Ситуация на рынке труда Украины улучшалась однако медленнее, чем восстановление экономики. Уровень безработицы снижается (с учетом сезонных колебаний), однако остается на максимальных уровнях с 2014 года. Об этом говорится в отчете центрального банка страны.
Бизнес осторожно относится к найму сотрудников, а люди – к поиску работы из-за негативных ожиданий относительно новых волн пандемии и связанных с ними ограничений.
Рост доходов населения возобновился как под влиянием ускорения роста заработных плат, особенно значительными темпами в здравоохранении из-за доплат медикам, так и благодаря социальной поддержке правительства и восстановлению работы сектора услуг, где сосредоточена значительная доля предпринимателей.
Уровень безработицы снижается, но остается высоким из-за возвращения к поиску работы экономически неактивного населения
Смягчение карантинных ограничений с мая и сезонный рост занятости (в частности в сельском хозяйстве, туристической отрасли и строительстве) привели к снижению уровня безработицы в III квартале 2020 года – до 9.5% (9.9% во II квартале).
Уровень безработицы в сезонно скорректированном измерении тоже сократился (до 10.1% по сравнению с 10.5% во II квартале), однако оставался высоким (максимальным с 2014 года). Это свидетельствует, что, несмотря на быстрое восстановление экономики, рынок труда остается слабым.
Количество занятых лиц в III квартале 2020 года выросло в сезонно скорректированном измерении по сравнению со II кварталом. В частности, восстановление регулярного транспортного сообщения поддержало поиск работы жителями сельской местности, что обусловило сдержанный рост занятости в сельской местности, откуда значительное количество людей ездили работать в города.
Впрочем, в этом году вследствие кризиса, прежде всего существенного спада в секторе услуг, и худшей ситуации в сельском хозяйстве и жилищном строительстве прирост занятых в целом по экономике оказался недостаточным для компенсации количества лиц, вернувшихся на рынок труда. Как следствие, количество безработных и в дальнейшем росло в годовом измерении, а уровень безработицы оставался высоким.
В частности повысился уровень безработицы молодежи (15-24 года), что частично связано с окончанием образования и выходом выпускников на рынок рабочей силы. Вероятно, что меньшая доля выпускников трудоустроилась в этом году, чем в предыдущие годы, вследствие уменьшения количества вакансий во время кризиса.
Учитывая увеличение заболеваемости осенью и новые карантинные ограничения, в IV квартале уровень безработицы оценен НБУ в 10% (9.4% с/с). Высокочастотные индикаторы свидетельствуют, что спрос на рабочую силу снизился в конце года, частично вследствие сезонности, частично вследствие осторожного отношение фирм к найму новых работников в ожидании объявленных правительством планов относительно ужесточения карантина.
По опросам предприятий, во втором полугодии 2020 года подавляющее большинство предприятий во всех видах деятельности (кроме торговли) ожидало сокращение количества персонала в следующие 12 месяцев.
Однако снизилось и предложение рабочей силы. Так, хотя возвращение экономически неактивного населения на рынок труда наблюдалось в III квартале, этот процесс был сдержанным – количество лиц вне рабочей силы было на 0.5 млн. больше, чем в прошлом году. Негативные ожидания относительно новых волн пандемии и связанных с ними карантинных ограничений могли стать демотивирующим фактором для поиска работы частью населения, особенно в категории лиц от 40 до 60 лет.
Подобная ситуация не уникальна для Украины, в частности в Польше тоже возросло и остается высоким количество экономически неактивного населения трудоспособного возраста. В дальнейшем восстановление занятости будет зависеть от уменьшения неопределенности, связанной с карантином.
В III квартале 2020 года ожидаемо возобновился рост доходов населения. Основные компоненты доходов росли и в IV квартале
В III квартале доходы домохозяйств выросли как в реальном наличном (3.2% г/г), так и номинальном (7% г/г) измерениях. Основным драйвером номинального роста доходов была заработная плата. После приостановки в апреле-мае, в дальнейшем рост номинальных зарплат в годовом измерении возобновился практически во всех секторах, за исключением ресторанного и гостиничного бизнеса.
Пересмотр зарплат медиков и педагогов обусловил весомый вклад в рост зарплат во втором полугодии 2020 года, однако высокие темпы роста зарплат наблюдались и в остальных видах экономической деятельности.
Весомый вклад в рост доходов имели социальные пособия и трансферты, а также прибыль и смешанный доход. Последнее свидетельствует об улучшении финансового состояния предпринимателей после снятия карантинных ограничений. Социальные пособия росли из-за индексации пенсий, пересмотра минимальной зарплаты и привязанных к ней платежей, а также государственных программ по поддержке пенсионеров и предпринимателей. Влияние этих факторов продолжалось и в течение IV квартала.
Открытие границ и высокий спрос на трудовые ресурсы в странах-соседях обеспечили устойчивость поступлений от трудовых мигрантов. Более того, в III квартале объем инвестиций увеличился в годовом измерении.
Осенью ужесточения карантинных мер в ответ на увеличение заболеваемости были не такими существенными, как весной. Кроме того, бизнес частично адаптировался к карантинным ограничениям, что, вместе с расширением правительственной поддержки, позволило поддержать рост доходов населения в IV квартале.
Так, для поддержки населения во время кризиса, вызванного пандемией COVID-19, в начале декабря принят ряд законов. В частности, единовременную помощь до 8 тыс. грн. от государства получат работники, которые потеряли часть доходов из-за локдауна. До конца года ее получили 355 тыс. человек. Также принят ряд временных налоговых льгот и списание незначительных долгов для ФЛП. Эти меры должны увеличить вес социальной помощи в доходах населения в IV квартале.
Вставка 3. Изменения на рынке труда по причине пандемии
Формат удаленной работы приобретал популярность задолго до пандемии, однако не был столь актуальным. Во время локдаунов значительная часть работников в развитых странах начали работать из дома. Впрочем, даже в этих экономиках более половины рабочих мест были непригодными к удаленному обслуживанию.
Кроме того, встал вопрос эффективности такой работы. С одной стороны, дистанционная работа обеспечивает более гибкий график и уменьшение транспортных расходов, а, следовательно, и выбросов и загрязнения атмосферы. С другой стороны, нехватка самоорганизации, затраты на обустройство рабочего места дома, отсутствие «живого» общения могут снижать производительность труда. Оптимальным форматом могут быть так называемые гибридные работы, где работник лишь часть времени работает удаленно.
До пандемии COVID-19 в мире, особенно в развитых странах, происходил постепенный рост доли тех, кто работал удаленно. Так, согласно US Census с 2000 до 2019 года количество американцев, избравших такой способ работы, выросло с 3.3% до 5.7% от рабочей силы. Ряд исследований указывал на преимущества удаленной работы как с точки зрения повышения производительности, так и уменьшения затрат.
Так, исследование на основании работы колл-центра туристической компании показало прирост количества успешных звонков (то есть таких, которые завершились заказом услуг) на 13.5% сотрудниками, что начали работать из дома, это означает практически дополнительный рабочий день в неделю.
С этого роста 2/3 было получено за счет увеличения количества отработанных минут (меньше перерывов и больничных), 1/3 – увеличение количества звонков в минуту (вероятно потому, что дома более спокойная рабочая среда). Хотя изначальной целью было не увеличение производительности, а уменьшение затрат на обустройство офиса (этот эффект также имел место).
Имеющиеся исследования по итогам 2020 года поднимают вопрос возможных сложностей работы из дома, начиная от корректной выплаты пособия по безработице до безопасности и качества рабочего места вне офиса.
Данные по Италии свидетельствуют о тенденции к повышению зарплат вследствие более продуктивной работы из дома. Однако преимущества распределены неравномерно — прежде всего, их получают мужчины, лица старшего возраста, с высшим образованием и высокооплачиваемой работой. Значит, распространение практики удаленной работы может привести к росту неравенства в обществе.
По мнению других исследователей, стоит задавать вопросы, не, где работать эффективнее, дома или в офисе, а какое распределение работы между двумя или больше местами более приемлемо для всех сторон – как работников, так и работодателей. Карантинные ограничения в разных странах существенно повысили количество работающих удаленно, по крайней мере, временно.
На пике первой волны пандемии, в США 51% опрошенных Gallup отметили, что они работают из дома. По состоянию на сентябрь показатель снизился до 33%, однако остается значительно выше докризисного уровня.
Другие страны, по которым имеется статистика, тоже имели всплеск количества тех, кто работает дома.
Несмотря на такие изменения, современная экономика все еще нуждается в значительном количестве людей, работающих на рабочем месте. В частности, исследование McKinsey Global Institute показало, что во всех исследованных экономиках, по крайней мере, половину рабочих мест пока не можно заменить полной или частичной удаленной работой. Часть работ требует специализированного оборудования, от станков до рентген-кабинетов. Другие работы требуют непосредственного контакта или должны быть выполнены в четко указанном месте (например, охрана границы).
Возможности для удаленной работы сконцентрированы в нескольких видах экономической деятельности. Там где задействованы работники со значительными навыками и уровнем образования. Например, в секторе IТ. Большой вес сельского хозяйства и промышленности в странах, рынки которых развиваются, где сектор услуг является меньшим, чем в развитых экономиках, так же как и менее образованная рабочая сила означает, что возможностей для удаленной работы в этих странах гораздо меньше.
Также есть ряд работ, которые возможно выполнять дистанционно, однако традиционно более эффективным считается их выполнение в специализированном месте. Например, медосмотр пациентов и прием у врача еще с 1950-х годов в отдельных регионах Австралии проводился с помощью радио из-за значительной распыленности поселений. В других развитых странах такая техническая возможность была, однако не считалась целесообразной.
Во время пандемии COVID-19 в Украине семейные врачи также оказывали консультации по телефону или через сеть интернет, был даже создан центр таких консультаций, что не только ускоряло обмен информацией, но и уменьшало риски инфицирования. Такая практика консультирования, вероятно, сохранится и в дальнейшем.
Последствия эпидемии COVID-19 и карантинных мероприятий для ведущих секторов экономики Украины, ситуация с удаленным трудоустройством в Украине была подобной другим странам. Отрасли сектора услуг, такие как IТ или финансовые учреждения, сравнительно быстро смогли перевести на дистанционную работу часть сотрудников.
Однако транспорт или сельское хозяйство не имели возможности этого сделать из-за особенностей технологических процессов, а курьерские службы доставки во время карантина даже нарастили количество работников, которые не могут работать удаленно.
Исследователи КШЭ на основе опроса определили, что в апреле 2020 года 40.4% респондентов работали дома неполный или полный рабочий день, а 24.8% не работали, потому что не имели работы или взяли оплачиваемый или неоплаченный отпуска. Большую вероятность работать удаленно имели респонденты в сфере образования и исследований. Образование и высокая позиция в управленческой иерархии увеличивают вероятность того, чтобы человек работал дома.
Dingel and Neiman (2020) выяснили, что теоретический максимум тех, кто может работать удаленно, для экономик с высокими доходами составляет 38%, для стран с низкими доходами – только 13%. Некоторые исследования используют эти данные в качестве основы для более точных оценок, например, с учетом доступа к интернету (важного для большинства удаленных работ).
В перечне исследованных стран нет Украины, однако, если предположить линейную зависимость между долей людей, что могут работать из дома, и ВВП страны по ППС, то в Украине эта доля составит около 20%.
Отчет Всемирного экономического форума «Будущее работы 2020» разделяет работников во время и после пандемии на три основные категории:
«Незаменимые работники», которые должны продолжать работать на своих рабочих местах. Это в частности курьеры, смотрители и медицинские работники, работники пищевых магазинов, сельского хозяйства и производители медицинских товаров;
«удаленные работники», которые могут работать удаленно и, вероятно, сохранили свою работу во время пандемии. Это, в частности, некоторые IТ специалисты, работники финансового сектора;
«избыточные работники», которые потеряли работу во время пандемии и потенциально в будущем, и что прежде работали в секторах, которые наиболее пострадали от пандемии – ресторанный и гостиничный бизнес, розничная торговля, сфера услуг, а также путешествия и туризм.
Имеющийся тренд на роботизацию также существенно повлияет на будущее рынка труда. С одной стороны, роботизация может привести к сокращению 85 млн. рабочих мест в мире. Например, ожидается, что грузовые автоперевозки будут осуществляться беспилотными грузовиками, что только в США будет означать увольнение 1.8 млн. водителей. Низкооплачиваемая работа вроде приготовления бюргеров тоже может быть роботизированной.
Впрочем, по оценкам МВФ, роботизация приведет к созданию 97 млн. новых рабочих мест в течение 2020-2025 годов. Увеличится спрос на специалистов в сфере зеленой энергетики, искусственного интеллекта, защиты информации и др. Этот процесс коснется не только развитых экономик, но и таких стран, как Украина. Поэтому очень важным является уже сейчас получение навыков, на которые будет спрос на рынке труда в последующие годы.
Фискальный сектор
Фискальная политика в конце года существенно смягчилась за счет наверстывания расходов (как по приоритетным, так и другим направлениям), что поддержало экономическое восстановление.
Налоговые поступления ускорили рост благодаря экономическим факторам (прежде всего быстрому восстановлению внутреннего спроса) и административным факторам (улучшению администрирования ряда налогов и расчетов отдельных государственных предприятий с бюджетом).
В IV квартале осуществлены рекордные привлечения на внутреннем рынке. Вместе с внешним финансированием это позволило профинансировать не только текущие потребности правительства, но и накопить значительные средства для поддержки экономики и финансирования расходов в начале 2021 года. С другой стороны, это обусловило рост государственного долга к ВВП.
Фискальная политика существенно смягчилась, особенно в конце года под влиянием значительных привлечений
В IV квартале дефицит сводного бюджета достиг почти 165 млрд. грн., а отрицательное циклически скорректированное первичное сальдо расширилось, что свидетельствует о мягком характере политики. Мягкость фискальной политики проявилась в существенном наращивании расходов, как по приоритетным направлениям, так и в наверстывании других расходов главным образом в конце года. Это поддержало внутренний спрос и рынок труда.
Масштабное наращивание расходов стало возможным, прежде всего благодаря значительным привлечениям. Налоговые послабления для микро — и малого бизнеса, введенные в конце 2020 года и частично реализованные в декабре, также поддержали активность и финансовое состояние части предпринимателей.
Хотя дефицит сводного бюджета в 2020 году был меньше, чем предвиделось, его объем все равно был значительным – почти 224 млрд. грн. (5.5% ВВП). Временное расширение фискального дефицита в кризисный период для поддержки экономики было обоснованным, что стало возможным благодаря определенному фискальному пространству, достигнутому в предыдущие годы.
Налоговые поступления ускорили рост благодаря экономическим и административным факторам
Быстрое восстановление экономической деятельности и потребительского спроса способствовали росту налоговых поступлений. Несмотря на кризисный год, доходы государственного бюджета были перевыполнены (на 2.2%), прежде всего за счет внутренних налогов, которые превысили план на почти 48 млрд. грн. или 12.4%.
Увеличение доходов населения, в том числе, за счет дальнейшего роста зарплат, позволило нарастить поступления от налогов на доходы и потребление (внутренний НДС и акцизы). Увеличению налоговых поступлений способствовало также замедление падения импорта и ослабление номинального эффективного курса гривны. Кроме того, вследствие подорожания энергоресурсов выросли поступления от рентных платежей.
Помимо экономической подоплеки, на налоговые поступления повлияли административные факторы. В частности существенное увеличение внутреннего НДС также обусловлено улучшением его администрирования. Урегулирование и завершение долговых расчетов между правительством, НАК «Нафтогаз» и «Укрнафтой» привели к значительным разовым дополнительным налоговым поступлениям.
В то же время из-за более слабого финансового состояния предприятий вследствие кризиса поступления от налога на прибыль предприятий были практически на уровне предыдущего года.
Расходы наверстывались по большинству направлений, что поддержало экономическое восстановление
Как и в предыдущие периоды, приоритетно финансировались программы социальной защиты: оказывалась помощь фондам социального страхования, продлены дополнительные выплаты в виде помощи детям предпринимателей (ФЛП) на упрощенной системе налогообложения I и ІІ групп, внедрено единовременное пособие лицам в случае потери доходов от запрета деятельности во время ужесточение карантина.
Также увеличены расходы на оплату труда за счет повышения минимальной заработной платы и действующих доплат отдельным категориям работников, привлеченных к борьбе с пандемией. Среди приоритетов бюджета оставались и коллективные услуги, такие как здравоохранение, оборона и безопасность. Значительные расходы на дорожную инфраструктуру и оборону способствовали росту строительства (прежде всего инженерных сооружений) и поддерживали машиностроение.
Расходы на обслуживание долга были меньше, чем планировалось. Это позволило перенаправить ресурсы на другие сферы. Расходы по таким направлениям как образование, искусство и культура, туризм, спорт существенно наверстаны в IV квартале. Это дало дополнительный импульс для восстановления деятельности сферы услуг.
Рекордные внутренние привлечения вместе с внешним финансированием обусловили увеличение долга и накопление значительного ресурса для осуществления расходов в начале 2021 года
Расширенный дефицит профинансирован, прежде всего, за счет привлечений. Восстановление спроса на ОВГЗ с середины декабря обусловило рекордные объемы внутренних привлечений. Также в декабре получено внешнее финансирование от официальных партнеров и коммерческие привлечения. Масштабные заимствования позволили наверстать расходы в этом году и накопить значительный ресурс для финансирования расходов в начале 2021 года.
Учитывая значительные чистые привлечения, а также предоставление гарантий на развитие дорожной инфраструктуры и на кредиты, направленные на уменьшение задолженности по расчетам участников рынка электроснабжения, объем государственного и гарантированного долга за IV квартал увеличился как в абсолютном измерении, так и в отношении ВВП.
Курсовой фактор в IV квартале не имел значительного влияния на динамику долга, однако имел определяющее влияние на его прирост по сравнению с началом года − по оценкам НБУ, больше половины роста объема обусловлено курсовыми переоценками.
Вставка 4. Параметры государственного бюджета Украины в 2021 году
Закон «О Государственном бюджете на 2021 год» принят с дефицитом – 246.6 млрд. грн., или 5.5% ВВП. Хотя относительно планового показателя 2020 года (298.4 млрд. грн. и 7.5% ВВП) дефицит уменьшен − он выше, чем фактически 2020 года.
В то же время предполагается уменьшение отрицательного первичного сальдо – до 2% ВВП, что свидетельствует об умеренной фискальной консолидации уже в этом году. Макроэкономические параметры в текущих условиях свидетельствуют о сбалансированных рисках для получения налоговых поступлений.
Однако, как и в предыдущем году, ключевые риски сконцентрированы в части долгового финансирования. Значительный объем заимствований на внутреннем рынке потребует поддержания высоких ставок по ОВГЗ, ведь конкуренция с бизнесом за средства банков усилится. К тому же это создает риск вытеснения кредитования.
В соответствии с утвержденными показателями ожидаются довольно умеренные приросты, как доходов, так и расходов государственного бюджета в 2021 году по сравнению с фактическими значениями 2020 года (на 0.8% и 2.5% соответственно). Макроэкономические параметры в текущих условиях свидетельствуют о сбалансированных рисках для получения налоговых поступлений.
Так, ретроспективный анализ демонстрирует, что предположения относительно обменного курса, которые использовались при составлении бюджетов, не оправдывались несколько лет подряд (2017-2020 годы).
Впрочем, более высокий номинальный ВВП и несколько большие объемы импорта в соответствии с прогнозом НБУ могут компенсировать потенциальные потери налоговых поступлений в случае реализации курсового риска. В то же время в доходной части сохраняются риски неэкономического характера. В частности, заложенный в бюджет объем перечисления прибыли НБУ превышает прогноз НБУ, а поступления от лицензий на азартные игры зависят от параметров запуска этого рынка.
Социальное направление расходов и в этом году имеет приоритетное значение – повышена минимальная заработная плата (с 01.01.2021 – 6 000 грн. и с 01.12.2021 – 6 500 грн.), анонсировано повышение заработных плат медикам и педагогам, увеличены расходы на различные виды помощи населению, а также внедрена помощь пенсионерам, которые старше 75 лет. Такая поддержка домохозяйств будет подпитывать потребительский спрос.
Также увеличены расходы на гуманитарно-культурную сферу, образование и здравоохранение. Предусмотрены расходы на развитие дорожной инфраструктуры и поддержку ряда региональных программ. Все это призвано поддержать экономическую активность.
В 2021 году не предусмотрено прямых расходов для Фонда борьбы с COVID-19, однако предусмотрены средства на программы медицинских гарантий и вакцинацию, на предотвращение распространения COVID-19 в школах. Средства сразу будут направляться ключевым распорядителям, что является более прозрачным и понятным подходом к распределению ресурсов, чем это было в 2020 году.
Поддержка Пенсионного фонда несколько меньше по сравнению с предыдущим годом за счет более высоких ожиданий поступлений от ЕСВ. Впрочем, в предыдущие годы Пенсионный фонд систематически в течение года нуждался в покрытии разрывов ликвидности, а по итогам 2020 года объем невозвратных ссуд с ЕКС составил 14 млрд. грн.
С целью финансирования запланированных расходов дефицит государственного бюджета определен в сумме 246.6 млрд. грн. (5.5% ВВП). Такой дефицит меньше планового на 2020 год, что бесспорно является позитивным сигналом для рынка и инвесторов, впрочем, превышает фактическое значение 2020 года.
Временное расширение дефицита в кризисный период является целесообразным, однако длительное удержание дефицита на высоком уровне подавляет экономическое развитие и повышает риски вытеснения частных инвестиций. Предусмотренное сужение отрицательного первичного сальдо свидетельствует о начале фискальной консолидации. Это позволит стабилизировать долг к ВВП и в дальнейшем вернуть его к нисходящей траектории.
В 2021 году ожидается уменьшение уровня государственного и гарантированного государством долга, хотя он будет оставаться все еще выше 60% от ВВП.
Запланированный дефицит и долговые обязательства предполагается почти полностью профинансировать за счет привлечений (их объем оценен более 15.6% ВВП). Доминируют внутренние заимствования (497 млрд. грн., или 11% ВВП). Значительный объем внутренних привлечений потребует сохранения высокой доходности ОВГЗ из-за усиленной конкуренции с реальным сектором за банковские ресурсы.
Внешние привлечения планируются в основном за счет средств от официальных партнеров (МВФ, Всемирного банка, Еврокомиссии). Их стоимость существенно ниже по сравнению с рыночными инструментами, однако финансирование по программам Всемирного банка и Еврокомиссии тесно связаны с реализацией программы МВФ. В случае затяжного переговорного процесса нагрузка на внутренний долговой рынок увеличится.
Кроме того, поступления от приватизации выглядят амбициозными и в случае неполучения настоящих сумм также увеличат потребность в привлечениях.
Учитывая указанные риски, НБУ ожидает дефицит на уровне 4.5% ВВП. Впрочем, он останется значительным, что позволит поддержать население и экономику в условиях борьбы с пандемией.
Платежный баланс
Профицит текущего счета за 2020 год достиг одного из крупнейших уровней в истории Украины. Он сформирован за счет существенного снижения импорта товаров и услуг, сокращения выплат по первичным доходам и относительной устойчивости экспорта товаров и переводов.
Оптимизм инвесторов на мировых рынках способствовал значительным привлечениям государственного сектора в конце года, что несколько компенсировало отток капитала в предыдущие периоды.
Несмотря на кризисные явления и значительные выплаты по внешнему долгу валовые резервы в 2020 году выросли, а кризис в очередной раз подтвердил важность международной поддержки и взвешенной макроэкономической политики.
Устойчивый внешний спрос на продовольствие смягчил падение экспорта товаров во время кризиса, а повышение цен способствовало его росту в конце года
Значительная доля продовольственных товаров в украинском экспорте оказалась преимуществом в течение текущего кризиса. Из-за неэкономической природы кризиса и меньшей эластичности по доходу, мировой спрос на продовольственные товары оставался достаточно устойчивым. К тому же экспортные ограничения отдельных стран увеличили возможности для сбыта украинских товаров.
Быстрое восстановление экономики Китая также способствовало отечественным производителям, в том числе во время самого тяжелого II квартала 2020 года. А уже в IV квартале существенный рост цен на основные товары украинского экспорта способствовал возобновлению его роста в стоимостном измерении (9% г/г), и в целом за год экспорт снизился всего на 2%.
Так благодаря возобновлению роста в IV квартале, экспорт продовольственных товаров в целом за год остался на уровне предыдущего года. Высокие цены на зерновые и масличные культуры частично компенсировали эффект более низкого по сравнению с прошлогодним урожаем, а значительный прошлогодний урожай подсолнечника обеспечил рекордные поставки подсолнечного масла.
Оживление мировой экономики в конце года поддержало рост экспорта продукции металлургии в IV квартале за счет физических объемов, так и за счет цен. Экспорт железной руды достиг наивысшего значения за всю историю благодаря наращиванию поставок в Китай и росту мировых цен вследствие сокращения поставок из Австралии и Бразилии. Низкие цены на газ стимулировали дальнейший рост экспорта минеральных удобрений.
Экспорт продукции машиностроения в целом за год практически не изменился, сокращение заказов железнодорожных вагонов и комплектующих к ним компенсировалось поставками турбореактивных двигателей.
Несмотря на некоторое восстановление внутреннего спроса в IV квартале импорт товаров по результатам года существенно сократился
Импорт товаров в 2020 году сократился значительно больше по сравнению с экспортом. Хотя постепенное восстановление внутреннего спроса замедлило падение импорта в IV квартале до 7.5% г/г, в целом за год он составил 14.7%. Главным фактором такой динамики было существенное сокращение импорта энергоносителей благодаря как снижению цен на них, так и сокращению закупок из-за накопления высоких запасов в течение 2019 года. Поэтому рост цен в конце года имел минимальное влияние на динамику импорта энергоносителей.
Инвестиционный спрос оставался подавленным в течение всего года с признаками постепенного восстановления в конце года. Несмотря на определенное улучшение деловых ожиданий предприятий в конце года наращивание закупок транспортных средств в IV квартале не компенсировало их глубокого падения в течение предыдущих кварталов.
Кроме того, продолжили сокращаться закупки оборудования для альтернативной энергетики из-за законодательной неопределенности относительно этого вида деятельности. В результате импорт продукции машиностроения в IV квартале сократился на 4.1% г/г, а в целом за год на 10.1%.
В то же время существенное оживление потребительского спроса во втором полугодии поддержало рост импорта продовольственных товаров и бытовой техники. Однако импорт промышленных товаров уменьшился, в частности из-за изменения потребительского поведения вследствие распространения удаленного режима работы. Кроме того, усложненные правила пересечения границ продолжили определять глубокое падение неформального импорта.
Увеличение заболеваемости и карантинные мероприятия сказались на импорте медицинских товаров. Так, в IV квартале заметно выросли закупки медицинских приборов, прежде всего кислородной аппаратуры. Повышенный спрос на фармацевтические средства, в частности витамины, отразился в ускоренном росте импорта химической продукции.
Профицит текущего счета также был обеспечен значительным положительным сальдо торговли услугами и рекордным профицитом счета первичных доходов
Приостановление туризма существеннее сказалось на импорте услуг по сравнению с их экспортом из-за значительно более высокой доли статьи «путешествия» в его структуре. В то же время экспорт IT-услуг стабильно рос, а бронирование ПАО «Газпром» дополнительных транзитных мощностей в IV квартале несколько смягчило падение экспорта услуг трубопроводного транспорта на фоне высокой базы сравнения прошлого года. В результате сформировался значительный профицит торговли услугами.
Сальдо счета первичных доходов в 2020 году достигло рекордного положительного значения. Несмотря на закрытие границ, объемы денежных переводов по результатам года выросли благодаря сохранению высокого спроса на трудовых мигрантов в основных странах-реципиентах, в частности на IT-специалистов, и активному их возвращению за границу после первой волны локдаунов.
Ухудшение финансовых результатов предприятий с иностранными инвестициями сформировало отрицательные значения реинвестированных доходов. Это соответственно обусловило сокращение выплат по счету первичных доходов, несмотря на больший объем репатриации дивидендов.
Отток капитала по финансовому счету прекратился в конце года благодаря оптимизму инвесторов
Украина, как и все другие страны с развивающимися рынками, столкнулась с оттоком капитала во время кризисных периодов 2020 года. Так на потоки капитала государственного сектора повлиял относительно умеренный выход нерезидентов из государственных ценных бумаг. Кроме того, правительство осуществляло значительные выплаты по внешним обязательствам, которые лишь частично были покрыты новыми кредитами.
В то же время позитивные события конца года изменили эти тенденции и уже в IV квартале отток капитала прекратился. Нерезиденты возобновили интерес к государственным ценным бумагам, а правительство поместило еврооблигации. Кроме того, Украина получила пакет макрофинансовой помощи от ЕС и сотрудничала с частными кредиторами.
В результате привлечения государственного сектора в IV квартале компенсировали отток в течение кризисного периода и пиковые выплаты по государственному долгу, и в целом за год приток по государственному сектору составил 0.7 млрд. долл.
В то же время отток капитала из частного сектора сохранялся в течение всего года и достиг 5.3 млрд. долл. В банковском секторе он определялся в основном внутренними факторами: активы банковской системы выросли, прежде всего, через чистые погашения правительством валютных ОВГЗ.
На потоки капитала реального сектора повлияли последствия глобального локдауна: увеличилась наличность вне банков из-за меньшего финансирования неформальной торговли и путешествий за границу, а слабые финансовые результаты предприятий обусловили отрицательные реинвестированные доходы и в свою очередь отток ПИИ.
Благодаря накопленному запасу прочности в предыдущие периоды и поддержке МФО Украина успешно прошла кризисный период
Значительный профицит текущего счета и сотрудничество с международными инвесторами способствовали уменьшению потребности во внешнем финансировании, поддержанию внешней устойчивости Украины, а также наращиванию международных резервов. Несмотря на кризисные события и пиковые выплаты по внешним обязательствам они достигли восьмилетнего максимума – 29.1 млрд. долл. или 4.8 месяца будущего импорта.
В результате улучшились все показатели адекватности резервов, в частности по метрике МВФ резервы достигли 95% от минимально необходимого уровня.
Несмотря на успешное прохождение 2020 года вызовы для внешней устойчивости остаются значительными. Это связано, прежде всего, с ростом внешнего долга и значительными выплатами, предусмотренными на 2021 год, в условиях сохранения неопределенности относительно дальнейшего развития пандемии.
Вставка 5. Рынки капитала в 2020 году: страх и жадность
2020 год был годом ряда потрясений: быстрое развертывание пандемии, беспрецедентные карантинные ограничения, глубокие кризисные явления и масштабные меры фискального и монетарного стимулирования в ответ. Однако довольно неожиданно финансовые рынки завершили год потрясающим подъемом.
Оптимизм на рынках подогревался новостями об успешном тестировании вакцины против COVID-19 и начале вакцинации в отдельных странах. Дополнительным фактором стало завершение выборов в США. Общая эйфория не обошла и Украину — в декабре были размещены еврооблигации и возобновился интерес нерезидентов к государственным ценным бумагам. Это позволило профинансировать дефицит бюджета и нарастить международные резервы до восьмилетнего максимума, избежав значительного давления на инфляцию и обменный курс.
Впрочем, несмотря на оптимизм на международных рынках капитала, такие привлечения стали возможными благодаря международной поддержке и макрофинансовой устойчивости, достигнутой в предыдущие годы.
Факторы, определяющие потоки капитала в течение кризисов. Любой глобальный экономический кризис приводит к увеличению рисков и поиску инвесторами «безопасных гаваней» (Duca, 2012). Срабатывают так называемые push-факторы, «отталкивающие» капитал. Это, прежде всего внешние факторы, которые определяют предложение глобальной ликвидности: ожидания в отношении глобального риска, цены на мировых товарных рынках, уровень экономической активности в развитых экономиках.
В результате негативные ожидания обычно приводят к оттоку капитала, прежде всего из стран ЕМ, более рисковых по сравнению с АЭ. Впрочем, после окончания экономической турбулентности инвесторы восстанавливают интерес, прежде всего к этим рынкам капитала, поскольку весы приобретают факторы «притяжения» или pull factors. Именно они определяют разницу в масштабе и скорости возврата капитала между странами.
К ним относятся: качество отечественных институтов, общий риск страны (country risk), внутренняя макроэкономическая устойчивость, а также антикризисные меры. На этот раз сверхмягкие монетарные условия в развитых странах и возвращение желания к рискам после успешного испытания вакцин против COVID-19 тоже привели к рекордному притоку капитала, в страны ЕМ в конце 2020 года.
Анализ потоков капитала мира в 2020 году. Несмотря на приобретенный опыт стран в преодолении предыдущих кризисов, 2020 год отличался волатильностью капитала. Первопричина коронакризиса была сугубо внешней, не связанной с внутренними экономическими или финансовыми дисбалансами. А уже дальнейшие жесткие карантинные меры и неопределенность относительно длительности пандемии обусловили глобальный шок, как для спроса, так и предложения.
Следствием этого стало значительное падение экономических показателей. Отток капитала из стран ЕМ, по сравнению с предыдущими кризисами, был более резким и глубоким и обусловливался, прежде всего, бегством портфельных инвестиций (83 млрд. долл. только в марте согласно данным IIF). В то же время объемы ПИИ, как и всегда во время кризисов, были более устойчивыми. Их сокращение, в частности в странах ЕМ, было в основном отражением отрицательных реинвестированных доходов, полученных вследствие убытков предприятий (OECD, 2020).
К тому же падение притока ПИИ в страны ЕМ было меньшим по сравнению с развитыми странами из-за большей доли так называемых «greenfield investment», то есть инвестиций в новые предприятия и проектное финансирование (UNCTAD, 2020).
Масштабный кризис требовал беспрецедентных мер поддержки. Близкие к нулю, а порой, и отрицательные ключевые ставки сужали монетарный инструментарий развитых стран. Поэтому они сосредоточились на использовании нетрадиционных инструментов, таких как количественное смягчение и дополнительное кредитование. Только в течение первых нескольких месяцев объемы выкупа ЦБ ФРС вдвое превысили аналогичные программы 2008-2010 годов.
Однако большинство стран ЕМ имели достаточный простор для снижения ключевых ставок и лишь выборочно применяли нетрадиционные инструменты. В то же время антикризисные меры сочетали мгновенность их внедрения и масштабность, которая и обусловила сверхмягкие условия на международных рынках капитала.
Успешные испытания вакцин и завершение выборов в США разогрели желание инвесторов к рискам в конце года. Еще одним фактором, который подогревал аппетит инвесторов, было введение дополнительных фискальных стимулов в США. Капитал двинулся в долговые инструменты стран EM, которые предлагали привлекательную доходность и охотно привлекали средства, учитывая накопленные потребности в финансировании и текущее снижение премии за риск.
Так по данным IIF, страны ЕМ только в течение ноября, получили 76 млрд. долл. в виде портфельных инвестиций, а всего за IV квартал — 180 млрд. долл. Последний раз такой стремительный приток наблюдался в 2014 году. Ожидается сохранение благоприятных условий, для стран ЕМ на международных финансовых рынках и в 2021 году.
Ситуация на рынке капитала Украины. Страна переживает далеко не первый кризис, но едва ли, не впервые вошла в него со значительным запасом прочности. Так, взвешенные монетарная и фискальная политика предыдущих лет, ряд структурных реформ и введение режима инфляционного таргетирования обеспечили макроэкономическую устойчивость и дали возможность сформировать подушку безопасности в виде высоких резервов. Гибкое курсообразование в очередной раз выполнило функцию «встроенного стабилизатора» во время кризиса.
Как следствие, несмотря на общее бегство капитала из стран ЕМ и значительные погашения по внешнему долгу, относительные показатели оттока капитала Украины были умеренными. Валовые международные резервы продолжали расти благодаря активному сотрудничеству с МФО и значительному профициту текущего счета, снабженного довольно устойчивым украинским экспортом на фоне существенного падения импорта.
Отток по портфельным инвестициям был обусловлен умеренным снижением портфеля нерезидентов в гривневых ОВГЗ и плановыми выплатами по внешнему долгу, которые были несколько нивелированы июльским привлечением еврооблигаций. А отток ПИИ был следствием отрицательных реинвестированных доходов вследствие ухудшения финансовых результатов предприятий.
Сверхмягкие монетарные условия в мире и снижение премии за риск для стран ЕМ позволили Украине привлечь долгосрочное финансирование по облигациям с самой низкой доходностью в своей истории. Кроме того, нерезиденты возобновили интерес к государственным бумагам Украины, номинированным в национальной валюте. После длительного оттока портфель гривневых ОВГЗ в собственности нерезидентов в течение декабря увеличился на 350 млн. долл., а общий приток портфельных инвестиций только за декабрь составил более 1 млрд. долл.
Эти поступления вместе с другим внешним финансированием позволили профинансировать дефицит бюджета, а также накопить средства для будущих выплат. В то же время валовые международные резервы по результатам кризисного 2020 года выросли до восьмилетнего максимума 29.1 млрд. долл., вплотную приблизившись к минимально достаточному их уровню по методике МВФ.
Роль поддержки МФО. Опыт предыдущих кризисов, которые заставили большинство стран ввести режим инфляционного таргетирования и взвешенные стратегии урегулирования долговой нагрузки, дал возможность экономикам стран ЕМ, и Украине в том числе, смягчить негативные последствия пандемии. К тому же в отличие от предыдущих кризисов Украина встретила текущий с имеющейся программой МВФ, что, несмотря на определенные задержки в сотрудничестве, было одним из самых весомых факторов смягчения негативного влияния кризиса.
Сотрудничество с фондом сохраняло доступ Украины к дешевому финансированию от МФО по сравнению с коммерческими привлечениями и «давало» положительный сигнал инвесторам. Так, например, информация о согласовании с МВФ ключевых показателей бюджета в конце 2020 года была положительно воспринята на финансовых рынках и стала одним из важных факторов восстановления притока капитала в Украину.
Монетарные условия и финансовые рынки
В IV квартале 2020 года и в начале 2021 года НБУ сохранял стимулирующую монетарную политику для поддержки дальнейшего восстановления экономики. Реальная ключевая ставка оставалась ниже своего нейтрального уровня.
Динамика стоимости гривневых ресурсов была разнонаправленной. Банки продолжали снижать ставки по большинству кредитных и депозитных операций. Однако доходность ОВГЗ под конец года несколько выросла на фоне значительных потребностей правительства в финансировании.
На валютном рынке произошел разворот тенденции в превышении предложения валюты над спросом, и в конце года это способствовало укреплению среднемесячного обменного курса. При режиме гибкого курсообразования волатильность обменного курса гривны оставалась умеренной, а сальдо интервенций НБУ было положительным пятый год подряд.
Несмотря на неизменную учетную ставку, монетарная политика имела стимулирующий характер
В течение IV квартала 2020 года НБУ удерживал учетную ставку на уровне 6% и в январе тоже оставил неизменной. Это обусловлено постепенным усилением инфляционного давления в условиях высокой неопределенности относительно дальнейшего влияния пандемии и фискальных импульсов на потребительский спрос, деловую активность и ожидания. Временное снижение ключевой ставки с потенциальным повышением в краткосрочной перспективе могло дать ложный сигнал участникам рынка и негативно сказаться на доверии к монетарной политике.
Кроме того, ухудшение инфляционных ожиданий, ощутимое смещение предпочтений в пользу ликвидных активов, а также давление растущей доходности ОВГЗ мешали банкам активно снижать процентные ставки по депозитам и кредитам. Поэтому снижение ключевой ставки с высокой вероятностью не нашло бы соответствующего отражения в рыночных ставках.
Поэтому импульс к экономической активности от смягчения монетарных условий был бы существенно ограниченным. Даже при неизменном уровне учетной ставки монетарная политика имела стимулирующий характер, что является важным для восстановления экономики. Благодаря стремительному снижению ключевой ставки в первой половине 2020 года, в реальном измерении она приблизилась к нулю, а с августа находилась в зоне отрицательных значений, существенно ниже нейтрального уровня.
Рост волатильности ставок на МБКР в конце года — отражение низкой глубины рынка в условиях незначительного сужения ликвидности
Стоимость ресурсов на межбанковском рынке, индикатором которой является UONIA, на протяжении подавляющей части IV квартала 2020 года колебалась около нижней границы в коридоре ставок НБУ. Временный рост ставок на МБКР в ноябре-декабре обусловлен сравнительно низкой глубиной межбанковского рынка и его сегментации. Это особенно ощущалось в периоды сужения ликвидности, в частности при уплате квартальных налоговых и других платежей в бюджет.
Несмотря на сохранение общего структурного профицита ликвидности банковской системы, возросло количество банков, которые в отдельные периоды испытывали потребность в дополнительных средствах. Как следствие, в IV квартале 2020 года, существенно вырос спрос на кредиты рефинансирования, а кредитный канал, впервые после кризиса 2014-2015 годов, стал главным источником поставки ликвидности банковской системы.
Рост спроса на кредиты рефинансирования обусловлен как определенным сужением ликвидности (главным образом через рост наличности), так и интенсификацией использования банками этих средств для дальнейших активных операций.
По результатам IV квартала 2020 года средневзвешенные рублевые ставки по кредитным и депозитным операциям банков продолжали уменьшаться, но более медленно. Это объясняется несколькими факторами.
Во-первых, ставки по отдельным продуктам уже достигли рекордно низкого уровня. Во-вторых, ставки по срочным депозитам приблизились к уровню инфляционных ожиданий домохозяйств. В-третьих, из-за сужения ликвидности отдельные банки агрессивнее конкурировали за вкладчиков процентными ставками.
Дополнительным фактором давления на ставки, в т.ч. и на межбанковские, был рост доходности государственных ценных бумаг.
Значительные потребности правительства в финансировании обусловили рост доходности гривневых ОВГЗ
С сентября постепенно росла доходность ОВГЗ по всем срокам размещения, учитывая значительные потребности правительства в финансировании. Отечественные инвесторы продолжали наращивать свои вложения, а спрос нерезидентов на ОВГЗ возобновился в конце года. Все эти факторы обеспечили рекордные размещения государственных ценных бумаг в IV квартале 2020 года, прежде всего в декабре.
Значительные привлечения повлияли также на срочную структуру ОВГЗ – 80% бумаг, размещенных в IV квартале, были краткосрочными (со сроком обращения до одного года).
Главными покупателями гривневых ОВГЗ в IV квартале 2020 года оставались отечественные инвесторы.
В то же время в декабре, впервые с февраля 2020 года, существенно нарастили свой гривневый портфель ОВГЗ нерезиденты – чистая покупка составляла 10 млрд. грн. Это произошло, вследствие общемировой тенденции к росту интереса у инвесторов к активам ЕМ, так и снижение суверенной премии за риск для Украины, на которую в основном ориентируются нерезиденты.
На валютном рынке в конце квартала произошел разворот тенденции – благодаря незначительному преобладанию предложения валюты гривна укрепилась
На валютном рынке в IV квартале 2020 года произошел разворот тенденции в превышении предложения валюты над спросом, что способствовало укреплению среднемесячного обменного курса гривны к доллару в декабре. Однако в среднем за IV квартал и с начала года курс гривны к доллару ослабел тогда, как большинство валют стран – ОТП Украины укрепились. В результате, по состоянию на конец года (декабрь к декабрю), ослабились НЭОК и РЭОК гривны – соответственно на 15.9% г/г и 13.8% г/г.
В течение IV квартала 2020 года на валютный курс влияли разнонаправленные факторы, которые в основном компенсировали друг друга, однако порой увеличивали курсовую волатильность. С одной стороны, благоприятные ценовые условия для украинского экспорта, уменьшение импорта энергоресурсов благодаря высоким запасам и приток средств нерезидентов укрепляли позиции гривны на валютном рынке.
С другой стороны, значительным был спрос со стороны импортеров средств защиты растений и бытовой техники, усилился спрос на наличную иностранную валюту. Впрочем, в конце года предложение несколько превысило спрос, и обменный курс гривны незначительно укрепился. Несмотря на определенное усиление в конце 2020 года, в целом волатильность гривны в течение последних четырех лет находилась в диапазоне, типичном для стран ЕМ с плавающим обменным курсом (2-15%), даже в самый острый период коронакризиса.
В IV квартале 2020 года НБУ осуществлял интервенции, как по продаже иностранной валюты, так и по ее покупке. Покупка валюты по результатам квартала оказались незначительно большей. С начала года объем чистой покупки иностранной валюты составил около 1.0 млрд. долл. Поэтому сальдо интервенций НБУ было положительным пятый год подряд.
В конце 2020 года НБУ утвердил обновленную «Стратегию валютных интервенций», в которой сохранил и актуализировал основные принципы предыдущей. В частности, новая стратегия является бессрочной, в ней отдан приоритет в поддержке ценовой стабильности. Кроме того, отмечено, что НБУ не имеет цели как относительно определенного значения, так и диапазона курса гривны.
Также предусмотрена возможность проведения валютных интервенций с помощью деривативов.
Сохранялись высокие темпы притока средств в банки. Снижение остатков по кредитам – следствие активной работы банков с проблемными кредитами
В IV квартале 2020 года продолжался рост гривневых депозитов в банковской системе. В ноябре он ускорился до 31.3% г/г. Высокие темпы роста депозитов НФК обусловлены улучшением финансовых результатов предприятий. Прирост депозитов ДХ отражал рост их доходов, в том числе из-за мер правительства по социальной поддержке.
После сокращения во II квартале банковское кредитование постепенно восстанавливалось. В декабре объемы выдачи новых кредитов ДХ и НФК превысили уровень соответствующего месяца предыдущего года. Снижение остатков по валовым кредитам в статистике отражало активную работу банков с проблемной задолженностью.
Вставка 6. Остатки по кредитам: о чем свидетельствует динамика в последние годы
Для оживления кредитования и поддержки экономического восстановления НБУ сохранял стимулирующую монетарную политику и применял новые инструменты, в частности, долгосрочное рефинансирование, процентные свопы, активно сотрудничал с банками над совершенствованием корпоративного управления.
В результате в 2020 году, за исключением периода жесткого карантина, банки наращивали кредитование в гривне. Однако по данным денежно-кредитной статистики НБУ в 2020 году, второй год подряд остатки по банковским кредитам снижались. Создается впечатление, что действие стимулирующих мер перевесили противоположные факторы: усиление неопределенности в связи с коронакризисом, риски ухудшения качества заемщиков и имеющегося кредитного портфеля, нерешенные вопросы в сфере защиты прав кредиторов и тому подобное.
Более глубокий анализ свидетельствует, что главными причинами этого снижения были чистые статистические эффекты, вызванные главным образом дальнейшим очищением банковской системы, активизацией работы банков с проблемными кредитами и курсовой переоценкой.
В 2019 году остатки по кредитам, предоставленным депозитными корпорациями, уменьшились на 9.4%, а по состоянию на конец ноября 2020 года – на 3.5% г/г. Именно такие данные получаем из денежно-кредитной статистики НБУ.
Впрочем, более глубокий анализ свидетельствует, что снижение остатков по кредитам, прежде всего, вызвано влиянием ряда чистых статистических эффектов. Речь идет в частности об эффектах от очистки банковской системы, адаптации к работе в условиях плавающего обменного курса, отражения реального объема неработающих кредитов и очистки балансов банков.
Так, очищение банковской системы сопровождалось активным выводом банков с рынка, в частности неплатежеспособных и непрозрачных. В течение 2014-2020 годов выведено с рынка более 100 банков. Согласно отчетности общая сумма остатков только по гривневым кредитам на балансах этих банков на момент начала их ликвидации составила почти 200 млрд. грн.
Процесс ликвидации сопровождается прекращением отражения данных этих банков в денежно-кредитной отчетности. Это в том числе означает статистическое снижение остатков по кредитам. В 2019-2020 годах два банка были выведены с рынка, что привело к снижению остатков по гривневым кредитам на 18.2 млрд. грн.
Проведение банками работы по уменьшению проблемной задолженности – другой весомый фактор снижения остатков по кредитам в статистике. В 2015-2017 годах отражение банками фактического качества кредитного портфеля и активов через переход на новые правила оценки размера кредитного риска и определение неработающих активов в соответствии с международными практиками обусловило резкий рост доли неработающих кредитов (более 50%).
Несмотря на то, что неработающие кредиты практически полностью зарезервированы (уровень покрытия резервами составляет около 95%), работа по очистке балансов банков от них до недавнего времени продвигалась медленно. Она активизировалась в 2019-2020 годах благодаря урегулированию отдельных законодательных вопросов, а также совместным усилиям регулятора, Министерства финансов (как владельца государственных банков), наблюдательных советов и менеджмента банков.
В результате доля неработающих кредитов за два года снизилась почти на 11 п. п. до 42% по состоянию на начало декабря 2020 года. Наибольшие объемы старых неработающих кредитов, которые давно не обслуживаются и были полностью зарезервированы – списаны в 2020 году (82 млрд. грн.), а лидерами такого списания были государственные банки.
Уменьшение объема неработающих кредитов означает изъятие их с балансов банков (на не балансовые счета в случае списания за счет резервов на балансах небанковских учреждений в случае продажи и т. п.).
До конца 2022 года банки планируют сократить общие объемы неработающих кредитов более чем на 400 млрд. грн. Учитывая активизацию такой работы и связанные с этим значительные статистические эффекты, для объективного анализа кредитной активности следует пользоваться показателями чистых кредитов и/или работающих кредитов. Как показывает динамика последних, едва ли не впервые в кризисный период банковская система стала фактором поддержки экономического восстановления, постепенно наращивая портфель гривневых кредитов.
Кроме того, несмотря на имеющиеся ограничения на кредитование в иностранной валюте, по состоянию на конец 2020 года 37% всех банковских кредитов деноминированы в иностранной валюте. Поэтому изменения обменного курса влияют на динамику общих валовых кредитов. Курсовая переоценка в связи с укреплением курса гривны привела к существенному снижению валовых кредитов в 2019 году.
Для активизации банковского кредитования НБУ:
проводит стимулирующую монетарную политику и принял ряд мер, направленных на предоставление банкам большей гибкости в управлении собственной ликвидностью (адаптировал операционный дизайн монетарной политики, оптимизировал расчет обязательных резервов, расширил перечень приемлемого залога и т.п.);
ввел новые инструменты – долгосрочное рефинансирование, процентные и валютные свопы. В частности в IV квартале объявлено о дальнейшем проведении аукционов своп процентной ставки для развития долгосрочного кредитования. С одной стороны, эти инструменты призваны поддерживать ликвидность банков, с другой – способствовать снижению процентных ставок в экономике;
ведет работу с банками по улучшению корпоративного управления и снижению доли проблемной задолженности. В IV квартале НБУ продлил сроки очистки балансов от непрофильных активов, что позволит банкам не уменьшать свой капитал на размер таких активов и тому подобное.
В ближайшее время НБУ планирует дополнительные меры по совершенствованию подходов к оценке кредитного риска и снижению регуляторной нагрузки на банки. Однако главные препятствия, которые сдерживают кредитование и его удешевление, имеются не в плоскости банковской системы. Это, в частности, нехватка платежеспособных заемщиков, слабая защита кредиторов, действующий мораторий на взыскание залога по валютной ипотеке, неурегулированность и непрозрачность рынка новостроек и тому подобное.
Поэтому динамичное развитие кредитования будет невозможным без реализации мер по снижению рисков кредитования и структурных реформ.
Списание неработающих кредитов не означает их прощение, работа по их взысканию будет проводиться и в дальнейшем. Дефолт определяется фактом просрочки платежа по активу свыше 90 дней, или невозможностью своевременного погашения долга заемщика без взыскания обеспечения.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.