В Украине усиливаются риски потребительского кредитования населения

31.12.2019 – В Украине оптимистичные потребительские настроения населения и доступность кредитных ресурсов подпитывают покупку товаров длительного пользования, значительная часть которых импортирована из зарубежных государств. Об этом говорится в отчете о финансовой стабильности, который подготовил Национальный банк Украины.

В результате кредитование физических лиц может создавать давление на текущий счет платежного баланса. Именно это происходило в 2007-2008 и 2012-2013 годах.

Вместе с тем, высокая доходность сегмента и конкуренция на рынке в дальнейшем толкают банки к снижению стандартов кредитования. Финучреждения имеют оптимистичные оценки ожидаемых дефолтов на уровне 2-3%. Они не всегда учитывают, что качество необеспеченных кредитов очень зависит от макроэкономических условий и может быстро ухудшаться.

Поскольку банки достаточно консервативно оценивают ожидаемые убытки, им нужно держать больше капитала на покрытие внезапных потерь. Этому могут служить повышенные веса кредитного риска. Текущие веса риска 100% и минимальные требования достаточности капитала 10% означают, что на каждые 10 грн. кредита банк должен иметь 1 грн. капитала. Повышение весов риска, например, до 150% увеличит потребность в капитале в полтора раза – до 1.5 грн.

Значит, повышение весов риска отдельных видов кредитов означает, что банки должны будут большую часть таких кредитов финансировать капиталом, а не депозитами.

Ориентировочные весы риска для потребительских кредитов были оценены из-за неожиданных убытков от кредитного риска. Неожиданные убытки рассчитаны с 99.9% уровнем доверия. Это означает, что вероятность возникновения больших потерь составляет всего 0.1%.

Неожиданные убытки оценены двумя методами. Первый, рекомендованный Базельским комитетом, заключается в оценке вероятности дефолта (PD) во время стресса из-за ее корреляции с фактором макросреды (факторный метод). Ему присваивается значение, которое соответствует желаемому уровню доверия – 99.9%.

Второй подход использует тот же доверительный интервал. Однако базируется на исторической волатильности самих показателей кредитных потерь (исторический метод). Веса риска рассчитываются так, чтобы при условии соблюдения минимальных требований к нормативам достаточности капитала он покрыл неожиданные убытки.

Оценки произведены на основании активных данных в розничном кредитовании банков. Для этого использованы параметры ожидаемых убытков по МСФО 9 (финансовые резервы) и постановление № 351 (пруденциальные резервы). Результаты в разрезе банков несколько разнятся, однако демонстрируют, что веса риска должны быть существенно выше 100% для большинства банков.

Факторный метод дает неоднородные оценки из-за высокой зависимости результатов от параметров ожидаемых убытков, которые варьируются между банками. В историческом методе использованы единые усредненные данные исторической волатильности показателей системы.

Чтобы не допустить накопления системных рисков, НБУ повысит веса риска для потребительских кредитов

Изменения коснутся необеспеченных потребительских кредитов и будут введены с начала 2021 года. Значения весов риска для таких кредитов НБУ объявит в начале следующего года. Такие изменения призваны сдержать чрезмерный рост сегмента в будущем и не допустить накопления системных рисков.

По ожиданиям НБУ, предложенные изменения приведут к тому, что:

сегмент и в дальнейшем будет оставаться привлекательным для банков, однако они будут держать больше капитала под покрытие внезапных убытков от ухудшения качества необеспеченных потребительских кредитов;

банки более взвешенно будут осуществлять аллокации капитала между бизнес-направлениями с учетом их рисков и доходности;

банки, ограниченные в капитале, более взвешенно будут принимать кредитные решения, придирчиво анализировать платежеспособность должников. Это сдержит дальнейшее смягчение стандартов одобрения кредитных заявок в этом сегменте;

влияние на стоимость кредитов будет умеренным или почти незаметным. Общее снижение процентных ставок в экономике и высокая конкуренция между банками в сегменте будут способствовать удешевлению кредитов.

Повышение весов риска потребительских кредитов может снизить конкурентные преимущества банков по сравнению с небанковскими учреждениями, которые не имеют подобных ограничений. Однако эта мера будет способствовать взвешенной кредитной политике в банковском секторе и снизит риски на макроуровне.

Качество кредитного портфеля

Уровень неработающих кредитов (NPLs) в секторе продолжает сокращаться. Факторы остаются неизменными – снижение объемов некачественных валютных кредитов вследствие укрепления гривны; “размытие” потребительского портфеля новыми кредитами и финансовая реструктуризация корпоративных кредитов. Неработающие кредиты на балансах банков не несут значительного риска – уровень покрытия резервами достиг 93.8%.

Статистика NPLs должным образом отражает реальное качество портфеля. Однако есть часть кредитов, которые банки считают обесцененными по МСФО 9, но не классифицируют как дефолтные по пруденциальным требованиям. НБУ планирует сделать определение неработающих кредитов еще более консервативным, чтобы оно покрывало и обесцененные, и дефолтные кредиты. Это может увеличить оценку доли NPLs в секторе примерно на 3 п.п.

Доля неработающих кредитов снижается

За год она сократилась на 5.8 п.п. Такое изменение определилось: (1) укреплением гривны с соответствующим сокращением NPLs в иностранной валюте; (2) высокими темпами потребительского кредитования, что “размывало” портфель неработающих кредитов; (3) финансовой реструктуризацией корпоративных кредитов, прежде всего в госбанках.

Доля NPLs в сегменте физических лиц сокращается преимущественно за счет значительных темпов роста нового кредитования и работы со старыми валютными кредитами. См. Вставку 6. Пути сокращения портфеля неработающих кредитов. В корпоративном сегменте в этом году произошел определенный прогресс, сокращаются как относительные, так и абсолютные объемы неработающих кредитов. Качество кредитных портфелей улучшается в банках всех групп, кроме банков с российским капиталом.

Ключевая задача банков – очистка балансов от неработающих кредитов 

Несмотря на заметный прогресс, уровень неработающих кредитов в Украине является крупнейшим в мире. Это не создает существенных рисков для сектора – практически все они должным образом зарезервированы. Уровень покрытия NPLs финансовыми резервами (по МСФО 9) достиг 93.8%, а пруденцийными резервами (постановление № 351) – превысил 96%.

НБУ ожидает дальнейшего роста последнего, поскольку банки со временем перестанут учитывать залог по старым NPLs для оценки пруденциальных резервов.

Финучреждения должны избавляться от неработающих активов. Поэтому в июне 2019 года НБУ утвердил Положение об организации процесса управления проблемными активами в банках Украины. Согласно им банки обязаны разработать и утвердить до апреля 2020 года стратегии управления проблемными активами для уменьшения доли NPLs на балансах.

Успех по этому направлению будет определяться преимущественно динамикой расчистки балансов государственных банков – на них сегодня приходится 73% неработающих кредитов. Только Приватбанк имеет 43% таких кредитов, практически все они – это кредиты, предоставленные бизнесам его бывших владельцев.

Статистика неработающих кредитов отражает реальное положение дел в секторе

Статистика неработающих кредитов – один из ключевых показателей состояния дел банковского сектора. Для НБУ важно, чтобы она была качественной и в полной мере отражала настоящее качество балансов банков. Поэтому в 2017 году НБУ изменил определение термина “неработающий кредит”. С тех пор неработающими или дефолтными определяются кредиты, по которым:

должник просрочил погашение долга более чем на 90 календарных дней, или должник не способен обеспечить в полном объеме выполнение своих обязательств без взимания обеспечения.

НБУ и банки проводят регулярный анализ качества активов, чтобы удостовериться, что это определение не девальвируется, и банки его используют максимально консервативно.

В мировой практике существует два подхода к классификации кредитов по качеству:

бухгалтерский подход – если банк не ждет надлежащего обслуживания кредитов по ряду оснований, то они классифицируются как обесцененные (или оцениваются на третьей стадии, по терминологии МСФО 9). Этот подход не является полностью унифицированным, содержит преимущественно мягкие триггеры и в значительной степени зависит от суждений;

пруденциальный подход — кредиты самой низкой категории признаются дефолтными.

Кроме просрочки, часто устанавливаются жесткие триггеры дефолта, как то нарушение ключевых финансовых показателей.

Во многих юрисдикциях существует еще более широкая категория, которая включает обесцененные и дефолтные кредиты по указанным подходам. Дополнительно к ней могут попадать еще отдельные кредиты, формально не покрываемые двумя указанными признаками, однако, по сути, являются предположительно не возвращенными. Чтобы определить существенность этого сегмента в Украине, НБУ в октябре опросил около 60 банков, которые формируют 95% кредитного портфеля сектора.

Результаты опроса показали, что действующие пруденциальные требования достаточно полно охватывают проблемные активы. Однако существуют кредиты, которые признаны обесцененными в соответствии со стандартом МСФО 9, однако не являются дефолтными согласно пруденциальным требованиям. Они составляют 2.7% от общего кредитного портфеля.

Больше всего таких кредитов сосредоточено в корпоративном секторе – 3.3% портфеля. Чаще всего это реструктуризированные кредиты, выведенные из категории дефолтных по пруденциальным нормам, однако остаются обесцененными по МСФО.

В целом НБУ смог подтвердить, что статистика NPLs в Украине является надежной и практически полностью отражает истинное положение вещей в секторе.

В то же время, если использовать более широкую категорию неработающих кредитов, которая бы охватывала как дефолтные, так и обесцененные кредиты, то их доля составляла бы на сегодняшний день 51.7% вместо 48.9%, которая отражена в официальной статистике. Для устранения даже этого расхождения НБУ планирует сделать определение неработающих кредитов более консервативным, чтобы оно охватывало обе категории.

Вставка 6. Пути сокращения портфеля неработающих кредитов 

За последние пять лет банковский сектор стал фундаментально сильным. В то же время остается высокой доля неработающих кредитов (NPLs). Банки должны очистить балансы от них. Сейчас сокращение портфеля NPLs происходит медленно. Поэтому НБУ в июле 2019 года принял положение о работе с проблемными активами. Финучреждения до осени 2020 года обязаны имплементировать новые требования. НБУ ожидает, что банки будут интенсивнее расчищать балансы: NPLs следует реструктурировать, продать или списать.

НБУ опросил банки о том, какие приоритетные методы снижения NPLs они использовали с начала 2018 года до августа 2019 года. В течение этого периода объем неработающих кредитов в целом сократился на 5.6 п.п. Неработающие кредиты в розничном сегменте уменьшились на 12.3 млрд. грн. – до 83 млрд. грн., а в корпоративном на 21.6 млрд. грн. – до 483 млрд. грн. За этот промежуток времени сокращение объема из-за урегулирования долга нивелировалось возникновением новых неработающих активов.

Однако в 2019 году темп урегулировании долга ускорился, а возникновение новых дефолтов замедлилось.

Объем NPLs по кредитам физических лиц сократился в большей степени в иностранной валюте и преимущественно через три основных фактора – списание за счет резервов (более 50% влияния), а также через добровольное урегулирование и продажу кредитов на вторичном рынке.

Основными мерами сокращения NPLs по корпоративным кредитам было добровольное урегулирование долга и проведение финансовых реструктуризаций государственными банками (кроме «Приватбанка»). В них сконцентрировано 30% NPLs банковского сектора. На «Приватбанк» приходится 43% NPLs, однако практически все корпоративные NPLs – это кредиты, предоставленные бизнесам бывших владельцев.

Урегулирование долга через списание за счет резервов в основном применялось частными и иностранными банками. В то же время государственные банки практически не использовали этот инструмент. NPLs в государственных банках – это в основном кредиты, предоставленные крупнейшим украинским бизнес-группам. Даже если эти кредиты зарезервированы на 100%, то банки продолжают держать их на балансе. Объемы списаний за счет резервов в государственных банках минимальные.

Частные и иностранные банки также регулярно продают NPLs. Государственные банки не используют эту возможность. Главная причина – нежелание брать на себя юридические риски, которые могут возникнуть из-за продажи кредитов с дисконтом.

Принудительное взыскание долга не является распространенной мерой в Украине из-за значительных расходов и длительного судебного процесса с должниками (их объем составляет лишь 3.6 млрд. грн.).

В дальнейшем банки к 31 марта 2020 года должны разработать стратегию управления проблемными активами на три года. В стратегии банки должны ввести реалистичные целевые показатели сокращения уровня и объема своих неработающих активов, а также взысканного имущества, которое они удерживают на своих балансах.

Фондирование и риски ликвидности

В структуре фондирования и в дальнейшем растет доля средств клиентов – она в очередной раз обновила исторический максимум. В то же время срочная структура фондирования за последний год несколько ухудшилась. Это связано с тем, что средства на текущих счетах населения растут быстрее, чем срочные вклады.

Впрочем, имеющийся объем высококачественных ликвидных активов является достаточным для поглощения возможных шоков. Большинство банков выполняют норматив LCR со значительным запасом.

Для дальнейшей дедолларизации НБУ резко повысил ставку обязательных резервов по валютным вкладам и обнулил по гривневым депозитам.

Источники валютных средств внутри страны

Доля средств населения, бизнеса и бюджета за год выросла на 5.2 п. п. и в конце октября составила 85.3% обязательств банков. Доля привлечений от нерезидентов в валюте сократилась на 3.7 п. п. — до 10.4%. Внешние долги банков несущественны – около 5 млрд. долл., 70% из них – привлечения государственных банков от международных финансовых организаций или же через размещение еврооблигаций.

Валютное фондирование банки привлекают преимущественно на внутреннем рынке, его объемы в 3.5 раза превышают валютные средства, привлеченные извне.

В течение 2020 года госбанки должны заплатить 720 млн. долл. по еврооблигациям, поэтому внешний долг сектора, вероятно, снова сократится.

Срочность депозитов клиентов ухудшилась 

Средства физических лиц по требованию росли быстрее, чем срочные. Учитывая общее снижение процентных ставок, банки не предлагают премии за длинные вложения, а поэтому у вкладчиков недостаточно стимулов оставлять средства на более долгий период.

Поэтому доля обязательств с остаточным сроком до одного месяца за год выросла на 3.6 п.п. ‒ до 66%. Краткосрочность обязательств является системным риском ликвидности.

ВЛА вдвое превышаются минимальные требования 

Банки имели достаточно высококачественных ликвидных активов (ВЛА) для страхования от потенциальных шоков ликвидности. С 1 декабря норматив LCR был увеличен с 90% до 100%.

По состоянию на 10 декабря только два малых банка не выполняют LCR в инвалюте, LCR во всех валютах выполняют все учреждения. Банки, которым принадлежало 82% активов, выполняли норматив более чем с двойным запасом.

Новые правила формирования обязательных резервов направлены на дедолларизацию

Объемы валютных средств физических лиц были практически неизменными в течение трех лет, однако начали стремительно расти в 2019 году – до 9.5% г/г в конце октября. Это приостановило дедолларизацию балансов банков, что происходило в последние несколько лет.

Ранее НБУ определил высокую долларизацию финансового сектора как один из системных рисков. Поэтому недавно принято решение изменить банками алгоритм формирования обязательных резервов.

С 10 марта 2020 года обязательные резервы по валютным средствам вырастут до 10%, а по гривневым резервирования не будет. Раньше дифференциация была только по срокам: для средств по требованию – 6.5%, для срочных – 3.0%.

В среднесрочной перспективе новые правила будут способствовать большей привлекательности гривневых пассивов для банков и постепенной дедолларизации банковских вкладов.

Риски доходности

Банковский сектор получил рекордные за последнее десятилетие прибыли, благодаря высокой операционной эффективности и низким отчислениям в резервы. Среди основных факторов операционной прибыльности – высокие чистая процентная маржа и комиссионные доходы.

Банкам следует воспользоваться периодом высокой доходности для решения вопросов капитализации, инвестирования в новые технологии и модернизации процессов управления рисками. Вызовом является ощутимый рост административных расходов, в частности на оплату труда.

Прибыль сектора высокая, риски доходности умеренные

За 9 месяцев 2019 года чистая прибыль банковского сектора выросла в 4.4 раза г/г до 48.4 млрд. грн. Из 76 действующих банков прибыльными с начала года были 66. 85% убытков сформировал «Укрсоцбанк», который в ноябре был присоединен к «Альфа» банку. На остальные убыточные банки приходилось лишь 1.6% чистых активов сектора, что не создает системного риска.

Платежеспособные на сегодня банки (кроме «Приватбанка») за последние два года компенсировали более трети потерь 2014 – 2016 годов, вызванных существенными отчислениями в резервы.

Основными факторами доходности были высокая операционная эффективность и рекордно низкие отчисления в резервы. С рентабельностью капитала (ROE) более 30% работало 15 банков, совокупно их активы составляли 60% чистых активов сектора. Среди них – два государственных банка, но в основном – иностранные банки.

Объемы отчислений в резервы были почти на 60% ниже, чем за 9 месяцев прошлого года. Текущий уровень отчислений является минимальным с 2007 года, даже если не учитывать существенное расформирование резервов, которое совершил один банк благодаря продаже части кредитного портфеля.

НБУ не ожидает заметного роста стоимости кредитного риска в течение следующего года, макроэкономическая ситуация в целом остается благоприятной для поддержания высокого качества кредитного портфеля. Поэтому эта составляющая расходов не будет оказывать заметного влияния на доходность банков.

Операционная эффективность сектора существенно выросла

Соотношение операционных расходов и доходов (CIR) составило 47.4% по сравнению с 58.0% за 9 месяцев прошлого года. В разрезе групп только иностранные банки имели стабильно высокую операционную эффективность в течение нескольких последних лет. По сравнению с прошлым годом она улучшилась во всех группах, кроме частных банков с украинским капиталом, где операционные расходы росли вдвое большими темпами, чем в секторе в целом.

Самым существенным образом за последние два года доходность выросла в «Приватбанке» благодаря сочетанию двух факторов: переориентировании на высокодоходное потребительское кредитование и росту комиссионного дохода от операций с населением.

Дополнительным фактором доходности было снижение стоимости депозитов, которое с мая приостановилось из-за риска неблагоприятных решений о законности национализации банка.

Операционная эффективность «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка» была низкой из-за высокой стоимости фондирования и низкой доходности кредитного портфеля. Она и в дальнейшем будет оставаться такой, если не будут снижены ставки по депозитам и не сформирован качественный кредитный портфель. См. раздел 3.3. Риск высокой доли государственного капитала в банковском секторе.

Чистый процентный доход со временем будет уменьшаться

Чистая процентная маржа сектора сейчас самая высокая с 2009 года – 5.8% – прежде всего благодаря высокому спреду между процентными ставками по розничным кредитам, на которые сохраняется значительный спрос, и депозитам. Вместе с тем, темпы роста чистого процентного дохода (за 9 месяцев – 17.6% г/г) резко снизились по сравнению с прошлым годом и в дальнейшем будут замедляться.

Основная причина – ставки по кредитам снижаются быстрее, чем по обязательствам. Банки реагируют на снижение ключевой ставки НБУ, уменьшая стоимость кредитов бизнеса, и эта тенденция будет продолжаться. Но ставки по гривневым депозитам населения до этого времени сокращались гораздо медленнее.

Благодаря замедлению инфляции будут снижаться коммерческие ставки банков. Этому также будет способствовать и высокая конкуренция за качественных клиентов, как в корпоративном, так и в розничном сегменте. Определенное время банки смогут держать процентный спред и маржу на относительно высоком уровне благодаря розничному кредитованию.

Ставки по таким кредитам не очень чувствительны к изменению учетной ставки НБУ, а поэтому вряд ли будут двигаться синхронно с другими ставками по активам и обязательствам.

Чистый комиссионный доход покрывает более 70% административных расходов

Темпы роста чистого комиссионного дохода (14.5% г/г) резко сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (+31.5%). Рост замедлился по всем составляющим комиссионных доходов от расчетных, валютных операций и кредитования. Около 80% чистого комиссионного дохода сектора был сформирован только 10 банками, из него половину заработал «Приватбанк».

За 9 месяцев 2019 года чистый комиссионный доход покрывал 71.6% административных расходов сектора, или 52% – без учета «Приватбанка». В то же время комиссионный доход растет медленнее, чем основные составляющие затрат. На 17.5% г/г повысились расходы на персонал, а операционные расходы, связанные с содержанием основных средств, которые составляют более четверти административных расходов, – на 25.4% г/г. Рост расходов произошел, несмотря на сокращение количества отделений на 6.3%, персонала – на 0.5%.

Растущие затраты на технологические решения и персонал является естественным отражением конкурентной борьбы и именно сейчас, из-за значительной прибыли, существует “окно возможностей” для осуществления таких затрат.

Изменения регуляторной среды

Во втором полугодии 2019 года Верховная Рада Украины приняла приоритетные для финансового сектора законы. Важнейший из них – о консолидации регулирования рынка финансовых услуг, который сокращает количество регуляторов финансового рынка с трех до двух. Не менее важен закон о защите прав потребителей финансовых услуг, внедрение, которого повысит доверие потребителей финансовых услуг к финансовым учреждениям.

Продолжается введение Базельских требований к капиталу и ликвидности банков и реализация дорожной карты по валютной либерализации.

Изменена архитектура регулирования небанковского финансового сектора

В сентябре 2019 года принят закон, предусматривающий так называемый «сплит» — ликвидацию Нацкомфинуслуг и распределение полномочий по регулированию финансового рынка между НБУ и НКЦБФР. Вместо трех регуляторов финансового рынка останется только два, которые получат дополнительные полномочия.

В частности, Национальный банк станет регулятором страховых, лизинговых, финансовых компаний, кредитных союзов, ломбардов и бюро кредитных историй, а НКЦБФР будет регулировать негосударственные пенсионные фонды и фонды финансирования строительства.

Закон дает возможность ввести риск-ориентированный надзор и регулирование небанковского финансового сектора, ликвидировать возможности регуляторного арбитража и обеспечить условия для честной конкуренции. НБФУ будет выполнять требования по прозрачной структуре собственности, капитала, законодательства о предотвращении отмывания денег.

В центре внимания новой модели регулирования небанковских финансовых учреждений — усиление стандартов корпоративного управления и защита прав потребителей.

Функции по регулированию рынков финансовых услуг будут переданы НБУ и НКЦБФР в течение переходного периода, который продлится до 1 июля 2020 года.

Внедрены новые механизмы защиты прав и интересов потребителей финансовых услуг 

В октябре 2019 года вступил в силу закон, которым НБУ предоставлен мандат на защиту прав потребителей финансовых услуг. В законодательстве Украины существовал пробел – не было регулятора по защите прав потребителей именно финансовых услуг. До 2011 года такую функцию выполняла Госпродпотребслужба.

Теперь НБУ наделен полномочиями предотвращать злоупотребления на финансовом рынке и принимать меры к нарушителям. Закон также вводит одинаковые для банков и небанковских учреждений правила раскрытия информации о реальной стоимости финансовых услуг.

Во исполнение закона в декабре НБУ принял новые требования к раскрытию банками информации об услугах. Каждые три месяца на собственных веб-сайтах все банки обязаны будут представлять исчерпывающую информацию в едином унифицированном формате о проведенных услугах. Впоследствии там же должны появиться калькуляторы для расчета затрат или доходов от услуги. Подобные требования распространятся и на рекламу.

НБУ уже разработал и предоставил банкам рекомендации по организации рассмотрения обращений потребителей. В 2020 году банкам будут также предложены стандарты работы с персональными данными клиентов и установлены требования к раскрытию информации об микрокредитовании, в том числе в рекламе.

Усовершенствованы подходы к урегулированию задолженности по неработающим активам 

В июле 2019 года НБУ утвердил Положение об организации процесса управления проблемными активами в банках Украины. Банки должны разработать и внедрить специальные процедуры урегулирования задолженности по неработающим активам. Выбор инструментов будет зависеть от потенциальной платежеспособности должника и его готовности сотрудничать с банком.

Финучреждения должны развернуть системы раннего реагирования и процесс работы с взысканным имуществом. Банки, у которых уровень проблемных активов превышает 5%, обязаны создать постоянно действующее подразделение для работы с такими активами. Развитие системного подхода к управлению проблемными активами в дальнейшем будет способствовать снижению уровня неработающих кредитов.

Кроме того, в сентябре 2019 года продлено на три года действие закона “О финансовой реструктуризации”, согласно которому реструктуризация должна осуществляться по принципу добровольности и учета интересов всех кредиторов и должника. В частности, появилась возможность проведения совместной процедуры финансовой реструктуризации для нескольких должников, которые являются связанными лицами, но имеют разных кредиторов.

Усовершенствовано национальное законодательство в сфере финансового мониторинга

В декабре 2019 года Верховная Рада Украины приняла закон, которым введен переход финучреждений к риск-ориентированному подходу во время проведения проверки своих клиентов и соответственно переход к кейсовой отчетности о подозрительных операциях своих клиентов.

Также увеличивается пороговая сумма (свыше 400 тыс. грн.) и уменьшается количество признаков для обязательной отчетности финучреждений о финансовых операциях, связанных с наличными и переводом средств за границу.

Закон вводит обязанность для платежных систем сопровождать денежные переводы информацией о плательщике и получателе перевода; устанавливать меры, направленные на противодействие манипуляциям с деньгами, полученными от преступлений.

Продлена валютная либерализация

В рамках валютной либерализации и дальнейшего улучшения инвестиционного климата НБУ окончательно отменил лимиты на репатриацию дивидендов, а также средств от продажи ценных бумаг и корпоративных прав иностранными инвесторами. Указанные послабления позволяют нерезидентам гибче распоряжаться собственными средствами, как в иностранной валюте, так и в гривне.

Валютная либерализация будет продолжаться, постепенно все валютные ограничения будут отменены в соответствии с темпами улучшения макроэкономической ситуации и принятием закона о противодействии BEPS.

Изменены подходы к оценке кредитного риска по ценным бумагам 

НБУ в соответствии с требованиями европейского законодательства ввел единый подход к оценке кредитного риска ценных бумаг. По этим подходом пруденциальные резервы, а также веса кредитного риска при расчете капитала будут определяться в зависимости от международных рейтингов ценных бумаг. Это правило будет касаться и украинских государственных облигаций в иностранной валюте.

Согласно Базельским стандартам нулевой риск хранить облигации украинского правительства в гривне.

Смягчен график увеличения минимального размера капитала

НБУ отсрочил до 1 января 2021 года приведение банками размера уставного и регулятивного капитала до 300 млн. грн. и инициировал изменения в законодательство Украины об установлении минимального размера уставного капитала банка на уровне 200 млн. грн.

Действующие на сегодня нормы законодательства требуют от банков постепенного увеличения размера уставного капитала до 500 млн. грн. с 11 июля 2024 года.

Упрощены условия работы банков с малым бизнесом

В декабре 2019 года НБУ внес изменения в постановление № 351, которые упрощают условия кредитования банками физических лиц-предпринимателей. Банки смогут использовать портфельный подход для оценки Фопов. Это правило будет распространено на все кредиты до 5 млн. грн.

Ключевым фактором оценки рисков заемщиков является своевременность погашения долга. Так, пока заемщики не будут допускать просрочки по своим обязательствам, предоставленные им кредиты будут считаться высококачественными.

По таким кредитам банки будут определять минимальный кредитный риск. Этот подход к оценке кредитных рисков физических лиц-предпринимателей также упростит формальные процедуры кредитного администрирования. В общем, это расширит возможности банков кредитовать МСБ и упростит предпринимателям доступ к кредитным ресурсам.

Упрощен порядок выдачи небанковскими учреждениями лицензии на перевод средств 

С ноября 2019 года вступил в силу новый порядок выдачи небанковским учреждениям лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов.

В частности, НБУ отменил обязанность небанковского учреждения согласовывать с ним внутренние правила перевода средств; усовершенствовал требования к бизнес-плану, который подается небанковским учреждением для получения лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов. Такой упрощенный порядок расширяет доступ финучреждений к рынку.

Изменены требования к обязательным резервам банков

В декабре 2019 года НБУ ввел новый подход к формированию банками обязательных резервов. Для гривневых средств будет установлена нулевая ставка резервирования. А для валютных – 10%. Это будет способствовать активизации банковского кредитования и дедолларизации экономики.

Новые требования станут действовать с марта 2020 года.

Рекомендации

Для обеспечения финансовой стабильности нужна слаженная работа всех участников финансового рынка: Национального банка, банков, небанковских финансовых учреждений и регуляторов рынка, а также действенная поддержка органов государственной власти.

Национальный банк предлагает государственным органам и банкам свои рекомендации и обнародует собственные планы и намерения на ближайшее время.

Рекомендации органам государственной власти 

Принять законы для эффективного регулирования финансового сектора 

Закон «О сплит» одобрен, в дальнейшем нужно будет принять в новой редакции ряд «секторальных законов»: о финансовых услугах, страховании, платежных системах, финансовом лизинге, кредитных союзах. Необходимо дальнейшее совершенствование банковского законодательства.

Важнейшие законопроекты, которые сейчас внесены на рассмотрение парламента:

относительно отдельных вопросов функционирования банковской системы, который должен урегулировать вывод с рынка неплатежеспособных банков (№ 2571). Законопроект совершенствует регулирование и надзор за деятельностью банков; устанавливает особенности рассмотрения в судах дел о выводе банков с рынка.

В частности, предусмотрено, что в случае отмены в суде решения о выводе банка с рынка, положение банка, в котором он находился до принятия такого решения, не восстанавливается; начатая процедура ликвидации банка не приостанавливается.

Владельцы смогут ограничиться компенсацией лишь в случае доказания причиненного им вреда. Законопроект содержит положение о включении «Ощадбанка» с 1 июля 2020 года в общую систему гарантирования вкладов физических лиц;

«О рынке капитала» (№ 2284). Законопроект предусматривает усовершенствование инфраструктуры рынков капиталов и возникновение новых инструментов управления средствами для бизнеса. В частности речь идет о заключении и выполнении деривативных контрактов и сделок с ними; функционировании организованных товарных рынков, а также о развитии их инфраструктуры; обеспечении защиты прав владельцев облигаций.

Обеспечить полноценное выполнение новой программы сотрудничества с МВФ 

В декабре 2019 года Украина достигла договоренности с МВФ (staff level agreement) о новой трехлетней программе расширенного финансирования EFF на сумму около 5.5 млрд. долл. Программа заработает после выполнения Украиной всех предыдущих мер (prior actions).

В дальнейшем стороны должны приложить усилия, чтобы выполнить все взятые Украиной обязательства.

Ускорить реализацию стратегии реформирования госбанков

Обновленные принципы стратегического реформирования государственного банковского сектора были поддержаны советом по финансовой стабильности и правительством в 2018 году. Однако прогресс в их реализации был недостаточным.

Наконец сформированы независимые наблюдательные советы всех государственных банков. Банки должны разработать собственные стратегии с учетом стратегических принципов и пересмотреть бизнес-модели, а наблюдательные советы – контролировать их соблюдение.

В меньшей степени привлекать валютные долги на внутреннем рынке 

Принятая в июне среднесрочная стратегия управления государственным долгом ставит целью уменьшение доли валютного государственного долга и переориентацию на гривневые заимствования. Такое задание также зафиксировано в меморандуме о взаимодействии между КМУ и НБУ для достижения устойчивого экономического роста и ценовой стабильности.

Ожидается, что Министерство финансов будет все меньше полагаться на привлечение валютных долгов на внутреннем рынке и со временем полностью откажется от выпуска валютных ОВГЗ.

Усилить прозрачность первичного рынка недвижимости и защиту прав инвесторов 

Первичный рынок недвижимости Украины является непрозрачным, действенных механизмов защиты прав инвесторов нет. Сроки выполнения строительных работ систематически нарушаются, нет информации о настоящих собственниках — девелоперах, схемы финансирования строительства сложные и запутанные. Все это сдерживает и будет сдерживать развитие ипотечного кредитования.

Учитывая социальную важность, требования к прозрачности рынка недвижимости и ответственность за невыполнение условий сделок должны быть подобными правилам, действующим в банковском секторе. Регулирование сектора требует коренных изменений на законодательном уровне с целью усиления защиты прав инвесторов и недопущения мошенничества среди девелоперов.

Рекомендации банкам

Важнейшие рекомендации банкам, предоставленные в предыдущих отчетах о финансовой стабильности, остаются актуальными:

активизировать работу с неработающими кредитами;

консервативно оценивать кредитный риск по потребительским кредитам;

уменьшать долларизацию балансов;

активно привлекать и удерживать более устойчивые долгосрочные ресурсы;

соблюдать программы докапитализации/реструктуризации по результатам стресс-тестирования;

сохранять стандарты кредитования и контролировать уровень концентраций корпоративных заемщиков.

Завершить создание системы управления рисками 

В текущем году банки последовательно внедряли требования Положения об организации системы управления рисками, согласно установленному графику. В феврале 2020 года финучреждения должны завершить этот процесс.

Последний, четвертый, этап предусматривает разработку и утверждение банками декларации склонности к рискам, других внутрибанковских документов по управлению рисками и предоставление информации НБУ о выполнении этого этапа. Созданная банками система управления рисками будет оцениваться НБУ, учитывая ее эффективность, комплексность и адекватность.

Внедрить систему управления проблемными активами 

В течение трех кварталов следующего года банки должны последовательно выполнять график внедрения требований Положения об организации процесса управления проблемными активами. До конца февраля банки должны создать постоянно действующее отдельное подразделение по работе с неработающими активами (НПА) и комитет правления по вопросам управления НПА (для банков, у которых уровень проблемных активов значительный).

До конца марта – разработать и утвердить стратегию управления проблемными активами и оперативный план. Целевые показатели по сокращению уровня и объема неработающих активов должны определяться в стратегии. В оперативном плане – финансовые, организационные и технологические мероприятия, которые банк планирует внедрить для реализации стратегии.

Утвердить сбалансированную дивидендную политику

В 2020 году требования к капиталу банков будут расти: будет включен обязательный для всех банков буфер консервации капитала в размере 0.625%, расширен перечень рисков, под которые банки должны будут держать капитал. Поэтому банкам следует проводить сбалансированную дивидендную политику, которая позволит банкам своевременно выполнить повышенные требования к капиталу.

Разработать и представить в НБУ планы восстановления деятельности

В июле 2019 года НБУ ввел к банкам требование разработать и ежегодно обновлять планы восстановления деятельности. Наличие таких планов будет способствовать более быстрой стабилизации работы банков в условиях кризиса. Разработка планов является обязательной для системно важных банков, однако рекомендована всем банкам.

Финучреждения должны представить планы НБУ до 1 октября 2020 года и ежегодно их обновлять. Национальный банк будет оценивать полноту, качество и реалистичность представленных планов, учитывать результаты оценки при осуществлении банковского надзора.

Планы и намерения Национального банка

НБУ вместе с другими регуляторами финансового сектора завершает разработку Стратегии развития финансовой системы Украины до 2025 года и представит ее широкой публике в январе 2020 года.

Указанная выше стратегия будет определять пять стратегических направлений (финансовая стабильность, макроэкономическое развитие, финансовая инклюзия, развитие финансовых рынков и инновационное развитие) и вводить механизмы координации государственных органов и профессиональных участников рынка для достижения конечных целей развития финансового сектора.

Внедрить новое регулирование небанковского финансового сектора 

Во исполнение закона «О сплит» НБУ разработает концепцию регулирования рынков небанковских финансовых услуг и закон о деятельности на рынках финансовых услуг. До 1 июля 2020 года НБУ сосредоточится на обновлении нормативно-правовой базы, которая касается ведения реестра финансовых учреждений и “секторальных законов”.

Внедрению новых регуляций в небанковских финансовых учреждениях будет предшествовать их широкое публичное обсуждение.

Завершить разработку требований к новой структуре капитала 

В следующем году НБУ утвердит и обнародует нормативно-правовой акт о новой структуре капитала в соответствии с нормами CRR/CRD IV (которые основываются на рекомендациях Базель III).

Однако для полной реализации положений документа необходимо внести изменения в закон Украины “О банках и банковской деятельности”.

Ввести новый норматив ликвидности NSFR 

К концу 2019 года НБУ утвердит методологию расчета нового норматива долгосрочной ликвидности – коэффициента чистого стабильного финансирования (NSFR). Внедрение норматива планируется в 2020 году с учетом количественного анализа влияния (quantative impact study).

Начальное значение и переходный период для внедрения NSFR будут определяться по результатам тестовых расчетов.

Установить требования к капиталу на покрытие операционного риска

К концу 2019 года НБУ утвердит Положение о порядке определения банками минимального размера операционного риска. Этап тестового расчета этого показателя начнется в 2020 году, а учет норматива достаточности капитала – с 2022 года.

В целом банки получат достаточно времени, чтобы обеспечить необходимый уровень капитала без нарушения регуляторных требований.

Принять новую модель регулирования платежного рынка

НБУ в июле 2019 года опубликовал Концепцию реформирования платежного законодательства Украины. Так, в 2020 году планируется имплементация Европейской директивы Payment Service Directive 2 и, соответственно, принятие вместо действующего закона о платежных системах, нового закона о платежных услугах, каким будет существенно обновлено регулирование деятельности поставщиков платежных услуг.

Новая модель предскажет отход от обязательной необходимости создания или членства в платежной системе для предоставления платежных услуг. Внедрение нового платежного законодательства будет обсуждаться с представителями финансовых учреждений, экспертами и другими заинтересованными лицами.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий