В Украине минимальное значение коэффициента покрытия ликвидности LCR для банков доведено до 100%

список лучших брокеров форекс

В Украине минимальное значение коэффициента покрытия ликвидности LCR для коммерческих банков доведено до 100%. Об этом говорится в годовом отчете центрального банка страны.

Безопасность и киберзащита банков

В 2019 году завершился второй этап создания Центра киберзащиты Национального банка. По его результатам команда реагирования на киберинциденты в банковской системе Украины (CSIRT-NBU) Центра киберзащиты Национального банка внедрила современные инструменты мониторинга, выявления, анализа и изучения образцов вредоносного программного обеспечения, усовершенствованные механизмы обмена информацией о кибератаках и киберинцидентах.

В течение 2019 года CSIRT-NBU изучил около 3 000 образцов вредоносного программного обеспечения, обеспечил информирование банков о выявленных инцидентах кибербезопасности и зафиксированных попытках совершения кибератак. Кроме этого, CSIRT-NBU сформировал индикаторы киберугроз и подготовил рекомендации по противодействию.

Центр киберзащиты Национального банка продолжил сотрудничество с Национальным координационным центром кибербезопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины CERT-UA, Ситуационным центром обеспечения кибернетической безопасности Службы безопасности Украины, с которыми подписал соответствующие меморандумы о взаимодействии и сотрудничестве, осуществил подключение к MISP-UA.

Мы сделали еще один шаг в направлении перехода к безбумажным технологиям в банковской системе Украины, и улучшили условия применения электронной подписи и электронной печати. Соответствующие нормы содержит новая редакция Положения о применении электронной подписи в банковской системе Украины.

Для исполнения закона Украины “Об электронных доверительных услугах” утверждено Положение о квалифицированных поставщиках электронных доверительных услуг, внесенных в доверительный список по представлению удостоверяющего центра.

Это предоставляет возможность повысить качество, удобство и скорость обслуживания банками своих клиентов, а также обеспечить соответствие процессов предоставления электронных доверительных услуг европейским и международным стандартам.

На сегодня удостоверяющий центр готов осуществлять деятельность по внесению поставщиков электронных доверительных услуг с доверительного списка в соответствии с требованиями закона Украины “Об электронных доверительных услугах”. И оказывать квалифицированную электронную доверительную услугу в создании, проверке и подтверждении квалифицированной электронной подписи или печати с использованием государственных и международных алгоритмов электронной подписи (ГСТУ-4145, ECDSA, RSA).

Продолжая работу с участниками платежного рынка для повышения эффективности процессов согласования документов, в частности с целью согласования условий и порядка их деятельности в части защиты информации, мы разработали ряд рекомендаций и определили типичные замечания, размещенные на странице официального Интернет-представительства Национального банка.

В сентябре 2019 года вступили в силу требования в отношении дополнительных мер безопасности, обязательные для исполнения банками. Эти требования установлены в разделе V Положения об организации мероприятий по обеспечению информационной безопасности в банковской системе Украины.

Внедрение банками Украины этих требований в полном объеме, а также осуществление специалистами Национального банка контроля над их выполнением, способствует обеспечению стабильности банковской системы Украины и укреплению способности банков противостоять актуальным киберугрозам.

Реализация макропруденциальной политики

В 2019 году мы продолжили работу, направленную на достижение целей, очерченных в позапрошлом году в Стратегии макропруденциальной политики Национального банка Украины. Так, уже во второй раз проведена ежегодная оценка устойчивости банков и банковской системы. Она включала оценку качества активов для всех банков, а для самых больших банков – еще и стресс-тестирование, что является важным инструментом диагностики.

Стресс-тестирование проходили 29 финучреждений, на них приходится более 90% активов банковской системы. В фокусе стресс-тестирования, анализ портфеля потребительских кредитов банков, который стремительно рос на протяжении последних двух лет.

По результатам стресс-тестирования для 18 банков определен требуемый (целевой) уровень достаточности капитала выше минимальных требований. Из них 7 банков имели повышенные значения адекватности капитала, установленные только по негативному сценарию.

Все банки, для которых установлена потребность в капитале, уже разработали и согласовали с Национальным банком программы капитализации или реструктуризации. Выполнить их финучреждения должны до конца сентября 2020 года.

Стремительный рост потребительского кредитования (почти на 30% по состоянию на конец года) становится все более серьезным вызовом для финансовой стабильности Украины. Банки ослабляют стандарты одобрения кредитных заявок, а отдельные финучреждения активно расширяют свое присутствие в этом сегменте, в то же время недостаточно консервативно оценивая риски по необеспеченным потребительским кредитам.

Чтобы не допустить накопления системных рисков, мы рекомендуем банкам более реалистично оценивать риски и возможные потери по этим кредитам. При необходимости мы можем ввести повышенные веса риска для потребительских кредитов.

Другим актуальным вопросом для финансовой стабильности, упомянутым в Стратегии макропруденциальной политики Национального банка Украины, является высокий уровень долларизации отечественной финансовой системы. В декабре мы приняли важное решение, направленное на дедолларизацию банковских балансов:

норма обязательных резервов по средствам клиентов в иностранной валюте будет увеличена до 10%, а по гривневым вкладам – снижена до нуля.

Продолжается работа над внедрением новых инструментов регулирования ликвидности, которые должны создать запас ликвидности в секторе, в частности на случай кризисных событий.

Коэффициент покрытия ликвидности (LCR), введенный в конце 2018 года, стал первым шагом в реализации принципиально нового подхода к управлению рисками ликвидности, что соответствует Базельским рекомендациям.

LCR призван повысить устойчивость банков к краткосрочным шокам ликвидности.

В декабре 2019 года его минимальное значение доведено до 100%.

Также в конце прошлого года утверждена методология расчета нового норматива долгосрочной ликвидности – коэффициента чистого стабильного финансирования (NSFR).

Главная цель NSFR – сбалансировать активы и пассивы банков по срокам погашения, создать стимулы для банков привлекать депозиты на длительные сроки и снизить зависимость от краткосрочного финансирования. Внедрение норматива будет происходить в течение 2020 года.

Начальное значение и переходный период для внедрения NSFR будут определяться по результатам тестовых расчетов.

В прошлом году мы также работали над усовершенствованием регулирования и надзора над системно важными банками (СВБ).

В июне мы утвердили обновленную методологию определения СВБ, базирующуюся на международном опыте, в частности на рекомендациях Европейского надзорного органа (EBA, European Banking Authority). Обновленная методология обеспечивает более точное отображение значимости СВБ для финансового рынка. Она предусматривает расширение перечня индикаторов системных банков и двухэтапный процесс определения таких учреждений.

На первом этапе системно важные банки определяются по девяти индикаторам, характеризующим размер активов банка, направления деятельности и степень его финансовых взаимосвязей.

На втором этапе к определенному перечню добавляются банки с долей в гарантированных депозитах населения менее 1%.

Важным нововведением и особенностью украинской методологии является определение факта системной важности для банковских групп на консолидированной основе, а, следовательно, статус СВБ предоставляется всем банкам – участникам группы.

По новой методологии, перечень СВБ вырос с 3 до 14, а доля СВБ в чистых активах сектора значительно увеличилась и приблизилась к показателям восточноевропейских стран – более 80%.

К СВБ будут применяться более жесткие пруденциальные нормы, которые обеспечат дополнительный запас прочности таких учреждений. В частности, для них установлены усиленные требования к диверсификации портфеля, они также должны составлять план восстановления и принудительной реструктуризации.

Предусмотрено специальное (повышенное) значение норматива максимального размера кредитного риска на одного контрагента (не более 20%).

СВБ должны будут постоянно поддерживать буфер системной важности. Он расположен в диапазоне от 1% до 2% в зависимости от показателя системной важности. СВБ будут иметь время для подготовки к усилению регулятивных требований, поскольку начало их действия было отложено из-за кризиса, вызванного распространением коронавируса.

Вводятся и новые требования к структуре и достаточности капитала. Установление новых правил будет происходить поэтапно на протяжении длительного адаптационного периода с учетом количественных оценок их влияния на банковский сектор.

Во время внедрения международных стандартов учитываются национальные особенности, в частности текущее состояние развития банковского сектора и финансовых рынков в целом. Это согласуется с европейскими подходами и нормами.

Так, сначала 2020 года банки должны были сформировать первую часть буфера консервации капитала на уровне 0,625% и довести его размер до 2,5% в течение следующих трех лет. С началом ограничений, вызванных пандемией, мы отсрочили требование соблюдения банками буфера консервации капитала согласно мировым тенденциям ослабления регуляторных требований к буферам капитала.

Принятые макропруденциальные меры и сформированные резервы капитала и ликвидности должны позволить банкам успешно пережить кризисные явления и продолжать выполнять функцию финансовых посредников.

Внедрение единой системы финансовой отчетности, составление банками Украины электронной финансовой отчетности согласно таксономии UA МСФО в формате IXBRL

Финансовые регуляторы в 2019 году активно работали над разработкой и внедрением системы финансовой отчетности, что позволит осуществлять электронный сбор и обработку финансовой информации, полученной от субъектов отчетности.

Работа продолжается в рамках выполнения требований меморандума о взаимопонимании относительно разработки и внедрения системы финансовой отчетности от 18 декабря 2017 года № 102/15, целью которого является определение границ сотрудничества и взаимодействия между регуляторами с учетом положений закона Украины “О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине”.

Новая система финансовой отчетности в электронном формате IXBRL согласно таксономии UA МСФО направлена на повышение прозрачности рынка путем предоставления исчерпывающей и надежной финансовой информации участникам рынка и регуляторам.

Система финансовой отчетности будет базироваться на ресурсах Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Она будет строиться по схеме “единого окна” – центра сбора финансовой отчетности, к которому будут подключены другие регуляторы (для выполнения функций администрирования отчетности, загрузки информации в собственные хранилища данных).

Финансовая отчетность будет представляться в международном формате, понятном всем иностранным инвесторам и стейкхолдерам, которые следят за развитием финансового сектора Украины.

XBRL – общепризнанный международный стандарт для представления финансовой отчетности по МСФО в электронном виде. Этот формат распространен в мире и предоставляет возможность обрабатывать большие объемы качественных и количественных показателей.

Внедрение системы финансовой отчетности по МСФО в формате IXBRL является крайне важным шагом для повышения стандартов раскрытия информации субъектами отчетности, в частности банками и другими финансовыми учреждениями.

Представление финансовой отчетности через “единое окно” системы финансовой отчетности в электронном виде, ускорит переход банковской системы на безбумажные технологии.

Кроме того, у центрального банка появится возможность быстрой и автоматической обработки стандартизированных и консолидированных данных финансовой отчетности для ее анализа и выполнения надзорных функций. В частности, речь идет о своевременном выявлении рисков и оперативном реагировании на них, основательном мониторинге годовой финансовой отчетности банков и других финансовых учреждений.

Введение МСФО 16

С 01 января 2019 года вступил в обязательное применение международный стандарт финансовой отчетности 16 “Аренда” (далее – МСФО 16 “Аренда”). Он заменяет международный стандарт бухгалтерского учета 17 “Аренда” (далее – МСБУ 17 “Аренда”).

В связи с введением МСФО 16 “Аренда” внесены изменения в нормативно-правовые акты Национального банка, которые обеспечивают отражение в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций по аренде, осуществляемых банками в соответствии с требованиями законодательства Украины и международных стандартов финансовой отчетности.

В отличие от МСБУ 17 “Аренда”, согласно которому в основе классификации аренды право пользования активом в течение согласованного периода времени в обмен на платеж, в основе классификации аренды МСФО 16 “Аренда” является контроль относительно пользования идентифицированным активом в течение определенного времени в обмен на компенсацию.

Кардинальные изменения МСФО 16 «Аренда» произошли в учете банка-арендатора. На дату начала аренды банк-арендатор признает в балансе актив права пользования, которое подлежит амортизации и пересмотру на уменьшение полезности, и обязательства по аренде (в сумме приведенной стоимости арендных платежей).

Мы осуществляли мониторинг готовности банковской системы к внедрению МСФО 16 “Аренда” через отправку соответствующих опросников и проводили анализ полученной информации.

С целью обеспечения постепенного внедрения МСФО 16 “Аренда” банкам в начале 2019 года предоставлен трехмесячный переходный период, в течение которого не применялись меры воздействия за нарушение нормативов регулирования деятельности банков и правил статистической отчетности, если такие нарушения связаны с переходом на МСФО 16 “Аренда”. Указанный период продлен до конца июня 2019 года.

Отчетность в соответствии с МСФО 16 «Аренда» позволит банкам более прозрачно раскрывать информацию арендаторов в финансовой отчетности, что будет способствовать повышению доверия стейкхолдеров к банкам Украины.

Ведение кредитного реестра  

Мы утвердили Положение о кредитном реестре Национального банка Украины (далее – кредитный реестр). Постановлением правления Национального банка Украины от 04 мая 2018 года № 50 с целью обеспечения выполнения разработанного закона Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно создания и ведения кредитного реестра Национального банка Украины и совершенствования процессов управления кредитными рисками банков”.

Указанное положение определяет порядок:

предоставления банками и Фондом гарантирования вкладов физических лиц (относительно неплатежеспособных или ликвидированных банков) информации в кредитный реестр и удаление информации из кредитного реестра;

получение информации из кредитного реестра банками, а также физическими и юридическими лицами;

ведение реестра запросов банков/заявлений физических или юридических лиц в кредитный реестр.

С 01 сентября 2018 года банки предоставляют информацию в кредитный реестр и имеют возможность получать информацию о должниках с суммой долга более 100 минимальных заработных плат перед одним банком.

Должники, в отношении которых переданы данные в кредитный реестр, также имеют право получать из этого реестра информацию о себе и в случае несогласия с ее содержанием требовать внесения изменений. Банки же обязаны обновлять информацию в кредитном реестре в определенные сроки по состоянию на первый день каждого месяца.

С 01 декабря 2019 года мы ввели порядок учета банками информации из кредитного реестра при расчете размера кредитного риска.

Соответствующие изменения в положение об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям (Положение № 351) внесенные постановлением правления Национального банка Украины от 16 мая 2019 года № 70 “Об утверждении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины”, которое вступило в силу с 21 мая 2019 года.

Внесенные изменения направлены на повышение качества оценки банками кредитного риска, благодаря учету состояния исполнения должником своих обязательств в других банковских учреждениях, используя информацию из кредитного реестра.

По состоянию на 01 января 2020 года все банки предоставляют информацию в кредитный реестр, как это предусмотрено законом Украины “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно создания и ведения кредитного реестра Национального банка Украины и совершенствования процессов управления кредитными рисками банков”.

Мы осуществляем постоянный контроль над выполнением банками требований законодательства, регулирующего функционирование кредитного реестра, и проверяем актуальность предоставленных данных.

На сегодня в кредитном реестре есть информация о более 75 000 должников: физических (48 000) и юридических (27 000) лиц.

В рамках комплексных мероприятий по повышению качества данных кредитного реестра мы сотрудничаем с банками по вопросам расширения средств контроля в отношении сбора и представления информации о должниках, обеспечения по кредитным операциям должников и кредитных операций должников Национального банка.

Передача банкам из кредитного реестра сведений о должниках – физических лиц, осуществляется в соответствии с законодательством Украины, в частности с соблюдением требований закона Украины “О защите персональных данных”.

Наполнение кредитного реестра повышает эффективность процедуры оценки кредитного риска банками, оказывает положительное влияние на восстановление кредитования и обеспечивает создание условий для добросовестных должников, которые способствуют возможности получения кредитов от банков.

Для развития и совершенствования кредитного реестра в течение 2019 года мы осуществили следующие мероприятия:

1) разработано и внедрено программное обеспечение, оказывающее информационную поддержку процессу оценки банками кредитного риска (согласно требованиям Положения об определении банками Украины размера кредитного риска по активным банковским операциям, утвержденного постановлением правления Национального банка Украины от 30 июня 2016 года № 351, с изменениями);

2) программное обеспечение, разработанное для реализации функции поиска банками информации о должниках и связанных с ними лицами в кредитном реестре, успешно обработало свыше 575 000 поисковых запросов с начала 2019 года;

3) разработано и тестируется программное обеспечение веб-сервиса, предоставляющее доступ физическим лицам к данным кредитного реестра.

В этом веб-сервисе протестирована функция дистанционной идентификации личности через систему BankID Национального банка;

4) начались работы по тестированию процесса в информационном взаимодействии Фонда гарантирования вкладов физических лиц с кредитным реестром;

5) состоялся ряд встреч с представителями банков и Независимой ассоциации банков Украины относительно обсуждения вопросов, связанных с кредитным реестром. В частности речь шла о вопросах, возникающих при формировании и проверке информации о кредитных операциях, которые передаются или получаются банками в / из кредитного реестра. По результатам этих встреч состоялись доработки и совершенствование программного обеспечения кредитного реестра, как в банках, так и в Национальном банке.

Принятие закона “О сплит” и консолидация государственного регулирования рынка финансовых услуг

12 сентября 2019 года Верховная Рада Украины приняла закон Украины “О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно усовершенствования функций государственного регулирования рынков финансовых услуг” (закон “О сплит”).

Поэтому для обеспечения эффективного управления процессом передачи функций Национального банка от Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг, мы организуем и принимаем активное участие в рабочих группах для знакомства с участниками рынка и получения от них предложений относительно будущего регулирования рынка небанковских финансовых услуг.

Мы провели инвентаризацию и анализ действующего регулирования рынка небанковских финансовых услуг и разработано предварительное видение будущего регулирования и архитектуры нормативно-правовых актов.

Имплементация Второй европейской платежной директивы и будущее в регулировании платежных услуг

С целью имплементации директивы PSD2 мы в июне 2019 года утвердили концепцию внесения изменений в законодательство Украины относительно платежных услуг. Этой концепцией предусмотрена замена действующего закона Украины “О платежных системах в Украине” новым законом Украины “О платежных услугах”. Вместе с изменением основного закона потребуют изменения и другие законодательные акты Украины.

Основными нововведениями, предусматриваемыми новым законодательством являются:

новые платежные услуги и бизнес-модели;

эмиссия электронных платежных средств и электронных денег небанковскими поставщиками платежных услуг;

внедрение “открытого банкинга” (безопасного онлайн-доступа к средствам и данным на клиентских счетах для отдельных категорий поставщиков, предоставляющих услуги инициирования платежа и предоставление консолидированной информации по счетам);

обновление в лицензировании и регистрационных процедурах.

В рамках новой архитектуры платежного рынка, платежные услуги смогут предоставлять банки, платежные учреждения, учреждения электронных денег, операторы почтовой связи, а также государственные органы и органы местного самоуправления. Банки будут предоставлять платежные услуги на основании банковской лицензии. Небанковские учреждения будут оказывать услуги на основании соответствующей лицензии.

Также рассматривается возможность предоставления ограниченных платежных услуг отдельными категориями поставщиков платежных услуг (например, «Телеком» и интернет-оператором, СИТ-компаниями и т.д.).

Ожидается, что обсуждение нового законодательства о платежных услугах с различными представителями платежного рынка продлится в течение 2020 года.

Состояние платежного рынка Украины 

В Украине на конец 2019 года было зарегистрировано 46 платежных систем и систем расчетов, из которых:

12 — системы созданные нерезидентами;

34 — системы созданных резидентами (из них 10 – внутрибанковские системы переводов; 7 – системы, созданные банками; 17 – системы, созданные небанковскими учреждениями).

Кроме того, в реестр внесено также 29 систем операторов услуг платежной инфраструктуры.

Регистрация платежных систем, их участников и операторов услуг платежной инфраструктуры 

В течение 2019 года мы зарегистрировали:

четыре новые платежные системы:

международную систему перевода средств «TRANSFAST» (платежная организация «WYNDPAY LTD”);

международную платежную систему “PayRun” (платежная организация ООО “ПЕЙРАН”);

внутригосударственную платежную систему “LIME MONEY” (платежная организация ООО “СМАРТ ФИНЭКСПЕРТ”);

внутригосударственную платежную систему “ЮАПЕЙ” (платежная организация ООО “ФК ЮАПЕЙ”);

шесть новых операторов услуг платежной инфраструктуры:

ООО “УНИТ”;

ООО » ЭЙСИ ДИСИ ПРОЦЕССИНГ”;

ООО “УКРКАРТ”;

ООО » ЭЙАЙ ФИНТЕК”;

ООО “ИЗИТРАНСФЕР”;

КОМПАНИЯ ПРОФИКС.

Лицензирование перевода средств в национальной валюте без открытия счетов

Лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов на 01 января 2020 года имели 63 небанковские учреждения.

В течение 2019 года мы выдали пять лицензий на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов таким небанковским учреждениям:

ООО «Профитгид”,

ООО “ФК “АЛЬФА-ИНВЕСТ ГРУПП”,

ООО “ФК “КРЕДИТОН”,

ООО “ФК “ЛИБЕРТИ ФИНАНС”,

ООО “ФК ЕСТЬ ДЕНЬГИ”.

В 2019 году мы усовершенствовали порядок и условия выдачи небанковским финансовым учреждениям лицензий на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов и определили порядок и условия предоставления таких лицензий операторам почтовой связи.

Также упрощена процедура лицензирования деятельности небанковских учреждений по переводу средств, в частности отменена обязанность небанковского учреждения согласовывать с Национальным банком внутренние правила о переводе средств.

Отныне в пакете документов для получения лицензии, вместо внутренних правил о переводе средств, будет подаваться информационная справка об условиях и порядке предоставления небанковским учреждением услуг по переводу денежных средств в форме анкеты по установленному образцу.

Кроме того, обновлены требования к бизнес-плану, который подается небанковским учреждением в Национальный банк для получения лицензии.

Регулирование платежных систем

В 2019 году на выполнение задач, предусмотренных Комплексной программой развития финансового сектора Украины до 2020 года, и для реализации стратегии по развитию безналичных расчетов, мы осуществили ряд мероприятий по совершенствованию регулирования платежных систем.

Мы имплементировали в Украине стандарт ISO 13616 – международный номер банковского счета (IBAN). Это дает возможность упростить механизм идентификации плательщика и получателя средств, предотвратить совершение ошибок во время заполнения реквизита счета плательщика/получателя, ускорить процесс обработки платежей, обеспечить одинаковый подход в формировании номера банковского счета, как для трансграничных платежей, так и в пределах Украины.

Также с целью упрощения ведения бизнеса в Украине были откорректированы нормы законодательства через отмену требования по представлению в банк при открытии текущих счетов юридическими лицами-резидентами копии надлежащим образом зарегистрированного учредительного документа, отменены требования по представлению клиентами в банк карточки с образцами подписей;

отменено предоставление права уполномоченному работнику банка заверять доверенность физического лица-предпринимателя, физического лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность, если он находится в банке (в присутствии владельца счета и доверенных лиц);

отменено закрытие банками текущих счетов физического лица-предпринимателя, прекратившего предпринимательскую деятельность (если на его счету нет остатка средств);

отменено осуществление банком процедуры изменения счетов клиента – физического лица, которое прекратило свою предпринимательскую деятельность и имеет остаток средств на счетах.

В 2019 году мы предоставили право операторам почтовой связи (далее – ОПС) на осуществление перевода средств в национальной валюте без открытия счетов. Для этого были предусмотрены:

условия, при которых Национальным банком предоставляется лицензия ОПС, перечень документов, представляемых ОПС для получения лицензии;

требования к финансовому состоянию, деловой репутации и профессиональной пригодности руководителей ОПС;

основания, по которым Национальный банк может отозвать в ОПС лицензию на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов.

Также мы упростили порядок выдачи лицензий на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов, вместо внутренних правил о переводе средств, предусмотрено представление информационной справки об условиях и порядке предоставления небанковским учреждением услуг по переводу денежных средств, одновременно с требованием разработать и утвердить без обязанности их представления в Национальный банк:

внутренние правила о переводе средств в соответствии с согласованными Национальным банком условиями и порядком предоставления небанковским учреждением услуг по переводу средств, положений правил платежной системы, участником которой является или планирует быть небанковское учреждение, и с соблюдением требований законодательства Украины по вопросам перевода средств;

порядок внутреннего контроля над предоставлением услуг по переводу средств.

В части использования платежных карт мы уточнили требования законодательства относительно:

права доверенного лица клиента получать платежную карту, но без права пользоваться ею;

обязанностей поставщиков платежных услуг информировать пользователей о стоимости оказанных услуг;

обязанностей банков предусматривать порядок выдачи/передачи электронных платежных средств пользователям в договорах с клиентами.

Кроме того, мы в 2019 году:

установили порядок направления банками сообщений в органы государственной исполнительной службы или частными исполнителями об открытии/закрытии счетов – физических лиц, информация о которых внесенная в Единый реестр должников;

урегулировали использование во взаимоотношениях банков с клиентами – физическими лицами цифровой собственноручной подписи на электронном сенсорном устройстве;

установили порядок открытия текущих счетов юридическими лицами-нерезидентами;

установили порядок открытия банками специального/отдельного счета для осуществления процедуры санации должника — юридического лица и реструктуризации долгов/погашения долгов должника — физического лица (физического лица-предпринимателя);

расширили перечень субъектов, которые имеют право осуществлять операции по приему наличности в гривнах для дальнейшего ее перевода, на операторов почтовой связи, которые получили лицензию Национального банка на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов;

нормировали использование пользователями электронных платежных средств платежных приложений;

нормировали деятельность информационно-технических посредников при переводе средств с использованием электронных платежных средств;

предоставляли право физическим лицам, осуществляющим независимую профессиональную деятельность, использовать корпоративные платежные карты;

предоставляли право банкам эмитировать счета открытые на имя физических лиц, признанных судом недееспособными, электронные платежные средства на имя законных представителей (опекунов) этих физических лиц;

предоставляли право банкам передавать пользователям платежные карточки через своих агентов, которым предоставлено право, осуществлять идентификацию/верификацию клиентов.

Оверсайт инфраструктур финансового рынка

Оверсайт – важная функция центрального банка, направленная на обеспечение надежного и эффективного функционирования инфраструктур финансового рынка.

Согласно закону «О платежных системах и переводе средств в Украине” мы осуществляем оверсайт платежных систем через:

мониторинг платежных систем;

оценку платежных систем на соответствие требованиям законодательства Украины и международным стандартам оверсайта (принципам для инфраструктур финансового рынка, разработанным комитетом по платежам и рыночным инфраструктурам Банка международных расчетов и техническим комитетом Международной организации комиссий по ценным бумагам, далее – PFMI);

предоставление, в случае необходимости, указаний и рекомендаций по совершенствованию деятельности соответствующих систем и применение к ним мер воздействия (в случае нарушения законодательства).

Объектами оверсайта в соответствии с указанным законом в Украине являются:

платежные организации платежных систем;

участники платежных систем;

операторы услуг платежной инфраструктуры (клиринговые, процессинговые учреждения и другие лица, уполномоченные предоставлять отдельные виды услуг или осуществлять операционные и другие технологические функции в платежных системах).

В 2019 году на выполнение рекомендаций Международного валютного фонда относительно расширения функции оверсайта мы создали методологическую основу для оверсайта других инфраструктур финансового рынка – центрального депозитария, центрального контрагента и системы расчетов ценных бумаг.

В рамках реализации функции оверсайта в 2019 году мы осуществили:

1) Комплексное оценивание публичного акционерного общества “Национальный депозитарий Украины” (далее – НДУ) на соответствие международным стандартам.

Оценивание осуществлялось при технической поддержке Международного валютного фонда, миссия которого работала в Киеве в сентябре 2019 года. Представители миссии технической помощи оказали нам консультации и дали разъяснения относительно применения принципов к центральному депозитарию ценных бумаг и системы расчетов ценными бумагами, а также совместно с членами рабочей группы Национального банка приняли участие в проведении интервьюирования руководителей и специалистов Национального депозитария Украины.

Отчет о предварительном комплексном оценивании Национального депозитария Украины рассмотрел комитет по финансовой стабильности и правление Национального банка.

По результатам оценки мы сделали рекомендации с целью приближения Национального депозитария Украины к международным стандартам.

2) Тематическое оценивание отдельного аспекта деятельности единой системно-важной платежной системы в Украине СЕП НБУ – управление операционным риском (принцип 17 PFMI).

Выбор принципа 17 PFMI обусловлен, в частности, повышенным вниманием ведущих международных институтов (Всемирный банк, Международный валютный фонд) к управлению операционными рисками системно значимых инфраструктур.

Следует отметить, что принцип 17 является одним из ключевых среди принципов инфраструктур финансового рынка.

По результатам тематического оценивания выработаны рекомендации по приведению деятельности СЕП НБУ в соответствие с международными стандартами в части управления операционным риском.

3) Выездной мониторинг объектов оверсайта.

В его рамках осуществлялись проверки объектов оверсайта с целью контроля над соблюдением ими законодательства Украины, выявления и предотвращения рисковой деятельности.

В течение 2019 года осуществлены плановые выездные проверки пяти платежных организаций платежных систем и участников платежных систем, а также одна внеплановая выездная проверка участника платежных систем.

Основные выявленные нарушения во время выездного мониторинга касались:

не отражения операций по переводу средств в системах учета;

предоставления недостоверной отчетности относительно деятельности платежных систем и их участников, представление которой предусмотрено нормативно-правовыми актами Национального банка;

предоставления услуг с нарушением требований правил, согласованных Национальным банком;

не обеспечения непрерывности деятельности и защиты информации;

несоблюдения требований законодательства по защите прав пользователей услуг платежных систем.

За выявленные нарушения мы применили меры воздействия, предусмотренные статьей 41 закона Украины “О платежных системах в Украине”.

4) Безвыездной мониторинг объектов оверсайта.

Осуществляя безвыездной мониторинг, в течение 2019 года обеспечен контроль над соблюдением объектами оверсайта требований законодательства Украины, в частности в части:

соответствия деятельности платежных систем и их участников правилам, установленным платежными организациями соответствующих платежных систем;

соблюдения объектами оверсайта требований нормативно-правовых актов Национального банка в части размещения информации на официальных веб-сайтах платежных организаций, платежных систем и их участников.

По результатам безвыездного мониторинга мы направили объектам оверсайта рекомендации по приведению их деятельности в соответствие с требованиями законодательства Украины.

Регулирование денежного обращения

В течение 2019 года мы активно работали над реализацией Концепции организации наличного обращения в Украине.

Согласно закону Украины “О Национальном банке Украины” и во исполнение Концепции организации наличного обращения в Украине в 2019 году, мы продолжали передавать уполномоченным банкам на хранение свои запасы наличности.

Запасы наличности Национального банка передавались на условиях соответствующих договоров с АО “Ощадбанк”, АО КБ “ПРИВАТБАНК” и АО “Райффайзен Банк Аваль” с установлением банкам соответствующих лимитов на их хранение во все области Украины (включая Донецкую и Луганскую области, территории которых контролируются украинской властью), а также в город Киев и Киевскую область.

Количество локаций уполномоченных банков на конец 2019 года составило 66 единиц, что на 53,5 % больше чем на конец 2018 года (43 локации).

Благодаря изменениям в Положение о критериях и порядке отбора банков, которые могут привлекаться к хранению запасов наличности Национального банка Украины, перечень уполномоченных банков по хранению запасов наличности Национального банка удалось расширить.

В частности АО “ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК” стал четвертым банком, который сможет осуществлять операции с запасами наличности Национального банка Украины, а также обеспечивать банки в регионах наличными и принимать от них их излишки и изношенные купюры.

Соответствующее решение № 718-рш “О предоставлении акционерному обществу “ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК” статуса уполномоченного банка” приняло правление Национального банка Украины 23 сентября 2019 года.

Итак, по состоянию на 01 января 2020 года статус уполномоченного банка на хранение запасов наличности имеют четыре банка: АО “Ощадбанк”, АО КБ “ПРИВАТБАНК”, АО “Райффайзен Банк Аваль” и АО “ПЕРВЫЙ УКРАИНСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНК”.

В течение 2019 года мы оптимизировали порядок передачи запасов наличности Национального банка Украины, уполномоченным банкам на хранение. Соответствующее постановление от 03 декабря 2019 года № 145, которым внесены изменения в Положение о передаче запасов наличности на хранение уполномоченным банкам, приняло правление Национального банка Украины.

В 2019 году на хранение в уполномоченные банки поступило 170,4 млрд. грн. запасов денежной наличности Национального банка. Это больше на 128,1 млрд. грн., или в четыре раза, чем в 2018 году (42,3 млрд. грн.).

Указанная наличность использовалась банками для пополнения их операционных касс. Вместе с тем, вывезенные из Национального банка запасы наличности на хранение составили 18,3 млрд. грн., в том числе почти 7,7 млрд. грн. непригодных в обращении наличных (в 2018 году – 5,1 млрд. грн., в том числе непригодных в обращении наличных – 2,95 млрд. грн. соответственно).

В 2019 году из резервных фондов Национального банка для подкрепления запасов наличности, для подразделений денежного обращения департамента денежного обращения (далее – подразделения денежного обращения) и центрального хранилища было выдано банкнот и монет на общую сумму 101,2 млрд. грн.

В то же время, излишки наличности из запасов наличности подразделений денежного обращения и центрального хранилища были вложены в резервные фонды на общую сумму – 3,5 млрд. грн.

С целью совершенствования и осуществления оперативного, надежного и эффективного управления наличным оборотом, в течение 2019 года дорабатывались нормативная база и программно-технологическое обеспечение. Проведение операций по вопросам передачи запасов в наличности Национального банка Украины на хранение уполномоченным банкам, осуществлялось в рамках централизованной системы автоматизации наличного обращения.

Учитывая продолжение процесса трансформации Национального банка и централизацию его функций, произошла оптимизация обеспечения наличными Запорожской области. Во время оптимизации в обеспечении регионов наличными, сбоев в работе не было.

Совершенствование кассовой работы в банках

В течение 2019 года вносились изменения в Инструкцию о ведении кассовых операций, в частности по вопросам:

приведения в соответствие с законами Украины «О валюте и валютных операциях” и “Об электронных доверительных услугах”;

работы финансового мониторинга;

введения номеров банковских счетов по международным стандартам (IBAN);

изменений наличного ряда банкнот (монет);

организации кассовой работы банков.

Кроме того, в 2019 году мы усовершенствовали тарифную политику Национального банка Украины, что связано с изменением номинального ряда банкнот и введением в оборот банкноты номиналом 1 000 грн.

О проведенных проверках

Чтобы обеспечить выполнение законодательно закрепленной контрольной функции над соблюдением уполномоченными банками требований нормативно-правовых актов Национального банка, по вопросам организации работы с запасами наличности на хранении, порядка ее хранения, надлежащей сортировки во время автоматизированной обработки и осуществления контроля над выпуском наличных денег в обращение, мы проводим ревизии и проверки по ее хранению.

В частности, в течение 2019 года мы провели 31 ревизию по запасам наличности Национального банка, находившейся на хранении в 31 структурном подразделении уполномоченных банков, а именно в:

АО КБ “ПРИВАТБАНК” (12 подразделений) проведено 12 ревизий;

АО “Ощадбанк” (5 подразделений) – 5 ревизий;

АО “Райффайзен Банк Аваль” (14 подразделений) – 14 ревизий.

Проведение указанных ревизий способствовало:

осуществлению качественного контроля по запасам наличности Национального банка на хранении;

обеспечению соответствующего номинального ряда/структуры банкнот и монет в обращении (насыщенности наличного обращения);

соблюдению достаточной наличной инфраструктуры и качества наличных в запасах уполномоченных банков.

Также в течение 2019 года мы приняли участие в 1123 проверках обособленных структурных подразделений 34 небанковских финансовых учреждений, расположенных в 24 областях Украины.

Такие проверки проводились с целью обеспечения небанковских финансовых учреждений наличностью, которые получили лицензию Национального банка Украины на осуществление валютных операций, защиты здоровья и жизни своих работников, надлежащих условий сохранности наличных денег и других ценностей.

Об инкассации

В течение 2019 года продолжался процесс перехода к обслуживанию обеспечения наличного обращения инфраструктурой третьих участников (СИТ-компаний) по правилам и под контролем Национального банка. Уже десять СИТ-компаний (Cash-in-Transit компаний) получили лицензии на предоставление банкам услуг по инкассации.

В 2019 году мы согласовали ООО “СИТ СЕКЬЮРИТИ” расширение деятельности на осуществление операций по обработке и хранению наличности. Открытие доступа СИТ-компаниям к предоставлению услуг по инкассации, а также к обработке и хранению наличных денег, осуществляется с целью реализации делегированной модели согласно Концепции организации наличного обращения в Украине.

На конец 2019 года СИТ-компании оказывали услуги по инкассации 58 банкам, обслуживая 916 клиентов по инкассации денежных средств, 709 банковских отделений, 358 банкоматов и 1113 ПТКС.

В течение 2019 года Национальный банк проверил деятельность 7 СИТ-компаний по вопросам предоставления банкам услуг по инкассации и соблюдения лицензионных требований. Существенных недостатков при проведении проверок не выявлено.

Оптимизация банкнотномонетного ряда

Мы, как и другие центральные банки, постоянно совершенствуем защиту банкнот, чтобы усилить противодействие подделкам и предоставить гражданам возможность легко и удобно самостоятельно определять подлинность банкнот гривны.

В 2019 году мы продолжили оптимизацию банкнотномонетного ряда и ввели в обращение новые банкноты гривны с усовершенствованным дизайном и системой защиты:

1 000 гривен образца 2019 года – с 25 октября 2019 года;

50 гривен образца 2019 года – с 20 декабря 2019 года.

С 20 декабря 2019 года также введены в обращение новые оборотные монеты номиналом 5 гривен.

Завершат этот процесс ввода в обращение банкноты номиналом 200 гривен образца 2019 года – с 25 февраля 2020 года и новой обиходной монеты номиналом 10 гривен − с середины 2020 года.

В рамках оптимизации банкнотномонетного ряда и в соответствии с постановлением правления Национального банка Украины от 20.06.2019 №82 “Об изъятии из наличного обращения монет мелких номиналов” – монеты номиналом 1, 2 и 5 копеек с 01 октября 2019 года перестали быть платежным средством в Украине.

Также из обращения постепенно будет выводиться монета номиналом 25 копеек, которая пока останется платежным средством.

В результате – после завершения процесса изъятия мелких монет и введения в обращение банкноты нового номинала – номинальный ряд гривны сократится с 17 до 12 номиналов.

Всего в нем останется 6 номиналов монет (10 и 50 копеек, 1, 2, 5 и 10 грн.) и 6 номиналов банкнот (20, 50, 100, 200, 500 и 1 000 грн).

Кроме того, в 2019 году:

Фабрика банкнотной бумаги изготовила 423,728 тон бумаги (100% от запланированного объема);

Банкнотномонетный двор изготовил и передал в центральное хранилище 347 987 300 штук банкнот (101% от запланированного объема) и 337 000 000 штук монет (100% от запланированного объема).

Лицензирование СИТ-компаний (Cash-in-Transit компаний)

В 2019 году мы выдали одну лицензию для предоставления банкам услуг по инкассации – ООО “ГЛОБАЛ КОЛЛЕКШН”.

В целом по состоянию на конец 2019 года право на инкассацию банков имели десять юридических лиц:

ООО “СИТ СЕКЬЮРИТИ”;

ООО “Украинский сервис инкассации”;

ООО “Первая инкассаторская компания”;

ООО “О-Мега”;

ООО “Агентство комплексной безопасности – Охранная фирма”;

ООО » Диамант секьюрити”;

ООО “Панорама Прикарпатья”;

ЧП “Комсервис-Безопасность”;

ООО “Кэш энд Секьюрити”;

ООО «ГЛОБАЛ КОЛЕКШН».

С целью реализации Концепции организации наличного обращения в Украине в 2019 году мы начали выдачу СИТ-компаниям согласований на осуществление операций по обработке и хранению наличности.

Кроме того, мы уточнили отдельные вопросы в порядке выдачи юридическим лицам лицензий на предоставление банкам услуг по инкассации и упростили требования, необходимые для начала деятельности по обработке и хранению наличности.

Развитие инфраструктуры рынка капиталов

Одним из ключевых событий 2019 года для украинского финансового рынка стало подписание между международным депозитарием ценных бумаг Clearstream и Национальным банком соглашения о корреспондентских отношениях.

Открытие Clearstream счета в ценных бумагах в депозитарии Национального банка существенно упростило доступ иностранных инвесторов к облигациям внутреннего государственного займа Украины (ОВГЗ), номинированных в гривне, что в результате повысило привлекательность и ликвидность этого рынка.

Благодаря присоединению к Clearstream правительство Украины смогло расширить круг источников долгосрочного финансирования, снизить стоимость долговых привлечений и улучшить валютную структуру государственного долга благодаря росту доли финансирования в национальной валюте.

Всего в прошлом году иностранные инвесторы вложили в рублевые облигации правительства Украины около 4,3 млрд. долл., увеличив свой портфель почти в двадцать раз.

В течение 2019 года депозитарий Национального банка активно работал над автоматизацией процессов, технологической и операционной модернизацией программного обеспечения.

Так, благодаря совершенствованию программного обеспечения стало возможным проведение аукционов по размещению ОВГЗ через современную электронную торговую систему – Систему аукционов Bloomberg (Bloomberg’s Auction System). Это также облегчило доступ украинских и международных банков к первичному рынку ОВГЗ.

Профессиональные участники фондового рынка Украины также получили возможность разрабатывать и интегрировать с депозитарием Национального банка собственные автоматизированные системы для осуществления онлайн-операций с облигациями внутреннего государственного займа.

Инновация стала возможной благодаря внедрению API-технологий в депозитарии Национального банка, которые обеспечили автоматическое взаимодействие внутренних систем участников фондового рынка с системой депозитарного учета Национального банка.

Нововведение также дает участникам фондового рынка возможность автоматизировать не только обычную операционную работу, но и ввести сквозные процессы для новых продуктов и услуг.

Так, участники фондового рынка смогут дистанционно осуществлять операции с государственными ценными бумагами для своих клиентов, открывать счета в ценных бумагах, представлять информационные справки и тому подобное. Со своей стороны клиенты профессиональных участников смогут осуществлять транзакции через мобильные приложения.

Валютная либерализация

Вместе со вступлением в силу закона Украины “О валюте и валютных операциях” 07 февраля 2019 года вступили в силу положения новой либеральной системы валютного регулирования Национального банка. Результатом этого стала отмена около 40 валютных ограничений в течение года. Среди важнейших шагов в направлении полной валютной либерализации были такие:

отменена обязательная продажа валюты бизнесом;

разрешена онлайн-покупка валюты гражданами;

отменены все лимиты на репатриацию дивидендов;

внедрена удобная система е-лимитов для инвестиций за рубеж;

отменено предварительное резервирование гривны для покупки валюты бизнесом;

разрешено свободное использование счетов юридических лиц за рубежом;

отменен дневной лимит на покупку валюты гражданами;

разрешено досрочное погашение внешних обязательств;

отменена процедура регистрации внешних заимствований;

разрешено заключение валютных форвардов для хеджирования рисков бизнеса;

отменен валютный надзор над экспортно-импортными операциями на незначительные суммы;

вдвое увеличен предельный срок осуществления расчетов по экспортно-импортным контрактам – до 365 дней;

отменены санкции в виде приостановления внешнеэкономической деятельности за нарушение сроков расчетов;

разрешена покупка валюты за кредитные средства.

Мы отменили ограничения постепенно, учитывая темпы улучшения макроэкономической ситуации в Украине и продвижение реформаторских инициатив в Верховной Раде. Поэтому ни одно из введенных послаблений не имело негативных последствий ни для валютного рынка, ни для платежного баланса страны. Наоборот – объемы торгов на валютном рынке только увеличились, а гривна рекордно укрепилась. Экспортеры продавали валюту в больших объемах, а чистая продажа валюты населением продолжается четвертый год подряд.

В целом бизнес и граждане положительно восприняли валютную либерализацию и тестировали новые возможности, в частности е-лимиты, новые инструменты хеджирования валютных рисков, покупку валюты через системы онлайн-банкинга. Валютная либерализация также способствовала повышению интереса иностранных инвесторов к украинскому рынку и добавила позитивного контекста в оценку бизнес-среды в Украине.

По остальным ограничениям, которые еще сохраняются, мы опубликовали дорожную карту их постепенного снятия и предпосылок, наступление которых необходимо для перехода к режиму свободного движения капитала — конечной цели валютной либерализации.

Валютная либерализация, предусмотренная дорожной картой, не имеет временных ограничений. Соответственно, чем быстрее будут благоприятные макроэкономические и финансовые условия, тем быстрее мы отменим ограничения на валютном рынке.

Отмене валютных ограничений и в дальнейшем будет предшествовать наша оценка таких макроэкономических индикаторов, как темпы роста ВВП, динамика инфляции, состояние валютного рынка, финансовая стабильность, ситуация на внешних рынках.

Некоторые ограничения, также привязанные до принятия парламентом пакета законопроектов по противодействию BEPS и имплементации положений уже принятого закона “О сплит“, который перераспределил полномочия на финансовом рынке между государственными регуляторами.

Лицензирование валютных операций небанковских учреждений

По состоянию на конец 2019 года 36 небанковских учреждений имели генеральные лицензии/лицензии на осуществление валютных операций. Непосредственно в 2019 году лицензии на осуществление валютных операций получили 5 небанковских финансовых учреждений:

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “КОНСТАНТА М”;

ООО » ОБМЕНОЧКА”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “МАСОН”;

ООО “МСБ ФИНАНС”;

ООО “ГЛОБАЛМАНИ”.

Из них 4 небанковских финансовых учреждения получили лицензии на осуществление операций по торговле валютными ценностями в наличной форме – ООО “Финансовая компания “КОНСТАНТА М”, ООО “ОБМЕНОЧКА”, ООО “Финансовая компания “МАСОН”, ООО “МСБ Финанс”, одно небанковское финансовое учреждение – на перевод средств в иностранной валюте – ООО “Глобалмани”.

С начала года в рамках перехода к новой либеральной системе валютного регулирования, предусмотренной законом Украины “О валюте и валютных операциях”, мы предоставили возможность упрощенного переоформления генеральных лицензий на осуществление валютных операций, на новые бессрочные лицензии на осуществление валютных операций.

Всего в течение 2019 года мы переоформили лицензии 24 небанковским финансовым учреждениям, а именно:

ООО “СМАРТ ФИНЭКСПЕРТ”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “АЛЬФА-ИНВЕСТ ГРУПП”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “ФИНАНСОВЫЙ МИР”;

ООО » 24 ОНЛАЙН”;

ООО “ПОСТ ФИНАНС”;

ООО » ИНОМЕ ГРУПП”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “КОНВЕРСИЯ”;

ООО » ФИНОД”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ ПАРТНЕР”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ ГАРАНТИЯ”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ МАГНАТ”;

ЧАО “УКРАИНСКАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРУППА”;

ООО “ДСД ФИНАНС”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “ЛИБЕРТИ ФИНАНС”;

ООО “ГОЛДЕН ГРУПП”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “АКСИОМА”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “ОКТАВА ФИНАНС”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ » ПРОФИНЕФ”;

ООО » ДЖИВВАЙП ФИНАНС”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “А ФИНАНС”;

ООО «ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ» ЕВРОПОЧТА”;

АО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “АВЕРС”;

ООО “ФИНАНСОВАЯ КОМПАНИЯ “ВАЛТА ГРУПП”;

ООО “ПРЕМИУМ ФИНАНС”.

Также в 2019 году отозваны (аннулированы) генеральные лицензии на осуществление валютных операций трем небанковским финансовым учреждениям по следующим причинам: по обращениям владельцев – 1; в связи с признанием непрозрачной структуры собственности – 2.

Кроме того, в продолжение либерализации валютного регулирования мы освободили участников рынка ценных бумаг от необходимости получать лицензии на валютные операции. Так, покупка и продажа ценных бумаг больше не являются валютными операциями, а все расчеты проводятся через банки, которые имеют банковскую лицензию и осуществляют валютный надзор, в том числе за операциями участников фондового рынка.

Поэтому мы отменили необходимость получать валютные лицензии участниками фондового рынка, а также аннулировали лицензии участников фондового рынка и ПАО “Национальный депозитарий Украины”, которые были выданы ранее.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий