Не тронут Госпродпотребслужбу, об этом заявил премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. Для этого понадобилась целая неделя возмущений и негативных реакций украинского бизнес-сообщества на идею реформировать Госпродпотребслужбу.
В двадцатых числах августа в сети появилось фото документа Министерства здравоохранения, в котором говорилось о создании государственной службы по контролю заболеваний. Для этого должны были забрать функции у Госпродпотребслужбы. Но официально от попыток создать санитарно-эпидемиологический орган в правительстве до сих пор не отказались. Он, по словам Шмыгаля, должен осуществлять контроль над эпидемиологической ситуацией и здоровьем человека.
Поэтому бизнес будет внимательно следить, какими полномочиями наделят новый орган и действительно ли это не коснется Госпродпотребслужбы. О возможных изменениях Agravery.com пообщалось с бывшим руководителем Государственной службы по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей, а ныне советником президента ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» Владимиром Лапой.
На повестке дня Кабмина сегодня реформирование Госпродпотребслужбы. Почему для бизнеса это стало болезненным вопросом?
— Надо понимать, откуда идет проблема. А она пришла из статистики по заболеванию COVID-19. Понятно, что в правительстве возникают разные мысли, как стабилизировать распространение болезни. В середине августа стало известно, что в Министерстве здравоохранения предложили восстановить санитарно-эпидемиологическую службу.
Но в их письме, которое было тогда обнародовано, речь шла не только о контроле в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, а и контроле над пищевой продукцией, который уже давно был передан в ГППСУ. Это значит, что речь шла не только о борьбе с COVID-19, очевидно, что у власти имущих были и другие намерения. Могло ли это помочь с коронавирусом в том виде? Я сомневаюсь.
Мы можем посмотреть репортаж о борьбе с вирусом из любой страны. Вы не найдете там врачей, которые борются с заболеванием вне больниц. То, что касается борьбы на улице, по соблюдению ограничительных мер, то это роль полиции. И так во всем мире. Если брать украинскую систему координат, то здесь ряд функций по контролю относится к выполнению Госпродпотребслужбой, но вместе с Национальной полицией.
В нашем случае лучше думать, как усилить их работу, для борьбы с коронавирусом. Например, не мешало бы утвердить юстированные требования Минздрава относительно санитарных норм и правил и разработать для этого унифицированную форму. Это бы дало большую легитимность тем проверкам, которые сейчас осуществляются. Потому что, честно говоря, правовые основы здесь немножко ковыляют.
Если начать реформу Госпродпотребслужбы по модели, которую предлагал Минздрав, у меня большие сомнения, что в ближайшие полгода или год это дало бы, хоть какие-то положительные результаты. Любой орган контроля на этапе реформирования снижает свою действенность.
Откровенно скажу, люди будут больше думать, что кто будет руководителем области, кто займет должность в регионе, потом встанут вопросы распределения имущества, потом – кадров, создания новой структуры штата, согласования с Минфином бюджета на следующий год.
Мы откроем такой ящик Пандоры, после которого есть вероятность, что о коронавирусе забудут из-за вновь созданных проблем. Если, все же, будет принято решение о создании СЭС, в новом или старом виде, то оно однозначно не должно трогать ГППСУ, иначе у нас остановится возможность коммуникации с нашими зарубежными партнерами относительно выхода на рынки сбыта и тому подобное.
Насколько затронет возможная реформа Госпродпотребслужбы поставки на внешние рынки?
– Если произойдут серьезные изменения в структуре, то не исключено, что некоторые наши торговые партнеры эту систему поставят на переоценку. Им нужно будет приезжать с официальной миссией, и смотреть, соответствует ли новая структура их требованиям, достаточно ли полномочий, соответствует ли новая служба законодательству и тому подобное. Поэтому риск есть, и он серьезен.
Когда создавали Госпродпотребслужбу, этот процесс в значительной мере происходил. Тогда внешние покупатели привыкли к тем гарантиям, которые дает ветеринарная и фитосанитарная служба Украины. Когда создали ГППСУ, нам приходилось выдерживать эти проверки и доказывать, что мы соответствуем этим требованиям.
Будет ли изменение работы Госпродпотребслужбы влиять на дальнейшее введение норм, прописанных в Соглашении об ассоциации Украины с ЕС?
— Эти обязательства, которые зафиксированы в соглашении, касаются приближения законодательства. В этой части у нас уже состоялось приближение законодательства по пищевой продукции, в первом чтении уже принят закон о ветеринарной медицине, далее нас ждет большой блок в сфере защиты растений. Но одобрение законодательства – это первая половина вопроса, а вторая половина – это готовность компетентного органа и бизнеса выполнять законодательство.
После принятия законов, у бизнеса возникают вопросы, сколько денег нужно потратить на переоснащение к новым требованиям. От компетентного органа затрачиваются дополнительные усилия по внедрению риск-ориентированных систем контроля, обучения персонала, и тому подобное. Разумеется, при реформе ГППСУ соглашение назад не отыграется, а вот в части исполнения законодательства – наши торговые партнеры могут задать много вопросов и бизнесу, и соответствующим государственным органам.
Насколько велик шанс, что Госпродпотребслужбы все же коснется реформа, учитывая то, как это восприняло аграрное сообщество и бизнес-ассоциации?
– Я, честно говоря, давно не видел такого единодушия. Наш агросектор фрагментирован, и у каждой отрасли свои интересы. В данном случае, практически все ассоциации, начиная от зерновиков и заканчивая производителями пищевой продукции, выступили категорически против такой инициативы. Лаконично их позиция звучит так, что при создании новой, не нужно разрушать большую часть уже рабочей службы.
Условно говоря, ради 20% функционала, не нужно 80% снова создавать. Это даже с менеджерской точки зрения бессмысленное решение. Оценивать одобрение на уровне правительства мне сложно, потому что я не инкорпорирован в систему государственной власти. Но мне кажется, что сигнал от профильных ассоциаций – это серьезный звонок для того, чтобы еще раз переосмыслить эти предложения. И если исходить с какими-то решениями, то такими, которые будут восприниматься бизнес-средой.
У нас есть пример Минагро. Несмотря на протесты представителей агросектора против его объединения с Минэкономразвития, это все равно было сделано.
— Ну и к чему это привело? Это привело к тому, что президент сказал, что мы будем восстанавливать Минагро. Если логика реформ заключается в том, что давайте сделаем шаг вперед, а потом два назад, то ок, можно пробовать, но результат от этого будет отрицательный, и мне кажется, что политические стейкхолдеры должны были это осознать.
Кабинет министров провел конкурс на должность главы Госпродпотребслужбы еще в феврале, почему до сих пор никого не назначили? С чем вы это связываете?
— Мне это напоминает какую-то «мыльную оперу». И это тоже не является плюсом для репутации страны. Во внутренней и международной политике институциональная способность играет большую роль. Этот имидж завоевывается со временем. Госпродпотребслужба уже 10 месяцев работает в таком составе. Нельзя сказать, что здесь есть критические моменты, но и ситуация не является оптимальной.
По моему мнению, этот сериал с конкурсами в значительной степени дискредитирует саму идею прозрачного конкурса госслужащих высокого ранга и это является существенным минусом.
Следующий вопрос болезненный для Украины, что мы уже имеем несколько случаев АЧС в этом году, насколько проблема острая?
— В этом году зафиксировано 18 случаев АЧС. В прошлом году было зафиксировано более 50 случаев. В 2018, 2017 гг. было по 150. Мы видим падающую траекторию. И это вновь указывает на то, что эффект от работы вновь созданных служб можно увидеть через два-три года. Потому что первые два года служба тратит на самоорганизацию.
Сегодня Госпродпотребслужба показывает эффективную работу, и даже без главы. Это говорит о том, что в ней создан и работает хороший профессиональный состав и в центре, и в областях. Проблема с АЧС остается, и она достаточно серьезная, но тренд положительный и здесь велика роль именно Госпродпотребслужбы.
Сегодня большинство случаев зафиксировано в домохозяйствах и в дикой фауне, из 18 – всего три на товарных фермах. Если произойдет обнуление популяции дикого кабана, которая существенно снизилась в предыдущие годы, то есть риски, что тренд на возвращение АЧС будет иметь место. Например, в Бельгии все свиньи и дикие кабаны зарегистрированы (даже хозяйство где есть одна домашняя свинья), у нас также внедрена система идентификации, но она не так развита как в Европе.
В направлении ветеринарии нам не удалось решить индексацию тарифов на ветеринарные услуги, они до сих пор рассчитываются по курсу доллара до 2014 года, притом, что многие реагенты, вакцины и т.д. имеют импортное происхождение.
По определенным видам лабораторных услуг они даже не возмещают стоимость реагентов. И это касаются не только препаратов, это также бьет по зарплатам, которые люди получают в лабораториях, в больницах, к сожалению, этот вопрос до сих пор не решен. Это один из факторов, который существенно ухудшает возможности бороться с эпизоотиями, идет отток кадров. И, кстати, один из факторов — это реорганизация, потому, что при создании Минэкономики пришлось начинать процесс согласования соответствующего приказа с нуля.
Еще один больной вопрос — это потрава пчел. Что делала и делает Госпродпотребслужба в этом направлении?
— Проводилась работа по разъяснению среди производителей зерна, мы проговаривали о требованиях законодательства, требованиях по оповещению органов местного самоуправления и пчеловодов о химической обработке полей. Проводилась работа с пчеловодами по их регистрации, ведь трудно сообщить пчеловоду, если пчеловод не зарегистрирован. Не могу сказать, что проблема решена, но она уже не такая болезненная как 2-3 года назад.
Да, есть случаи, их довольно много и есть вопиющие случаи. Но, как и с АЧС, динамика идет на спад. На эту проблематику влиять с точки зрения контроля трудно, потому что штрафы в 85 грн. не пугают даже владельцев небольших фермерских хозяйств. С точки зрения правовых последствий — сработало то, что в случае доказательств, что пчела была отравлена агрохимикатами, пасечнику выплачивается компенсация. Законодательство по защите растений не идеально.
Мы надеемся, что соответствующий законопроект в сфере защиты растений будет зарегистрирован осенью или зимой. В нем идет речь, в частности, о существенном увеличении штрафов.
Вы много с душой рассказывали о ГППСУ, можно сказать, что это ваш ребенок. Если бы вас пригласили еще раз возглавить ее, вы бы согласились?
— Знаете, на самом деле, даже были такие шутки, что Госпродпотребслужба это «служба Лапы». Потому что я возглавил ее, когда служба только создавалась. На самом деле, неправильно так говорить, служба не должна зависеть от одного человека. Я уже говорил о том, что положительная динамика, которая была начата, сейчас во многих сферах продолжается. Это означает, что вопрос там не в одном лице, вопрос в построении действенной системы государственного контроля, а не зависимость от тех или иных персоналий.
Отвечая конкретно на ваш вопрос, я скажу, что нет. Я отработал на госслужбе четыре года, и это был не самый простой период в моей жизни. Думаю, что определенный отдых и себе, и людям надо дать. Мне хотелось бы надеяться, что на конкурсной основе, или другими способами, к руководству службы придет профессиональный человек, который будет с таким же пылом говорить о новых достижениях.
Представьте, вы отдохнули и решили все же поехать на конкурс и выиграли его. Что первым вы бы ввели или изменили в ГППСУ?
– Первый вопрос, который я задал, когда меня только назначили на заместителя председателя службы: «Сколько получает инспектор в районе?». Когда мне ответили, что ставка 1750 грн., я сделал для себя очень простой вывод – как можно бороться с коррупцией, если твоей месячной зарплаты не хватает, чтобы ребенку рюкзак в школу собрать? В прошлом году зарплата инспекторов в среднем дошла до 8-9 тыс. грн. Это возможно не космическая зарплата, но это тот уровень, за который уже не стыдно.
Мне бы хотелось, чтобы тенденция на повышение оплаты труда в Госпродпотребслужбе сохранялась. Но, если отвечать конкретно на ваш вопрос о первом шаге, то для каждого времени он свой. Есть такие вопросы, которые актуальны сейчас, но не факт, что они останутся таковыми через месяц.
Автор: Фарид Гусейнов
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.