Владимир Прокопив: Киев был инициатором «войны» с «Нафтогазом»

04.01.2019 – Третий год подряд LB.ua подводит итоги года с секретарем Киевсовета Владимиром Прокопивым. В этом году, в отличие от двух предыдущих, работа Киевсовета не была долгое время заблокирована. Правда, не обошлось без скандалов. Как внутрипартийных (во фракции «Самопомощи»), так и общегородских.

Самый большой скандал, который накрыл Киев и испортил рейтинг столичной власти, – война с «Нафтогазом». Прокопив признает, что именно городская власть была инициатором этого конфликта, но утверждает: другого варианта не было.

«Никто из депутатов других фракций не предложил альтернативы. Более того, сегодня не на камеру они соглашаются, что это был единственно правильный выход из ситуации. Кто-то даже считает, что Киевсовет действовал слишком мягко», – добавляет он.

Секретарь Киевсовета не исключает, что на парламентских выборах может оказаться в списке президентской партии, хотя, говорит, не намерен занять проходное место, ведь сейчас больше сосредоточен на проблемах Киева.

О бюджете столицы, конфликте с «Нафтогазом», скандальных застройках и политических перспективах, – в интервью LB.ua с Владимиром Прокопивым.

Читайте также: Субсидия-2019: все о монетизации, новых правилах выплат и расчете доходов

Ольга Бабий: Нынешняя ситуация страшнее «хлорного кризиса» – в марте может остановиться очистка воды

Экс-председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк: Цены на газ нужно повышать на 60-70%

Председатель НКРЭКУ Оксана Кривенко: Мы не анализируем добычу угля. Это все, что я могу вам сказать

Глава Государственной архитектурно-строительной инспекции Алексей Кудрявцев: Почему вы решили, что Гройсман хочет меня уволить?

«Ни ситуация с возвратом налога, ни компенсация доплат учителям не дает нам поводов, чтобы иметь претензии к Кабмину»

 

На прошлой неделе Киевсовет принял бюджет на следующий год с доходами в более чем 57 млрд. грн. И с расходами – примерно на такую же сумму. Ваши оппоненты говорят, что документ был принят фактически за неделю. Почему такая спешка?

 

Принятие бюджета на следующий год в середине декабря нельзя оценить как ускоренный процесс. Важно до конца года провести подготовительные работы, чтобы со следующего не было никаких задержек. Принятие бюджета перед самими новогодне-рождественскими праздниками может привести к тому, что, к примеру, какой-то сквер будет обустроен не весной, как планировалось, а осенью. Или строительство школы завершится не к 1 сентября, а позже.

Достаточно ли было времени на обсуждение проекта бюджета?

Подготовка к принятию бюджета длилась, пожалуй, несколько месяцев. В том числе, формировались бюджетные запросы от профильных департаментов на строительство детского сада, сквера.

Основная война за городской бюджет уже состоялась, когда депутаты спорили, какую школу или спортивную площадку надо отремонтировать в первую очередь. Чтобы минимизировать такие споры, мы приняли концептуальное решение, что в следующем году средства городского бюджета будут направлены, в частности, на завершение объектов. Не стоит начинать строить новые, пока не завершены старые проекты.

К процессу обсуждения были привлечены депутаты, представители общественности. Более того, руководители Департамента внутреннего финансового контроля и аудита, а также Департамента экономики и инвестиций (КГГА) во время заседаний фракций Киевсовета объясняли каждую цифру бюджета. К такой дискуссии присоединились все, кто готов конструктивно работать.

Назовите несколько проектов, которые планируется реализовать в следующем году.

 

Транспортные расходы в следующем году составят около 6,9 млрд. грн., из которых в один миллиард обойдется строительство метро на Виноградаре.

Из крупнейших проектов – мост, который соединит Владимирскую горку с аркой Дружбы народов. Длиной в 210 метров и шириной от 6 до 14 метров. Мост будет открыт только для пешеходов и велосипедистов. Бюджет на этот проект составляет 115,6 млн. грн.

Хотим в следующем году провести реконструкцию моста Патона, он находится в аварийном состоянии. На ремонтные работы необходимо около 20 млн. грн., здесь нам будет помогать государство. На строительство Подольского моста Киевсовет выделил 630 млн. грн. На реконструкцию Шулявского моста выделено 363,4 млн. грн.

В прошлом году велись переговоры с Кабмином, в которых Киевсовет настаивал на установке для столицы налога с доходов физлиц — предпринимателей на уровне со всеми регионами – 60% на 40% в пользу местного бюджета. По Киеву этот налог распределяется в соотношении: 40% на 60%. Удалось ли найти консенсус с правительством?

 

Нет, не удалось. Кабинет министров аргументирует свою позицию тем, что в Киеве сконцентрировано большое количество головных офисов компаний.

Мы, как местные власти, никогда не согласимся с такой ситуацией. Да, с одной стороны, Киев действительно получает наибольшую прибыль, по сравнению с другими областными центрами. А с другой – несет большие расходы. К примеру, в этом году в рамках капитального и текущего ремонтов, мы восстановили около 300 км дорожного покрытия. Для какого-то областного центра такая цифра – протяженность всех дорог. А Киев имеет две тысячи километров дорог. Соответственно, нужно больше ресурсов для их ремонта.

С начала реформы децентрализации правительство перекладывает на местные бюджеты часть финансовых обязательств. В прошлом году речь шла о компенсации, в частности, для профтехучилищ и колледжей. Дополнительные расходы легли на плечи Киева в этом году?

Доплата заработной платы учителям. В этом году эта сумма составила 419 млн. грн.

Однако, ни ситуация с возвратом налога, ни компенсация доплат учителям не дает нам поводов, чтобы иметь претензии к Кабмину. Есть немало кейсов, где мы сотрудничаем с правительством. Не стоит забывать и о помощи Кабмина столице в проблеме с «Нафтогазом». Около 800 млн. грн. разницы в тарифах были компенсированы из государственного бюджета.

«Никаких конфликтов не было бы без вмешательства представителей политических сил парламента»

 

Общаемся с вами третий год подряд. И это впервые, когда на момент интервью политическая ситуация в Киевсовете стабильная. Депутаты работают, нет никаких скандалов.

Помните, во время предыдущего интервью я не соглашался, что можно провести параллели между парламентом и Киевсоветом. В Киевсовете не может быть таких политических конфликтов, как в Верховной Раде. Могут возникать искусственно раздутые ситуации. Они быстро появляются и так же быстро затихают.

Никаких конфликтов не было бы (и не будет) без вмешательства представителей политических сил, представленных в парламенте.

Возможно, сейчас нет таких конфликтных тем, которые бы дали возможность проявиться депутатам теперь уже «Киевской команды» (а ранее «Самопомощи») или «Свободы» как ваших активных оппонентов.

 

На самом деле риторика этих фракций не изменилась, по сравнению с первым годом работы нового созыва Киевсовета. Изменилось отношение других фракций к подобным заявлениям. Когда кричали: «измена», «все пропало», «все украли», некоторые депутаты других фракций эмоционально поддерживали такие заявления с трибуны, подхватывали их. А впоследствии оказывалось, что это – фейки. Сегодня же подобные выступления в Киевсовете депутаты воспринимают в основном критически. Требуют конкретных объяснений, а не популистских заявлений.

Все лидеры фракций могут произнести свое заявление (не комментируя председательствующего заседания), в начале заседания. Существует такая договоренность между депутатами. Далее — все конструктивно работают.

Скоро начнется избирательная кампания, и таких заявлений станет все больше.

 

Да. Тогда будет больше политических заявлений и меньше времени на работу. Это очень обидно, надо будет это пережить.

Периодически я слышу от депутатов, мол, мы не будем голосовать за тот или иной вопрос, поскольку нам запретил/запретила лидер партии… Если есть аргументы против принятия определенного решения, мы готовы их выслушать и даже прислушаться. Но как можно не голосовать за определенные социальные вопросы, потому что «запретил лидер партии».

Столица не может быть в заложниках политических интересов партий или их торгов между собой в парламенте. Как тогда депутатам Киевсовета объяснять людям, что они не голосуют, к примеру, за бюджет, потому что в Верховной Раде какая-то фракция не соглашается подать голоса за министра, которого предлагает другая? Надо как-то по-другому торговаться.

Вы говорите о подобных проблемах представителей «материнской партии» БПП?

 

«Солидарности» и «Единству» повезло, что главы этих политических сил находят в зале Киевсовета, а не парламента.

И что депутатам БПП не говорите о политических разборках в Киевсовете? Даже депутату Сергею Березенко, с которым дружите?

 

Я информировал, в том числе его, что в Киевсовете возникает куча проблем из-за того, что депутаты в парламенте не могут найти общий язык. На что услышал дружескую фразу, мол, давай ты не будешь с нами делиться своими, а мы с тобой своими проблемами. И каждый будет их решать собственными силами.

Сказывается ли на работе Киевсовета выход из фракции «Самопомощь» большинства депутатов? Впоследствии ее самороспуск и создание фракции из числа двух депутатов?

 

Я убежден, что это был внутренне партийный конфликт в борьбе за доминирование над столичной организацией партии «Самопомощь».

Думаю, голосование по так называемому «вопросу Марченко» было использовано (представителями «Самопомощи») как повод, чтобы определенным образом завершить конфликт внутри политсилы. Я не вижу никаких проблем в том решении. Более того, Марченко написал заявление о конфликте интересов и не участвовал ни в обсуждении, ни в голосовании.

К нам обращались и НАПК, и НАБУ и, возможно, другие правоохранительные органы для получения объяснений по этому поводу. И я уверен, что это дело будет закрыто.

«Если бы позиция «Нафтогаза» была конструктивнее, ситуацию можно было бы решить значительно быстрее»

 

В этом году первенство по скандалам вокруг Киевсовета получила война с «Нафтогазом». Лидер группы «Киевская команда» Сергей Гусовский считает, что Киевская власть проиграла ее. Он говорит, что «у Виталия Кличко отсутствуют качественные управленческие решения».

 

«Вернуть коммунальные предприятия в собственность общине – не всегда правильное решение. Не факт, что община лучше будет распоряжаться этим имуществом, чем иностранный инвестор», — говорил он. Соглашаетесь?

Категорически нет. Думаю, Гусовский имеет замечания к городскому главе как кандидат в мэры столицы, уступивший Кличко.

Кроме того, он говорит, как человек, который не несет ответственности за подобные решения. А когда тебя как городского главу каждый день спрашивают: почему 100 ям разрыли и до сих пор не зарыли? А почему восемь раз трескаются трубы через каждые два метра? И так далее. И никому из обычных жителей не интересно, в какой собственности «Киевэнерго». Спрашивают из киевской власти.

Частной компании было удобно списывать средства, несколько раз «латать» трубы, чем заменить их. Город так себя не может вести. В отличие от бизнеса, целью которого является получение прибыли, для киевской власти эта отрасль является стратегической.

Война с «Нафтогазом», очевидно, серьезно отразится на рейтинге Кличко и власти в целом.

Город был инициатором этой «войны» с «Нафтогазом». Если бы мы не вступили в нее, никто бы не узнал про эту ситуацию.

«Нафтогаз» сказал: подпишите документ о признании долга «Киевэнерго» около 5 млрд. грн. Если бы городской глава пошел и тихонько подписал, то на следующий день была бы горячая вода, мир и покой. Но эта ситуация противоречила здравому смыслу. Более того, выплатить такую сумму было бы очень болезненно для бюджета. Поэтому мы пошли на «войну», отсутствие горячей воды, потерю рейтингов, расходы средств из городского бюджета на создание коммунального предприятия и тому подобное.

Можно по-разному критиковать власть. Лучше предложите свой вариант выхода из ситуации. Никто из депутатов других фракций не предложил альтернативы. Более того, сегодня не на камеру они соглашаются, что это был единственно правильный выход из ситуации. Кто-то даже считает, что Киевсовет действовал слишком мягко.

Ходили слухи, что мэрия специально затягивала этот конфликт, якобы, чтобы не подавать горячую воду без отопления, поскольку это, опять-таки, это очень не выгодно.

 

Не смогу вам привести экономические подсчеты: выгодно это или нет, но политически это точно было не выгодно. Большего негатива за три года, чем за отсутствие воды, киевская власть не получала.

По словам Андрея Коболева, теплоснабжение в ДТЭК в Киеве дотируется бизнесом: «Ситуация в Киеве сложная. Она точно требует грамотного и компетентного руководителя, а таких людей в Украине лишь несколько. Такой человек должен взять систему под контроль, составить четкий план ее развития, оценить необходимость инвестиций, предложить владельцу грамотный путь выхода из ситуации. Боюсь, что на этот «выход из ситуации» нужны непопулярные политические решения». В частности, повышение тарифов.

Не хочу комментировать никакие заявления Коболева. У нас было много замечаний к их работе.

Думаю, если бы позиция «Нафтогаза» была конструктивнее, ситуацию можно было бы решить значительно быстрее.

У нас был расписан график до последнего дня, когда мы могли успеть подать людям тепло. Параллельно происходило немало встреч, переговоров, процессов. Знаю, что несколько чиновников последние ночи перед подачей отопления ночевали в здании КГГА, поскольку этот процесс требовал круглосуточного контроля.

Планируется ли повышение тарифов на отопление до рыночной цены?

Нет. Не буду говорить, что их никогда не повысят. Это было бы очень безответственно, но сейчас об этом речь не идет.

«Обещаю, что буду одним из самых придирчивых критиков проекта (застройки в Голосеевском районе)»

 

Застройки в Киеве – следующая после войны с «Нафтогазом» скандальная тема в столице. Хотелось бы поговорить с вами о нескольких из них. Прежде всего, о застройке на Оболони (в пределах улицы Северной, проспекта Оболонского, улицы Приречной, проспекта Героев Сталинграда и улицы Маршала Малиновского). Издание «Наши деньги» писало о якобы подделке документов чиновниками мэрии ради «протягивания детального плана территории (ДПТ) в этом районе на рассмотрение Киевсовета.

 

С 12 октября вступил в силу закон о Стратегической экологической оценке, что затрудняет принятие ДПТ, поскольку для этого они должны проходить проверку. Поэтому чиновники вроде бы задним числом подписывали документы по ДПТ на Оболони, чтобы провести эти документы до вступления в силу закона. Ваша подпись якобы также под документами.

По этому поводу продолжается служебная проверка. На самом деле они (журналисты) не разобрались в ситуации до конца. Детальный план территории должен пройти экологическую экспертизу в процессе его разработки. Закон не имеет обратной силы, поэтому вернуть ДПТ назад невозможно.

Более того, от моей подписи под этим документом ничего не зависело. Моментом регистрации ДПТ считается время его подачи в КГГА. Вместе с тем, я подписал его вовремя, ни на шаг не отступил от требований законодательства. Несколько раз проверил. И предоставлял эту информацию правоохранительным органам.

Значит, строительство на Оболони все-таки будет или нет?

 

Не можем с вами об этом подробно поговорить. Детальный план территории предусматривает, какие объекты, какой высотности и с каким целевым назначением могут быть выстроены в определенном районе города. Это — градостроительный документ, уточняющий Генплан.

Для начала любого строительства требуется отвод земельного участка с целевым назначением, затем разработка проекта строительства, который должен пройти все согласования.

Самого проекта строительства я пока не видел. Если действительно существуют определенные нарушения законодательных требований по этой застройке, то, я убежден, голоса не соберутся. А значит, не будет предмета для разговора.

Застройка почти 20 га в Голосеевском районе возле Совских озер. СМИ пишут, что к компании-застройщику имеет отношение депутат Киевсовета от «Солидарности» Игорь Баленко.

Да, в том районе есть природные озера, и они должны быть сохранены, хотя экологическая ситуация там не самая лучшая.

Для меня это очень болезненный вопрос, это мой родной Голосеевский район. Я начал поднимать этот вопрос, хотел увидеть проект застройки. Оказалось, что его нет.

Для расторжения договора с компанией-застройщиком не набралось достаточное количество голосов (хотя я голосовал «за»). Но я к этому спокойно отношусь, мы будем контролировать ситуацию в этом районе, проводить общественные слушания и тому подобное. Обещаю, что буду одним из самых придирчивых критиков проекта.

В ноябре этого года Окружной административный суд Киева поддержал религиозную общину УПЦ МП и временно остановил производство об отмене регистрации права собственности на самострой на территории Национального музея истории Украины возле фундамента Десятинки. Как планируете решать эту ситуацию?

 

Город не видит возможным существование этого сооружения возле фундаментов Десятинки. Будем решать эту ситуацию исключительно юридическими методами.

Хотел бы призвать «горячие» головы не прибегать к радикальным действиям. Мы работаем на долгосрочный результат, а не на сиюминутный всплеск эмоций.

Своеобразной победой стало решение Киевсовета о расторжении договора аренды земли с застройщиком на Андреевском спуске – частным предприятием «Маркон».

 

Застройщик планировал возвести девятиэтажный отель высотой около 30 метров, несмотря на то, что максимально допустимая высотность сооружений на этом участке – 12 метров. Плюс – не доплатил в бюджет города почти миллион гривен.

Правда, городской совет уже принимал решение для приостановки этого строительства, к примеру, был демонтирован кран на этом участке, однако решением суда такие действия были признаны незаконными, и строительство продолжилось. Имеет ли Киевсовет козыри для того, чтобы выиграть в этой борьбе с застройщиком?

 

К счастью, город имеет достаточно рычагов влияния, чтобы защитить Андреевский спуск от такой вандальной застройки.

К застройщику было одно требование – привести документацию в соответствие с действующим законодательством.

Он отказался.

Да. Документы на эту застройку были получены еще в 2006 году, когда действовали другие строительные нормы, другие методы получения таких документов.

Мы никогда не закрываем дверь перед застройщиком. Он должен сделать украшением города то здание, которое хочет построить в исторической части Киева. И мы будем способствовать такому строительству. Однако никоим образом жадность не должна взять верх.

Значит, вы не исключаете возможности возобновления договора с компанией «Маркон»?

 

Если будет изменен проект застройки и погашена задолженность перед городом.

К сожалению, Киевсовет часто проигрывает в судах дела, в том числе по застройкам.

 

Не могу с вами согласиться. За последние три года управление правового обеспечения Киевсовета проиграло лишь несколько раз.

В этом контексте нужно учитывать, во-первых, то, что нет единого юридического департамента в Киевсовета и КГГА. Как я уже отмечал, это два юридических лица, если проиграет КГГА, не стоит путать с Киевсоветом и наоборот.

Во-вторых, довольно часто встречаются случаи, когда юристы в своих выводах отмечают, что проект решения противоречит действующему законодательству, его не стоит принимать. Однако, депутаты голосуют «за», исходя из политических мотивов. Не всегда удается доказать депутатам, что такие решения будут «жить» до первого судебного иска.

Летом этого года в СМИ распространялась информация, что Киевсовет проголосовал за создание музея на Почтовой площади. Однако активисты говорят, что речь идет о так называемом «музейном пространстве». Торговый центр там все-таки будет, а в его здании могут обустроить музей. Архитекторы приводят параллель с «Глобусом» на Майдане и Лядскими воротами, не совсем гармонично вписывающимися в общественное пространство.

Хотелось бы, чтобы кто-то сказал, как точно должно выглядеть это пространство… Сейчас мы дали возможность археологам провести необходимые раскопки. Потом внесем изменения в инвестиционный договор, исходя из того, что решит городская власть: будут ли там рестораны и торговый центр или нет. Если один проект не будет мешать другому, – не вижу в этом никаких проблем.

В конце ноября Киевсовет передал земельный участок площадью 1,3 га на улице Закревского, 42-а обслуживающему кооперативу ЖСК «Наша жемчужина», где строила группа Анатолия Войцеховского, который славится незаконными застройками по Киеву. По скольким его застройкам удалось найти возможность уладить ситуацию?

 

Каждая из застроек Войцеховского имеет свою проблему. С «Нашей жемчужиной» была простая ситуация, поскольку на этом участке – достроены дома. Де-факто там живут люди. Но возникали проблемы с коммуникациями, поскольку провести их можно только после сдачи дома.

Киевсовету пришлось предусмотреть в Детальном плане территории наличие этих домов и принять решение об отводе земельного участка. Теперь к этому жилому комплексу проводят коммуникации.

По-моему, Киевсовет не должен был принимать такое решение. Однако это был единственный выход из ситуации.

Согласно действующему законодательству, если нет документов, дом подлежит сносу. А к застройщику через суд выставляются претензии за потраченные средства дольщиков, открывается уголовное производство о незаконно захваченной земле и тому подобное. В ситуации с Войцеховским мы понимаем, что ни город, ни инвесторы не получили бы средства. А вследствие сноса дома люди оказались бы на улице.

«Практически вокруг каждой скандальной застройки, кроме активистов, имеют свои интересы три-четыре политсилы»

 

Очень часто активисты жалуются, что во время застроек, акций протеста, полиция работает вместе с «титушками». Киевсовет несколько раз заслушал по этому поводу руководителя Юрия Зозулю, обсуждали даже вопрос его увольнения. Выявлены ли такие факты?

 

Начну с конца. У нас нет замечаний к руководителю киевской полиции. Юрий Зозуля, как, по-моему, – профессионал и делает все возможное, чтобы обеспечить безопасность граждан то ли во время акций протеста, то ли при столкновении на застройках.

Относительно сотрудничества полиции и «титушок», то неоднократно и Виталий Кличко, и депутаты фракций Киевсовета заявляли, что в случае, если строитель будет привлекать «титушок», он не может рассчитывать на сотрудничество с городскими властями.

В сотрудничестве с полицией мы очень быстро можем выяснить, кто причастен к столкновениям на застройках. Практически вокруг каждой скандальной застройки, кроме активистов, которым действительно она мешает, имеют свои интересы три-четыре политсилы. Одни хотят заработать политические баллы, вторые — деньги. Третьи – не хотят стоять в стороне.

Согласитесь, бывают случаи, когда полиция не обеспечивает порядок возле Киевсовета. В прошлом году во дворе были выявлены автобусы с неизвестными людьми. В этом году напали на депутата Сергея Гусовского, когда рядом стояли работники полиции.

 

Несмотря на эти случаи, мы приняли решение об упрощенном доступе к зданию Киевсовета, которое вступит в силу 1 февраля следующего года. Все желающие попасть в помещение Киевсовета смогут зарегистрироваться с помощью мобильного телефона. Такая система поможет нам видеть список тех, кто намерен прийти в здание, в том числе в кулуары пленарных заседаний.

Конечно, если кто-то попытается зайти в маске или с какими-то громоздкими вещами, его остановит охрана, заботясь о безопасности работников и посетителей.

«Если Кличко предложит остаться (в Киевсовете), я соглашусь»

 

Вы никогда не скрывали, что видите для себя перспективы в парламенте. Планируете ли баллотироваться на выборах в следующем году?

 

У меня, конечно, есть амбиции, но они здоровы. Мне нужно доработать еще два года на посту секретаря Киевсовета. Перейду ли в парламент на этих, или на следующих выборах, для меня не принципиально.

Будете ли вы в списке БПП на следующих парламентских выборах?

 

Думаю, буду. Но я не делаю все возможное, чтобы занять проходное место в списке. Во время предыдущих выборов в Верховную Раду я имел 142 место в списке.

Если вы все-таки пройдете на выборах, что может изменить ваше решение, чтобы вы остались работать с Виталием Кличко?

 

Если он предложит остаться, я соглашусь. Я работал с очень сильными лидерами, и по моей оценке, Кличко также относит к этой категории политиков. Мне очень комфортно с ним работать.

Планирует ли Виталий Владимирович баллотироваться в президенты или идти в парламент в следующем году?

 

Знаете, я понимаю актуальность этого вопроса, однако, для нас сегодня важно пережить зиму: убрать снег, обеспечить всех жителей теплом. А парламентские выборы пока далеко.

Мэр не скрывает, что ведет переговоры со всеми политическими силами, и не исключает своего перехода на работу в Верховную Раду. Хотя по моим наблюдениям, эти переговоры пока не в приоритете, в отличие от городских проблем.

Автор: Виктория Матола

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий