможностей защиты от рейдерства и снижение угрозы корпоративного шантажа.

Качественные изменения, произошедшие в сфере корпоративного права, способствовали улучшению в 2019 году позиции Украины в рейтинге Doing Business по компоненту «Защита прав миноритарных акционеров» на 27 пунктов. В то же время дальнейшего усовершенствования требует законодательство, регулирующее вопросы корпоративного управления обществ, с целью его приведения в соответствие с лучшими международными практиками.

В частности требует предусмотрения возможности использования обществами одноуровневой модели построения системы органов управления, урегулирования процедур проведения общих собраний с помощью электронных средств, предвидение осуществления процедур в случае значительного уменьшения собственного капитала общества, приведение условий, процедур и последствий слияния, присоединения, разделения и выделения акционерных обществ в соответствие с нормами ЕС.

Необходимым также является совершенствование, как механизма определения справедливой цены, так и урегулирования деятельности субъектов оценочной деятельности.

  1. Несмотря на восстановление кредитной активности банков, и небанковских финансовых учреждений их вклад в экономический рост остается низким. В корпоративном секторе получателями новых банковских кредитов в основном являются платежеспособные компании: кредиты добросовестным компаниям, что не имели дефолтов с начала кризиса, растут темпами свыше 25% в годовом измерении.

Активно растет уровень потребительского кредитования, однако уровень его проникновения в Украине все равно существенно уступает показателям других стран Центральной и Восточной Европы.

На фоне уменьшения субъектов надзора на рынках небанковских финансовых услуг благодаря совершенствованию Нацкомфинуслуг регуляторной среды в течение последних двух лет наблюдается рост ключевых показателей развития: активов (+22,7%), страховых платежей (+40,4%), факторинга (+184,8%), кредитов (+88,6%), стоимости договоров лизинга (+126%).

Однако роль кредитования в поддержании экономического роста остается незначительной: по итогам 2018 года доля кредитов банков в капитальных инвестициях составляла всего 7,8%, тогда как вложения собственных средств предприятий – 71%. Активизация кредитной активности финансовых учреждений является важной предпосылкой ускорения темпов экономического роста Украины.

  1. Кредитование реального сектора банковскими и небанковскими финансовыми учреждениями сдерживается недостаточной защитой прав кредиторов, а также проблемой неработающих кредитов.

В течение последних лет были приняты меры по усилению защиты прав кредиторов, в частности: на законодательном уровне создан механизм добровольной финансовой реструктуризации долгов предприятий и их внесудебной санации; внесены изменения в налоговое законодательство относительно освобождения от налогообложения банков и физических лиц-заемщиков по операциям реструктуризации и прощению валютных кредитов; введен институт банкротства физических лиц, установлен механизм и условия реструктуризации задолженности физических лиц по кредитам в иностранной валюте; усилена защита прав кредитодателей в гражданских отношениях.

Однако остается необходимость дополнительного укрепления института обеспечения исполнения обязательств, в том числе возможность эффективного обращения взыскания на заложенное имущество и его реализацию. Также на законодательном и институциональном уровне не в полной мере обеспечена защита кредитора в отношениях с должниками, процесс взыскания или обращения взыскания сдерживается неоднозначностью и неэффективностью правоприменения.

Доля NPL в банковской системе Украины и до сих пор составляет около половины от общего объема активов банков и остается одной из самых высоких в мире. Урегулирование проблемной задолженности требует появления полноценного вторичного рынка проблемных активов, появления новых участников и инвестиций.

  1. Значительная доля государственного сектора ограничивает конкуренцию на рынке банковских услуг. Рост доли государства в банковском секторе произошел после перехода «Приватбанка» в государственную собственность. На конец I квартала 2019 г. доля банков с государственным капиталом составляла 55.3% в чистых активах сектора и 63% в депозитах физических лиц.

Система корпоративного управления государственных банков была коренным образом изменена в части установления принципов и механизмов согласно лучшим мировым практикам и принятым Украиной подходам к реформированию системы управления государственной собственностью. И основам стратегического реформирования государственного банковского сектора, одобренным Кабинетом Министров Украины 21 февраля 2018 года.

Основными приоритетами для государственного банковского сектора является внедрение стратегий для отдельных банков, совершенствование моделей управления, разработки и внедрения подходов для уменьшения объема неработающих кредитов, а также реализация планов по выходу государства из капитала банков.

  1. Государственная поддержка кредитования реального сектора экономики, прежде всего малых и средних предприятий, остается фрагментированной и недостаточно эффективной. Поддержкой развития предпринимательства в Украине, прежде всего малого и среднего, занимаются преимущественно ЕС и международные финансовые организации, которые оказывают, в том числе и кредитную поддержку (ЕБРР, ЕИБ, Всемирный банк, Немецко-Украинский фонд и т. п.).

На государственном уровне программы кредитной поддержки приоритетных областей касаются, прежде всего, агропромышленного комплекса, молодежного строительства и энергоэффективности. Не введен в полной мере механизм предоставления кредитных гарантий и аграрного страхования с государственной поддержкой. Фактически не действуют государственные институты развития.

  1. Фондовый рынок очищен и прозрачный, однако объемы операций с акциями и облигациями предприятий являются очень низкими. В частности в рамках очистки фондового рынка и системной борьбы с манипулированием цен на фондовом рынке в течение 2015-2019 годов было остановлено обращение ценных бумаг 49 эмитентов (из-за признаков фиктивности). Остановлена торговля ценными бумагами 273 эмитентов, аннулировано 136 лицензий на осуществление профессиональной деятельности на фондовом рынке по результатам рассмотрения дел о правонарушениях.

Остановка обращения «мусорных» ценных бумаг позволила получить более объективную оценку состояния и размера фондового рынка. В связи с уменьшением нерыночных сделок на организованном рынке, объем торгов акциями и облигациями предприятий на организованном рынке сократился в 2018 году на 80% по сравнению с 2014 годом. Борьба со злоупотреблениями на рынках капитала остается приоритетным вопросом.

Для обеспечения предотвращения совершения правонарушений и неотвратимости наказания необходимо внесение изменений в законодательство, которые заложат предпосылки для противодействия злоупотреблениям на фондовом рынке, усовершенствуют систему надзора и контроля над деятельностью ее участников, в соответствии с международными стандартами.

  1. Инфраструктура рынков капитала и организованных товарных рынков остается неэффективной и недостаточно развитой. Положительным для дальнейшего развития является создание института номинального держателя, что будет способствовать упрощению процедуры иностранного инвестирования в Украине, обеспечению защиты иностранных инвестиций в результате введения правового режима по учету права собственности на ценные бумаги, которые принадлежат клиентам глобальных хранителей или других финансовых посредников и учитываются на счетах номинального держателя.

В то же время актуальной остается проблема развития рынков базовых активов, в том числе биржевого, что не способствует прозрачному формированию справедливых цен на важные для экономики страны товары, такие как энергоносители, зерно, металлы, продукция химической промышленности, древесина и тому подобное. Неурегулированным также остается вопрос прозрачности формирования цен на базовые активы ввиду отсутствия полноценной системы пред-трейд и пост-трейд отчетности по операциям с базовыми активами.

Для обеспечения дальнейшего экономического развития страны необходимым является проведение модернизации, консолидации и развития биржевой, расчетной и клиринговой инфраструктуры рынков капитала и организованных товарных рынков в соответствии с международными стандартами и требованиями европейских актов.

С целью обеспечения модернизации инфраструктуры на рынках капитала в Украине согласно с международными стандартами, в частности с требованиями актов Европейского Союза CSDR, EMIR, MiFID II, MiFIR, при поддержке ЕБРР разработана и утверждена Концепция реформы инфраструктуры рынков капитала в Украине. В рамках реализации концепции начата работа над разработкой целевой модели реформирования депозитарной, расчетной и клиринговой инфраструктуры рынков капитала.

  1. Дальнейшее развитие небанковского финансового рынка требует законодательных изменений в направлении приближения регуляторной среды к международным стандартам. Комплексное урегулирование отношений на рынке предусматривает имплементацию международных стандартов IAIS, IOPS и IOSCO, а также требований актов ЕС, в том числе Solvency II, MiFID II и MiFIR, MAR и MAD, CRR и CRDIV, BRRD. Не решенным остается вопрос процедуры вывода с рынка неплатежеспособных небанковских финансовых учреждений.

Требует совершенствования инструментов обеспечения защиты прав потребителей, в том числе механизмов гарантирования на рынках небанковских финансовых услуг. В секторе небанковских финансовых услуг отсутствует система гарантирования по накопительным договорам страхования жизни и на рынке кредитных союзов, недостаточно действенных механизмов для возврата взносов на депозитные счета членов кредитных союзов, которые стали неплатежеспособными до урегулирования вопроса относительно системы гарантирования.

Основными проблемами развития негосударственных пенсионных и публичных инвестиционных фондов остается низкий финансовый уровень способности граждан участвовать в системах негосударственного пенсионного обеспечения и совместного инвестирования, а также низкий уровень доверия населения к этим финансовым рынкам как потребителя их услуг.

Полноценное функционирование системы накопительного пенсионного обеспечения постепенно будет предопределять к повышению уровня социальной защиты людей пенсионного возраста, привлечение мощного внутреннего долгосрочного инвестиционного ресурса, что будет способствовать повышению инвестиций в национальную экономику.

Неотложным является решение вопроса обеспечения надлежащего уровня институциональной и финансовой состоятельности регуляторов с целью обеспечения функций государственного регулирования и надзора за финансовым рынком в соответствии с международными стандартами.

В частности стандартами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO) и Международной организации по пенсионному надзору (IOPS), а также обеспечение соответствия требованиям для присоединения Украины к многостороннему меморандуму о взаимопонимании по консультированию, сотрудничеству и обмену информацией IOSCO.

  1. Усовершенствованы условия применения электронной подписи и внедрена система сбора и обработки отчетности и информации в новых форматах по электронным каналам. Введение новой системы организации статистической отчетности стандартного формата XML для представления отчетности через веб-портал Национального банка дало возможность окончательно отказаться от сбора отчетности на бумажных носителях и перейти к использованию открытых каналов для сбора и распространения данных через API с высоким уровнем защиты информации.

Применение безбумажных технологий при предоставлении банковских услуг позволяет достичь существенного уменьшения непроизводительных затрат и повышения эффективности выполнения банковских операций и качества обслуживания клиентов. Регуляторами финансового сектора и Министерством финансов осуществляются мероприятия по внедрению системы представления финансовой отчетности в едином электронном формате IХBRL.

Внедрение указанной системы финансовой отчетности в формате IXBRL является шагом в направлении повышения стандартов по раскрытию информации на отечественном финансовом рынке.

Урегулирован порядок использования электронных подписей в электронных документах (в том числе на электронных расчетных документах); нормирован порядок открытия и использования клиентами банков счета условного хранения (эскроу). Установлен порядок направления банками сообщений в органы государственной исполнительной службы или частных исполнителей об открытии/закрытии счетов – физических лиц, информация о которых внесена в единый реестр должников.

Введено предоставление административных услуг в электронной форме через единый государственный портал административных услуг, в том числе через интегрированные с ним информационные системы государственных органов и органов местного самоуправления. Для обеспечения принципа открытости реализован проект Opendata, в рамках реализации которого введены новые форматы раскрытия данных и механизмы контроля над качеством, релевантностью, открытостью таких данных.

Всего открыто 26 наборов данных в машиносчитываемом формате (XML, JSON), которые доступны через API на веб-сайте Национального банка.

  1. Объем безналичных операций неуклонно растет, расширяется перечень финансовых операций, которые осуществляются дистанционно. Уровень наличных денег в экономике в 2018 году по сравнению с 2014 годом уменьшился с 17,8 % до 10,3% от ВВП. Доля безналичных операций в общем объеме операций с использованием платежных карт увеличилась с 25,0% в 2014 году до 49,7% на конец сентября 2019 года. Внедрено СЭП-3.

В рамках инициативы СЭП 24/7 проработаны основные этапы внедрения круглосуточной работы СЭП и определены принципы работы этой системы в расширенном регламенте.

С целью развития платежного рынка Украины на базе международных стандартов имплементирован стандарт ISO 13616 – международный номер банковского счета (IBAN); начаты работы по внедрению в безналичных расчетах в Украине международного стандарта ISO 20022 и соответственно – создание нового поколения СЭП (СЭП-4).

Система BankID Национального банка внедрена в промышленную эксплуатацию и утверждена как один из инструментов идентификации для дистанционного открытия счетов физических лиц.

Внедрение такой системы дало возможность дистанционного открытия счетов физическим лицам, а также увеличить количество услуг, которое может быть получено при помощи систем (государственных, административных и коммерческих).

Начат пилотный проект для поддержки развития FinTech-решений в Украине, на базе него создан экспертный совет по вопросам коммуникации с инновационными компаниями. В НПС «ПРОСТРАНСТВО» (Национальная платежная система «Украинское платежное пространство») подключены крупнейшие банки Украины и процессинговые центры.

Проведен пилотный проект «электронная гривна», во время которого Национальным банком проведен анализ международного опыта, правовых аспектов, макроэкономических эффектов и проработаны оптимальные варианты бизнес-модели обращения е-гривны. Внедрены международные стандарты для оверсайта по платежным системам.

Обеспечена возможность владельцам наземных транспортных средств заключать электронные договоры ОСАГО, и внедрены электронные сервисы относительно подтверждения владельцами наземных транспортных средств внутреннего электронного договора ОСАГО во время осуществления контроля подразделениями Национальной полиции.

  1. С развитием новых технологий растет конкуренция, как в банковском, так и в небанковском сегменте финансового рынка. Операторам почтовой связи предоставлено право на осуществление перевода денежных средств в национальной валюте, что будет способствовать конкуренции на платежном рынке и расширению доступа населения к финансовым услугам и увеличению пользователей таких услуг.

Введен институт уполномоченных банков, направленный на обеспечение наличными средствами банков и других участников наличного обращения. Новая модель наличного оборота даст возможность расширить перечень участников наличного обращения (СИТ-компании), будет способствовать улучшению ликвидности банков, уменьшению использования наличности.

Дальнейшее расширение перечня уполномоченных банков вместе с усилением контроля над их деятельностью послужит весомым инструментом обеспечения качественными наличными потребителей финансовых услуг.

Для более активного использования электронных платежных средств, планируется обеспечить дальнейшее развитие инфраструктуры, а также содействовать развитию финансовой грамотности.

Развитие инновационных технологий в соответствии с изменениями предпочтений потребителей финансовых услуг, распространением виртуальных каналов обслуживания, персональных финансовых услуг, мобильных решений, развитием открытого банкинга и расширением сотрудничества традиционных финансовых учреждений с FinTech-компаниями будут способствовать лучшему удовлетворению потребностей клиентов. И будут требовать от регуляторов более гибкого и проактивного подхода к регулированию и надзору над более широким спектром участников финансового рынка.

Расширение возможностей внедрения инноваций при оказании финансовых услуг профессиональными участниками фондового рынка, даст принятие комплексных изменений в нормативно-правовые акты по вопросам осуществления депозитарной деятельности, деятельности по торговле ценными бумагами и функционирования фондовых бирж.

Благодаря вышеупомянутым изменениям появится возможность применения новейших мобильных ИТ-технологий. В случае установления деловых отношений и предоставления профессиональными участниками фондового рынка услуг своим клиентам по открытию и обслуживанию счета в ценных бумагах, по проведению операций с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами. В том числе на фондовых биржах, что даст возможность инвесторам получить упрощенный и оперативный доступ к услугам депозитарных учреждений и торговцев ценными бумагами.

Вместе с тем для всех участников финансового рынка должны быть обеспечены равные условия конкуренции, устранена возможность использования регуляторного арбитража и обеспечено соблюдение международных стандартов финансового мониторинга.

  1. Видение будущего: видение и миссия финансового сектора Украины к 2025 году

Основной целью ключевых игроков финансовой экосистемы является удовлетворение потребностей конечных потребителей, которыми являются субъекты экономики Украины, которые в процессе своей деятельности нуждаются в использовании различных финансовых инструментов для достижения собственных целей. Именно конечные потребители финансовых услуг находятся в центре внимания всех участников финансовой экосистемы, ведь создание условий для эффективной работы экономических субъектов является основной задачей всего финансового сектора.

С этой целью ключевые игроки экосистемы взаимодействуют между собой, создавая актуальные сервисы и продукты для потребителей. От слаженной, взаимовыгодной работы участников, основанной на открытости и уважении интересов участников, зависит успех работы всей экосистемы.

Потребности всех субъектов экономической деятельности должны быть удовлетворены путем предоставления соответствующих финансовых услуг участниками финансовой экосистемы, которых можно объединить в четыре основные группы:

  1. Провайдеры финансовых услуг – это компании, государственные институты, которые непосредственно предоставляют финансовые продукты и сервисы конечным потребителям.
  1. Инфраструктура и технологии – это компании и государственные институты, которые предоставляют продукты, сервисы и решения для провайдеров финансовых услуг и других участников финансового сектора, усиливая их ценностное предложение для пользователей финансовых услуг.
  1. Регуляция и контроль – это, как правило, государственные институты, которые создают правила взаимодействия участников экосистемы и осуществляют контроль над соблюдением этих правил.
  1. Экспертиза — это участники рынка и государственные институты, которые своими сервисами и решениями создают почву для профессионального развития участников экосистемы.

Стратегия 2025 учитывает настоящие и будущие потребности представителей всех групп экосистемы, как потребителей услуг, так и ключевых игроков, участвующих в создании этих услуг, а также способствует реализации миссии финансового сектора Украины.

МИССИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ

Финансовый сектор Украины является драйвером устойчивого и инклюзивного развития экономики Украины и способствует повышению благосостояния граждан через обеспечение эффективного аккумулирования, распределения и обращения финансовых ресурсов в экономике.

Реализация Стратегии 2025 создаст условия для устойчивого роста финансового рынка Украины, его конкурентоспособности в условиях интеграции в мировое финансовое пространство и обеспечит:

удовлетворение потребностей потребителей в качественных и доступных финансовых услугах;

уменьшение стоимости и удлинение срочности финансового ресурса для государства и предприятий;

повышение конкурентоспособности экономики Украины в целом.

Стратегия развития финансового сектора делится на пять стратегических направлений: финансовая стабильность, макроэкономическое развитие, финансовая инклюзия, развитие финансовых рынков и инновационное развитие. Каждое направление имеет свои стратегические цели и индикаторы выполнения.

Реализация дорожной карты Стратегии 2025 и достижение указанных стратегических целей будут способствовать повышению конкурентоспособности финансового рынка Украины в мире и приведению его регулирования и надзора в соответствие с лучшими мировыми стандартами. Это позволит достичь видения будущего финансового сектора Украины.

МИССИЯ ФИНАНСОВОГО СЕКТОРА УКРАИНЫ

Интегрированный в международное пространство, эффективный, устойчивый и конкурентоспособный финансовый сектор, который динамично развивается и обеспечивает весомый вклад в устойчивый и инклюзивный экономический рост Украины.

Характеристики будущего финансового сектора Украины 

Институционально способные регуляторы финансового сектора и ФГВФЛ применяют единые подходы и координируют усилия для эффективного индивидуального и консолидированного надзора над финансовым сектором, осуществление регуляторного воздействия, пропорционального регулирования, обеспечение прозрачности и стимулирование конкуренции и контроля концентрации на финансовом рынке.

Проведена трансформация и перераспределение функций между регуляторами финансового сектора, оптимизированы организационные структуры и усовершенствованы внутренние процессы регуляторов, в том числе с целью устранения конфликта интересов во время выполнения ими полномочий.

Финансовая стабильность обеспечивается путем внедрения эффективной системы раннего диагностирования, введения надзора над финансовыми группами, оценки рисков капитала согласно постановлению SREP и пруденциальным показателям, приведенным в соответствие требованиям таких актов ЕС как CRD IV/CRR.

Внедрение улучшенных механизмов урегулирования неплатежеспособности участников рынка, и процедур их вывода с рынка, в том числе путем имплементации акта ЕС BRRD, регуляторов доступа к государственным реестрам для целей надзора. Специальных требований к системно важным финансовым учреждениям, усиление полномочий Национального банка, ФГВФЛ и НКЦБФР и решение их взаимодействия, предупреждение развития системных рисков, оценивание действия реальных и потенциальных шоков на финансовый сектор и участников.

Регулирование и надзор в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения осуществляется с учетом международных стандартов по противодействию отмыванию доходов, в частности выполнение рекомендаций FATF, МВФ, MONEYVAL, а также гармонизировано с потребностями развития свободного предпринимательства.

С целью обеспечения приведения государственного регулирования и надзора над деятельностью учреждений на рынках капитала в соответствии с международными стандартами, Украина присоединилась к меморандуму IOSCO, что способствовало интеграции отечественного рынка в глобальные финансовые рынки и дало возможность использовать международную помощь для борьбы со злоупотреблением на рынках капитала. В том числе позволило уменьшить убытки инвесторов и потери государства от трансграничных правонарушений.

Построенная система противодействия и предотвращения правонарушений на рынках капитала в соответствии с требованиями актов ЕС, в частности MAR и MAD, эффективно предупреждает и содействует прекращению мошенничества на рынках капитала, в частности использование «схем Понци», инсайдерской информации и манипулирование на рынках капитала и организованных товарных рынках.

Усовершенствовано корпоративное управление, в частности процедуры слияния и присоединения акционерных обществ. Корпоративное управление отечественных компаний, в частности, в капитале которых государство имеет значительную долю, приведено в соответствие к лучшим стандартам. Отечественные компании привлекают инвестиции путем осуществления публичных предложений своих ценных бумаг.

Инвестиционная привлекательность Украины и легкость ведения бизнеса в Украине существенно улучшилась. Начат ІІ уровень системы накопительного пенсионного обеспечения, внедрение которого в сочетании с I, II, III уровнями пенсионной системы обеспечило социальные гарантии и финансовую стабильность пенсионной системы Украины, способствовало развитию фондового рынка Украины и обеспечило экономику долгосрочными финансовыми ресурсами.

Устранены недостатки в функционировании рынка государственных облигаций, в результате чего увеличился спрос и доверие в целом к отечественным финансовым инструментам среди инвесторов. Комплексно урегулирован вопрос функционирования рынка деривативов, что позволило ввести полноценные механизмы хеджирования.

Благодаря реализации указанных реформ возросли количественные показатели, характеризующие состояние рынков капитала, в частности увеличился объем торгов «классическими» корпоративными ценными бумагами, в том числе на организованном рынке, возросло количество эмитентов, ценные бумаги которых включены в листинг организованных рынков.

Реформы проведены во всех сегментах финансового сектора – в банковском секторе, секторе небанковских финансовых учреждений, на рынках капитала. Все сегменты финансового рынка очищены от проблемных учреждений, повышена платежеспособность участников, укреплена устойчивость финансовой системы, восстановлено доверие клиентов к участникам рынка. Финансовый сектор Украины прозрачный, конкурентный, стабильный, высокотехнологичный, прибыльный и разнообразный.

Также обеспечено соответствие стандартам ЕС в части защиты прав потребителей, лицензирования, надзора и контроля, восстановления платежеспособности финансовых учреждений, применения мер воздействия, вывода с рынка проблемных финансовых учреждений. Усилен надзор над деятельностью на страховом рынке. Сельскохозяйственные товаропроизводители обеспечены качественной страховой защитой, введено государственное планирование и регулярное финансирование программ субсидированного аграрного страхования в Украине.

Создан прозрачный и стабильный рынок взаимного кредитования, усовершенствованы и расширены направления хозяйственной деятельности кредитных союзов. Имплементировано акты ЕС, в частности EMIR, CSDR и MIFID II, MIFIR, с целью обеспечения развития торговой, депозитарной, расчетной и клиринговой инфраструктуры рынков капитала.

Для минимизации рисков на финансовых рынках и защиты прав инвесторов на законодательном уровне обеспечено регулирование деятельности рейтинговых агентств и администраторов бенчмарков в соответствии со стандартами ЕС. Финансовые инструменты в гривне интегрированы в глобальные финансовые рынки.

Проведена реформа налоговой системы, в том числе добровольное декларирование, внедрен план действий BEPS по Программе расширенного сотрудничества в рамках ОЭСР. Происходит детенизация экономики Украины.

Финансовая и банковская система эффективно выполняет функцию финансового посредничества. В Украине создана благоприятная бизнес-среда, в условиях низкой инфляции, экономический рост устойчивый и качественный. Рост ВВП, расширенное кредитование реального сектора экономики, усиление платежеспособности частных потребителей способствуют обеспечению макрофинансовой стабильности, растет капитализация банковской системы и рынка небанковских финансовых услуг.

Создано правовое поле для развития рынка вторичных кредитов, определены основы деятельности по управлению задолженностью по денежным обязательствам, механизмы работы с правами требований, выкупом проблемных активов. Внедрен механизм секьюритизации финансовых и иных активов, а также усовершенствован механизм секьюритизации ипотечных активов. Объемы кредитования малого и среднего бизнеса приблизились к среднему уровню стран ЦВЕ благодаря удешевлению кредитных ресурсов, повышению прозрачности деятельности и отчетности.

Рынки капитала прозрачны — в публичном доступе есть агрегированная информация обо всех операциях с финансовыми инструментами, в частности созданы торговый репозитарий и «data warehouse». Биржевая, расчетная и клиринговая инфраструктуры обслуживают все основные рынки базовых активов, как рынков капитала, так и организованных товарных рынков, в частности энергоносителей, зерна, металлов, продукции химической промышленности, древесины и тому подобное.

Деятельность по коллективному инвестированию осуществляется в соответствии с европейскими стандартами. Введены «классические» инвестиционные фонды UCITS, money market funds, venture capital funds и hedge funds.

Развитие технологий, электронной коммерции, использование смартфонов, цифровых валют привели к переходу традиционного банковского обслуживания и операций с финансовыми инструментами в виртуальное пространство. Совершенствование регулирования инфраструктуры платежного рынка в соответствии со стандартами ЕС способствовало развитию и удешевлению безналичных платежей и созданию большого количества FinTech-компаний в Украине.

В Национальном банке создан Sandbox для стимулирования развития FinTech-компаний. Введено регулирование деятельности краудфандинга и операций с виртуальными активами.

Благодаря стремительной смене потребностей участников финансового рынка осуществлена перестройка традиционной платежной деятельности в цифровой формат.

Выросли объемы безналичных расчетов (соотношение безналичных операций к общему объему транзакций – 75%), стали доступными финансовые услуги в формате 24/7 вне зависимости от местонахождения клиента. Используются разнообразные методы удаленной идентификации, усилилась конкуренция на финансовом рынке со стороны FinTech-компаний, и появились новые ИТ-решения и инструменты в финансовом секторе, в том числе регулятивные и надзорные технологии.

Одним из приоритетных направлений деятельности регуляторов финансового сектора является обеспечение кибербезопасности платежной, депозитарной и биржевой инфраструктуры. Диджитализация в финансовом секторе стимулирует развитие цифрового общества в Украине.

Восстановлено доверие населения к финансовому сектору, повышена финансовая грамотность, население активно и сознательно использует современные финансовые инструменты с целью улучшения собственного благосостояния. Использование цифровых технологий позволило увеличить количество граждан, имеющих базовый текущий счет в банке, они осуществляют операции с помощью финансовых инструментов (количество АР/ количество взрослого населения – 80% в 2025 году).

Регуляторами финансового рынка введено регулирование новых и современных направлений FinTechInsurTech, WealthTech и платформ кредитования, введено регулирование деятельности и краудфандинга. Благодаря этому современные международные тренды технологий Machine Learning и Artificial Intelligence представлены и непосредственно используются в направлениях FinTech.

Внедрены стандарты ЕС относительно директивы PSD2, стандарта ISO20022 и мгновенных платежей, что позволило повысить конкурентоспособность на финансовом рынке, обеспечить расширение спектра финансовых услуг. Разработана концепция использования е-гривны (CBDC — Central Bank Digital Currency) на национальном уровне. В Стратегии 2025 заложены принципы использования е-гривны как замены фиатной валюты (гривны).

В части SupTech и RegTech введено более легкое, быстрое или эффективное выполнение регуляторных требований участниками финансовых рынков. Со стороны регулятора определены векторы развития и используются инновационные инструменты для сбора, обработки и визуализации данных, полученных от подотчетных субъектов.

Созданы и функционируют открытые консолидированные реестры, сочетающие информацию из разных источников. Такие реестры широко используются игроками финансового рынка для идентификации клиентов, автоматизации бизнес-процессов.

На законодательном уровне установлены правила использования открытых API и утверждена стратегия использования для всех участников финансового рынка. Создано законодательное поле для развития BigTech, деятельность таких игроков урегулирована и обеспечивает надлежащую защиту конфиденциальных данных потребителей и кибербезопасность.

III. Стратегические цели Стратегии развития финансового сектора Украины до 2025 года, ожидаемые результаты и инструменты ее реализации

Целями реализации Стратегии 2025 является содействие устойчивому экономическому росту Украины, обеспечение макрофинансовой стабильности, повышение надежности и технологичности финансовой системы, достижение европейских стандартов на финансовом рынке, повышение доверия к финансовому рынку, выполнение Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС и других международных договоров Украины.

Индикаторы достижения стратегических целей Стратегии 2025

  1. Финансовая стабильность

Эффективное регулирование финансового сектора и совершенствование надзорных подходов

Переход к интегрированной модели регулирования и надзора

Внедрение требований по регулированию и надзору, предусмотренных Соглашением об ассоциации с ЕС

Подписание многостороннего Меморандума о взаимопонимании по консультированию, сотрудничеству и обмену информацией IOSCO (Меморандум IOSCO)

Внедрение норм европейского законодательства по противодействию злоупотреблениям на рынках капитала

Внедрение системы гарантирования вкладов членам кредитных союзов и гарантирование выплат по договорам накопительного страхования жизни

Создание механизма вывода с рынка неплатежеспособных небанковских финансовых учреждений

Внедрение компенсационных схем защиты инвесторов на фондовом рынке

Введение оверсайта инфраструктур фондового рынка

Введение платежей надзора на фондовом рынке

Прозрачный финансовый сектор

Внедрение в Украине Плана действий по противодействию размыванию налоговой базы и выводу прибыли за рубеж (План действий BEPS)

Присоединение к международному стандарту по автоматическому обмену информацией

Сокращение доли теневой экономики

Устойчивость финансового сектора к вызовам (шокам)

Уменьшение объема неработающих кредитов в банковской системе

Снижение уровня долларизации кредитов и депозитов

Уровень приемлемых активов в структуре общих активов страховых компаний

Повышение качества корпоративного управления и управления рисками в финансовом секторе

Обеспечение прозрачной структуры собственности участников финансового сектора

Внедрение единых стандартов корпоративного управления и системы внутреннего контроля для участников финансового сектора с учетом принципа пропорциональности

Внедрение системы оценки социальных и экологических рисков заемщиков в банках

Макроэкономическое развитие

Обеспечение устойчивости государственных финансов

Общий объем государственного и гарантированного государством долга

Доля государственного долга в национальной валюте

Постепенное снижение дефицита государственного бюджета

Доля государственных банков в активах банковской системы

Содействие кредитованию экономики

Объем банковских кредитов к ВВП

Уменьшение доли ОВГЗ в активах государственных банков

Уровень проникновения кредитования МСБ

Доля кредитов банков в капитальных инвестициях

Уровень проникновения небанковского кредитования

Уровень проникновения услуг финансового лизинга

Усиление защиты прав кредиторов и инвесторов

Повысить место Украины в рейтинге Doing Business по компоненту «Защита прав миноритарных акционеров»

Повысить место Украины в рейтинге Doing Business по компоненту «Восстановление неплатежеспособности»

Введение эффективного внесудебного порядка обращения взыскания на обеспечение (залога, ипотеки)

Создание условий для привлечения долгосрочных ресурсов

Ввести классические инвестиционные фонды UCITS, money market funds, venture capital funds и hedge funds

Повысить место Украины в рейтинге IGC World Economic Forum по компоненту «Доступность венчурного капитала»

Доля пенсионных активов негосударственных пенсионных фондов

Доля страхования жизни юридических и физических лиц в общем объеме полученных чистых страховых премий

Финансовая инклюзия

Повышение доступности и уровня пользования финансовыми услугами

Количество открытых банковских счетов/количество взрослого населения

Соотношение наличности (M0) к ВВП

Повысить место Украины в рейтинге IGC World Economic Forum по компоненту «Доступность финансовых услуг»

Соотношение безналичных карточных операций (включая Р2Р) к общему количеству транзакций

Усиление защиты прав потребителей финансовых услуг

Индекс раскрытия информации, включая наличие ряда требований к раскрытию информации

Уровень доверия населения к финансовой системе

Повышение уровня финансовой грамотности населения

Индекс уровня финансовой грамотности населения

Развитие финансовых рынков

Содействие развитию рынков небанковских финансовых услуг

Активы публичных ИСИ

Уровень проникновения страхования

Объем активов накопительного пенсионного обеспечения

Отмена видов страхования, в т. ч. обязательных, и осуществление перехода на классы страхования

Введение законодательного регулирования рынка контрактов на разницу

Введение регулирования рынка криптоактивов

Эффективная инфраструктура рынков капитала

Повысить место Украины в рейтинге IGC World Economic Forum по компоненту «Развитие финансового рынка»

Утверждены национальные генеральные соглашения, соответствующие стандартам GMRA & ISDA

Повысить место Украины в рейтинге IGC World Economic Forum по компоненту «Регулирование фондовых бирж»

Центральные элементы инфраструктуры рынков капитала, помимо центрального депозитария, лишить монополии закрепленным законом

Депозитарная, клиринговая и расчетная инфраструктура является финансово самоокупаемой

Постепенно внедрены международные стандарты функционирования инфраструктуры рынков капитала

Введен рынок зеленых облигаций в Украине

Создание ликвидных рынков финансовых инструментов и механизмов/инструментов по снижению рисков осуществления финансовых операций

Внедрен расчет кривой доходности государственных облигаций Украины на постоянной основе

Наличие торговой платформы/платформ для обеспечения твердого анонимного ценообразования на рынке ОВГЗ

Проведение IPO акций в Украине и осуществление публичных предложений корпоративных облигаций

Повысить место Украины в рейтинге IGC World Economic Forum по компоненту «Финансирование через местные рынки капитала»

Осуществлен запуск обращения товарораспорядительных ценных бумаг

Осуществлена процедура секьюритизации в соответствии с новым законодательством

Обеспечена возможность реализации механизма ликвидационного неттинга

Обеспечение функционирования рынков деривативных финансовых инструментов, деривативных контрактов и деривативных ценных бумаг

Интеграция финансового рынка Украины в мировое финансовое пространство

Полное выполнение дорожной карты по валютной либерализации

Включение украинских ценных бумаг в международный индекс развивающихся рынков

FTSE классифицирован финансовый рынок Украины как Advanced Emerging

Включение международных финансовых учреждений в перечень первичных дилеров на рынке ОВГЗ

Инновационное развитие

Развитие открытой архитектуры финансового рынка и оверсайта

Принят и введен закон Украины «О платежных услугах», адаптированный к требованиям директивы ЕС PSD2

Внедрение стандартов Open Banking на рынке Украины

Внедрение новых стандартов и форматов платежей (ISO 20022)

Внедрение QR-кода для переводов средств

Расширение регламента работы СЭП 24/7

Внедрение мгновенных платежей (Instant payments)

Доля банков-эмитентов НПС «ПРОСТРАНСТВО»

Уровень приема карт НПС «ПРОСТРАНСТВО» в Украине

Обеспечение развития рынка FinTech, цифровых технологий и платформ регуляторов

Создание и функционирование регулятивного Sandbox в НБУ

Стимулирование развития и регуляция платформ для краудфандинга

Обеспечение развития SupTech&RegTech

Внедрение технологий в надзорных процессах SupTech&RegTech

Внедрение дата-центрической модели выявления операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем

Создание электронного личного кабинета для взаимодействия с финансовыми учреждениями

Создание реестра страховых посредников

Развитие цифровой экономики

Обеспечен открытый доступ регуляторов и участников финансового рынка к публичным базам данных

Создана централизованная онлайн база данных по договорам страхования, которые обязательны к наличию в соответствии с законодательством, с возможностью контроля их заключения и действия

Увеличение количества банков-участников системы BankID НБУ

Доля ДТП, урегулированных с помощью европротокола

Доля заключенных договоров ОСАГО онлайн.

Инструментом мониторинга и контроля реализации Стратегии 2025 является руководящий комитет, в котором примут участие руководители регуляторов финансового сектора, и координацию деятельности которого будет осуществлять председатель Национального банка. Руководящий комитет создан в соответствии с подписанным меморандумом о взаимопонимании и сотрудничестве между главными исполнителями реформы финансового сектора.

Создание единого центра мониторинга и контроля над реализацией плана мероприятий Стратегии 2025 даст возможность координировать деятельность участников, определять общие направления реализации проектов, применять прозрачный механизм принятия решений и единые стандарты проектной деятельности. Заседания комитета будут проводиться не реже четырех раз в год.

Дополнительно. Для обеспечения исполнительской дисциплины будут проводиться встречи участников, ответственных за реализацию проектов, с приглашением на заседания профильных экспертов. Решения комитета принимаются при условии согласия всех регуляторов финансового сектора, оформляются протоколом и направляются для учета в текущей работе.

Участники, ответственные за реализацию проектов обеспечивают выполнение решений комитета. Участники будут предоставлять ежеквартальную отчетность по реализации проектов в соответствии с согласованной формой проектной отчетности, и будут отчитываться в реализации проектов на заседаниях комитета.

Стратегия 2025 может быть обновлена по решению комитета в случае существенного изменения макроэкономической ситуации или ситуации на рынках и/или появлении потребности во включении новых мероприятий и внедрении новых инструментов реализации целей Стратегии 2025.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий