Статья посвящена оценке влияния коронавируса COVID-19 на ход внешней трудовой миграции с Украины. Актуальность работы обусловлена ограниченностью аналитических исследований по проблематике миграций населения в период пандемии.
До начала 2020 года изменения в формировании потоков внешней трудовой миграции происходили в основном под влиянием развития во внутренней ситуации в стране и трансформаций политических отношений Украины с теми или иными зарубежными странами. В условиях COVID-19 тенденции внешней трудовой миграции Украины в корне изменились именно из-за независимых от социально-экономической ситуации причин.
Целью статьи является оценка изменений масштабов трудовой миграции вследствие COVID-19 и определение перспектив внешней трудовой миграции украинцев. Соответствующие аналитические разработки стали основой для формирования рекомендаций по корректировке миграционной политики Украины в пандемический и после пандемический период.
Новизной исследования является определение влияния COVID-19 на параметры внешней трудовой миграции из Украины и оценка вероятных перспективных трансформаций миграционных тенденций. Для реализации исследования использован абстрактно-логический и системный подход, метод экспертных оценок.
Осуществлен анализ миграционной ситуации в Украине в последние годы, определены новейшие сдвиги в направлениях и масштабах внешней трудовой миграции. Проанализированы тенденции межгосударственного движения населения после начала пандемии COVID-19. Определены перспективы внешней миграции населения Украины.
Будущее этого процесса будет зависеть от темпов восстановления экономики в Европе и мире в целом, и тамошнего спроса на рабочую силу из других стран. Вероятным является изменение структуры занятости украинских трудовых мигрантов по видам деятельности: мигранты, которые до пандемии были заняты не в сельском хозяйстве, не так быстро восстановят трудовые поездки, а те, кто остались в странах-реципиентах, будут пытаться устроиться в сельском хозяйстве и смежных видах деятельности.
Изменится и география трудовых поездок. Вероятна новая переориентация части мигрантов – из Восточной Европы в Западную, прежде всего Германию и Соединенное Королевство, которые по уровню заработных плат далеко опережают традиционные страны трудоустройства украинцев (Польшу, Чехию и даже Италию).
Ключевым элементом политики содержания части мигрантов в Украине является кардинальное не декларативное изменение отношения государства к малому и среднему бизнесу. Необходимо привлекать представителей такого бизнеса к формированию государственной политики, в том числе выходу из карантина, поддержке предпринимательства.
Следует также внедрять действенные программы поддержки предпринимательства, в частности по примеру стран ЕС. В отношении тех мигрантов, которые даже при лучших условиях не заинтересуются открытием бизнеса в Украине, нужна стратегия, направленная на то, чтобы, с одной стороны, не потерять этих людей для Украины, а с другой, на получение максимальных выгод от сотрудничества с диаспорой.
Это будет способствовать улучшению ситуации в экономике, улучшению имиджа и усилению влиятельности Украины в мире.
Ключевые слова: внешняя трудовая миграция, пандемия COVID-19, оценивание влияния, прогнозирование, миграционная политика.
Постановка проблемы, актуальность. На протяжении последних десятилетий Украина уверенно поддерживает статус мирового донора рабочей силы. По разным оценкам, годовое количество внешних трудовых мигрантов колеблется от 2 до 5 млн. человек, по самым реальным оценкам – от 2,7 до 3 млн.
Контингент трудовых мигрантов состоит из двух сопоставимых по численности групп – долгосрочных мигрантов, находящихся в странах-реципиентах по несколько лет, и краткосрочных, обычно циркулирующих лиц, что выезжают, время от времени на сезонные или разовые работы с постоянным возвращением на Родину. В любой момент часть (от 30 до 70%) краткосрочных работников находится в Украине.
По данным третьего общенационального опроса по вопросам трудовой миграции, основными центрами притяжения трудовых мигрантов из Украины является Польша (39% мигрантов), Россия (26%), Италия (11%) и Чехия (9%). Много украинцев работает в США, Беларуси, Португалии, Венгрии. А также в Израиле, Финляндии, Германии, Испании, Греции, Великобритании. Сформированы миграционные потоки из Украины в страны Балтии, Хорватии, Словении, Франции.
Внешняя трудовая миграция украинских граждан с момента зарождения в середине 1990-х гг. и до начала 2020 г. претерпела ряд трансформаций. Так, постоянно менялась структура мигрантов по географическим направлениям поездок, а также сама психология мигрантов. Почти все работники в начале осуществления своей трудовой миграции рассматривают ее как временное явление: «поеду–заработаю–вернусь».
Однако со временем у большинства цели меняются, становятся более амбициозными и долгосрочными, касаются не просто заработков, направленных на текущее потребление, а на сбережения, часто на открытие собственного дела в Украине, на налаживание необходимых и привлекательных связей. Преимущественно это сопровождается адаптацией к условиям стран-реципиентов, расширением возможности трудоустройства и ростом заработков.
Позже работники привыкают к миграции как стилю жизни, а долгосрочные мигранты еще и отвыкают от жизни на Родине и перестают чувствовать себя дома даже во время эпизодических посещений родственников.
В общем, лица, выезжающие в более отдаленные страны, в частности Южную Европу, обычно остаются там работать на длительный срок, тогда как мигранты в соседние страны чаще ориентированы на периодические короткие поездки с постоянным возвращением в Украину.
Соответственно, расширение географии внешних миграций, включая в страны назначения (Италию, Испанию, Португалию), способствовало усилению тенденции перехода временной трудовой миграции в постоянную форму, выезду членов семей долгосрочных трудовых мигрантов в страны-реципиенты.
Украинские мигранты в основном не конкурируют в странах назначения с местным населением за престижные вакансии на рынке труда, а занимают менее привлекательные рабочие места. Накануне пандемии лишь чуть более четверти украинских заробитчан имели за рубежом работу, соответствующую квалификации, полученной в Украине. Однако более трети работали на работах, которые в квалификации не нуждаются.
Украинцы с рабочими профессиями в результате миграции за границу обычно сохраняют или даже повышают свой квалификационный статус, наоборот, представители профессий, связанных преимущественно с умственным трудом, вынуждены заниматься менее квалифицированными работами. Вообще наши сограждане преимущественно занимаются работами, которые мало способствуют повышению их квалификации, но в то же время жизнь в обществе с более развитой демократией неизбежно формирует навыки, полезные для будущей продуктивной деятельности в Украине.
При этом до начала 2020 г. изменения в формировании потоков внешней трудовой миграции происходили преимущественно под влиянием развития внутренней ситуации в стране и трансформаций политических отношений Украины с теми или иными зарубежными странами. COVID — 19 стал феноменом, влияние которого на общественную жизнь далеко выходит за традиционные пределы эпидемий, экологических и техногенных катастроф, глобальных экономических кризисов.
Возникли такие невиданные на протяжении последних нескольких десятилетий явления, как закрытие границ, ограничение экономической деятельности, вынужденное возвращение вполне успешных мигрантов и невозможность осуществления очередной поездки циркулирующими мигрантами.
Тенденции внешней трудовой миграции с Украины в корне изменены, причем именно по не зависящим от социально-экономической ситуации в Украине причинам. Научная оценка и осмысление этих изменений становится необходимым условием формирования взвешенной и эффективной миграционной политики в условиях пандемии.
Анализ последних исследований и публикаций. Проблемы внешней трудовой миграции в разные периоды развития независимой Украины подробно рассмотрены в трудах ряда отечественных ученых. В частности, А. Малиновской, И. Прибытковой (I. Prybytkova), М. Романюка (M. Romanyuk) и другими.
Вместе с тем, аналитические исследования миграционных процессов в период, прошедший после начала эпидемии COVID-19, являются немногочисленными. Можно вспомнить отдельные работы, посвященные миграционным проблемам в период пандемии, например, исследования специалистов НПО «Европа без барьеров».
Однако эти исследования сосредотачиваются скорее на оценке трансформаций миграционной политики стран-реципиентов, чем на вопросах поведения украинских мигрантов в условиях COVID-19.
Целью статьи является оценка изменений масштабов трудовой миграции вследствие COVID-19 и определение перспектив внешней трудовой миграции украинцев. Соответствующие аналитические наработки стали основой для разработки рекультиваций по корректировке миграционной политики Украины в пандемический и после пандемический периоды.
Новизной исследования является определение влияния COVID-19 на параметры внешней трудовой миграции с Украины и оценка вероятных перспективных трансформаций миграционных тенденций.
Методы исследования – абстрактно-логический, системный подход, экспертные оценки. Основной проблемой реализации исследования стала ограниченность (а иногда и отсутствие) информации о ходе миграционных процессов в период эпидемии.
Изложение основного материала. Новейшие сдвиги во внешней трудовой миграции. Наиболее резкие изменения направлений и масштабов миграции произошли после начала конфликта 2014 г. – к поездкам на работу за границу присоединилось немало граждан, которые ранее не проявляли в этом заинтересованности, включительно с высокообразованными и высококвалифицированными лицами; существенно возросла доля молодежи, в частности, за счет увеличения масштабов образовательной миграции.
Резко усилились темпы переориентации работников из России на страны ЕС, прежде всего на Польшу, которая стала крупнейшим центром украинских заробитчан за рубежом.
В целом военные действия повлияли на ход миграционных процессов не столько непосредственно, сколько через вызванные ими социально-экономические, психологические и политические неурядицы.
Во-первых, немало людей к вынужденному переезду побудило элементарное стремление безопасности.
Во-вторых, сказалось резкое ограничение возможностей достойной занятости и заработков.
В-третьих, далеко не все жители временно неподконтрольных территорий Донецкой и Луганской областей и Крыма (в меньшей степени) согласились жить на неподконтрольных украинской власти территориях. В условиях неизбежности долгосрочной миграции многие из них приняли более рискованное, но и более перспективное решение относительно выезда за пределы Украины. К этому добавилось (в отдельных случаях) и стремление избежать участия в военных действиях.
Вторым по хронологии, но не по значению, стал рост миграции украинцев в 2018-2019 гг. из-за увеличения спроса на рабочую силу в большинстве европейских стран. И обусловленное этим упрощение правил трудоустройства иностранцев. В первую очередь к этому прибегли Польша и Чехия, уже в 2020 г. открылся гигантский рынок труда в Германии, практически легализуют незарегистрированных мигрантов Италия и Португалия.
Дополнительным рычагом поощрения трудовой миграции именно украинцев является их высокий профессиональный уровень и культурная близость. Возможности международной мобильности украинцев значительно расширены благодаря безвизовому режиму с ЕС. Он не обеспечил гражданам Украины неограниченный доступ в страны ЕС, но сделал зарубежные путешествия проще и дешевле, облегчил поиск места работы или учебы за рубежом, а, следовательно, миграции.
Потенциальные мигранты в страны ЕС могут легально находиться в европейских странах 3 месяца подряд, за этот время они могут попробовать найти работу, оценить возможности трудоустройства и общие условия пребывания «на месте» и принять более взвешенное решение о миграции.
В течение первых 10 месяцев после запуска безвизового режима им воспользовалось почти 500 тыс. граждан Украины. Украинцы признали введение безвиза важнейшим политическим событием 2017 года.
Оценка изменений масштабов трудовой миграции вследствие COVID-19. Пандемия COVID-19 внесла существенные коррективы в тенденции трудовой миграции. Введение карантина повлекло за собой не только резкое ограничение мобильности населения, но и приостановку или сокращение деятельности многими предприятиями и даже целыми секторами экономики, где работали мигранты из Украины.
В целом трудовые мигранты, включая украинские, являются одной из тех групп, которые во время стремительного распространения COVID-19 больше всего пострадали из-за потери работы, заработков, невозможности получения надлежащей социальной защиты в странах пребывания.
По результатам исследования, проведенного в Польше, после введения карантина в этой стране почти треть украинских мигрантов полностью или частично потеряли работу и, соответственно, заработки, у многих заканчивался срок пребывания.
Однако это касается не всех категорий мигрантов. Так, большинство стран приложили усилия для удержания на своей территории медиков разного уровня квалификации, домашних работников и разного рода обслуживающего персонала. В частности, Великобритания продлила визы около 2800 медицинским работникам-мигрантам, к которым относятся врачи, медсестры и фельдшеры. Изменения касаются также членов их семей.
Резкое ограничение межгосударственного транспортного движения, частичное восстановление пограничного контроля и закрытие границ в пределах Шенгенской зоны, информация о полном закрытии границ Украиной в сочетании с проблемами на рынке труда повлекли массовое возвращение мигрантов.
По информации посла Украины в Польше А. Дещицы, в период максимально интенсивного возврата (с 13 марта до начала апреля) Польшу (основного реципиента рабочей силы) покинули 150 тыс. наших работников.
В целом, по данным Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству, с середины марта до конца мая 2020 г. в Украину вернулись около 500 тыс. мигрантов, преимущественно тех, кто имел краткосрочные контракты. Долгосрочные мигранты, многие из которых имеют разрешение на постоянное проживание, а иногда и гражданство стран-реципиентов, в основном остались за границей.
Однако масштабы возвращения мигрантов не имели признаков массовой эвакуации. По данным Государственной пограничной службы Украины, в течение марта-мая положительное сальдо въезда граждан Украины составило 429 тыс. человек. Для сравнения: в декабре 2019 г. положительное сальдо составило 400 тыс. лиц и было полностью компенсировано выездом в следующие два месяца.
Сумма поступлений частных переводов из-за рубежа в марте-апреле 2020 г. по сравнению с суммой поступлений предыдущего (рекордного) года сократилась лишь на 8%: с $1,892 до $1,748 млрд.
Однако к оценкам уменьшения масштабов украинской трудовой миграции следует добавить примерно 200 тыс. вынужденных отказов от дежурных поездок, в частности, сезонных сельскохозяйственных работников и строителей, которые обычно не выезжают на заработки зимой.
Перспективы внешней миграции населения Украины. Хотя в условиях пандемии COVID-19 интенсивность внешней трудовой миграции украинцев резко снизилась, причины, породившие заработок и что обусловили его значительные масштабы, сохранились. Будущее этого процесса будет зависеть от темпов восстановления экономики в Европе и мире в целом и тамошнего спроса на рабочую силу из других стран.
Однако массовое стремление восстановить свою миграционную активность со стороны тех, кто вынужденно вернулся в Украину или отказался от очередных выездов из-за карантина, не вызывает сомнений. Из-за нового падения курса национальной валюты (гривны) по отношению к евро и валютам стран Восточной Европы (злотого, кроны, форинта) вероятно увеличение масштабов внешней миграции, в частности, за счет снижения привлекательности внутренней миграции.
Бесспорно, если рецессия в мире, особенно в Европе, продлится долго, и спрос на рабочую силу не будет восстановлен в полном объеме, дальнейшего роста масштабов внешней миграции не состоится. Но такой сценарий развития выглядит наименее вероятным, принимая во внимание собственно украинские экономические перспективы. Да и опыт последних месяцев демонстрирует нежелание жителей развитых стран заниматься «эмигрантскими» работами даже в условиях безработицы.
Вероятно, по крайней мере, в ближайшем периоде, произойдет изменение структуры спроса на украинскую рабочую силу.
Нет никаких оснований ожидать снижения спроса в сельском хозяйстве: по оценкам европейских ученых, потребность в сезонных аграрных работниках Германии, Италии и Соединенного Королевства составляет от 300 до 400 тыс. в каждой; сохраняется значительный спрос Польши, аграрии которой работают в Германии и Нидерландах. Уже весной 2020 г. нехватка сезонных трудовых мигрантов серьезно повлияла на развитие сельского хозяйства в странах Европы.
Только Финляндия ежегодно привлекает от 12 до 15 тысяч украинцев, в частности для работы на сельскохозяйственной технике и на более поздних работах по сбору урожая ягод и других работах. Европейская комиссия рекомендовала правительствам стран ЕС упрощение процедуры пересечения границ для сезонных работников самых нужных специальностей. Например, ограничение тестовыми проверками состояния здоровья.
С апреля 2020 г. правительство Украины получает запросы от Австрии, Финляндии, Дании, Норвегии и других стран относительно возможности использования украинских работников на сезонных работах. Несколько авиарейсов с трудовыми мигрантами вылетели в Европу, что вызвало значительный общественный резонанс.
В Польше, которая является сейчас основной страной назначения для трудовых мигрантов из Украины, аграрные союзы, строительные ассоциации, представители мясоперерабатывающей промышленности обратились к правительству с просьбой создать условия для дальнейшей занятости украинцев.
В польской правительственной программе выхода из кризиса предусмотрена возможность для иностранцев, у которых во время карантина завершится срок виз и разрешений на пребывание, продлить его не только на весь период карантина, а и на 30 дней после его завершения.
Работникам, которые работали по трудовым договорам на предприятиях, вынужденным прекратить свою деятельность из-за коронавируса, выплачивалось 80% зарплаты, а тем, кто заключил с работодателем соглашения подряда (таких среди украинцев большинство), – 80% минимальной зарплаты.
Крупные польские рекрутинговые агентства предлагали мигрантам, у которых истекает срок действия документов, бесплатно оформить разрешения на пребывание в Польше на срок до трех лет. Более того, за свой счет они создали несколько пунктов, где работники, прибывающие из Украины, могут пройти обязательную обсервацию перед началом работы.
О массовой легализации нелегальных мигрантов, занятых в сельском хозяйстве и сфере домашних услуг, объявило правительство Италии. Она коснется, по оценкам итальянского издания Corriere Della Sera, 260 тыс. человек, среди которых, очевидно, много украинцев.
Согласно рекомендациям Еврокомиссии, сезонные аграрные работники (вместе с медицинскими работниками, пограничниками, транспортниками, дипломатами, транзитными пассажирами, а также с пассажирами, путешествующими в связи с неотложными семейными обстоятельствами, или что нуждаются в международной защите) включены в перечень лиц, на которых временные ограничения относительно поездок в Евросоюз не распространяются.
Строительной отрасли, где до карантина было занято больше всего украинских мигрантов, для полного возобновления деятельности требуется больше времени; это же касается обрабатывающей промышленности, сферы деятельности гостиниц и ресторанов.
Ослабив ограничения для въезда сезонных работников, страны ЕС сохраняют их для других категорий работников. Поэтому мигранты, которые до пандемии были заняты не в сельском хозяйстве, не так быстро восстановят трудовые поездки, а те, кто остался в странах-реципиентах, – будут пытаться устроиться в сельском хозяйстве и смежных видах деятельности.
Сложная ситуация на рынках труда большинства восточноевропейских стран, обусловленная оттоком значительной части своих граждан на заработки в более развитые экономики с более высокой зарплатой и лучшими перспективами, заставляет не только упрощать процедуры трудоустройства, но и снижать требования к рабочей силе.
Если еще несколько лет назад работодатели Польши, Чехии, Словакии нанимали на работу преимущественно опытных квалифицированных работников (за исключением случаев, когда нужна неквалифицированная рабочая сила), то перед вспышкой COVID-19 они соглашались даже на подготовку/переподготовку за свой счет в течение 1-2 месяцев.
Учитывая то, что украинские трудовые мигранты конкурируют за рабочие места преимущественно с другими мигрантами, а не с местными жителями, скорее всего, такая практика возобновится с преодолением острых проявлений рецессии.
Вероятно, изменится география трудовых поездок, хотя и не сразу. Вероятна новая переориентация части мигрантов – из Восточной Европы в Западную, прежде всего Германию и Соединенное Королевство, которые по уровню заработных плат далеко опережают традиционные страны трудоустройства украинцев (Польшу, Чехию и даже Италию).
Соответственно, по данным различных обследований, именно Германия является самой желанной страной занятости для украинцев. К сугубо экономическим мотивам добавляются и политические решения: Германия открыла рынок труда для мигрантов из-за пределов ЕС с марта 2020 г., а после Brexit возможности украинцев работать в Соединенном Королевстве почти не отличаются от тех, что имеют граждане восточноевропейских стран ЕС.
Таким образом, наработанная схема трудоустройства украинских мигрантов в Германии через польские компании, которые выступали своеобразным посредником, направляя их в «командировку», изменится легально.
Что может сделать украинское правительство. Глобализация создает предпосылки свободного перемещения рабочей силы между странами и континентами, и закрытые из-за карантина границы неизбежно будут открываться. Этого потребует экономика и потребует общество.
Собственно, различные уже заключенные договоренности между странами, возобновление международного авиасообщения, особенно в туристические страны, является наглядным свидетельством начала такого процесса. Соответственно, и масштабный отток экономически активного населения в страны с более высокими зарплатами и лучшими возможностями трудоустройства, лучшим образованием неизбежно восстановится.
И даже при условии очень быстрого социально-экономического развития Украины и достижения уровня и качества жизни, сопоставимых со стандартами развитых стабильных обществ, внешние миграции не только сохранятся, но и будут расти.
Оценивая последствия такого обмена, следует исходить из наличия/от сущности связей мигранта с родиной (через бизнес, родственников, друзей), из перспектив возвращения в Украину или окончательного отъезда со всей семьей.
Бесспорно, внешняя трудовая миграция украинцев имеет достаточно позитивных последствий. Это поступления валюты, повышение уровня жизни многочисленных групп населения и целых территорий, снижение напряжения на рынке труда, усвоение рыночного сознания, ценностей и норм демократичного общества и другое. По данным НБУ, в 2019 г. объем частных переводов из-за границы составил почти $12 млрд., а в январе-апреле 2020 г. в Украину поступило более 3,7 млрд.
Понятно, что эти средства дают возможность значительной части населения, в основном, западных областей (а больше всего от карантина потеряла экономика туристических регионов), пережить экономические неурядицы. Но нельзя пренебрегать и усилением депопуляции, обострением проблем старения и в соответствии пенсионного обеспечения (выезжают преимущественно молодые люди), в конце концов, проблемами экономического развития из-за нехватки квалифицированных работников.
Сейчас в Украине наблюдается масштабная безработица (на уровне примерно 2 млн. человек) и неудовлетворенный спрос на рабочую силу, что становится препятствием развитию многих предприятий.
К сожалению, много активных, мобильных, конкурентоспособных граждан Украины определяют свои перспективы выезда, исходя не столько из состояния личной жизни, сколько с общей низкой оценкой ситуации в стране. Этот миграционный фактор значительно опаснее простого желания заработать средства.
В последнем случае сохраняется достаточно высокая вероятность возвращения мигранта, тогда как комбинация индивидуальных планов с потерей веры в перспективность их реализации в украинском обществе формирует настроения на постоянную эмиграцию. Поэтому реализация политики предотвращения массового выезда и хотя бы частичного возвращения мигрантов невозможна без предоставления этим лицам четкой перспективы в Украине.
Возвращать людей, работающих за рубежом, довольно трудно. Опыт наших восточноевропейских соседей, а до этого стран Южной Европы свидетельствует, что трудовые мигранты возвращаются только при сочетании стабильного экономического роста на родине с целенаправленной государственной политикой по поощрению возвращения. Возвращение же в связи с пандемией COVID-19 является форс-мажором, нетипичным явлением.
Даже ожидание отказа от дальнейших поездок всеми, кто недавно вернулся, наивно. Главная причина этого – неготовность экономики Украины обеспечить достаточно привлекательные условия и оплату труда (хотя бы на уровне 70% той, которую реально можно получать за рубежом) всем тем, кто хочет и может работать. Ведь только это может побудить украинцев отказываться от миграционных поездок или быстрее возвращаться из-за рубежа.
В краткосрочной перспективе необходимо помочь восстановиться микро — и малому бизнесу, предложить общественные работы как временный выход из массовой безработицы, через механизмы концессии, государственно-частного партнерства, через государственные закупки создать рабочие места в тех отраслях, которые дают значительный мультипликативный эффект (в частности, в строительстве).
Но все эти рабочие места не будут высокооплачиваемыми, особенно в условиях значительной безработицы. Они не станут альтернативой рабочим местам, доступным за рубежом.
Любые попытки искусственно сдерживать трудовую миграцию, напрасны. Запрет на выезд только будет способствовать усилению протестных настроений и напряжению в обществе в целом.
К тому же, в случае гибели урожая в европейских странах из-за отсутствия мигрантов (а местные жители не желают заниматься его сбором) значительно возрастает опасность продовольственного кризиса в мировом масштабе, при этом общественное мнение европейцев, вероятно, будет возлагать вину за это именно на Украину.
Но, хотя большинство работников готовы уехать при первой возможности, имеется шанс на удержание определенной их части. Речь идет, прежде всего, о тех, кто накопил достаточно средств за период работы за границей, кто не совсем доволен тамошними условиями труда. Мигранты, чья поездка оказалась неудачной, также, скорее всего не будут пытаться ее повторить.
После пребывания за границей в течение длительного времени мигранты возвращаются в общество, которое успевает измениться за период их отсутствия. Поэтому такие лица нуждаются в психологической адаптации, помощи в трудоустройстве, восстановлении и признании документов, подтверждении результатов неформального профессионального обучения, обеспечении продолжения образования детей и тому подобное.
Лица пожилого возраста нуждаются в помощи в оформлении заработанных за рубежом пенсий, им сложно сделать это самостоятельно, без профессиональной помощи. Те, кто накопил серьезные средства, в условиях вынужденного возврата могут задуматься о том, чтобы вложить их в свое дело в Украине, но это требует адекватной деятельности власти, особенно в отношении кредитной и консультационной поддержки.
Ключевым элементом политики содержания части мигрантов в Украине является кардинальное не декларативное изменение отношения государства к малому и среднему бизнесу. И в этом контексте политику в отношении предпринимательства в период карантина трудно назвать адекватной.
Ограничения по деятельности мелких магазинов действительно оправданы на первых этапах эпидемии: для организации ограниченного доступа покупателей малому предпринимателю следовало нанимать дополнительного работника, и далеко не все были к этому готовы, тогда как в крупном супермаркете нужный результат достигался путем перераспределения обязанностей между имеющимися работниками.
Со временем люди привыкли к порядку, и потребность в постоянном контроле действий покупателей уменьшилась. Однако общественности и предпринимателям стало трудно понимать, почему малые продуктовые магазины, киоски, рынки закрыты, а крупные супермаркеты работают. А то, что при этом работали крупные непродовольственные магазины, отнюдь не способствовало доверию к власти.
К сожалению, много возможностей упущено. Но хотя бы на нынешнем этапе необходимо привлекать представителей малого и среднего бизнеса к формированию государственной политики, в том числе к выходу из карантина, к поддержке предпринимательства. Важным является своевременное и полноценное информирование предпринимателей относительно политических решений. Следует также внедрять действенные программы поддержки предпринимательства, в частности по примеру стран ЕС.
Политика возврата должна сопровождаться мерами по повышению эффективности использования денежных переводов мигрантов. Это не только средство обеспечения благосостояния отдельных слоев населения, но и потенциальный источник экономического роста.
Частные денежные переводы в Украину стабильно превышают 10% ВВП и втрое – прямые иностранные инвестиции. Конечно, в отличие от прямых инвестиций, только небольшая часть личных денежных переводов направляется на открытие бизнеса, но каждая гривна, потраченная в Украине, так или иначе, работает на отечественную экономику.
Даже если деньги тратятся на текущее потребление, они увеличивают совокупный платежеспособный спрос, а, следовательно, создают предпосылки для заработков (безусловно, далеко не всегда легальных) довольно широкому кругу. Достаточно проанализировать территориальную дифференциацию новостроек в сельской местности, обратить внимание на разницу между поселениями, многие жители которых работают за рубежом, и теми, где гастарбайтеров практически нет.
Учитывая неравномерность территориального распределения, частных денежных переводов и прямых иностранных инвестиций, следует сделать вывод, что, по крайней мере, те территориальные общины, откуда выезжает на заработки много людей, получают безусловную выгоду.
Использование результатов миграции в интересах развития, опять же, тесно связано с улучшением бизнес-климата в стране. Рядом стран мира накоплен положительный опыт привлечения капитала мигрантов в экономику, в частности совместного финансирования социально значимых для общин проектов в бизнесе.
Например, в Молдове с 2010 г. действует программа PARE 1+1. Ее участники, мигранты или члены их семей, которые подают подтверждение зарубежного происхождения средств, на каждый вложенный в бизнес лей могут получить лей от проекта.
За время реализации программы по состоянию на апрель 2016 г. объем инвестиций в экономику Молдовы достиг 340 млн. леев (23 млн. долларов США). Сумма грантов составила 128 млн. леев (8,8 млн. долларов США). Здесь каждый лей, потраченный на поддержку начинаний бизнеса мигрантами, привлек в экономику 2,7 лея.
Для повышения эффективности привлечения заработков мигрантов в экономику Украины нужно, во-первых, раз и навсегда прекратить разговоры о налогообложении переводов трудовых мигрантов, ведь они почти исключительно являются внутрисемейными трансфертами. Во-вторых (о чем уже давно говорят специалисты), следует освободить от таможенных пошлин средства производства, ввозимые в страну вернувшимися мигрантами для открытия и расширения собственного бизнеса.
В отношении тех мигрантов, которые даже при лучших условиях не заинтересуются открытием бизнеса в Украине, нужна другая стратегия. Речь идет о том, чтобы, с одной стороны, не потерять этих людей для Украины, а с другой, о получении максимальных выгод от сотрудничества с диаспорой. Это будет способствовать улучшению ситуации в экономике, улучшению имиджа и усилению влиятельности Украины в мире.
Мировой опыт показывает, что диаспора из-за лояльности к стране своего происхождения может стать весомым лоббистом интересов последней в странах проживания представителей диаспоры. Так, стратегическое партнерство США с Израилем не в последнюю очередь является результатом лоббистской деятельности еврейской диаспоры в США. Масштабная миграция китайцев в страны Южной Азии повлекла усиление влияния Китая в этом регионе.
Успешным примером сотрудничества с диаспорой является функционирование Международной украинской школы, созданной в 2007 г. Это государственное учебное заведение обеспечивает возможность образования украинских детей, родители которых временно или постоянно находятся за рубежом.
Дети украинских мигрантов имеют возможность учиться и получать государственные сертификаты Украины об образовании.
Обучение осуществляется через частные и субботние украинские школы в других странах, а также путем дистанционной и экстернатной форм обучения. Сейчас в Международной украинской школе учатся 3,3 тыс. детей, проживающих в 78 странах. Деятельность школы обеспечивает важные предпосылки для реинтеграции детей мигрантов, которые возвращаются, в частности, их доступ к образованию в Украине.
Выводы. Сейчас большинство мигрантов находится в состоянии неопределенности. С одной стороны, они временно отрезаны от зарубежных заработков, с другой, даже в условиях невозможности осуществления миграции их не интересуют вакансии, которые предлагаются на рынке труда Украины. Определенным выходом из ситуации может быть организация и привлечение мигрантов к временным работам на период их пребывания в Украине.
Нужно регулярно информировать этих лиц относительно переговоров с правительствами стран-реципиентов, их результатах, возможностях легального трудоустройства и миграции (например, путем создания специального портала), а также о возможности получения социальной поддержки.
Уже давно назрела потребность разработки и внедрения программ циркуляции в миграции совместно с правительствами стран назначения наших мигрантов.
Это выгодно обеим сторонам, поэтому Украина имеет реальные возможности договориться о привлечении стран ЕС к финансированию таких программ.
В этом контексте новейшие паттерны миграции сезонных работников из Украины на основе межправительственных договоренностей, безусловно, являются положительным явлением. Крайне важным направлением действий является внедрение программ, направленных на легальное трудоустройство за рубежом, это будет способствовать защите прав наших соотечественников за рубежом и более быстрому достижению поставленных мигрантами целей, связанных, прежде всего с накоплением активов.
В рамках легализации необходимо также активизировать переговорный процесс по заключению соглашений о пенсионном обеспечении со странами, где работают украинские мигранты, осуществлять контроль над реализацией действующих соглашений.
Очень важным является преодоление в украинском обществе негативных стереотипов относительно миграции. С помощью образовательных и коммуникативных средств нужно настойчиво разъяснять, что «миграция – это не проблема, что требует решения, а реальность, с которой предстоит считаться и которую необходимо обустраивать».
Авторы: Е.М. Либанова, академик НАН Украины, доктор экономических наук, профессор, директор, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: libanova@ukr.net, ORCID 0000-0001-7170-7159, Scopus ID: 36091519900, Researcher ID: AAZ-5395-2020
А.В. Позняк, кандидат экономических наук, зав. сектора, Институт демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины, е-mail: olex_poznyak@ukr.net, ORCID 0000-0002-1323-3896
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.