05.11.2018 – Из-за злоупотреблений чиновников поставка товаров государству стала затратной при ремонте дорог, а 60% тендеров прошли в «бумажном» формате и без надзора контролирующих структур.
Чтобы улучшить эффективность госзакупок, в МЭРТ хотят позволить поставщикам самим формировать предложения для госучреждений. Однако аграрии предлагают разрешить заключать по тендерам соглашения на долгосрочные поставки продовольствия.
Читайте также: Виктор Вишнев: Электронные аукционы увеличат стоимость аренды сельскохозяйственных земель на 10-20%
Виктор Вишнев: Сейчас никто не готов покупать землю за $15 тысяч
Как участвовать в публичных закупках в Украине с использованием системы Prozorro: отдельные факты
Виктор Вишнев: От нашей деятельности государство получило более 250 млн. грн.
В украинских СМИ регулярно заявляют о злоупотреблениях при государственных закупках продовольствия через систему Prozorro. В частности, в августе этого года столовая Верховной Рады купила партию муки на 250 тыс. грн. по цене вдвое выше рыночной цены в 15 грн. за килограмм.
В октябре Минобороны приобрело 703 тысячи комплектов питания, в состав которых входили овощи и говядина. Такая сделка обошлась военному ведомству в 52 млн. грн., что на 7% выше общей рыночной стоимости.
Завышение стоимости продуктов при государственных тендерах через систему Prozorro стало устойчивой тенденцией за последние полтора года, говорит финансовый аналитик компании YouControl Роман Корнилюк. По его словам, в 2017 году в целом при закупках яиц государственные структуры заплатили на 8% больше рыночной цены, при закупке курятины – на 2% больше от рыночной цены.
Если в начале прошлого года при заказах муки государственные структуры сэкономили 38% от рыночной стоимости, то к концу года показатель экономии упал на 22%. При покупке соков экономия от рыночной цены упала от 37,5% до 22,1%. При этом основными поставщиками были трейдерские компании, созданные не более пяти лет назад.
Такие манипуляции со стоимостью государственных закупок стали возможны потому, что последние три года в Украине не было системного надзора за ходом тендеров через систему «Prozorro». Первое системное исследование экономической эффективности госзакупок продовольствия и энергоресурсов за 2017-2018 годы увидело свет лишь 18 октября, составителем документа стала компания YouControl. Поэтому вместо экономии при госзакупках из-за конкуренции участников торгов, чиновники смогли использовать закупки продуктов для обогащения отдельных поставщиков, жалуется Корнилюк.
Счета на муку выдают зимой
Аналитик комментирует, как правило, в 2014-2017 годах большинство «пищевых» тендеров, в частности муки и яиц, объявлялись в конце декабря — начале января следующего года. В такое время на казначейских счетах госучреждений накапливается достаточно «свободных» средств, а на рынках наблюдается дефицит некоторых видов продуктов.
Данные bi.prozorro.org дополняют: суммарно за январь 2017 и январь 2018 года состоялось 43% от всех 441 тысяч госзакупок продовольствия общей стоимостью 31,02 млрд. грн. (9% от всей суммы госзакупок за последние два года). При этом 95% всех закупок провели областные государственные администрации, другие 5% распределили между собой структуры МВД и министерства образования. Наибольший спрос от государства имели молочные продукты – 18,5% всех закупок, и овощи и фрукты – 11% всех закупок.
При этом комментирует основатель компании YouControl Сергей Мильман, госструктуры прописывали условия проведения торгов так, чтобы максимально избежать надзора со стороны государственных контролирующих органов.
Например, действующее законодательство о госзакупках позволяет тендеры стоимостью до 200 тысяч гривен проводить в «бумажном» виде, а не через «Prozorro». В систему нужно лишь загрузить отчет о проведенном тендере. Так через «бумажные» тендеры прошло 62% всех госзакупок продуктов, свидетельствует статистика bi.prozorro.org.
Кроме того, в 36% случаев предмет закупок был описан как «продукты питания», без детализации. На такое поведение чиновников было подано 4,5 тысяч жалоб за последние 12 месяцев, что тоже свидетельствует о злоупотреблениях госслужащих, добавляет эксперт по публичным закупкам Transparency International Ukraine Михаил Невдаха.
Кроме того, добавляет первый заместитель министра экономического развития Максим Нефедов, чиновники некоторых госструктур умышленно начали прописывать условия торгов так, чтобы выиграть тендер мог только один конкретный поставщик.
«Например, одна из киевских школ прописала, что закупленные продукты нужно перевозить только в тех грузовиках, что имеют справку о прохождении радиологического контроля. Получить ту бумажку стоило дороже, чем все закупленные по тому тендеру продукты», — рассказал чиновник.
Конкуренцию при «пищевых» торгах осложняли также нечетко написанные наименования товаров и единицы измерения при поставках.
«Например, один из заказчиков умудрился написать, чтобы мясо ему поставляли не в килограммах, а в метрах», — добавил Нефедов. Поэтому, по его словам, неконкурентными (т. е. таким, в которых участвовал только один поставщик), было 25% всех «пищевых» торгов, общей стоимостью в 7,6 млрд. гривен.
Кроме того, дополняет статистика bi.prozorro.org в 22% во всех проведенных «пищевых» закупках заказчики согласились повысить цену товаров уже после проведенных тендеров, благодаря механизму «дополнительного соглашения».
Обучение при покупках
Теоретически, рассуждает Корнилюк, избежать дальнейших злоупотреблений при закупках пищевых продуктов через Prozorro можно, если провести соответствующее обучение служащих госструктур, ответственных за поставки ресурсов. Но, как считает Нефедов, лишить государственные учреждения, учебные или медицинские учреждения монополизма при поставках продуктов удастся лишь изменением формата торгов на закупку агропродукции.
«Мы хотим, чтобы заказчики смогли покупать продукты по аналогу интернет-магазинов типа «Розетка». Значит, – чтобы не заказчики проводили отдельные торги, а поставщики выставляли на специализированном сайте предложения по возможной поставке товаров, с детализацией цены и объема продукции», — рассказал чиновник.
Чтобы воплотить такой замысел, добавляет первый заместитель министра экономического развития, МЭРТ снарядил делегацию в Чили, где правительство смогло наладить подобную систему снабжения продовольствием отдаленных школ.
«Но отдельно скажу, что в этом плане быстрых результатов ожидать не стоит: в том, же самом Чили вот таким проектом интернет-магазинов для госструктур несколько лет занималась команда из 60 человек», — подчеркнул Нефедов.
Впрочем, по словам тренера по госзакупкам Дениса Баранца, чтобы лишить чиновников завышать стоимость продуктов при тендерах, требуется также изменение структуры поставщиков. Эксперт рассказал, что в Украине насчитывается всего 3,5 тысяч компаний, которые получают на госзакупках 80-100% своих доходов в 5 млн. грн. в год. На оптовых поставках продуктов и других товаров государству «специализируются» 268 предприятий.
«Бизнес пытается диверсифицировать риски и заниматься несколькими каналами сбыта своей продукции, услуг или работ. Поэтому если и есть предприятия, которые 80-100% дохода получают от госзакупок, то для получения постоянного дохода в течение года они должны иметь какие-то гарантии стабильности, которые можно получить только путем кулуарных договоренностей и за счет коррупционной составляющей», — считает эксперт.
При этом, как свидетельствуют данные компании YouControl, буквально на 15 тендерах на поставку продовольствия связанные с чиновниками компании в 2017 году получили 3,3 млрд. грн. дохода, или же 22 млн. грн. за один тендер. Для сравнения: на 1,9 тыс. тендеров приближенные к чиновникам компании заработали 29,2 млрд. грн., или 14,6 млн. грн. на одном тендере. Фактически, в прошлом году продавать государству продукты было более выгодным делом, чем ремонтировать дороги.
Конкуренцию при госзакупках продуктов могли бы оживить агропроизводители. Но для них нет экономического интереса, поставлять продукты госструктурам, вынужденным каждый раз искать нового поставщика для небольших партий продуктов.
Однако аграриям выгоднее работать с одним конкретным государственным заказчиком, что будет покупать значительные объемы продукции по цене, закрепленной в соглашении, комментирует руководитель проекта «Оптовые закупки молока» ассоциации производителей молока Елена Жупинас. Поэтому, по ее мнению, сделать государственные закупки более эффективными могло бы законодательное разрешение для чиновников выбирать на тендерах не только предложения по покупке товара, но и компанию-поставщика на длительный период.
Автор: Иван Киричевский
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.