14.06.2020 – Тарас Гетманский занимается прокатом авто в Украине с 2006 года. Перспективы этой сферы в Украине и до пандемии COVID-19 были призрачными, ведь это плотно связано с туристическим бизнесом.
По подсчетам Тараса, во время карантина спрос на аренду автомобилей в Украине уменьшился на 70%.
Поэтому сейчас он делает ставку на каршеринг – сервис совместного пользования автомобилем с помощью смартфона.
– Расскажите, что такое каршеринг и чем он отличается от обычной аренды авто? Как это работает?
– Переводя с английского, это совместное пользование автомобилем. Пользователь каршеринга никогда не видится с ни одним нашим работником, все процессы управляются через смартфон и имеется возможность арендовать и оплачивать авто поминутно.
Есть мобильное приложение, его надо установить, добавить туда документы и банковскую карточку, и с помощью этого приложения находить стоянки таких авто, а потом все – подходишь к остановкам и открываешь по телефону двери автомобиля.
Внутри уже есть ключ. Доехал куда надо, оставил авто на такой же стоянке и вышел. В приложении с вас автоматически списали средства в зависимости от того, сколько вы проехали.
Нет офисов, поддержка онлайн, топливо включено. Это на 30% дешевле такси. Наш каршеринговый парк насчитывает 200 автомобилей, а занимаемся мы этим уже два года, единственные в Украине.
– Какими были ваши первые эмоции и действия как руководителя в начале карантина?
– Я, пожалуй, как и все, не понимал, что и как будет. Просто смотрел на Китай и на разрушение их экономики и понимал, что время ставит перед нами новые вызовы. В такие моменты страшно наблюдать, куда эта лодка будет возвращаться, чтобы она тебя не задавила.
Но мы все, же надеялись, что до Украины это не дойдет.
Я прочитал все новости и аналитику из зарубежных СМИ и перевел это моим работникам на понятном языке. Всегда так делаю в сложные времена.
Говорю и о негативе, и о позитиве, потому что не хочу, чтобы моя команда упала духом. Я, как вестник позитива, обязан заряжать их.
Мы пытались проработать различные перспективы и просчитать, будут ли для нас какие-то перспективы, или будет крах… А когда понял неотвратимость процессов, отправил всех по домам и просил лишь об одном – берегите себя и давайте вместе переживем эту вирусную заразу.
– С работой понятно. А как в семье воспринимали разворачивающуюся ситуацию?
– У меня четверо детей, и семья дала мне максимальную поддержку.
– Вам явно не было когда скучать на карантине с четырьмя детьми.
– Это так (улыбается).
Быть дома для меня в каком-то смысле тяжелее, чем на работе. Ведь дома более тяжелая для меня работа, а мой рабочий день на карантине стал длиннее.
Жена взяла на себя детей и очень поддержала меня в этом смысле. Но, в целом, дети и семья – это мой маленький оазис, где нет вообще никаких проблем, никакого вируса или эпидемии. Есть только детская улыбка.
– Знаю, что на днях Hertz заявил о банкротстве. Это плохой сигнал для рынка, или для вас он вообще не имеет никакого значения?
– Я бы не сказал, что плохой сигнал. На американский рынок это точно никак не повлияет, и на нас тем более. Даже больше – цены на вторичные авто на аукционах в США сильно выросли, хотя, по сути, вывод того количества авто в продажу, которое было в Hertz, могло наоборот обвалить стоимость.
– Ваши офисы с автопроката – это обычные окошки в залах прилета аэропортов?
– Нет, мы отказались от этого. Аэропорты обычно находятся в государственной собственности, но де-факто всегда надо договариваться на месте. И здесь есть много подводных камней.
К тому же, конкуренция большая: 5-7 окошек на маленький аэропорт с небольшим количеством рейсов. И, вообще, аэропорты – не такая крутая вещь по конверсии.
Большинство прокатов, понимая эту ситуацию, даже не стремятся туда попасть, а доставляют человеку авто бесплатно или за отдельную плату. Это очень крутая модель, благодаря которой в Европе, например, маленькие компании, которые только-только выходили на рынок, таким образом, валили гигантов рынка.
– Какие размеры рынка проката в Украине?
– Он очень мал, около 2 тысяч авто. В Европе на паркинге только Франкфуртского аэропорта на парковке только одной прокатной компании может стоять такое же количество машин.
– А почему такие мизерные цифры? Украина большая и территориально, и по количеству населения, по сравнению с большинством стран Европы.
– Из-за недостатка финансов у населения и недостаток туристического потока, который приходит извне. К 2014 году 60-70% клиентов проката составляли россияне, которые переехали в Российскую Федерацию, а приезжали сюда к родственникам, брали машину и ехали в Крым.
В 2014-м году этот рынок закрылся, а иностранцев не прибавилось.
— Хорошо, теперь вижу, что, пожалуй, популярность этой услуги в Украине действительно не такая большая. А как вы считаете, что надо сделать, чтобы рынок вырос?
– Необходима стратегия туристического развития страны, пути развития внутреннего туризма, которые приведут к развитию автодорог. Ведь дорог у нас нет.
В Херсонской области, например, есть очень большое количество классных мест — пустыни, каньоны. Но туда никто не едет, потому что нет дорог, там можно оставить авто без колес, если проехаться. И неудобно, долго, изнурительно.
Два года назад у нас что-то начало меняться, лоукосты стали заходить, но все остановилось.
У нас нет аэропортов. Борисполь – это, по сути, по пассажиропотоку маленький провинциальный аэропорт какого-то европейского городка.
В Украине внешний туристический поток ну очень маленький. В Грузии, например, он в несколько раз больше и там даже ларечники сдают в аренду собственные автомобили, потому что спрос бешеный. А значит, и постоянный приток иностранной валюты в страну.
– А как же внутренние туристы?
– Внутренний туризм очень зависит от экономического состояния. Как только доллар немного подрос – путешествия по стране заканчиваются, мы это сразу чувствуем.
– Возможно, этот кризис и замкнутый внешний мир будут провоцировать рост по спросу на путешествия внутри страны?
– Нет. Сейчас мы сотрудничаем как партнеры с Ukrainians, которые устраивают экспедиции по стране и популяризируют это направление, с певицей Навкой, и еще некоторыми украинскими звездами.
Вкладываем в то, чтобы внутренний туризм рос. Но мне кажется, что экскурсии по стране надоели украинцам, ведь мы с 2014-го года все пересмотрели. Роста сейчас не наблюдаем.
– Вы говорили, что из-за пандемии рынок проката упал на 70%, а каршеринг, наоборот, вырос на 100%?
– Это моя оценка, коллеги это подтверждают. Но в каршеринге во время карантина очень изменились маршруты людей, мы это видим. Если раньше в основном передвигались утром и вечером, то в карантин в основном это были поездки в дневное время.
– Логично, ведь офисы были закрыты. Другой вопрос: куда все ехали днем, ведь, по логике, должны были сидеть дома.
– Пожалуй, к родителям, или в супермаркет, или в больницу.
– А как обеспечивали дезинфекцию автомобилей во время карантина? Ведь, если нет офисов и работников в оффлайне, то и делать это некому.
— Оставляли дополнительно в машинах дезинфекторы, перчатки одноразовые, накладки на руль. Однако были такие клиенты, которые после себя оставляли использованные перчатки в автомобиле, так сказать, в наследство другим. Мы с ними потом связывались и объясняли, что так делать нельзя.
– Как оптимизировали работу в карантине? Прибегали ли к сокращениям?
– У нас работает до 40 человек, в начале карантина львовский офис отправили по домам, выплачивали им 50% от зарплаты. Все остальные остались на работе. А когда карантин уже закончился, часть людей, которые работали в прокате Львова, сократили, ведь поняли, что восстановление будет очень долгим. Туристов ждать, пока не стоит.
— Какие планы на этот год, учитывая все эти кризисные условия?
– Я считаю, что история с коронавирусом только начинается. Это была только волна, но впоследствии нас ожидает настоящий шторм.
И даже цунами я не исключаю.
Но еще после кризиса 2008 и 2014 годов я выработал для себя такую философию – в любой кризис я буду становиться только более богатым, а не более бедным. Мы научились работать удаленно, это огромный плюс, я так считаю. Мы получили много новых клиентов во время этой пандемии.
Поэтому наши планы — увеличивать парк каршеринговых авто.
– Даже если будет вторая волна эпидемии?
– Даже если вторая, даже если третья – безразлично. Распространяем шеринговую экономику дальше по Украине и миру.
Автор: Татьяна Мерцалова
Источник: Украинская правда SOS
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.