Вице-президент ВБ Сирил Мюллер: У меня сейчас больше оптимизма касательно Украины, чем в 2015 г.

19.02.2019 – Как отстранение Супрун повлияет на медицинскую реформу, на какую сумму гарантий может рассчитывать Украина в 2019 году, и каким образом будет отменен мораторий на продажу земли.

На прошлой неделе Украину посетил вице-президент Всемирного банка (ВБ) по региону Европы и Центральной Азии Сирил Мюллер.

Визит был насыщенным: за четыре дня Мюллер встретился с премьер-министром, министром финансов, другими членами правительства и представителями Национального банка Украины. Цель – оценить прогресс реформ в Украине, которые позволили Всемирному банку в декабре 2018 года одобрить гарантии на политику развития в размере 750 млн. долл.

Читайте также: Представитель Всемирного банка Сату Кахконен: При таком росте ВВП Украине понадобится 100 лет, чтобы догнать Польшу

Макроэкономический прогноз Украины в 2019-2021 гг.

Меморандум об экономической и финансовой политике в рамках новой программы МВФ в Украине. Часть 1

Замминистра финансов Василий Шкураков: Острой нужды занимать деньги под любые проценты сейчас нет

Сага о 3%. Какими темпами может расти украинская экономика

На первый взгляд, визит завершился положительно. Представитель ВБ высоко оценил ход реформ, выразил надежду, что, несмотря на политически турбулентный для страны год, изменения будут продолжаться, а экономическая стабильность сохранится.

Однако за этими заявлениями заметные попытки донести главное: в 2019 году Украине следует забыть о частных интересах и продолжить взятый курс изменений.

На разговор с ЭП Сирил Мюллер и директор Всемирного банка по делам Украины, Беларуси и Молдовы Сату Кахконен пришли после встречи с отстраненной от должности и.о. главы Минздрава Ульяной Супрун. Кредитор ее поддержал. «Мы ожидаем продолжения нашего сотрудничества с министром Супрун», – говорится в заявлении ВБ.

Как это отстранение повлияет на медицинскую реформу? Когда состоится земельная реформа? На какую новую сумму гарантий может рассчитывать Украина?

– Всемирный банк ожидает ухудшения темпов роста в экономиках стран Европы и Центральной Азии. Если в 2018 году рост составлял 3,1%, то в 2019 году ожидается рост на 2,3%. Какие основные причины такого прогноза?

– Наш прогноз ухудшился по сравнению с тем, каким он был год назад. Причина не в самом регионе, а в замедлении роста мировой экономики, его влиянии на регион. За последние несколько лет этот регион рос быстрее, чем в предыдущие периоды.

Это был хороший период, но я не пессимист. Да, глобальная экономика замедляется, но это нормальный экономический цикл. Это не связано с тем, что что-то в этих странах происходит неправильно. Это означает, что странам нужно найти способы, как снова запустить свои экономические двигатели.

Мы не прогнозируем экономический кризис в 2019-2020 годах. Мы ожидаем, что в последующие годы умеренный рост сохранится, что государства и частные инвесторы найдут правильный фарватер для прохождения этого периода.

– Замедление развития глобальной экономики повлияет и на Украину. Проблема в том, что есть не менее важный внутренний фактор: двойные выборы. Насколько опасно для Украины может быть наложение глобального тренда на внутренние экономические риски?

– Для Украины 2019 год очень важный. То, что парламентские и президентские выборы состоятся в один год, создает некоторую неопределенность. Украина стабилизировала свою экономику. В стране нет крупных дефицитов и разрывов, которые необходимо срочно ликвидировать, потому, что в противном случае будет кризис.

Если центральный банк продолжит проводить эффективную монетарную политику, а Министерство финансов – фискальную, то я уверен, что Украина от глобального замедления пострадает не больше, чем все другие страны. Вы заложили сильный фундамент для умеренного экономического роста в будущем.

– Упомянутый вами «реформаторский фундамент» рискует не получить развития – мы видим замедление изменений. Какими могут быть последствия? 

– Во многих странах в год выборов наступает некая неопределенность. Как правило, ее следствие – задержка решений по вложению инвестиций в страну. Под влиянием выборов активность инвесторов замедляется.

ВБ и МВФ акцентируют внимание на необходимость сильного фундамента, потому что именно сильная основа – реалистичный бюджет, система государственных финансов, которая не аккумулирует чрезмерный дефицит или долговые обязательства, правильная денежно-валютная политика – помогает пройти периоды неопределенности.

Я был в Украине год назад и помню, о чем говорил с украинскими друзьями. Мне говорили, что будет окно для реформ и это окно будет ограниченным. В 2018 году были приняты очень важные решения, включая принятие бюджета.

Возьмем образование, банковский сектор, пенсионную систему. Это сферы, решения по которым привели к выделению Всемирным банком гарантии на 750 млн. долл. В основе этого решения – сильная экономическая программа, разработанная и принятая в 2018 году.

Надеюсь, этой основы будет достаточно, чтобы пройти определенный период неопределенности и экономического замедления. Этот запас нужно сохранить. Надеюсь, правительство и частный сектор будут продолжать держать в голове именно эту среднесрочную перспективу, а не краткосрочные интересы.

– По моей информации, сейчас между Министерством финансов и Всемирным банком идут переговоры относительно дальнейших планов, обсуждается следующий транш гарантий. Что является залогом для продолжения сотрудничества? 

– Всемирный банк последние четыре года работал с Украиной в нескольких ключевых секторах: банковский и энергетический секторы, предоставление государственных услуг, в том числе медицинских и образовательных, реформа пенсионной системы. Еще одно направление — создание бизнес-среды, что способствует развитию предпринимателей.

В этот раз я приехал не для того, чтобы определять конкретные направления работы, а для того, чтобы посмотреть, зафиксировать, на каком этапе мы находимся, и подтвердить приоритеты в будущем по этим направлениям.

Для нас остается важным сотрудничество в энергетическом секторе, развитии частного сектора, особенно с акцентом на сельское хозяйство и земельной реформы. Еще один приоритет – развитие человеческого капитала из-за изменений в сферах образования и здравоохранения.

Важно сделать все, чтобы в Украине была возможность повысить потенциал экономического роста. Украине нужно выйти на уровень благосостояния Польши. Это была основная тема наших разговоров.

– На какую сумму гарантий может рассчитывать Украина? Когда, по вашим прогнозам, могут быть достигнуты эти договоренности? 

– У Всемирного банка есть свой фискальный год – с 1 июля до 30 июня. Мы рассчитываем сумму, которую можем выделить за этот период. Наш текущий фискальный год начался 1 июля 2018 года и завершается 30 июня 2019 года.

За этот период мы выделили Украине гарантию в размере 750 млн. долл. Планируем, еще запустить программу на 200 млн. долл. для поддержки роста сельского хозяйства в Украине. Мы стараемся сделать так, чтобы благодаря этой гарантии в течение этого фискального года Украина привлекла 1 млрд. долл.

В следующем году планируем выделить столько же, а возможно, и больше. Сейчас трудно сказать конкретно, в какой сектор экономики, и какой кредит. Это мы будем обсуждать позже. Если же говорить о наших амбициозных планах, то сейчас мы планируем больший объем помощи, чем в предыдущие годы. Увеличение финансирования с нашей стороны поможет странам в будущем.

– Вы акцентировали внимание на важности сохранения «реформаторского фундамента». На прошлой неделе мы стали свидетелями судебного решения об отстранении Ульяны Супрун с должности и.о. министра здравоохранения. Означает ли это отстранение остановку медицинской реформы в Украине? 

– Судебные споры еще продолжаются. Я с удовольствием встретился с и.о. министра Ульяной Супрун – не знаю, как ее называть в этот период после судебного решения.

ВБ и другие партнеры поддерживали реформы в сфере здравоохранения не просто ради реформ. Речь идет о том, как граждане Украины могут получать качественные услуги. Мы будем продолжать работать в этом направлении.

Мы слышим обратную связь от граждан о ключевых шагах, которые были сделаны в рамках медицинской реформы и мы очень впечатлены. Теперь люди могут выбирать семейного врача при доступе к первичному звену медицины. Ситуация изменилась. После начала реформы смертность людей с инфарктом в Украине уменьшилась почти на 20%. Концентрация усилий на результатах, надеюсь, останется.

Возможно, «реформа» – нехорошее слово. Реформы часто ассоциируются с болью, трудностями. Во многих этих сферах речь идет о преобразовании и делается она не для того, чтобы кому-то было больно, а для того, чтобы было лучше.

Я встречался с командой Министерства образования. Когда мы говорили о реформах, то речь шла о попытке изменить оказание образовательных услуг, чтобы граждане сполна использовали свой основной капитал, чтобы они могли построить более высокий уровень благосостояния и конкурировать со своими соседями.

– Гарантия ВБ выделялась для проведения ряда реформ, в том числе антикоррупционной и монетизации субсидий. Как вы оцениваете их темпы? 

– Начну с субсидий. Когда в 2016 году была повышена цена на газ, правительство расширило программу коммунальных субсидий. На тот момент было важно сделать так, чтобы все люди, которым могла понадобиться помощь, имели возможность воспользоваться субсидией. Это позволило достичь двух целей.

Во-первых – когда цены на газ повысились, были опасения, что люди очень сильно обеднеют. Этого не произошло. Во-вторых, повышение цены также помогло энергетическому сектору стать более самодостаточными. Компании, которые оказывают услуги, могут обновить свои инвестиционные фонды.

Сейчас правительство приняло решение о монетизации субсидий. Эти меры сводятся к тому, чтобы со временем эта помощь предоставлялась и использовалась максимально целевым способом. Когда люди получат деньги, они могут потратить их на оплату своих коммунальных счетов. Таким образом система переходит к более эффективному формату с точки зрения затрат средств и делает устойчивым сам сектор.

– Нет гарантий, что люди потратят эти средства на оплату коммунальных услуг. Сомневаюсь, что Минфин и Всемирный банк не видят этого риска. 

— В нашей команде была хорошая дискуссия о плюсах и минусах, рисках и преимуществах монетизации субсидий. Людям нужно понимать, что те преимущества, которые они получают при наличном варианте, несут и определенные обязательства. Если граждане не будут платить за услуги, они не смогут получать субсидию.

Это вопрос самодисциплины и это стимул. Человек должен понимать: если сэкономит на потреблении, то теоретически сможет оставить часть этой субсидии себе. Но я вижу, что вы сомневаетесь в эффективности этого решения.

— Этот эксперимент может завершиться нецелевым направлением бюджетных средств, ростом задолженности за оплату коммунальных услуг. 

– Конечно, есть риск – заплатят люди или нет. Я, мои коллеги, как и многие люди в Украине, ждут, как это сработает. Важно, чтобы была коммуникационная кампания.

Если это сработает, это будет лучше, чем то, что вы имели раньше, когда за вас все решали коммунальные предприятия. Они же получали от государства деньги. В таком случае у человека нет стимула, эффективнее расходовать энергоносители.

– Вас удовлетворяет прогресс антикоррупционной реформы? 

– В отношении борьбы с коррупцией – очень амбициозные цели. Создание отдельной системы борьбы с коррупцией – это правильный для Украины подход.

Мы увидели, что вначале в сфере расследований был большой прогресс. Потом начались определенные трудности с дальнейшим проведением этих дел через прокуратуру и передачей их в судебные органы. Но нам приятно отметить, что процесс отбора новых судей в Антикоррупционный суд был публичным и тщательным.

Антикоррупционный суд является ключевым элементом антикоррупционной системы. Мы ожидаем, что он будет запущен в течение нескольких месяцев. Когда он заработает, то и мы, и граждане Украины увидят, как следствие, прокуратура и суды смогут решить глубоко укоренившиеся проблемы коррупции в Украине.

– Всемирный банк всегда поддерживал земельную реформу, однако сейчас складывается впечатление, что этот вопрос отсутствует в повестке дня МВФ и Всемирного банка. Возможно, стоит озвучить более жесткую позицию? Отсутствие «кнута» лишь расхолаживает реформаторские намерения власти.

– Я бы не сказал, что среди наших условий сотрудничества с Украиной нет земельной реформы. В этом направлении много сделано. Мы помогали создавать законодательную базу для запуска рынка земли. Сейчас эта работа продолжается.

Мы продумали инструменты для эффективной работы рынка земли: кадастр, реестр, финансовые инструменты. Это отражено в нашей программе сотрудничества.

В конце 2017 года мы действительно смотрели, как изменить акценты и сколько внимания нужно уделять этому вопросу. Со стороны Всемирного банка это очень важная сфера, мы будем продолжать ожидать прогресса.

– Открытие рынка земли будет условием выделения следующей гарантии ВБ?

– Земельная реформа является важной частью нашего диалога с государством. Верю, что такой она и останется. Вопрос в том, какой будет реформа, ведь есть разные варианты открытия рынка. К примеру, какую землю включать в оборот. Можно снять мораторий с обращения государственных земель и посмотреть, как это работает.

Мы не планируем сдаваться. Украине нужно экономически расти, улучшать стандарты жизни, а этот рост привязан к повышению экономической деятельности.

Повышение экономической деятельности напрямую зависит от производительности труда.

Производительность труда в сельском хозяйстве и смежных сферах при наличии рынка земли была бы выше. Я себе не представляю, какой сценарий развития в будущем, где не используется такой замечательный актив, как земля. В будущем фермеры должны иметь право распоряжаться своими наделами.

– ВБ поддерживает реформу финансового сектора. Одним из ее элементов является принятие законопроекта о СПЛИТ, который предусматривает перераспределение функций по надзору над небанковским финансовым рынком между НБУ, НКЦБФР и Нацкомфинуслуг. Какова вероятность отказа от СПЛИТ и переориентации на новую модель? Насколько мне известно, это обсуждается.

– Мы позитивно относимся к принятию закона о СПЛИТ. Конечно, могут быть и альтернативы. Следует подумать, какую проблему пытается решить этот закон. Есть банковский сектор, который регулируется строго, и есть небанковский финансовый сектор, в котором нет такой же дисциплины и защиты прав потребителей.

Для нас важно не допустить ситуации, когда люди не смогут доверять небанковским финансовым учреждениям. Сейчас небанковский сегмент растет, однако в нем могут быть свои пирамиды, схемы. Прежде всего, в нем нужно создать нормальные механизмы разрешения споров и защиты прав потребителей.

Дело не в том, что Всемирный банк не настаивает на законе о СПЛИТ, а в том, что ВБ считает целесообразным проанализировать все риски. Один из возможных рисков финансового сектора – рост небанковских финансовых учреждений без надлежащего надзора. Нужен эффективный надзор и на этом мы будем делать акцент.

Я имел удовольствие встретиться с представителями Нацбанка, с премьер-министром. Все понимают, что такая проблема есть, ее надо решать – как для стимулирования экономического роста, так и для защиты граждан в будущем. Конечно, мы бы хотели, чтобы закон о СПЛИТ был принят, но если его не примут…

 — Тогда какой может быть альтернатива? 

– СПЛИТ – это система, где используется законодательная база при распределении ответственности и обязанностей. Например, можно создать один суперрегулятор для всех. Некоторые страны пошли по этому пути. Хороший регулятор, которому доверяют, и хороший надзор обязательно должны быть.

Вопрос не в законе, а в том, что он решает и какого результата достигает. Модели бывают разными. На имплементацию любой из них требуется время. Возьмем другой пример: вывод многих банков с рынка, что произошло три года назад и остается проблемой. Вопрос активов, которые не работают, не решен.

– Год назад правительство одобрило модель, которая предусматривала создание специального комитета по работе с проблемными активами, но о результатах его работы известно мало. Этот сценарий до сих пор актуален? 

– Это актуальная модель. Вопрос в том, чтобы сделать ее эффективной. В этом аспекте создание независимых наблюдательных советов в банках является важным инструментом. Думаю, 2019 год будет ключевым для этого направления.

– Какие перспективы доступа Украины к внешним рынкам капитала? 

– Если посмотреть на картину доступа к рынкам капитала, то есть два ключевых фактора влияния. Первый – ФРС решила умеренно повышать свою процентную ставку. Второй – в ЕЦБ заявили об отсутствии риска инфляции.

Учитывая это, очень велика вероятность, что рынки будут ликвидными. Если рынки будут ликвидными, то доступ стран будет зависеть от восприятия риска.

Процентная ставка заимствований для стран, что развиваются, может оставаться высокой, но если Украина будет продолжать экономический курс, взятый в последние годы, то улучшит доверие инвесторов и получит внешнее финансирование.

С точки зрения этих задач 2019-2020 годы – тяжелый период, но если сравнивать его с вызовами, которые стояли перед Украиной в 2015 году, то это меньший вызов. Тогда вы имели большой дефицит и слабую финансовую систему.

Конечно, сейчас инвесторы смотрят на Украину как на рискового клиента, но имеется ликвидность на внешних рынках. Если Украина продолжит курс своей экономической политики, то сможет привлечь нужные заимствования.

Мой оптимизм в отношении Украины сегодня больше, чем в 2015 году. Украина много сделала за это время и показала свою выносливость в очень сложных условиях.

Автор: Галина Калачова

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий