В III квартале 2018 года НБУ поэтапно усиливал ужесточение монетарной политики, повысив учетную ставку совокупно на 100 б.п. до 18.0% годовых с целью возвращения инфляции к целевому диапазону. Об этом говорится в отчете Национального банка Украины.
Необходимость проведения более жесткой монетарной политики была обусловлена усилением проинфляционных рисков, учитывая усложнение доступа к международным финансовым ресурсам для стран, рынки которых развиваются, неопределенностью относительно влияния торговых конфликтов на конъюнктуру мировых товарных рынков, сохранением устойчивого потребительского спроса и высоких темпов роста заработных плат.
В результате повышений номинальной ключевой ставки НБУ она умеренно росла и в реальном измерении.
Повышение учетной ставки эффективно транслировалось в изменение остальных процентных ставок в экономике. Как и ранее, самыми чувствительными к ее изменению были ставки по гривневым межбанковским ресурсам и доходность ОВГЗ, что свидетельствует о действенности первого звена трансмиссионного механизма монетарной политики через канал процентных ставок.
Читайте также: Методологические проблемы анализа механизма денежной трансмиссии
Безналичное общество и дедолларизация в Украине: чего не хватает для актуальной дискуссии?
В Украине экономический кризис 2014-2015 гг. привел к интенсификации процессов трудовой миграции
Миссия МВФ в Украине: Соглашение возможно?
Кроме того, в реальном выражении доходность гривневых облигаций оставалась одной из самых высоких среди стран, рынки которых развиваются. Это позволило смягчить отток иностранного капитала из портфельных инвестиций на фоне снижения заинтересованности инвесторов в активах стран, рынки которых развиваются.
В то же время, эффекты от повышения учетной ставки на розничные ставки банков по гривневым инструментам еще не полностью отобразились. Их влияние, однако, усиливали сужение ликвидности банковской системы и конъюнктурные факторы, присущие отдельным сегментам денежно-кредитного рынка, в частности, усиление конкуренции банков за корпоративных клиентов.
В III квартале 2018 года на валютном рынке усилилась турбулентность. Традиционно накануне осени увеличился спрос со стороны импортеров энергоресурсов. Кроме того, ухудшились рыночные ожидания на фоне отсрочки получения финансирования от МВФ, финансовой нестабильности в Турции и в целом неблагоприятной ситуации на мировых финансовых рынках.
При таких условиях НБУ сохранял свое присутствие на валютном рынке, осуществляя валютные интервенции для сглаживания функционирования валютного рынка. Такие действия НБУ не препятствовали влиянию рыночных факторов на динамику курса гривны, но способствовали снижению ажиотажного спроса на валюту, как на межбанковском, так и на наличном рынке.
Процентные ставки
В III квартале 2018 года НБУ продолжал проводить жесткую монетарную политику ‒ правление НБУ дважды повышало учетную ставку всего на 100 б. п. до 18.0% годовых. Повышение номинальной учетной ставки привело к умеренному ее росту и в реальном измерении ‒ до 9% годовых, что значительно превышало ее нейтральный уровень (по оценкам НБУ – 3 ‒ 3.5% годовых).
Вслед за усилением жесткости монетарной политики, а также под влиянием сужения ликвидности банковской системы, стоимость гривневых межбанковских ресурсов повысилась. Отреагировали ростом и процентные ставки по гривневым ОВГЗ, демонстрируя, как и в предыдущие периоды, тесную связь с учетной ставкой.
Несмотря на повышение доходности государственных облигаций и в других странах, рынки которых развиваются, доходность гривневых инструментов в реальном измерении оставалась одной из самых высоких среди таких стран. Благодаря этому, и в целом незначительному объему вложений нерезидентов в гривневые ценные бумаги, влияние ухудшения внешних условий на мировых финансовых рынках на украинский рынок было сравнительно умеренным, хотя и сопровождалось определенным оттоком иностранного капитала из портфельных инвестиций в III квартале 2018 года.
Несмотря на то, что розничные гривневые процентные ставки банков реагируют на изменение учетной ставки и повышение стоимости ресурсов на межбанковском рынке с опозданием, в III квартале 2018 года они также выросли. Кроме трансмиссии от повышения учетной ставки, их рост отражал также сужение ликвидности банковской системы и влияние конъюнктурных факторов, присущих отдельным сегментам денежно-кредитного рынка.
Так, повышение процентных ставок по кредитам в национальной валюте отражало также усиление спроса на кредитные ресурсы, как со стороны предприятий, так и населения. Стоимость кредитов НФК выросла преимущественно за счет кредитов до одного года, тогда как ДХ – по кредитам более одного года, перевесила определенное снижение стоимости краткосрочных кредитов ДХ.
Банки повышали доходность гривневых депозитов, прежде всего срочных средств НФК, в том числе на фоне роста конкуренции за клиентов. В III квартале 2018 года более ощутимым по сравнению с первым полугодием был и отзыв ставок по срочным депозитам ДХ. Кроме того, по оперативным данным повышение ставок продолжалось и в октябре, что свидетельствует о том, что рост ключевой ставки в августе и сентябре еще не в полной мере отразился на рыночных ставках.
Дополнительным фактором роста ставок по депозитам стало увеличение интереса ДХ к альтернативным источникам инвестирования, в частности ОВГЗ. Объемы таких операций в целом оставались незначительными, в дальнейшем спрос на ОВГЗ со стороны ДХ может увеличиться, в том числе благодаря реализации совместного проекта НКЦБФР, МФУ и НБУ по осуществлению операций с государственными ценными бумагами через мобильное приложение, упрощение доступа к этому рынку для частных инвесторов и большей доходности этих инструментов по сравнению с депозитами.
Валютный рынок
В III квартале 2018 года на валютном рынке усилилась турбулентность главным образом из-за роста спроса со стороны импортеров энергоносителей, что традиционно происходит в преддверии осени, а также ухудшения ожиданий учитывая финансовую нестабильность в отдельных странах, рынки которых развиваются (в частности в Турции), и отсрочки получения финансирования от МВФ.
Кроме того, под влиянием негативных ожиданий, в том числе по сезонам, которые ухудшаются накануне осени, существенно вырос спрос на наличную иностранную валюту со стороны населения. Дополнительными факторами были также операции корпоративного сектора с перечислением дивидендов за границу и выходом нерезидентов с гривневых ОВГЗ.
Для уменьшения интенсивности колебаний обменного курса НБУ сохранял присутствие на валютном рынке, проводя операции, как по покупке иностранной валюты, так и по ее продаже. По итогам III квартала 2018 года отрицательное сальдо интервенций НБУ составило 0.7 млрд. долл. (однако с начала года оставалось положительным и превысило 0.6 млрд. долл.). Действия НБУ не препятствовали влиянию рыночных факторов на динамику курса гривны, однако способствовали снижению ажиотажного спроса на валюту, как на межбанковском, так и на наличном рынке.
В результате официальный обменный курс гривны к доллару в III квартале 2018 года к предыдущему кварталу и с начала года уменьшился (на 8.1% и 0.8% соответственно), тогда как к евро хотя и ослаб в III квартале, однако оставался на 1.1% прочнее по сравнению с началом года.
В то же время в III квартале 2018 года ослабилось к доллару большинство валют стран – ОТП Украины. Как следствие, НЭОК гривны в III квартале (в среднем за квартал) практически не изменился по сравнению с предыдущим кварталом и незначительно укрепился в годовом измерении (на 1%). РЭОК гривны в среднем за квартал ослаб к предыдущему кварталу (на 1%) на фоне усиления инфляционного давления в странах – ОТП, но оставался крепче, чем год назад (на 5.5% г/г).
Базовые деньги и ликвидность
В текущем году в банковской системе сохранялся профицит ликвидности, который в течение III квартала существенно снизился, однако остался выше, чем в соответствующем квартале предыдущего года. Сужение ликвидности в течение квартала не ограничивало банки в проведении расчетно-кассовых операций и не привело к отсрочке платежей.
Главными факторами снижения ликвидности были отрицательное сальдо операций НБУ с иностранной валютой (18.2 млрд. грн.) и перечисление налоговых и других платежей в бюджет (в том числе квартальных) на фоне сдержанного роста расходов бюджета. Влияние фискальных факторов на сужение ликвидности банковской системы в III квартале 2018 года оценено на уровне 16.6 млрд. грн.
Влияние других факторов (рост денежной наличности, операций ФГВФЛ и ликвидаторов банков) было сравнительно незначительным и в целом составило около 2.8 млрд. грн. Сужение ликвидности отразилось в сокращении среднедневных остатков средств на депозитных сертификатах НБУ (почти на 33% кв./кв.), тогда как среднедневные остатки корсчетов банков выросли.
Значительные колебания ликвидности банковской системы в течение квартала привели к формированию ситуативного спроса на кредиты рефинансирования со стороны отдельных банков. Через этот канал в банковскую систему в ІІІ квартале поступило 3.5 млрд. грн.
Рост объема наличных и уровня корсчетов банков на конец III квартала по сравнению со II кварталом 2018 года привел к увеличению денежной базы (на 1.0%). В годовом измерении ее рост незначительно ускорился (до 13.6%). В то же время спрос на наличные деньги растет медленнее, чем номинальные потребительские расходы ДХ, что обусловлено ростом популярности безналичных расчетов.
Денежная масса и ее компоненты
По результатам III квартала 2018 года остатки по гривневым депозитам уменьшились, а их годовые темпы прироста замедлились (до 11.8% в сентябре).
Снижение гривневых депозитов НФК в III квартале 2018 года главным образом обусловлено их сокращением в августе из-за вышеуказанных фискальных факторов. Дополнительным фактором был рост девальвационных ожиданий, что стимулировало бизнес максимизировать использование гривневых ресурсов (как собственных, так и кредитных) для осуществления платежей.
Так почти 80% объема сокращения остатков средств НФК за август составили средства по требованию. Однако их годовые темпы прироста в III квартале незначительно ускорились до 4.4% (по сравнению с 3.9% в предыдущем квартале).
Больше всего в годовом выражении росли остатки средств до востребования и сроком до одного года, тогда как по депозитам от года до двух снижались. Это объясняется обратной кривой доходности, что повышает финансовую привлекательность депозитов сроком до одного года.
Остатки гривневых депозитов ДХ по результатам III квартала 2018 года также снизились, что обусловило замедление их роста в годовом измерении, хотя темпы прироста остались высокими (19.8%). Активному привлечению средств ДХ в первом полугодии 2018 года способствовали высокие темпы роста реальной заработной платы и увеличение привлекательности депозитов в национальной валюте на фоне укрепления гривны.
Главными факторами, которые определяли динамику остатков гривневых депозитов ДХ в III квартале 2018 года, были активное расходование населением средств на потребительские нужды, в том числе в преддверии начала нового учебного года и переток средств на депозитные счета в иностранной валюте. Кроме того, продолжался рост интереса ДХ к альтернативным источникам инвестирования.
Соответственно в течение III квартала 2018 года выросли общие остатки депозитов в иностранной валюте в долларовом эквиваленте (на 2.2%), главным образом за счет притока средств на депозитные счета ДХ, однако продолжили снижаться в годовом измерении (на 1.2%).
Банки и в дальнейшем ожидают приток депозитов в банковскую систему, а соответствующие ожидания по приросту вкладов населения были самыми высокими за все время проведения опросов (с 2015 года).
В целом благодаря росту депозитов в иностранной валюте годовые темпы прироста денежной массы в III квартале 2018 года ускорились до 11.1%.
Кредиты
В III квартале 2018 года банки продолжили постепенно наращивать гривневое кредитование (в сентябре рост остатков ускорился до 5.3% относительно II квартала и до 13.2% г/г). Наиболее активно росли остатки по кредитам, предоставленным ДХ (на 43.9% г/г), прежде всего благодаря потребительским кредитам, чему способствовало улучшение потребительских настроений.
Высокими темпами росло предоставление кредитов на приобретение транспортных средств и другие потребительские нужды населения. Наибольшим спросом пользовались кредиты сроком до пяти лет. По другим срокам также произошел рост остатков, однако их удельный вес в общих кредитах остается традиционно незначительным.
Возрос спрос на кредиты и со стороны НФК, что может объясняться увеличением потребности в оборотном капитале и инвестиционных целях. Лидерами такого прироста в III квартале 2018 года были предприятия оптовой и розничной торговли, складского хозяйства и вспомогательной деятельности в сфере транспорта и сельского хозяйства. Кроме того, ускорились темпы роста остатков кредитов в строительстве и замедлились темпы снижения в сфере операций с недвижимым имуществом.
Также ускорилось (до 6% г/г) увеличение остатков по кредитам в иностранной валюте (в долларовом эквиваленте).
Банки и в дальнейшем прогнозируют рост кредитования корпоративного сектора и ДХ, этому должен способствовать принятый 18.10.2018 Верховной Радой кодекс Украины из процедур банкротства, который, в частности, должен повысить эффективность процедур банкротства и восстановление платежеспособности лиц, которые оказались в затруднительной финансовой ситуации и нуждаются в помощи со стороны государства.
Вместе с тем процесс восстановления кредитования продолжит сдерживать такие структурные факторы, как высокая доля неработающих кредитов на балансах банков и значительная закредитованность крупных предприятий.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В УКРАИНЕ
ВНЕШНИЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ПРОГНОЗА
Темпы роста глобальной экономики в 2018-2020 годах постепенно будут замедляться, хотя и будут оставаться на относительно высоком уровне. Весомую поддержку будут оказывать значительные объемы потребления на фоне роста заработных плат и снижения уровня безработицы. Потенциал роста мировой экономики сдерживает тот факт, что в течение длительного периода после мирового финансового кризиса наблюдались незначительные объемы капиталовложений и низкие темпы роста производительности.
Кроме того, будет увеличиваться неравномерность темпов экономического роста развитых стран и стран, рынки которых развиваются, а также внутри отдельных групп стран. Основными причинами станут обострение торговых войн, геополитическая напряженность на Ближнем Востоке, ужесточение финансовых условий, рост цен на энергоносители.
Перспективы экономического роста США остаются пока благоприятными благодаря инвестициям в инфраструктурные программы и сокращение налогов. Дополнительную поддержку будет оказывать относительно устойчивый потребительский спрос благодаря росту доходов и самому низкому за последние 50 лет уровню безработицы.
Вместе с тем рост потребительского спроса будет способствовать увеличению объемов импорта, тогда как для экспорта существенным фактором сдерживания будут имеющиеся и возможные дополнительные обратные меры торговых партнеров. В результате будет усиливаться инфляционное давление, что побудит ФРС и дальше повышать процентную ставку. Ожидается еще одно повышение ставки до конца текущего года и три повышения в 2019 году, что максимально приблизит ставку к нейтральному уровню.
Рост экономики Еврозоны будет постепенно замедляться, однако оставаться близким к потенциальному уровню. Поддержку будут оказывать рост заработных плат и занятости благодаря увеличению затрат предприятий на рабочую силу, рост кредитования частного сектора, обусловленный относительно благоприятными банковскими условиями кредитования. Однако нерешенность вопроса о Brexit, торговые противоречия с США и косвенное влияние торгового противостояния между США и Китаем будут сдерживать экономическую активность.
Инфляционные процессы будут развиваться, с одной стороны, под влиянием роста цен на нефть, а с другой – вследствие снижения цен на других товарных рынках из-за протекционистских мер. ЕЦБ при таких условиях будет продолжать, сворачивать программу количественного смягчения, однако будет удерживать процентные ставки на текущем уровне как минимум до второй половины 2019 года.
Страны, рынки которых развиваются, в последние периоды претерпели существенное влияние негативных факторов как со стороны товарных, так и финансовых рынков. Учитывая то, что действие геополитического противостояния и торговых войн, которые спровоцировали изменения на рынках, продолжится, стоит ожидать некоторого замедления развития этой группы стран. Вместе с тем перспективы экономического роста существенно отличаются в зависимости от региона.
Так страны ЦВЕ, несмотря на определенное замедление, будут расти постоянными темпами благодаря устойчивому потребительскому спросу. Вместе с тем бюджетно-налоговая политика будет способствовать увеличению заработных плат в государственном секторе, пенсий и социальных пособий. Дополнительным фактором будет оставаться государственное финансирование благодаря средствам ЕС.
Однако уменьшение положительного вклада чистого экспорта в рост ВВП из-за ухудшения внешней конъюнктуры, в частности высоких цен на нефть, будет сдерживать экономическую активность. В то же время рост цен на нефть будет поддерживать экономическую активность отдельных стран СНГ, в частности России (несмотря на введенные санкции) и Казахстана.
Страны Азии, в частности Китай и Индия останутся лидерами по темпам экономического роста. И хотя в Китае ожидается некоторое замедление из-за усиления регулирования финансового сектора и ослабления внешнего спроса, государственная поддержка будет и впредь оставаться фундаментальным фактором высокой экономической активности. Ускорение роста в Индии будет происходить благодаря затуханию временного шока от проведения денежной и налоговой реформ. Экономика Турции существенно замедлится вследствие негативного влияния валютного кризиса и роста инфляции.
Усиление торгового противостояния углубит регионализация товарных рынков и будет фактором сдерживания роста цен. Так, несмотря на высокие цены на сталь на американских и китайских рынках, цены на рынках Европы и Ближнего Востока постепенно будут снижаться с последующей стабилизацией со второй половины 2019 года. В 2019 году темпы роста спроса на сталь продолжат существенно замедляться – до 0.7% г/г с ожидавшихся в текущем году 1.8% г/г и 4.7% г/г в 2017 году.
В то же время, несмотря на избыток стали в мире, ее предложение будет расти. В 2019 – 2020 годах планируется введение в эксплуатацию новых сталелитейных предприятий совокупной производительностью около 52 млн. т/год (не учитывая Китай) или более 3% от совокупного мирового производства. Более половины новых мощностей будут запущены в странах Ближнего Востока. Среди других стран ожидается наращивание производственных мощностей в Африке, странах Южной и Центральной Америке.
Соответственно цены на железную руду в среднесрочной перспективе могут снизиться до 57 – 60 долл./т учитывая дальнейшее существенное расширение мирового предложения, особенно со стороны Австралии, Бразилии, Индии на фоне относительно слабого спроса и активного перехода на металлолом во время выплавки стали в Китае.
Мировые цены на зерновые постепенно будут повышаться на прогнозном горизонте в условиях ускорения роста мирового потребления и факторов со стороны предложения. Ожидается, что в результате ухудшения погодных условий мировое производство пшеницы в 2018/19 МГ будет ниже на 3.3% за прошлогодний рекордный показатель из-за значительно меньших урожаев в России (на 16.5% г/г), ЕС (на 9.3% г/г) и Турции (на 9.5% г/г).
Также более низким будет урожай в Китае, Украине, Египте и Узбекистане.
В то же время в США, Аргентине, Канаде, Индии и Казахстане ожидается его увеличение, что частично будет нивелировать падение урожая в основных странах – экспортерах. Как следствие, при почти неизменных объемах потребления запасы пшеницы сократятся на 4.8 % г/г.
Мировое производство кукурузы в 2018/19 МГ составит около 1.1 млрд. т, что на 3.4% больше, чем за прошлогодний урожай. В то же время потребление вырастет на 3.6% г/г до рекордно высокого уровня почти в 1.2 млрд. т. Однако наличие необходимого уровня переходящих запасов позволит компенсировать разницу между производством и потреблением и удерживать цены на относительно стабильном, но достаточно низком текущем уровне.
В результате мировая ценовая конъюнктура для украинских экспортеров, выраженная индексом ЕСРІ, будет оставаться близкой к текущей ситуации на прогнозном горизонте. Снижение уровня ЕСРІ по сравнению с предыдущим прогнозом, связано в первую очередь с пересмотром цен на кукурузу (доля которой в экспорте зерновых постоянно растет) в сторону снижения и падением цен на подсолнечное масло из-за ожидаемого существенного урожая масличных культур.
На мировом рынке нефти ожидается, что до конца 2018 года будет наблюдаться определенный дефицит нефти, связанный с одновременным введением второго этапа санкций против Ирана и сезонным увеличением потребления. Так в первой половине 2018 года поставки иранской нефти составляли около 3.8 млн. бар./сутки.
Сейчас Саудовская Аравия, Россия и страны Персидского залива уже начали наращивать объемы добычи для того, чтобы компенсировать сокращение поставок нефти после введения санкций. Ожидается, что производство нефти увеличат и другие страны, в том числе США, или же будут использоваться механизмы сотрудничества с Ираном в обход санкций (в частности, проведение расчетов в китайских юанях).
В результате в 2019 году ожидается, что рынок адаптируется к снижению экспорта со стороны Ирана, а предложение нефти снова будет превышать спрос, что отразится на ценах. В частности на увеличение предложения может существенно повлиять стремительное повышение добычи в США. Ожидается, что в 2019 году США могут выйти на объемы добычи 11.5 млн. бар./сутки или рост на 7.5% г/г от запланированного на 2018 год.
Также ожидается существенное увеличение поставок нефти со стороны Венесуэлы (до 20 августа 2019 года – до 1 млн. бар./сутки), что станет возможным благодаря подписанному соглашению между Венесуэлой и Китаем.
Вместе с ценами на нефть в конце года значительно повысились и цены на газ. Это будет создавать дополнительное давление на внутренние цены, так и на платежный баланс Украины. На прогнозном горизонте ожидается, что траектории цен на газ и нефть будут схожими: после пика цен зимой прогнозируется постепенное их снижение.
Учитывая новые проинфляционные факторы (в частности, рост цен на энергоресурсы и пшеницу, более активное, чем ожидалось, увеличение заработных плат и т. д.) Национальный банк повысил оценку инфляции на 2018 год (с 8.9% до 10.1%).
Действие этих факторов и связанные с ними высокие инфляционные ожидания будут отображаться на инфляции в следующем году (прогноз повышен до 6.3%). Поэтому инфляция будет оставаться на уровне, превышающем целевой диапазон дольше, чем ожидалось ранее, войдет в его пределы в I квартале 2020 года и достигнет среднесрочной цели 5.0% в конце 2020 года.
Основным фактором снижения инфляции на прогнозном горизонте будут достаточно жесткие монетарные условия, которые сложились в результате ряда предыдущих повышений учетной ставки. Кроме того, из-за ожидаемого замедления трудовой миграции произойдет снижение давления на рост заработных плат (в отличие от последних двух лет, когда они стремительно повышались).
Также рост цен будет ограничивать сдержанная фискальная политика из-за необходимости погашения значительных объемов государственного долга и умеренных темпов импортируемой инфляции за относительно низкой курсовой волатильности.
Базовая инфляция к концу года замедлится до 7.9%. Сдерживающее влияние жесткой монетарной политики, а также вторичные эффекты от замедления продовольственной инфляции уже будут преобладать над влиянием основных проинфляционных факторов, в частности высоких темпов роста доходов населения. Соответственно под влиянием активного роста заработных плат в экономике, самыми высокими темпами среди составляющих базовой инфляции будет расти стоимость рыночных услуг, где вес расходов на оплату труда является наибольшим.
Меньше всего подорожают в текущем году компоненты базового ИПЦ со значительной импортируемой составляющей на фоне относительной стабильности номинального обменного курса (прежде всего, относительно корзины валют-партнеров), а также пищевые продукты с высокой степенью обработки. Однако среди сдерживающих факторов будут оставаться эффекты переноса на отдельные компоненты базовой инфляции, повышение мировых цен на пшеницу.
Достаточно жесткая монетарная и фискальная политика, а также умеренная импортируемая инфляция будут определять дальнейшую траекторию по снижению базовой инфляции в течение 2019 – 2020 годов (до 5.1% и 3.6% соответственно). Темпы роста заработной платы замедляются под влиянием ожидаемого снижения интенсивности трудовой миграции, а также низких темпов повышения минимальной зарплаты и зарплат в государственном секторе.
Действие приведенных факторов предопределит замедление роста потребительского спроса, возвращение к отрицательному разрыву ВВП (что в дальнейшем будет расширяться) и соответствующее снижение инфляционного давления на фоне низкой импортируемой инфляции.
Инфляция сырых продовольственных товаров в текущем году существенно снизится – до 4.9% (с 23.5% в прошлом году). Прежде всего, это обусловлено исчерпанием действия факторов продовольственного предложения предыдущего года, в том числе связанных с активным ростом экспорта отдельных видов украинской продукции. В то же время существенный рост мировых цен на пшеницу и соответствующий рост цен на муку будет ограничивать замедление продовольственной инфляции.
В 2019 – 2020 годах инфляция сырых продовольственных товаров снизится до 4% и 3.1% соответственно. Падение мировых цен на кукурузу во втором полугодии текущего года будет снижать затраты в производстве мясомолочной продукции, что положительно отразится на ценах этой категории товаров в 2019 году.
Высокие ожидаемые показатели урожайности как результат осуществленных инвестиций в сельское хозяйство вместе с ростом производительности в отрасли станут фактором сдерживания инфляции продовольственных товаров в среднесрочной перспективе, и будут компенсировать эффекты роста доходов домохозяйств.
Повышение административно регулируемых цен в 2018 году ожидается в размере 18.4%. Объявленное повышение тарифов на газ для населения и производителей тепловой энергии (23.5%) обусловит соответствующий пересмотр тарифов на централизованное отопление и горячую воду.
Среди подакцизных товаров наибольшее подорожание в текущем году ожидается на табачную продукцию (на 24%), оно продолжится в последующих годах (на 12 – 13%). Это в значительной мере будет определяться повышением ставок акцизных сборов в следующих бюджетных периодах, в рамках взятых Украиной обязательств по гармонизации ставок табачных акцизов до уровней акцизной нагрузки в ЕС.
Подорожание алкогольной продукции прогнозируется на уровне около 10% ежегодно, в том числе под влиянием продолжения повышения ставок акцизных сборов. Эти товары будут формировать существенный вклад в инфляцию административно-регулируемых цен на всем прогнозном горизонте.
В 2019 – 2020 годах рост административных цен замедлится до 11.7% и 10.8% соответственно, однако все еще будет превышать уровень роста цен по другим компонентам потребительской корзины. Тарифы на газ (а вместе с ними и на отопление и горячую воду) продолжат расти в соответствии с принятыми решениями правительства по постепенному их доведению до импортного паритета.
Кроме того, дальнейшее повышение заработных плат, в частности для работников в сфере ЖКХ и муниципального транспорта, также сделает существенный вклад в рост административно регулируемых цен в среднесрочной перспективе.
Значительное подорожание нефти с начала года уже достаточно быстро отразилось на стоимости топлива на украинском рынке, соответственно прогноз роста цен на топливо в текущем году пересмотрен до 17.5%.
Вторичные эффекты будут проявляться преимущественно в следующем году, однако они будут разнонаправленными, поскольку повышение производственных затрат и их перенос на потребителей будет компенсироваться ухудшением условий торговли и соответствующим ослаблением конкурентоспособности внешней торговли. Поэтому инфляция топлива в последующие годы будет замедляться до 7.4% и 5%, в основном отражая изменение мировых цен на нефть в гривневом эквиваленте.
СПРОС И ВЫПУСК
Как и ранее, НБУ прогнозирует ускорение роста экономики в 2018 году до 3.4%. Доминирующим фактором останется частное потребление, которое в текущем году повысится на 5,5% благодаря продолжению роста доходов населения, что стимулируется значительным повышением заработных плат, пенсионных выплат, а также денежных переводов из-за рубежа.
Также сохранится активная инвестиционная деятельность предприятий, что, в свою очередь, будет создавать повышенный спрос на инвестиционный импорт. Именно поэтому, несмотря на восстановление промышленного производства и расширение доступа украинских экспортеров на внешние рынки, будет сохраняться отрицательный вклад чистого экспорта в ВВП.
В 2019 году ожидается замедление роста реального ВВП до 2.5% вследствие охлаждения глобальной экономики, ухудшения ценовой конъюнктуры на мировых сырьевых рынках, а также жесткой монетарной политики, необходимой для возвращения инфляции к целевому диапазону.
Кроме того, со стороны фискальной политики в 2019 году прогнозируется существенное сдерживающее влияние по сравнению с предыдущими периодами из-за необходимости погашения значительных объемов государственного долга.
В 2020 году реальный рост экономики ускорится до 2.9%. В значительной степени этому будет способствовать постепенное смягчение монетарной политики, что будет стимулировать внутренний спрос и улучшение инвестиционной привлекательности экономики.
Частное потребление и дальше будет основной движущей силой экономического роста в прогнозном периоде, что в значительной степени связано с ростом доходов населения, прежде всего за счет повышения заработной платы в реальном секторе экономики и наращивания бюджетных расходов социальной направленности. Важным стимулирующим фактором также становятся переводы из-за рубежа, возросшие из-за усиления трудовой миграции.
В текущем году рост частного потребления прогнозируется на уровне 5.5%, однако в дальнейшем он замедлится (до 3 – 5%), в том числе из-за ужесточения фискальной политики, а также сохранения относительно жесткой монетарной политики. Рост расходов населения на оплату энергоносителей вследствие приведения цен на газ до импортного паритета и продолжение политики постепенного снижения норм субсидий на оплату услуг ЖКХ, рассматриваются как сдерживающий фактор для частного потребления.
Инвестиции и дальше будут расти самыми высокими темпами из всех компонентов ВВП, однако замедлятся в среднесрочной перспективе (до 10.9% в текущем и 5 – 7% в последующих годах), из-за роста доли издержек бизнеса на оплату труда и постепенного достижения достаточного уровня инвестиций для поддержания производственных нужд. Активная инвестиционная деятельность ожидается в отраслях, прежде всего ориентированных на экспорт продукции (в частности в сельском хозяйстве, перерабатывающей промышленности), а также зависимых от наращивания капитальных расходов бюджета (в том числе дорожное строительство).
Существенным стимулом к повышению инвестиционной активности будет оставаться необходимость модернизации производства и сертификации продукции для расширения доступа к европейскому рынку.
Рост объемов инвестиций в основной капитал и дальше будет определять восходящую динамику инвестиционного импорта, в частности машин и оборудования. Дополнительный спрос на импортируемую продукцию ожидается также со стороны домохозяйств, в связи с продолжением повышения их реальных располагаемых доходов.
Доля энергетического импорта будет сокращаться, этому будет способствовать повышение энергоэффективности и объемов внутренней добычи энергоресурсов. Соответственно рост общих физических объемов импорта в текущем году замедлится до 4.2% и примерно такие же темпы сохранятся в течение всего прогнозного горизонта.
Темпы роста физических объемов экспорта в 2018 – 2020 годах будут оставаться на уровне 1 – 2% ежегодно. Прежде всего, этому будет способствовать поддержание высокого экспортного потенциала украинского агросектора. Наращивание поставок продукции металлургии будет сдерживаться негативным влиянием взаимных торговых ограничений и сегментацией рынков, что будет снижать внешний спрос.
Кроме того, нестабильная ситуация с отгрузками в акватории Азовского моря, а также проблемы с транспортировкой, также будут ограничивать экспортные поставки.
ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО УРОВНЯ ВВП И ЦИКЛИЧЕСКОЙ ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ
На прогнозном горизонте продолжится ускорение роста потенциального ВВП с текущего уровня (по оценкам НБУ — около 2%) до 3 – 3.5% в годовом измерении в 2020 году. Конвергенция экономики Украины с экономиками развитых стран приведет к росту совокупной производительности факторов производства, будет оставаться основным фактором роста потенциального ВВП.
Но высокий естественный уровень безработицы в результате сохранения структурных диспропорций на рынке труда останется одним из основных факторов сдерживания роста потенциального ВВП. В то же время, НБУ ожидает замедления миграционных процессов, поэтому негативное влияние занятости на темпы роста потенциального ВВП будет уменьшаться.
В первом полугодии 2018 года отрицательный вклад изменений капитала в изменение потенциального ВВП снизился до нуля вследствие роста доли капитальных инвестиций в ВВП в предыдущих годах. В следующих годах положительный вклад капитала в рост потенциального ВВП будет постепенно увеличиваться, поскольку темпы накопления основного капитала превысят уровень амортизации, что обусловит рост капитала в реальном измерении.
Благоприятные условия торговли, оживление потребительского и инвестиционного спроса обусловили закрытие отрицательного разрыва ВВП в конце 2017 года. А в первом полугодии 2018 года образовался положительный разрыв ВВП в результате повышения социальных стандартов правительством Украины, стремительного снижения безработицы и улучшения условий торговли.
Однако уже с III квартала жесткая монетарная политика вместе с ухудшением условий торговли обеспечат возврат разрыва ВВП к отрицательным значениям на всем прогнозном горизонте, кроме IV квартала 2018 года.
В конце текущего года ожидается значительный фискальный импульс, что временно вернет разрыв выпуска в положительную плоскость. Но в 2019 и 2020 годах отрицательный разрыв ВВП будет постепенно расширяться, в частности из-за сдержанной фискальной политики, и стремиться к 1% от потенциального ВВП.
Фискальная политика в текущем году будет иметь умеренное стимулирующее влияние на экономику. В большей степени фискальное стимулирование совокупного спроса реализуется из-за увеличения расходов СЗДУ социального направления, в частности пенсий, заработных плат в бюджетной сфере, и выплат военным.
Существенное смягчение фискальной политики ожидается в IV квартале при условии продолжения сотрудничества с МВФ и улучшения доступа к внешним рынкам для финансирования дефицита. Соответственно ожидается, что структурный дефицит будет выше, чем прошлогодний, а общий дефицит СЗДУ вырастет до 2% ВВП.
Рост налоговых доходов сводного бюджета в 2018 году превысит 18%. Больше всего, по оценкам НБУ, возрастут поступления от налога на прибыль предприятий (более 40%), а также от НДФЛ – благодаря росту высокими темпами номинальной заработной платы в экономике.
В то же время существенно возрастут и бюджетные расходы на оплату труда. В целом рост государственных расходов социального характера (вместе с пенсионным обеспечением) составит около 25% и будет важным фактором расширения внутреннего потребительского спроса. Политика правительства по восстановлению дорожной инфраструктуры, а также начало работы Дорожного фонда позволит увеличить капитальные расходы до около 3.5% ВВП.
Однако расходы (а вместе с ними и дефицит бюджета) будут ограничиваться, прежде всего, низкими объемами финансирования в течение года (в том числе за счет внешних заимствований и приватизации). Ожидается, что ситуация с финансированием бюджета улучшится после выхода правительства на внешние рынки заимствований в IV квартале.
В 2019 – 2020 годах ожидается проведение относительно жесткой фискальной политики, которая будет определяться необходимостью удержания дефицита на низком уровне из-за наступления периода пиковых выплат по внешнему государственному долгу в условиях затрудненного доступа на внешние рынки для Украины, как и для других стран, что развиваются. Соответственно, в этот период дефицит бюджета прогнозируется в размере 1.5% ВВП, а общее влияние финансового сектора на экономический рост и инфляцию – сдерживающим.
Получение кредитных средств от МВФ и других официальных кредиторов позволит сохранить доступ к международным рынкам капитала на прогнозном горизонте и рефинансировать часть долга, пик выплат по которым приходится на 2019 – 2020 годы.
Государственный и гарантированный государством долг в процентах к ВВП в прогнозном периоде будет снижаться (с достижением уровня 60% в 2020 году). Этому будут способствовать высокие темпы роста номинального ВВП, умеренная волатильность обменного курса, а также постепенное сокращение доли внешнего государственного долга на фоне значительных погашений.
Уровень безработицы во всем прогнозном периоде прогнозируется ниже 9% (по методологии МОТ) по мере выравнивания диспропорций на рынке труда. Однако он будет оставаться достаточно высоким из-за медленных темпов роста экономики на фоне жесткой монетарной и фискальной политики, замедления миграционных процессов с соответствующим снижением давления на рост заработных плат.
Темпы роста заработной платы будут замедляться под влиянием ожидаемого снижения интенсивности трудовой миграции, а также низких темпов повышения минимальной зарплаты и зарплат в государственном секторе. Несмотря на стремительное повышение заработных плат в предыдущем году (на 37%), прежде всего, в ответ на отток рабочей силы, в течение текущего года такое повышение продолжилось, хотя и низшими темпами.
В среднем в 2018 году работодатели повысят номинальные заработные платы на 25% (или на 13% – в реальном выражении). На прогнозном горизонте ожидается, что такое замедление продолжится, зарплаты будут расти на 16% и 10% в 2019 и 2020 годах соответственно (или 7% и 5% в реальном выражении). Затухание процессов трудовой миграции и бюджетная консолидация будут главными факторами замедления темпов роста заработных плат на прогнозном горизонте.
Ожидается, что постепенное насыщение рынка труда в Польше приведет к замедлению миграционных процессов. Из-за жесткой фискальной политики в 2019 – 2020 годах рост заработных плат в государственном секторе будет происходить достаточно медленно.
Кроме того, в среднесрочном бюджете заложены умеренные темпы повышения минимальной заработной платы (в частности, на 12% до 4170 грн. в 2019 году согласно проекту бюджета).
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС
В 2018 году дефицит текущего счета расширится до 2.7% от ВВП, вследствие почти двукратного увеличения выплат по дивидендам и ухудшения товарного баланса в результате роста потребительского спроса и ухудшения условий торговли во втором полугодии года.
В 2019 – 2020 годах дефицит текущего счета будет сохраняться близким к текущему уровню – 2.5 – 3% ВВП. Дефицит внешней торговли на прогнозном горизонте будет расширяться на фоне ухудшения условий торговли, а также постепенной ревальвации РЭОК гривны. В то же время такой дефицит будет компенсироваться увеличением частных денежных переводов в результате роста доходов трудовых мигрантов за рубежом и некоторым сокращениям выплат по дивидендам.
Ключевым предположением макроэкономического прогноза остается дальнейшее сотрудничество с МВФ и, соответственно, относительно благоприятные условия доступа к международным рынкам капитала.
В то же время приток инвестиционного и долгового капитала будет сдерживаться высокими системными и политическими рисками в Украине накануне двойных выборов в 2019 году. Размещение ОВГЗ в 2018 – 2020 годах и получение официального внешнего финансирования дадут возможность рефинансировать часть долга, пик выплат по которым придется на 2019 – 2020 годы. Объемы наличной валюты вне банков в 2019 – 2020 годах будут меняться несущественно на фоне замедления миграционных процессов и снижения волатильности обменного курса.
В 2018 году профицит сводного платежного баланса вместе с получением финансирования от МВФ даст возможность аккумулировать международные резервы до 19.2 млрд. долл. (или 3.2 месяца импорта будущего периода). Незначительный дефицит сводного счета платежного баланса в 2019 – 2020 годах будет финансироваться кредитами от МВФ. В результате международные резервы останутся примерно на уровне 19 млрд. долл. в течение прогнозного периода.
Дефицит текущего счета в 2018 году ожидается на уровне 2.7% от ВВП (по сравнению с 2.2% от ВВП в 2017 году). Основным фактором расширения дефицита стало увеличение выплат по дивидендам до 3.5 млрд. долл. (по сравнению с 1.8 млрд. долл. в 2017 году) благодаря либерализации административных ограничений на фоне хороших финансовых результатов предприятий.
Высокий потребительский (вследствие роста реальных доходов населения) и инвестиционный спрос (прежде всего со стороны аграриев и металлургов) обеспечили рост импорта товаров и услуг более высокими темпами, чем экспорта.
В 2019 – 2020 годах дефицит текущего счета сохранится на уровне 2.5 – 3% ВВП. Темпы роста импорта товаров и услуг будут превышать увеличение экспорта из-за роста цен на энергоносители, высокие потребительские настроения населения, а также значительного инвестиционного импорта.
Рост экспорта будут обеспечивать повышение урожайности в аграрном секторе и увеличение поставок в страны – ОТП Украины. Расширение дефицита торгового баланса будет компенсироваться увеличением поступлений от частных денежных переводов за счет роста доходов трудовых мигрантов в долларовом эквиваленте.
В 2018 году рост экспорта товаров хоть и замедлится, однако останется достаточно высоким (около 10%) на фоне повышения цен на металлы (вследствие роста мирового спроса) и зерновые (в условиях слабого урожая, прежде всего пшеницы, из-за засушливой погоды в странах-экспортерах). Наращивание объемов экспорта продукции металлургии (на 26%) будет происходить в первую очередь из-за роста спроса со стороны Индии и Китая.
В 2019 году экспорт товаров останется практически на уровне предыдущего года вследствие ухудшения условий торговли. Но в 2020 году ожидается возобновление его роста (на 4%). Одновременно в 2019 – 2020 годах физические объемы экспорта будут расти благодаря увеличению производительности в аграрном секторе, в частности высшей урожайности зерновых и масличных и сохранению высокого спроса на металлургическую продукцию на азиатском рынке.
Кроме того, ожидается рост экспорта продукции машиностроения, в частности поставок авиационной продукции на рынки Азии и химической промышленности в результате роста мирового спроса и восстановления внутреннего производства.
Рост импорта товаров в 2018 – 2020 годах замедлится с 12% до 3%. Энергетический импорт будет сокращаться, как из-за постепенного снижения цен на энергоресурсы, так и из-за уменьшения объемов импортируемого газа (благодаря наращиванию объемов внутренней добычи и дальнейшему внедрению энергосберегающих технологий). Также будет замедляться рост инвестиционного и потребительского импорта (последнего – в результате снижения темпов роста заработных плат).
В 2018 – 2019 годах ожидается сохранение профицита торговли услугами. Продолжение роста количества путешествующих и соответственно импорта услуг будет компенсироваться увеличением экспорта транспортных и IT-услуг. В 2020 году прогнозируется уменьшение объемов транзита газа, что обусловит переход к дефициту торговли услугами.
В 2018 – 2020 годах ожидается постепенный рост денежных переводов от трудовых мигрантов, что будет компенсировать расширение дефицита торговли. В 2018 году такой рост будет обеспечиваться, прежде всего, увеличением количества трудовых мигрантов благодаря упрощению процесса трудоустройства в странах Восточной Европы. А в 2019 – 2020 годах из-за замедления миграционных процессов увеличение переводов будет происходить преимущественно за счет роста доходов трудовых мигрантов за рубежом.
В 2018 году выплаты по начисленным дивидендам составят 3.5 млрд. долл. (почти вдвое больше по сравнению с 2017 годом) на фоне постепенной либерализации движения капитала и улучшения финансовых результатов предприятий с иностранным капиталом. На прогнозном горизонте ожидается сохранение высоких объемов репатриации дивидендов, однако они несколько уменьшатся по сравнению с 2018 годом.
Чистые поступления по финансовому счету в 2018 году будут обеспечиваться, прежде всего, привлечениями государственного сектора. Подписание новой программы сотрудничества с МВФ позволит получить кредиты от ЕС и Всемирного банка. Такие привлечения вместе с размещением ОВГЗ позволят рефинансировать часть выплат по внешним обязательствам в 2018 – 2020 годах.
Сотрудничество с МВФ станет позитивным сигналом и для частных инвесторов по восстановлению притока капитала.
Поэтому в 2019 – 2020 годах чистые поступления по финансовому счету в частный сектор увеличатся. Однако в 2019 году такой приток будет ограничиваться из-за повышения политических рисков, связанных с двойными выборами.
Вследствие резкого увеличения частных денежных переводов от трудовых мигрантов в 2018 году второй год подряд наблюдается увеличение наличной валюты вне банков. Однако уже с 2019 года, ее объемы почти не изменяются из-за замедления миграционных процессов, а также снижения волатильности обменного курса.
В 2018 году профицит сводного платежного баланса вместе с чистым поступлением средств от МВФ по новой программе SBA позволит увеличить международные резервы до 19.2 млрд. долл. (или 3.2 месяца импорта будущего периода). Это составит около 66% от композитного критерия МВФ относительно адекватности резервов. В 2019 – 2020 годах чистые привлечения от МВФ дадут возможность профинансировать дефицит сводного счета платежного баланса и сохранить объемы международных резервов на таком же уровне – около 19 млрд. долл.
МОНЕТАРНЫЙ СЕКТОР И ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ
На прогнозном горизонте ожидается продолжение проведения относительно жесткой монетарной политики. Сохранение инфляционных рисков и необходимость снижения инфляции к целевому уровню предопределяют содержание реальной ключевой процентной ставки существенно выше нейтрального уровня.
Рост спроса на наличные и осуществление правительством выплат по внешним обязательствам в течение следующих двух лет обусловит снижение уровня ликвидности банковской системы. Это отразится в росте спроса банков на кредиты рефинансирования и снижении объема выпуска депозитных сертификатов НБУ.
Несмотря на развитие безналичных расчетов, спрос на наличные поддерживается ростом реальных доходов и уровнем цен. С учетом текущей ситуации на денежно-кредитном рынке прогнозные показатели прироста наличных денег были пересмотрены в сторону увеличения. Вместе с ростом корсчетов банков это приведет к приросту денежной базы на уровне 12% в 2018 году и около 7% и 6% в 2019 и 2020 годах.
Относительно высокие реальные процентные ставки будут способствовать росту склонности населения к сбережениям. В результате ожидается прирост денежной массы на прогнозном горизонте на уровне 8-10%. Рост денежной массы будет поддерживаться возобновлением кредитной активности банков. Однако рост кредитов будет сдержанным из-за высоких рисков институционального характера и значительной доли проблемной задолженности.
На протяжении IV квартала текущего года ожидается рост ситуативного спроса на кредиты рефинансирования со стороны отдельных банков из-за значительных колебаний ликвидности банковской системы, главным образом обусловленных операциями правительства.
Ключевыми факторами уменьшения ликвидности банковской системы в 2019 году будут операции правительства по обслуживанию государственного долга и росту наличности в обороте, что частично будет компенсироваться покупкой НБУ иностранной валюты для пополнения международных резервов.
В случае существенного изъятия правительством ликвидности с внутреннего рынка для осуществления выплат по внешним обязательствам, в течение 2019 года может сформироваться структурный дефицит ликвидности банковской системы. При таких условиях основными операциями НБУ станут операции по поставке ликвидности.
Сохранение ключевой ставки на высоком уровне будет способствовать удержанию жестких монетарных условий, что обеспечит дезинфляцию и возвращение инфляции к целевому диапазону в начале 2020 года и достижению его центральной точки – среднесрочной инфляционной цели (5%) в 2020 году.
РИСКИ ПРОГНОЗА
Основными рисками для реализации намеченного макроэкономического прогноза, в том числе снижения инфляции к цели в 2020 году, Национальный банк рассчитывает на дальнейшее ухудшение инфляционных ожиданий (на фоне развертывания нового политического цикла) и внешних условий.
Риски со стороны внешней среды зависят как от динамики мировых цен на сырьевые товары, так и от возможного перехода мировой экономики в фазу спада. Активизация “торговых войн” крупнейших экономик мира (прежде всего США и Китая) может вызвать замедление роста мировой торговли с соответствующими проблемами для глобальной экономики. Отрицательным эффектом таких противостояний может быть избыток предложения сырьевых товаров в отдельных регионах мира с соответствующим давлением на цены в сторону снижения.
В таком случае, а также в случае ухудшения доступа к отдельным рынкам сбыта валютные поступления от экспорта будут сокращаться с соответствующим давлением на обменный курс гривны и, соответственно, инфляцию. При таких внешних условиях для компенсации их негативного влияния на инфляцию НБУ будет вынужден проводить более жесткую монетарную политику, чем это предусматривается базовым сценарием.
Остается существенная неопределенность относительно масштаба дальнейшего подорожания энергоносителей на мировых рынках и соответствующего влияния на цены других товаров вследствие роста производственных затрат.
Также возрастают риски оттока капитала из развивающихся стран. Достаточно быстрый переход центральных банков ведущих стран к более жесткой монетарной политике определяет отток капитала из стран, рынки которых развиваются, в том числе Украины. Соответственно усиливается обеспокоенность экспертов относительно возможного приближения мировой экономики в фазу спада. При реализации такого сценария важными являются взвешенные монетарная и фискальная политики для уменьшения влияния негативных внешних шоков на экономику.
Продолжение процессов трудовой миграции формирует весомый риск для экономического роста. Отток рабочей силы повышает диспропорции между спросом и предложением на рынке труда с дальнейшим ростом заработных плат и локальным дефицитом квалифицированных работников, что сдерживает потенциальный экономический рост, а также оказывает давление на уровень цен в экономике. Объявленные планы по смягчению условий трудоустройства иностранных граждан в Чехии и Германии увеличивают вес этого риска для экономики Украины.
К рискам прогноза принадлежит также неопределенность относительно объемов транзита газа через Украину с 2020 г. в результате строительства обходных газопроводов в Европу и Западную Азию.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.