На основе статистических и социологических данных показано, что под влиянием современного экономического кризиса и конфликта на востоке страны миграционное поведение украинцев претерпело изменения.
В частности, выросли объемы трудовой и образовательной миграции за границу, увеличилась численность граждан Украины, которые обращаются за убежищем в другие страны. Интенсифицировался процесс переориентации миграционных потоков с восточного, направленного в Россию, на западное направление, в страны ЕС.
Вместе с тем, общая международная мобильность снизилась, поскольку при нынешних экономических обстоятельствах население не имеет средств на зарубежные путешествия. Война и экономический кризис не привели к заметной эмиграции для постоянного проживания.
Количество искателей убежища в странах ЕС остается незначительным, как и нарушителей миграционного законодательства. Это дает основания для вывода, что отмена визового режима поездок украинцев в ЕС не повлечет дополнительных массовых перемещений населения. Умеренное увеличение международной мобильности будет происходить преимущественно за счет временных поездок на заработки в Евросоюз и образовательной миграции.
Ключевые слова: международная мобильность, миграция, убежище, отмена визового режима.
Постановка проблемы, актуальность исследований. Значительные геополитические трансформации оказывают влияние на все без исключения аспекты жизни общества, в том числе и на миграционные процессы. Интенсивность, характер, направленность миграций населения Украины кардинально изменились после обретения независимости, благодаря чему граждане страны приобрели право на свободу передвижения по миру.
Сейчас Украина снова переживает переломный момент своей истории, связанный с выбором цивилизации, попыткой окончательно избавиться от советского прошлого и приобщиться к европейской семье демократических наций. Курс на евроинтеграцию поддержан большинством населения, которое решительно заявило об этом во время Революции Достоинства 2013-2014 гг.
Согласно социологическим данным, основным его преимуществом украинцы считают возможность свободно передвигаться по Европе – 39% респондентов (надежда на повышение уровня жизни лишь на втором месте – 37%). В то же время, и политики, и общественность осознают, что европейцы опасаются дополнительного миграционного давления со стороны украинцев, особенно в условиях современного миграционного кризиса в Европе.
К тому же, важнейшим негативным последствием евроинтеграции граждане называют возможное увеличение эмиграции из Украины (33%). В связи с этим анализ миграционного поведения украинцев в условиях безвизового режима важен для оценки, как перспектив развития страны, так и ее отношений с европейскими партнерами.
Анализ последних исследований и публикаций. Основной вопрос, ответ на который искали отечественные и зарубежные аналитики, вызовет ли ликвидация визового режима интенсификацию миграции украинцев в ЕС, приведет ли это к нежелательным и для Европы, и для Украины последствиям. Данный вопрос исследовала Александра Бетлий (O. Betlij), Фрэнк Дювель (F. Duvell), Владимир Кипень (Kipen V.’), Ирина Лапшина (I. Lapshina), Магдалена Лесинская (M. Lesinska), Марта Ярошевич (M. Jaroszewicz) и другие.
Ряд исследований, проведенных после получения в 2010 году Украиной от ЕС плана действий по визовой либерализации, утверждали, что мобильность украинцев в случае приобретения возможности путешествовать по Европе без виз умеренно возрастет. По расчетам, сделанным на основе опроса, организованного консорциумом неправительственных организаций «Европа без барьеров» в 2011 г., потенциал эмиграции и трудовой миграции в направлении Шенгенской зоны при условии отмены виз составлял 1,5% населения Украины, или полмиллиона человек.
К выводу о незначительном увеличении эмиграции в случае введения безвизового режима пришли также авторы масштабного исследования, посвященного прогнозу миграции между странами Восточной Европы и ЕС. На основе эконометрической модели увеличение количества мигрантов в течение первого года после введения свободного движения населения было оценено в 200-300 тыс. человек.
Эти исследования, однако, проводились до потери Крыма и начала конфликта на Донбассе. Поэтому целью данной статьи является оценка влияния последних событий на международную мобильность и миграционное поведение украинцев, в частности в контексте введения безвизового режима.
Изложение основного материала. Прежде всего, отметим, что прямая связь между отменой визового режима и объемами миграции отсутствует. Ведь речь идет лишь об отказе от краткосрочных шенгенских виз, что отнюдь не будет означать ни доступа украинцев к трудоустройству на территории ЕС, ни, тем более, эмиграции для постоянного проживания.
Определяющими для динамики миграционных процессов остаются социально-экономические факторы, общественно-политическая ситуация в Украине и иммиграционная политика стран назначения. Отмена виз, однако, улучшит условия путешествия, что, при определенных обстоятельствах, может стать предпосылкой для миграции. Но насколько ощутимыми будут эти изменения для украинцев?
После введения демократических свобод, в т. ч. и свободы передвижения, международная мобильность украинцев стремительно росла, причем, прежде всего, за счет пересечений западной границы, которая в советское время для большинства граждан была фактически закрытой. Вступление центрально европейских соседей Украины в ЕС (2004) и их присоединение к Шенгенской зоне (2007) и введение соответствующих визовых процедур несколько затормозили, однако не остановили этот процесс.
Причем в 2013 г. численность поездок в Польшу превысила количество выездов в Россию, которую традиционно больше всего посещали граждане Украины, и с которой сохранялся безвизовый режим. С началом конфликта произошло общее уменьшение количества поездок за границу, прежде всего за счет выездов в Россию. В то же время, количество выездов украинцев в Евросоюз продолжало расти – 10,5 млн. в 2014 г., 12,5 млн. в 2015 г.
По данным Государственной пограничной службы Украины, в 2014 г. украинцы пересекали границу с Польшей почти 7,7 млн. раз, что составило более трети всех выездов за пределы государства. В 2015 г. тенденция к переориентации направления зарубежных поездок была еще нагляднее: численность посещения Польши достигла 9,5 млн. Итак, визовый режим не был определяющим для объемов и направлений трансграничной мобильности украинцев.
Этому есть несколько причин. Во-первых, процедуры оформления виз для украинцев постепенно упрощались, количество шенгенских виз, выданных гражданам, росло. Если в 2010 г. украинцы получили 1,28 млн. шенгенских виз, то в 2013 г. – уже 1,56 млн. Причем 38,6% этих виз были многократными. В 2014 г. многоразовых виз было оформлено 52,4%, в 2015 – 56,8%.
Этим частично объясняется уменьшение количества оформленных украинцам шенгенских виз – 1,35 млн. в течение 2014 г., 1,19 млн. в 2015 г. В то же время количество национальных виз, оформленных рядом европейских государств, в частности Польшей, продолжало расти. Так, в 2015 г. польские консульства выдали 922 тыс. виз, против 828 тыс. в 2014 г., половина из которых были национальными.
Второе обстоятельство, что способствует поездкам украинцев в Европу, – визовые привилегии, которыми пользуются граждане Украины, принадлежащие к меньшинствам центрально европейских наций. Например, «карту поляка», что подтверждает принадлежность к польскому народу, с начала ее внедрения в 2008 г. и до конца 2014 г. получили 57,5 тыс. граждан Украины.
Этот документ обеспечивает бесплатное оформление польской визы, которая позволяет неоднократно въезжать и находиться в течение года в Польше, а также путешествовать в другие шенгенские государства на срок до 90 дней. Визовые привилегии имеют также владельцы документов, подтверждающих статус «заграничного венгра», «заграничного словака», «заграничного чеха».
В-третьих, довольно много украинцев могут путешествовать в соседние страны ЕС вообще без виз. Это несколько миллионов жителей приграничья, которые имеют право въезжать в тридцатикилометровую пограничную полосу соседних государств согласно соглашениям о так называемом «малом приграничном движении».
Они заключены с Венгрией в 2007 г., Польшей и Словакией в 2008 г., Румынией – в 2014г. По данным опроса, который провели польские статистические службы, 64,3% украинцев, которые пересекали польскую границу, проживали в тридцатикилометровой приграничной полосе. На расстоянии 30-50 км от границы жили 10,7% международных пассажиров, 50-100 км – 15,1%, и только 9,9% – на расстоянии более 100 км от границы.
Таким образом, наиболее мобильными в западном направлении являются жители Западной Украины. В то же время именно они, как свидетельствуют социологические опросы, особенно заинтересованы в свободном передвижении по Европе. Однако на востоке страны преобладают те, кто не считает отмену визового режима с ЕС чем-то значимым. Если в 2016 г. будет введен безвизовый режим, то готовность воспользоваться им и поехать в страны Шенгенской зоны декларировали лишь 18% жителей Донбасса, тогда как западных областей – 45%.
Значит, воспользоваться выгодами безвизового режима, настроено, прежде всего, население, которое до сих пор активно путешествовало в ЕС. Либерализация визового режима кардинально не повлияет ни на условия пересечения границы этими людьми, ни на увеличение числа тех, кто путешествует.
Для понимания влияния отмены визового режима на трансграничную мобильность украинцев необходимо учитывать цель их зарубежных выездов. Опросы общественного мнения однозначно свидетельствуют, что жители любого региона страны хотели бы поехать в страны Шенгенской зоны, прежде всего с целью туризма. Если в начале 2000-х годов украинцы совершали лишь около 300 тыс. туристических путешествий за границу в год, то в 2013 г. – 2,5 млн.
По подсчетам специалистов, в 2011 г. на туристические и рекреационные зарубежные путешествия украинцы потратили 3,8 млрд. долларов США, в 2012 г. – 4,5 млрд., а в 2013г. эти расходы достигли 6 млрд. долларов. Необходимость оформления виз не сдерживала развития выездного туризма, главная его предпосылка – наличие достаточных для отдыха за рубежом средств.
Однако сейчас ситуация изменилась. В условиях внешней агрессии и войны экономическая ситуация в Украине существенно ухудшилась, уровень жизни населения снизился. Среднемесячная реальная заработная плата составляла в 2014 г. лишь 93,5% от уровня 2013 г., а в 2015 г. – 79,8% от уровня 2014 г. В то же время потребительские цены повысились в 2015 г. на 43,3%. По данным социологов, почти 70% украинцев были вынуждены отказаться от летнего отдыха.
Количество украинцев, которые могли позволить себе зарубежные туристические путешествия, в 2014 г. уменьшилось на 20%, а в 2015 г. – вдвое. В случае введения безвизового режима большинство граждан, которые желали бы посетить европейские страны как туристы, вряд ли будут финансово способны это сделать.
В то же время, сложная экономическая ситуация и обнищание населения, сдерживающие туристические выезды за границу, создают мощные факторы выталкивания украинцев в трудовую миграцию. Тем более что населением накоплен уже солидный опыт заработка за пределами страны.
По данным Евростата, граждан Украины, которые на легальных основаниях проживали на территории Евросоюза, на конец 2013 г. насчитывалось 634,8. А в 2014 г. их было уже 868,7 тыс., в 2015 г. – 905 тыс. Больше всего украинцев проживали в Польше (336 тыс.) (большинство по краткосрочным разрешениям), Италии (239 тыс.), Чехии (113 тыс.) и Испании (84 тыс.).
И хотя украинцы составляли лишь 5% от общей численности иностранцев из третьих стран, учитывая относительно непродолжительный период, когда миграция стала для них возможной, их присутствие в Европе значительное. В основном оно сформировалось благодаря трудовой миграции. В связи с выполнением оплачиваемой работы оформлено 68% разрешений на пребывание украинцев, тогда как в целом гражданам третьих стран – около четверти.
Трудовая миграция из Украины начала развиваться в конце 1990-х гг. и стала важной стратегией выживания для многих семей. По данным масштабных обследований населения, проведенных Государственной службой статистики Украины в 2008 и в 2012 годах, объемы трудовой миграции составили не менее 1,5 и 1,2 млн. человек. Согласно данным социологического мониторинга, который ежегодно выполняет Институт социологии НАН Украины, опыт работы за рубежом имеет 12,5% взрослого населения страны.
Под влиянием вооруженного конфликта и глубокого экономического кризиса эмиграционные настроения населения возросли, о чем свидетельствуют социологические данные. В частности, опрос, проведенный компанией GFK Украина по заказу Международной организации по миграции весной 2015 года, показал, что 8% украинцев планируют в ближайшее время найти работу за границей или уже ее нашли. По данным аналогичного исследования 2011 г. таких лиц было 6%.
Увеличение объемов трудовой миграции из Украины подтверждается статистикой стран назначения. Так, в 2014 г. в Польше было зарегистрировано 373 тыс. заявок от работодателей на работу для украинцев по упрощенной системе на срок до 6 месяцев в течение года, что на 155 тыс. больше, чем в предыдущем году. В 2015 г. таких заявок было уже 706 тыс.
Нарастает миграция не только для выполнения сезонных работ, но и для более длительного пребывания. Частично она связана с объединением за рубежом семей украинцев, которые выехали временно с целью трудоустройства, однако остались в стране пребывания на длительные сроки и перевозят за границу свои семьи вследствие ухудшения ситуации на родине.
Однако в основном переселенческая миграция также связана с трудоустройством. Например, в 2014 г. более чем вдвое выросло количество оформленных гражданам Украины разрешений на постоянное и временное проживание в Польше.
В 2015 г. количество оформленных разрешений снова удвоилось. Подавляющее большинство (62%) их предоставлено в связи с трудоустройством, причем абсолютная численность разрешений на временное проживание, оформленных в связи с трудоустройством, достигла 24 тыс., что было втрое больше, чем в 2014 г., и в 6,5 раз больше, чем в 2013 г.
Увеличение объемов трудовой миграции сопровождается определенной переориентацией ее потоков с традиционного восточного направления, в Россию, на западное. Эта тенденция наблюдалась и раньше. Вследствие аннексии Крыма, боевых действий на Востоке страны, общего недружелюбия со стороны соседнего государства она активизировалась. В пользу выезда в западном направлении являются также более высокий в странах ЕС уровень заработков, лучшие условия жизни и труда.
По данным уже упомянутого опроса GFK — Украина по заказу МОМ, среди потенциальных трудовых мигрантов из Украины доля тех, кто ищет работу в России, снизилось с 18% в 2011 году до 12% в 2015 году. В то же время привлекательность Польши выросла с 7% в 2006 году, когда было осуществлено первое аналогичное исследование. До 30 процентов на сегодня.
Вместе с тем, для определенных категорий граждан, прежде всего жителей прилегающих к России территорий востока и юга страны, отсутствие визового, языкового барьера, родственные и другие связи с гражданами РФ, географическая близость и относительно дешевое транспортное сообщение остаются весомыми основаниями для направления заробитчанских поездок в эту страну.
Поэтому, хотя переориентация миграционного потока на Запад и происходит, она наблюдается не на всей территории Украины и охватывает не всех мигрантов. Россия и в дальнейшем остается основной страной назначения трудовых мигрантов из Украины.
По данным недавнего исследования «Миграция как фактор развития в Украине», организованного МОМ при поддержке правительства Канады в 2014-2015 годах, большинство потенциальных мигрантов, если речь идет о краткосрочных выездах с целью заработка, планируют выехать именно в Россию. Для потенциальных долгосрочных мигрантов (на срок более года) Россия является второй по значению страной назначения после Польши.
Таким образом, обусловленная экономическими неурядицами интенсификация трудовой миграции из Украины лишь частично будет ощущаться ее западными соседями. К тому же, речь идет о рабочей силе, востребованной на рынках труда европейских стран, в частности центрально европейских, откуда после присоединения к Евросоюзу наблюдался многочисленный отток трудоспособного населения.
Например, польские предприниматели, заинтересованные в привлечении дополнительной рабочей силы, с начала 2016 года ведут активные переговоры с властями по упрощению процедуры оформления иностранцев на работу. Тем более что состав мигрантов постепенно меняется в пользу молодых и образованных лиц, необходимых экономике.
Важным фактором омоложения и повышения образовательного уровня мигрантов из Украины в ЕС является быстрый рост учебной миграции. Этот процесс обусловлен как стремлением молодых украинцев приобрести качественные знания, так и сложной экономической ситуацией в Украине, при которой молодежь оказалась в особенно неблагоприятной ситуации. Не имея обнадеживающих жизненных перспектив на родине, все чаще молодые люди принимают решение в пользу обучения за рубежом как способа дальнейшего трудоустройства в европейских странах.
Например, по данным проведенного в 2015 г. опроса среди украинцев, которые учатся в Польше в Государственной высшей восточноевропейской школе в Перемышле и частной Высшей школе информатики и управления в Жешуве (всего было опрошено 250 респондентов), лишь 16% из студентов первой и 13% второй планируют вернуться в Украину. Потому с определенным временным лагом учебную миграцию можно рассматривать как трудовую, причем весьма выгодную для стран назначения и, но, угрожающую для Украины, которая теряет наиболее активную и талантливую молодежь.
На протяжении последних двух лет численность молодых украинцев, выехавших на учебу за границу, росла особенно быстрыми темпами. По данным ежегодного мониторинга количества украинских граждан, которые обучаются в иностранных вузах на дневной форме обучения, что осуществляется аналитическим центром СEDOS (охватывает 34 страны мира), в 2013/2014 учебном году за рубежом учились 47 724 гражданина Украины.
Больше всего в Польше (14 951), Германии (9212), России (6029), Канаде (2053), Чехии (2019), Италии (1894), США (1464), Испании (1419), Франции (1320), Великобритании (1040). Только за год, по сравнению с 2012/2013 учебным годом, численность украинских студентов за рубежом выросла на 22%. Прежде всего, за счет украинцев, которые учатся в Польше. В 2015 г. количество украинских студентов в Польше достигло 20 693. Граждане Украины составляют практически половину студентов-иностранцев в этой стране.
Если прибытие работников, необходимых для экономики, выполняющих непривлекательны для местного населения работы, а также студентов является выгодным для стран назначения, то возможный приток беженцев с Украины, их серьезно беспокоит, особенно учитывая проблемы, с которыми столкнулась Европа в связи с миллионной численностью лиц, которые ищут убежища с Ближнего Востока.
Некоторые европейские политики, в частности депутаты – правые радикалы польского сейма, даже предлагали построить на украинско-польской границе защитную стену, чтобы оградиться от украинского нашествия.
Подобные настроения тем более понятны, что недавняя отмена виз для стран Западных Балкан действительно привела к увеличению ходатайств об убежище от их граждан с 11,5 тыс. в 2009 году до 53,7 тыс. в 2013 году, то есть почти в пять раз. Либерализация визового режима упростила и удешевила поездки в ЕС, а затем – расширила возможности для обращений за убежищем. Подать соответствующие ходатайства смогли лица, которым вероятнее всего в визе было бы отказано.
Однако вероятность массового притока беженцев из Украины пока низкая, хотя после аннексии Крыма и начала конфликта на Донбассе численность искателей убежища из Украины в Европу действительно возросла. Если в 2013 году в 28 страны ЕС украинскими гражданами было подано 835 ходатайств об убежище, то в 2015 г. – 20 830. Больше всего в Италии (4680), Германии (4570), Испании (3340), Франции (1625) и Польше (1575). Украинцы, однако, составляли менее 2% иностранцев, которые обращались за убежищем на территории Евросоюза.
Удовлетворено в 2015 г. лишь 2775 ходатайств, или 13% от поданных. Больше всего положительных решений принято в Италии (1635) и Франции (420). В Германии убежище предоставлено 55 лицам, в Польше – десяти, в Испании – ни одному.
Эксперты отмечают, что в отличие от выходцев из других стран, искатели убежища из Украины легально находились на территории ЕС достаточно длительное время, часто имея разрешения на трудоустройство. Здесь, в меньшей степени речь идет о беглецах из зоны конфликта. Большинство соискателей убежища – это трудовые мигранты, которые, учитывая ситуацию, не хотят возвращаться домой.
Незначительная численность соискателей убежища из Украины в Европу, прежде всего, связана с тем, что в большинстве случаев пострадавшие от конфликта искали безопасное место для проживания на территории Украины: по состоянию на май 2016 г. из неподконтрольных правительству территорий в другие регионы Украины перемещено 1,029 млн. человек.
Большая группа уехала в Россию. По данным Федеральной миграционной службы Российской Федерации, на конец 2015 г. на учете ФМС находились 273 гражданина Украины, которым был предоставлен статус беженца, и 311 тыс. тех, которые пользовались временным убежищем. Кроме того, обратились по поводу оформления разрешения на временное пребывание 276,4 тыс. украинцев, о них, однако, неизвестно, прибыли ли они из зоны конфликта, находились ли на территории России до его возникновения.
Перемещения населения из зоны конфликта в Российскую Федерацию обусловлены географической близостью, родственными связями, языковыми и культурными особенностями, пророссийской ориентацией части жителей востока Украины. Введение безвизового режима поездок в ЕС вряд ли изменит ситуацию и заставит переориентироваться этих людей с российского на европейское направление.
Однако не исключено, что численность соискателей убежища в Европе в случае возможности безвизовых поездок может вырасти за счет части внутренне перемещенных лиц, которые пока не получают достаточной поддержки от государства и находятся в довольно сложном положении.
В то же время, более вероятно, что, учитывая ограничительную политику европейских стран в отношении беженцев, в том числе из Украины, крайне невысокий уровень предоставления им статуса, среди этой группы населения будут рекрутироваться не столько искатели убежища, сколько работники-мигранты, которые будут пытаться решить проблемы своих семей путем трудоустройства за рубежом.
В контексте отмены безвизового режима и в связи с вероятностью нарастания трудовой миграции из Украины стоит напомнить, что отмена краткосрочных виз одновременно не будет означать и получение разрешения на трудоустройство, и проживание в ЕС. Учитывая иммиграционную политику стран Евросоюза, направленную на жесткую селекцию трудовых мигрантов, закономерным является предположение об увеличении нелегального трудоустройства украинцев в европейских странах.
Нарушение украинцами правил пребывания в странах назначения обычно связано с работой без оформления трудовых отношений и надлежащих разрешений, превышением сроков пребывания. Эти явления были особенно массовыми в период развертывания трудовой миграции в конце 1990-х гг.
Однако со временем значительная часть украинских мигрантов смогла урегулировать свое правовое положение. Удельный вес мигрантов без надлежащего статуса, по данным массовых обследований населения Государственной службы статистики Украины, уменьшился с 25,6% в 2008 г. до 20,4% в 2012 г.
Однако исследование, проведенное Международной организацией по миграции 2015 г. выявило, что без оформления трудовых отношений работали 41% охваченных опросом мигрантов. Кризис в стране заставляет людей выезжать на заработки, за границу пренебрегая своим правовым положением, с чем связаны риски сверх эксплуатации и нарушения прав, вплоть до торговли людьми, и, конечно, наказания и депортации.
По данным европейского пограничного агентства FRONTEX, численность задержанных на границах ЕС граждан Украины действительно возросла: с 12 472 в 2013 г. до 16 744 в 2014 и 17 096 в 2015 г. Вместе с тем, большинство задержаний произошли в момент выезда с территории ЕС.
Значит, фактически речь шла о добровольном возвращении нарушителей на родину. Увеличилась также численность украинцев, выдворенных с территории ЕС: с 7 763 в 2013г. до 9 582 в 2014 и до 15 010 в 2015 г. Несмотря на негативную динамику, цифры небольшие. В 2015 г. украинцы составляли менее одного процента задержанных на границах ЕС иностранцев и 8,6% выдворенных с его территории.
По заключению FRONTEX, численность нелегальных мигрантов-граждан Украины, несмотря на конфликт и большое количество перемещенных лиц, осталась на крайне низком уровне. Это эксперты объясняют двумя обстоятельствами: во-первых, украинцы путешествуют по легальным каналам; во-вторых, Украина обеспечивает надлежащий пограничный контроль на западной границе, несмотря на перемещение части персонала пограничной службы в зону конфликта на востоке.
Выводы. Подытоживая изложенное, стоит напомнить, что интенсивность поездок украинцев в Европу с момента обретения независимости стабильно росла. Благодаря этому сотни тысяч граждан на практике познали европейские ценности и образ жизни, утвердились в стремлении реформирования страны. Хотя значительная часть путников имела целью трудоустройство, поскольку заработки в странах ЕС были и остаются значительно выше, чем в Украине, здесь развитие приобрел зарубежный туризм, выезды с целью обучения и тому подобное.
Поэтому одним из наиболее реальных и ожидаемых результатов евроинтеграции для украинцев является свобода передвижения по континенту. Благодаря процессу визовой либерализации процедуры оформления шенгенских виз для граждан Украины постепенно упрощались, а численность лиц, которые имели возможность выезжать в Европу, росла. В рамках выполнения условий предоставления безвизового режима в стране был осуществлен ряд серьезных преобразований, принято законодательство, соответствующее европейским стандартам.
Однако события последних двух лет, с одной стороны, показали безальтернативный курс Украины на евроинтеграцию, а с другой, – обусловили изменения в миграционной ситуации, часть европейских политиков и общественности трактуют как риски массового притока украинцев в Европу, что, в свою очередь, вызывает сомнения в целесообразности предоставления Украине безвизового режима.
Под влиянием войны на Донбассе, обусловленного ими глубокого экономического кризиса интенсивность и направления миграционных перемещений действительно претерпели изменения. Возросла трудовая миграция за рубеж. Среди мигрантов увеличилась доля молодежи, которая направляется на обучение в зарубежных университетах, а впоследствии планирует трудоустроиться в стране пребывания. Увеличилось количество граждан Украины, которые ищут убежища в других государствах.
Вместе с тем, общая международная мобильность украинцев снизилась, поскольку при нынешних экономических обстоятельствах население не имеет средств на зарубежные поездки. Война и экономический кризис не привели к заметной эмиграции для постоянного проживания. Количество искателей убежища в странах ЕС остается незначительным, как и нарушителей миграционного законодательства.
Все это дает основания для вывода, что отмена визового режима для поездок украинцев в ЕС не повлечет дополнительных массовых перемещений населения. Умеренное увеличение международной мобильности будет происходить преимущественно за счет временных циркулярных поездок на заработки и образовательной миграции. Об этом необходимо информировать европейцев, как политиков, так и более широкие круги общественности, объяснять, что украинцы в Европе – это работники, а не иждивенцы.
Вместе с этим, нельзя не осознавать, что в случае обострения военно-политической ситуации и экономического кризиса эмиграция из Украины может заметно превысить изложенные выше прогнозы, превратиться в дополнительное препятствие развития вследствие потери необходимой рабочей силы и раздражающий фактор в отношениях с европейскими странами.
Автор: О.А. Малиновская, доктор наук по государственному управлению, старший научный сотрудник, главный научный сотрудник, Национальный институт стратегических исследований, E-mail: Malinovska@niss.gov.ua
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.