Временно исполняющий обязанности главы Агентства по розыску и менеджменту активов Виталий Сигидин рассказал, почему бюджет недополучил 400 млн. грн., почему пока невозможно сменить руководство «Мотор Сич» и почему в УМХ продолжают управлять «менеджеры» Курченко.
Весной 2021 года Агентство по розыску и менеджменту активов (АРМА) получило в управление два стратегических актива: одного из крупнейшего в мире производителя авиационных двигателей – запорожское предприятие «Мотор Сич» и украинскую часть нефтепродуктопровода «Самара – Западное направление».
АРМА управляет деньгами, предприятиями и недвижимостью, которые проходят по делам о незаконном обогащении.
В интервью «Бизнес Цензору» исполняющий обязанности руководителя АРМА Виталий Сигидин рассказал, какие коррупционные активы находятся на балансе агентства, почему управляющие не могут изменить менеджмент предприятий и взять его в полноценное управление, сколько коррупционных денег находится на депозитах АРМА и куда идут проценты от них.
Какие коррупционные активы находятся на балансе АРМА? Что это за активы? Например, какой объем денег находится на депозитах? Куда идут проценты по депозитам?
Постановлениями судов и следственных судей в управление АРМА передают активы, потенциально полученные от коррупционных и других уголовных преступлений.
Эти активы должны быть арестованы и признаны вещественными доказательствами по уголовным делам, а их стоимость должна равняться или превышать 200 минимальных зарплат (согласно закону АРМА) или 200 минимальных прожиточных минимумов (УПК), то есть это около полумиллиона или миллион гривен. На этапе следствия, пока не будет вынесен судебный приговор по соответствующим уголовным делам, АРМА управляет этими активами.
Речь идет о недвижимости, транспорте, производственных комплексах, вещах и товарах, денежных средствах, ценных бумагах, имущественных правах и прочем. Соответствующая информация имеется в Реестре арестованных активов, в котором сейчас содержится более 5 тысяч записей.
Нам передано много активов «деятелей» режима Януковича, которые публично связывают с Клименко, Курченко, Захарченко, Азаровым, или которые принадлежат самому Януковичу. В управлении АРМА есть и активы депутатов прошлых созывов и даже представителей нынешнего состава ВР.
Относительно денежных средств. На депозитных счетах АРМА в государственном банке размещаются собственно арестованные денежные средства, а также средства от реализованных арестованных активов. Общая сумма этих средств сегодня составляет более 630 млн. грн., на которые начисляются проценты. Например, только за прошлый год было начислено более 53 млн. грн. процентов. В случае судебных приговоров о конфискации все эти деньги будут перечислены в государственный бюджет.
А в каких случаях реализуются активы?
Кабинет министров своим постановлением утвердил примерный перечень активов, которые могут быть реализованы при определенных условиях. Это, в частности, имущество, которое быстро портится, быстро теряет стоимость, активы, расходы на управление которыми значительно превышают доходы от них и тому подобное.
В качестве примера — это продукты питания, сырье, другое движимое имущество, а в некоторых случаях – и недвижимость, которой невозможно управлять по объективным причинам – как можно сдать в аренду квартиру с голыми стенами или использовать земельный участок с целевым назначением для строительства без уверенности, что будут получены необходимые разрешения и инвестировано строительство.
АРМА хотела бы самостоятельно управлять коррупционными активами?
Согласно закону мы не можем этого делать и это концептуально логично. Пока у нас нет инициативы, менять законодательство в части предоставления АРМА прав управлять активами самостоятельно. Однако у нас есть инициативы, которые позволят нам более эффективно управлять определенными видами активов путем передачи их управителям. В частности, это касается корпоративных ценных бумаг и прав. В специальном законе есть статья, которая приводит к полной неэффективности управления такими видами активов.
Например: мы передаем корпоративные права третьему лицу, а оно для того, чтобы осуществлять полномочия в высшем органе руководства, должно спросить у владельца, который, скажем, находиться под санкциями либо в отношении которого ведется расследование уголовного дела о незаконном обогащении. Я себе не представляю, каким образом этот собственник будет давать согласие управителю на смену подконтрольного менеджмента.
У нас есть пример, когда государственный бюджет недополучил очень большую сумму денег, поскольку управляющий из-за указанной нормы закона не имел возможности принять решение о распределении дивидендов в пользу государства. В результате, в бюджет не попало несколько сотен миллионов гривен.
Что это за компания? И какую сумму дивидендов должно было получить государство?
Это компания «Газтранзит» (совместная компания, 40% принадлежит Нафтогазу, 40% — Газпрому и 20% — турецкой компании). Кейс удалось реализовать благодаря нашему сотрудничеству с НАБУ и САП. Сейчас компания находится в управлении группы «Нафтогаз». На ее счетах были средства, которые должны быть распределены как дивиденды, а это около 400 млн. грн. Но у управляющего нет кворума для принятия решения о выплате дивидендов. Владелец арестованных акций, пользуясь пробелами законодательства, блокирует наши законные действия, в том числе через судебные иски.
В общем, повторюсь, специальный закон о деятельности АРМА требует от управляющих акциями и корпоративными правами согласовывать свои действия, в частности распределение дивидендов, с владельцами этих активов. Действенное управление ими фактически заблокировано нормой законодательства, которую однозначно нужно отменить.
Надеемся, что депутатский корпус поддержит эти однозначно институционально важные инициативы, которые будут способствовать эффективному управлению такими активами и, как следствие – поступлением в государственный бюджет.
АРМА финансируется из бюджета, или функционирует за счет комиссии от управления?
Конечно, агентство как центральный орган исполнительной власти финансируется из государственного бюджета. Прошлогодний бюджет нашего учреждения был – около 250 млн. грн. Однако в связи с секвестром бюджета, у нас практически полностью были срезаны все расходы на развитие, предназначенные, прежде всего, на внедрение в промышленную эксплуатацию нашего реестра арестованных активов. Пока что мы запустили его в тестовом режиме.
Назовите пятерку крупнейших активов, которые были переданы в АРМА.
Среди активов, которые уже переданы в управление, можно выделить акции «Газтранзита», коммерческую недвижимость группы АИС, две ТЭЦ в Львовской области, около 1000 железнодорожных полувагонов, нефтепродуктопровод «Самара – Западное направление». Если говорить об активах, которые еще де-факто не оценены, то вероятно это Межигорье, группа УМХ.
Также «Мотор Сич» – это стратегический актив, который нам был передан недавно. Сейчас продолжаются мероприятия для полной фактической передачи актива в управление АРМА.
Далее — нефтепродуктопровод «Самара — Западное направление». На этот актив отобран управитель оператора нефтепроводов «Укртранснафта» (входит в группу НАК Нафтогаз). Сейчас мы работаем над тем, чтобы осуществить оценку этого актива. Сложный актив и на него сложно найти оценщика, ведь это более тысяч километров трубопроводов, компрессорные станции, здания и другие объекты.
Компания, что занимается эксплуатацией, будет что-то платить АРМА за право пользования нефтепроводом?
«Укртранснафта» отметила в программе управления активом ожидаемый месячный доход в бюджет в размере 2,5 млн. грн., а также 1,1 млн. грн. обязательного платежа в бюджет. Последняя цифра – те средства, которые управляющий будет платить при любых условиях, даже если не сможет обеспечить доход от управления, то есть из своих собственных средств.
Следует отметить, что АРМА управляет арестованными активами на принципах самоокупаемости, значит, государство не тратит деньги ни на сам актив, ни на меры по управлению им.
Какие еще крупные активы имеются?
У нас в управлении есть две теплоэлектроцентрали в Львовской области, в городах Новый Роздол и Новояворовск. Эти ТЭЦ (которые до сих пор косвенно принадлежат братьям Дубневичам) управляются дочерней компанией «Нафтогаза» — «Нафтогаз Тепло».
Оба актива агентству были переданы в ужасном состоянии, ведь владельцами они использовались «на износ». Кажется, что достаточно долгое время на предприятиях не проводились ремонты, не осуществлялись амортизационные расходы, поэтому теперь на теплотрассах происходят постоянные порывы, управляющий вынужден непрерывно ремонтировать оборудование и сети.
Более того, на значительную и неотъемлемую часть этих двух активов не наложены аресты, соответственно, они не переданы в управление. Хотя по факту они являются частью целостного имущественного комплекса и не могут функционировать без всех составляющих, теплотрасс и электросетей.
Мы совместно с управляющим зафиксировали эти активы и надеемся, что суд дожмет их. Управляющий говорит: «Там порыв, но мы не имеем права ремонтировать эту трубу, ведь она нам не принадлежит, и наши действия будут квалифицированы как самоуправство». Это имущество продолжает находиться на балансе двух компаний — «Энергия Новояворовск» и «Энергия Новый Роздол». Фактически ситуация напоминает автомобиль без колес.
Следующий крупный актив — Донецкоблгаз, 38% акций принадлежит государству через Нафтогаз. На данный момент мы на стадии подготовки к проведению конкурса по отбору управляющего. Сейчас происходит обездвиживание и передача акций в управление АРМА. Конкурс будет объявлен после согласования квалификационных требований и установления места нахождения акций, в каком депозитарии они хранятся. После того, как был наложен арест, акции изменили своих депозитариев.
Сейчас ситуацию с Донецкоблгазом осложняет и то, что недавно НКРЭКУ отменила компании лицензию, поэтому если управление акциями предполагает управление собственно облгазом, то возникает вопрос, как им управлять без лицензии?
Еще один большой актив — Межигорье.
О, интересно. А что там сейчас происходит?
На сегодня в ходе инвентаризации мы сверили все активы, которые нам были переданы. Там, кроме недвижимости, имеется очень много движимого имущества, например мебель, ценные элементы интерьера и даже дорогие алкогольные напитки.
А что алкоголь Януковича не разошелся еще по частным коллекциям мира? Помню, как коллекционер алкоголя Чичваркин в одном интервью показывал бутылку алкоголя из Межигорья, продавал ее за $100 тыс.
По нашей информации, эти предметы — на месте.
Перед тем как проводить ревизию, вы же должны были с чем-то сравнивать, с каким перечнем имущества, которое было в Межигорье на момент прихода туда активистов. На сколько уменьшилось количество имущества?
Да, мы сравниваем с определением суда, где указан весь перечень имущества. А до этого имущество было передано на ответственное хранение общественной организации. Насколько я знаю, то изменения в количестве имущества незначительны.
Но есть другой момент, в Межигорье есть масса другого имущества, на которое не был наложен арест. Например, забор вокруг комплекса, а это – 170 га, газоны, многолетние насаждения, которые стоят больших денег. Также асфальтные дорожки, оборудование, которое почему-то не было описано.
Надеемся, в ближайшее время правоохранительные органы смогут наложить на них арест.
В целом наша позиция по Межигорью такова: это целостный комплекс, и искать управляющего будет смысл лишь тогда, когда у него будет возможность управлять всем имуществом этого комплекса. И нести ответственность за это имущество. Сейчас АРМА не получило в управление значительную часть активов, а следовательно избранный агентством управляющий просто не сможет отвечать за их сохранность.
В то же время до избрания управляющего, за сохранение Межигорья отвечает общественная организация, которая сейчас выполняет эту задачу в течение последних лет.
Гостиничный оператор «7 дней» владельца фуршета Игоря Баленко победил в конкурсе на управление охотничьей резиденцией Януковича в Сухолучье. На каких условиях компания Баленко будет пользоваться Сухолучьем? Как новый управляющий будет использовать объект?
На открытом конкурсе, который мы провели, компания «7 Дней» победила как участник, который предложил лучшие экономические условия управления «Сухолучьем». В частности, ожидаемый ежемесячный доход от управления – более 1,1 млн. грн. Прогнозируемый доход в бюджет – свыше 200 тыс. грн. ежемесячно. Кроме того, компания планирует тратить на сохранение и улучшение комплекса почти 800 тыс. грн. в месяц.
В планах будущего управляющего – создание на территории комплекса гостевых зон для отдыха и семейных развлечений, сооружение сезонного бассейна, обустройство гостиничных номеров, организация двух заведений питания. Если планы удастся реализовать, это будет очередной пример того, как знаковые коррупционные активы становятся на службу общественным интересам.
Там будут что-то строить?
Сейчас проводится оценка и рецензия на эту оценку, далее будет заключен договор и управляющий начнет свою деятельность. Вопрос о строительстве является преждевременным, поскольку это требует прохождения специальных процедур и будет урегулироваться в ходе управления. Главное условие — комплекс должен быть открытым для людей, которым он является сейчас, и приносить доход государству.
Как компания «1+1 Интернет» управляет активами УМХ?
Договор об управлении с «1+1 Интернет» до сих пор не заключен. По состоянию на сегодня продолжается оценка холдинга, которая вот-вот должна завершиться.
УМХ – чрезвычайно сложный актив, поскольку состоит преимущественно из корпоративных прав, управление которыми крайне затруднено нашим профильным законом, о чем я говорил ранее. Чтобы управлять такими активами, управляющему необходимо получить согласие собственника, а это противоречит целям ареста и, в данном случае, предписанию постановления суда.
Кроме того, победителю конкурса необходимо получить согласование в АМКУ, что также является сложной и длительной процедурой. Особенно учитывая то, что информацию, которую необходимо предоставить комитету, объективно очень сложно, а порой – невозможно, получить. Насколько мне известно, «1+1 Интернет» до сих пор не получила согласия АМКУ на концентрацию активов.
Кто тогда сейчас управляет УМХ?
Управление фактически осуществляется теми же субъектами, которые и осуществляли хозяйственную деятельность ранее.
А вы каким-то образом ухаживаете за активом?
Мы не можем этого сделать, поскольку у нас нет договора управления.
Вы даже не знаете их финансовые показатели?
Нам закон не позволяет требовать от этих компаний соответствующую информацию. Мы можем требовать документы только у государственных органов. Мы имеем доступ и контролируем актив с того момента, когда туда приходит управляющий. Только тогда мы осуществляем контроль над деятельностью управляющего – ведем мониторинг его эффективности.
Значит, у АРМА нет функции временного управляющего, пока не будет проведен конкурс на постоянного управляющего?
Нет.
Получается, что до того как туда пришел управляющий, менеджмент, который остался от владельца, может все что угодно сделать? Опустошать счета, вывести оборудование?
Естественно. В этом большая проблема и мы ее пытаемся решить путем введения такого механизма, как планирование до ареста. Комплексность наложения ареста и передачу в управление ликвидных активов можно обеспечить исключительно путем внесения системных изменений в уголовно-процессуальное законодательство, наш специальный закон и благодаря налаженному постоянному взаимодействию с правоохранительными органами.
На этапе подготовки к наложению ареста наши подразделения по выявлению и розыску активов на запрос правоохранителей могут осуществить комплексный розыск, проанализировать абсолютно все структуры собственности, найти все корпоративные права, связанных лиц, движимое/недвижимое имущество, торговые марки, выявить в доверенностях подставных лиц и т. п.
После этого правоохранители готовят ходатайство в суд, а суд принимает решение и накладывает или не накладывает арест. И когда будет вынесено определение и соответствующая информация попадет в реестры, счета будут заблокированы, а арестованное имущество никто не сможет отчуждать или выводить активы за границу.
Вернемся к нефтепродуктопроводу. В нем осталось горючее. Что происходит с ним?
Ответственность за имущество – а это комплекс, который и является нефтепродуктопроводом, лежит на компании, которая сейчас обеспечивает хранение актива. Это Укртранснафта. В то же время, содержимое трубопровода не является арестованным.
Хочу уточнить об оплате в бюджет от управления имуществом. Есть какая-то формула, которая применяется к любому активу?
Управляющий предлагает свою программу управления. Мы не ограничены законом, устанавливать для управляющего процент от дохода, который нужно перечислять в бюджет.
Потенциальный управляющий сам предлагает, сколько он может заработать на этом объекте и уже на конкурсе заявляет, какую долю прибыли он будет перечислять в бюджет. Побеждает тот, кто предлагает лучшие условия.
Давайте поговорим о вашем самом большом активе – «Мотор Сич». На каком этапе находится переход предприятия в АРМА.
Сейчас, совместно с органами досудебного расследования проводятся действия по фактическому осмотру этого актива. Мы должны установить для себя, или то, что написано в постановлении суда, есть по факту. Определение — это 300 страниц. Это перечень имущества целостного имущественного комплекса со всеми сооружениями и другими объектами. «Мотор Сич» — это город в городе.
Предприятие продолжает работать? Кто им управляет?
Конечно, работает. Предприятием продолжает руководить действующий менеджмент. Предприятие не находится в подчинении АРМА, нам передали его в управление и мы должны организовывать процесс отбора управляющего.
Управляющим, скорее всего, будет Укроборонпром, или Антонов?
Это будет управляющий, который объяснит и покажет, каким образом он будет управлять, сохранять и развивать предприятие с учетом в первую очередь интересов государства.
Например, конкурс по отбору управляющего был написан конкретно под «Укртранснафту», она имеет опыт управления подобными объектами.
Конкурс был написан так, чтобы ограничить участие в нем лиц, не имеющих соответствующего опыта и возможности работать с таким активом для предотвращения его уничтожения.
Понятно. Мы интересуемся, как найти управляющего на такого гиганта, как «Мотор Сич»? Нерезидента, например.
Нет, может быть только компания-резидент. Это может быть не только государственная, но и частная компания-резидент.
АРМА задействована как ответчик или третья сторона в исках китайских инвесторов «Мотор Сич» к государству Украина? Возможно, они к вам обращались?
Нет, мы не задействованы в судебных процессах. Насчет обращений не могу вам сказать, поскольку это не имеет значения. Кто бы к нам ни обращался – у нас есть постановление суда, и мы обязаны его выполнять.
Когда можно ждать избрания управляющего в «Мотор Сич»?
Есть много факторов, которые могут быть чувствительными. Как сделать оценку «Мотор Сич»? Акций и имущества. Как потом сделать рецензию на отчет об оценке? Она осуществляется внешней организацией, которая координируется Фондом госимущества. Это является подтверждением оценки.
Как проявляются права АРМА в кейсе с «Мотор Сич»? Согласно ЕГРПОУ, предыдущий владелец Вячеслав Богуслаев до сих пор имеет право подписи. Менеджмент не менялся с 2016 года.
Для того чтобы сменить менеджмент, нужно сделать оценку, выбрать управляющего и провести общее собрание акционеров.
Но, как видите, и в этом случае отобранный управляющий может провести общее собрание только при условии согласия владельца контрольного пакета акций. Ситуация сложная в связи с несовершенством законодательства.
Инициировали ли вы изменение законодательства, чтобы избавиться от этих проблем?
Опосредованно инициировали. Они уже на рассмотрении в Верховной раде. По состоянию на сегодня ВР провалила голосование по этим изменениям, только 200 голосов «за». Изменения предусматривают изъятие нормы о необходимости получения согласия владельца акций. Ибо в противном случае, какой смысл передавать имущество управителю, если он без согласия собственника не может сменить менеджмент?
Сколько в 2020 году АРМА принесла в бюджет государства от управления имуществом?
Чистый доход от управления составил почти 16 млн. грн.
Какая польза налогоплательщикам от существования АРМА, если вы, потребляя около 200 млн. грн в год, приносите в госбюджет 16 млн. грн. поступлений от управления имуществом?
Во-первых, мы не являемся органом, который предназначен для создания прибыли. Наша основная задача — это розыск и сохранение активов, которые передаются нам в управление. Подчеркиваю — сохранение.
Второй момент — мы можем приносить значительно больше средств государству. Мы утверждаем, что доходы от управления имуществом значительно вырастут, если будут устранены определенные юридические преграды.
Конкретные примеры я уже проговаривал, это: предоставление права управляющему созвать собрание акционеров и принимать решения без согласия владельцев акций, направлять проценты от хранения денежных средств на депозит в бюджет и др.
Третье, у нас постоянно растет динамика. За 4 месяца 2021 года мы принесли государству чистый доход на сумму почти 12 млн. грн. Для сравнения, это больше чем за весь 2018, 2019 год и около 80% дохода за прошлый год. Надеемся, что в этом году доход составит не менее 50 млн. грн.
Здесь хотел бы отметить, что эффективность работы АРМА в публичном пространстве в основном измеряют через соотношение бюджетных расходов на агентство и чистых поступлений в бюджет от управления арестованными активами. Но почему такой подход не отражает реального КПД деятельности АРМА?
Во-первых, закон позволяет перечислять государству только доходы от управления активами, которые находятся в коммерческом использовании бизнеса, по сути, в аренде. Однако средства от реализации имущества и арестованные средства – а это сегодня более 630 миллионов гривен – бюджет может получить только после конфискации, чего в практике АРМА не было еще ни разу.
На указанной сумме АРМА ежегодно дополнительно зарабатывает десятки миллионов гривен (53 млн. в 2020 году) в виде банковских депозитных процентов, но и эти деньги не попадают в казну. Хотя мы неоднократно призывали депутатов изменить закон и разблокировать перечисление хотя бы части этих средств в государственный бюджет.
Итак, из трех видов управления, которые осуществляет АРМА – управление путем передачи активов в аренду бизнеса, путем реализации имущества на торгах и путем размещения арестованных денежных средств на депозите в банке – только первый способ обеспечивает бюджет доходами.
В то же время далеко не все доходы, которые генерирует бизнес на арестованных активах, идут государству. АРМА отвечает, прежде всего, за сохранность активов, поэтому большую часть заработанных средств управители тратят на восстановление, ремонты и модернизацию имущества. В отдельных случаях на сохранность активов тратится 3 из 4 заработанных гривен. Остальная часть полученного дохода распределяется между бюджетом и управляющим, который получает вознаграждение за свою деятельность.
При этом управляющие компании платят миллионы налогов и создают новые рабочие места. Например, компания, которая управляет коммерческой недвижимостью группы АИС, в прошлом году создала рабочие места и в целом уплатила более 27 млн. грн. налогов.
Фактический прошлогодний бюджет АРМА составил около 157 млн. грн., тогда как из-за привлечения бизнеса орган сохраняет активы стоимостью в 3,3 миллиарда гривен. А именно сохранение активов, повторяю, является главной целью АРМА – это не только четко прописано в нашем законе, об этом также отмечают международные эксперты по вопросам управления активами.
Но в Украине культивируется ложное представление об АРМА как о некоем предприятии по генерированию доходов. Стоит осознать, что арестованные активы – это в первую очередь проблемные активы, и наши зарубежные коллеги не столько зарабатывают, сколько тратят средства на их хранение, получая доход в основном благодаря продаже имущества.
Вы говорили, что реализация имущества, арестованного АРМА, долгое время не происходит. В случае продаж, на каких площадках оно бы продавалось?
У нас есть договоры с торговой площадкой Минюста, а также с рядом других торговых площадок, которые работают через «Prozoro. Продажи».
Объясните, какие были причины для обысков СБУ, которые состоялись в начале апреля в офисе АРМА и дома у сотрудников агентства. В том числе — у вас. СБУ подозревает должностных лиц АРМА в завладении $500 тыс., которые были переданы третьему лицу по поддельному решению суда?
Это яркий пример несовершенства законодательства, а также сознательных манипуляций, к которым, вероятно, прибегали лица, которые хотели вернуть «свои» средства.
Ситуация заключалась в следующем: к нам приходит постановление суда, согласно которому мы должны перечислить средства третьему лицу, которое указано в этом определении (Игорю Королю). У нас есть три дня на его выполнение.
Это постановление ничем не отличалось от таких же других постановлений суда, которые поступают к нам.
К сожалению, такая история имела место. Мы надеемся, что следствие установит виновных по этому делу.
Значит, определение суда было подделано?
Мы этого не можем ни утверждать, ни опровергнуть. Агентство получает постановления в бумажном виде, прошитые с мокрой печатью, с сопроводительным письмом суда. У нас есть доступ к судебному реестру. Но в то же время многие постановления вовремя не вносятся в реестр или и не попадают туда вообще. После этого прецедента мы проанализировали предыдущие постановления, по которым средства перечислялись собственникам. Обнаружили, что большинства до сих пор нет в реестре. Хотя решения уже давно выполнены.
Этот случай не то, что побуждает, он прямо обязывает изменить закон. Потому что мы имеем всего три дня, чтобы выполнить решение суда. Если мы этого не сделаем, автоматическим следствием будет открытие уголовного производства в отношении руководства АРМА за невыполнение решения суда.
Как происходит переход имущества в управление АРМА?
Если речь идет о недвижимости, то после поступления постановления суда мы осуществляем регистрацию в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Таким образом, мы приобретаем право управления этим имуществом – «другие вещные права».
Мы регистрируем эти права через регистраторов. И здесь тоже есть проблема. Собственник имущества может использовать механизм запрета осуществления регистрационных действий в отношении его имущества. Этот запрет вносится тоже через регистратора. И это блокирует нам возможность зарегистрировать право управления этим имуществом.
Часто ли владельцы имущества совершают такие действия?
Довольно часто.
Сколько у вас недвижимости в управлении?
Если руководствоваться данными из реестра арестованных активов, то сейчас туда внесено чуть более 1400 записей об объектах недвижимости. Но этого, исходя из информации, что есть в судебных постановлениях, физически может быть меньше. Есть, например, актив АИС (бывшего нардепа Дмитрия Святаша), в составе которого около 120 объектов недвижимости по всей Украине. Кстати, эти объекты приносят наибольший доход бюджету.
АИС — дилерская сеть по продаже автомобилей. Эти объекты продолжают продавать авто?
Да, они продолжают работать по функциональному назначению. Но чтобы эти объекты начали приносить средства в бюджет, управляющий инвестировал немалые ресурсы для приведения их в надлежащее состояние. Кроме того, была борьба с противодействием со стороны собственников.
Я был на одном из активов. Там была вырвана электрическая проводка, сорвана плитка, снято оборудование для отопления… и, поверьте, активов в таком состоянии нам передают множество. Найти для них эффективного управляющего зачастую почти невозможно, тогда как полномочия по реализации фактически заблокированы судебной практикой.
Вообще опыт украинского АРМА уникален. Наши иностранные аналоги в основном продают активы, мы в основном управляем на основе коммерческого использования. Заграницей тратят средства на сохранность арестованного имущества, мы – зарабатываем доходы в бюджет. Поступления европейских офисов по управлению активами формируются в значительной мере благодаря продаже конфискованного имущества, тогда как за все время существования АРМА у нас было одно (!) решение суда о конфискации актива.
Для иностранных аналогов АРМА в управления целыми предприятиями и компаниями является исключительной редкостью, в то время как в наших реалиях агентству передают медиа холдинги, ТЭЦ, авиастроительные заводы, трубопроводы и акции газовых компаний. И все это в условиях крайне ограниченных на практике полномочий и с крайне дефектным законодательством.
Впрочем, несмотря на все ограничения, мы показываем динамику роста поступлений в бюджет, и способность сохранять важные для экономики активы. И это, пожалуй, лучшее свидетельство того, что полная реализация потенциала агентства благодаря его системной реформе превратит АРМА в действенный инструмент защиты экономических интересов государства и восстановление общественной справедливости.
Авторы: Юрий Винничук, Сергей Головнев
Источник: «Бизнес Цензор»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.