Город-мечта с собственными законами, налоговой системой, без чиновников, с частными судами и правоохранителями. Подобные модели уже пытаются воплотить жизнь в других странах. Насколько это реально?
Города, которые существуют по собственным законам, и где функции государственных органов выполняют частные фирмы. Это больше похоже на сюжет фильма Люка Бессона, чем на этап децентрализации. Однако это реальность и она ближе, чем кажется.
Почти десятилетие в Центральной Америке пытаются создать то, что способно затмить любую экономическую зону. Это город, жители которого будут иметь собственные законы, налоговую систему, правоохранителей и суды, функции которых будут выполнять не чиновники, а частные компании.
Пока этот город строится, ЭП рассказывает об опыте привлечения частных организаций к выполнению возложенных на государство функций в разных странах.
С английского слово charter переводится как «хартия». Поскольку именно хартия является правовой основой для существования таких городов, их называют «чартерными».
Теория идеального города
Экономист и Нобелевский лауреат Пол Ромер в 2009 году на конгрессе некоммерческого фонда TED озвучил идею чартерных городов. Люди смогут выбирать для себя удобные законы, а города будут иметь полную экономическую свободу для привлечения больших инвестиций.
Как этого достичь? Частично идею альтернативной системы управления в рамках одной страны воплотил китайский лидер Дэн Сяопин в 1980-х годах. Коммунистический Китай создал в крупных городах специальные экономические зоны, где построил капиталистические институты. Там появились иностранные компании и создали тысячи рабочих мест.
Опыт реформ был неоднозначен. Принцип «одна страна – две системы» породил спекуляции, коррупцию и неравенство. Впрочем, эти изменения привели страну к экономическому чуду: в 1980-1990 годах ВВП Китая ежегодно рос на 10%.
Мегаполисы поглотят сателлиты: как власти планируют объединять украинские города
Ромер верит, что негативных социальных последствий можно избежать, если подойти к вопросу основательнее: строить город с нуля. Сначала в этом городе устанавливают хартию и определяют, что ему нужно для устойчивого процветания, а затем используют все возможные инструменты для достижения поставленных задач.
Чартерный город будет работать как частная корпорация. Он будет принимать решения с учетом получения прибыли, а не работать на системные рамки своего государства. Управлять населенным пунктом будут по корпоративным правилам, а обслуживать его – частные компании.
Когда такой город построят и откроют, люди ознакомятся с хартией и решат, хотят ли они туда переезжать. Города будут конкурировать за жителей, создавая людям как можно более привлекательные условия. Это должно стать стимулом для властей обычных городов, чтобы перенимать положительный опыт городов-чартеров.
Все это лишь теория, а как насчет практики?
Гондурасский Гонконг
В 2009 году в Гондурасе произошел военный переворот. Политическая нестабильность вызвала ряд экономических проблем, в частности рост бедности на 26%. Почти две трети населения страны жили за чертой бедности.
Бороться с кризисом власти решили путем внедрения инноваций. Избранный в 2010 году президент Лобо Порфирио поручил правительству реализовать концепцию Ромера и создать первые в мире чартерные города.
Выполняя принятый в 2011 году закон, правительство Гондураса начало создавать почти полностью независимые юрисдикции со своими законами, судами и правоохранителями. Первой такой зоной должен стать будущий город Проспера. К реализации идеи присоединился и Ромер. Забегая вперед, следует сказать, что уже через год экономист разочаровался в проекте из-за непрозрачности и покинул его.
Управление этим проектом отдали гражданину США, банкиру Эрику Бримену. Строить город решили на тропическом острове Роатан. По концепции Бримена, будет руководить городом наблюдательный совет компании Honduras Próspera LLC, в состав которого входят восемь человек и технический секретарь. Обустроит город материнская компания путем заключения контрактов с частными фирмами. Именно они возведут здания, парки и объекты инфраструктуры.
Решать экономические споры в Проспере будет частная компания Prospera arbitration center. Правительство Гондураса заключило с ней соглашение на поставку арбитражных услуг. Фактически это частный суд, который будет работать по прецедентной системе и будет иметь значительную автономию от центральной власти.
Судебная власть Гондураса создаст в городе и другие суды: уголовные, семейные и по делам несовершеннолетних. Если кто-то не будет иметь доступа к правосудию, образованию или больницам, то сможет обратиться к независимому аудитору-омбудсмену.
Для обеспечения порядка власти наймут частную охрану, создадут полицейское управление и привлекут правоохранителей из других стран. Планируется сотрудничество с американским ФБР и Управлением по борьбе с наркотиками.
В Проспере будет три налога: на прибыль (5% – для физических лиц и 10% – для компаний), на розничную продажу – 2,5% и на стоимость земли — 1%. Власть города имеет амбициозные планы. Она хочет к 2025 году создать 10 тыс. рабочих мест и привлечь крупные компании. Проектом уже заинтересовались около 20 инвесторов.
По оценке Университета Франсиско Маррокина, реальный ВВП на душу населения в специальных экономических зонах Гондураса к 2050 году достигнет 35 тыс. долл., что сопоставимо с нынешней Испанией или Португалией.
Проект развивается в условиях жесткой критики. Из-за доминирования американцев в управлении, власти Просперы обвиняют в возрождении колониализма. На острове Роатан живет около 50 тыс. жителей. Они боятся, что у них принудительно выкупят землю для чартерного города. Некоторые политики в Гондурасе называют принятый в 2011 году закон потерей суверенитета и обвиняют президента в коррупции.
Сейчас Проспера выглядит больше как бета-тест, чем как полноценное место для жизни. Город расположен на 23 гектарах, где есть только три здания. Впоследствии власть выкупит землю вокруг и расширится до 150 гектаров. Далее Проспера планирует купить землю в нескольких анклавах в Гондурасе и совместить их воздушным такси.
В 2021 году Проспера начала принимать заявки на гражданство. Будущие резиденты могут ознакомиться с законами, выложенными на 3,5 тыс. страницах. Людей, которые хотят жить в городе, проверяют менеджеры. Они оценивают биографии кандидатов, их платежеспособность и потенциальное влияние на репутацию города. Вид на жительство стоит 260 долл. для жителей Гондураса и 1 300 долл. – для иностранцев, создание юридического лица – 540-1840 долл.
Сможет ли Гондурас прийти к собственному экономическому чуду — покажет время.
Город на аутсорсе
В мире были попытки оптимизировать жизнь городов путем передачи управления ими частным компаниям. Эти города существуют в правовой системе стран, однако они демонстрируют способность бизнеса заменить раздутые штаты чиновников.
Примером «города на аутсорсе» является американский Санди-Спрингс с населением 100 тыс. человек. Все муниципальные услуги, кроме пожарной службы, полиции и судов, там 14 лет обеспечивали частные компании на контрактной основе. В 2005 году город заключил контракт с фирмой CH2M Hill, которая взяла на себя управление городом.
Почти всех чиновников заменили наемные менеджеры этой компании. В 2012 году мэр Санди-Спрингс Джон Макдонаф отметил, что это позволяет экономить много денег, потому что работники частных компаний более квалифицированные и опытные.
Исследователи посчитали, что для обеспечения потребностей Санди-Спрингс необходимо 828 чиновников, однако благодаря государственно-частной модели в управлении задействовали лишь 271 чиновника на аутсорсе и 200 работников из частного сектора. На постоянной работе в мэрии находилось менее десяти человек.
Компания CH2M Hill сэкономила городу миллионы долларов, но тенденция не была устойчивой и ощутимой. Тогда власти Санди-Спрингс решили привлечь к контрактам несколько компаний и создать между ними конкуренцию.
Решение оказалось эффективным. Бизнес начал активнее внедрять инновации и уменьшать стоимость своих услуг. Если в 2010 году на контракты по управлению город потратил 26 млн. долл., то в 2012 году – 17,1 млн. долл.
За годы управления городом частными компаниями Санди-Спрингс остался небедным городом с образованным населением и умеренным уровнем преступности. Однако в 2019 году власти решили отказаться от частного управления и заявили, что не будут продлевать контракты с некоторыми подрядчиками. Мэрия объявила о найме 183 сотрудников на полный рабочий день.
Власти города со временем замечали недостатки системы. Например, она не смогла получить четкую отчетность от подрядчика о расходовании средств налогоплательщиков: компания отказались предоставлять информацию под предлогом коммерческой тайны.
В идее частного города разочаровались и некоторые другие города. В Мэйвуде, штат Иллинойс, суммы контрактов превышали ожидания. В Нью-Йорке властям не понравилось качество работ. В Чикаго компания, которая занималась парковкой, выписала городу счет на 50 млн. долл. за убытки от перекрытия улиц и таблички для инвалидов. Мэр отказался платить.
Частная модель управления городом оказалась неудобной для власти в Санди-Спрингс, однако стала показательным экспериментом, который поможет городам активнее и эффективнее привлекать частный бизнес к управлению ими.
Частное управление — не всегда процветание
Не менее показательным примером является индийский город Гургаон. Этот город является одним из лидеров по приросту населения в Индии: в 1991 году там проживало 120 тыс. человек, а сейчас – около 2 млн. Долгое время этот населенный пункт не имел муниципальной власти – им частично руководил департамент развития штата Харьян.
Городом Гургаон признали лишь в 2008 году, когда там уже проживало полтора миллиона человек. К тому времени обустройством занимались частные компании, и когда город получил муниципальную власть – было поздно что-то менять, вся инфраструктура уже держалась на частном секторе
На первый взгляд, Гургаон — успешный населенный пункт. Там работают офисы ведущих компаний, в частности American Express, General Electric, Motorola, Dell, Microsoft, IBM и Google. Засилье частного сектора, инвестиции и высокооплачиваемые рабочие места способствовали быстрому развитию инфраструктуры и привлечению образованной молодежи. Канализацию, электрификацию и водоснабжение взяли на себя частные фирмы.
У Гургаона есть другая сторона, которая мешает городу стать индийским Сингапуром, это неравенство. Например, только треть города объединена канализационной системой. Так же лишь треть жителей имеет доступ к водопроводной воде, остальные – покупают ее в частных колодцах. Это истощает грунтовые воды и приводит к экологическим проблемам. Мусор, который компании выбрасывают за частную территорию, отравляет грунтовые воды и делает их малопригодными для использования.
Треть жителей не имеет бесперебойного доступа к электроэнергии, поэтому вынуждены пользоваться дизельными генераторами, которые засоряют окружающую среду.
Порядок в городе обеспечивают в основном частные охранные фирмы, которые работают только в определенных контрактом районах. Это приводит к образованию незащищенных «серых зон», где процветает преступность. Для Индии это типичная картина. С одной стороны, приватизация привела Гургаон к богатству, а с другой – не смогла решить проблемы бедных районов.
Чартерные города в Украине
Архитектор и урбанист Виталий Молочко писал, что создание чартерных городов помогло бы преодолеть проблему трудовой миграции. В Украине реализовать эту идею можно через создание кластеров под руководством советов директоров. Теоретически это может ускорить экономический рост, помочь привлечь большие инвестиции и способствовать созданию продуктивных рабочих мест. Однако реализация таких проектов в Украине представляется сомнительной.
«Ромер отмечал, что на территории экономических зон должна быть сильная судебная система, благодаря которой инвесторы и обычные люди будут защищены. В Украине судебная система является одной из самых слабых институций», – говорит руководитель программы местного экономического развития WNISEF Ирина Озимок.
Другими преградами для воплощения в Украине такого проекта могут стать коррупция и политизация идеи. С ними уже столкнулся Гондурас, где продолжаются протесты и звучат обвинения в возрождении колониализма. Однако невозможность воплощения проекта частного города не означает, что Украина не должна экспериментировать. Специальные экономические зоны — это распространенная мировая практика, способная стимулировать развитие страны.
По мнению Озимок, властям стоит обратить внимание на российский IT-городок Иннополис, который функционирует как специальная экономическая зона. Его резиденты имеют упрощенную систему налогообложения (1% на доход или 5% на прибыль), там расположены учебные заведения для IT-специалистов и действуют лояльные условия для инвесторов.
С 2012 года город привлек 585 млн. долл. инвестиций. В Иннополисе начали работать 109 компаний, которые создали 3,8 тыс. рабочих мест.
В 2020 году Офис президента Владимира Зеленского предлагал создать в Украине две СЭЗ: на подконтрольной части Донбасса и в одной из западных областей. Правда, подробностей относительно этой инициативы пока нет.
Автор: Богдан Мирошниченко
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.