Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, – сравнительно молодая организация. АРМА было создано в 2016 году, но непосредственно в регионах его активное развитие началось в прошлом году.
Главная задача АРМА — выявление, розыск и управление активами, полученными от коррупционных и других преступлений. Об отдельных итогах именно этого начального периода работы рассказывает начальник Юго-Восточного межрегионального территориального управления Агентства по розыску и менеджменту активов Владимир Орлов.
АРМА не является ни правоохранительной, ни антикоррупционной структурой
– Учитывая, что АРМА – относительно молодая структура, наблюдаем определенные признаки болезни роста, не только обычные люди, но и милиция, чиновники и политики не совсем правильно понимают и толкуют его функции. Каковы основные задачи АРМА?
— До сих пор заметны проблемы понимания того, чем и как мы занимаемся. Как следует из названия, АРМА уполномочено выявлять и разыскивать активы – имущество, на которое можно наложить арест и взыскать в доход государства. Важное направление — управление активами, реализация или передача в управление.
Есть два пути передачи в управление. Первый – реализовать и поместить средства на депозитном счете государственного банка. Второй – передать на прозрачном конкурсе в управление субъекту, который будет сохранять экономическую стоимость актива, платить налоги, зарабатывать деньги для себя и бюджета.
Нередко через СМИ распространяются комментарии, будто АРМА — «рейдерская структура», которая отжимает у честных владельцев их имущество без решения суда. Это неправда, и идет она от элементарного непонимания назначения и функций агентства.
Еще раз подчеркну, что АРМА – не участник уголовного процесса, а лишь на основании постановления суда принимает в управление активы. Обидно, но неоднократно приходилось слышать выступления народных депутатов, которые с парламентской трибуны пытались убедить, что АРМА – антикоррупционный орган. Это абсолютная чушь, ведь АРМА – ни правоохранительная, ни антикоррупционная структура.
Разумеется, я не мог мириться с такой ситуацией и начал вести в регионе большую информационно-разъяснительную работу для ознакомления с деятельностью АРМА. Организовал встречи с представителями правоохранительных органов и судьями, пообщался с журналистами печатных СМИ, радио и телевидения. Благодаря этому нам удалось донести самое главное, зачем создано АРМА, какие главные задачи стоят перед этим органом и чем он может быть полезен правоохранителям и бизнесу.
– Владимир Владимирович, в сентябре исполнился год деятельности Юго-восточного межрегионального территориального управления АРМА, в декабре – год вашей работы на посту руководителя этой новой структуры. Отсюда закономерный вопрос: чего удалось достичь за этот отрезок времени?
– Без лишней скромности скажу, что у нас есть все основания быть довольными итогами первого года деятельности. Есть о чем отчитываться в контексте сотрудничества с правоохранительными органами региона. Это 9,4 миллиона гривен на депозитных счетах АРМА в «Ощадбанке». Еще принятие и передача в управление 32 железнодорожных вагонов из 215, и работа продолжается. В отношении 52 активов осуществлены меры для принятия их в управление.
Следует обратить внимание на ситуацию, возникшую вокруг рыболовецкого судна «Норд», задержанного украинскими пограничниками в Азовском море. К сожалению, бывшие руководители АРМА оставили нам в наследство очевидные проблемы. В частности они не определили ответственное лицо за хранение судна, арестованного в рамках уголовного производства, и фактически не приняли этого актива. Поэтому судно банально разворовали, сняли с него все оборудование.
Мы подготовили сообщение для территориального управления Государственного бюро расследований (г. Мелитополь), и по данному факту возбуждено уголовное производство.
— С какими препятствиями столкнулись, какие первые шаги были на посту?
– Оглядываясь, должен согласиться, что начальный организационный период был нелегким. Представьте ситуацию, я возглавил вновь созданное межрегиональное территориальное управление АРМА, которое охватывает сразу три области: Днепропетровскую, Донецкую и Запорожскую, а здесь вместе с руководителем работали всего шесть специалистов, хотя штатное расписание предусматривало 14.
Поэтому я, считаю, оправданным и логичным то, что, прежде всего, пришлось решить кадровую проблему: объявили конкурсы на замещение вакантных должностей, пытаясь привлечь квалифицированных специалистов, которые по деловым и человеческим качествам отвечали бы всем требованиям работы в управлении. Даже, несмотря на пандемию, нам удалось укомплектовать штат специалистами, которые хорошо зарекомендовали себя во время прохождения испытательных сроков.
Следующий важный шаг — организация тесного взаимодействия с местными органами власти, правоохранителями, судами и представителями бизнеса трех областей. Например, в Днепре под председательством руководителя областной государственной администрации с участием заместителя председателя провели круглый стол со всеми руководителями правоохранительных органов региона, во время которого обсудили актуальные вопросы взаимодействия агентства и всех заинтересованных лиц и структур Днепропетровской области.
Логическим продолжением этого мероприятия стало координационное совещание под председательством прокурора Днепропетровской области, на котором мы подробнее рассказали о совместной работе, которую намерены наладить со всеми правоохранительными органами. Этот расчет сработал, ведь совещание стало толчком к началу совместной эффективной работы.
Наше управление стали замечать и передавать ему активы, присылать запросы на розыск активов фигурантов уголовных производств.
Стоит вспомнить учебный семинар для судей под председательством директора регионального отделения в Национальной школе судей Украины Александра Мартыненко. Мы прилагаем усилия, чтобы о деятельности АРМА знали больше и активнее сотрудничали с нами.
На ликвидные и интересные активы спрос есть всегда
– Не секрет, что наши партнеры из Европы и США предлагают немало перспективных проектов, которые должны помочь Украине бороться и побеждать коррупцию. АРМА участвует в таких программах?
— Создание АРМА как раз и было обусловлено выполнением одной из антикоррупционных инициатив Европейского Союза. А среди соответствующих международных проектов против коррупции, с которыми сотрудничает АРМА, прежде всего, является программа Евросоюза «Антикоррупционная инициатива ЕС в Украине».
Успешное функционирование АРМА напрямую связано с активностью на международной арене путем сотрудничества с международными и межправительственными организациями, сетями в сфере выявления, розыска и управления активами в части обмена опытом и информацией по этим вопросам.
Антикоррупционные проекты других государств, предложенные для реализации в Украине, содержат немало позитивных идей, конкретных действий для преодоления коррупции и базируются на многолетнем опыте наших партнеров. АРМА как пример успешной реализации одного из международных проектов имеет возможность самостоятельно разрабатывать собственные антикоррупционные инициативы для Украины, используя опыт иностранных коллег.
— Насколько ощутимо на деятельность АРМА повлияла пандемия COVID-19, в частности существенно ли уменьшился интерес бизнеса к активам?
— Определенным достижением считаю то, что все наши работники здоровы и находятся на рабочих местах. Пожалуй, еще и благодаря тому, что соблюдаем все соответствующие правила, требования и оговорки.
А насчет бизнеса могу с уверенностью сказать, что на ликвидные и интересные активы спрос есть всегда, несмотря на все кризисы и пандемию. Несмотря на новый и немного непривычный формат взаимодействия государства в лице АРМА и бизнеса, мы открыты для диалога.
— Подразделение АРМА относится к тем отечественным государственным органам, которые избегают громких коррупционных скандалов. В чем секрет?
— На самом деле, поверьте, никакого секрета нет. Ведомство постоянно работает исключительно в рамках закона, а потому нет никаких нарушений и скандалов. Хотя наряду с этим наблюдаются отдельные настойчивые попытки все же как-то запятнать АРМА и его сотрудников. Известно же, что там, где актив арестован в рамках уголовного производства, всегда будет происходить определенное давление. В частности это могут быть заказанные публикации негативного характера в СМИ.
Кроме этого некоторые дельцы, политиканы или просто аферисты через приплаченных блогеров или так называемых активистов предпринимают попытки дискредитировать деятельность АРМА и должностных лиц другими способами. Цель таких неприглядных действий – заставить ведомство работать в их интересах. Скажу сразу — ничего у них не получится!
— Первый год деятельности Юго-Восточного межрегионального территориального управления АРМА постепенно становится историей, а между тем, видимо, составляете планы на будущее. На чем вы намерены сосредоточиться в следующем году?
— В 2021-м году планируем продолжить работу для пополнения депозитного портфеля АРМА. А если речь идет о планах более масштабных, то это в значительной степени будет зависеть от полномочий, полученных на следующий год. Ведь наработаны изменения в законодательство, которые устраняют разногласия и предоставляют возможности для более эффективного выполнения агентством задач.
Досье
Владимир Орлов. Родился 6 января 1980 года. Образование высшее: в 2002 году окончил Донецкий государственный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского по специальности «менеджмент организации». В 2006 году получил специальность «правоведение» после обучения в Донецком юридическом институте Луганского государственного университета внутренних дел. В 2014 году окончил Национальный университет «Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого» по специальности «правоведение» и получил квалификацию магистра правоведения.
Кандидат экономических наук: в 2013 году защитил диссертацию на тему «Управление инновациями в маркетинговой товарной политике предприятия». В 2018-м сдал квалификационный экзамен в соответствии с законом Украины «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» и получил свидетельство о праве заниматься адвокатской деятельностью.
Государственный советник таможенной службы 3 ранга. Старший советник юстиции. В 2002 году начал службу в таможенных органах Украины в должности инспектора Донбасской региональной таможни (г. Донецк) и за 10 лет службы прошел все звенья от инспектора до начальника таможни. Был первым заместителем и начальником Сумской и Луганской таможен, коммерческим директором государственного предприятия «Укроборонпоставщик».
В 2014-2015 годах работал заместителем начальника Главного управления процессуального руководства и надзора за соблюдением законов спецподразделениями и другими органами, которые ведут борьбу с организованной преступностью и коррупцией и в уголовных производствах следственных органов прокуратуры Генеральной прокуратуры Украины.
С декабря 2019 года работает в должности начальника Юго-восточного межрегионального территориального управления АРМА (г. Днепр).
Автор: Оксана Кедя
Источник: Правительственный курьер
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.