Исследовано влияние финансовой децентрализации на развитие сельских поселений путем анализа сдвигов в финансовом обеспечении как условия развития населенных пунктов, оценки сбалансированности доходной и расходной частей сельских бюджетов как требований финансовой возможности сельских общин противостоять дестабилизации развития.
Рассмотрены труды зарубежных теоретиков и практиков в сфере финансовой децентрализации, на основе которых обоснован характер и направление действия бюджетной реформы в разных странах мира.
Установлено, что влияние финансовой децентрализации на развитие сельских поселений подпадает под действие ряда рисков. Это законодательно ограниченной наполняемости бюджетов поселений, которые не находятся в составе объединенных территориальных общин; ограниченного привлечения инструментов финансового обеспечения; роста финансовой нагрузки на финансовое обеспечение села в объединенных общинах; низкой эффективности расходов сельского бюджета и тому подобное.
Обнаружено, что трансформация структуры местных бюджетов и рост бюджетной самостоятельности общин будут оказывать существенное влияние на экономическое развитие сельских поселений при условии налоговой автономности и дисциплинированности местных властей; обострения социально-экономической асимметрии под влиянием децентрализации налогов в условиях значительных дотаций и колебаний национальной финансовой системы.
А также роста уровня жизни населения при условии увеличения расходов на социальную сферу и значительного удельного веса государственного сектора; роста сферы образования, прежде всего первичного и среднего образования. Благодаря делегированию образовательных функций на местный уровень и их финансовому обеспечению и активному участию местной общины в финансировании, управлении и контроле над этими заведениями.
Роста в сфере здравоохранения, которая при условии ненадлежащего управления и низкого уровня децентрализации налогов, будет характеризоваться ухудшением доступности и качества медицинских услуг для сельского населения; улучшения местной инфраструктуры благодаря возможности общин собственноручно контролировать расходы, что позволит уменьшить затраты на работы и максимально учесть местные потребности.
Обоснованы перспективы развития сельских поселений в Украине, обусловленные влиянием реализации финансовой децентрализации.
Ключевые слова: сельский бюджет, сельские поселения, развитие, финансовая децентрализация, доходы, расходы, Украина.
Постановка проблемы. С началом административно-территориальной реформы в Украине активизирован процесс финансовой децентрализации, что имеет целью оптимизировать перераспределение бюджетных ресурсов для формирования финансовой самодостаточности населенных пунктов, в том числе сельских поселений, активизации их экономического развития и повышения уровня жизни населения.
По сей день, сельская местность имела незначительные финансовые возможности для активизации воспроизводственных процессов и формирования экономической основы сохранения человеческого капитала на селе.
Следствием такой политики стало снижение жизненного уровня сельского населения, что усилило урбанизацию и стремления крестьян и активизировало процесс необратимой миграции из села в город.
Эти пробелы в управлении сельской местностью могут быть минимизированы путем наращивания финансового потенциала, эффективным его использованием и переходом к внедрению новейших стратегических направлений развития в соответствии с преимуществами, которые предоставляет финансовая децентрализация.
Реализация финансовой децентрализации – новый этап в административно-территориальном, экономическом, демографическом развитии сельской местности, в условиях ограниченности финансовых ресурсов объединенных территориальных общин (ОТГ), их дотирования, неэффективного использования полученных финансовых возможностей вследствие некомпетентности местного руководства и незнания ими особенностей бюджетной реформы.
Осведомленность в вопросах характера и направлений влияния финансовой децентрализации на развитие сельских поселений способны ускорить реализацию реформы и минимизировать ее деструктивные последствия.
Актуальность выбранной темы. Финансовая децентрализация – это процесс делегирования государством полномочий и финансовых ресурсов для их реализации органам местного самоуправления.
По заключению большинства экспертов, ее влияние на определенные территориальные общины, развитие поселенческой инфраструктуры и уровень жизни является неоднозначным. Поскольку община имеет определенные риски. И они связаны с недостаточной наполняемостью сельских бюджетов. По причине законодательного ограничения доходной базы тех поселений, что не входят в состав ОТГ, низких инструментов привлечения финансового обеспечения.
А также с профессиональной некомпетентностью и безынициативностью местного руководства, несоблюдением требований в отношении минимальной численности населения общины (5 тыс. лиц); значительными дотациями местных бюджетов в сельской местности.
Ростом чрезмерной финансовой нагрузки на финансово самодостаточные села со стороны бедных сельских поселений ОТГ, низкой эффективностью расходов местного бюджета вследствие отсутствия у подавляющего большинства ОТГ программ социально-экономического развития; вероятным замедлением процесса финансовой децентрализации при условии сопротивления локальных элит и активизации их борьбы за материальные основы управления.
Сельские поселения Украины имеют значительно меньший финансовый потенциал для саморазвития, чем населенные пункты с большим количеством населения вследствие незначительной концентрации экономического капитала. Общепризнанна и подтверждена исследованиями зависимость между финансовой способностью и высокой численностью поселения, что в современных украинских реалиях является бесспорным аргументом в пользу административно-территориальной реформы и объединения общин.
Во многих странах мира — Франции, Польше, Латвии, Литве, Словакии. Эстонии, Чехии, Словении и других, практиковалось объединение территориальных общин для повышения их финансовой жизнеспособности.
В частности, во Франции с целью повышения финансовой возможности сельских коммун в 1980-х гг. была проведена административно-территориальная реформа по использованию механизмов финансового поощрения, по привлечению экономичных и социальных проектов, наделению общин определенными полномочиями.
В Италии в 1990-х годах была осуществлена административно-территориальная реформа с целью реорганизации финансово несостоятельных территориальных общин с низким количеством населения; в Швеции произошла трансформация двух тысяч финансово несостоятельных малонаселенных коммун путем их укрупнения до 200 единиц.
Украинские реалии свидетельствуют, что в условиях, когда численность сельского населения постоянно уменьшалась (в течение 1990– 2018 гг. на 23,3%), количество сельских советов имели тенденцию к росту (1990– 2015 гг. – на 14,3%).
Финансовая децентрализация открывает новые возможности для сельских поселений, однако эффективность их использования зависит от местных властей и усилий самих общин. По идеальной модели она, безусловно, способствует наращиванию финансовой базы местного самоуправления и росту самодостаточности общин, а взвешенная политика сбалансированности финансовых доходов и расходов активизирует развитие сельских поселений.
Результаты социологического исследования под наименованием «Децентрализация и реформа местного самоуправления: общественно-политические настроения жителей территориальных общин, которые прошли процесс объединения в 2015-2016 годах», показали, что большинство крестьян (64,3% жителей сел, которые стали центрами общины, и 61,2% – жителей сел, которые не стали центрами общины) считают реформу местного самоуправления необходимой.
По их мнению, позитивные изменения в сельских поселениях уже ощутимы и прослеживаются в улучшении качества и доступности услуг, обустройстве социальной инфраструктуры, ремонте бюджетных помещений.
Реализованные проекты – первые последствия делегирования финансовых ресурсов и полномочий на места среди ряда финансово необеспеченных потребностей сельской общины на протяжении многолетнего ограниченного финансирования.
Это свело к минимуму бюджетные расходы общества, повлекло за собой снижение качества предоставления социальных услуг в сфере здравоохранения, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, культуре, разрушило бизнес-среду и инфраструктуру села, ухудшило демографические показатели.
Анализ последних исследований и публикаций. Исследование взглядов отечественных и зарубежных ученых относительно влияния финансовой децентрализации на развитие сельских поселений выявило многосторонность этой проблемы. Большинство ученых изучали финансовый потенциал местности как фактор ее развития. О. Амоша (O. Amosha), В. Геец (V. Heiets), Н. Деева (N. Dieieva), Т. Zaiats, В. Кравцов (V. Kravtsiv), Е. Либанова (E. Libanova), И. Лунина (I. Lunina), В. Новиков (V. Novikov), С. Романюк (S. Romaniuk) и другие.
Они придерживаются мнения о важности и не отменности сдвигов в функциональной и финансовой составляющей развития сельских поселений под влиянием административной реформы. Это подтверждается и выводами других ученых П. Жук (P. Zhuk), М. Карлин (M. Karlin), С. Шульц (S. Shul’ts).
Важно отметить актуальность исследований Т. Кваши (T. Kvasha), которая систематизировала модели влияния бюджетной децентрализации на экономическое развитие и оценила экономическую целесообразность финансовой децентрализации и в тандеме с Г. Глухой (H. Hlukha) обосновала методы и индикаторы расчета уровня фискальной децентрализации.
Проблемам бюджета, обоснованию его социально-экономического содержания и организационных и правовых условий внедрения как важного инструмента повышения эффективности расходов в условиях реализации финансовой децентрализации посвящен труд В. Новикова.
Значительное внимание широкому спектру проблем влияния фискальной децентрализации на развитие поселений, обоснованию теоретических и практических аспектов ее применения, освещению подходов к ее измерению уделено в научных трудах С. Романюка.
Среди зарубежных ученых проблематику финансовой децентрализации и ее важность для развития поселений исследовали В. Оутс (V. Outs) и Г. Масгрейв (R. Mashrejv), которые теоретически обосновали особенности фискального федерализма. К. Лесман (K. Lesman) выявил взаимосвязь децентрализации и региональных диспропорций, раскрыв зависимость этих категорий от уровня экономического развития страны и глубины социально-экономической асимметрии.
Р. М. Берд (R.M. Bird) и М. Smart на основе изучения международного опыта межбюджетных налоговых трансфертов разработали основные положения их успешного использования в развивающихся странах. Р. Бодвей (R. Boadway), С. Roberts и А. Шах (A. Shah) исследовали перспективы фискальной реформы в таких странах.
Р. Прюдомм (R. Prud’Homme) обосновал опасности ее реализации, И. Юмард (I. Joumard) и П. М. Конгсруд (P.M. Kongsrud) — фискальные отношения между различными уровнями управления, Н. Gemmell, Р. Kneller, Р. Макнаб (R.M. McNab) и I. Санз (I. Sanz) – влияние финансовой децентрализации на экономический рост, Х. Блохлигер (H. Blöchliger) и Б. Эгерт (B. Égert) – влияние финансовой децентрализации на производительность, обосновав его статистическую значимость и положительный характер.
Дж. Роден (J. Rodden), Б. Неяпти (B. Neyapti) – действие финансовой децентрализации на дефицитность местных бюджетов; Арсе дель Ф. Гранадо (F. Arze del Granado), Р. McNab, Дж.Фон Браун (J. Von Braun), У. Grote, К. Линдаман, К. Thurmaier, К. Sepúlveda исследовали влияние фискальной децентрализации на уровень жизни, доходность и бедность населения.
Д. П. Камерон (D.P. Cameron), Дж. Томани (J. Tomaney), А. Pike, Г. Торриси (G. Torrisi), В. Tselios исследовали влияние децентрализации на отдельных граждан, оценив характер восприятия населением фискальной реформы из-за использования показателей Европейских социальных исследований (European Social Survey (ESS) 30 европейских стран за период 2002-2008 гг.
Р. Шанкар (R. Шанкар), А. Shah, А. Родригес-Поз (A. Rodríguez-Pose), Н. Gill, Дж. Бонет (J. Bonet), Г. Hill, Дж. Сильва (J. Silva), Ю. Цяо (Y. Qiao), Дж. Мартинес-Васкес (J. Martínez-Vázquez) исследовали влияние фискальной децентрализации на территориальные диспропорции и обосновали позитивный характер этого влияния.
Исследование влияния финансовой децентрализации на развитие сельских поселений в Украине является приоритетом для отечественной и мировой науки. Обоснование методологических и практических аспектов финансовой децентрализации даст возможность разработать рекомендации по минимизации возможного деструктивного давления сдвигов на социальное положение населения и определить направления конструктивного влияния в процессе реализации образовательной, медицинской, жилищно-коммунальной и топливно-энергетической реформ в стране.
Цель статьи заключается в определении направлений влияния финансовой децентрализации на развитие сельских поселений Украины с оценкой ее результативности по содействию или сдерживанию их сбалансированного развития в контексте задач противодействия дезинтеграционным факторам современного социально-экономического развития страны.
Научная новизна заключается в определении направлений воздействия финансовой децентрализации на развитие основных сфер формирования поселений, оценки результативности ее основных регулировочных рычагов по повышению финансовой возможности сельских территориальных общин, предвидении возможных негативных эффектов вследствие сложности реализации задач децентрализации в украинских реалиях.
Изложение основного материала исследования. Финансовая децентрализация имеет целью оптимизировать процессы перераспределения бюджетных ресурсов для формирования финансовой самодостаточности общин, способствуя их устойчивому развитию.
Она обуславливает радикальные изменения в функциях и полномочиях местной власти и территориальных общин, поскольку осуществляется путем расширения источников поступления средств сельских бюджетов, сдвиги в соотношении их доходной и расходной частей, рост величины доходов сельских бюджетов в расчете на одного жителя. Это существенно увеличивает финансовый потенциал для самоорганизации и саморазвития сельских поселенческих структур.
С началом реализации административно-территориальной реформы у органов местного самоуправления появилась возможность улучшить финансовые показатели. В целом в течение 2010-2017 гг. доходы сельских бюджетов выросли в четыре раза, а расходы — в 2,2, что сказалось на соотношении доходов и расходов местных бюджетов, которое выросло с 0,47 раз в начале периода до 0,85 – в конце.
Отметим, что в последние два года (2016-2017) соотношение доходов и расходов в сельских бюджетах было лучшим за период с 2000 г.: доходы покрывали расходы на 97,2 и 84,7% соответственно (для сравнения, в 2000 г. – на 53,6%, в 2010 – 47,4). Снижение дефицитности сельских бюджетов обусловлено уменьшением уровня централизации доходной базы и ростом роли местных бюджетов в финансовом обеспечении потребностей общества.
Усиление финансовой автономии со временем активизирует динамичный экономический рост. Обычно эта зависимость реализуется в условиях высоко развитой экономики, но и в странах с нестабильной экономикой бюджетная реформа не вызывает ухудшения экономической ситуации.
Действие фискальной децентрализации на динамику экономической сферы развития сельских поселений оказывается в основном через процесс децентрализации расходов и децентрализации налоговых поступлений, которые вызывают улучшение делового климата, оживление предпринимательской активности, рост производительности труда, технико-технологическую модернизацию производства, но при условии налоговой автономии местных органов власти.
Финансовая децентрализация с большей налоговой автономией при дисциплинированной и контролируемой обществом местной власти будет способствовать снижению дефицита местных бюджетов в стране и повышению производительности сельской экономики.
В условиях передачи финансовых ресурсов и полномочий на местный уровень лучшие стартовые возможности имеют ОТГ. На территориях, что находятся субъекты хозяйствования. Это предприятия по переработке молока, сахара и мяса, производства оборудования для перерабатывающей и пищевой промышленности, минеральных удобрений, комбикорма, предоставления услуг транспорта и связи.
И в сравнении, с ними бюджеты сельских поселений формируются за счет доходов от сельскохозяйственной деятельности с высокой трудоемкостью и низкой доходностью, и имеют высокий уровень дотаций.
Наличие субъектов хозяйствования или их структурных подразделений является важным источником финансовых поступлений, которые дают возможность местным властям развивать инфраструктуру и социальную сферу, повышать инвестиционную привлекательность поселения и качество жизни селян.
В частности, наличие добывающих глину предприятий и получение арендной платы за землю дали возможность Шаховской сельской ОТГ повысить собственные доходы в пересчете на одного жителя до 13,1 тыс. грн и занять второе место среди 366 ОТГ Украины по этому показателю.
Благодаря полученным средствам и предоставленной инфраструктурной субвенции на территории ОТГ был открыт Центр предоставления административных услуг, Центр безопасности, опорная школа, построена гибридная электростанция с панелью солнечных батарей и другие.
Сейчас в Вербковской сельской ОТГ Днепропетровской области, которая в 2017 г. занимала третье место среди 366 ОТГ Украины по показателю собственных доходов в пересчете на одного жителя (12,9 тыс. грн на человека), основными образующими бюджет являются сельскохозяйственные предприятия, и в частности фермерские хозяйства, предприятия ДТЭК (шахты), другие частные предприятия.
Основной статьей поступлений местного бюджета этой общины является налог и сбор на доходы физических лиц, что в 2016 г. составил 66,6% доходной части бюджета.
Доходы общины формировались также за счет субвенций (21,4%) и местных налогов (11,2%). Благодаря чему община смогла снизить уровень дотаций бюджета (удельный вес базовой / реверсной дотации в доходах становился 15,8%, а в 2017 г. уже 19,9%).
И осуществить капитальный ремонт дорог, амбулаторий, клубных учреждений, школ, детских садов, закупить современную медицинскую технику, построить семейное общежитие для молодых врачей, игровые площадки для детей, установить автономное уличное освещение на солнечных батареях.
Важно отметить, что фискальная децентрализация косвенно влияет на повышение уровня жизни населения, что подтверждено исследованиями ученых в разных странах мира. Основываясь на результатах этих исследований, можем ожидать, что со временем бюджетная децентрализация в Украине обеспечит заметный социальный эффект и будет способствовать снижению неравенства в доходах и улучшению жизни местного населения при условии усиления координационной функции государства в этой сфере.
Однако реализация широкого круга мероприятий по децентрализации, прежде всего, в сфере децентрализации налогов, в условиях значительных региональных диспропорций и финансовых колебаний (под давлением внешнего долга и значительных дотаций) могут усилить социально-экономическую асимметричность развития сельских поселений. А некомпетентность местного руководства и ограниченные объемы субвенций – усилить неравенство в доходах и бедность среди населения общины.
Вследствие этого можно ожидать, что для бедных общин снизится доступ к ряду социальных услуг, в первую очередь образовательных и здравоохранения. В настоящее время финансовое обеспечение делегированных образовательных функций в ОТГ остается недопустимо низким и осуществляется преимущественно за счет средств, выделенных из государственного бюджета, а также средств местного бюджета, предприятий, родителей.
В 2017 г. удельный вес расходов на дошкольное и общее среднее образование в сельских бюджетах страны составил 18,6%, что является самым низким показателем за период с 2010 года.
В целом в течение 2010-2017 гг. удельный вес расходов на образование в сельских бюджетах уменьшился на 8,3 п. п., что обусловлено сокращением сети общеобразовательных учебных заведений (на 18,2%) и уменьшением количества учащихся в них (на 12,2%) под влиянием процессов депопуляции населения и реализации политики формирования опорных школ.
Как следствие, в 2017 г. в Украине на три села функционировала одна школа (в Донецкой, Луганской, Кировоградской, Сумской областях одна школа на пять сел).
Большинство ученых отмечают положительное влияние финансовой децентрализации на показатели образования, утверждая, что оно проявляется в росте образованности населения (грамотность, уровень охвата образованием, продолжительность обучения, успеваемость) и лучшем учете местных потребностей в случае государственного инвестирования.
Положительное влияние финансовой децентрализации на качество предоставления образовательных услуг подтверждается практикой реализации административно-территориальной реформы в Боливии, Индонезии, Испании, Колумбии, Филиппинах, Швейцарии и других странах.
Их опыт свидетельствует о заметном продуктивном влиянии финансовой децентрализации на уровне первичного и среднего образования.
В частности, опыт реализации финансовой децентрализации на Филиппинах показывает, что делегирование образовательных функций на местный уровень дает возможность улучшить деятельность начальных школ и повысить качество образовательных услуг при низких затратах благодаря активному участию местной общины в финансировании, управлении и контроле над этими учреждениями.
Результаты научных исследований дают основания утверждать, что в сфере сельского образования Украины эффект от реализации административно-финансовой реформы будет зависеть, прежде всего, от объемов делегирования образовательных функций на местный уровень и полноты их финансового обеспечения.
Однако реформирование этой сферы может подпадать под действие определенных рисков. Это ограниченность финансовых ресурсов, малая комплектность учебных заведений, заниженные нагрузки на одного учителя (шесть учеников на одного учителя), определенные сложности пешеходной и транспортной доступности, неудовлетворительная материально-техническая база и прочее.
Влияние современных процессов финансовой децентрализации на сферу предоставления медицинских услуг в селе не является таким мощным и однозначным, как в случае делегирования образовательных функций.
Как показывает опыт реализации финансовой децентрализации в Аргентине, Испании, Италии, Канаде, эффект от реформы является умеренным, имеет преимущественно позитивный характер. В Аргентине бюджетная децентрализация способствовала снижению детской смертности, в Канаде наблюдалось улучшение здоровья населения, но при условии ненадлежащего управления и низкого уровня децентрализации налогов вероятны негативные последствия.
Результаты общенационального опроса населения «Общественное мнение населения относительно реформы децентрализации» показали, что в Украине в 2018 г. 43% опрошенных почувствовали перемены к худшему в сфере медицинского обслуживания. Предпосылкой этому стали трансформация сети медицинских учреждений, ее структуры и функциональности, ухудшение доступности медицинских услуг для сельского населения, снижение качества медицинского обслуживания.
В течение 2010-2017 г. удельный вес расходов на здравоохранение в сельских бюджетах страны сократился с 19,3% (2010) до 0,03 (2017).
Уменьшение финансовой нагрузки на бюджет за счет сокращения числа больничных учреждений (в 10,4 раза), самостоятельных врачебных амбулаторий и поликлиник (в 7,3 раза), фельдшерско-акушерских пунктов (на 12,9%) в настоящее время обеспечивает покрытие расходов на содержание медицинского персонала и оплату коммунальных услуг. При этом оставляя финансово нерешенными проблемы приобретения лекарственных средств, медицинского оборудования, служебного транспорта.
Влияние финансовой децентрализации на развитие местной инфраструктуры, по мнению большинства исследователей, является положительным благодаря возможности общин самостоятельно контролировать расходы на инфраструктуру, что обычно существенно уменьшает затраты работ и максимально учитывает местные потребности.
Исследования отечественных ученых относительно влияния партисипативного финансирования на социально-экономические показатели развития сельских ОТГ дает основания утверждать, что участие в финансировании местных проектов позитивно влияет на развитие общины, которое из-за партисипативной финансовой политики ОТГ мобилизует имеющийся потенциал и наращивает его.
Под влиянием партисипативного финансирования в сельских ОТГ наблюдается рост объемов доходов. Общего и специального фонда местного бюджета (на 4,2 и 5,4% соответственно).
Это сопровождается улучшением демографической ситуации (численность постоянного населения растет на 3,4%, количество занятого населения – на 24,2%, трудовая миграция местного населения уменьшается на 125,1%, а постоянная миграция – на 20,0%), предпринимательской активности населения (количество предпринимателей растет на 72,7%), инфраструктурного обеспечения (обеспеченность общественным транспортом улучшается на 8,4%).
Сейчас в большинстве ОТГ страны отмечается низкое доверие между жителями и местными органами власти вследствие неспособности последних к финансовой открытости перед обществом, высокой коррумпированности местных чиновников, которая проявляется в лояльности к бизнес-партнерам, сознательном задерживании средств местного бюджета до предвыборного периода, аккумуляции этих средств на банковских счетах.
Для однозначных выводов о влиянии финансовой децентрализации на развитие сельских поселений Украины нужен значительный временной лаг, когда можно будет сделать безоговорочные выводы и обобщения на основании конкретных результатов ее реализации.
Пока же можно утверждать, что в ближайшей перспективе дальнейшее развитие сельских поселений будет определяться постепенным наращиванием финансового потенциала и его использованием в интересах общества. Это активизирует трансформационные процессы в сельской поселенческой сети, прежде всего за счет сел с высоким уровнем финансовой состоятельности.
Реализация финансовой децентрализации из-за благоприятных условий (рост инвестиционной активности субъектов экономической деятельности, снижение кредитных процентных ставок, детенизация экономики) сформирует финансовый потенциал для переориентации капиталов на более производительные и стратегически важные виды экономической деятельности.
Это позволит повысить финансовую состоятельность поселений и, соответственно, улучшить инфраструктуру села, качество предоставления социальных услуг в сфере здравоохранения, образовании, жилищно-коммунальном хозяйстве, культуре.
При условии сохранения инерционных тенденций развития и обострения финансово-экономического кризиса очень важным является замедление реформы бюджетной децентрализации, что скажется на углублении дефицита сельских бюджетов, деградации сельской экономики и ухудшении жизненного уровня населения.
Ограничительная бюджетная политика активизирует процессы снижения населения в подавляющем большинстве мелких поселений и приведет к дальнейшему административно-территориальному реформированию.
Учитывая высокую вероятность роста социально-экономической асимметрии развития сельских поселений, можно ожидать активизацию миграционных перемещений из бедных сел в более зажиточные. Это усилит угрозу исчезновения с административно-территориальной карты Украины финансово убыточных малонаселенных поселений (населением 51-100 человек) и мельчайших населенных пунктов (до 50 человек).
Выводы и перспективы дальнейших исследований. Выполненное исследование дает основания для вывода о многовекторности и неоднозначности влияния финансовой децентрализации на развитие сельских поселений Украины, высокой вероятности сочетания позитивных и негативных эффектов в зависимости от уровня участия и активности в этих процессах государства и самих сельских территориальных общин.
Вследствие структурных сдвигов в сельских бюджетах и роста бюджетной самостоятельности общин в настоящее время наблюдается снижение их дефицитности и определенный рост финансового потенциала поселений как главного положительного результата децентрализованных сдвигов.
Насколько полно и эффективно будут использованы эти возможности, зависит от самих сельских территориальных общин, их коллективных усилий в развитии поселенческого пространства на основе инструментов местной демократии.
При условии оптимального сочетания возможностей централизованного государственного управления и финансовой автономии поселенческих структур в Украине можно ожидать со временем значительные положительные сдвиги в сельской экономике, сфере образования, здравоохранения, местной инфраструктуры, а также повышения уровня жизни населения.
Важным условием успешного развития сельских поселений по бюджетной децентрализации является дисциплинированность и контроль местных органов власти, способных содействовать оживлению предпринимательской активности и росту производительности труда в сельской местности.
Дальнейшие перспективы научных исследований в этом направлении должны быть тесно связаны с выявлением и обоснованием рисков и угроз по воздействию финансовой децентрализации на трансформационные изменения в системе расселения. Именно они являются необходимой основой для обоснования стратегических направлений развития сельских поселений страны, исходя из тех преимуществ, которые предоставляет реализация финансовой децентрализации.
Автор: О.И. Дьяконенко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: oksana.dyakonenko@gmail.com
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.