Постановка проблемы. Украина является одной из стран, наиболее пострадавших от мирового финансового и экономического кризиса, который начался в конце 2008 года.
Кризис негативно повлиял на основные социально-экономические показатели Украины, что отразилось в сокращении реальной заработной платы и занятости, а также увеличении задолженности по заработной плате во всех сферах экономической и промышленной деятельности и во всех регионах. Это несет угрозу снижения уровня жизни работающего населения, ослабления мотивов и стимулов к трудовой деятельности, а, следовательно, требует новых подходов к преодолению кризиса в социально-трудовой сфере.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы оплаты труда в Украине являются предметом исследований многих отечественных ученых. В работах А. М. Колота, В. Д. Лагутина, Е. М. Либановой, В. М. Новикова, Т. А. Костышиной, О. А. Дорониной и других исследователей основное внимание уделяется механизму организации оплаты труда, факторам, определяющим уровни и динамику заработной платы. Однако в кризисный период появилось лишь несколько работ, посвященных влиянию кризиса на заработную плату.
Постановка задачи. Автор статьи ставит целью оценить влияние кризиса на заработную плату и определить пути его выхода из кризиса. Влияние кризиса на заработную плату до настоящего времени было очень значительным и может усилиться в ближайший период.
Изложение основного материала исследования
- Влияние кризиса на размеры заработных плат. Мировой финансовый и экономический кризис весьма негативно повлиял на основные макроэкономические показатели Украины, которые в 2009 году резко снизились: реальный ВВП – на 15,1%; реальная зарплата – на 9,2%; реальный располагаемый доход – на 8,5%; инвестиции в основной капитал – на 41,5%; экспорт товаров и услуг – на 43,4%; импорт товаров и услуг – на 49,9%.
Глобальный отчет о заработной плате 2008/2009 гг., подтверждая сильную взаимосвязь экономического роста и заработной платы в мире, обратил внимание на то, что за десять лет до кризиса заработная плата росла более медленными темпами, чем экономика. В среднем на каждый дополнительный 1 процент увеличения в годовом ВВП на душу населения приходилось 0,75 процентов годового увеличения заработной платы.
До недавнего времени докризисный период 2005-2007 гг. свидетельствует о более сильной связи между экономическим ростом и заработной платой (вплоть до 0,91) — возможно, свидетельство начала процесса наверстывания после десятилетия «сдерживания заработных плат», закончившегося вместе с кризисом.
В 2008 и 2009 гг. были значительные изменения в поведении заработной платы по странам. В то время, когда некоторым странам удалось поддержать определенный рост заработной платы, несмотря на экономический спад, другие испытали серьезные урезания заработной платы.
Пакт о рабочих местах, принятый Международной конференцией труда 19 июня 2009 г., подчеркивает важность заработной платы и минимальной заработной платы для скорейшего выхода из кризиса. Он призывает избегать протекционистских подходов и предупреждает об опасных последствиях дефляционных спиралей заработных плат.
Представляет интерес анализ динамики заработных плат, доходов и валового внутреннего продукта в расчете на одного человека в предкризисные и кризисные годы. Из исследования видно, что в докризисный период (2000-2007 годы) темпы роста номинальной и реальной заработной платы были достаточно высокими, а в кризисные годы произошел их спад.
Реальная зарплата в 2009 году к 2008 году составила 90,8%. Темпы роста заработных плат в 2009 году относительно 2008 года (105,5%) значительно ниже темпов роста зарплат в 2008 году относительно 2007 года (133,7%). Характерно также, что темпы роста зарплат и доходов значительно опережали темпы роста ВВП в расчете на одного человека.
Как показывает проведенный нами анализ, аналогичная картина с динамикой зарплат наблюдается по всем видам экономической и промышленной деятельности и в регионах. Здесь темпы роста всех показателей в 2009 году относительно 2008 года ниже темпов роста этих же показателей в 2008 году относительно 2007 года, что вызвано негативным влиянием кризиса.
Через систему оплаты труда распределяется определенная доля ВВП, что обуславливает соответствующий уровень стоимости национальной рабочей силы. Из исследования видно, что общий объем зарплат в Украине совсем не мал: в 2009 году он достиг 49,4% ВВП страны.
В то же время доля оплаты труда в ВВП в Украине не достигла уровня 1990 г. (53,1%). В развитых государствах доля оплаты наемного труда выше: в Дании – 56,7% ВВП, в Швеции – 54,5%, в США — 56,1% ВВП, что свидетельствует о значительно более высокой стоимости рабочей силы и более высокой роли трудовых доходов в совокупных доходах населения.
Необходимо подчеркнуть, что дело состоит не столько в процентном соотношении зарплаты и ВВП, сколько в самом размере валового внутреннего продукта, который в Украине очень мал. Так, ВВП Украины составляет всего 2,3% от ВВП ЕС, 2,3% от ВВП США, 11,6% от ВВП Германии, 16,0% от ВВП Франции и половину (50,9%) от ВВП Польши.
ВВП на душу населения (по методу паритета покупательной способности) в Украине меньше, чем в Российской Федерации, в 2,2 раза, по сравнению с Польшей – в 2,3, Эстонией – в 2,7, Словенией – в 3,8, Чехией – в 3,4, Францией – в 4,5, Германией – в 4,5, США – в 6,3 раза. Это обуславливается тем, что наша экономика неконкурентоспособна и производит мало продукции.
В структуре совокупных доходов населения возрастает роль социальных трансфертов и снижается роль оплаты труда. Удельный вес расходов на социальную помощь и другие текущие трансферты в доходах населения составлял в 2000 г. 34,9%, в 2009 г. – 39,6%.
Постоянный рост социальных трансфертов привел к угрожающим перекосам в структуре денежных доходов населения, когда доля заработной платы приблизилась к доле социальных выплат.
Сейчас ситуация существенно не улучшилась. Во втором квартале 2010 года удельный вес заработной платы в структуре доходов населения составлял 42,4%, а социальной помощи и других полученных текущих трансфертов – 41,9%.
Неэффективная структура доходов населения, чрезмерная доля социальных трансфертов, динамика которых не зависит напрямую от уровня экономической активности их получателей, порождает иждивенческие настроения среди трудоспособного населения, ослабляет мотивационные стимулы к трудовой деятельности, тормозит развитие трудового потенциала.
Наличие работающих бедных в Украине является вызовом, угрожающим социальной стабильности в государстве, не стимулирует работников к продуктивному труду.
Характерно, что вследствие финансово-экономического кризиса снизилась реальная заработная плата. Индекс реальной зарплаты в 2009 году по сравнению с 2008 г. составлял 90,8%, тогда как в 2001-2006 годах он варьировал в пределах 119,3-115,2%, в 2007 г. составлял 112,5%, в 2008 г. – 112,5%.
С учетом значительного падения курса гривны в долларовом эквиваленте номинальная среднемесячная заработная плата снизилась с 360 долларов в месяц в 2008 г. до 240 долларов в 2009 г., то есть в 1,5 раза и стала самой низкой среди европейских стран. Однако в 2010 году наблюдается тенденция роста реальной заработной платы – за этот год она повысилась на 10,2%.
В период кризиса условия оплаты труда меняются за счет снижения дополнительной части заработной платы, в частности, общего уменьшения переменной части заработной платы (отмена надбавок и доплат, уменьшение доли премий или сворачивание программ премирования для отдельных категорий персонала, полная отмена систем премирования).
Кризис затруднил решение проблем регулирования заработной платы в отраслях бюджетной сферы Украины, где занято 3,7 млн. лиц.
Несовершенная система регулирования оплаты труда в этих отраслях, низкие размеры заработной платы, неадекватные высокой ответственности и напряженности труда, привели в кризисные годы к дальнейшему падению престижности труда, разрушению заинтересованности работников организаций и учреждений в эффективной трудовой деятельности и профессиональном росте.
Так, средняя заработная плата в промышленности в 2009 г. составляла 2117 гривен, что на 31% больше средней зарплаты в образовании, на 62% – в здравоохранении. Принятые в 2008 г. правительством решения по «замораживанию» заработной платы в бюджетной сфере только в течение 2009 г. привели к потере ее работниками почти 23% от размера тарифной ставки (должностного оклада) и уменьшению дифференциации тарифных ставок (должностных окладов) с 4,51 до 3,67 раза.
Последствиями этого является рост бедности, «уравниловка» в оплате труда и ослабление ее мотивации, формирование почвы для коррупционных действий в бюджетной сфере.
- Влияние кризиса на задолженность по выплате заработной платы. Нынешний кризис значительно повлиял на рост задолженности по выплате заработных плат. В течение 2000 – 2007 годов размеры задолженности хотя и имели неустойчивый характер, но наблюдалась тенденция к снижению.
Однако уже в первый кризисный год (2008 г.) она стала стремительно повышаться. Здесь тенденция устойчивого снижения задолженности по выплате зарплаты в 2000-2007 годах под влиянием кризиса меняется на обратную тенденцию: за период 2008-2009 годов задолженность выросла в 2,2 раза и достигла 1,5 млрд. грн. При этом по отдельным регионам задолженность по выплате зарплаты за 2008-2009 годы выросла существеннее: в г. Киеве – в 27,7 раза, в г. Севастополе – в 25,5, в Волынской области – в 11,2 раза.
В течение января-ноября 2010 г. общая сумма задолженности по выплате заработной платы уменьшилась на 9,0%, или на 132,5 млн. грн., и на 1 декабря составила 1340,9 млн. грн., что равно 5,2% фонда оплаты труда, начисленного за ноябрь 2010 г.
Сокращение общей суммы задолженности произошло в результате погашения долгов работникам экономически активных предприятий. В течение января-ноября 2010 г. задолженность перед работниками этой категории предприятий уменьшилась на 20,5% (на 196,2 млн. грн.) и на 1 декабря составляла 759,8 млн. грн.
- Влияние кризиса на тенизацию заработной платы. Под влиянием финансово-экономического кризиса увеличились масштабы “теневой” экономики, коррупции, коррупционных платежей, что негативно отразилось на размерах зарплат.
«Теневой» оборот больше всего имеется в таких сферах деятельности: торговля (80%), строительство (66%), недвижимость (60%), игорный бизнес (53%), общественное питание (53%), средства массовой информации (53%), транспорт и перевозки (46%).
Достаточно высоким является уровень коррумпированности в сферах, осуществляющих поставки энергоносителей, землеотвода под строительство, операций с коммерческой недвижимостью (аренда) и приватизацией государственного имущества.
Здесь имеет место значительный разрыв между рыночными и отпускными ценами на продукцию и, соответственно, возможность получения сверхприбылей, являющихся источником взяточничества и откатов, которые наиболее распространены в строительстве (91%), торговле (75%), сфере недвижимости (75%), сельском хозяйстве (58%), энергетике (58%). По результатам исследований Transparency International, по уровню коррупции в 2010 году Украина занимает 134-е место среди 178 стран, между Того и Зимбабве.
Достаточно распространенный вид расходов украинских предприятий — так называемые коррупционные платежи, когда предприниматели вынуждены платить государственным чиновникам всех уровней за доступ к ресурсам, за право осуществлять тот или иной вид деловой деятельности и тому подобное.
По мнению экономиста Бориса Кушнирука, в зависимости от вида деятельности, доля этих расходов может колебаться от 5-10 до 35-50% всех реальных расходов предпринимателей. Коррупционные платежи значительно ограничивают возможности повышения доли зарплаты в себестоимости продукции.
В Украине достаточно распространенным является неформальный сектор экономики, где преобладает чисто рыночный механизм оплаты труда, который, однако, практически не регулируется действующим законодательством.
По обнародованным данным, в неформальном секторе предпринимательской деятельности занято около 40% рабочей силы Украины, на которые не распространяются гарантии трудового законодательства, в этой сфере более распространена низкооплачиваемая работа, при этом работники неформального сектора не имеют законодательно установленных норм социальных гарантий (оплаты отпусков, социального страхования и т.п.).
Довольно распространенной является практика двойной бухгалтерии в сфере оплаты труда, когда работникам устанавливается официальная зарплата в пределах законодательно установленного минимального заработка, а фактически работник получает в несколько раз больше.
Характерно, что с повышением МЗП с 744 грн. (с 1 ноября 2009 года) до 922 грн. (с 1 декабря 2010 года) резко возросло количество работников, которым начислена зарплата в пределах одной МЗП, – с 802,1 тыс. человек до 2,5 млн. лиц, или более чем в три раза.
Поскольку МЗП выплачивается за простой, неквалифицированный труд, такой большой показатель свидетельствует о том, что минимальную зарплату официально имеют и квалифицированные работники, которые значительно большую часть получают в конвертах.
Можно согласиться с мнением Е. Либановой, что низкие заработные платы в значительной мере провоцируют тенизацию, а высокая зарплата сама по себе является сильным антикоррупционным средством. В связи с этим актуальной является проблема значительного повышения реальной заработной платы в Украине, учитывая то, что зарплаты в стране самые низкие в Европе.
По оценке украинских экспертов и экспертов Всемирного банка, размер скрытой заработной платы в Украине составляет около 50% легальной. По расчетам заслуженного экономиста Украины Виктора Хмелевского, работники получают в конвертах до 80% заработной платы. А итоги проверки хозяйствующих субъектов государственной налоговой службой в 2010 году на предмет легальной выплаты ими зарплат показали, что 96% фирм выдавали зарплату в конвертах.
Были выявлены 154 тысячи наемных работников, труд которых использовался работодателями без заключения трудовых соглашений и без уплаты соответствующих налогов в бюджет. Доначисление налогов с учетом штрафных санкций составило 1,2 млрд. гривен. Во многих странах мира порогом предельного уровня «теневой» экономики определено 20%.
Крупные компании в основном платят «в белую“ (за исключением большинства топ-менеджеров), тогда как доля малых и средних предприятий, на которых практикуются ”теневые» выплаты зарплат, достигает 70-80%. Здесь ”львиная доля” теневых схем приходится на малый бизнес. Больше всего незарегистрированных выплат в сфере строительства и мелкой торговли. На государственных и приватизированных предприятиях такая практика распространена гораздо меньше.
В целом в Украине в докризисный период «теневая» зарплата превышала официальную в 3,1 раза, в сельском хозяйстве – в 4,4, промышленности – в 3,9, строительстве – в 2,5, в сфере услуг – в 1,8 раза.
В период кризиса «теневая зарплата» существенно уменьшилась, фирмы перешли к режиму жесткой экономии, что повлияло на сокращение размера неофициальных выплат. Снизился уровень «тени» в банковской сфере, поскольку денег в банковской системе стало меньше.
По расчетам экспертов, экономия затрат предприятий при нелегальных расчетах с работниками составляет не менее 20% фонда оплаты труда. В связи с этим, для формирования заинтересованности работодателей в детенизации зарплат, нагрузку на ФЛП, на наш взгляд, следует уменьшить более чем на 20% путем перераспределения страховых взносов на социальное страхование между работодателями и работниками.
Для стимулирования выхода зарплат из “тени” необходимо также во много раз повысить ответственность работодателей и наемных работников за уклонение от уплаты налогов.
Заслуживает внимания предложение вывести фонд оплаты труда из базы обложения НДС в том случае, если предприниматель направляет высвободившиеся средства на повышение размера средней заработной платы, и ввести регрессивную шкалу отчислений из ФЛП: чем больше объем отчислений (взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования), тем меньше их процент.
Важное значение, на наш взгляд, имело бы также реформирование украинского пенсионного законодательства и перевод работающих лиц на накопительную систему пенсионного страхования для того, чтобы было выгодно осуществлять отчисления из заработной платы в государственные и негосударственные пенсионные фонды.
- Влияние кризиса на соотношение темпов изменений заработной платы и производительности труда
По расчетам Института экономики и прогнозирования НАН Украины, до 2000 г. рост заработной платы происходил медленнее роста ВВП, а с 2000 г. до этого времени реальная заработная плата растет быстрее производительности труда. В среднем темп роста производительности труда за период с 1997-2008 гг. составил 1,046, а заработной платы – 1,105, то есть рост заработной платы опережал рост производительности труда.
В течение 2008 г. темп роста реальной производительности труда опережал темпы роста заработной платы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, однако уже в 2009 году ситуация коренным образом изменилась, и реальная заработная плата растет быстрее.
По мнению некоторых экономистов, заработная плата в отдельные годы может расти и более высокими темпами по сравнению с производительностью труда. Здесь, на их взгляд, превышение темпов роста заработной платы над темпами роста производительности труда является нормальной и прямой зависимостью между заработной платой и производительностью труда.
С нашей точки зрения, динамика заработной платы может превышать динамику производительности труда только в отдельных исключительных случаях и на короткий период.
В настоящее время в Украине, например, это обуславливается необходимостью наверстывания потерь реальных доходов, понесенных работниками в период гиперинфляции в 1990-х годах. Учитывая то, что уровень заработной платы очень низкий и отстает от уровня зарплат не только в странах ЕС, но и в некоторых странах СНГ, в частности, в Российской Федерации и Беларуси.
По нашему мнению, темпы роста заработной платы могут превышать темпы роста производительности труда за счет реструктуризации себестоимости продукции или операционных расходов. Это возможно при уменьшении удельного веса материальных затрат или других элементов себестоимости и соответствующем повышении доли зарплаты с тем, чтобы цена товара не повышалась. При этом сумма элементов себестоимости остается равной 100%.
Объективное требование состоит в том, чтобы на основе роста производительности труда повышать заработную плату в пределах, при которых снижались бы затраты на оплату труда на единицу продукции, что предполагает более высокий рост производительности труда, чем заработной платы. Тем самым достигался бы рост производительности и заработной платы при данных ценах или даже при их снижении. В свою очередь, добиться этого можно при привлечении инвестиций и активизации инновационной деятельности.
- Влияние кризиса на занятость населения. Кризис обусловил углубление дифференциации заработной платы: работодатели выборочно сокращали заработную плату работникам, пытаясь таким образом избавиться от малокомпетентных работников, трудового балласта и сохранить квалифицированных для того, чтобы воспользоваться ими в период восстановления экономики.
Например, сборка автомобилей у корпорации «Богдан» упала в 2009 году на 70-80%, а персонал был сокращен лишь вдвое: с 12 тыс. человек до 6 тыс. Запас прочности у многих компаний оказался достаточно высоким, чтобы продолжать выплачивать зарплаты простаивающим работникам, тем более что стоимость рабочей силы в Украине очень низкая.
Поэтому к 1 июля 2009 года штат украинских промышленных предприятий уменьшился всего на 11,5% (по сравнению с 1 июля 2008 года), хотя объемы производства в I полугодии снизились на 31,1%.
Проведенный нами анализ свидетельствует, что большинство занятого населения пыталось удержаться на своих рабочих местах, соглашаясь на сокращение премиальных и стимулирующих выплат. Именно поэтому наблюдается низкий уровень безработицы в основных группах занятых.
Занятость в украинской экономике оказалась устойчивой к шокам переходного процесса и кризисным явлениям.
Из исследования видно, что за период с 2007 по 2009 год численность занятого населения трудоспособного возраста снизилась на 4,3% (с 19,2 млн. человек в 2007 году до 18,4 млн. лиц в 2009 году). Кризис повлиял на уровень занятости. Так, если в 2008 г. по сравнению с 2007 годом этот показатель увеличился на 62,2 тыс. человек, или на 0,3%, то в 2009 г. по сравнению с 2008 годом он, наоборот, уменьшился на 886,7 тыс. человек, или на 4,6%.
В Украине не отмечалось каких-либо резких скачков в динамике безработицы. Начиная с 2007 года уровень безработицы, определенный по методологии МОТ, среди населения трудоспособного возраста вырос с 6,9% в 2007 году до 9,6%.
О негативном влиянии современного кризиса на занятость населения можно судить также на основе данных об административных отпусках и работе в режиме неполного дня (недели). Так, если до кризиса в административных отпусках в Украине находилось 127 тыс. человек в 2007 г., то в кризисный 2009 год – уже 359 тысяч, или 1,1% и 3,5% к средне-учетному количеству штатных работников.
В режиме неполного рабочего дня (недели) работали в 2007 г. 506 тыс. человек, а в 2009-м – 992 тыс. человек, или 4,4% и 9,6% в соответствии со среднесписочным количеством штатных работников.
Выводы
- Мировой финансовый и экономический кризис весьма негативно повлиял на основные экономические и социальные показатели Украины, что, в свою очередь, привело к снижению размеров реальных заработных плат, а также росту задолженности по выплате зарплат во всех видах экономической и промышленной деятельности и регионах. Это вызывает необходимость осуществления фундаментальной реформы заработной платы на основе системной модернизации экономики.
- В структуре совокупных доходов населения возрастает роль социальных трансфертов и вместе с тем снижается роль оплаты труда. Это требует осуществления комплекса эффективных мер по повышению удельного веса оплаты труда в структуре совокупных доходов населения и относительного снижения в них доли социальных трансфертов, что, в свою очередь, требует комплексного подхода к существенному повышению уровня заработных плат в экономике и ее секторах и регионах.
- Требует доработки украинское законодательство относительно того, чтобы позволять налоговым и правоохранительным органам эффективнее бороться с зарплатой в минимальном размере и должниками, учитывая то, что более половины общей суммы задолженности по выплате зарплат приходится на экономически активные предприятия.
- Нынешний кризис способствовал росту объемов теневой заработной платы и применению теневых методов, масштаб которых коррелируется с объемами теневой экономики и коррупции. Однако с затуханием кризиса уменьшается и уровень «теневой» зарплаты.
Для формирования заинтересованности работодателей в детенизации зарплат следует существенно уменьшить нагрузку на фонд оплаты труда и значительно повысить ответственность работодателей и наемных работников за уклонение от уплаты налогов, во много раз уменьшить масштабы коррупции.
Однако легализация зарплат может быть обеспечена только в случае реализации принципов социального диалога, задекларированных в конвенциях Международной организации труда и ратифицированных Украиной.
- Заработная плата должна быть более тесно связана с производительностью труда. Производительность должна приниматься во внимание при определении заработной платы. Поскольку Украина в настоящее время сталкивается с нехваткой квалифицированных кадров, и заработная плата в ней значительно ниже, чем в странах ЕС, в краткосрочной перспективе есть веские основания для роста зарплаты пропорционально быстрее, чем производительности труда.
Автор: Г.Т. Куликов, доктор экономических наук, главный научный сотрудник, Институт экономики и прогнозирования НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.