В мире растет интерес к космосу. Украина владеет многими технологиями, доступа к которым нет у прогрессивных стран. Стоимость нашего потенциала с учетом подготовленных кадров составляет, без преувеличения, миллиарды долларов. При грамотном подходе космическая индустрия способна давать дохода не меньше, чем экспорт меда, орехов или рапса. В этом убежден директор Ассоциации высокотехнологичных предприятий и организаций Украины «Космос» Вадим Васильев.
Так исторически сложилось, что на момент обретения государственности Украина унаследовала треть ракетно-космического потенциала СССР. Советский Союз жил бедно, но создавал лучшие в мире звездные технологии. И многое из этого досталось нам бесплатно.
За годы независимости наша страна сумела осуществить несколько космических проектов. Самые успешные из них – «Морской старт» (Sea Launch) вместе с Boeing Commercial Space Company, РКК «Энергия», КБ «Южное», «Южмаш» и Aker Kvаеrner (Норвегия) и запуск ракеты «Днепр», созданной на базе межконтинентальных баллистических ракет РС-20 в 1999-2015 годах на «Хартроне» с привлечением КБ «Южное», НПК «Курс» и других смежников.
Читайте также последние новости Государственного космического агентства Украины и КБ «Южное» на сайте yuzhnoye.com.ua.
Только на «Морском старте» мы заработали один миллиард долларов. Но этим основной список достижений ограничивается. На сегодня украинские предприятия выполняют зарубежные коммерческие заказы. Однако Украина так и не вошла на равных в число ведущих исполнителей международных проектов. А могла бы. Потому что, по крайней мере, на пяти направлениях имеем готовые изделия или близкие к завершению наработки, которых больше нет ни у кого.
Прежде всего, это ионно-плазменные двигатели и малые ЖРД (жидкостные ракетные двигатели) для космических аппаратов. Ионно-плазменный двигатель в десять раз меньше, чем обычный, но может работать в открытом космосе десятилетиями. В мире лишь несколько компаний – разработчиков таких технологий, среди них харьковские предприятия.
Украина имеет одну из лучших испытательных баз для двигателей, которая поразила представителей НАСА во время визитов на Южмаш и Павлоградский химзавод.
Второй наш козырь – новая система стыковки (сближения) космических кораблей «Азимут». Она может заменить легендарный «Курс», который до недавнего времени изготавливали в Киеве. На нем до сих пор стыкуются пассажирские «Союзы» и грузовые «Прогрессы» с Международной космической станцией (МКС). «Азимут» – новая разработка НПК «Курс» с принципиальной разницей, как по функционалу, так и по массовым габаритным характеристикам.
Еще три направления, где украинская наука имеет преимущество в мире: гироскопы, система намотки углепластика при создании топливных баков для ракет и понятный только узкопрофильным специалистам радиоизотопный топливный генератор. Задача еще не решена, но наши ученые ближе к цели, чем другие.
Причина, почему мы, образно говоря, просто сидим на мешках с золотом, заключается в том, что нет целостной системы управления космической деятельностью. С 1994-го по 2012 год было принято четыре государственные программы (по пятой до сих пор ведется дискуссия). Но заявленные цели не достигнуты, приоритеты не выполнены. Например, не созданы системы космического наблюдения.
Пока государство определяется с космической политикой, спасение утопающих стало делом их собственных рук. В августе 2018 года появилась Ассоциация высокотехнологичных предприятий и организаций Украины «Космос».
К ней присоединились 40 ведущих предприятий космической отрасли. Пока что без «Южмаша» и «Хартрона», они еще колеблются, частные и государственные компании, институты Национальной академии наук, университеты; авторитетный в космических кругах политик, ученый и государственный деятель Владимир Горбулин, академик НАН Украины Ярослав Яцкив, директор Института космических исследований Олег Федоров, гендиректор КБ «Южное» Александр Дегтярев и др.
Директором ассоциации избран председатель наблюдательного совета ПАО «Элмиз» Вадим Васильев, для которого космос – одновременно мечта всей жизни и успешный бизнес в прямом смысле слова.
Мне давно советовали: если хочешь услышать компетентное и небанальное мнение о ситуации в космической промышленности Украины, поговори с Васильевым. И вот я в его офисе.
Перед встречей общаюсь с друзьями Вадима Валерьевича, которые очень любят его и могут рассказывать о нем бесконечно. О том, как дошкольником в Узбекистане, в Кагане, где служил танкистом отец, попробовал узбекский плов и с тех пор на всех праздничных посиделках он за повара. Как в школе (престижная английская № 89 в Печерске) увлекся «Битлз». И фанат до сих пор, рыскает в местах, связанных с ливерпульской четверкой. Так же самоотверженно, как в юности ходил в спелеологические экспедиции.
Тогда отдал предпочтение морю — хотел поступать в Одесскую мореходку. В итоге выбрал кибернетику в Киевском университете. Распределили его на «Арсенал». Потом его забрал к себе в Фонд госимущества бывший начальник – заместитель генерального Владимир Прядко. Вадим стал заниматься методологией приватизации и проработал заместителем в фонде в три периода: 1991-1994, 1997-1999 и 1999-2005 гг. С госслужбы ушел в космическую индустрию: делать то, чего никто до него не делал.
В 2011 году, когда Украина ориентировалась на сотрудничество с РФ, Вадим Васильев вместе со швейцарской Leika Geosystems создал СП «Систем Сольюшенс», которое построило и успешно эксплуатирует национальную GNSS сеть. Она позволяет через спутниковые системы получить координаты местоположения объектов на земле с точностью до сантиметров и даже миллиметров. А в 2013 году предложил проект межорбитального сервиса, суть которого в предоставлении услуг транспортировки и обслуживания на орбите космическим буксиром. Подробнее мы говорили об этом в интервью, которое началось с провокационного вопроса.
– Если назову вам пять самых убийственных стереотипов о нынешнем состоянии украинского космоса, сможете их опровергнуть?
– Какие именно?
– То, что в нашей космической отрасли: а) нет экспортных контрактов; б) мы на космосе не зарабатываем денег; в) предприятия отрасли не загружены; г) мы стоим в стороне, потому что у нас нет собственного космодрома, и мы не предоставляем пусковых услуг, а в ракетах-носителях часть комплектации русская и надо потратить сумасшедший ресурс и время, чтобы заменить все компоненты на другие – это уже новое изделие, новые испытания; и вообще космос для Украины – не по Сеньке шапка.
– Хочу всех успокоить: слухи, что украинский космос умирает и, умирая, только что и делает, что клянчит деньги, сильно преувеличены. Космическая промышленность – это не только ракетостроение и пусковые услуги. Это астрономия, международные научные исследования, эксплуатация и продажа сервисов, IT-технологии, связь, GPS-навигация, индустрия знаний и тому подобное.
Вот пример. Осенью 2018 года модуль Европейского космического агентства MASCOT совершил посадку на астероид Рюгу и передал на Землю большое количество информации. Важнейшие элементы системы терморегулирования MASCOT создала команда специалистов теплоэнергетического факультета КПИ. На вид это ничем не примечательные никелированные трубки из меди, которые могут проводить тепло в 125 (!) раз больше, чем обычные. Европейские ученые не смогли справиться с этой задачей, а мы можем.
В чем секрет? Чтобы делать такие «трубочки», «гвозди» и «клапаны», что выдерживают сверхвысокие температуры, нужно иметь доступ к специальным технологиям, и наша страна его имеет.
– Почему же нам так повезло?
– Еще с 1950-х годов в Украине располагались ключевые предприятия космической промышленности бывшего СССР, а Харьков, Днепр и Киев стали космическими центрами.
Для Киева решающим стал приезд Сергея Павловича Королева на Киевский радиозавод и Киевприбор (он много лет разрабатывал системы управления бортовым комплексом и передачи телеметрии). После реструктуризации Киевского радиозавода на его базе образовалось несколько отдельных предприятий. В частности, ПАО «Элмиз» (где Васильев возглавляет наблюдательный совет). Там до недавнего времени изготавливали системы «Курс» по стыковке космических кораблей «Союз» и грузовых «Прогрессов» с МКС. Вы удивлены?
Больше скажу: по нашей системе было выполнено более 160 успешных стыковок, чего нельзя и сравнить с мировыми аналогами.
Скажете: «Опять вы о прошлом». Конечно, прошлым нужно гордиться, но думать, прежде всего, о завтрашнем дне.
Компания «Курс» разработала абсолютно новую систему управления сближением и стыковкой различных космических аппаратов в космосе и активно ее обрабатывает, так сказать, в железе.
– Невероятно! Оказывается, мы просто умалчиваем свои достижения и возможности.
– К сожалению. В Штатах и Европе каждая компания, которая сделала заклепку для космического корабля или спутника, пишет огромными буквами в своем резюме: «Мы принимали участие в изготовлении, скажем, Falkon 9!» И везде это рекламирует. Потому что такие заказы предусматривают уникальные знания и технологии, что очень имеет высокую стоимость.
– Ну что же, как говорят, разрушаем шаблоны: космические контракты у нас все-таки есть?
– Чтобы не быть голословным, приведу данные Государственного космического агентства Украины: в 2018 году объем экспортных контрактов составил около 3 миллиардов гривен. Основные заказчики – США (около 20%), Китай (18%), Саудовская Аравия (более 30%). В прошлом году ПО «Южмаш» изготовило материальную часть до двух ракет-носителей «Антарес» (США), двух ракетоносителей Vega (ЕС) и до ракетоносителя «Зенит-2ЅБ80» в рамках международного проекта «Наземный старт».
Контракты есть не только на изготовление техники, но и на разработку, инжиниринговое сопровождение новых изделий и даже, как в «Хартрона», на обучение разработчиков заказчика.
В составе ассоциации «Космос» созданы три комитета: космической политики и законодательства, совместных проектов и формирования кооперации в космической деятельности. Задача последнего именно в том и состоит, чтобы помогать нашим предприятиям, найти подрядчиков, которые их не подведут. Потому что космические контракты, как правило, экспортные, и речь идет уже об имидже государства.
– А проблем совместимости, скажем, с американцами не возникает? Вопросов к нашей технической репутации? Ведь мы все-таки из другого космоса вышли.
– Лидеры отрасли, как КБ «Южное», «Южмаш» и другие, в подтверждении репутации не нуждаются. Она у них годами подтверждена. Они помогают пройти репутационную дорожку небольшим украинским компаниям, привлекая их к своим проектам. Особенно это касается КБ «Южное» как основного на сегодня источника заказов для украинской промышленности.
С совместимостью сложнее, потому что у американцев не только технические стандарты, но и другие мозги, по-другому выстроена система управления предприятиями. Но этот опыт нам необходим. Украина становится частью глобализации. Перед нами открываются возможности, которых не было во время первого кризиса космической отрасли, вначале 1990-х, когда пало 80% предприятий, ориентированные на советский военный комплекс, а военные заказы сразу прекратились. Тогда на плаву остались те, кто смог перестроиться на мирные программы.
Сейчас в мире стали нормой коммерческие запуски, началась колоссальная конкуренция и расширение рынка для частных компаний. Нам доступны грантовые программы, недавно 30-летний инженер-конструктор КБ «Южное» Роман Михальчишин выиграл грант IAF Emerging Space Leaders Grant Program (программа распознавания будущих космических лидеров).
Мир открыт для Украины, и это, с одной стороны, хорошо. А с другой – представьте ситуацию. Приходит на производство талантливый выпускник вуза. Ему говорят хрестоматийное: «Забудь все, чему тебя учили в институте». Он работает, монетизирует свои знания на практике и, не получив зарплату, о которой мечтал, и условия для научных исследований, едет за границу. Конкуренция за кадры для предприятий, которые и так не очень мощные, стала еще серьезнее. Но если мы друг другу поможем, для чего и создана ассоциация, то справимся.
– Удержать кадры и поднять отрасль можно проектами, в которых максимально широко привлечены отечественные предприятия. Знаю, что вы имеете отношение к «космическому буксиру». Можете рассказать об этом подробнее? Если это не секрет, конечно.
– Над созданием «космического буксира» – специализированного аппарата для перемещения спутников с орбиты на орбиту работаем совместно с КБ «Южное». Представьте, что космический аппарат запустили неудачно, и он попал в неправильную точку. Столько усилий инженеров, создателей и заказчиков спутников могут опуститься! Вот тут буксир и станет быстрой помощью. Услуга актуальна, анонсирована иностранными компаниями, но еще никем не реализована. Пока нет других задач, можно с помощью буксира убрать космический мусор.
– На какой стадии этот проект и кто еще в нем участвует?
– Контракт с зарубежным заказчиком на создание эскизной модели буксира мы заключили в прошлом году. Это именно тот проект, который можно выполнить силами преимущественно украинских предприятий. Например, Институт космических исследований разрабатывает для буксира систему технического видения, Харьковский радиоастрономический институт НАНУ – современный радар космического базирования.
Нужны еще робототехнические космические манипуляторы. Знаете, кто их делает? Наши ребята из КПИ. Получили предложение о сотрудничестве и специалисты небольшой частной фирмы «Дом робототехники» из Киева.
Кстати, распространена ошибка, что космос — дело гигантов. В мире появляется много молодых, стартапов. Поддержать их сегодня – важная задача и для государства, и для нашей ассоциации.
– На Западе много пишут о проекте BRAUDE-M, в котором Украина также принимает участие (посадка модуля декаметрового радиотелескопа на обратной стороне Луны; назван лунный кратер именем Семен Брауде). Хотя у нас о нем почти никто не слышал.
– Это международный научный проект, в котором задействована главная астрономическая обсерватория НАНУ. В чем его смысл? Без космической науки невозможна активная деятельность в космосе. Конструктор не может проектировать космические аппараты, если он не понимает, какая это среда. «Брауде» дает очень много информации о среде. Можно ли всерьез рассуждать о проектировании лунного поселения, не зная, с какими препятствиями столкнутся его жители?
Но о проекте пишут мало, потому что всем кажется, что космическая погода – это скучно и непонятно. На самом деле это касается почти каждого человека. Недаром же все мы внимательно следим за прогнозами о магнитных бурях, повышении солнечной активности и др.
– Значит, космос входит в нашу жизнь на бытовом уровне, и мы так к этому привыкли, что не замечаем.
– Космическая деятельность уже давно перестала быть делом только мечтателей. В нашу повседневную жизнь надежно вошли услуги спутниковой связи, GPS-навигации. Водитель такси уже не обращает внимания на слова, которые звучат после включения навигатора: «Связь со спутником установлена». А ведь задачу определения точного местоположения объектов решает созвездие навигационных спутников.
Это касается и формирования кадастровой системы страны. Еще недавно геодезистам трудно было определять границы предприятий, дачных участков, других территорий. Теперь с применением спутниковых технологий эту задачу решают оперативно и экономически выгодно. Правда, пришлось развить сеть референтных станций. Они уточняют данные спутниковых систем и позволяют получить координаты местоположения объектов на земле с точностью 2 сантиметра, иногда и с миллиметровой точностью.
– Это то, над чем работает «Систем Сольюшенс»?
– Да. Пока такой сети не было, определенные участки на карте оказывались смещенными в море. Или пределы территории предприятия могли быть определены с ошибкой метр. А что такое метр ошибки вокруг, скажем, Криворожстали? Сколько это неопределенной территории!
Здесь задействована не только геодезия, картография и юриспруденция, но и экономика и даже психология человеческих взаимоотношений. Сами понимаете, что такое спорная земля между соседями: метр туда-сюда – и уже на вилы, а кровь людская – не водица. Не говорю о налоговой. С какой территории брать налог на землю? Еще важнее для Украины, чем внедрение технологий точного земледелия.
– Вот и пришел космос к аграриям.
– Так и есть. Указатели направления, системы параллельного вождения, точного полива и посева не обходятся без спутниковых навигационных систем. И здесь нужно вспомнить и «Оризон навигация», КБ «Центр» – украинские компании, которые разработали и совершенствуют, вопреки засилью на рынке импортной аппаратуры, собственные навигационные приборы для точного земледелия.
Нынешние информационные возможности, которые предоставляет дистанционное зондирование земли, трудно переоценить. Мониторинг урожая, всхожести и качества посевов, наличия вредителей на полях, таяния снегов, наводнения, контроль загрязнения рек и морей, оползни – далеко не полный перечень информационных услуг, которые оказывает Национальный центр управления и испытаний космических систем (НЦУИКС), а также небольшие, но активные частные компании.
– Государство проявляет себя как потребитель космических услуг?
– Скажем так, недостаточно. Много шума вокруг вырубки лесов. Из космоса все видно. Казалось бы, это должно быть интересно государству как заказчику. Но не чувствую, чтобы на государственном уровне этим всерьез занимались.
— Насколько понимаю, давно обсуждаемый вопрос вступления в Европейское космическое агентство тоже пока не решен. Что это дало бы нам?
– Это приблизило бы нас к их программам. У Европы собственная концепция космической деятельности, европейцы понимают, что хотят делать, зачем им это надо. Нам сложно выступать инициаторами какого-то большого проекта, но можно оценить возможности, занять нишу и быть полезными.
Однако мы не сидим, сложа руки, и выстраиваем сотрудничество по горизонтали – на уровне международных ассоциаций и бизнеса. В мае в Днепре запланировано региональное собрание Международной федерации астронавтики (IAF).
Это очень интересная организация, крупнейшая в космической отрасли, основанная почти 50 лет назад на форуме в Париже. Сначала в нее вошли 50 компаний из Европы и США. Сейчас их там более 5 тысяч со всего мира. От Украины – КПИ, КБ «Южное», «Киевприбор», «Южмаш», наше предприятие и тому подобное. Мы в ассоциации «Космос» почти скопировали организационную структуру ІАF.
IAF регулярно проводит мероприятия в разных городах и странах. Главное событие года – это Международный конгресс астронавтики (совместно с Международной академией астронавтики и Международным институтом космического права). Плюс региональные встречи, как в Днепре. Планируем участие в них многих иностранных компаний.
– Академик Ярослав Яцкив в интервью говорил, что на конференции в Днепре будет секция, посвященная теме лунного поселения. В этом жестко конкурируют Соединенные Штаты и Китай. Уже признано, что космическая гонка сместилась из формата СССР – США в формат США – Китай. Для нас что-то меняется?
– Это сложная тема, потому что вступает в силу геополитика. В идеале мы хотели бы работать со всеми – и с американцами, и с Европой, и с другими странами. Но космическая отрасль, в частности ракетостроение, находится под международным контролем (ограничено неформальным договором о нераспространении технологий, известным как режим РКРТ). Здесь пересекаются интересы ведущих государств.
Чтобы добиться больших успехов, нужно участвовать в международных проектах, а вопрос вхождения в них решают путем переговоров на правительственном уровне. Это еще одна причина, почему в космосе только сильные государства.
– Хотите сказать, что мы недостаточно защищаем свои космические интересы на международном уровне?
– Хочу сказать, что без серьезной политической и дипломатической поддержки обеспечить развитие космической промышленности не может ни одна страна. Но лоббировать нужно не отдельные предприятия и контракты для них, а отрасль в целом.
Кроме экспортных сделок, надо создавать внутренний рынок, не ограничивать доступ на него для негосударственного сектора. Как в транспорте и строительстве, где государство вкладывает в инфраструктуру (дороги, энергетика, коммуникации), а частный сектор строит и эксплуатирует объекты недвижимости, так и в космосе: государство оставляет за собой пусковые услуги, а космические аппараты, эксплуатация и продажа сервисов – дело частных компаний. Для этого мы и создали нашу ассоциацию.
— Верите ли, в успех?
— Очень хочу, чтобы пар не ушел в гудок. Нам надо много сделать. Но нельзя забывать, что космос – это, то дело, которое не сделаешь самостоятельно.
Объединив усилия руководства государства, депутатского корпуса, Кабинета Министров, Государственного космического агентства, ассоциации «Космос», предприятий, научных учреждений, молодых талантов, можем создавать высокотехнологичные рабочие места и зарабатывать на космических контрактах миллиарды долларов.
P.S. 25 марта Вадиму Васильеву исполнилось 65 лет. Друзья, коллеги и единомышленники желают ему творческих космических успехов и земного счастья. Редакция присоединяется к этим поздравлениям.
ДОСЬЕ «ПК»
Вадим Васильев. Родился 25 марта 1954 года в г. Каган Бухарской области, Узбекистан, в семье военнослужащего. Заслуженный экономист Украины (2004 г.), кандидат физико-математических наук.
В 1976 году окончил Киевский университет имени Т. Шевченко по специальности «Прикладная математика». 1976 – 1991 гг. – инженер, ведущий инженер, начальник отдела на заводе «Арсенал». 1991 – 1994 гг. – начальник управления, заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины. 1994 – 1997 гг. – заместитель председателя правления Украинского государственного концерна «Укрместпром», президент торгового дома «Укрместпром». 1997 – 2005 гг. – заместитель председателя Фонда государственного имущества Украины.
С 2011 года председатель наблюдательного совета ОАО «Элмиз» – предприятия, работающего в частности в области космического приборостроения.
С 2018 года – директор Ассоциации высокотехнологичных предприятий и организаций Украины «Космос».
Автор: Александр Дорошенко
Источник: Правительственный курьер
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.