В Украине основным фактором уменьшения спроса на рабочую силу были карантинные запреты на деятельность отдельных секторов

Управление программными проектами, Wrike, система управления проектами, стратегии повышения эффективности совещаний

В Украине основным фактором уменьшения спроса на рабочую силу были карантинные запреты на деятельность отдельных секторов. Об этом говорится в отчете центрального банка страны.

Влияние карантинных ограничений на бизнес в Украине: результаты опроса предприятий

Характерной особенностью текущего кризиса стал его экзогенный характер для всего мира, не связанный ни с перегревом экономики отдельной страны или региона, ни с просчетами в макроэкономической политике. Первопричиной кризиса стало введение карантинных ограничений в ответ на распространение пандемии COVID-19.

Для Украины не типичность кризиса заключается еще и в том, что он не сопровождается девальвационным и инфляционным давлением. Впрочем, такие особенности имели не менее болезненные, а порой и более существенные последствия для экономической активности. Результаты дополнительных вопросов, включенных НБУ в регулярный ежеквартальный опрос предприятий, свидетельствуют о существенном снижении объемов производства и продаж, ослаблении спроса и увеличении дополнительных расходов.

В то же время доля предприятий, которые уволили работников, была сравнительно незначительной – подавляющее большинство предприятий отметило переход к дистанционным формам занятости и переводу работников в режим простоя. Это может иметь и более долгосрочные последствия — структурные изменения в экономике через распространение диджитализации и изменение потребительского поведения.

Полный запрет на деятельность отдельных секторов, сокращение внешнего и внутреннего спроса, проблемы с транспортировкой продукции и работников, прежде всего, привели к стремительному уменьшению объемов реализации и доходов – об этом отметили почти 70% предприятий. Наибольшее негативное влияние понесли те виды деятельности, карантинные запреты для которых были наиболее масштабными – розничная торговля, транспорт, сектора услуг.

Также сравнительно выше были потери малых предприятий, которые в основном сосредоточены в секторе услуг.

Это обусловило значительное ухудшение текущего состояния предприятий и индекса деловых ожиданий, который впервые с 2015 года опустился ниже уровня 100% (90.8% во II квартале за счет ухудшения всех ожиданий – в отношении инвестиций, занятости и продаж). Ухудшение оценок и ожиданий предприятий в целом сопоставимо с предыдущими кризисами.

Однако, в отличие от предыдущих кризисов, основным фактором, сдерживающим наращивание производства, предприятия назвали слабый спрос, тогда как влияние курсовых колебаний, ценового давления и ограниченного доступа к кредитам значительно ослабло.

Наибольшие опасения касались влияния карантина на занятость – в условиях сокращения доходов стоимость содержания персонала могла стать для предприятий высоковатой. Но на самом деле предприятия оказались не настроенными на увольнение, 75-85% в течение карантина не планировали менять численность персонала. Частично это может объясняться неформальной занятостью. Другим фактором могло стать ожидание быстрого восстановления работы после завершения карантина.

Также сдерживало увольнение персонала изменение подходов предприятий к организации работы. Там, где это было возможно, были введены дистанционные формы занятости (более 40% предприятий это отметили). И, как и всегда в период кризисов, некоторые предприятия отправляли весь или часть персонала в режим простоя или сокращали продолжительность рабочего времени.

В то же время, более распространенной дистанционная занятость была на крупных предприятиях, а режим простоя – на малых и в строительстве, транспорте и перерабатывающей промышленности. Но почти половина сельскохозяйственных предприятий не меняли или даже увеличили количество персонала на фоне активной посевной кампании, которая пришлась именно на время фазы наиболее жесткого карантина.

Регулярный ежеквартальный опрос относительно деловых ожиданий предприятий во II квартале 2020 года был проведен НБУ с 05 мая по 03 июня 2020 года. Участие приняло 691 предприятие в 22 регионах Украины. Выборка репрезентативна по основным видам и направлениям деятельности, размерам предприятий по количеству работников. 31.8% в выборке составляют крупные предприятия, 39.4% – средние, 28.8% – малые.

Дополнительно с 23 марта до 06 мая 2020 года НБУ проводил еженедельные опросы около 100 средних и крупных предприятий (в выборку входило около 20% предприятий сельского хозяйства, 36% – перерабатывающей промышленности, 41% – торговли) с целью оперативной оценки влияния карантинных ограничений на их состояние. Различия в выборке, в частности, объясняют некоторые отклонения в полученных результатах.

Однако, по оценкам НБУ, прирост безработицы будет значительным именно по итогам II квартала, как из-за слабой экономической активности, так и через давление со стороны трудовых мигрантов, которые вследствие карантинных ограничений на пересечение границ могли искать работу в Украине. Кроме ограниченного спроса и логистических преград, коронакризис обусловил дополнительные расходы предприятий на санитарную защиту.

Определенную помощь бизнесу предоставили правительственные меры – по сообщениям предприятий, они пользовались льготами по налогу на землю и коммерческую недвижимость, по оплате за аренду коммунальной собственности, а для удержания персонала – выплатами 2/3 оклада за режим вынужденного простоя и компенсациями по частичной безработице.

Впрочем, о поддержке сообщили лишь 13% респондентов. Поскольку в большей степени дизайн помощи был разработан с целью поддержки малых предприятий и ФЛП, это также могло быть фактором более позитивных ожиданий относительно занятости на малых предприятиях.

Собственные средства или поддержка связанных предприятий будут основным источником восстановления деятельности после карантина. Лишь 10% предприятий планируют воспользоваться банковским кредитом, а около 6% отметили, что не смогут восстановиться без государственной поддержки.

По мере смягчения карантинных ограничений ожидания предприятий постепенно улучшались, что подтверждает предположение НБУ относительно того, что восстановление экономики Украины, как и других стран, начнется вместе с завершением карантина.

Впрочем, сейчас нет четких оценок по темпам преодоления болезни и / или разработки действенных вакцин. Поэтому миру придется привыкать к новым реалиям, что уже сказываются, и дальше будут сказываться также на подходах к ведению бизнеса.

Согласно ряду исследований (IMF, FP, VOX) изменятся подходы к глобализации и производственным связям через транспортные ограничения, требования к инфраструктуре и распространение интернет-сервисов – через переход к дистанционным формам работы, потребительское поведение – через дальнейшее социальное дистанцирование и тому подобное.

Рынок рабочей силы и доходы домохозяйств

После дальнейшего улучшения в I квартале уровень безработицы во II квартале по имеющимся индикаторам стремительно вырос на фоне введения карантина. Однако уже в конце квартала с ослаблением карантинных ограничений и спроса, предложение рабочей силы начало восстанавливаться.

Во II квартале, по оценке НБУ, существенно замедлился рост доходов из-за снижения оплаты труда, в том числе из-за рубежа. Оплата труда в Украине преимущественно сокращалась за счет уменьшения отработанного времени. Низкие доходы от зарплаты частично компенсировались различными видами социальной поддержки.

Карантинные ограничения ожидаемо существенно ухудшили тенденции занятости в II квартале

В I квартале 2020 года продолжалось снижение уровня безработицы по методологии МОТ (до 7.9% в сезонно скорректированном выражении и 8.6% – в нескоригованом). Благоприятная динамика показателей занятости в начале года, несмотря на ослабление экономической активности, частично объясняется тем, что статистика собиралась преимущественно до введения карантина.

Продолжался и стремительный рост участия в рабочей силе, в том числе за счет женщин и лиц предпенсионного возраста (50-59 лет). Как и раньше, это в значительной мере объяснялось введением в конце 2017 года изменений в пенсионное законодательство, предусматривавшее постепенное увеличение страхового стажа для назначения пенсии.

Во II квартале влияние карантинных ограничений на рынок труда было широкомасштабным – по оценке НБУ на базе имеющихся высокочастотных индикаторов, уровень занятости существенно снизился, тогда, как уровень безработицы резко вырос. Количество зарегистрированных безработных также существенно возросло. Причиной последнего была как потеря населением работы, так и упрощение процедуры регистрации, и сокращение сроков получения статуса безработного.

В то же время, как и ожидалось, повышение уровня безработицы сдерживало снижение уровня участия в рабочей силе, в том числе через меры по самоизоляции для избегания заболевания.

Основным фактором уменьшения спроса на рабочую силу были карантинные запреты на деятельность отдельных секторов, и соответственно спад экономики. В то же время на фоне оглашения плана смягчения карантинных мероприятий в середине мая спрос на рабочую силу начал постепенно восстанавливаться, о чем свидетельствовала еженедельная динамика вакансий.

Однако из-за сохранения ряда карантинных ограничений и слабой экономической активности спрос на рабочую силу оставался ниже докарантинного, в частности в сферах продаж, транспорта, обслуживания.

О временном снижении уровня участия в рабочей силе свидетельствовало резкое падение индексов поиска работы и количества размещенных резюме на сайтах поиска работы в острейший период карантинных ограничений. Временное снижение предложения рабочей силы стало следствием как социального дистанцирования, так и ограничений на работу общественного транспорта, а значит, повлияло и на намерения искать новую работу.

Ослабление карантинных ограничений уже в мае повлекло быстрое восстановление предложений рабочей силы, которые в июне по еженедельным данным количества резюме вернулись на докарантинный уровень. Интерес к поиску работы восстановился не только на внутреннем рынке труда, но и за рубежом, чему способствовало частичное открытие государственных границ на выезд с целью трудоустройства.

Рост доходов населения существенно замедлился

Введение карантина в конце марта сказалось на показателях оплаты труда в Украине уже в I квартале. Так, в марте рост фонда оплаты труда замедлился до 10% г/г (по сравнению с 14% г/г в феврале), а в апреле и мае его объем остался неизменным по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Это произошло из-за стремительного сокращения отработанного рабочего времени во всех видах деятельности, особенно в гостинично-ресторанном бизнесе.

Однако вклад сокращения занятости в изменение фонда оплаты труда остался сдержанным.

Ожидаемо сократились прибыль и смешанный доход в оплате труда работников малых предприятий из-за ухудшения их финансового состояния. Кроме того, оплата труда из-за рубежа сократилась из-за возвращения части мигрантов в Украину и ограничения осуществления новых выездов за границу.

Снижение отдельных видов доходов частично компенсировалось расширением социальной поддержки

На время карантина расширены существующие и введены новые виды социальной поддержки. Наибольший объем поддержки предоставлен в виде пенсионных выплат. В апреле осуществлены единовременные доплаты к пенсиям и увеличены выплаты пенсионерам старше 80 лет, с мая проведена индексация пенсий. В дальнейшем увеличение пенсий поддержит очередное повышение с 01 июля прожиточного минимума.

Для поддержки тех, кто потерял работу, увеличены плановые расходы на помощь по безработице. Для снижения влияния карантина на занятость введен механизм предоставления помощи по частичной безработице, а для поддержки физических лиц-предпринимателей введена помощь на детей младше 10 лет.

Фискальный сектор

Фискальная политика во II квартале была неожиданно сдержанной из-за высокой степени неопределенности с доходами и финансированием в течение большей части квартала.

Имеющиеся ресурсы приоритетно направлялись на социальные инициативы, здравоохранение и дорожное хозяйство, что в первую очередь имело целью поддержку внутреннего спроса. Однако другие расходы финансировались сдержанно.

Благодаря внешнему финансированию и внутренним привлечениям в конце квартала накоплен значительный ресурс для поддержки экономики и финансирования будущих выплат по долговым обязательствам.

Фискальная политика была сдержанной из-за неопределенности с доходами и финансированием в течение большей части квартала 

Во II квартале сформировался профицит сводного бюджета (почти 14 млрд. грн.), несмотря на ожидания, относительно смягчения политики, учитывая утвержденные значительные расходы, в частности на противодействие COVID-19 и поддержку экономики вследствие введения карантинных ограничений.

Циклически скорректированное первичное сальдо приобрело положительное значение, что свидетельствует о сдержанном характере политики. За исключением отдельных приоритетных направлений, расходы финансировались довольно сдержанно, учитывая неопределенность с доходами и финансированием.

Впрочем, поддержку экономике оказывало направление расходов на социальные инициативы, здравоохранение и дорожное хозяйство, что, прежде всего, имело целью способствовать внутреннему спросу и занятости населения. Кроме того, внедрение налоговых послаблений поддерживало деятельность части предпринимателей, малого бизнеса и соответственно совокупный спрос.

Налоговые поступления сократились в ответ на сужение экономической активности и снижение импорта, а компенсировали их значительные дивиденды государственных предприятий в конце квартала 

Жесткие карантинные ограничения, действовавшие до середины мая, сужение спроса и ухудшение финансового состояния домохозяйств и бизнеса повлекли существенное сокращение налоговых поступлений. Продолжалось снижение налогов с ввезенных товаров (почти на 17% г/г) вследствие падения физических объемов импорта и более прочного номинального эффективного курса гривны по сравнению с соответствующим кварталом предыдущего года.

Также ухудшение финансового положения предприятий еще в I квартале и снижение доходов населения вместе с освобождением от налогообложения доходов определенных категорий работников обусловили уменьшение поступлений от прямых налогов на доходы и прибыль. Сохранение низких мировых цен на энергоресурсы и дальше влияло на поступления от рентных платежей, которые оставались значительно ниже прошлогодних объемов.

Внедрение налоговых послаблений уменьшило доходы, прежде всего местных бюджетов, однако поддержало экономическую активность и отдельные категории домохозяйств.

Однако смягчение карантинных ограничений и постепенное восстановление потребительского спроса вместе с улучшением администрирования обусловило увеличение поступлений внутреннего НДС, а стабилизация производства табачных изделий способствовала увеличению поступлений от акцизного налога с этих товаров. Впрочем, этого было недостаточно, чтобы компенсировать сокращение поступлений от других внутренних налогов.

Однако значительные по объемам перечисления части прибыли НБУ и государственных предприятий компенсировали сокращение налоговых поступлений и дали возможность накопить рекордный объем гривневых ресурсов на ЕКС в конце квартала.

Приоритетными были расходы на социальные инициативы, здравоохранение и дорожное хозяйство

Расходы росли сравнительно сдержанными темпами на фоне ограниченных бюджетных ресурсов в течение большей части квартала. Даже получение официального финансирования и ожидаемые значительные дивиденды от государственных предприятий в июне не вызвали их резкого увеличения.

Расходы финансировались со значительным акцентом на социальные программы – увеличены трансферты Пенсионному фонду, поддержан фонд на случай безработицы и направлены дополнительные выплаты отдельным категориям предпринимателей (например, имеющим на иждивении детей в возрасте до 10 лет). Продолжалось увеличение расходов на оплату труда.

В условиях кризиса все это поддерживало частное потребление. Среди приоритетных расходов оставались дорожное хозяйство и коллективные услуги, такие как оборона и безопасность, охрана здоровья, что поддержало ряд отраслей, включая строительство, производство прочей неметаллической минеральной продукции, машиностроение и прочее, а, следовательно, и занятость населения.

Финансирование по другим направлениям, прежде всего гуманитарным и социально-культурным, было сдержанным. Среди других факторов, это обусловлено длительными процедурами принятия решений относительно распределения средств между распорядителями. Отдельные расходы снижались и из объективных причин, таких как уменьшение стоимости коммунальных услуг. Из-за низкой инфляции и более крепкого курса гривны по сравнению с их значениями, заложенными в бюджет, возникла экономия на обслуживании долга.

В конце II квартала накоплен значительный ресурс для поддержки экономики и финансирования будущих выплат по долговым обязательствам 

В конце апреля на внутреннем рынке восстановился спрос на государственные ценные бумаги, а в первой декаде июня поступило также официальное финансирование от МВФ и других международных партнеров. Учитывая сдержанное финансирование расходов, это привело к накоплению значительных по объему как гривневых, так и валютных средств на счетах правительства, несмотря на существенные выплаты по текущим долговым обязательствам.

Несмотря на активные привлечения, объем государственного и гарантированного долга по состоянию на конец июня по сравнению с концом марта почти не изменился как в абсолютном измерении, так и относительно ВВП. Весомым фактором этого стала курсовая переоценка вследствие укрепления курса гривны по сравнению с концом марта.

Платежный баланс

Во II квартале 2020 года текущий счет сведен с рекордным профицитом. Такой результат был лучшим, чем ожидалось в предыдущем прогнозе, из-за высшей устойчивости экспорта товаров и более глубокого по сравнению с экспортом падением импорта, в том числе временного прекращения туризма.

Дефицит торговли сузился, учитывая стремительное падение внутреннего спроса, снижение мировых цен на энергоносители и реализацию окна возможностей для экспорта отдельных продовольственных товаров на фоне введения ограничений на их экспорт другими странами.

Продолжался отток капитала, обусловленный, прежде всего значительными выплатами по внешним обязательствам. Однако, в результате значительного профицита текущего счета, вместе с получением кредитов от МВФ, валовые резервы существенно выросли.

Экспорт товаров и услуг продемонстрировал определенную устойчивость к кризисным явлениям

Падение экспорта товаров (на 12.1% г/г), вызванное ослаблением мировой экономической деятельности, исчерпанием запасов отдельных зерновых и низкими мировыми ценами на металлы и кукурузу, было более низким, чем ожидалось. В значительной степени это обусловлено открытием окна возможностей для экспорта отдельных продовольственных товаров на фоне введения странами ЕАЭС экспортных ограничений.

Так, поставки подсолнечного масла достигли рекордных для этого периода объемов, а экспорт пшеницы и ячменя и дальше рос высокими темпами. По результатам 2019/2020 МГ Украина обновила рекорд экспорта зерновых – 56.7 млн. т.

Однако в целом экспорт продовольственных товаров во II квартале 2020 года уменьшился из-за более быстрого по сравнению с предыдущим годом исчерпанием запасов кукурузы и сои (вследствие больших объемов их экспорта в предыдущие периоды), высокой конкуренции на рынке зерновых со стороны стран Южной Америки и уменьшения спроса со стороны производителей биотоплива. Дополнительным фактором падения экспорта кукурузы было введение странами ЕС антидемпинговых пошлин на ее импорт.

Падение экспорта металлургической продукции углубилось вследствие дальнейшего сужения внешнего спроса и снижения мировых цен. Кроме того, рост экспорта украинской железной руды существенно замедлился вследствие сокращения спроса со стороны европейских металлургов, что лишь частично было компенсировано наращиванием поставок более дешевой руды в Китай.

Также продолжилось сокращение экспорта трубной продукции из-за уменьшения интереса к добыче энергетических ресурсов, среди прочего обусловленного низкими мировыми ценами на них. Несмотря на дальнейшее наращивание поставок удобрений, пластмасс, экспорт продукции химической промышленности сократился из-за ухудшения внешней ценовой конъюнктуры. Экспорт продукции машиностроения также уменьшился, в том числе из-за уменьшения внешних заказов на поставки железнодорожных вагонов.

Импорт резко снизился из-за существенного сужения внутреннего спроса и закрытия границ 

Падение импорта товаров углубилось (до 27.7% г/г) по спектру инвестиционных и потребительских товаров. Существенно уменьшился импорт продукции машиностроения: наземных транспортных средств, бытовой техники, промышленного оборудования.

Углубилось падение импорта комплектующих изделий для альтернативной энергетики из-за неопределенности относительно законодательного поля для этого вида деятельности. Из-за ослабления потребительского спроса сократился импорт промышленных изделий, хотя импорт продовольственных товаров и в дальнейшем рос.

Импорт продукции химической промышленности также уменьшился вследствие наращивания внутреннего производства удобрений, более низких объемов закупок бытовой химии и снижения цен на энергоносители, что является основой промежуточного потребления отрасли. Из-за дальнейшего снижения цен углубилось падение энергетического импорта (почти до 50% г/г), хотя уменьшение физических объемов также имело вклад. Сверхнизкие цены на нефть стимулировали наращивание объемов ее закупок, однако его перевесило сокращение закупок газа и угля.

Закрытие границ привело к существенному снижению объемов неформального импорта товаров, а также имело значительное влияние на торговлю услугами. Приостановление туризма существенней сказалось на импорте услуг по сравнению с их экспортом на значительно более высокую долю «путешествий» в структуре импорта.

Также, несмотря на замедление, экспорт IT-услуг и дальше рос, частично компенсировав падение экспорта услуг трубопроводного транспорта. В результате существенно расширился профицит торговли услугами.

Несмотря на ожидаемое снижение объемов переводов, их падение (на 15.3% г/г) было меньшим, чем прогнозировалось. Этому способствовали активное возвращение украинских работников на работу за границу и более устойчивый спрос на трудовых мигрантов в странах-реципиентах (в частности Польши).

Важным фактором формирования значительного профицита текущего счета было также сокращение выплат по первичным доходам через формирование убытков предприятий с иностранными инвестициями.

Значительные выплаты по внешним обязательствам привели к увеличению оттока капитала по финансовому счету. Отток капитала во II квартале был сформирован государственным и реальным сектором. Так, выплаты по внешним долгам государственного сектора (более 1 млрд. долл.) превысили поступления второго транша макрофинансовой помощи от ЕС в размере 500 млн. евро.

Кроме того, широкомасштабный отток капитала из стран, рынки которых развиваются, отразился и на украинском рынке, объем гривневых ОВГЗ в собственности нерезидентов снизился на 14% (0.8 млрд. долл.) за квартал.

По реальным секторам сохранялся чистый отток ПИИ из-за ухудшения финансовых результатов предприятий с иностранными инвестициями. Кроме того, из-за уменьшения финансирования неформальной торговли и туризма больше валюты оставалось в стране, это означает наращивание внешних активов, что отражается как отток капитала с реального сектора. В то же время по банковскому сектору наблюдался приток капитала за счет получения долгосрочных займов и перевода безналичной валюты в наличную, что снизило активы сектора.

Внешняя позиция Украины улучшилась, но страна нуждается в дальнейшем сотрудничестве с МФО для поддержания макрофинансовой стабильности

Поступления по текущему счету во II квартале существенно превышали отток капитала. В результате платежный баланс был сведен со значительным профицитом (1.3 млрд. долл.).

Кроме того, в июне Украина получила первый транш (2.1 млрд. долл.) в рамках новой программы сотрудничества с МВФ. Благодаря этому, несмотря на кризисные явления в экономике, международные резервы выросли до 28.5 млрд. долл. на конец июня 2020 года. Этого объема достаточно для финансирования 4.9 месяца будущего импорта, а по композитным критерием МВФ резервы достигли 95% от минимально необходимого уровня.

Динамика показателей долговой устойчивости тоже была положительной. Так за I квартал 2020 года объем валового внешнего долга сократился на 1.2% – до 120.3 млрд. долл. или 76% ВВП. Выплаты по кредитам реального сектора превысили привлечения еврооблигаций отдельными корпорациями. Кроме того, НБУ платил по кредитам МВФ.

В то же время обязательства государственного сектора увеличились, прежде всего, из-за выпуска еврооблигаций. Краткосрочный долг по остаточному сроку погашения сократился на 1.9 млрд. долл. и достиг 29.3% ВВП – самого низкого значения с 2009 года.

Однако долговая нагрузка остается значительной. Во втором полугодии 2020 года СЗДУ должна выплатить по внешним обязательствам около 3 млрд. долл., а в 2021 году – еще 5 млрд. долл. Вместе с выплатами по обязательствам перед МВФ общий объем выплат превышает 10 млрд. долл.

Несмотря на мягкие мировые финансовые условия, доступ Украины к международным рынкам капитала будет определяться способностью, в дальнейшем проводить структурные реформы и реализовывать взвешенную макроэкономическую политику. Дальнейшее сотрудничество с международными партнерами не только обеспечит поступление необходимых финансовых ресурсов в этот период, но и облегчит доступ к международным рынкам капитала.

Вставка 4. Реинвестированные доходы предприятий: влияние на показатели платежного баланса

В конце июня 2020 года НБУ обнародовал результаты пересмотра данных платежного баланса (далее – ПБ) в связи с дальнейшим совершенствованием учета прямых иностранных инвестиций, а именно учетом реинвестированных доходов предприятий с прямыми иностранными инвестициями.

Общее сальдо ПБ вследствие перерасчета не изменилось, однако привело к увеличению показателей ПИИ из-за эквивалентного расширения дефицита текущего счета. Ретроспективный анализ демонстрирует высокие значения реинвестированных доходов реального сектора, что может свидетельствовать как о «зрелости» жизненного цикла ПИИ, так и об особенности развития страны в целом.

В целом эти изменения позволили повысить качество статистики, ее сопоставление со статистикой других стран и возможности для анализа ПБ.

Плановое совершенствование качества статистики. НБУ постоянно совершенствует качество статистики ПБ, в том числе в рамках углубления сотрудничества с ГССУ. Согласно плану в 2018 году ГССУ передала НБУ функции формирования данных ПИИ банковского сектора, а в начале 2020 года – полномочия по публикации всей статистики ПИИ.

Расширение сотрудничества между организациями позволило начать учет реинвестированных доходов банков с 2018 года и предприятий – с 2020 года. Данные ПБ по новой методологии пересмотрены с 2015 года.

Реинвестированные доходы: жизненный цикл ПИИ и особенности развития страны

Целью деятельности большинства предприятий является получение и максимизация прибыли. В свою очередь прибыль может быть использована для уплаты дивидендов или вновь инвестированная (реинвестированная) для развития предприятия.

Согласно теории Brada and Tomšík (2009) жизненный цикл ПИИ имеет три этапа. На стадии вхождения на рынок большинство проектов обычно убыточные. Позже, на стадии роста, предприятие генерирует прибыль, однако требует дальнейших инвестиций для развития, увеличения доли на рынке и тому подобное. С этой целью большая часть дохода реинвестируется.

Наконец, на этапе зрелости, фокус смещается на репатриацию прибыли либо в виде дивидендов, или для инвестирования в другие рынки, где инвестиции все еще находятся на ранней стадии. Согласно Novotny (2015) жизненный цикл доходности ПИИ составляет 15-16 лет, а наивысший уровень доходности приходится на 7-8 год от начала инвестиции.

Выбор реинвестировать доходы или платить их в виде дивидендов определяется многими факторами. Так, на решение инвестора могут влиять инвестиционные возможности по сравнению с другими странами. Oseghale и Nwachukwu (2010) эмпирически доказали, что высокий уровень развития корпоративного управления, размер и темпы роста рынка, макроэкономическая стабильность, качество рабочей силы и доходность операций прямо влияют на реинвестированные доходы.

Кроме того, выбор инвесторами дальнейшей стратегии является очень чувствительным к политической стабильности в стране (Polat, 2017).

Влияние просмотра на поступление ПИИ. Согласно методологии КПБ-6 повторное вложение средств иностранного инвестора в основной капитал предприятия, несмотря на то, что эти доходы, в отличие от дивидендов, фактически не перечисляются, относятся к прямым иностранным инвестициям. Реинвестированные доходы могут приобретать и отрицательные значения. Это может быть результатом убытков предприятия в условиях ухудшения экономического положения в секторе, где оно функционирует, или более глобальных экономических вызовов в стране пребывания.

Так, глубокий кризис 2014-2015 годов имел следствием формирование значительных отрицательных финансовых результатов предприятий в 2015 году. Однако начиная с 2016 года макроэкономическая стабилизация, взвешенная фискальная и монетарная политика, постепенное внедрение структурных реформ и позитивные ожидания относительно деловой активности способствовали улучшению финансовых результатов и соответственно росту реинвестированных прибылей предприятий.

В то же время в 2020 году коронакризис привел к ухудшению финансовых результатов предприятий, что отразилось в формировании нераспределенных убытков предприятий.

Итак, учет реинвестированных доходов привел к уменьшению объемов притока ПИИ в 2015 году и I квартале 2020 года и к существенному их увеличению в 2016-2019 годах. Доля реинвестированных доходов в общем объеме поступлений ПИИ в 2019 году достигла почти 50%, что соответствует общемировым тенденциям.

Нейтральное влияние пересчета на общее сальдо платежного баланса. Как и любая операция в ПБ, реинвестированные доходы учитываются по принципу двойной записи: в финансовом счете по статье “прямые инвестиции”, в текущем счете – по статье «выплаты по доходам от ПИИ».

Как следствие, изменение учета реинвестированных доходов реального сектора не влияет на общее сальдо ПБ, однако меняет данные текущего и финансового счета на одинаковые величины. Так, в результате перерасчета дефицит текущего счета в 2017-2019 годах ежегодно увеличен от 1.1 млрд. долл. (1% ВВП) в 2017 году до 2.8 млрд. долл. (1.8% ВВП) в 2019 году – на те, же величины, на которые увеличен приток ПИИ.

Аналитические последствия и возможности. Просмотр показателей ПБ, в частности расширение дефицита текущего счета, в целом не меняет предварительные аналитические выводы относительно устойчивости внешней позиции Украины, оценки экономической ситуации, на основании которых осуществлялась монетарная и валютная политика НБУ. Это обусловлено тем, что на соответствующую величину изменился и показатель «прямых иностранных инвестиций», которые являются надежным и устойчивым источником финансирования дефицита текущего счета.

Кроме того, реинвестирование не предусматривает фактического пересечения средствами границ, трансакция происходит в стране – реципиенте инвестиций.

Реинвестированные доходы имеют ряд положительных эффектов на экономику страны-реципиента. Направление материнскими компаниями средств на реинвестирование имеет целью повышение конкурентоспособности дочерних структур, и как следствие их производительности, что имеет соответствующее влияние и на макроэкономические показатели. Согласно отдельным исследованиям, реинвестированные доходы также способны обеспечить большую устойчивость ПИИ, поскольку из-за наращивания объемов последних увеличивается альтернативная стоимость их перемещения.

Поэтому повышаются и стимулы для интеграции в местную экономику. Анализ факторов, побуждающих инвесторов принимать решения в пользу выплаты дивидендов или реинвестирования доходов, может иметь большое значение для формирования политики правительства, направленной на привлечение и удержание инвестиций.

Опыт привлечения инвестиций в Польше и Чехии. Политическое и экономическое становление стран ЦВЕ-413 в начале 1990-х годов, быстрые и глубокие, хотя и очень болезненные в начале структурные реформы, четкий курс на евроинтеграцию и создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе благодаря налоговой среде, однако на одинаковых условиях для всего бизнеса, обусловили значительный приток ПИИ в эти страны.

На начальных этапах капитал в страны поступал за счет приобретения доли акций в существующих компаниях. В течение этого периода доходность инвестиционных проектов на начальных стадиях была низкой, например в Польше после вывода дивидендов это приводило к формированию нераспределенных убытков.

В начале 2000-х годов реализованные инвестиции вступили в фазу получения прибыли. Однако уже с 2004 года на фоне макроэкономической стабилизации доходность ПИИ в акционерный капитал в отдельных странах, в частности в Польше, превысила ту, которую имели долговые инструменты.

В то же время, учитывая перспективы сближения стран ЦВЕ-4 после присоединения в ЕС в 2004 году к развитым странам Еврозоны, реинвестированные доходы стали доминирующим инструментом ПИИ. В частности, доля реинвестированных доходов в общем притоке ПИИ в Чехию возросла с 46% в 2004 году до 84% в 2019 году, в Польше – с 45% до 93% соответственно.

Монетарные условия и финансовые рынки

Во II квартале 2020 года правление НБУ ускоренно снижало учетную ставку, и на конец квартала она достигла 6% – самого низкого номинального уровня в истории.

Снижение ключевой ставки и расширение мер НБУ по поддержанию ликвидности банковской системы способствовало уменьшению стоимости ресурсов на рынке. Благодаря стабилизации ситуации возобновился спрос на гривневые ОВГЗ, а краткосрочный отрезок кривой доходности опустился ниже докризисного уровня.

На валютном рынке превалировало ревальвационное давление, обусловленное снижением спроса на иностранную валюту и сохранением высокого ее предложения.

Вследствие ускоренных темпов снижения учетной ставки во II квартале 2020 года монетарная политика приобрела стимулирующий характер 

Во II квартале 2020 года правление НБУ дважды снижало учетную ставку в целом на 400 б. п. – до 6.0%, до исторически минимального уровня в номинальном выражении. Ускоренное смягчение монетарной политики обусловлено высокой вероятностью того, что потребительский и инвестиционный спрос будет оставаться подавленным дольше, чем это прогнозировалось ранее.

Активное смягчение НБУ монетарной политики призвано поддержать экономику на этапе постепенного сворачивания карантинных ограничений. В то же время, НБУ сузил коридор процентных ставок по инструментам постоянного доступа к ± 1 в. п. (с предыдущих ± 2 п. п.) с целью улучшения механизма трансмиссии от снижения учетной ставки.

Последовательная политика НБУ по снижению учетной ставки способствовала снижению ее и в реальном измерении, несмотря на дальнейшее улучшение инфляционных ожиданий от финансовых аналитиков.

Кроме того, реальная ключевая ставка пересекла нейтральный уровень в мае и снижалась в дальнейшем – в июле почти до нуля. Снижение ставки ниже нейтрального уровня свидетельствует о том, что монетарная политика приобрела стимулирующий характер, то есть она направленная на стимулирование потребительского спроса и создание новых рабочих мест.

Банки снижают рублевые ставки, как на межбанковском рынке, так и по операциям с клиентами 

Оперативное введение НБУ антикризисных мероприятий, в том числе направленных на расширение возможности банков управлять своей ликвидностью, способствовали стабильной работе межбанковского кредитного рынка. В результате после повышенной волатильности в марте, с апреля восстановилась корреляция динамики UIIR/UONIA и учетной ставки. Ускоренное снижение НБУ учетной ставки и сохранение профицита ликвидности банковской системы приводило притяжения UIIR/UONIA к нижней границе коридора ставок НБУ.

По результатам II квартала 2020 года снизились и рублевые процентные ставки по новым кредитам и депозитам, отражая общую тенденцию к удешевлению стоимости ресурсов на рынке. Сохранение значительных объемов ликвидности и уверенность в возможности рефинансировать ее временные разрывы, побудили банки активно снижать ставки по депозитам.

Больше всего в среднем за квартал снижены ставки по срочным депозитам ДХ, тогда как ставки на средства по требованию остались практически на уровне предыдущего квартала. Снижение ставок для НФК по этим инструментам было равномерным, а их доходность в июне опустилась ниже уровня учетной ставки.

Стоимость банковских кредитов для НФК снизилась в июне до самого низкого уровня с 2000 года (до 10.8%). Это стало откликом, как на ускоренное снижение учетной ставки, так и на меры по поддержке бизнеса. В то же время ставки по кредитам ДХ остались практически на уровне I квартала 2020 года. Их инертность объясняется сохранением значительных рисков в сегменте потребительского кредитования.

Доходность ОВГЗ снизилась благодаря восстановлению спроса и смягчению монетарной политики 

В конце апреля финансовый рынок Украины начал постепенно оправляться от стресса, вызванного введением карантина. Восстановился спрос на гривневые ОВГЗ, а их доходность уже в мае снизилась до докризисного уровня. Снижалась и доходность на вторичном рынке – отток нерезидентов, хоть и длился в течение квартала, по ежемесячным объемам уступал марту и в июне-июле ослаб.

Кроме того, в июне краткосрочный отрезок кривой доходности ОВГЗ уже опустился ниже докризисного уровня. Незначительный рост доходности на вторичном рынке в первой половине июля был обусловлен ситуативными психологическими факторами.

Главными факторами восстановления работы финансового рынка во II квартале 2020 года было принятие НБУ ряда мер по поддержанию ликвидности банковской системы и адаптация к работе в условиях карантинных ограничений.

Главными покупателями государственных ценных бумаг во II квартале 2020 года были банки, а прирост гривневых ОВГЗ в своем портфеле более чем в три раза превысил отток нерезидентов за этот период. Это позволило МФУ в II квартале 2020 года осуществить размещение гривневых ОВГЗ, что по объемам уступало только рекордному размещению в III квартале 2019 года. Постепенно увеличивались и сроки привлечений.

Из-за снижения спроса на иностранную валюту и сохранения ее высокого предложения, начиная с апреля, преимущественно доминировало ревальвационное давление 

Официальный обменный курс гривны к доллару на конец II квартала 2020 года по сравнению с концом I квартала 2020 года, укрепился (на 4.9%). Ревальвационное давление на валютном рынке во II квартале 2020 года обеспечивалось значительным предложением иностранной валюты благодаря поступлениям от традиционных экспортно-ориентированных отраслей (в частности АПК) и «Нафтогаза» по одновременным сдержанным платежам за импорт.

Это позволило НБУ возобновить покупку иностранной валюты, не противодействуя тенденциям, которые преобладали на рынке, и компенсировать значительный объем ее продажи для удовлетворения ажиотажного спроса в марте.

Однако в среднем за II квартал 2020 года курс гривны к доллару ослаб, в то время как большинство валют стран – ОТП Украины укрепились. В результате, ослабился и НЕОК гривны.

Несмотря на преобладание предложения иностранной валюты над спросом на нее, НБУ в апреле решил уменьшить до конца III квартала 2020 года ежедневные плановые объемы покупки иностранной валюты для пополнения международных резервов (с 50 до 20 млн. долл.). Этот пересмотр обусловлен уменьшением глубины межбанковского валютного рынка из-за негативного влияния пандемии на объемы валютных потоков.

Положительное сальдо интервенций НБУ во II квартале составило 2.5 млрд. долл. (с начала года – 1.1 млрд. долл.). Это стало основным источником поставки ликвидности банковской системы. Несмотря на это, по результатам II квартала 2020 года, ликвидность снизилась из-за аккумулирования средств на счетах правительства и роста объемов наличности.

Несмотря на это, уровень ликвидности, выраженный суммой остатков средств на корсчетах и депозитных сертификатах НБУ, оставался высоким (среднедневные остатки составили 190 млрд. грн).

Временный рост турбулентности на валютном рынке и девальвация гривны в июле обусловлены ситуативными психологическими факторами. Как и раньше, НБУ сглаживал колебания на рынке – сальдо интервенций по итогам месяца было отрицательным.

Остатки по гривневым депозитам уже превысили докризисный уровень 

Во II квартале 2020 года продолжался приток средств в банковскую систему, а остатки по гривневым депозитам уже превысили докризисный уровень. Высокие темпы роста гривневых депозитов главным образом обеспечивались приростом средств ДХ. Этому способствовал рост склонности населения к сбережениям, учитывая неопределенность относительно сроков завершения карантинных мероприятий и увеличение социальных выплат.

Однако банковское кредитование НФК оставалось вялым из-за снижения экономической активности, а существенное замедление темпов прироста гривневых кредитов ДХ – стало следствием сокращения потребления домохозяйствами.

С целью активизации банковского кредитования НБУ во II квартале 2020 года ввел процентный своп, который призван, не только стимулировать развитие кредитных программ для бизнеса и населения, но и способствовать дальнейшему снижению процентных ставок в экономике. Также НБУ подписал с ЕБРР договор о валютном свопе, согласно которому уже осуществлены первые транши.

С одной стороны, гривневые средства ЕБРР будут использованы на кредитование украинского бизнеса, с другой – покупка валюты на условиях своп будет способствовать росту международных резервов. НБУ ввел еще ряд мер для поддержки банковского сектора, которые предусматривают неприменение к июню 2021 года до банков и банковских групп мер воздействия за нарушение установленных требований по достаточности капитала, ликвидности, кредитному риску и тому подобное.

Вставка 5. Меры монетарной политики для поддержания банковской системы и экономики в условиях коронакризиса 

НБУ, как и большинство центральных банков мира, в ответ на распространение COVID-19 употребил широкий спектр мер для уменьшения турбулентности на финансовом рынке Украины, а также для поддержания реального и финансового секторов экономики. Несмотря на большую подготовленность украинской экономики к кризису, а также учитывая низкую инфляцию, первая группа мероприятий позволила НБУ достаточно быстро нормализовать ситуацию на финансовом рынке в острый период кризиса, а вторая – заложить основу для восстановления деловой активности.

На развертывание кризисных явлений, вызванных распространением коронавирусной болезни, центральные банки большинства стран мира оперативно отреагировали внедрением мер монетарного стимулирования экономики. Преимущественно их действия были направлены на:

удешевление финансирования для бизнеса, населения и правительств за счет снижения ключевых ставок, а если возможности дальнейшего снижения ставок были исчерпаны, – по пути расширения программ количественного смягчения;

поддержание ликвидности и расширение ресурсного потенциала банков, других финансовых и даже нефинансовых учреждений;

стимулирование финансовых учреждений к расширению кредитования путем внедрения регуляторных и надзорных послаблений.

НБУ не остался в стороне от коронакризисных вызовов и с учетом лучших мировых практик задействовал широкий спектр классических и новых инструментов для успокоения финансового рынка и поддержки реального и финансового секторов экономики.

Так, в течение первых недель после введения карантинных мер НБУ удалось эффективно утолить ажиотажный спрос на иностранную валюту, вызванный психологическим фактором, и успокоить курсовые ожидания, несмотря на то, что масштаб шока на валютном рынке в марте 2020 года был сопоставимым с шоками 2008-2009 годов и 2014 года. В частности, в этот период НБУ увеличил свое присутствие на валютном рынке. Чистая продажа иностранной валюты в марте составила 2.2 млрд. долл.

Также в марте-апреле НБУ осуществлял операции по подкреплению банков наличной иностранной валютой, целью которых было устранение трудностей с удовлетворением потребностей в наличной валюте из-за перебоев в авиаперевозках. В результате, паника быстро успокоилась, а НБУ впоследствии компенсировал потери международных резервов и сократил свое присутствие на валютном рынке.

Стабилизация ситуации на валютном рынке позволила НБУ поддерживать экономику монетарными инструментами, не провоцируя всплеска инфляции.

Прежде всего, НБУ создал условия, чтобы займы для бизнеса и населения стали доступнее. Для этого НБУ существенно смягчил монетарную политику. Сегодня среди стран ЕМ, НБУ является одним из лидеров по темпам снижения ключевой ставки.

Много ведущих центробанков мира исчерпали возможности для поддержания экономик ключевыми ставками еще задолго до пандемии, снизив их почти до нуля или даже ниже (как, например, Банк Японии и ЕЦБ). Поэтому они прибегли к применению нетрадиционного монетарного инструментария – существенного расширения программ «количественного смягчения».

Однако для центральных банков стран ЕМ (в том числе и Украины) макрофинансовые риски от внедрения такой программы существенно превышают потенциальные выгоды. Причина заключается в том, что применение количественного смягчения будет продуктивным, и не будет создавать лишних рисков для макрофинансовой стабильности при условии выполнения ряда предпосылок, среди которых:

исчерпание потенциала стимулирования экономики путем снижения ключевой ставки;

резервный статус национальной валюты или значительные объемы международных резервов для стерилизации избыточной денежной массы и нивелирования девальвационного давления;

заякоренные инфляционные ожидания, высокий уровень доверия к центробанку и национальной валюте;

наличие развитого вторичного рынка государственных ценных бумаг.

Таким образом, с учетом украинских реалий введение программы количественного смягчения, с высокой вероятностью повлекло бы ухудшение доверия к НБУ, к разбалансированию экономических ожиданий, усилению оттока портфельных инвестиций, росту девальвационного и инфляционного давления.

Дополнительно к снижению учетной ставки НБУ ввел новые инструменты, дающие возможность поддержать кредитование и предоставляющие банкам гибкость в управлении ликвидностью:

долгосрочное финансирование для банков на срок от 1 до 5 лет по процентной ставке на уровне ключевой. Банки по доступным ставкам могут получить «длинные» деньги и направить их на кредитование масштабных долгосрочных, в частности инфраструктурных, проектов;

своп процентной ставки, что позволяет банкам управлять процентным риском.

Увеличению свободной ликвидности банковской системы, которая может быть направлена на кредитование, также способствовали «обнуления» нормы обязательных резервов по гривневым ресурсам, а также изменения алгоритма расчета обязательств банков, подлежащих обязательному резервированию.

Для того чтобы дать возможность банкам в самый острый период кризиса сконцентрироваться на поддержке экономики, НБУ на период кризиса ввел ряд регуляторных и надзорных послаблений, в частности отсрочил формирование буферов капитала, дал дополнительное время для представления и обнародования финансовой отчетности, временно остановил проведение всех видов выездных проверок и стресс-тестирования банков.

Также НБУ рекомендовал банкам воздержаться от выплаты дивидендов как минимум до октября 2020 года, чтобы они имели возможность использовать высвобожденные средства для поддержания экономики.

Активные действия НБУ по смягчению монетарных условий и меры по расширению возможности банков управлять своей ликвидностью, способствовали уменьшению стоимости гривневых межбанковских ресурсов и ставок в национальной валюте по новым кредитам и депозитам.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий