В Украине устойчивый рост потребительского спроса поддерживается повышением реальных доходов населения

22.07.2018 – В I квартале 2018 года рост реального ВВП ускорился до 3.1% г/г и превысил оценки НБУ, опубликованные в Инфляционном отчете за апрель 2018 года (2.3% г/г). Как и в 2017 году, основным двигателем роста реального ВВП был внутренний спрос как потребительский, так и инвестиционный. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.

Устойчивый рост потребительского спроса поддерживалcя повышением реальных заработных плат, пенсий и улучшением потребительских настроений населения. Потребительские расходы СЗДУ уменьшились, что отражало достаточно сдержанную фискальную политику в начале 2018 года.

Третий квартал подряд ускорялся рост инвестиций благодаря улучшению деловых ожиданий предприятий, а также дальнейшему улучшению их финансовых результатов. Объемы экспорта товаров и услуг в I квартале 2018 года сократились из-за уменьшения физических объемов поставок зерновых и масличных культур. Также существенно снизился импорт, прежде всего из-за уменьшения закупок энергоносителей. В результате отрицательный вклад чистого экспорта уменьшился (до 2.3 п.п.).

Во II квартале 2018 года экономика Украины продолжила расти. Высокие деловые ожидания предприятий свидетельствовали об устойчивом росте инвестиционной активности.

Дальнейшее повышение доходов населения (в том числе, за счет военных пенсий, заработных плат и денежных переводов) стимулировало потребительский спрос. Также в целом оставалась благоприятной конъюнктура на внешних рынках. Как и в I квартале, дополнительным фактором экономического роста был эффект базы сравнения – прекращение торговли с НКТ и захват предприятий на тех территориях в прошлом году.

Как следствие, наблюдался рост ВДС в тех видах деятельности, которые пострадали больше всего (металлургии, добывающей промышленности и энергетике), что, впрочем, несколько сдерживалось ремонтными работами на нескольких крупных предприятиях ГМК во II квартале. В целом рост реального ВВП во II квартале 2018 года ожидается на уровне 3.2% г/г.

Совокупный спрос

В I квартале 2018 года рост реального ВВП ускорился до 3.1% по сравнению с соответствующим кварталом прошлого года, а по сравнению с предыдущим кварталом ВВП вырос на 0.9% с/с.

Как и в прошлом году, внутренний спрос обеспечил основной вклад в рост реального ВВП. Впрочем, рост конечных потребительских расходов несколько замедлился (до 4.0% г/г) как за счет частного, так и государственного секторов.

Потребительский спрос домохозяйств поддерживал дальнейшее повышение доходов и улучшение потребительских настроений населения. Как следствие, темпы роста конечных потребительских расходов домохозяйств остались значительными (5.6% г/г), хотя и несколько замедлились по сравнению с предыдущим кварталом.

В разрезе целей конечных потребительских расходов, высокими темпами росли расходы домохозяйств на одежду и обувь, товары домашнего обихода и здравоохранение, тогда как рост затрат на продукты питания и безалкогольные напитки стремительно замедлился. Такие различия в тенденциях потребления домохозяйств могут объясняться изменениями относительных цен на эти группы товаров.

Рост цен на товары длительного пользования, одежду и обувь был сдержанным, в то время как темпы роста цен на продукты питания и безалкогольные напитки были высокими (так, в I квартале 2018 года изменение соответствующих дефляторов составляло 4.7% г/г 1.5% г/г и 18.3% г/г).

Потребительские расходы СЗДУ уменьшились (на 1.4% г/г), что отражало сдержанную фискальную политику в начале 2018 года. Соответственно, существенно замедлились темпы роста ВДС в образовании, возобновилось падение ВДС в секторе здравоохранения и сохранилось падение ВДВ в государственном управлении.

Третий квартал подряд ускорялся рост инвестиций (темпы роста ВНОК увеличились до 17% г/г). Этому способствовали улучшение деловых ожиданий предприятий, а также дальнейшее улучшение их финансовых результатов, поскольку именно собственные средства предприятий оставались основным источником финансирования инвестиционной деятельности – капитальных инвестиций предприятий (доля средств, предприятий в источниках финансирования составила 76.2%).

Вместе с тем по сравнению с прошлым годом выросла доля капитальных инвестиций, профинансированных за счет банковских кредитов (до 8.4%), в то время доля бюджетных средств, в финансировании инвестиций стремительно снизилась (до 4.2%).

По сравнению с предыдущими годами рост инвестиций в I квартале 2018 года в меньшей степени связан с наращиванием строительства: доля капитальных инвестиций в здания и сооружения сократилась до 38% (в 2014 – 2016 годах составляла в среднем 50%, в 2017 году – 45%). Это сказалось на стремительном замедлении темпов роста ВДС строительства (до 2.2% г/г).

Почти половина капитальных инвестиций (49.3%) направлялась в машины, оборудование, инвентарь, и транспортные средства. Это нашло отражение в ускорении роста инвестиций в промышленности, в частности добывающей, металлургическом производстве, машиностроении и поставках электроэнергии, пара, воды и кондиционированного воздуха (в том числе в зеленую энергетику), а также в торговле и транспорте.

В частности, в I квартале 2018 года предприятия добывающей промышленности осуществили существенные объемы капитальных инвестиций в проекты по добыче и обогащению угля, приобретению необоротных активов. Крупные инвестиционные проекты реализовывались также металлургическими предприятиями и были связаны, прежде всего, с проведением запланированных ремонтных работ, производством машин и установок, реконструкцией на заводах.

Также продолжался рост капитальных инвестиций в ПАО “Украинская железная дорога” (согласно данным предприятия, в 2.2 раза г/г) на обновление, модернизацию и капремонт подвижного состава, изготовление полувагонов.

Также стремительно выросли объемы капитальных инвестиций в нематериальные активы (в 3.4 раза г/г), главным образом на фоне капиталовложений в телекоммуникационной отрасли (в частности, из-за покупки лицензий на 4G). Продолжалось наращивание инвестиций в программное обеспечение и базы данных.

Объемы экспорта товаров и услуг в I квартале 2018 года сократились на 9.9% г/г. Падение экспорта вызвано в большей степени уменьшением физических объемов поставок зерновых и масличных культур, что отражало более низкий урожай прошлого года, а также уменьшение объемов транзита энергетических ресурсов. В то же время в I квартале 2018 года также существенно снизился импорт (на 5.4% г/г) прежде всего из-за уменьшения энергетического импорта. В результате отрицательный вклад чистого экспорта сократился (до 2.3 п.п.).

Выпуск

Ускорение роста реального ВВП в I квартале 2018 года было в значительной степени обусловлено ростом добывающей промышленности, металлургии и энергетического сектора. Это произошло под влиянием эффекта базы сравнения – прекращения торговли с НКТ и захватом предприятий на тех территориях в прошлом году, от чего больше всего пострадали именно эти виды деятельности.

Также сохранились высокие темпы роста в машиностроении (что отражало высокий инвестиционный спрос) и в химической промышленности. Это компенсировало углубление спада в пищевой промышленности, обусловленное падением в производстве масла и животных жиров (на 10.0% г/г) из-за более существенного сокращения запасов в этом году по сравнению с предыдущим (как следствие более низкого, чем в рекордном 2016 году, урожаю масличных культур).

Также на фоне повышения с начала 2018 года ставок акцизов на табачные изделия сократились объемы производства табака (на 29.8% г/г). В целом впервые с 2016 года взнос ВДС промышленности в рост ВВП был положительным.

Наибольший вклад в рост ВВП имела ВДВ торговли (выросла на 5.8% г/г), что объясняется как высоким потребительским спросом, так и оживлением в промышленности. Вместе с тем замедлился рост ВДС транспорта (до 0.3% г/г), прежде всего из-за падения грузооборота (на 3.8% г/г) в результате уменьшения объемов транзита нефти и газа и сложных погодных условий в конце квартала.

Падение ВДС сельского хозяйства замедлилось (до 0.5% г/г) вследствие высокого внешнего спроса на продукцию животноводства.

В сфере услуг возобновился рост ВДС финансовой и страховой деятельности (на 9.7% г/г), отражая развитие как банковского, так и небанковского финансового сектора. По другим видам деятельности сферы услуг (кроме тех, которые связаны с бюджетным финансированием) в I квартале текущего года наблюдался рост, поддержанный потребительским спросом.

Оценка II квартала 2018 года

По оценкам НБУ, во II квартале 2018 года темпы роста реального ВВП остались практически неизменными (3.2% г/г) и поддерживались, прежде всего, внутренним спросом как потребительским, так и инвестиционным. Это происходило в условиях высоких деловых ожиданий предприятий и повышения доходов населения (в том числе за счет военных пенсий, заработных плат и денежных переводов). Последнее поддерживало высокие темпы роста розничного товарооборота.

Также во II квартале 2018 года сохранилось влияние базы сравнения, связанное с расторжением связей с НКТ в этот период прошлого года. Как следствие, значительный вклад в рост экономической активности мело увеличение объемов производства в энергетике и добывающей промышленности. Вместе с тем существенным сдерживающим фактором были ремонты на нескольких крупных предприятиях горно-металлургического комплекса.

Сравнительно высокими темпами продолжался рост объемов химического производства (в частности из-за эффекта низкой базы сравнения), а также машиностроения, где двигателем оживления было ускорение объемов выпуска электрического осветительного оборудования, транспортных средств, железнодорожных локомотивов и подвижного состава. В целом рост промышленности незначительно ускорился.

Среди других видов деятельности сохранялось падение грузооборота, в частности на фоне все еще более низких показателей прошлого года, объемов импорта природного газа и транзита энергоносителей, а также замедлился рост оптовой торговли.

Индекс сельскохозяйственного производства большую часть квартала определялся динамикой животноводства, где росли объемы выращивания сельскохозяйственных животных (в частности птицы всех видов), производства яиц и мяса, в частности под воздействием высокого внешнего спроса. Вместе с тем более раннее начало уборки зерновых культур по сравнению с прошлым годом стимулировало стремительное наращивание темпов растениеводства в конце квартала. Однако остаются риски снижения урожая вследствие засухи.

ВСТАВКА: РАЗВИТИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ В УКРАИНЕ

Наращивание инвестиций и увеличение роли зеленой энергетики – мировой тренд. Это обусловлено исчерпанием традиционных ископаемых энергоносителей, энергетическими кризисами и техногенными катастрофами на атомных станциях. Соответственно, некоторые страны ЕС стали отказываться от атомной энергетики, в частности Германия объявила о намерении избавиться от всех АЭС до 2022 года, Бельгия – до 2025 года, Швейцария объявила о политике постепенного отказа от АЭС в течение 10 – 15 лет.

Дополнительными причинами роста интереса к возобновляемым источникам энергии (далее – ВИЭ) стали высокая стоимость и высокая волатильность цен на традиционные источники энергии, а также энергетическая зависимость одних стран от других. Как следствие, общемировые инвестиции в ВИЭ в течение 2012 – 2016 годов составили 1 092 млрд. евро. На мощностях зеленой энергетики производят как электроэнергию, так и тепло, однако сейчас наибольшую заинтересованность проявляют инвесторы, как в мире, так и в Украине к производству электроэнергии.

В планах ЕС – довести долю ВИЭ в конечном потреблении энергии в среднем до 20% к 2020 году (согласно с Энергетическим пакетом «20-20-20» Европарламента), а долю ВИЭ в производстве электроэнергии – до 50% к 2030 году. Согласно Энергетической стратегии Украины доля ВИЭ в структуре производства электроэнергии должна вырасти до 25% к 2035 году. Развитие зеленой энергетики в Украине началось в 2009 году с принятием закона относительно стимулирования использования альтернативных источников энергии.

Законом установлен специальный тариф в евро (ежеквартально пересчитывается в гривну по официальному валютному курсу НБУ), по которому ГП “Энергорынок” покупает электроэнергию, выработанную с использованием возобновляемых источников энергии. Тариф превышал и продолжает превышать среднерыночную цену электроэнергии в Украине и соответствующие тарифы в отдельных странах Европы (особенно для солнечной генерации).

Также поддерживали развитие зеленой энергетики в Украине отдельные налоговые и таможенные преференции (в частности во время закупки импортируемого оборудования). В результате инвестиции в ВИЭ в Украине окупаются быстрее, чем в ЕС. Ввод мощностей по производству зеленой энергетики в Украине начал стремительно увеличиваться с 2012 года. Их наибольшее количество было введено в 2012 – 2013 годах (преимущественно солнечные электростанции в АР Крым), но сейчас их львиная доля находится за пределами контролируемой территории Украины.

После кризисных 2014 – 2015 годов, в 2016 – 2018 годах ввод новых мощностей возобновился. В целом с 2012 года к первому полугодию 2018 года установленные мощности зеленой электроэнергетики выросли в 2.5 раза до 1.6 ГВт (около 3.1% всех электрических мощностей Украины). Общий объем инвестиций в зеленую энергетику в Украине, по данным НКРЭКУ, в течение этого периода составлял около 2.7 млрд. евро.

По состоянию на конец 2017 года насчитывалось 376 объектов возобновляемой электроэнергетики. Львиное количество этих объектов приходится на солнечные электростанции (СЭС) и малые гидроэлектростанции (МГЭС). По объему установленных генерирующих мощностей ВИЭ по производству электроэнергии лидируют СЭС, хотя по объемам производимой электроэнергии они уступают ветровым, электростанциям (ВЭС).

Крупнейшие мощности возобновляемой электроэнергетики сейчас сосредоточены в следующих областях. Это в Одесской, Запорожской, Херсонской, Николаевской и Винницкой областях. Растет и роль западных областей. На рынке солнечной энергетики из года в год увеличивается также количество частных домохозяйств, чему, среди прочих факторов, способствуют государственные программы энергоэффективности.

В частности, по данным Госэнергоэффективности по 2017 году солнечные электростанции установило 1901 домохозяйство (на 120% больше, чем в 2016 году), а в I квартале 2018 года – еще 543 домохозяйств (в 2.7 раза больше, чем в I квартале 2017 года). В целом за 2015 – I квартал 2018 года СЭС было установлено 3 532 домохозяйствами общей мощностью 62.9 МВТ, а инвестиции составили более 64 млн. евро.

Сейчас действуют региональные программы по энергоэффективности и энергосбережению, а также постановление КМУ от 01 марта 2010 года “Об утверждении Государственной целевой экономической программы энергоэффективности и развития сферы производства энергоносителей из возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива на 2010 – 2020 годы”. По ним происходит возмещение части суммы кредита, привлеченного для приобретения энергоэффективного оборудования и/или материалов оборудования.

Однако, несмотря на стремительное развитие в последние годы, роль зеленой энергетики в энергосистеме Украины в целом остается низкой. Из общего объема производства энергии на зеленую энергетику в 2016 – 2017 годах приходилось около 6% в общем производстве электроэнергии – 1.5%. В производстве зеленой электроэнергии на конец первого полугодия 2018 года на солнечные и ветряные станции вместе приходилось 89%.

Одновременно роль биоэнергетики в производстве зеленой электроэнергии значительно ниже (9% в 2017 году) вследствие более низкого зеленого тарифа, но она является ключевой в производстве зеленого тепла (96% в 2016 году). В июне 2018 года ВРУ, зарегистрирован проект закона “О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электроэнергии из альтернативных источников энергии”.

Этим документом предусмотрено введение нового механизма государственной поддержки зеленой энергетики, в частности путем системы аукционов по распределению квоты государственной поддержки.

Ожидается, что аукционная цена будет меньше чем текущий зеленый тариф. В то же время объекты, введенные в эксплуатацию до 01 июля 2019 года, и не введенные, но по которым инвесторами заключены предварительные договоры купли-продажи электрической энергии по зеленому тарифу, останутся на текущей системе государственной поддержки до 2029 года включительно. Соответственно, во второй половине 2018 – 2019 годов ожидается заметное увеличение инвестиций (0.7 – 0.8 млрд. долл. США) и ввод новых мощностей ВИЭ.

Учитывая, что почти две трети инвестиций в ВИЭ тратятся на импортное оборудование, такой рост инвестиций приведет к расширению дефицита текущего счета в ближайшие годы. В то же время ожидается, что наращивание мощностей ВИЭ будет финансироваться через приток капитала из-за рубежа – как инвестиционного, так и долгового.

Несмотря на высокую текущую стоимость зеленой энергии (оплата за электроэнергию, произведенную из ВИЭ, в 2017 году составляла 7.5% общего объема средств, уплаченных за электроэнергию, притом, что объемы ее производства в общем объеме производства электроэнергии значительно ниже – 1.5%), с каждым годом она будет уменьшаться. Учитывая стремительное развитие технологий и ожидаемое введение аукционного тарифа для энергии, произведенной из ВИЭ.

Кроме того, развитие ВИЭ имеет ряд социально-экономических преимуществ. Так, производство энергии из ВИЭ будет способствовать энергетической независимости Украины, которая сейчас импортирует большие объемы энергетических ресурсов. ВИЭ являются неисчерпаемыми и экологически безопасными. Одновременно, высокая зависимость прибыльности предприятий ВИЭ от регулятивного влияния создает значительные риски для развития этого сектора в дальнейшем.

РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ И ДОХОДЫ ДОМОХОЗЯЙСТВ

С начала 2018 года высокий спрос на рабочую силу наблюдался в течение последних двух лет, начал постепенно удовлетворяться, хотя и оставался значительным из-за диспропорции на рынке труда и продления миграционных процессов. Основными стимулами увеличения занятости были растущие заработные платы и изменения к пенсионному законодательству. Об этом свидетельствует увеличение количества экономически активного, занятого населения и штатных работников.

В результате уровень безработицы по методологии МОТ в I квартале 2018 года в измерении несколько снизился. В I квартале 2018 года рост номинальных доходов населения был существенным, хотя ожидаемо несколько замедлился (до 23.6% г/г). Это было вызвано низкими темпами роста их наибольшей составляющей – заработной платы, а также социальных трансфертов в натуре. В результате замедлился рост реальных располагаемых доходов населения (до 10% г/г), однако они остались на достаточно высоком уровне, поддерживая потребление.

Рынок труда

Высокий спрос на рынке труда Украины, наблюдавшийся в течение последних двух лет, начал постепенно удовлетворяться, о чем свидетельствует незначительное замедление темпов роста количества вакансий. В то же время спрос на рабочую силу все еще оставался высоким в основном из-за наличия диспропорций между предложением и спросом на рабочую силу (как региональных, так и квалификационных) и миграционных процессов.

По данным ГСЗУ количество вакансий за январь – май 2018 года выросло на 7.9% г/г, что сопровождалось увеличением количества предприятий, которые сотрудничали со службой. В январе – мае 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество вакансий в большинстве видов экономической деятельности, кроме торговли и гостиничного ресторанного бизнеса, больше всего – в образовании и сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Распределение вакансий по профессиональным группам оставалось существенно смещенным в сторону квалифицированных рабочих с инструментом и рабочих по обслуживанию, эксплуатации и контролю над работой технологического оборудования (38.8% всех вакансий, зарегистрированных в ГСЗУ). Несмотря на то, что нагрузка на одно свободное рабочее место в целом снизилась, на рынке труда в некоторых видах деятельности предложение существенно превышало спрос.

По данным ГСЗУ, количество претендентов на одну вакансию по состоянию на начало июня 2018 года оставалось самым высоким в финансовой и страховой сфере, а также в сфере государственного управления и обороны, обязательного социального страхования (по видам деятельности), а по профессиональным группам – среди законодателей, высших государственных служащих, руководителей и менеджеров.

О сохранении высокого спроса на рабочую силу свидетельствовали и результаты опроса относительно деловых ожиданий предприятий (далее – опрос). По оценкам предприятий, ограничивающее влияние фактора “недостаток квалифицированных работников” на возможность предприятий наращивать объемы производства, существенно усилилось во второй половине 2017 года, особенно в таких видах деятельности как: строительство, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь.

Это объясняется вышеупомянутыми диспропорциями на рынке труда, а также интенсивной трудовой миграцией (согласно данным областных служб занятости в Польше почти 50% трудовых мигрантов из Украины, подали в 2017 году заявления на трудоустройство именно в этих видах деятельности).

В то же время во II квартале 2018 года ожидания предприятий относительно увеличения количества работников в следующие 12 месяцев незначительно ослабли по сравнению с прошлым кварталом. Однако оставались достаточно высокими, что может свидетельствовать о постепенном удовлетворении спроса на рабочую силу с начала 2018 года.

К началу 2018 года увеличение количества вакансий на рынке труда не сопровождалось существенным уменьшением уровня безработицы по методологии МОП18 в с/измерении. В частности кривая Бевериджа свидетельствует, что с середины 2015 года в Украине произошли структурные сдвиги на рынке труда – ощутимо ухудшилась способность рабочей силы удовлетворять спрос на нее.

Однако в I квартале 2018 года ситуация несколько улучшилась. Уровень безработицы по методологии МОТ, в % к экономически активному населению в возрасте 15 – 70 лет, несмотря на традиционно низкий спрос на рабочую силу, снизился до 9.7% в I квартале 2018 года. А в измерении после долговременной стабилизации – до 9.2%. Самый высокий уровень безработицы в I квартале 2018 года зафиксирован среди молодежи в возрасте 15 – 24 года (19.7%). Из-за сложности в трудоустройстве после обучения. А в региональном разрезе – в Луганской и Донецкой областях (соответственно 16.7% и 14.5%).

Также в I квартале 2018 года численность экономически активного населения после долговременного сокращения возросла (на 0.4% г/г до 17.7 млн. человек). Это произошло на фоне уменьшения экономически неактивного населения. Основной причиной этого была активизация поиска работы населением из-за объявленных изменений в пенсионное законодательство (в частности, увеличения необходимого страхового стажа для назначения трудовых пенсий), а также из-за высоких темпов роста заработных плат.

Так, наибольшее количество экономически активного населения в I квартале 2018 года выросло среди лиц в возрасте 40 – 59 лет, преимущественно среди женщин. Это на фоне высокого спроса на рабочую силу повлияло и на рост занятого населения. Численность занятого населения выросла (на 0.9% г/г до 16.0 млн. человек), как среди мужчин, так и среди женщин, а также преимущественно в городских поселениях.

Дополнительным свидетельством увеличения стимулов работников к официальной занятости может быть рост в годовом измерении в апреле – мае 2018 года количество штатных работников, которые составляют почти половину всех занятых. Кроме изменений в пенсионное законодательство это могло быть отражением анонсированных изменений в системе субсидирования.

Динамика штатных работников улучшилась в большинстве видов деятельности, кроме сельского хозяйства и транспорта. Вместе с тем продолжалось снижение количества штатных работников в промышленности, особенно ощутимо в металлургии.

Доходы домохозяйств и сбережения 

В I квартале 2018 года номинальные доходы населения продолжали расти высокими темпами, несмотря на незначительное замедление (до 23.6% г/г). Рост номинальных доходов поддерживался их крупнейшими составляющими: заработной платой, доля которой составляла почти половину всех доходов населения, и социальными пособиями.

Несмотря на некоторое замедление темпов роста заработной платы (до 27.6% г/г), ее вклад в рост номинальных доходов населения был наибольшим и составлял 13.5 п.п. Рост заработной платы поддерживался повышением МЗП, а также интенсивной трудовой миграцией. Последнее обусловливает давление на заработные платы в сторону повышения не только из-за уменьшения предложения рабочей силы на рынке труда, но и через процессы сближения (конвергенции) заработных плат в Украине, с заработными платами соседних стран.

Например, соотношение заработных плат в Польше (страны – основного реципиента украинских трудовых мигрантов) и в Украине постепенно снижалось до середины 2017 года, прежде всего из-за высоких темпов роста зарплат в Украине. В то же время на фоне устойчивого роста экономики Польши и укрепления национальной валюты (злотого) соотношение заработных плат между двумя странами снова начало возрастать со второй половины 2017 года.

Учитывая это, трудовая миграция украинцев в Польше может продолжаться, поскольку польские зарплаты по разным видам деятельности превышают украинские в 4 – 6 раза (всего в сельском хозяйстве и строительстве). Также из-за дальнейших миграционных процессов, темпы роста прочих текущих трансфертов (включают в себя переводы трудовых мигрантов из-за рубежа) оставались на высоком уровне (15.1% г/г).

Рост социальных пособий (на 35% г/г) отражал продолжающийся эффект от осовременивания пенсий в соответствии с пенсионной реформой в IV квартале 2017 года. Рост доходов населения сопровождался замедлением темпов роста социальных трансфертов в натуре.

Темпы роста номинальных доходов из других источников оставались умеренными (доходы от ведения бизнеса – прибыль и смешанный доход увеличились на 17.1% г/г), а доходы от собственности даже снизились – на 6.1% г/г.

Высокие темпы роста номинальных доходов населения на фоне незначительного снижения инфляционного давления повлекли сохранение значительных темпов роста реальных располагаемых доходов населения (10% г/г). Это, в свою очередь, поддерживало рост потребительского спроса.

Несмотря на рост номинальных доходов населения в I квартале 2018 года объемы сбережений населения продолжали снижаться. Это было связано, во-первых, с уменьшением нефинансовых активов (преимущественно за счет старения жилых фондов).

Во-вторых, с уменьшением финансовых активов, которое происходило в основном из-за высокого объема новых полученных займов по сравнению с погашенными займами, что отражает активизацию потребительского кредитования. В связи с этим склонность населения к сбережениям в сезонно скорректированном выражении третий квартал подряд находится на уровне близком к нулю.

Во II квартале 2018 года доходы населения продолжали расти. Так, дальнейшее повышение МЗП и продление миграционных процессов на фоне высокого спроса на рабочую силу и имеющихся диспропорций на рынке труда поддерживали высокие темпы роста заработных плат.

В то же время повышение пенсий военным пенсионерам и перерасчет страхового стажа для тех, кто работает после достижения пенсионного возраста, сохранили высокие темпы роста одной из крупнейших составляющих доходов населения – социальных пособий (средняя месячная пенсия по состоянию на 01.07.2018 превышала соответствующий уровень предыдущего года на 35.8%).

ВСТАВКА: МОЛОДЕЖНАЯ БЕЗРАБОТИЦА В УКРАИНЕ 

Несмотря на восстановление украинской экономики, после кризиса 2014 – 2015 годов, уровень безработицы в Украине остается на высоком уровне (9.3% в 2016 году и 9.5% – в 2017-м). Во-первых, это объясняется тем, что экономика Украины, несмотря на рост ВВП, все еще находится ниже своего потенциального уровня.

Так, согласно закону Оукана (Okun’s law) в его современной интерпретации (например, Knotek, 2007) уровень безработицы возрастает на 0.5 п.п. сверх уровня полной занятости в случае отклонения экономики от своего потенциального уровня на один процент. Одновременно этот закон является, скорее, общепринятым правилом (rule of thumb), тогда как эмпирические результаты исследований закона могут существенно варьироваться как среди стран, так и в зависимости от стадии цикла, в которой находится экономика (Knotek, 2007; Marth, 2015).

Отчасти такие различия объясняются особенностями национальных рынков труда: трудовым законодательством, влиятельностью профсоюзов, развитием технологий, традициями и социальными обычаями, демографическими тенденциями (Ball et. al., 2013; Nickell, 1997; Layard et. al., 2005).

Во-вторых, медленное возвращение уровня безработицы к докризисным значениям или даже его гистерезис (необратимые изменения) подтверждаются результатами многочисленных исследований (Blanchard and Summers, 1986; Brunner et. al., 1980; Camarero et. al., 2004; Coibion et. al., 2013).

Соответственно, высокий уровень безработицы в Украине обусловлен повышением структурной безработицы, в том числе в связи с быстрой трансформацией экономики вследствие кризисов и несоответствием спроса и предложения рабочей силы. Длительная безработица имеет негативные последствия, как для отдельных лиц, так и для экономики в целом из-за потери человеческого капитала, сокращения частного потребления, негативного влияния на будущий уровень заработной платы.

И такие многочисленные социальные последствия, как уровень преступности, здоровье и тому подобное (Esteban-Pretel, 2005; Hurd and Rohwedder, 2010; Johnson and Feng, 2013; Stevens, 1997; Barnette and Michaud, 2011; Brand, 2016; Bell and Blanchflower, 2009).

Больше всего эти проблемы присущи молодежной безработице, поскольку молодежь – одна из самых уязвимых категорий населения на рынке труда (Blanchflower and Freeman, 2000; OECD, 2008). Согласно отчету “Переход на рынок труда молодежи Украины” (Е. Либанова и другие, 2014) (далее – Отчет), молодежь при поиске первого места работы стоит перед многими препятствиями, основными из которых являются неудовлетворительные навыки поиска работы, отсутствие трудового стажа и достаточно часто завышенные ожидания выпускников учебных заведений относительно условий найма и оплаты труда.

Более того, экономический кризис неравномерно влияет на занятость лиц разного возраста – уровень безработицы среди молодежи растет больше, чем среди лиц среднего возраста (O’Higgins, 2010; Banerji et. al., 2015). Проблема безработицы остается очень острой не только в Украине, но и в мире, особенно безработица среди молодежи, ведь высокий уровень безработицы среди молодежи отражает утраченный потенциал для экономического роста и повышает риски усиления трудовой миграции (“утечка умов”).

По данным Всемирного банка, уровень безработицы (по методологии МОТ) в мире среди молодежи в возрасте 15 – 24 лет в 2017 году составил 13.6%. В частности в странах ЕС – 19.2% (самый высокий уровень зафиксирован в Греции — 42.8%) и Испании (39.4%), самый низкий – в Германии (6.4%). В Украине среди молодых людей в возрасте 15 – 24 лет преобладает доля экономически неактивной молодежи (в 2017 году – почти 65.6%), поскольку значительная их часть в таком возрасте учится (почти 85% неактивного населения в возрасте 15 – 24 лет составили учащиеся и студенты).

В то же время, по данным ГССУ, в 2017 году количество безработной молодежи в возрасте 15 – 24 года, а именно 262 тыс. лиц, составило более 15% всего безработного населения Украины и 18.9% экономически активного населения соответствующего возраста. Согласно отчету, почти 25% безработной молодежи ищут работу более одного года, что может привести к потере профессиональных навыков и снижению мотивации к труду.

Несмотря на высокую образованность и освоение новейших технологий населением младшего возраста, работодатели отдают предпочтение старшему поколению, которое имеет опыт.

Так, уровень безработицы среди молодежи в возрасте 25 – 29 лет в 2017 году составил 11.3% (в полтора раза меньше, чем младшей группы). В возрасте 30 – 34 лет – 9.8%. Высокий уровень безработицы населения в возрасте 15 – 24 лет обусловлен тем, что значительная часть молодых людей, в таком возрасте не имеет необходимых профессиональных навыков, опыта работы, которые отвечают требованиям работодателей.

Так, согласно отчету большинство молодых украинских работников заняты на рабочих местах, соответствующих их уровню образования, однако почти треть молодых работников имеет избыточную квалификацию для работы. Также согласно опросам работодателей “Выпускники украинских ВУЗОВ глазами работодателей”, молодым специалистам часто не хватает не только практически-профессиональных навыков, но и умения решать проблемные ситуации.

Вместе с тем работодатели отмечают, что серьезным препятствием в работе становится отсутствие у молодых специалистов (или недостаточный уровень владения) так называемых soft skills (коммуникабельность, умение презентовать, вести переговоры, эмоциональный контроль). Одновременно постепенно увеличивается количество компаний, которые систематически привлекают студентов и молодых специалистов.

Так, согласно проведенному опросу Международным кадровым порталом HeadHunter в Украине, в 2014 году только треть опрошенных компаний систематически принимали на работу людей без опыта, или студентов на обучение и стажировку, а в 2017 году их доля увеличилась до 42%. На фоне растущего спроса на рынке труда, и интенсивных миграционных процессов, это привело к снижению уровня безработицы в возрасте 15 – 24 лет в 2017 году.

Путями преодоления молодежной безработицы может быть следующее. Это оптимизация работы центров занятости, в частности через сотрудничество с частным бизнесом, создание системы трудоустройства молодежи на фиксированный срок после выпуска из ВУЗА для приобретения опыта работы, расширение программ стажировки и практики для студентов до получения диплома и молодых специалистов, привлечение к преподаванию практикующих специалистов и тому подобное.

Также критически важным для будущего рынка труда остается дальнейшее реформирование системы образования и приближение знаний, которые получает молодежь, квалификационных требований работодателей. Создание необходимых условий для скорейшего и устойчивого обеспечения молодежи работой является одной из критических предпосылок увеличения потенциала украинской экономики.

Согласно закону Украины “О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине”, к молодежи относятся граждане Украины возрастом от 14 до 35 лет. К безработной молодежи могут относиться такие группы населения. Это выпускники общеобразовательных школ, профессионально-технических и высших учебных заведений (далее – ВУЗ); военнослужащие, уволенные со срочной военной службы в Вооруженных силах; уволенные в связи с изменениями в организации производства и в связи с текучестью кадров; женщины, находившиеся в отпуске по уходу за детьми; другие категории.

Опрос молодежи в рамках проекта EXCEPT. EXCEPT – это международный проект, над которым работает консорциум из десяти исследовательских институтов из девяти стран Европы, что изучает ситуацию молодежи на рынке труда и риски социальной изоляции.

ФИСКАЛЬНЫЙ СЕКТОР

В первой половине года фискальная политика оставалась достаточно сдержанной, несмотря на ускорение роста расходов. Так в январе – мае 2018 года сформировался как общий (14.6 млрд. грн.), так и первичный профицит сводного бюджета (65.8 млрд. грн.) благодаря определенному улучшению доходов в апреле-мае. На доходах сказались общеэкономические факторы, а именно дальнейшее улучшение финансовых результатов предприятий и увеличение доходов домохозяйств, однако весомым был вклад временных факторов.

Самые значительные среди них – разовые поступления от ППП и НДС, уплаченные НАК “Нафтогаз”, что появились в результате эффектов отражения решений Стокгольмского арбитража. И значительные денежные средства от перечисления части прибыли НБУ за 2017 год. Вследствие измененного срока, по сравнению с прошлым годом графиком перечислений.

В то же время умеренный рост доходов связан с эффектом базы сравнения (зачисление средств от специальной конфискации в апреле 2017 года). Ускорился рост объемов как текущих, так и капитальных расходов. В частности среди текущих расходов существенно возросли расходы на социальные направления, особенно на предоставление льгот и субсидий населению на оплату услуг ЖКХ и бюджетную поддержку Пенсионного фонда.

Также увеличились расходы на обслуживание долга. Государственный и гарантированный государством долг по состоянию на конец мая 2018 года составил 1993 млрд. грн. (на уровне 62% к ВВП), сократившись на 6.9% относительно начала года, прежде всего благодаря значительным погашениям.

Доходы

Доходы сводного бюджета в январе – мае 2018 года продемонстрировали умеренные темпы роста, несмотря на некоторое ускорение в апреле-мае. Это связано как с экономическими факторами, так и с временными эффектами. Одни из них исчерпали свое действие (законодательные изменения в налоговой сфере и эффекты от решения Стокгольмского арбитража), а действие других длительное (влияние базы сравнения из-за спецконфискации средств в апреле 2017 года и смещение графика перечислений части прибыли НБУ за 2017 год).

Если в I квартале доходы были обеспечены главным образом налоговыми поступлениями, то в последующие месяцы важным дополнительным источником стали неналоговые поступления.

За пять месяцев текущего года довольно сдержанные темпы роста налоговых поступлений сформировались под действием совокупности экономических и временных факторов. Так, постоянным источником доходов на протяжении всего периода оставались поступления от налога на доходы физических лиц, продолжали расти высокими темпами в частности под влиянием устойчивого увеличения номинальной заработной платы. Сверхвысокие темпы роста продемонстрировали и поступления от ППП.

Указанное действие произошло, прежде всего, благодаря улучшению финансового состояния предприятий, а также – дополнительного разового поступления в I квартале за счет эффектов отражения решений Стокгольмского арбитража.

Несмотря на значительные поступления от НДС в апреле-мае, в целом темпы роста этих поступлений по итогам пяти месяцев этого года были умеренными. На поступлениях сказались повышенные объемы возмещения и налоговые изменения относительно работы системы рисков с ПДВ, однако ключевое влияние имели низкий импорт энергетических ресурсов и усиление гривны.

Однако увеличению поступлений способствовал устойчивый рост розничной торговли и дополнительные разовые поступления вследствие возникновения дополнительных обязательств НАК “Нафтогаз” после положительного решения Стокгольмского арбитража.

В то же время объем поступлений от акцизного налога за пять месяцев текущего года в годовом измерении почти не изменился. Это связано, прежде всего, со снижением объемов производства отдельных подакцизных товаров главным образом табачных изделий (на 23.7% г/г за пять месяцев, однако больше всего – в начале года).

Кроме этого, значительное влияние на поступление имели низкий импорт подакцизных товаров и усиление гривны. Последние факторы привели к замедлению роста объемов поступлений от налогов на международную торговлю. Несмотря на существенное улучшение в апреле-мае, ниже прошлогодних остались поступления от рентной платы, несмотря на относительно постоянные объемы добычи углеводородов, что в частности обусловлено изменениями в администрировании этого налога.

Неналоговые поступления за пять месяцев 2018 года продемонстрировали существенное увеличение в результате ощутимого ускорения их роста в апреле-мае (до 81.6% г/г), что определялось главным образом временными факторами. Во-первых, график перечислений части прибыли НБУ за 2017 год был смещен на II квартал. В результате в апреле-мае эти перечисления выросли более чем в два раза, поскольку в прошлом году график перечислений был более равномерным.

Во-вторых, в этом году получены разовые средства от продажи 4G лицензий, даже в больших объемах, чем ожидалось. Также высокими остались собственные поступления бюджетных учреждений. Вместе с тем значительный отрицательный вклад в изменение доходов (15.6 п.п.) оказал падение доходов из-за эффекта базы сравнения вследствие отнесения доходов средств от специальной конфискации в апреле 2017 года.

Расходы

Расходы сводного бюджета в январе – мае 2018 года росли достаточно высокими темпами, в частности, существенно ускорившись, начиная с марта текущего года.

Одним из ключевых направлений, что обусловило ускоренный рост расходов, были социально направленные расходы. Стремительный рост расходов на социальное обеспечение в марте – мае не только компенсировал существенное их сокращение в первые два месяца года, но и был ключевым фактором роста текущих расходов по итогам периода. Это ускорение произошло за счет как увеличенных объемов трансфертов Пенсионному фонду, так и других выплат населению.

Увеличение первых связано в частности, с проведением осовременивания пенсий разным категориям граждан в конце 2017 – начале 2018 годов. Вторых – с большими, чем в прошлом году, расходами на льготы и субсидии населению на оплату услуг ЖКХ, в частности на фоне сложных погодных условий в марте и в результате этого длительного отопительного сезона. К тому же сравнительно быстрыми темпами росли затраты на оплату труда, что, среди прочего, связано с повышением МЗП с начала 2018 года (на 16.3% до 3723 грн.).

Также существенно увеличились расходы на использование товаров и услуг (за счет приобретения предметов и инвентаря, а также оплаты коммунальных услуг и энергоносителей) и капитальные расходы. Последние расходы традиционно осуществлялись в первую очередь за счет местных бюджетов, в том числе на развитие дорожной инфраструктуры. Наряду с этим рост затрат на текущие трансферты предприятиям, несмотря на ускорение в апреле-мае, остался умеренным.

Расходы на обслуживание долговых обязательств ожидаемо увеличились в апреле-мае за счет расходов на обслуживание внутреннего долга. Последнее, среди прочего, связано с проводимой в конце 2017 года сделкой по ОВГЗ в портфеле НБУ, поскольку основные выплаты по обслуживанию этих ОВГЗ приходятся на май и ноябрь. Однако в целом темпы роста расходов на обслуживание долговых обязательств остались умеренными благодаря усилению гривны и меньшим объемам размещения ценных бумаг, чем планировалось.

Сальдо

В январе – мае 2018 года сводный бюджет выполнен с профицитом (14.6 млрд. грн.). Такое сальдо формировалось, прежде всего, благодаря местным бюджетам, по ним в течение всего периода содержалось положительное сальдо. В то же время в апреле-мае государственный бюджет выполнен с профицитом, прежде всего благодаря улучшению доходов. Указанное вызвало уменьшение существенного кумулятивного дефицита, сформировавшегося в I квартале, – до 9.2 млрд. грн. по итогам пяти месяцев. Также сводный бюджет сохранил значительное первичное сальдо.

Учитывая дефицит государственного бюджета, а также плотный график погашения долга, правительство проводило значительные привлечения, преимущественно на внутреннем рынке. Кроме размещения ОВГЗ в национальной валюте, размещались и ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте. Внешние привлечения в этот период были незначительными и ощутимо меньшими, чем погашение внешних долговых обязательств.

Учитывая все долговые операции, государственный и гарантированный государством долг по состоянию на конец мая 2018 года сократился на 6.9% относительно начала года. Кроме значительного превышения погашения над привлечениями, уменьшение долга было также обусловлено укреплением гривны относительно доллара США (учитывая значительную долю долга, номинированного в иностранной валюте) и оживлением экономической активности. Соответственно тенденция к снижению соотношения долга к ВВП сохранилась (на уровне 62% к ВВП по состоянию на конец мая).

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий