01.05.2019 – Конкурс на должность председателя нового органа – Государственной таможенной службы – ключевой этап реформы. Ведь именно его победитель будет отвечать за дальнейшее формирование этой структуры и развитие таможенного направления.
Сейчас конкурс заблокирован судом, и правительство пытается обжаловать это решение. А пока за таможенное направление отвечает исполняющий обязанности заместителя председателя Государственной фискальной службы Украины Виктор Кривицкий. Именно его называли одним из возможных руководителей обновленной службы, но он поступил неожиданно: подал документы на конкурс, а затем на заседание не явился. Из-за этого комиссия его сняла с конкурса. Объяснить причину такого поступка не захотел.
В интервью «Цензор.НЕТ» Виктор Кривицкий рассказал, как будет работать таможня в переходный период, какие последствия имел эксперимент по борьбе с контрабандой, к которому присоединилась Нацполиция, как изменились теневые схемы во время нелегального перемещения товаров через границу, почему бизнес судится с таможенниками и чем заканчиваются расследования дел по взяткам. А также чего ждать от обновленной таможенной службы.
«ВРЕМЯ ЛОМАТЬ МОЛЧАЛИВУЮ СИСТЕМУ, КОГДА МОЖЕШЬ УКАЗАТЬ НА ЛЮБОГО РАБОТНИКА – И УВИДЕТЬ В НЕМ КОРРУПЦИОНЕРА»
— Сейчас конкурс на должность председателя Государственной таможенной службы заблокирован судом. Как Вы считаете, это решение обосновано?
— Я не буду комментировать решение суда. Мое личное мнение о приостановлении конкурса — это вредит процессу реорганизации Государственной фискальной службы, вредит таможенной службе. А страна нуждается в четкой, слаженной работе всех государственных институтов.
— Сколько продлится реорганизация, и какова конечная цель?
— Таможенная и налоговая службы имеют разные задачи, поэтому сочетание было просто неестественным, и создавало проблемы. Здравый смысл победил. Ход событий мы уже все знаем: сначала через конкурс выбирают руководителей налоговой и таможенной служб. Далее – технические процедуры, которые должны быть незаметными для субъектов внешнеэкономической деятельности, таможни будут работать в штатном режиме. В общем, по моим подсчетам, для создания обновленной таможенной службы понадобится 6-8 месяцев, но это при условии проведения конкурса.
Нами вместе с комитетом ВР за 4 года наработано значительное количество предложений по реформе таможенной службы, и мы надеемся на поддержку парламента, чтобы провести изменения этого года. Когда придет другой состав депутатов, им понадобится год-полтора, чтобы разобраться в тех документах, которые наработаны, не стоит терять время.
Важнейший вопрос – изменить отношение к людям, которые работают на таможне. Должностной оклад инспектора сейчас составляет около 4000 гривен. Со всеми надбавками (за специальное звание, выслугу и т. п.) насчитывают примерно 6000, а на руки инспектор получает четыре с половиной.
Мы все с вами понимаем, что эта зарплата для квалифицированного человека – символическая, и коррупция, к сожалению, в таможне широко распространена, и эта ситуация создана самим государством. Чтобы требовать от людей выполнения служебных обязанностей, чтобы находить молодых, амбициозных, нужны достойные условия труда и соответствующая заработная плата.
— Это, пожалуй, меньше, чем где-либо в контролирующих и правоохранительных структурах.
— Да. В каждом пункте пропуска в одинаковых условиях работает таможенник и пограничник. Таможенник получает около 5 тысяч, а пограничник – 17 тысяч гривен. В 3,5 раза больше. Как мотивировать людей работать по специальности?
Сегодня работает 9 980 сотрудников, и они обеспечивают 50%, а иногда и больше, доходной части госбюджета. Неужели эти люди не заслуживают достойной заработной платы?!
— А сколько таможенников было в 2012 году, когда начали создавать Министерство доходов и сборов?
— К тому времени штатная численность составляла 15 084 единицы.
— Вы в должности уже 9 месяцев. Что сделали, чтобы решить вопрос с зарплатами?
— Я защищал бюджетный запрос в Министерстве финансов, когда формировалась главная смета страны. Предлагал, чтобы заработная плата была хотя бы 20 тысяч гривен для рядового инспектора.
Кроме заработной платы, еще просил об увеличении штатной численности личного состава на 500 человек.
Нас внимательно выслушали и пообещали подумать. На этом все.
Нужно принять механизм, который действует во всем мире – дать таможенникам возможность отчислять какую-то часть из таможенных платежей на развитие таможенной инфраструктуры в специальный фонд. К примеру, за определенные таможенные процедуры может браться минимальная оплата, которая будет направляться на соответствующие цели, но на вполне прозрачных и понятных условиях.
Несколько лет назад таможне, наконец-то разрешили использовать до 10% перевыполнения общего объема таможенных платежей в государственный бюджет. К этому времени денег не было даже на канцелярские принадлежности. Люди в смену на посты ходили со своими картриджами. На уборку, косметический ремонт пунктов пропуска также не выделялось ни копейки. Сейчас мы эти вопросы понемногу решаем именно благодаря этим 10%.
Технически переоснастили фискальную службу – приобрели много мощной и современной техники, обновили серверы, провели капитальные ремонты помещений, где это было нужно, перекрыли крыши. И пока что так и остались без закупки форменной одежды, автотранспорта, технических средств таможенного контроля, которые не обновлялись уже 10 лет.
Государство имитирует, что платит зарплату, а таможенники вынуждены имитировать, будто они на свою зарплату живут. Позорно так служить, позорно. Настало время создать таможенникам достойные условия службы, и качество администрирования улучшится на порядок, такая реформа будет очень выгодна для государства. Время ломать молчаливую систему, когда можешь указать на любого работника – и увидеть в нем коррупционера.
— С нынешними зарплатами на таможне борьба с коррупцией — это просто имитация…
— В целом у меня складывается впечатление, что все показатели по коррупции на таможне, о которых рапортуют правоохранители, – это лишь пиар, за которым нет реальных результатов. На сегодня ни одного таможенника не привлекли к ответственности, приговоров нет. Есть заявители, дела, которые разваливаются в судах, и закрываются. Спросите у тех, кто задерживает таможенников: почему нет ни одного уголовного дела против тех, кто давал взятки? Это их подсадные утки, которых они защищают?!
Из-за такого социального обеспечения и отношения к службе, которое есть сегодня, побороть коррупцию в таможенных органах невозможно, это же очевидно. Кстати, согласно нашему законодательству, тот, кто дает, и тот, кто берет, несут одинаковую ответственность. А у нас почему-то всегда обвиняют тех, кто берет, и никто не обвиняет тех, кто дает. Приведу пример из жизни.
На посту «Ягодин» был документирован и задержан взяткодатель, все материалы передали в полицию. Через месяц – дело закрыто. Это что, борьба с коррупцией? Если бы взяткодатель понимал, что его посадят, он бы очень хорошо подумал, стоит ли побуждать таможенника к противоправным действиям или нет?
— Когда вопрос о заработной плате на заседаниях рабочей группы по реформе ГФС поднимался в последний раз?
— Этот вопрос поднимался постоянно. Но новый руководитель таможенной службы – кто бы это, ни был – не сможет увеличить людям заработную плату в разы. Мы руководствуемся законом «О государственной службе», которым установлена единая тарифная сетка. Изменить ее в рамках действующего законодательства невозможно.
Но, по моему мнению, в процессе реорганизации можно предоставить таможенной службе специальный статус, который позволит сделать соответствующие изменения относительно условий прохождения службы, социального обеспечения сотрудников. Сделать это, конечно, надо на законодательном уровне.
«БУДЕМ НАСТАИВАТЬ, ЧТОБЫ ЗА ПРОДАЖУ НЕРАСТАМОЖЕННОГО ТОВАРА ПРИВЛЕКАЛИ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАЛАГАЛИ БОЛЬШИЕ ШТРАФЫ»
— В Положении указано, что таможня будет иметь право на оперативно-розыскную деятельность. Изменения в УПК относительно подследственности статей о контрабанде и наркотических средствах также будут внесены?
— Право на следствие и розыск в части контрабанды таможенники имеют почти во всех странах ЕС. Мы здесь как белые вороны. Я общался с таможенным атташе Германии и попросил, чтобы они позволили нашим народным депутатам посмотреть, как выстроена таможня у них. Вы же знаете, что между странами Евросоюза нет границ. Германия имеет границу только со Швейцарией. При этом штатных сотрудников таможни там втрое больше, чем у нас, что делает невозможным реализацию товаров без таможенного контроля и налогообложения.
Сегодня на территории Украины нет ни одного государственного органа, представитель которого имел бы право спросить у предпринимателя, который продает импортный товар, каким образом он его завез в страну и прошел ли этот товар таможенное оформление.
Например, драгоценные часы. В большинстве магазинов информации о том, что такие часы поступили в Украину, нет совсем. По документам — какое-то физическое лицо сдало часы на реализацию. Физическое лицо, пересекая границу, нацепило двое часов на руку, сверху шубку, и завезло без какого-либо оформления и уплаты платежей в бюджет. А потом передало эти часы в магазин на реализацию.
Нужны такие изменения в законодательстве, чтобы таможенник, а возможно, это будет работник налоговой, мог прийти в магазин в любой момент и проверить, уплачены ли таможенные платежи при ввозе этих товаров. У нас не цивилизованные условия существования экономики, где реализация контрабанды разрешена и свободно существует. Должны исправлять и будем настаивать, чтобы за продажу нерастаможенного товара привлекавшегося к административной ответственности, налагали большие штрафы, которые намного превышают стоимость растаможки.
— В прошлом году летом Владимир Гройсман заявил о масштабном наступлении и борьбе с контрабандистами на всех направлениях. Даже МВД подключил к борьбе с контрабандой на таможне. Какой результат?
— Когда правительство прибегло к нетрадиционному ходу привлечь к борьбе с контрабандой подразделение Нацполиции, никто не обещал, что будет блицкриг. Но определенные ожидания оправдались. За время реализации экспериментального проекта на конец прошлого года по сравнению с соответствующим периодом 2017-го зафиксирован рост фактических поступлений в бюджет на 33,5 млрд. гривен. Кроме того, количество составленных протоколов о нарушении таможенных правил увеличилось на 45%, а стоимость предметов правонарушений — на 284%.
Да, это был нестандартный ход, но как бы скептически к нему относились, он дал экономический эффект.
— Значит, раньше таможня не дорабатывала? Почему же тогда этот эксперимент прекратили?
— Чем больше сил для контроля и больше внимания руководства страны — тем выше эффективность. Но работать постоянно в чрезвычайном режиме нельзя.
— По разным оценкам, в прошлом году около 30% импорта в Украину приходило по «черным» схемам, то есть без уплаты вообще таможенных платежей, что изменилось сейчас?
— Эти цифры никем не доказаны, это чье-то предположение. А теперь давайте разберемся в деталях. Я так понимаю, речь идет об импорте товаров широкого потребления. Так вот в общей структуре поступлений в госбюджет этот сегмент товаров составляет лишь 7%. В этих 7 процентах, наверное, и предполагают какую-то часть, которая проходит через «черные каналы», но уже сейчас не задекларированный импорт преимущественным образом остановлен и это доказывают реальные поступления.
— Давайте конкретнее. Что конкретно делаете, чтобы ликвидировать теневые схемы?
— Во-первых, принимаются дополнительные меры контроля автотранспортных средств, которые заявлены к перемещению как пустые, а на самом деле с грузом. Они отнесены к группе риска, инспектор должен провести дополнительные меры контроля.
Во-вторых, разоблачаем пересорт. Это когда значительно дешевле товары «прикрытия» — одновременно перемещаются с высоколиквидными товарами с гораздо более высоким уровнем налогообложения. При этом товаров «прикрытия» мало, а декларируют их в большем количестве, чем дорогих.
В-третьих, проверяем предоставленные к таможенному оформлению документы путем направления международных запросов в таможенные органы других стран на предмет подлинности документов и достоверности предоставленных сведений. Это делается для того, чтобы выяснить реальную цену, за которую импортер приобрел товар. Потому что иногда цена занижается импортером, чтобы избежать уплаты надлежащих платежей при растаможке.
— По сравнению с 2018 годом сборы выросли, но не существенно. Почему так, если противодействие теневым схемам усилилось?
— Почему вы так решили? В I квартале этого года в Государственный бюджет Украины перечислено 92,5 млрд. грн. (3,4 млрд. $ США) таможенных платежей, что на 14,2%, или на 11,4 млрд. грн. больше, чем в I квартале прошлого года. Эта цифра довольно значительная, и именно это указывает на эффективность мер, направленных на противодействие незаконному перемещению товаров через таможенную границу Украины, введенных в 2019 году.
— Премьер заявил, что сборы от «еврономеров» составили 13 млрд. грн. Значит ли это, что увеличение поступлений сделали «еврономера»?
— Это также не совсем соответствует тому, что есть на самом деле с поступлениями в Госбюджет. Да, 13 млрд. грн. – это поступления от таможенного оформления всех подержанных автомобилей за весь период действия льготного налогообложения авто, то есть с 25 ноября прошлого года по 22 февраля этого.
В I квартале 2019 года от таможенного оформления так называемых «еврономеров» в Государственный бюджет поступило 6,8 млрд. грн. Фактические поступления, без учета таможенных платежей, взимаемых при таможенном оформлении «еврономеров» в январе – марте 2019 года, составили 85,7 млрд. грн. Без учета этих поступлений в государственный бюджет поступило больше на 4,6 млрд. грн., чем за I квартал 2018 года.
— В начале марта в сети появилось видео, как на пункте пропуска «Солотвино», что на Закарпатье, пропустили автомобиль, в котором перевозилось 84 кг героина. На видео зафиксировано, как пограничник проводит транспортное средство без очереди и контроля таможни. Была также информация, что таможенное оформление прошло. Как могли свободно, средь бела дня такое организовать?
— Во время проверки изложенных фактов нарушений со стороны наших инспекторов не установлено, но по данному факту расследуется уголовное дело, о результатах которого, я думаю, правоохранительные органы сообщат отдельно.
— В Николаевском морском порту во время погранично-таможенного досмотра было задержано судно Black Fuel под флагом Танзании по подозрению в контрабанде авиационного топлива. Была информация, что это судно якобы часто заходит в этот же порт, постоянно не загруженное. Могли ли об этом не знать Игорь Пиковский, начальник энергетической таможни Государственной фискальной службы, или начальник николаевской таможни Роман Криль?
— Мы проводим служебную проверку, но сразу вам скажу: именно таможенники разоблачили эту аферу. Сработало подразделение по борьбе с таможенными правонарушениями центрального аппарата ГФС.
К функциональным обязанностям начальника энергетической таможни ГФС Игоря Пиковского непосредственно не относится осуществление таможенного оформления. Таможенное оформление товара осуществляет инспектор соответствующего подразделения таможни. Таможенники отслеживают только то, что заходит в порт и подлежит декларированию. А до того, как зайти в порт, судно стояло на рейде, это дело пограничников – контролировать соблюдение пограничного режима.
— В прошлом году на Волыни разгорелся громкий скандал вокруг схем нелегального ввоза в Украину товаров из ЕС. По словам одного из сотрудников таможни, который в начале апреля дал откровенное интервью журналистам о том, как таможенники на постах «Ягодин» и «Устилуг» пропускали бусы с товаром и собирали «кэш». А также о том, как они отчитывались руководству. Фактически он прямо обвинил вас в получении денег от незаконного перемещения товаров. Ведь именно вы тогда руководили этой таможней. Прокомментируете?
— Почему этот работник не пришел и не написал рапорт на имя начальника, почему не сообщил, что владеет такой информацией? Почему не обратился в правоохранительные органы, чтобы предоставить им доказательства? Они бы, в свою очередь, отреагировать по закону. Вместо этого он пошел на телевидение с голословными обвинениями. Уже как следствие было открыто уголовное производство, в ходе расследования которого проведены проверки на таможне. Все озвученные обвинения так и не подтвердились. Никому не объявлено подозрений. А владельцы автомобилей, которые он засветил в сюжете, подали на него жалобы.
«ДЕЛО ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ЧЕРНОЙ КАССЫ» БЫЛО ОБЪЕДИНЕНО С МОИМ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО РАДИ РЕЗОНАНСА»
— Вы уникальный руководитель таможни – против вас открыли дело о получении взяток, но вас все равно назначили. В августе 2017 года вас задержали по обвинению в получении неправомерной выгоды при оформлении импорта. Очень скандальный факт в биографии руководителя таможни. Расскажите об этом деле, почему Кабмин закрыл глаза, когда открыто дело?
— На момент назначения меня исполняющим обязанности заместителя председателя ГФС возбужденное против меня дело было закрыто прокуратурой из-за отсутствия доказательства вины. Мое задержание проводили сотрудники УЗЭ в Волынской области, департамента защиты экономики Нацполиции вместе с сотрудниками прокуратуры Волыни.
А началось все из-за того, что кое-кто имел желание сменить руководителя таможни и уже был претендент, которому это место пообещали. И закрутилось. Открытие под разными предлогами уголовных производств, запугивание, обыски. У меня в кабинете два, а в целом по таможне за достаточно небольшой промежуток времени – более 20 обысков. Сначала я не понимал, что происходит, думал, что возможно, все это давление направлено на вымогательство денег.
Чтобы защитить себя и таможню, я привлек адвокатов. Но дело развалилось.
— Но у вас в квартире нашли 500 евро и 500 долларов…
— Это была не моя личная квартира, мы ее арендовали на двоих с водителем. Я именно вечером вернулся из Шацка, где отдыхал с семьей. В двенадцать ночи стук в дверь, дальше обыск. Именно в этой квартире нашли деньги, которые ко мне не имели никакого отношения, а между ними несколько меченых купюр. Мне сказали, что есть заявители, которые сообщили, что передали эти деньги инспекторам, фамилии которых записаны в блокноте.
— Где нашли деньги?
— На антресоли в кухне лежал блокнот с деньгами, и было подписано, от кого они. Представляете, какой бред? Единственная запись в этом блокноте.
В квартире было установлено две видеокамеры. Одну они сломали, а другую, скрытую, просто не заметили. Есть запись, где зафиксировано, как эти средства подбросили.
— Их подбросили во время обыска?
— Нет, это произошло за несколько дней до обыска. На видео зафиксирована дата и время. Договор аренды был оформлен на водителя. Из-за моего отсутствия ему позвонил хозяин и сказал, что несколько раз срабатывала сигнализация.
— Что было дальше?
— Меня задержали, а утром повезли в Луцкий СИЗО в небольшой патрульной машине в отделении для транспортировки служебных собак. Пока мы доехали, у меня было давление 250 на 180, медики подозревали инфаркт, забрали меня в больницу. Против главного врача, что не позволила сразу вернуть меня в изолятор, открыли уголовное дело по статье о незаконном обогащении.
Обвинения против меня легко прочитать в деле — они абсурдны и состоят из трех эпизодов. Первый – подбрасывание денег, об этом я только что рассказал. Второй – ручка с видеокамерой, которая хранилась в моем портфеле, на ней ничего не было снято, но это стало поводом для обвинения меня в наличии средства негласного получения информации.
Третий – история с асфальтоукладчиком. Она началась со звонка женщины, которая представилась секретарем заместителя секретаря СНБО.
— Гладковского?
— Она не назвала фамилии, не сказала, на кого переключаются и после этого мужской голос начал говорить, что я должен дать поручение пропустить через таможенную границу без уплаты таможенных платежей какой-то асфальтоукладчик. Я ему объяснил, что не разговариваю с незнакомыми людьми и положил трубку.
Потом выяснилось, что асфальтоукладчик все-таки был. Когда на него начислили платежи, субъект сказал, что это многовато, сделал реэкспорт и вывез его за границу. Что делает прокуратура? Обращается в отдел таможенного аудита главного управления ГФС в Волынской области, дают принт-скрин с фото этого асфальтоукладчика и спрашивают, сколько нужно было бы уплатить субъекту, если бы транспортное средство выехало за границу, и сколько, если бы укладчик остался.
Факт, что импортер не стал его растамаживать, уже никого не интересовал, просто в дело добавили эпизод о том, что я якобы причинил государству убытки, поспособствовав тому, что субъект не оформился и не уплатил налоги.
Мы написали много жалоб, в том числе и Генеральному прокурору, который передал расследование этого дела в Ровно. Чтобы исключить любые моменты, связанные с предвзятостью. И беспристрастное расследование доказало, что дело было сфальсифицировано и как следствие, закрыто.
Но я считаю, что фальсификаторы должны понести ответственность согласно действующему законодательству, поэтому я обратился в ГБР, по моему заявлению открыто уголовное производство. И важно, чтобы общество внимательно следило за расследованием этого дела.
— В июне 2017-го полиция открыла дело, в котором говорилось о том, что на Волынской таможне, которой вы руководили, разоблачена «черная касса» — 90 тысяч долларов и 290 тысяч гривен. Правоохранители провели обыски по месту жительства руководителя коммерческой структуры, где и изъяли деньги. Было сообщение, что якобы он отвечал за сохранение «кассы». Как вы это объясните? И что с этим уголовным производством сейчас?
— Это история не обо мне, а об очередной попытке правоохранительных органов работать для заголовков новостей, а не для раскрытия настоящих преступлений. Накануне предприниматель продал товар, деньги хранил в сейфе, и в суде это доказал. Суд вынес решение, которое потом подтвердилось и в апелляции, о том, что ему должны все вернуть. Но полиция судится, потому что считает деньги предпринимателя «черной кассой» таможни.
Это просто смешно. Дело так называемой «черной кассы» было объединено с моим делом исключительно ради резонанса и поддержания авторитета прокуратуры. Более того, это дело было одновременно закрыто вместе с моим делом, из-за отсутствия состава преступления. А все имущество и средства, которые изымались, были возвращены предпринимателю.
«ВЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ СЕБЕ, СКОЛЬКО ЧИНОВНИКОВ ОБРАЩАЛОСЬ С ПРОСЬБОЙ О ПРЕФЕРЕНЦИЯХ ВО ВРЕМЯ ОФОРМЛЕНИЯ «ЕВРОНОМЕРОВ»
— В начале этого года были заявления предпринимателей, бизнес-ассоциаций, что на таможне перестали проводить оформления по цене, указанной в контракте, и стали массово пересматривать таможенную стоимость. На таможне установлены, по сути, не предусмотренные законом индикативные цены, ниже которых растамаживать товары определенных категорий невозможно. Почему это сделано?
— Ни национальным, ни международным законодательством не предусмотрено применение при определении таможенной стоимости так называемых «индикативных цен». Взамен мы устанавливаем индикаторы риска, как это предусмотрено Таможенным кодексом, в том числе для ценовых показателей, и проверяем чистоту декларирования.
Скажем, завозятся бананы. Гипотетически, их таможенная стоимость – 1 доллар США за килограмм. А кто-то берет и заявляет их за 70 центов, представляя документы на подтверждение этой цены. А кто-то совсем «отважный» — по 50 центов. И так таможенная стоимость проседает, а государственный бюджет теряет поступления.
— Мы обсуждаем важные, но базовые вещи. Вывод такой можно сделать, что управление таможней было почти развалено, как и работа других государственных органов на границе.
— Не могу согласиться, что «почти развалено», тогда бы от работы таможенной системы государственный бюджет не получал половину поступлений. Вы сами знаете, что длительное время в ГФС не было заместителя по таможенным направлениям, поэтому таможни в регионах жили, к сожалению, сами по себе, практически бесконтрольно. А любой руководитель единолично не в состоянии управлять большой системой.
— Представители различных компаний рассказывали, что грузы оформляются по ставкам, которые предлагают таможенники, а потом идут в суд. Сколько в целом исков подано? И в скольких случаях таможенную стоимость откорректировал суд в пользу субъекта?
— Таможня не предлагает ставки, она проверяет заявленную фактурную стоимость, которая не во всех случаях является объективной и правдивой, а иногда заведомо сфальсифицированной, именно при наличии таких оснований осуществляется корректировка.
Обжалование решений таможни является цивилизованной процедурой, которая дает право заявителю доказать свою позицию способом, определенным законодательством. Относительно количества исков по системе, скажу на примере автомобилей. Из 218 тысяч только 426 человек подали в суд, воспользовавшись 55-й статьей Таможенного кодекса. Но мы защищаем свою позицию в суде.
— Как быть импортерам, которые возят товар по многолетним контрактам? Будет ли работать и в дальнейшем оформление по первому методу?
— Всем добросовестным налогоплательщикам, в частности импортерам, работающим по прямым контрактам, не следует зря беспокоиться.
Кодексом четко установлены критерии и ограничения по применению метода определения таможенной стоимости по цене договора, или проще, первый метод определения таможенной стоимости. Сейчас по первому методу оформляется более 90% товаров. И именно это вызывает тревогу, что не может столько импортеров в Украине работать именно по прямым контрактам с правдивой ценой.
— Насколько можно считать цивилизованным методом «ручное» осуществление таможенных формальностей? Инспектор не имеет полномочий закончить таможенное оформление — вместо того, чтобы таргетинг контролировал действия инспектора, он принимает решение.
— У нас действительно действует принцип единоличного таможенного оформления. Он предусматривает, что таможенные формальности от начала до завершения оформления выполняются одним инспектором. Вместе с тем, единоличное оформление не исключает возможности привлечения других должностных лиц таможни. Так, например, в сложных случаях классификации товаров можно привлекать профильное подразделение.
Относительно так называемого «ручного», как вы это называете, осуществления таможенных формальностей, когда до принятия окончательного решения о возможности завершения таможенного оформления декларации привлекается уполномоченное должностное лицо, то стоит отметить, что такой подход применяется во многих таможенных администрациях, в частности в странах-членах ЕС.
Например, в Литве. Разделение двух ключевых аспектов при осуществлении таможенного контроля — принятие решения о перечне таможенных формальностей и собственно их выполнения с возможностью верификации результатов контроля должностным лицом, которое формулировало этот перечень, — является современным инструментом. – Мы отработали этот механизм при оформлении транспортных средств, и будем распространять полученный опыт на другие группы высоколиквидных товаров.
Но все это касается только тех субъектов и товаров, которые отобраны автоматизированной системой управления рисками. Остальные товары, как раз и составляют то большинство, оформление которого мы планируем сделать автоматическим, для чего нужно внести изменения в Таможенный кодекс.
— Вас называли автором «схемы» по ввозу в Украину «еврономеров», и в СМИ неоднократно были сообщения о том, что через Волынскую таможню, которую вы возглавляли, шли наибольшие потоки таких машин. «Радио Свобода» провело расследование, в котором показано, как целые пограничные белорусские села участвуют в схемах по ввозу в Украину автомобилей под прикрытием отечественных таможенников. Как на самом деле возникла эта схема и почему с ней столько лет никто не боролся?
— Я пришел на таможню в 2017 году. Ехали «еврономера» уже на то время потоком не только через Волынь, а со всех сторон – Закарпатская, Львовская, Ровненская, Житомирская область. Или во временный ввоз, или транзит. Полиция их не проверяла и не заставляла становиться на временный учет.
Говорить, что таможнями годы не предпринималось мер по противодействию фактам ввоза в Украину «еврономеров», несправедливо. Только в течение 2018 года таможнями ГФС составлено свыше 39,5 тысячи протоколов о нарушении таможенных правил в связи с нарушением сроков нахождения товаров, в том числе транспортных средств, ввозимых гражданами в таможенном режиме транзита и временного ввоза. Количество правонарушений оказалось почти втрое больше, чем за 2017 год.
При этом меры по противодействию фактам нарушения таможенного законодательства при ввозе «еврономеров» имели и экономический эффект – в бюджет в 2018 году взыскано штрафов на сумму 115 млн. грн. Так что обвинять меня в создании «схемы ввоза «еврономеров» — это просто нагло клеветать.
— Что будет с теми, кто не успел или не захотел оформить «еврономера» в льготный период? Какие-то совместные рейды с полицией планируете проводить?
— На момент введения закона было 640 тысяч таких неоформленных автомобилей. По нашим данным, из них оформлено 220. Где-то около 200 тысяч уехало. В стране осталось примерно 260-280 тысяч.
С 24 мая вступают в действие новые санкции за нарушение таможенного законодательства при ввозе транспортных средств. За превышение срока транзита или временного ввоза больше, чем на 30 суток, будет применяться штраф в размере 170 тыс. грн. или конфискация такого автомобиля.
Кроме того, в Национальной полиции в автоматическом режиме будет передаваться информация о сроке временного ввоза и транзита автомобилей и лиц, которые их ввезли, а также о транспортных средствах, которые находятся на территории Украины с нарушением.
Полицейские теперь имеют право останавливать транспортные средства в случае наличия информации о нарушениях и составлять протокол по ст. 212 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Наказание по этой статье является достаточно серьезным – штраф в размере 8,5 тыс. грн., а при повторном правонарушении – 17 тыс. грн. с лишением права управления транспортными средствами на один год.
— Экс-глава Государственной таможенной службы Украины Анатолий Макаренко заявил, что если главным налогоплательщиком нашей страны становится «еврономер-схематоз», то пора обращаться к колумбийским «ребятам» по их противоправный опыт наполнения бюджета Колумбии. И не только он считает, что государство не на этом должно зарабатывать.
— Мы не планировали и не собираемся на этом зарабатывать, мы выполняли законы Украины. На самом деле, принятие закона значительно упростило процедуру импорта автомобилей, и теперь возможностей для злоупотреблений гораздо меньше. Это очень важно, что мы смогли организовать этот процесс, и все начало работать слаженно и без задержек.
Мы документировали каждое свое действие. Вы не представляете себе, сколько чиновников обращалось с просьбой о преференциях при оформлении «еврономеров». Мол, пойдите навстречу, это же мне лично. Говорю: «Обращайтесь к начальнику таможни, если захочет за вас заплатить, пожалуйста. Все, что могу я, — дать из собственных средств 200 гривен». Давление было безумным.
— С конца октября в ГФС начали использовать немецкий электронный каталог Schwake, где указаны цены на автомобили во всех европейских странах. Таможня массово начала завышать стоимость авто вдвое, а то и втрое, и их владельцы на это массово жаловались. Но в статистику эти корректировки не попали, поскольку проводились незаконно, устно, по специально придуманной под «еврономера» схеме, когда человек завышал стоимость авто, даже не понимая, что он сам это делает.
— Принципиально не могу согласиться с тем, что таможня завышала стоимость авто в несколько раз по какой-то схеме.
Что происходило раньше? Автомобиль, скажем, покупается в Германии. После этого он едет в Польшу, где через местную компанию получается другой пакет документов, меняется инвойс, уменьшается цена, накручивается спидометр. Только после этого автомобиль приезжает в Украину.
Потом тот, кто его привез, должен у инспектора таможни подтвердить, что этот автомобиль, который соответствует нормам Евро-5, уже дымит и имеет повреждения. А значит, нужно обратиться к эксперту, который должен подтвердить эти повреждения. Это все делалось для того, чтобы уменьшить рыночную стоимость автомобиля. Платили всем, кроме государства.
Нами был предложен простой и справедливый механизм, который дал, прежде всего, очень классную базу таможенной статистики. Благодаря использованному каталогу Schwake мы видели реальную рыночную цену. Таким образом, мы сказали субъекту: если ты хочешь купить машину – покупай правдиво на рынке и сразу езжай в Украину. Не требуется никаких манипуляций.
Целью наших действий была минимизация влияния человеческого фактора на процесс таможенного оформления и построение системы защиты от тех, кто пытался минимизировать таможенные платежи. Для реализации таких нововведений было выбрано применение системы АСАУР с учетом результатов обработки внешних информационных источников по VIN-коду конкретного автомобиля.
— Ваш предшественник Мирослав Продан также много говорил о реформах, но, как установила СБУ, приобрел на деньги неизвестного происхождения два дома за несколько миллионов евро. Вы уже купили или только собираетесь что-то покупать из недвижимости в ближайшее время?
— В ближайшее время я планирую завести маленького пса и приобрести недвижимость для него.
Автор: Татьяна Бодня
Источник: «Цензор.НЕТ»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.