Возможности продвижения украинского продовольственного экспорта в сетях этнических магазинов в странах ЕС

04.09.2018 – Глобализация все больше размывает культурные и этнические границы во всех сферах жизни. Среди прочего, это касается предпочтений в питании. Современный европейский потребитель в своем большинстве является активным путешественником, хорошо знаком с кухнями разных стран мира. Он постоянно ищет новые вкусы и склонен к гастрономическим экспериментам.

Об этом говорится в справочнике экспортера молочной продукции, который подготовил Секретариат по поддержке экспорта украинской продовольственной и аграрной продукции (при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития).

Читайте также: Потребление продуктов питания в регионе MENA достигнет 1 трлн. долл. в 2030 г.

Европейский союз, Индия и США производят половину молочной продукции в мире

Вадим Чагаровский: Украинец теперь потребляет в разы меньше молочной продукции, чем в советские времена

Саудовская Аравия является крупнейшим производителем мяса в странах Персидского залива

Оценка мясного рынка стран Ближнего Востока и Северной Африки

Рынок этнических продуктов ЕС, на котором долгое время традиционно доминировали товары из Индии, Китая, Мексики и Таиланда, в течение последнего десятилетия существенно расширяется благодаря поставкам продуктов из Африки, стран Карибского бассейна, Латинской Америки, а также Восточной Европы.

По мнению участников рынка, лучшую динамику и перспективы роста имеют этнические соусы, консервы для приготовления домашних блюд, снеки, готовые блюда–полуфабрикаты и уличная еда «на вынос». Рядом с рыночной нишей этнических деликатесов, уверенно развивается «этника» в нише продуктов здорового питания и «суперфудов».

Благодаря таким тенденциям, продажи этнических продуктов в ЕС растут в среднем на 14,8% ежегодно и, по оценкам аналитиков, в 2019 г. пересекут рубеж в 5 млрд. евро.

Это происходит как благодаря увеличению количества постоянных покупателей-выходцев из стран происхождения этнических продуктов, так и покупателей-граждан ЕС (в отдельных странах – до 50%). В одной только Германии этническую продукцию постоянно потребляют около 5 млн. человек. Как правило, это гастроценители, что полюбили определенный уникальный пищевой ассортимент, не представленный в коммерческих сетях мировых брендов, и создают на него спрос.

ПОТЕНЦИАЛ УКРАИНСКОГО ЭКСПОРТА 

Среди ценителей этнических продуктов значительным спросом в странах ЕС пользуются товары из Восточной Европы, в том числе – украинского производства. Сегодня это не только сгущенное молоко, гречневая и перловая крупа, масло и свежий сыр, крестьянский хлеб и разнообразные консервы, которые преимущественно занимали полки в 90-х годах. Выбор украинских продуктов в этнических магазинах в ЕС в течение последнего десятилетия значительно расширился и почти не уступает ассортименту обычного супермаркета на территории Украины.

В структуре покупателей этнических магазинов также произошли существенные изменения. Если еще десять лет назад восточноевропейские продукты в основном покупали экономические мигранты из стран бывшего СССР, которые ностальгировали по «вкусам родины» и советским брендам, то сегодня целевая аудитория уже включает поколения их потомков и близких им европейцев – друзей, невест, членов семьи.

Если раньше основным требованием к товарам в этнических магазинах был вкус «как дома» и знакомая с детства этикетка, сегодня на первый план выходят вкусовые и качественные характеристики продуктов.

Современным требованием всех без исключения магазинов «этники» в ЕС является упаковка и этикетка в соответствии с европейскими стандартами, где качество не уступает европейскому, строгий контроль безопасности, а также ассортимент, откорректированный по отношению к вкусам европейского потребителя. В частности, в последние годы наблюдается тенденция падения спроса на украинские водочные изделия в этнических магазинах ЕС, что, в первую очередь, обусловлено общим падением европейского спроса потребителя на этот вид продукции.

На фоне общего роста экспорта украинских продуктов в ЕС (в течение 2016 г. – на 68%), рыночная ниша «этники» имеет хорошие перспективы для дальнейшего роста (по оценкам экспертов рынка – на 15-20% в год). Только в южноевропейских странах проживает более 3 млн. украинцев. Примерно такое же количество суммарно составляют выходцы из других постсоветских стран, которые также имеют устойчивые предпочтения к вкусу продуктов из Украины.

По состоянию на конец 2015 г. по данным Международной организации по миграции и дипломатических представительств Украины за рубежом, украинским гражданам в странах ЕС было выдано 900 тыс. разрешений на проживание. По предварительным оценкам, в течение 2016 г. было выдано около 300 тыс. новых разрешений на проживание в ЕС. Таким образом, количество только официальных мигрантов с Украины в ЕС по состоянию на конец 2016 г. составило 1,2 млн. человек.

Для оценки реального количества украинцев, которые проживают в ЕС, к официальным данным должно быть добавлено количество сезонных мигрантов, членов семей граждан ЕС, вступившие в европейское гражданство и в украинские нерегулярные мигранты.

В целом, количество постоянных потребителей украинских продуктов в странах ЕС, по оценкам экспертов, превышает 10 млн. человек. Кроме высокой покупательной способности (примерно в восемь раз выше, чем средняя по Украине), этот рынок имеет такие преимущества, как стабильность, ведь для него не характерны значительные колебания спроса, и географическая близость к производству.

Сегодня на территории стран ЕС существует около 10 тыс. этнических магазинов, большинство из которых начинали свою работу в начале 90-х годов как индивидуальные частные торговые предприятия. Большинство из них входят в состав той или иной торговой группы на принципах долевого участия, франчайзинга или агентского договора. Это дает им возможность пользоваться централизованной логистикой, а также другими преимуществами интернационализации и укрупнения бизнеса.

Такие транснациональные торговые группы, как правило, состоят, из коммерческого логистического центра (выполняет функции импортера и дистрибьютора), оптовых логистических баз, а также географически разветвленной коммерческой сети собственных и/или партнерских пунктов продаж. В составе наиболее развитых торговых групп, как правило, также работает одно или несколько собственных производств. Это позволяет сократить логистическую цепочку и снизить себестоимость, что создает существенную конкуренцию для производителей аналогичной продукции из Украины.

Значительные объемы украинских этнических продуктов также реализуются на полках сетей супермаркетов мировых брендов, преимущественно в качестве альтернативных продуктов для диетического питания. Характерным примером является такой вкусный и питательный украинский продукт как гречневая крупа, которую чаще всего в странах ЕС можно найти в магазинах «этники» или же в отделах здорового питания коммерческих сетей мировых брендов.

Конечно, цена на полке на этот продукт в этническом магазине ниже в разы, что может означать более высокую прибыльность работы с «раскрученными» торговыми сетями. Вместе с тем, несмотря на сложность выполнения, чрезвычайно строгих корпоративных стандартов мировых сетей гипермаркетов и значительную количественную представленность этнических магазинов на рынках стран ЕС, более эффективным для украинских малых и средних производителей видится работа именно в этническом канале продаж.

Это, конечно, не отрицает возможности параллельной работы в обоих каналах, что подтверждается, например, наличием значительного количества украинского масла как в этномагазинах, так и в гипермаркетах (довольно часто – под частным брендом европейского заказчика).

ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ САНИТАРНЫХ МЕР (СЗ) ЕС 

Любые продукты питания, которые ввозятся на таможенную территорию Европейского Союза, должны соответствовать санитарным требованиям ЕС по защите здоровья людей.

Ответственность за соблюдение требований законодательства в первую очередь возлагается на европейского импортера, который из-за этого довольно часто требует от украинского экспортера дополнительной адаптации продукции для выполнения нормативов ЕС.

Правила ЕС официального контроля в сфере СЗ предусмотрены Регламентом ЕП и Совета ЕС № 882/2004 от 29.04.2004 г. (Контроль над соблюдением законодательства в сферах продуктов питания, кормов, здоровья и благополучия животных). И Регламентом ЕП и Совета ЕС №854/2004 от 29.04.2004 г. (Специальные правила организации контроля относительно продуктов животного происхождения предназначенных для потребления человеком).

Продукты питания, которые импортируются на территорию ЕС, должны отвечать следующим условиям:

общие принципы и требования пищевого законодательства (Регламент ЕП и Совета ЕС № 178/2002);

общие правила гигиены пищевых продуктов и специфические требования к гигиене пищевых продуктов животного происхождения;

правила относительно микробиологических критериев пищевых продуктов;

правила относительно остатков пестицидов, ветеринарных препаратов и загрязняющих веществ  продуктов питания;

специальные правила в отношении генетически модифицированных пищевых продуктов и кормов, биобелков и новых продуктов;

специальные правила в отношении отдельных групп продовольственных товаров (минеральных вод, какао, быстрозамороженных пищевых продуктов) и продуктов питания, направленные на конкретные группы населения (продукты для младенцев и детей);

конкретные маркетинговые требования и требования по маркировке, требования относительно исходных материалов, составляющих кормов и кормов, предназначенных для конкретных питательных целей;

общие правила относительно материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами.

Импорт продуктов животного происхождения осуществляется в соответствии с такими правилами:

страна-экспортер должна быть включена в список государств, которым разрешено экспортировать соответствующую категорию продукции в ЕС;

продукты животного происхождения могут быть импортированы на территорию ЕС при условии их производства на утвержденных перерабатывающих предприятиях в стране-экспортере;

весь импорт животных и продуктов животного происхождения должен сопровождаться сертификатом здоровья, выданным официальным ветеринарным компетентным органом страны-экспортера;

каждая партия товара подлежит проверке на пункте пропуска, где пересекается таможенная граница ЕС.

ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКСПОРТА УКРАИНСКИХ ПРОДУКТОВ В ЕС 

Одним из документов, который почти всегда требуется владельцами этнических магазинов в ЕС от украинских экспортеров, является сертификат EUR1. Он подтверждает происхождение партии товара с территории Украины и, согласно Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС, право на ее преференциальный (беспошлинный) импорт в страны ЕС.

EUR1 выдается таможенными органами Украины по письменному заявлению экспортера произведенного в стране товара или под ответственность экспортера его уполномоченным представителем. Сертификат оформляется бесплатно по упрощенной процедуре в течение трех дней. По состоянию на январь 2017 г. уже выдано около 80 тыс. сертификатов EUR.1, из них 30 тыс. – в течение 2016 г.

Значительным преимуществом для украинского производителя во время экспорта продовольственных товаров на рынок «этники» в ЕС станет получение им аккредитации уполномоченного экспортера – так называемого «еврономера». Такая аккредитация дает возможность в дальнейшем экспортировать товары в ЕС на тех же условиях, на которых аналогичная продукция продается европейским производителем.

С точки зрения коммерческой сети, еврономер – это возможность максимально сократить время на поставку товара на полки магазинов и предложить покупателю более свежую продукцию. Кроме того, благодаря еврономеру, по базам данных ЕС можно отслеживать перемещение и историю проверок на безопасность каждой партии продуктов, что продаются в любой стране ЕС. Таким образом, работа с собственниками еврономеров позволяет избежать рисков сотрудничества с ненадежными поставщиками, которые не могут гарантировать стабильное и высокое качество своей продукции.

Конечно, процедуры получения еврономера являются достаточно затратными и длительными, ведь они предусматривают адаптацию к европейским стандартам безопасности каждого этапа производственной цепочки, начиная с поставщиков сырья.

На практике, процедура получения еврономера украинским производителем продукции растительного или животного происхождения включает следующие шаги: проверка предприятия местным и/или областным управлением Госветфитослужбы Украины на соответствие стандартам DGSANCO, составление соответствующего акта и формирование заключения с замечаниями для корректировки; воплощение изменений, согласование Госветфитослужбой соответствия предприятия стандартам DGSANCO.

Вместе с тем, по состоянию на конец 2016 г., статус уполномоченного экспортера продуктов питания в ЕС получили 113 украинских предприятий (86 из них – в 2016 г.). С наибольшими сложностями в получении еврономеров сегодня сталкиваются украинские производители мяса, рыбы и изделий из них. В то же время, именно эта украинская продукция, по оценкам владельцев этнических магазинов, имеет наибольший потенциал для реализации в ЕС, при условии соблюдения требований контроля безопасности.

Между тем уверенно, хотя и медленно, растут объемы реализации украинской молочной продукции в этническом канале продаж в ЕС. Кефир, ряженка, глазированные и плавленые сырки, свежий домашний сыр – все это является очень интересным для европейского потребителя. Довольно успешно проходят аккредитацию украинские молокозаводы, поставляющие в ЕС твердые и плавленые сыры, масло и сухое молоко (еврономер в 2016 г. получили 18 молокоперерабатывающих предприятий).

При этом производители вынуждены считаться с сугубо традиционными вкусовыми и нормативными ограничениями рынка ЕС. Например, европейским рынком не воспринимаются твердые сыры украинского производства типа «Российский» или «Голландский».

Кроме несколько дезориентирующих названий, которые могут вызвать юридические вопросы, технология их изготовления вообще не соответствует европейским стандартам в отношении твердых сыров. В случае строгого соблюдения терминологии, в коммерческих сетях стран ЕС они должны быть представлены только как «сырная продукция». То же самое часто касается и плавленых сырков и сливочного масла с низким содержанием молока (которые в коммерческих сетях ЕС могут претендовать лишь на название «спрэд» или «молочная паста»).

Некоторые виды сыров, которые пользуются популярностью на украинском внутреннем рынке, будут подвергаться европейской защите географических и типичных названий.

Например, не стоит предлагать к реализации сыры украинского производства с названием, которые хотя бы отдаленно напоминают Parmaggiano Reggiano, Brie или Roquefort, даже если, по мнению производителя, их удалось изготовить «лучше оригинала».

Перед попыткой выхода на рынок той или иной страны ЕС, стоит также проверить, не является ли название продукта типичным и защищенным на уровне национального законодательства этой страны. Так, попытка продавать в Италии украинские «Охотничьи колбаски», показала, что в итальянском переводе такое название уже закреплено за типичной мясной продукцией, которая может производиться только в нескольких четко определенных итальянских регионах.

ПРИМЕРЫ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ В КАНАЛЕ ЭТНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ 

Одним из наиболее мощных каналов реализации этнических продуктов украинского производства на рынке стран ЕС может стать группа торговых компаний Monolith.

Сегодня это коммерческое объединение имеет около 2 тыс. оптовых покупателей во всех странах ЕС. Координацию продаж что осуществляют торговые филиалы в Великобритании, Португалии, Испании, Германии, Франции, Италии, Греции, на Кипре, в Чехии, Австрии, Хорватии.

Предприятия группы занимают лидирующие позиции на рынке ЕС с продаж традиционных продуктов питания из стран Восточной Европы. Только в одной Германии группа имеет 123 собственных магазинов сети MIX-Markt, 33 магазины сети Mini MIX-Markt и 21 магазин сети Prima Markt, постоянными клиентами которых являются около 12,4 млн. человек. В других странах ЕС группа имеет 35 магазинов MIX-Markt и 83 магазины Mini MIX-Markt.

Группа Monolith основана тремя немцами A. Steinhauer, W. Völker, P. Schuju в 1997 г. Объективное расширение рынка этнической продукции обуславливает постоянный рост количества магазинов и складских помещений группы, которые в свою очередь выступают рекламой, и способствуют дальнейшему росту бизнеса компании.

Крупнейшие складские и производственные предприятия группы расположены в шести населенных пунктах Германии, что дало возможность обеспечить эффективную логистику для доставки товаров практически во все страны ЕС.

Штат предприятия насчитывает более 300 сотрудников, торговый оборот составляет более 260 млн. евро в год.

Эксклюзивный ассортимент компании охватывает более 2 тыс. номиналов продукции – восточноевропейских кондитерских изделий, напитков, мяса и мясных деликатесов, колбас и рыбы, круп и тому подобное.

Сегодня группа успешно сотрудничает с такими украинскими брендами как «Белая церковь», «Сквира», «Хлебодар», «Моя семья», «Торчин», «Свиточ», «Мивина», «Харьковская бисквитная фабрика», «Одесса», «Оболонь», «Львовское», «Квас Тарас», «Хлебный Дар», Nemiroff и тому подобное.

ТОП-20 товарных позиций, пользующихся наибольшим спросом в магазинах группы Monolith, и могут поставляться украинскими производителями:

  1. Рыбные консервы;
  2. Консервированные салаты;
  3. Консервированные овощи/зерновые консервы;
  4. Консервированные супы;
  5. Консервированные продукты из паприки и перца;
  6. Овощные и фруктовые пюре;
  7. Аджика и соусы;
  8. Майонез;
  9. Горчица, хрен, уксус;
  10. Маринованные томаты;
  11. Маринованные огурцы;
  12. Маринованные овощные ассорти;
  13. Другие консервированные продукты;
  14. Грибы маринованные;
  15. Порошковые пищевые смеси/специи;
  16. Безалкогольные напитки;
  17. Растительные масла;
  18. Продукты из подсолнечника;
  19. Выпечка и сушка;
  20. Кукурузные палочки, снэки, попкорн.

Среди других транснациональных участников рынка этнической продукции, которые имеют разветвленные сети логистики и сбыта и заинтересованы в расширении поставок товаров с Украины – GRUPPO EST SRL BRESCIA (Италия), DOVGAN GmbH (Германия) и SCHWINN GmbH (Германия).

СЕРТИФИКАЦИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ 

СЕРТИФИКАЦИЯ И БЕЗОПАСНОСТЬ МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ 

В большинстве развитых стран государство осуществляет контроль над безопасностью продукции, а не над качеством. Качественная продукция – это субъективное восприятие продукта потребителем, тогда как безопасная продукция это вопрос здоровья потребителя. Безопасным можно считать тот продукт, потребление которого в минимальном количестве не приведет напрямую к какой-либо проблеме для здоровья.

Например, вредные бактерии и другие микроорганизмы, остатки пестицидов и других химических средств защиты растений, вредные приложения к продуктам, загрязнения, прочее. Они могут попадать в продукты питания на всех этапах: от выращивания сырья до реализации продукции в сети супермаркетов. Чтобы гарантировать безопасность продукта питания, нужно иметь возможность отслеживать безопасность его производства и логистики на всех звеньях рыночной цепочки. К известным стандартам управления качеством продукции относятся также стандарты группы ISO.

Стандарты качества возникают, как правило, на рынках в развитых странах. Там, где участники рынка пытаются помочь потребителю отличить качественный продукт согласно определенным критериям.

В случае же украинского рынка 30% всех молочных продуктов украинского производства наши потребители получают через базары и открытые рынки. Потому что видят в этих продуктах качество и безопасность, хотя на самом деле они не отвечают минимальным требованиям безопасности.

В 1963 ФАО и ВОЗ впервые опубликовали Codex Alimentarius, который постоянно обновляется и развивается, являясь глобальной основой для стандартов безопасности продуктов питания. Codex является также базовым стандартом для ВТО, однако страны могут устанавливать более жесткие чем кодекс правила, при условии, что они смогут доказать их необходимость.

Прохождение любой процедуры сертификации согласно требованиям стандартов ISO, OHSAS, SA и др. является добровольным. Для некоторых компаний реализация указанных требований – эффективное средство для достижения намеченных стратегических целей, а сертификация – подтверждение результативности данной деятельности и способ получения от аудиторов информации для ее дальнейшего улучшения, повышения конкурентоспособности ее продукции и услуг.

Для других организаций – это способ выполнить нормативно-правовые требования, требования потенциальных или реальных потребителей, инвесторов.

Наличие сертификата всегда создает выгодный имидж для организации, что способствует привлечению новых клиентов и расширению рынка сбыта, а также позволяет мотивировать персонал для четкого выполнения установленных в организации требований и целей.

С целью повышения уровня качества и безопасности пищевых продуктов в Украине на предприятиях пищевой промышленности планируется внедрение НАССР (Hazard Analisis and Critical Control Point) – системы оценки опасности и критической контрольной точки, которая является специализированной системой обеспечения безопасности продуктов питания на этапе их производства.

Попасть на полки торговых сетей западных стран Европы желают все, однако не каждому это удается, и дело уже не только в качестве. Речь идет об отношении к своему покупателю, его ценят ли и оберегают.

Некоторые из торговых сетей западного мира требуют сертификат ЮНИСЕФ (ООН), что высококачественная продукция производилась без применения детского труда. Так как это маржинальный рынок, на который хотят попасть все. Однако такие стандарты действуют не везде, например, Китай такого сертификата не требует.

Вопрос сертификации – это не вопрос получения конкретного сертификата. Это вопрос соответствия определенным стандартам того рынка, на которые все хотят попасть.

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ СЕРТИФИКАЦИИ

Сертификация – предоставление независимым органом письменного подтверждения (сертификата) о том, что продукт, услуга или система соответствуют установленным требованиям.

Прохождение любой процедуры сертификации согласно требованиям стандартов ISO, OHSAS, SA и др. является добровольным. Для некоторых компаний реализация указанных требований – эффективное средство для достижения намеченных стратегических целей, а сертификация – подтверждение результативности этой деятельности и способ получить от аудиторов информацию для дальнейшего совершенствования предприятия, повышения конкурентоспособности его продукции и услуг.

Для других организаций – это способ выполнить нормативно-правовые требования, условия потенциальных или реальных потребителей, инвесторов.

Наличие сертификата всегда создает выгодный имидж для организации, что способствует привлечению новых клиентов и расширению рынка сбыта, а также позволяет мотивировать персонал четко выполнять установленные в организации требования и цели.

Комитет по оценке соответствия (CASCO) Международной организации по стандартизации (ISO) совместно с Международной электротехнической комиссией (IEC) разработал серию стандартов, которые касаются процесса сертификации и компетентности сертифицирующих органов и их аудиторов.

Добровольные требования, содержащиеся в этих документах, являются результатом международного консенсуса в отношении передовой практики в области сертификации. Компании и организации проводят сертификацию в соответствии с требованиями международного стандарта ISO/IEC 17021: 2011 «Оценка соответствия. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента».

Кроме того, дополнительные специфические требования относительно процедуры проверки и компетентности аудиторов различных систем менеджмента изложены в ряде технических спецификаций, например:

ISO/IEC TS 17021-2: 2012 «Оценка соответствия. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 2. Требования к компетентности персонала, обеспечивающего аудит и сертификацию систем экологического менеджмента»;

ISO/IEC TS 17021-3: 2013 «Оценка соответствия. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 3. Требования к компетентности персонала, обеспечивающего аудит и сертификацию систем менеджмента качества»;

ISO IEC TS 17021-5: 2014 «Оценка соответствия. Требования к органам, обеспечивающим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 5. Требования к компетентности персонала, обеспечивающего аудит и сертификацию систем менеджмента активов».

Оценку того, соответствует ли организация, которая проводит сертификацию, и ее специалисты приведенным выше требованиям, дают независимые органы по аккредитации.

Аккредитация – официальное признание со стороны независимого органа (органа по аккредитации) того, что организация по сертификации имеет право на такую деятельность. Аккредитация является необязательной, но добавляет еще один уровень доверия, так как термин «аккредитованный» означает, что клиент может самостоятельно проверить орган по сертификации и убедиться, что он действует в соответствии с международными стандартами.

Орган по сертификации может быть аккредитован в международных и национальных системах сертификации. Данные об аккредитации органа включают в себе:

область аккредитации (стандарты, на соответствие которым может проводиться сертификация, и в рамках этих стандартов – отрасли экономики определяются по установленным международными кодам, в которых имеет право проводить сертификацию указанный орган);

наличие соглашений данного органа с органами аккредитации других стран о взаимном признании систем аккредитации и органов сертификации, аккредитованных в этих системах.

При выборе сертификационного органа необходимо узнать о его компетентности аудиторов. В ней необходимо убедиться еще до начала аудита, попросив объективные данные об аудиторах, которые будут проводить процедуру сертификации, что подтверждают их профессиональную подготовку и опыт работы.

Необходимо знать, что аудиторы:

должны быть зарегистрированы в международных и/или национальных системах сертификации;

могут иметь полномочия на проведение аудитов определенной системы или нескольких систем менеджмента;

по каждой из указанных систем менеджмента имеют право работать только в определенном(ых) секторе(ах) экономики, определяемом присвоенным им кодом вида экономической деятельности;

их опыт работы (в том числе количество проведенных аудитов) можно определить по статусу, присвоенному органом по сертификации (например: аудитор, ведущий аудитор, сеньор-аудитор).

Эквивалентность сертификатов, выданных разными органами по сертификации (которые даже не обязательно находятся в разных странах) могут признать только сами же органы по сертификации (точнее, системы сертификации) путем подписания между собой соответствующих соглашений. Эквивалентность означает, что организация, пройдя процедуру и получив сертификат соответствия в одном органе по сертификации, может получить сертификат другого органа-члена соглашения без повторного прохождения процедуры сертификации – только на основании наличия первого.

ПРЕДПРИЯТИЕ:

Обращение предприятия к избранному органу по сертификации. Письменное или устное обращение. Получение от органа по сертификации формы заявки. Заполнение заявки, в которой, как правило, указывают: вид деятельности, количество и расположение производственных или сервисных подразделений, тип запрашиваемой сертификации (напр., IS0 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 и т.д.), количество сотрудников, контактное лицо, уполномоченное вести дальнейшие переговоры относительно сертификации.

Заполненную заявку, подписанную руководителем предприятия и с печатью, направляют в орган по сертификации. В случае необходимости, чтобы получить разъяснения о подготовке заявки, следует обращаться в орган по сертификации. На основе заявки орган по сертификации готовит коммерческое предложение.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ: 

Формирование коммерческого предложения

Получив заявку, орган по сертификации формирует коммерческое предложение. Если необходимо, орган по сертификации может обратиться, с просьбой уточнить данные, представленные в заявке. Подготовленное коммерческое предложение направляют предприятию.

Продолжительность проведения сертификационного аудита (количество аудитории/дней) и его стоимость определяет орган по сертификации в соответствии с установленными правилами. Обычно, исходными данными для расчета являются:

численность сотрудников предприятия, наличие удаленных площадок и принятых исключений из требований стандарта (ISO 9001).

ПРЕДПРИЯТИЕ: 

Рассмотрение коммерческого предложения 

Предприятие рассматривает коммерческое предложение. Если необходимы разъяснения по представленному коммерческому предложению, следует обращаться в орган по сертификации. После устранения разногласий, уточнений (в случае необходимости) неясных для предприятия положений коммерческого предложения, предприятие дает свое согласие на подготовку проекта договора.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ: 

Подготовка проекта договора. Согласование договора

Получив согласие от предприятия на подготовку проекта договора, орган по сертификации подготавливает его и направляет предприятию для согласования. Проект договора включает:

общие вопросы, обязанности сторон, стоимость работ, правила оплаты, форс-мажор, реквизиты. Приложение к договору, как правило, порядок проведения сертификационного аудита, правила пользования логотипом органа по сертификации. На этапе согласования проекта договора определяют дату проведения сертификационного аудита.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ: 

Подписание договора.

ПРЕДПРИЯТИЕ:

Подписание договора.

Проведение оплаты в соответствии с условиями договора.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ:

Запрос предприятию о готовности к проведению сертификационного аудита. 

Орган по сертификации делает запрос предприятию о его готовности к сертификационному аудиту в сроки, установленные договором. Эта информация нужна органу по сертификации для подготовки плана-графика аудита и определения персонального состава аудиторов, а также технического эксперта.

ПРЕДПРИЯТИЕ:

Подтверждение сроков или просьба об их переносе.

Предприятие подтверждает даты сертификационного аудита. Если необходимо отложить аудит, то об этом нужно информировать орган по сертификации и обсудить возможность переноса.

Необходимо помнить, что выходить на сертификационный аудит можно только при условии, что выполнены все требования стандарта. Если обнаружили значительное количество несоответствий, орган по сертификации может отказаться выдавать сертификат соответствия на систему менеджмента.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ: 

Подготовка плана-графика сертификационного аудита, определение группы аудиторов и технического эксперта.

После подтверждения сроков проведения сертификационного аудита, орган по сертификации готовит план-график его проведения и формирует группу аудиторов. В группе аудиторов назначают ведущего аудитора. Если необходимо, в группу включают технического эксперта. План-график вместе с перечнем аудиторов и указанным техническим экспертом направляют предприятию.

ПРЕДПРИЯТИЕ:

Анализ плана-графика сертификационного аудита и персонального состава аудиторов.

Получив план-график сертификационного аудита, предприятие анализирует его. В ходе анализа определяют возможность проведения сертификационного аудита в подразделениях в установленное время. При необходимости переноса даты или времени предприятие информирует орган по сертификации.

Предприятие анализирует состав аудиторов, а также предлагаемого технического эксперта, и имеет право отклонить рекомендованные кандидатуры.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ: 

Утверждение плана-графика, аудиторов, технического эксперта.

После согласования и внесения корректировок по просьбе предприятия (если такие есть), утверждают план-график, состав аудиторов, технического эксперта.

ПРОВЕДЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИОННОГО АУДИТА 

ВНИМАНИЕ!  

Предварительный аудит

Орган по сертификации может предложить предприятию предварительный аудит. Его цель – определить готовность предприятия к сертификационному аудиту. По результатам предварительного аудита, орган по сертификации подтвердит готовность или предоставит свои рекомендации, на что необходимо обратить внимание перед выходом на сертификационный аудит. По результатам предварительного аудита могут быть скорректированы даты проведения сертификационного аудита.

ВАЖНО!

Результаты предыдущего аудита не влияют на результаты сертификационного аудита. Предприятие может принять или отклонить предложение на проведение предварительного аудита. Это обсуждают на этапе рассмотрения коммерческого предложения, и, если предприятие соглашается, соответствующее решение включают в договора на оказание услуг по сертификации системы менеджмента.

ЭТАП №1.

Изучение документации системы менеджмента предприятия органом по сертификации.

Орган по сертификации запрашивает документацию системы менеджмента. Количество и наименование документов определяют в соответствии с правилами проведения сертификационного аудита (например, для системы менеджмента качества: руководство по качеству, управление документацией, управление записями, внутренний аудит, управление несоответствиями, корректирующие мероприятия, профилактические мероприятия).

Орган по сертификации анализирует документацию, чтобы определить, насколько система менеджмента (такая, какой она описана) соответствует требованиям стандарта. Орган по сертификации может обращаться за разъяснениями на предприятие, если в этом возникнет необходимость. По результатам анализа документации системы менеджмента орган по сертификации принимает решение о продлении сертификационного аудита.

НАДО ЗНАТЬ!

Если на этапе проведения анализа документации, системы управления выявят несоответствия, орган по сертификации информирует об этом предприятие. Продолжение сертификационного аудита, переход на этап №2 возможен только при условии устранения предприятием выявленных несоответствий. Предприятие проводит оценку, сколько необходимо времени для их устранения, и информирует об этом орган по сертификации.

После устранения несоответствий предприятие информирует орган по сертификации, предоставляя, объективные доказательства результатов выполненной работы. Орган по сертификации анализирует представленную информацию, принимает соответствующее решение. При положительных результатах переходят к этапу №2 сертификационного аудита.

ЭТАП №2.

Проведение сертификационного аудита непосредственно на предприятии. 

Сертификационный аудит проводится согласно утвержденному плану-графику.

Сертификационный аудит включает: первую встречу, непосредственно проведение аудита в подразделениях, заключительную встречу.

Первая встреча.

Знакомство с аудиторами и техническим экспертом; подтверждение плана-графика, информирование о том, как будет проводиться сертификационный аудит. Участники встречи – высшее руководство предприятия, руководители структурных подразделений.

Проведение сертификационного аудита непосредственно в подразделениях.

В ходе сертификационного аудита аудиторы поддерживают тесный контакт с сотрудниками предприятия, информируют их о проведенных мероприятиях, а также о любых несоответствиях или замечаниях, чтобы получить дополнительную информацию или разъяснения.

Заключительная встреча.  

Презентация результатов сертификационного аудита главным аудитором – позитивные наблюдения, рекомендации направленные на улучшения, выявленные несоответствия, разъяснения порядка их устранений, а также решение органа по сертификации.

Участники встречи – высшее руководство предприятия, руководители структурных подразделений, заинтересованные стороны.

ВАЖНО!

В ходе сертификационного аудита аудиторы проводят оценку соответствия системы менеджмента предприятия на основе объективных доказательств. Сертификационный аудит направлен не на поиск несоответствий и недостатков в системе менеджмента предприятия, а на поиск подтверждения того, что система менеджмента соответствует требованиям стандарта.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ: 

Подготовка отчета по результатам сертификационного аудита.

По результатам сертификационного аудита орган по сертификации готовит отчет и направляет его на предприятие.

ПРЕДПРИЯТИЕ: 

Анализ отчета и корректирующие действия.

Получив отчет, предприятие анализирует его, при необходимости, планирует проведение корректирующих мероприятий для устранения выявленных несоответствий. Время на планирование и выполнение корректирующих мероприятий устанавливается в соответствии с правилами органа по сертификации.

О запланированных мероприятиях информируют орган по сертификации.

Необходимо отметить, что корректирующие действия могут быть предварительно обсуждены с органом по сертификации непосредственно в момент обнаружения несоответствия.

О факте выполнения назначенных корректирующих мероприятий сообщают в орган по сертификации.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ: 

Контроль результатов выполнения корректирующих мероприятий.

Орган по сертификации запрашивает документальное подтверждение выполнения корректирующих мероприятий и достигнутых результатов. Выполнение самих корректирующих мероприятий орган по сертификации проверяет при проведении надзорного аудита.

В отдельных случаях, для подтверждения выполнения корректирующих мероприятий орган по сертификации может провести повторный аудит по выявленным несоответствиям.

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ:

Выдача сертификата.

Получив подтверждение о выполнении всех корректирующих мероприятий и устранении несоответствий, орган по сертификации, по внутренней процедуре, готовит необходимые документы для выписки сертификата. Оформление и выдача Сертификата соответствия на систему менеджмента.

НАДО ЗНАТЬ!

Если на этапе проведения анализа документации системы управления, выявят несоответствия, орган по сертификации информирует об этом предприятие. Продолжение сертификационного аудита, переход на этап №2 возможен только при условии устранения предприятием выявленных несоответствий. Предприятие проводит оценку, сколько необходимо времени для их устранения, и информирует об этом орган по сертификации. После устранения несоответствий предприятие информирует орган по сертификации, представляя объективные доказательства по результатам выполненной работы.

Орган по сертификации анализирует представленную информацию, принимает соответствующее решение. При положительных результатах переходят к этапу №2 сертификационного аудита.

Если же говорить в целом о процедуре взаимного признания результатов сертификации различными органами по сертификации, то она не определена соглашениями между странами, а обязательным для применения документом Международного аккредитационного форума по вопросу признания сертификатов – IAF MD 2:2007 IAF Mandatory Document for the Transfer of Accredited Certification of Management Systems.

В рамках Международного форума по аккредитации (IAF) подписано многостороннее соглашение о взаимном признании сертификатов (MLA – Multilateral Agreement). Равноценность сертификатов, выданных разными органами по сертификации в мире, обеспечивается за счет механизма присоединения национальных органов по аккредитации к упомянутой сделке.

Процесс аккредитации заключается в том, что аудиторы органа по аккредитации выполняют независимую оценку системы качества сертификационного органа.

Однако это – лишь часть более широкого процесса. Сертификационный орган должен подтвердить свою техническую компетентность для проведения оценки систем качества в тех отраслях, для работы в которых он планирует получить аккредитацию.

Сертификационный орган должен контролировать работу своих аудиторов в соответствии с требованиями органа по аккредитации – в частности, при подборе кандидатов в группу аудиторов необходимо работать лишь с людьми, имеющими должный уровень подготовки или опыта. Органы по аккредитации предоставляют перечень аккредитованных сертификационных органов, область их работы.

Кроме того, в органах по аккредитации также можно получить перечень сертифицированных компаний.

  1. Заполнение заявок. Этот документ, в большинстве случаев, необходимо заполнять на английском, а информацию брать из устава, чтобы избежать ошибок.

Заявку необходимо заполнять в двух форматах: Ms Word и Adobe pdf с печатями (файлы нужны в обоих форматах для внесения в базу);

  1. Заполнение других документов (можно параллельно с заявкой);
  1. После получения этих документов, клиента оформляют в базе – этот шаг требует оформления 10 внутренних документов, на что тратят около недели. Поэтому из-за ошибок, расхождений в документах или отсутствия определенной информации вы будете терять время;
  1. Планирование даты аудита. После оформления всех документов планируют дату аудита. Однако запланированная дата может отличаться от фактической. А от этого также зависит дата выдачи сертификата;
  1. Фактический аудит, объединяет два этапа: проверку документации (как правило, с выездом на предприятие; и аудит «на месте»).

Оба этапа планируют в базе. Между первым и вторым может пройти до двух месяцев. Однако продолжительность этого срока не регламентирована, и все зависит от результатов первого этапа. Очень важным документом является принт-ордер и важно, чтобы информация в нем была правдивой (ведь исправления потребуют дополнительного времени);

  1. После проведения аудита «на месте» в течение недели происходит подготовка и загрузка документов (отчетов) в базу.

Если выполнять все по пунктам, то срок выдачи сертификата после аудита составит максимум 2 недели.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий